Жалоба в налоговую инспекцию на проверку деятельности чпредпринимателя

Жалоба на бездействие налоговой инспекции: образец

Оглавление:

  • Кто принимает жалобы на работу ФНС?
  • Как правильно составить?
  • Когда в рассмотрении жалобы могут отказать?
  • Отправка заявления через интернет
  • Итоги рассмотрения

Кто принимает жалобы на работу ФНС? Право обжаловать действия (бездействие) налоговиков каждым российским гражданином записано в ст. 137 Налогового кодекса РФ. Но куда именно направить заявление?

  • В вышестоящий налоговый орган (вышестоящему уполномоченному лицу). Управление Федеральной налоговой службы имеет право отменить любое решение региональных налоговых отделений. Так, жители Москвы вначале должны жаловаться в Управление ФНС по Москве, а затем уже апеллировать к ФНС России.

с момента нарушения до подачи жалобы прошло более года, а также были пропущены сроки для обжалования;

  • не был указан предмет обжалования или заявленные требования были не обоснованы;
  • имеется информация, которая подтверждается официальными документами, о том, что данный вид жалобы уже и так принят на рассмотрение у стоящих выше налоговых органов или должностных лиц;
  • была получена информация о том, что в силу вступило решение суда по изложенным в жалобе вопросам.

Также рассмотрению не подлежат жалобы:

  • с недостоверной или неполной информацией, без которой невозможно провести проверку;
  • если в них содержатся какие-либо ошибки или они написаны неразборчивым почерком;
  • содержащие в себя ненормативную лексику и угрозы.

Именно поэтому очень важно грамотно излагать свои мысли при составлении самостоятельном составлении жалобы.

Когда в рассмотрении жалобы могут отказать? Сотрудник налоговой службы может не принять документ к рассмотрению в следующих случаях:

  • нет необходимых реквизитов (документ составлен неправильно, с нарушением требований ст. 139.2 НК РФ);
  • текст не поддается чтению (если документ написан от руки);
  • текст жалобы содержит нецензурные выражения, брань, угрозу жизни должностных лиц и членов их семей;
  • документ подан с нарушением сроков;
  • жалоба после подачи была полностью или частично отозвана;
  • текущая версия заявления уже направлялась ранее этим же лицом;
  • нарушение было устранено еще до момента рассмотрения заявления.

У налоговой службы есть право отклонить жалобу в течение 5 дней после ее получения. Однако заявитель после этого вправе направить повторное заявление (ст.

139.3 НК РФ).

Жалобу в налоговую инспекцию могут подать не только юридические лица или индивидуальные предприниматели, но и обычные граждане. Все чаще на форумах работники задают вопросы о том, как написать жалобу в налоговую инспекцию на работодателя. Так по какому поводу можно пожаловаться на работодателя налоговикам?

Очевидно, что налоговые органы заинтересованы в собираемости налогов, а с 2017 года еще и страховых взносов. Соответственно, им можно сообщить, к примеру, о том, что ваш работодатель часть зарплаты выплачивает работникам «в конверте». А значит, НДФЛ с этой серой зарплаты никто не исчисляет, не удерживает и не уплачивает (п. 1 ст. 226 НК РФ). И не начисляет с нее взносы (пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ).

При этом невыполнение обязанностей налогового агента карается штрафом в размере 20% от неудержанной и/или неуплаченной суммы налога (ст. 123 НК РФ). И за неуплату взносов предусмотрен штраф – 20% от неуплаченной суммы, или 40% от нее же, если налоговикам удастся доказать умысел работодателя (п. 1,3 ст. 122 НК РФ).

Но здесь есть сразу несколько «но». После подачи жалобы в налоговую инспекцию на организацию вас и других работников наверняка вызовут в ИФНС в качестве свидетелей. То есть надо быть к этому готовым. Затем, скорее всего, вызовут и руководителя для дачи пояснений на зарплатную комиссию, но он вряд ли сразу во всем сознается.

Конечно, одних свидетельских показаний мало, чтобы привлечь организацию к ответственности за неудержание НДФЛ и неуплату страховых взносов. Однако прецеденты были, когда и при таких обстоятельствах налоговикам удавалось выиграть дело в суде и оштрафовать работодателя (Постановление ФАС МО от 18.01.2012 N А40-71623/10-111-46 ).

Кроме того, на основании жалобы компанию могут включить в план выездных налоговых проверок. В этом случае проверка будет общей и контролеры будут шерстить документы, касающиеся не только НДФЛ, но и всех остальных налогов. По статистике 99% таких проверок заканчиваются доначислениями.

Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются (статья 139 НК РФ).

Апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается через вынесший соответствующее решение налоговый орган (статья 139.1 НК РФ).

Форма подачи жалобы

Жалоба в налоговую инспекцию на проверку деятельности чпредпринимателя

Жалоба подается в письменной форме. Жалоба подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем. В случае подачи жалобы уполномоченным представителем лица, обжалующего акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя.Жалоба может быть направлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика (ст. 139.2 НК РФ).

  1. Фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;
  2. Обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;
  3. Наименование налогового органа, акт ненормативного характера, действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются;
  4. Основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
  5. Требования лица, подающего жалобу;
  6. Способ получения решения по жалобе: на бумажном носителе, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

(Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», приказ Минфина России от 15.01.2015 № 5н «Об утверждении административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей», приказ Минфина России от 30.09.

Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе, в следующих случаях (статья 11.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ):

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование представления заявителем документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • требование внесения заявителем при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • отказ органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

^К началу страницы

Способ обращения

Обращение направляется непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов (статья 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ).

Форма обращения

В письменной форме или в форме электронного документа (статья 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ).

  • в письменном обращении в обязательном порядке указываются: наименование государственного органа либо фамилия, имя, отчество соответствующего должностного лица (или должность соответствующего лица), фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, уведомление о переадресации обращения; гражданин в обращении излагает суть жалобы, ставит личную подпись и дату. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии;
  • в обращении, поступившем в государственный орган или должностному лицу в форме электронного документа, в обязательном порядке указывается фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме».

Как написать жалобу в налоговую инспекцию на организацию?

Внимание

Например, если работодатель выплачивает сотруднику «черную» заработную плату, то сотрудник может обратиться в налоговую службу, указав на этот факт, и потребовать наказать работодателя, а также добиться получения «белой» оплаты труда. Законодательная база Право на подачу жалобы в налоговую службу, как ИП, так юридическим или физическим лицом, закреплено в статье 138 НК РФ.

В ней же можно подробнее ознакомиться с тем, что такое жалоба и для чего она может понадобиться. Право на обжалование вынесенного решения закреплено в статье 137 НК России.

Более подробно ознакомиться с лицами, на которых можно написать жалобу и куда она должна быть подана можно в статье 139. Все сроки и решения, которые могут быть вынесены по результатам проверки жалобы, изложены во 2 и 3 пунктах статьи 140. Обращения в ФНС России Прием жалобы осуществляется только при условии, что она грамотно составлена.

Если перспектива платить НДФЛ со своих серых доходов вас не пугает, и вообще у вас конфликт с руководством и вы собираетесь увольняться, тогда смело составляйте жалобу. Подать ее можно разными способами. Но проще всего сделать это через электронный сервис на сайте ФНС «Обратиться в ФНС России». Подготовить надо будет только текст обращения. Жалобу можно подать в УФНС по вашему региону или ИФНС, в которой состоит на учете ваш работодатель, если вам известна такая информация.

Естественно, никакой утвержденной формы для таких жалоб не существует. Поэтому составить ее можно в произвольном виде.

Хочу обратиться в налоговую с заявлением о проверке налогоплательщика .Меня интересует оплатил ли он подоходный налог от сдачи в аренду жилья? Как правильно сформулировать такое заявление?

Предлагаем ознакомиться:  Куда жаловаться на работодателя анонимно, куда пожаловаться, если нарушают права, и когда нужно подавать жалобу работнику

Есть ли права у граждан заказать налоговую проверку на основании жалобы потребителя на ИП , например? Какие основания для этого нужна и в каком виде подается жалоба?

Юр. лицо находится на ликвидации (формы 15001 и 15002 поданы в ИФНС, ликвидатор назначен). В связи с ликвидацией Инспекция выносит решение о проведении выездной налоговой проверки (решение вручено ликвидатору). На ликвидацию отводится срок 129-ФЗ 2 месяца.

По истечении отведенного срока ликвидации ИФНС обязан снять юридическое лицо с налогового учета или откажет в связи с проведением налоговой проверки?

У юр. лица отсутствует какая-либо задолженность как в бюджеты так и во внебюджетные фонды, бухгалтерская и налоговая отчетность сдана.

Здравствуйте! необходим шаблон заявления в налоговую для проведения выездной проверки по жалобе, такой имеется?

Обратная сторона жалобы в налоговую

Другое неприятное «но» для работника в такой ситуации заключается в том, что теперь ему придется платить НДФЛ со всех полученных серых доходов (Письмо ФНС РФ от 02.12.2009 N 3-5-04/1774 ). Да, работодатель был не прав, когда не исчислил и не удержал НДФЛ. За это его оштрафуют. Но доход в итоге в полной сумме получил работник, следовательно, он должен уплатить с него налог и подать декларацию 3-НДФЛ (утв. Приказом ФНС России от 24.12.2014 N ММВ-7-11/671@ ).

Порядок подачи жалобы

  • жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного НК РФ, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
  • до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части;
  • ранее подана жалоба по тем же основаниям;
  • до принятия решения по жалобе налоговый орган сообщил об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу, в порядке, установленном пунктом 1.1 статьи 139 НК РФ.

Решение об оставлении жалобы без рассмотрения принимается в течение пяти дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы, либо со дня получения информации или документов об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу, и в течение трех дней со дня его принятия направляется заявителю (п.2 ст.139.3 НК РФ).

Жалоба в налоговую инспекцию на проверку деятельности чпредпринимателя

^К началу страницы

Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган, но через налоговый орган чьё решение обжалуется. То есть жалоба направляется в адрес налогового органа вынесшего оспариваемое решение, и именно он направит ее в вышестоящий налоговый орган (

п.1 ст.139 НК РФ

).

Жалоба подается в письменной форме.

Требования к оформлению жалобы

Жалоба подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем. В жалобе указываются:

  • фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;
  • обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;
  • наименование налогового органа, акт ненормативного характера которого, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;
  • основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
  • требования лица, подающего жалобу;
  • способ получения решения по жалобе: на бумажном носителе, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения.

В случае подачи жалобы уполномоченным представителем к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя.

К жалобе можно приложить документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу.

^К началу страницы

  • В канцелярию налогового органа или окно приёма документов налогового органа
  • По почте
  • По телекоммуникационным каналам связи
  • Через личный кабинет налогоплательщика
  • Лично
  • Через представителя
  • Представители ( Глава 4 ст. 27,29 НК РФ )

    Законных представителей
  • это представители организации по закону или на основании учредительных документов (п.1 ст. 27 НК РФ)

  • это представители физического лица в соответствии с гражданским законодательством (п.2 ст.27 НК РФ).

  • Уполномоченных представителей
    • это представители действующие на основании доверенности ( ст. 29 НК РФ).

Куда пожаловаться на налоговую инспекцию?

Такая жалобы имеет ряд особенностей:

  1. Жаловаться следует на конкретное должностное лицо, а не на организацию в целом.
  2. Обращение в Прокуратуру РФ подразумевает выявление грубых нарушений, носящих систематический характер.
  3. Документ не должен быть объемным, но в нем должны быть изложены четко сформулированные претензии, доказательства и требования заявителя.

Срок рассмотрения прокуратурой жалоб составляет от 15 до 30 дней от даты регистрации документа. Направить жалобу можно:

  • ценным почтовым отправлением с описью вложения;
  • через специальный ящик «Для обращений и заявлений», установленный в помещении прокуратуры.

Отстоять свои права, которые были нарушены, может любое лицо.

Для этого необходимо составить соответствующее обращение в вышестоящие инстанции налоговой инспекции.

Куда пожаловаться на налоговую инспекцию?

Важно

НК РФ). Подписать жалобу должно лицо, ее подающее, или же представитель (п. 1 ст. 139.2 НК РФ). Кстати, если жалобу подает уполномоченный на то представитель, то к ней нужно приложить документы, подтверждающие эти полномочия, например, доверенность (п.

4 ст. 139.2

Инфо

НК РФ). Отметим, что утвержденной формы жалобы нет, но можно воспользоваться формой, размещенной на сайте ФНС в разделе «Досудебное урегулирование налоговых споров». Способы подачи жалобы Жалобу можно подать (п. 1 ст. 139.2 НК РФ):

  • на бумаге (лично или по почте);
  • в электронном виде по ТКС;
  • через личный кабинет налогоплательщика.

Порядок подачи жалобы на ИФНС Несмотря на то что жалобу нужно подать в УФНС, плательщик представляет ее именно в ИФНС, а налоговики уже передадут ее в Управление в течение трех рабочих дней со дня поступления жалобы (п.

6 ст. 6.1, п. 1 ст. 139 НК РФ).

Есть вопрос к юристу?

«Заказать проверку» невозможно. Возможно сообщить об имеющемся нарушении налогового законодательства со стороны индивидуального предпринимателя. В таком случае налоговая проведет проверку по вашему заявлению.

Если вы конкретизируете вопрос, на него можно будет ответить более подробно. В частности какие нарушения вы предполагаете у ИП.

Гражданин вправе пожаловаться в налоговую инспекцию. Однако нужно учитывать, что итоговое решение о необходимости проведения проверки зависит от руководителя налогового органа.

Жалоба в налоговую инспекцию на проверку деятельности чпредпринимателя

Если потребитель посчитает, что нарушены его права как потребителя он вправе обратиться в Роспотребнадзор по области, это в большей мере гарантирует защиту его прав как потребителя. Поскольку обращение в налоговые органы потребителя напрямую не затрагивают его права и не влияют на взаимоотношения с продавцом.

Добрый день! Для проведения проверки необходимы основания — нарушения законодательства в отношении налогов или граждан при оформлении сделки (это может быть неправильно оформленные документы при купле-продаже или вообще их не оформление и многое другое) — таким образом, вы можете подать заявление в простой письменной форме изложив подробно в хронологическом порядке ситуацию с привязкой по датам и приложением копий доказательных документов если они есть и просите: 1.

Провести проверку по данному факту с применением мер воздействия и привлечения к установленной ответственности должностных лиц ИП ___, в том числе административного порядка. 2. О принятом решении по существу заявления прошу сообщить по адресу: ____. Подавайте в двух экз. на втором (Вашем) пусть поставят Вх № __ — о приёме от вас заявления и ждите реакции и письменного ответа. С уважением.

Полностью согласен с предыдущими ответами. Дополнение, не рассчитываю на гонорар. Бланк заявления.

Нет. «заказать» гражданин не может проверку.

Основания проверок указаны в частности в Приказе ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@(ред. от 10.05.2012)«Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.Осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение 2-х и более календарных лет.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Так что если есть указанные основания, тогда есть основания для проверки.

А жалоба потребителя это скорее Роспотребнадзор, а не налоговая.

заказать налоговую проверку

Именно заказать проверку не получится, потому что, как Вам уже указали коллеги, налоговые органы не работают по принципу многих других госструктур, то есть не проводят внеплановые проверки по поступившим заявлениям и жалобам.

Обратиться с жалобой в налоговый орган Ваше право.

Поскольку Вы обжалуете не действия налоговиков, а иного лица (ИП), то порядок подачи жалоб, предусмотренный НК РФ, в данном случае неприменим.

Подать жалобу необходимо с соблюдением порядка, установленного Федеральным законом РФ от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 24.11.2014)«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (текст закона ТУТ).

Статья 7. Требования к письменному обращению1. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

Предлагаем ознакомиться:  Зачем приватизировать землю под частным домом

Жалоба в налоговую инспекцию на проверку деятельности чпредпринимателя

2. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

3. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.

Жалобу необходимо подать в налоговый орган по месту регистрации ИП.

По общему правилу, обращения рассматриваются и по ним дается ответ в течение 30 дней с момента регистрации обращения (жалобы) (ст. 12 Закона № 59-ФЗ).

Доводы, которые будут изложены Вами в жалобе, приложенные подтверждающие документы, будут рассмотрены налоговиками в пределах их компетенции (как правило, при рассмотрении жалобы налоговые органы достаточно ограничены в своих действиях по проверке, однако, указанные Вами доводы могут быть проверены при проведении камеральной проверки представленных налогоплательщиком деклараций), Вам будет дан письменный ответ.

На практике, если есть возможность проверить доводы по сведениям, имеющимся у налоговиков, такая проверка проводится сразу, если нет — Вам, при наличии оснований, будет направлен ответ о том, что налогоплательщик будет включен в план проверок.

Если нарушены Ваши права как потребителя, то действительно более действенным методом будет направление жалобы в Роспотребнадзор, который вправе проводить проверки по поступившим жалобам.

Для того, чтобы у налогового органа возникло желание провести проверку, необходимо подать заявление либо жалобу. в которой указать о нарушениях законодательства, которые Вам известны либо которые вы усматриваете. только в этом случае возможно проведение проверки. просто так по жалобе на тот или иной субъект налоговая проверка проводиться не будет

Жалоба в налоговую инспекцию на проверку деятельности чпредпринимателя

Если вы предъявите в налоговую полный пакет документов, который необходимо для внесения записи о ликвидации юр.лица, то налоговая обязана будет внести соответствующую запись в реестр, независимо от того, окончен срок проверки или нет.

Пунктом 5 ст. 22 Закона N 129-ФЗ установлено, что государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется в сроки, предусмотренные ст. 8 данного закона.Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

После представления документов, предусмотренных ст. 21 Закона N 129-ФЗ, налоговый орган не вправе продолжать проведение выездной налоговой проверки, начатой в связи с ликвидацией организации, поскольку срок предъявления требований кредиторов (в том числе налогового органа) к ликвидируемой организации уже истек.

Данный вывод следует из Определения ВАС РФ от 16.03.2009 N 2832/09, в соответствии с которым признано незаконным решение налогового органа об отказе в государственной регистрации юридического лица, вынесенное на основании того, что в ликвидационном балансе не указана сумма задолженности по налогу, установленная на основании акта выездной налоговой проверки от 24.01.

2008 (после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц 16.01.2008 записи о составлении промежуточного ликвидационного баланса). При этом довод налогового органа о задолженности, имеющейся у организации на момент его обращения с заявлением о государственной регистрации ликвидации организации, правомерно признан несостоятельным, поскольку проверка соблюдения организацией налогового законодательства проведена налоговым органом в период осуществления ликвидационных процедур и до представления ликвидатором указанного заявления налоговый орган вправе был направить ему соответствующее требование.

В соответствии с п.8 ст .63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно ст.84 НК РФ постановка на учет, снятие с учета в налоговых органах организаций и физических лиц по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, а также внесение изменений в сведения о них в налоговых органах осуществляются в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

К вам пришел налоговый инспектор. Что делать?

Оглавление журнала

      В предыдущей публикации 1 вы познакомились с видами налоговых проверок, выяснили, чем они различаются, в какие сроки должны проводиться, какие документы составляются по их завершении и что должно найти в них обязательное отражение.

Подробно рассмотрев процедуру проведения двух основных видов налоговых проверок, разобравшись с правами и обязанностями как своими, так и проверяющих, следует ответить на вопрос: какие проверки требуют наибольшего внимания со стороны налогоплательщика? Раньше наибольшие неприятности налогоплательщикам доставляли именно выездные налоговые проверки.

Жалоба в налоговую инспекцию на проверку деятельности чпредпринимателя

Однако в свете изменений налоговыми органами тактики проверочных мероприятий налогоплательщику следует уделять особое внимание камеральным налоговым проверкам. В прошлом году налоговики поставили перед собой задачу довести результативность выездных налоговых проверок до 100%-ного уровня. И вот по текущим показателям выездных проверок налоговые органы рапортуют о 70%-ном результате.

То есть, согласно их данным, всего около одной трети выездных проверок не заканчиваются доначислением налогов. Представляется, однако, что процент успешных выездных проверок несколько завышен либо заявлен без учета статистических данных об удачно оспоренных в Арбитражном суде решениях налоговых органов.

Тем не менее, если такое заявление было сделано, налогоплательщикам следует ожидать усиления контроля со стороны налоговых органов. Известно также, что данное усиление будет производиться за счет повышения роли камеральных проверок, целью которых станет, в том числе, выявление тех налогоплательщиков, которых следует более тщательно проверить в ходе выездных мероприятий.

  • организовать постоянное и качественное ведение бухгалтерского и налогового учета;
  • организовать разумный и правильный документооборот на предприятии:
  • строго наказывать сотрудников, несвоевременно или не в полном объеме сдающих документы в бухгалтерию;
  • предоставлять договора, особенно затратные, на визирование в бухгалтерию или налоговый отдел до, а не после их заключения, когда изменение условий уже невозможно;
  • своевременно и в должном объеме сдавать отчеты;
  • стараться всегда показывать прибыльную деятельность;
  • особенно корректно оформлять сделки, привлекающие внимание налоговых органов, либо вообще исключить их из хозяйственной деятельности (информация о таких сделках будет приведена далее более подробно);
  • при проведении любых сделок всегда должна быть соблюдена «доктрина деловой цели», а ее обоснования в виде тех или иных внутренних документов должны храниться вместе с материалами по данной сделке либо цепочке сделок;
  • периодически проводить на своем предприятии «репетицию» налоговой проверки.
  • правомерные требования, связанные с допущенными налогоплательщиком правонарушениями;
  • требования, возникшие из-за спорной ситуации или неточностей и противоречий законодательства;
  • неправомерные требования.

    Из бесед с инспекторами, находящимися «по ту сторону баррикад», можно сделать вывод:
    проверяющим дается установка — «цепляться» ко всему, что выглядит хоть сколько-нибудь сомнительно. В случае если налогоплательщик аргументированно отстаивает свою позицию — отказываться от однозначно неправомерных, а в каких-то случаях и от спорных требований.
    Еще одним доводом в пользу тезиса о целесообразности ведения спора с налоговиками является тот факт, что проверяют предприятие одни сотрудники налоговых органов, а в суде с налогоплательщиком встречаются совсем другие. Поэтому даже обоснованные замечания первых не всегда также аргументированно отстаиваются вторыми.
    При этом можно рекомендовать согласиться с какими-нибудь требованиями из первой категории, но только с теми, которые адекватны финансовым возможностям компании.
    Все остальные замечания надо стараться оспорить. От того, насколько компетентно это будет делаться на стадии проверки, будет зависеть и результат акта, и последующее решение налогового органа.
    Даже в случае идеальной организации системы учета и уплаты налогов желательно специально оставлять какую-нибудь незначительную налоговую ошибку, которую можно было бы предъявить при проверке.
    Следует отметить, что правильным является проведение проверки в помещении налогоплательщика, а не предоставление документов проверяющим в инспекцию. Но в этом случае доступ к проверяющим должен быть ограничен для всех сотрудников организации, за исключением нескольких профессионалов, ответственных за представление документов и информации проверяющим. Эти люди должны выбрать такой стиль общения, который позволит вступить с проверяющими в диалог, благодаря чему ваши сотрудники смогут последовательно анализировать все вопросы проверяющих и ход их рассуждений, давать логически четкие и уверенные объяснения по всем задаваемым вопросам. Если предприятию это по карману, для таких случаев можно приглашать специального представителя — того же налогового консультанта или аудитора, для которого подобный разговор — регулярная деятельность. Подобный специалист наверняка добьется успеха в переговорах, поскольку, не неся персональной ответственности перед фискальными органами, он не испытывает страха, возникающего обычно при контакте с проверяющими. Страха, от которого тяжело избавиться сотруднику проверяемой организации. Однако залогом подлинного успеха такого представителя будет его заблаговременное приглашение в организацию, поскольку даже профессионалу необходимо время на ознакомление с делами предприятия.
    Что касается предоставления проверяющим документации, то, как уже отмечалось, показывать необходимо все документы, которые непосредственно, напрямую были названы инспектором. То есть отдавать надо только то, что просят, и, если запрос сформулирован не вполне конкретно, не бояться уточнять, какие именно материалы и информацию хотят получить проверяющие. Следует помнить, что установленный законом срок подачи документов в ходе проверки — пять дней, и это действительно разумно, так как не все может быть сразу найдено, особенно когда речь идет о прошлых периодах в деятельности организации. Поэтому предоставлять документы, особенно по тем вопросам, которые смущают само предприятие, необходимо последовательно, один за другим. В этом случае и проверяющие, продвигаясь шаг за шагом, по истечении некоторого времени могут попросту забыть, что вызвало их замечания и почему их интересовали те или иные сведения. Но все-таки лучше не злоупотреблять терпением инспекторов. Следует всегда быть сдержанным и любезным, а на сложные вопросы отвечать примерно так: «Сразу данный документ мы не нашли, но обязательно отыщем, вспомним и принесем».
    В отношении информации и объяснений, особенно при применении налоговых или организационных схем, на вопрос проверяющих «для чего это было сделано?» у предприятия всегда должен быть наготове простой и убедительный ответ. Если в объяснениях будет путаница или запинки, проверяющие останутся неудовлетворенными и будут «копать» дальше.
    Но вот уже непосредственная проверка завершена, и инспекторы покинули предприятие. Расслабляться, однако, в этот момент преждевременно, так как основную активность в случае несогласия с мнением проверяющих налогоплательщику необходимо проявлять именно сейчас. Если специалисты компании, компетентные в данной области, взаимодействовали с инспекторами, они уже могут предположить, даже не получив акт на руки, что именно не понравилось проверяющим и может быть вменено предприятию в вину. Поэтому готовиться к представлению своих возражений необходимо уже в ходе проверки. Напомним, предприятие имеет право в двухнедельный срок передать в инспекцию свои письменные возражения на акт — разногласия. Подготовка этого документа — процесс очень трудоемкий, срок отведен короткий, поэтому оформлять разногласия следует очень и очень быстро. Причем все высказанные налоговыми органами претензии в этом документе должны быть опровергнуты в высшей степени убедительно, обоснованно, со ссылкой на нормы закона. После подачи разногласий необходимо договориться об их рассмотрении с руководителем инспекции (либо иным полномочным лицом) до вынесения решения и на этом обсуждении добиться снятия неправомерных и спорных замечаний.
    Итак, после изучения всех разногласий налогоплательщика, многие из которых могут быть отвергнуты, руководитель инспекции выносит решение, где указываются правонарушения налогоплательщика и финансовые санкции.
    В этом случае, если решение предприятие не устраивает, оно может его обжаловать в вышестоящий налоговый орган, либо в Арбитражный суд, либо и туда, и туда. Срок для обжалования также очень короток — всего три месяца с момента вынесения решения. Поэтому и здесь следует поторопиться. В основу требований, излагаемых в исковом заявлении в суд, обычно ложатся заявленные ранее разногласия. Однако они, как правило, дорабатываются в соответствии с теми возражениями, которые выдвигались на предыдущем этапе при обсуждении с руководителем инспекции и были изложены в его решении. Куда обратиться с обжалованием, необходимо решать в каждом случае индивидуально, но все-таки Арбитраж скорее займет позицию налогоплательщика.

    Предлагаем ознакомиться:  Задолженность по пеням перед налоговой

    Важно знать
    Принудительное взыскание недоимки и пеней с организаций производится в бесспорном порядке, а с физических лиц — в судебном. Взыскание недоимки по налогу и пени не является применением к налогоплательщику мер ответственности. То есть — это не наказание, а принудительное исполнение обязанности по уплате налога и компенсация потерь государства за его несвоевременное получение. Поэтому и недоимка, и пени взыскиваются в бесспорном порядке, т. е. решения суда налоговому органу для их взыскания не требуется.
    За налоговое правонарушение налогоплательщик несет определенную ответственность, представляющую собой разновидность административной ответственности. Налоговая ответственность может быть применена к юридическим и физическим лицам на основании письменного акта — решения руководителя налогового органа или его заместителя. Реализуется налоговая ответственность в форме налоговых санкций — штрафов, взыскание которых не освобождает налогоплательщика от обязанности по уплате недоимки и пеней.

    Важно знать
    Налоговое правонарушение и налоговое преступление — разные вещи. Правила наказания за их совершение тоже различаются. К уголовной ответственности за налоговое преступление привлекается не предприятие, а его должностные лица — в основном руководитель и главный бухгалтер. Уголовное дело возбуждается в том случае, если размер неуплаты налога признается в размере 1 млн 500 тыс. руб. либо 500 тыс. руб. (в сумме за три года, если эта величина составляет более 10% от всей суммы налогов, подлежащих уплате за этот период). Максимальное наказание за уголовное преступление в данной категории дел — семь лет лишения свободы. Привлечение организации к налоговой ответственности не освобождает ее должностных лиц от уголовной.

    Некоторые вопросы, связанные с судебными спорами по налоговым вопросам
    В соответствии с Арбитражно-процессуальным кодексом РФ споры налогоплательщиков: организаций и индивидуальных предпринимателей с налоговыми органами подлежат рассмотрению в Арбитражных судах. Данная процедура начинается после обращения либо налогоплательщика, либо налогового органа в Арбитражный суд с исковым заявлением. Не станем останавливаться на случаях, когда в суд обращаются налоговые органы, отметим только, что в случае несогласия с их решением налогоплательщик, помимо отзыва на иск налоговиков, имеет право подать встречный иск. Самое главное — соблюсти требования исковой давности, т. е. сроки. В настоящий момент срок исковой давности заметно сокращен: если ранее он составлял три года, то сейчас — всего три месяца с момента вынесения решения налоговым органом.
    Встречный иск представляет собой заявление, схожее с тем, которое подается в том случае, если первым в суд обращается налогоплательщик, а не налоговый орган. Какие же иски можно подать против налоговых органов?

    1. О признании недействительными актов налоговых органов: требований, решений, постановлений, писем и т. п. документов, подписанных руководителем (заместителем руководителя) ИМНС и касающихся конкретно налогоплательщика.
    2. О признании незаконными действий должностных лиц налоговых органов.
    3. О признании незаконными бездействия должностных лиц налоговых органов и понуждении должностных лиц налоговых органов к совершению соответствующих действий.
    4. Об оспаривании решений налоговых органов о привлечении к административной (налоговой) ответственности.
    5. О взыскании с налоговых органов убытков, которые причинены налогоплательщику незаконными действиями последних.

    Исковое заявление подается в суд по месту нахождения налогового органа, против которого подается иск.
    Исковое заявление должно соответствовать определенной форме, предусмотренной ст. 125 АПК РФ; к нему прилагаются оговоренные ст. 126 АПК РФ дополнительные документы. Очень важно, чтобы среди них была копия почтовой квитанции или иного уведомления, свидетельствующего о том, что второй экземпляр искового заявления отправлен ответчику — налоговому органу.
    Если иск, подаваемый против налогового органа, связан с обжалованием решения о взыскании недоимки, пени или штрафов, одновременно с исковым заявлением рекомендуется представить в суд ходатайство о применении мер по обеспечению иска. Обеспечительные меры установлены в ст. 91 АПК РФ. Их достаточно много, но в подобной ситуации для налогоплательщика будут наиболее актуальны две из них:

  • запрещение ответчику совершать определенные действия;
  • приостановление взыскания по оспариваемому истцом (налогоплательщиком) документу, взыскание по которому производится в бесспорном порядке (это инкассовое поручение налогового органа о взыскании недоимки и пени).

    Заявление об обеспечительных мерах может быть подано в любой момент по ходу судебного заседания, пока суд не вынес решения. Однако следует помнить, что подача искового заявления автоматически не приостанавливает бесспорное взыскание с налогоплательщика недоимки или пени.
    Судебное дело проходит несколько стадий. Изначально проводятся подготовка дела к судебному разбирательству и предварительное судебное заседание. Далее непосредственно судебное заседание. Рассматривается дело по существу. Выносится судебное решение, которое, как правило, вступает в силу по истечении месячного срока с момента его принятия, если не была подана апелляционная жалоба. Если же это случилось, решение вступает в силу со дня принятия судебного постановления (аналог решения) апелляционным судом. Решения суда об оспаривании ненормативных правовых актов налогового органа, действий и бездействий должностных лиц подлежит немедленному исполнению, т. е. сразу же после принятия.
    Решение суда может быть в течение месяца обжаловано в апелляционной инстанции как не вступившее в законную силу. После вступления в законную силу — в течение двух месяцев в кассационной инстанции.
    После этих двух инстанций решение суда может быть пересмотрено только в особых случаях в порядке судебного надзора либо по вновь открывшимся обстоятельствам. На практике судебные споры редко доходят до высоких инстанций, заканчиваясь обычно на этапе кассации.

    Что нужно знать об исполнении судебных решений
    Как правило, решения исполняются на основании выдачи судом специального документа — исполнительного листа. В данной категории споров многие решения обязательны к исполнению с момента их принятия, некоторые с момента, указанного в самом решении.
    В соответствии с законом все, в том числе и налоговые органы, обязаны исполнять вступившие в силу решения суда. Однако очень часто налоговые органы саботируют исполнение судебных решений. Что делать в этом случае? За неисполнение решения суда на соответствующих должностных лиц налоговых органов может быть наложена ответственность, вплоть до уголовной (ст. 315 УК РФ). Санкция по данной статье весьма сурова. Поэтому, если налоговый орган не исполняет судебное решение, его действия можно обжаловать в арбитражном суде, а потом, в случае дальнейшего бездействия «налоговой», — обратиться в прокуратуру.

    Виды сделок, которые при проведении налоговых проверок могут привлечь повышенное внимание налогового инспектора:

  • сделки, в совершении которых явно отсутствует смысл либо не преследующие очевидной деловой цели (например, приобретение векселей с последующим погашением без получения какой-либо выгоды);
  • необычные для данного налогоплательщика сделки, особенно произошедшие в конце отчетного периода (например, оплата услуг разового характера на большую сумму);
  • сделки, суть которых противоречит их форме (например, оформление купли/продажи договором простого товарищества);
  • сделки, осуществленные нетипичным для данного предприятия способом (например, оплата наличными, тогда как обычно использовался безналичный расчет);
  • убыточные сделки;
  • сделки с фирмами, зарегистрированными в оффшорных зонах;
  • оплата информационных или маркетинговых услуг на значительную для данного предприятия сумму при отсутствии явно выраженного результата;
  • сделки, в которых цена заметно превышает рыночную цену.

    Заключение
    Подводя итог, хочется отметить, что, хотя ни один налогоплательщик сегодня не застрахован от проведения налоговой проверки, не следует думать, будто он не в состоянии повлиять как на ход проверки, так и на ее результаты. В этой статье сделана попытка предоставить информацию, владение которой позволит руководителю предприятия адекватно и без паники реагировать на известие о предстоящем визите налоговых инспекторов, правильно вести себя в ходе проверки и не впадать в отчаяние, даже если по ее результатам будут начислены крупные суммы недоимки, пеней и штрафов. Практика показывает, что большой процент вынесенных по результатам проведения налоговых проверок решений можно и нужно оспаривать, так как суды чаще всего выносят решения в пользу налогоплательщиков. Но, чтобы результатом проведения проверки не стало закрытие бизнеса из-за непосильных недоимок, налоговых санкций и расходов на судебные разбирательства, руководитель должен так организовать работу своего предприятия, чтобы оно всегда было готово к прохождению проверки. Как этого добиться, вам, надеемся, теперь известно.

    1 Иванова И. «Налоговая проверка — пуля в лоб?» // «Управление компанией». — 2005. — № 7. — с. 60-64.

    Еще по теме:

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Юридическая помощь
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock detector