Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-26 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-74-92 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 550-95-86 (бесплатно)

Как оформить земли лесного фонда в собственность?

Что означает понятие захвата?

Захват земель – это административное правонарушение, которое характеризуется самовольным использованием земельных участков, к которым приравниваются и участки леса. Согласно статье 7.1 КоАП РФ в этом случае наступает административная ответственность.

Размеры штрафов, если заняты земли лесного фонда, могут определяться только должностными лицами органов, уполномоченных на защиту и охрану лесного фонда. Размеры штрафов зависят от статуса правонарушителя:

  1. Максимальные размеры штрафов назначаются юридическим лицам.
  2. Средние – должностным.
  3. Минимальные – физическим лицам.

В категорию административных правонарушений входят:

  • неоформленные прирезки;
  • несанкционированные застройки.

После уплаты штрафа, нарушителю будет вменено обязательство провести рекультивацию участка, то есть снести все постройки и убрать незаконные межи, чтобы в установленных местах продолжала функционировать лесная экосистема.

В особых случаях, когда лесным угодьям нанесён существенный ущерб, или когда присвоение участка связано с мошенническими действиями, может следовать уголовная ответственность в силу статьи 159 УК РФ. Она может привести к лишению свободы сроком до 2 лет. При участии группы лиц – до 6 лет.

Земли лесного фонда принадлежат государству, в собственность физических и юридических лиц не оформляются. Для их получения в собственность нужен перевод земель в другую категорию, что допустимо только по решению Правительства РФ. За самозахват таких участков может следовать административная и уголовная ответственность.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА

• лесные земли, включающие земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, редины, погибшие древостои, участки, занятые питомниками, прогалины, пустыри и др.);

• нелесные земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства (просеки, дороги, болота и другие земли).

С 1 января 2007 г. вступил в силу Лесной кодекс РФ, принятый 4 декабря 2006 г. Новый Кодекс установил принципиально иной подход к регулированию лесных отношений.

Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются Лесным кодексом РФ.

На землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса, проводится лесоустройство.

Земли лесного фонда согласно ст. 3 ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» находятся в федеральной собственности.

Распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством (ст. 10 ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»).

Земли лесного фонда

Лесной кодекс устанавливает минимальные размеры арендной платы в зависимости от вида использования лесных участков (с изъятием лесных ресурсов или без их изъятия), на основе которых определяется размер арендной платы (ст. 73).

Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, проводимого в соответствии с гл. 8 данного Кодекса.

Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом РФ, если иное не предусмотрено Лесным кодексом РФ.

Лесной кодекс РФ определяет три случая, когда лесной участок может предоставляться для использования не на праве аренды, а на иных правах: на праве постоянного (бессрочного) пользования (например, казенным предприятиям), безвозмездного срочного пользования (например, при строительстве гидротехнического сооружения на основе государственного или муниципального контракта полностью за счет бюджетных средств).

Раздел VII. ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА, ЗЕМЛИ ВОДНОГО

ФОНДА И ЗЕМЛИ ЗАПАСА

Полномочия Советов народных депутатов, предусмотренные ст. 94 Земельного кодекса РСФСР, осуществляются соответствующими местными администрациями.

Лесной фонд занимает более трети территории Российской Федерации. Правовой режим лесного фонда и занимаемых им земель детально регулируется ЛК РФ, принятым Государственной Думой 22 января 1997 г. Он осуществляет регулирование лесных отношений с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, как о природном объекте, имеющем важное экологическое, экономическое и социальное значение.

Объектами лесных отношений закон называет лесной фонд Российской Федерации, участки лесного фонда, леса, не входящие в лесной фонд, древесно-кустарниковую растительность и земли лесного фонда.

Избирательное право учебник

Владение, пользование и распоряжение лесным фондом и не входящими в лесной фонд лесами осуществляется с учетом глобального экологического значения лесов, их воспроизводства, длительности выращивания и иных природных свойств леса.

Лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. В соответствии с федеральным законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов Федерации.

Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом (ст.

Земли лесного фонда — одна из значительных площади категорий земель. Эти земли служат главным средством производства в лесном хозяйстве. Отношения, связанные с использованием и охраной этих земель, урегулированы как земельным, так и лесным законодательством.

Объединение понятий леса и земель, на которых размещены леса, произведено в Лесном кодексе Российской Федерации. В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса РФ в состав лесного фонда включены все леса, за исключением тех, которые расположены на землях населенных пунктов и обороны, а также земли, не покрытые лес растительностью, но относящиеся к лесному фонду.

Оформить земли лесного фонда в собственность

Основную часть лесного фонда образуют леса. К лесному фонду и к землям лесного фонда не относятся: деревья и группы деревьев, а также иная древесно-кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения; защитные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог, каналов; деревья и группы деревьев, а также озеленительные насаждения в городах и других населенных пунктах,произрастающие на землях, не занятых городскими лесами; деревья и группы деревьев на приусадебных, дачных и садовых участках.

1) лесов государственного назначения, т.е. лес находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных и лесов и лесов заповедников;

2) колхозных лесов, т.е. лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в пользова­ние.

Леса составляют собственность государства и предос­тавляются только в пользование; Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на леса, запрещаются.

В соответствии с хозяйственным значением лесов, их местоположением и выполняемыми функциями устанав­ливается деление лесов на группы.

К первой группе относятся леса, выполняющие водо-охранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоро­вительные и иные функции, связанные с сохранением природного баланса, поддержанием экологического бла­гополучия, леса заповедников, национальных я природ­ных парков, заповедные лесные участки, леса, имеющие научное или историческое значение, природные памят­ники, лесопарки, лесоплодовые насаждения.

Ко. второй группе относятся леса в районах с высо­кой плотностью населения и развитой сетью транспорт­ных путей, имеющие защитное и ограниченное эксплуа­тационное значение, а также леса с недостаточными лесосырьевыми ресурсами, для сохранения защитных функций которых, непрерывности и неистощенности пользованияими требуется более строгий режим лесопользования; все колхозные леса, не вошедшие в состав первой группы.

К третьей группе относятся леса многолесных райо­нов, имеющие преимущественно эксплуатационное зна­чение и предназначенные для непрерывного удовлетворе­ния потребностей народного хозяйства в древесине без ущерба для защитных свойств этих лесов. Леса этой группы делятся на освоенные и резервные.

Резервными признаются леса, которые не вовлечены в эксплуатацию вследствиеих удаленности от транспортных путей и по другим причинами.

Производство и воспроизводство

При отнесении лесов к соответствующим группам одновременно определяются границы земель, занятых лесами каждой группы. Земли лесного фонда одновременно являются само­стоятельным объектом правового регулирования. Кодексе о земле устанавливает общий порядок предоставления земель лесного фонда, основные черты их правового режима, основания прекращения права землепользования этими землями. Одновременно использование лесных земель регулирует и лесное законодательство.

В Республике Беларусь земли лесного фонда составляют однуиз самых больших категорий земель.

Земли лесного фонда выполняют важные функции: служат главным средством производства в лесном хозяйстве, поддерживают экологический баланс, служат резервом для расширения хозяйственной деятельности непосредственно не связанной с использованием лесов (сельского хозяйства, строительной, транспортной отраслей).

Внутренняя структура земель лесного фонда закреплена в законодательстве. Эти земли подразделяются на земли, покрытые лесом, и земли, не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства. Термин «лесная площадь» шире понятия земель, покрытых лесом.

1) угодья — пашни, сенокосы, пастбища, другие сельскохозяйственные угодья;

2) земли под озерами, реками, водоемами;

3) лесные дороги, просеки, торфоразработки,земельные участки, занятые питомниками, карьер противопожарными разрывами;

Как осуществляется аренда участка, относящегося к лесному фонду?

Отличительным моментом заключенных договоров на аренду земель лесного хозяйства считается их срочность. Арендовать их может частное лицо или организация на период от 10 до 49 лет. Однако арендатор имеет полное право продлить договор, но только если он в течение всего срока аренды соблюдал все его пункты.

Договор пожизненной ренты

Купить деревья и другие насаждения в лесополосе под вырубку не воспрещается. Как правило, договор на этот вид деятельности заключается на срок до одного года. Для определения стоимости берется ставка за единицу объема и умножается на общее количество вырубки деревьев. Для частных лиц ставки определяются Правительством РФ.

Документ, подтверждающий куплю-продажу, должен быть подписан по окончании аукциона. Его условия могут быть изменены в случае серьезных происшествий на купленных землях, а также смены вида деятельности.

Договор на приобретение насаждений лесополосы позволяет не переплачивать средства за аренду, а получать земли для узконаправленного целевого назначения.

Важно! Все договоры должны быть переданы в Регистрационную Палату. Для этого вам предварительно потребуется создать кадастровый план территории.

Согласно ЗК РФ п.4 ст. 27 и ФЗ п.8 ст. 28 земли, ограниченные для использования или снятые с оборота, запрещено передавать во владение частным лицам.

К перечню таких участков относятся:

  • Кладбища.
  • Охраняемые территории лесного фонда и водные ресурсы на нем.
  • Участки земли, принадлежащие ВС РФ.
  • Заповедники, относящиеся к государству, а также национальная парковая зона.

Перевести лесные земли в иную категорию можно при условии:

  • Изменения их предназначения, зафиксированного в лесоустроительных документах либо документации территориальной планировки и документации по планированию строительных работ, использования различных объектов (в сфере здравоохранения, культурно-бытовой, ЖК, социальной области), а также разного вида дорог;
  • При изменении либо закреплении границ поселения.
Предлагаем ознакомиться:  Патент для работы у физических лиц

Существуют в законе определенные ситуации, которые являются основой для перевода земель лесного фонда в земли иных категорий:

  • Если территория лесного массива планируется использоваться для других целей, чему свидетельствуют изменения в документации по лесоустройству;
  • Расположение лесных участков рядом с муниципальным образованием, которое расширяет границы территорий, и часть земель лесного фонда переводится в состав земель поселения;
  • Экологическая комиссия признала необходимым вырубку леса и осуществление смены категории землепользования конкретных участков земельного массива;
  • Если территория лесного массива более не может применяться по прямому назначению в связи с отсутствием лесной растительности или невозможности высадки саженцев для восстановления лесного фонда;
  • Часть территории, которая относилась к землям лесного фонда, освобождена от объектов инфраструктуры, создаваемых для обеспечения лесохозяйственной деятельности по причине невостребованности.

Иные причины не будут рассмотрены как существенные при решении вопроса о смене категории участка земли лесного фонда.

Статья 101 Земельного кодекса. Земли лесного фонда

(Указ Президента РФ от 24.12.1993 N 2287).

Статья 94. Земли лесного фонда

Землями лесного фонда считаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности.

Порядок использования земель лесного фонда регулируется законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР.

Неиспользуемые для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности сельскохозяйственные и другие угодья могут предоставляться лесохозяйственным и промышленным предприятиям во временное пользование для сельскохозяйственных целей в соответствии со статьей 14 настоящего Кодекса.

В местах проживания малочисленных народов и этнических групп соответствующие Советы народных депутатов предоставляют в пользование и передают в аренду колхозам, совхозам, госпромхозам, а также в собственность, владение или аренду гражданам земли лесного фонда для северного оленеводства и охотничьего промысла.

Статья 95. Земли водного фонда

К землям водного фонда относятся земли, занятые водоемами, ледниками, болотами, за исключением тундровой и лесотундровой зон, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода (по берегам) водоемов, магистральных межхозяйственных каналов и коллекторов.

Земли водного фонда используются для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение питьевых, бытовых, оздоровительных и других нужд населения, а также водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных и общественных потребностей.

Порядок использования земель водного фонда определяется законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР.

Статья 96. Земли запаса

Землями запаса являются все земли, не предоставленные в собственность, владение, пользование и аренду. К ним также относятся земли, право собственности, владения и пользования которыми прекращено в соответствии со статьями 39 — 44 настоящего Кодекса.

Земли запаса находятся в ведении сельских, поселковых, городских, районных Советов народных депутатов в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса.

Как оформить земли лесного фонда в аренду

Переуступку арендованных земель важно отличать от субаренды. Если при субаренде арендатор передает часть земельного участка во временное пользование другому лицу, то в случае переуступки, право аренды полностью переходит к третьим лицам.

Важно! Законом запрещено оформлять переуступку прав аренды без официального согласования с арендодателем, то есть с государственным органом.

Государственный орган является заинтересованным лицом в продолжение целевого использования земель лесополосы, поэтому он, сначала тщательно проверяет потенциального арендатора, а уже потом дает свое согласие или отказ на право пользования участком.

Если участок имеет месторасположение на территории РФ, то только Федерация имеет право на его эксплуатирование.

Но государство может передать такие земли в аренду лицам: физическим или юридическим. Ограничение в использовании леса могут возникать исключительно при появлении угрозы жизни, такой как пожар или нестабильная экологическая ситуация в лесу.

Процедура оформления права собственности происходит по определённому алгоритму, основная часть которого ориентирована на получение разрешения правительственного распоряжения о переводе участка в другую категорию. Для этого требуется:

  1. Выбрать подходящий участок лесного массива, который не может использоваться в качестве леса. Им может быть редина после вырубки, место пожарища с погибшими деревьями, болотистые земли или иные не заросшие деревьями участки.
  2. Назначить экспертизу выбранного участка, получить заключения экспертов. Целесообразно иметь не менее трёх различных актов экспертиз, в которых будет указано на то, что установленная зона не отвечает требованиям, предъявляемым к лесному массиву.
  3. Установить сумму ущерба при переводе земель в другую категорию. Эту сумму потребуется уплатить заявителю.
  4. Подать запрос в Министерство, указать подробные причины перевода земель в другую категорию (указать – какую) с опорой на акты экспертизы. Обязательно внести кадастровый адрес и иные параметры лесного участка.
  5. Приложить аналогичную заявку, адресованную Правительственным органам РФ, а также акты экспертизы, нотариально удостоверенную копию паспорта, выписку из ЕГРЮЛ и копию пакета учредительной документации (юр.лицам). Частное лицо должно предоставить лицензию и иные документы, разрешающие соответствующую деятельность.
  6. Поданная заявка рассматривается Министром, который прилагает свою резолюцию.
  7. По его усмотрению, запрос возвращается заявителю на основании мотивированной выписки, со ссылкой на источники законодательства, или передаётся в органы Правительства РФ на рассмотрение.

Закон о национальной гвардии

В заявку нужно включить специальные формулировки, придающие ей характер официального документа. Обязательна опора на факты, подтверждённые заключениями экспертов. В просительной части указывается просьба о разрешении перевода земель в другую категорию и на последующий выкуп в собственность. В целом документ составляется в свободной форме, так как для него не предусмотрено специального регламента.

Обязательно нужно включить в заявку нижеследующее:

  1. Причины невозможности использования участка по назначению: выгоревшие или иным образом испорченные деревья, подвергшаяся порче (заболоченная) почва, на которой не может произрастать древесная порода, размыв почв руслом рек и т.п.
  2. Приблизительные расчёты стоимости восстановления участка путём лесопосадки, или подтверждение невозможности его восстановления.
  3. Проект использования земель или восстановления лесопосадки заявителем, с опорой на нормы ЛК № 200-ФЗ.
  4. Перечислить все факты и основания, подтверждающие эффективность перевода участка в обозначенную категорию, с переходом в собственность.

На основании поданной заявки должен выйти законопроект о переводе земель в другую категорию.

Далее могут последовать действия, соответствующие решению, принятому правительственным органом, уполномоченным на распоряжение такими землями:

  • разрешение приступать к оформления массива в собственность;
  • только получение права аренды на освоение участка с возможностью выкупа;
  • перевод в другую категорию и необходимость приобретения ЗУ с торгов.

После того как разрешение будет получено, в бюджет государства переводится установленная сумма, а на руки получается решение Правительства РФ о переходе права собственности. Полученный правительственный акт будет выступать правоустанавливающим документом. На его основании происходит регистрация права собственности в Росреестре.

Перед регистрацией земель в Росреестре, компании нужно уплатить пошлину в размере 22 000 рублей. Физическое лицо уплачивает 2 тысячи рублей.

После получения Выписки из ЕГРН о праве собственности, можно приступать к освоению зоны в соответствии с полученным правительственным разрешением, а также с соблюдением норм экологии, природоохранных и противопожарных мер.

Если речь идёт о переводе лесов в земли поселений, то они не должны использоваться под застройку жилых кварталов, а функционировать как зелёные зоны или выделяться в земли рекреации, то есть быть доступны для отдыха граждан (о строительстве на землях лесного фонда и видах разрешенного использования читайте тут).

К территории земель лесного фонда относятся не только территории с лесистыми растениями, но и выделенные земли для восстановления количества деревьев в регионах. К таким территориям относятся пустынные земли в пределах лесной зоны, вырубленные территории, выжженные территории лесного фонда.

Имейте в виду, что часть земель ленного фонда располагается под объектами инфраструктуры, которые необходимы для нормального функционирования комплекса лесной промышленности, для обеспечения доступности удаленных частей лесной территории.

Существуют три категории земель лесного фонда, к каждой относятся конкретные объекты и территории.

К первой категории земель лесного фонда относятся следующие:

  • Охраняемые нормативными актами федерального значения лесные полосы, берега водных объектов на территории земель лесного фонда, лесные насаждения для укрепления грунта и предотвращения эрозии почвы;
  • Лесные полосы, высаженные на протяжении автомобильных и железнодорожных дорог;
  • Лесные растения, которые существуют в малолесистых территориях, в которых не свойственно произрастание лесной растительности;
  • Парки национального масштаба, памятники природного происхождения, заповедные территории, охраняемые государством;
  • Лесные массивы, расположенные в водоохранных зонах и в пределах курортных территорий рекреационного характера;
  • Лесные насаждения, которые признаны наиболее ценными для государства.

Лесные массивы, которые расположены в пределах регионов с большой концентрацией населения на квадратный метр, на территориях, где обильная транспортная сеть и наличие большого количества автомобильных дорог, относятся ко второй категории лесов. К этой же категории относятся и территории с дефицитом ресурсов, в таких землях лесные насаждения имеют значение для обеспечения оздоровительной функции лесного массива и для защиты экосистемы.

Реестр жилья военнослужащих

К третьей категории относятся территории с богатой лесной растительностью, при этом, часть лесного массива третьей категории уже используется, а часть лесного фонда распределено для дальнейшего применения в производстве и промышленной обработке древесины. Из лесных земель третьей категории формируются резервные территории лесного фонда.

Границы территории, относящейся к лесному фонду, выделены на картах специальными условными знаками. Знайте, что изъять часть территории лесного фонда или включить в состав допускается только путем законодательного регулирования вопроса. Земли лесного фонда охраняются государством.

Получить законным способом земли лесного фонда в собственность возможно только путем перевода земель лесного фонда в земли другой категории.

Имейте в виду, что изменить категорию земель лесного фонда на любую другую весьма сложно, чаще всего такие попытка заканчиваются отказом на стадии подачи заявления.

Земли лесного фонда относятся к федеральному ведению, ведению регионов и субъектов РВ, к ведению муниципалитетов. Для каждого из перечисленных уровней контроля над землями лесного фонда предусматриваются правила решения вопросов относительно лесного массива.

Подавать заявление на получение разрешения сменить категорию земель лесного фонда необходимо в соответствии с зоной ответственности уполномоченных органов. Имейте в виду, если участок лесного фонда располагается на разграниченной территории лесного массива, то обращаться с заявлением необходимо в Департамент лесного хозяйства при местном самоуправлении.

Если окончательно приняли решение о переводе части земель лесного фонда в другую категорию земли, имеете для этого основания, наймите качественного юриста, который поможет подготовить необходимые документы. Судебные тяжбы по данному вопросу длятся годами. Органы государственной власти в соответствии со своими полномочиями тоже не спешат принимать решения в таких ситуациях.

Предлагаем ознакомиться:  Дачная амнистия: как зарегистрировать дачный дом и оформить участок

Имейте в виду, что приобретать землю лесного фонда можно путем составления срочного договора аренды, который не продлевается автоматически. Значит, лучше составлять договор на максимально возможный срок.

Обратите внимание на факт пользования земельным участком лесного фонда в течение 15 лет и дольше. Если арендатор добросовестно исполнял свои обязательства по эксплуатации леса, выплачивал арендную плату, то через 15 лет на общих основаниях может подать заявление на приобретение права собственности на земли лесного фонда.

В Лесном кодексе не существует нормы, запрещающей осуществить такую инициативу.

Подайте заявление в органы местного самоуправления с целью приобретения лесного участка в собственность. Будут назначены общественные слушания, затем проведен аукцион, на котором необходимо выиграть.

Однако, чаще всего после проведения аукциона земли лесного фонда не передаются в собственность гражданину, а с ним снова заключается длительный договор аренды.

Правовой режим земель лесного фонда

Биологическое единство леса и земель лесного фонда оказывает влияние на взаимодействие правовых режи­мов лесов и земель. В тесной взаимосвязи находятся государственное управление лесным фондом и землями лесного фонда.

Если граждане и организации принимают решение взять часть лесного массива в аренду, то обязаны соблюдать следующие основы грамотного использования лесных ресурсов:

  • Рационально и без перерывов использовать лес как основной ресурс;
  • Бережное использование лесного массива, осуществление деятельности по усилению здравоохранительных функций леса;
  • Применение новых технологий и технически грамотного подхода при заготовке леса, что позволит дольше и безопаснее использовать ресурсы лесного фонда;
  • Обеспечение сохранности всех присутствующих на территории видов растений и животных;
  • Избегать осуществление работ в пределах природо-охранных зон и в парках, чтобы сохранить природные заповедники и объекты национального достояния.

Запись об увольнении

Учтите, что арендатор лесного участка обязан осуществлять высадку молодых растений. Нельзя осуществлять любой вид деятельности, который не входит в состав ВРИ земельного участка данной категории.

Разрешены следующие варианты ведения хозяйственной деятельности в пределах лесной зоны:

  • Осуществление заготовки промышленной древесины;
  • Вырубка деревьев к празднику декабря в строго отведенных местах;
  • Осуществление заготовки бересты и живицы в строго выделенных для этих мероприятий местах;
  • Разрешено запасаться сеном, скошенным в пределах лесного массива;
  • Допустимо пасти скот на лесных полянах;
  • Создание спортивных баз, лагерей, мест отдыха и активного образа жизни;
  • Допустимо строить необходимые дополнительные сооружения, которые необходимы арендатору для реализации своих возможностей в рамках ВРИ данного участка.

Какие разновидности пользования земель лесного фонда бывают?

Осуществляет распоряжение землями фонда, как говорилось ранее, государство. Но бывают случаи, когда земельный участок леса переходит в раздел участка в аренду, пользование на платной или бесплатной основе.

Для этого заключается специальный договор, а пользователь земли получает следующие обязанности: уход за почвой (рекультивация, правильное использование, препятствие ее истощению), охрана и увеличение функциональности леса в плане защиты и воспроизведения среды леса, развитие экономики при условии повышенной экологии, охрана фауны и флоры леса.

Только при рациональном эксплуатировании лесных ресурсов и норм их пользования лес сохранит свои первичные характеристики, а возможно увеличит их. Направление этих действий заключается в воспроизведении и защите лесных земель. Но помимо обязанностей, при заключении договора в использовании леса также появляются и права.

Лесопользователь может: вырубать деревья, заниматься охотой, сбором растений, грибов и ягод, сенокосом, пчеловодством, скотоводством, растениеводством, организовывать различные туристические, спортивные и оздоровительные мероприятия и исследования в плане науки, возводить здания при получении разрешения на данную деятельность, если это будет способствовать развитию лесного промысла.

Использовать лесные участки можно платно и бесплатно:

  1. Бесплатное использование земли возможно только после принятия положительного решения органом местного и субъектного самоуправления в пользу вас. Максимальный период заключения договора безвозмездного пользования составляет 10 лет.

Право на бесплатной основе получить в пользование лесные земли имеют:

  • Частные лица, которые осуществляют определенный вид деятельности, например, для пчеловодства государство предоставляет земли на бесплатное пользование на период до пяти лет.
  • Северные народы.
  • Люди, представляющие официальные религии.
  • Лица, трудящиеся в гособоронеи  охране лесополос.

Земли леса, согласно предоставленному заявлению, могут получить заинтересованные люди на время, указанное в законодательстве. При отсутствии такого пункта в договоре, документ, после предварительного уведомления, может быть расторгнут одной из сторон.

Бумаги на получение земельного участка лесополосы  необходимо оформить соответствующим образом. В них следует указать целевое назначение использования, разрешенное со стороны законодательства. Оно должно совпадать с планами развития лесополосы в конкретном регионе страны. Решение принимается в течение одного месяца.

Важно учитывать, что лесополосы не могут быть переданы в безвозмездное пользование некоммерческим учреждениям, созданным частными лицами для развития и строительства дач, домов.

  1. Бессрочное использование земель лесного хозяйства возможно в случае выделения их местными органами самоуправления для бюджетных учреждений или частным лицам.

Договор на бессрочное пользование может также получить любой человек, выигравший торги и подавший заявление с указанием кадастрового номера. Решение по такому запросу принимается в течение двух месяцев.

Стоимость земель на начало аукциона устанавливается властями и рассчитывается из ежегодного размера аренды или определенного процента от цены по Кадастру. Участвовать в торгах могут только вышеперечисленные граждане, которые успели представить нужные документы, подали заявку и внесли авансовый платеж.

Материнский капитал сроки получения

Все бумаги должны быть представлены не позднее пяти дней до начала торгов. Один человек может оставить одну заявку. По итогам аукциона составляется документ, один из экземпляров которого отдается победителю. Оформление договора на бессрочное использование земель лесополосы происходит после окончания торгов через 10 дней.

Граждане вправе осуществлять лесопользование в порядке, установленным законом, по всем видам лесопользования.

Помимо того, граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено законодательством (публичный лесной сервитут).

Граждане имеют также право бесплатно находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, охотиться, если иное не предусмотрено законодательством. Это право может быть ограничено законодательством субъектов Федерации.

Сбор и заготовка гражданами дикорастущих растений и грибов, виды которых занесены в Красную книгу РФ и в перечень наркосодержащих растений и природного наркосодержащего сырья, запрещаются.

Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, не допускать поломку, порубку деревьев и кустарников, повреждение лесных культур, засорение лесов, уничтожение и разорение муравейников и гнезд птиц.

Министерство образования и науки РФ ГОУ ВПО «Московский государственный открытый университет» Кафедра Права

Правовой режим земель лесного фонда.

Контрольная работа по

земельному праву

Студента V курса заочного отделения

юридического факультета .

Проверил: доц

2008 г. Содержание

Введение

I. Понятие и общая характеристика земель лесного фонда

II. Право собственности на земли лесного фонда

III. Управление землями лесного фонда

IV. Использование земель лесного фонда

V. Ответственность за нарушение законодательства об использовании и охране лесов и земель лесного фонда

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Земля – один из компонентов окружающей среды, важнейший природный ресурс, на протяжении всей истории используемый людьми для удовлетворения разнообразных потребностей – ведения сельского хозяйства, размещения жилых и производственных объектов, получения доступа к другим природным объектам (недрам, лесам и т.д.).

Понятие земли в земельном праве – это часть окружающей природной среды, элемент природы, охватывающий поверхностный слой земной коры на глубину почвенного покрова в пределах РФ.

В России, как и во всем мире, земли служат неизменным источником удовлетворения жизненно важных потребностей. В настоящее время возникает необходимость обеспечить такой порядок, при котором хозяйственное использование земель, удовлетворение иных общественных интересов (к примеру, интересов собственности) не будут приводить к потере полезных свойств земель, их деградации, сокращению площадей и, как следствие, вызывать опасные социальные и экономические последствия и угрозу устойчивому развитию общества.

В решении такой задачи решающая роль принадлежит праву как регулятору всех общественных отношений. С помощью правовых средств воздействия поддерживается такой режим деятельности общества, который гарантирует удовлетворение разнообразных потребностей людей, связанных с землями, имея в виду сохранение земель как основы дальнейшего развития общества.

Земельное законодательство Российской Федерации регулирует общественные отношения в области использования и охраны земель. Под его функциональным воздействием формируется земельный правопорядок на всей территории России, в пределах территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Земельный правопорядок — важное условие хозяйственной и иной деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В современной России проблема решения земельного вопроса по-прежнему остается актуальной и первостепенной. Принятый 25 октября 2001г. новый Земельный кодекс РФ сделал земельные отношения в стране более прозрачными, в той или иной мере поддающимися правовому регулированию. Однако, решение проблем охраны земель как национального достояния, защиты прав землепользователей и собственников земельных участков, обеспечения экономической стабильности в развитии земельных отношений только наметилось.

Леса покрывают свыше 30% суши Земли. В Российской Федерации земли, покрытые лесной растительностью, занимают около 800 млн. га. Вопросами охраны растительного мира занимается не только внутригосударственное законодательство, но и международное. По официальным данным, за последние 50 лет планета Земля уже потеряла половину своего лесного массива.

Возможно ли оформить переуступку прав

Но одних норм законодательства для сохранения «легких планеты» недостаточно. Следует активно развивать экологическое воспитание и образование населения. А приоритеты хозяйственной деятельности и охраны окружающей среды должны быть соотнесены без ущерба богатству народного достояния и доведены до сознания каждого, и в первую очередь лиц, осуществляющих эксплуатацию природных ресурсов в любых формах и для любых целей.

Леса обладают средообразующими, водоохранными, защитными, санитарно-гигиеническими, оздоровительными и иными полезными природными свойствами. Так, леса создают почву, смягчают климат, предотвращают наводнения, сохраняют влагу, противодействуя засухам, уменьшают эрозионное воздействие дождей, удерживают почву на склонах и предохраняют реки и морские побережья от заиления. Кроме того, особо следует подчеркнуть экономическое значение леса и иной растительности для удовлетворения потребностей человека.

Статья 101 Земельного кодекса РФ определяет земли лесного фонда как «лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр». В Лесном кодексе основополагающую роль играют понятия «лес» и «лесной фонд».

Предлагаем ознакомиться:  Договор переуступки земельного участка по доверенности

Из определений этих понятий следует, что земля — неотъемлемая часть леса и лесного фонда. В преамбуле ЛК РФ говорится о лесе как совокупности лесной растительности, земли и других элементов природы. Следует отметить, что данное понятие не соответствует понятию лесов, определенному ГК и предусматривающему, что леса являются отдельными объектами недвижимости наряду с земельными участками.

Как проводится аукцион?

Как приобрести насаждения лесополосы

Торги на право оформления договора для пользования землями лесополосы осуществляются во всех случаях. Исключением являются ситуации, описанные в ст. 36 и 43-45 Лесного Кодекса России.

Организацией аукциона занимаются госорганы или люди, уполномоченные согласно договору с этими госорганами. Организатор объявляет о проведении торгов на соответствующем интернет-ресурсе не позднее, чем за один месяц до даты начала. В объявлении должна быть информация о предмете, его подробных характеристиках, месте проведения, сроках принятия заявок, начальной стоимости лота.

Важно! Первоначальная цена участка, принадлежащего лесному хозяйству, определяется согласно ст. 73 и 76 Лесного Кодекса РФ.

Организатором разрабатывается кадастр реализуемого участка, подготавливается вся документация, договор аренды, а также определяется минимальный “шаг” торгов, то есть повышение стоимости в ходе аукциона. Как правило, “шаг” не превышает 5% от первоначально выставленной цены.

При подаче заявки для участия в торгах, физическому лицу необходимо указывать персональные данные, а юридическому – название и форму ведения бизнеса, его юридическое и фактическое местонахождение, банковские реквизиты.

Каждый участник обязан оплатить задаток для принятия участия в торгах. После внесения необходимой суммы, квитанцию об уплате требуется прикрепить к заявке. Отказать от участия в аукционе организатор может в случае не поступления задатка, банкротства организации или отсутствия в заявке каких-то важных данных.

Сам аукцион проводится по стандартной схеме. Начальная стоимость лота постепенно увеличивается на минимальный “шаг” торгов. Каждую цену организатор обязан повторять трижды. В случае если после произнесения суммы на третий раз никто не повысит ставку, то победителем торгов станет участник, предложивший последнюю цену. Вся информация по окончанию торгов указывается в протоколе, который прикрепляется к договору. Он заключается через 10 дней после аукциона.

Важно! Всем участникам торгов, не выигравшим лот, задатки возвращаются в течение пяти дней после завершения аукциона.

Если на торгах аренды земель лесополосы имеется только один участник, то он автоматически становится победителем и обязуется подписать договор в течение 20 дней.

Если же на покупку права аренды за минимальную назначенную стоимость никто не соглашается, то после ее объявления три раза аукцион объявляется несостоявшимся.

Особенности управления землями лесного фонда

Государственное управление лесным фондом базируется на принципах:

  • устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды);
  • рационального, непрерывного, неистощительного использования лесного фонда в интересах Российской Федерации и ее субъектов;
  • несовместимости реализации функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов с осуществлением рубок главного пользования и переработки полученной при этом древесины (ст. 50 ЛК РФ).

Государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляет Правительство РФ непосредственно или через уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.

Как оформить земли лесного фонда в собственность?

Органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют названные функции в области лесного фонда непосредственно или через территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством, если это предусмотрено соглашением между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации о передаче осуществления части названных полномочий.

Положение о федеральном органе управления лесным хозяйством утверждается Правительством РФ. Этот орган осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно либо через свои территориальные органы. Функции государственного управления лесным фондом в настоящее время возложены на Министерство природных ресурсов РФ.

Оно действует на основании Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. № 72. Данное Министерство организует и обеспечивает рациональное, многоцелевое, непрерывное и неистощительное лесопользование; обеспечивает осуществление прав владения, пользования и распоряжения лесным фондом;

ведет государственный учет лесного фонда; в установленном порядке производит распределение лесов по группам и категориям защитноЪти лесов первой группы; производит перевод лесов из одной группы лесов или из категории защитности лесов первой группы соответственно в другую группу или категорию. Оно рассматривает в установленном порядке ходатайства о переводе лесных земель в нелесные для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, а также об изъятии земель лесного фонда.

Изъятие земель, занятых лесами первой группы, для государственных и, муниципальных нужд допускается только в исключительных случаях, предусмотренных ЗК РФ (ст. 49). Перевод земель лесного фонда в земли других категорий осуществляется Правительством РФ, исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, предусмотренными ЗК РФ (ст. 8).

Использование участков лесного фонда может осуществляться как с изъятием лесных ресурсов, так и без изъятия. Они предоставляются для осуществления одного или нескольких видов лесопользования одному или нескольким лесопользователям.

Деятельность по использованию лесного фонда подлежит лицензированию.

ЛK РФ закрепляет права и обязанности лесопользователей (ст. 82, 83).

За пользование лесным фондом взимаются платежи в виде лесных податей или арендной платы.

Лесные подати взимаются за все виды лесопользования. Ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъектов Федерации по согласованию с территориальным органом управления лесным хозяйством или определяются по результатам лесных аукционов.

Размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды участка лесного фонда.

Лесопользователями являются граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд.

Названное право лесопользования возникает на основании договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, договора концессии участка лесного фонда, а также лесорубочного билета, ордера или лесного билета.

В случае смерти гражданина принадлежащее ему право лесопользования переходит к другому лицу в соответствии с завещанием или законом. При реорганизации юридического лица принадлежащее ему право лесопользования переходит к юридическому лицу — правопреемнику реорганизованного юридического лица. По договору концессии такой переход права лесопользования запрещается (ст. 24 ЛК РФ).

При определении состава нелесных земель целесообразно руководствоваться лесным, а не земельным законодательством РФ.

По данным государственного земельного учета на 1 января 2007 г. общая площадь земель лесного фонда составляла 1 096 844,7 млн. га, т.е. около 70% суши Российской Федерации. Среди земель лесного фонда площади, занятые лесами, составляют 73%, болотами — 9%, другими водными объектами — 2%, сельскохозяйственными угодьями, застроенными территориями, дорогами, оленьими пастбищами и прочими объектами — 16%.

В юридической литературе указывается, что общность правового режима всех земель лесного фонда определяется их целевым назначением. При этом в качестве предназначения земель лесного фонда называются нужды лесного хозяйства. В п.1 ст.101 ЗК предназначением этих земель названы восстановление лесной растительности и ведение лесного хозяйства.

— землях сельскохозяйственного назначения, в том числе на землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;

— землях транспорта (на полосах отводов железнодорожный магистралей и автомобильных дорог);

— землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);

— землях водного фонда (на полосах отвода каналов);

— землях иных категорий.

Лесные земли призваны выполнять функцию пространственно-территориального базиса лесного хозяйства.

В зависимости от экономического, экологического и социального значения, местоположения и выполняемых функций лесное законодательство различает леса первой, второй и третьей групп.

К первой группе относятся леса, выполняющие преимущественно водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции, а также леса особо охраняемых природных территорий.

Леса первой группы разделяются на следующие категории защитности: запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов; запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб; противоэрозионные леса; защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения;

государственные защитные лесные полосы; ленточные боры; леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды; леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов; леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения;

леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов; особо ценные лесные массивы; леса, имеющие научное или историческое значение; памятники природы; орехово-промысловые зоны; лесоплодовые насаждения; притундровые леса; леса государственных природных заповедников; леса национальных парков; леса природных парков; заповедные лесные участки.

Граждане как субъекты лесопользования

земельному праву

Проверил: доц

2008 г. Содержание

Введение

Заключение

Введение

Лес, а также земли, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли) образуют лесной фонд. Лесной фонд нельзя отождествлять с землями лесного фонда. Земли являются хоть и неотъемлемой, но все же только составной частью лесного фонда.

ЗК РФ и ЛК РФ подразделяют земли лесного фонда на лесные земли и нелесные земли.

Состав лесных земель определяется указанными федеральными законами одинаково. К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые лесной растительностью, но предназначенные для ее восстановления.

Нелесными землями ЗК признает земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства. ЛК решает этот вопрос иначе. В составе нелесных земель этот федеральный закон выделяет земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями и другие земли), и иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями и другие неудобные для использования земли).

ЛК более точно определяет структуру нелесных земель. Данная структура сложилась давно и уже на протяжении не одного десятилетия не меняется. Пункт 1 ст.101 ЗК не в полной мере учитывает специфику распределения площадей в лесном фонде.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector