Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 322-06-74 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 407-24-18 (бесплатно)

Земельные правонарушения классифицируются по

Земельное правонарушение как основание земельно-правовой ответственности

Как было указано выше, на сегодняшний день установлена юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства на территории РФ. За нарушение земельного законодательства предусмотрены все виды ответственности: административная, уголовная, дисциплинарная, гражданско-правовая и специальная земельно-правовая ответственность.

Понятие юридическая ответственность в области земельного права подразумевает под собой определённый вид социальной ответственности, наступающей, если будет доказан факт совершения правонарушения в процессе эксплуатации земли. Юридическая ответственность состоит в том, что на субъект правоотношений налагается конкретная санкция, которая влечёт за собой неблагоприятные последствия для виновного личностного или же имущественного характера.

Земельное правонарушение предполагает посягательство на охрану земли, её рациональное использование, восстановление плодородия почв, мероприятия по сохранению и улучшению окружающей среды и охране прав и законных интересов субъектов земельных правоотношений противоправное; виновное действие (бездействие), влекущее за собой ответственность.

Для наступления такой ответственности необходимым ряд условием является наличие всех элементов правонарушения, поскольку отсутствие хотя бы одного из них исключает ответственность. Как и другие правонарушения, земельные включают в себя 4 основных элемента: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

В качестве объекта земельного правонарушения выступают охраняемые государством земельные правоотношения, которым в результате деяния виновного лица причиняется вред или создается угроза его причинения. Непосредственным объекта может быть:

  1. Конкретный земельный участок.
  2. Объекты недвижимости, связанные с землей.
  3. Установленные правила и порядок использования земель.
  4. Права на землю.
  5. Права собственников земли, землепользователей, землевладельцев в части владения: пользования и распоряжения землей.
  6. Охраняемая экологическая обстановка и др.

Объективная сторона – это совокупность юридически значимых признаков, характеризующих внешнюю сторону противоправного деяния. Оно может быть совершено в форме действия (уничтожение межевых знаков либо самовольный захват земельного участка) или бездействия (систематическое невнесение платежей за землю).

Субъектом правонарушения является лицо, совершившее правонарушение, то есть, физические и юридические, нарушившие нормы земельного законодательства (ими могут быть не только граждане РФ, но также иностранные граждане, лица без гражданства, а также юридические лица, в том числе иностранные предприятия и организации).

Субъект земельного правонарушения должен отвечать условиям возраста наступления юридической ответственности и вменяемости. Должностные лица как специальные субъекты достаточно часто становятся субъектами земельных правонарушений. Например, в случае нарушения сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков и сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда.

Субъективная сторона правонарушения даёт представление о внутренних психических процессах, происходящих в сознании и воле лица, совершающего правонарушение, характеризующийся конкретной формой вины, мотивом, целью и эмоциями. Формами вины являются умысел или неосторожность. При этом, различают прямой и косвенный умысел, а неосторожность разделяют на легкомыслие и преступную небрежность.

  1. Противоправное поведение субъекта.
  2. Причинение вреда.
  3. Прямая причинная связи между вредом и деянием.
  4. Вина нарушителя.

Субъект правонарушения несёт ответственность только тогда, когда его поведение, деяние (действие или бездействие) являются противоправными, то есть, когда нарушаются требования закона. Если деяние не соответствует таким характеристикам, субъект не может быть привлечен к ответственности. Следует иметь это ввиду, когда поведение субъекта может казаться правонарушением, однако не предусмотрено прямо законом, а без закона не может быть и ответственности.

Вред, причиняемый земельным правонарушением, может быть: имущественным (возникает при нарушении законных имущественных интересов собственника, владельца, пользователя или арендатора, например, загрязнение земли, снижение урожайности на несколько лет) и моральным (наносит вред нравственного и физического характера).

Причинная связь между правонарушением и вредом указывает на возникновение вреда именно по этой причине, а не какой-либо другой. Иногда прямая причинная связь причинения вреда может отсутствовать, но наличествует угроза причинения вреда, тогда виновный так же может привлекаться к ответственности. Однако если нес взаимосвязи с действиями конкретного лица, привлечение лица к ответственности невозможно, как например, в случае стихийного бедствия.

Для привлечения субъекта правонарушения к ответственности обязательно наличие вины. В зависимости то того, какая обнаружена вина (умысел или неосторожность), устанавливаются разные меры наказания или взыскания.

Совокупность указанных выше основных элементов правонарушения, оснований и условий ответственности, влечёт наступление юридической ответственности.

Земельные правонарушения классифицируются по

Признаки юридической ответственности:

  1. Государственно-принудительный характер.
  2. Всегда связана с определёнными лишениями, поскольку сопровождается применением к виновному отрицательных (неблагоприятных) последствий, выражающихся в ущемлении, ограничении или лишением его прав (запрет заниматься определенной деятельностью, занимать определенную должность, лишение свободы на определенный срок).
  3. Выполняет правовосстановительную функцию.
  4. Основание для применения юридической ответственности — состав правонарушения.
  5. Воплощается в процессуальной форме.

Юридическая ответственность за земельные правонарушения возникает вследствие совершения правонарушения; она выражается в виде правоотношений между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, который претерпевает соответствующие неблагоприятные последствия (принудительное изъятие земельного участка, наложение денежного штрафа и др.) за нарушение требований земельного законодательства.

Специфика ответственности за нарушение земельного законодательства заключается в том, что они всегда непосредственно связаны с землей, не смотря на разнообразие правонарушений.

Земельное правонарушение – виновное, общественно опасное действие (бездействие), посягающее на общественные отношения в области охраны и использования земель.

  • Противоправность – действие, признаваемое правонарушением всегда прямо запрещено законом;
  • Виновность – психическое отношение лица к совершенному деянию;
  • Общественная опасность – то или иное правонарушение должно обладать общественной опасностью. Если деяние попадает под другие признаки правонарушения, но не обладает общественной опасностью, то оно не может признаваться правонарушением.

Содержание земельных  правонарушений

Земельное правонарушение, как любое иное правонарушение, характеризуется четырьмя элементами: объектом, субъектом, объективной стороной и субъективной стороной правонарушения. Ответственность за правонарушение может наступать только при наличии всех четырех элементов, отсутствие хотя бы одного из них исключает ответс твенность.

Объект земельного правонарушения – общественные отношения в области охраны и использования земель. В качестве конкретного предмета правонаруше­ния выступает конкретный земельный участок, земельные распорядки, права собствен­ников, владельцев, пользователей, арендаторов земли. Объективная сторона земельного правонарушения — это конкретные деяния нару­шителя, посягающего на земельные интересы участников земельных отношений, следст­вием чего является нарушение законных прав физических и юридических лиц и причи­нение им вреда.

Для объективной стороны земельного правонарушения характерно наличие трех элементов: противоправность поведения; причинение или реальная угроза причинения вреда, либо нарушение иных за­конных прав участников земельных правоотношений; причинная связь между противоправным поведением и нанесенным вредом или реальной угрозой причинения такого вреда.

Субъекты земельного правонарушения – граждане или юри­дические лица, которые нарушили нормы земельного зако­нодательства (ими могут быть как граждане РФ и других госу­дарств, так и иностранные предприятия и организации). Субъектами правонаруше­ния выступают также должностные лица или руководящие работники предприятий, организаций, учреждений, в том числе и государственных.

Предлагаем ознакомиться:  Невыполнение своих обязанностей судебными приставами

Состав субъектов земель­ного правонарушения зависит от вида правонарушения. Так, субъектами дисципли­нарной и материальной ответственности являются должностные лица и работники предприятий и организаций, уголовной  – должностные лица и граждане, админист­ративной и гражданско-правовой – граждане, должностные лица и юридические лица.

Субъективную сторону земельного правонарушения составляет психическое от­ношение субъекта к совершаемому деянию, то есть как нарушитель относится к совер­шаемому деянию. Субъективная сторона характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности).

са­монадеянность (легкомыслие) и небрежность. Самонадеянность имеет место тогда, ко­гда лицо, нарушившее требования закона, предвидело общественно вредные послед­ствия своей деятельности, но легкомысленно рассчитывало избежать их. Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидело наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Виды и особенности ответственности за земельные правонарушения

Земельные правонарушения классифицируются по

На сегодняшний день в рамках законодательства РФ предусмотрено разграничение юридической ответственности за правонарушения в области земельного законодательства. Выделяют пять типов ответственности, каждая из которых имеет свои особенности:

  • уголовная;
  • административная;
  • гражданско-правовая;
  • дисциплинарная;
  • земельно-правовая.

Каждый вид правонарушения предусматривает свою юридическая ответственность, на что прямо указано в XIII главе Земельного кодекса РФ – «Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель». Административной и уголовной ответственности за земельные правонарушения посвящена ст. 74 ЗК РФ;

дисциплинарной — ст. 75; порядок возмещения вреда, причиненного земельными правонарушениями, содержится в ст. 76. Эти статьи ЗК носят бланкетный характер, так как отсылают за разъяснениями к другим нормативным источникам (например, уголовная ответственность за земельные правонарушения содержится в Уголовном Кодексе РФ).

Преступлением признаётся виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Уголовным Кодексом РФ под угрозой наказания (ст. 14 УК РФ). Преступления отличаются друг от друга степенью общественной опасности, что отражается на тяжести мер наказания.

В рамках данной темы уголовная ответственность может наступить в следующих случаях:

  1. Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом (ст. 170 УК РФ):
  • регистрация заведомо незаконных сделок с недвижимым имуществом;
  • умышленное искажение сведений государственного кадастра недвижимости и (или) Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • занижение кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Данный состав в качестве цели предусматривает корысть или иную личную заинтересованность. Субъектом является должностное лицо, использующее своё служебное положение.

  1. Порча земли (ст. 254 УК РФ): объективную сторону составляет
  • отравление;
  • загрязнение;
  • иная порча земли.

Порча может осуществляться вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке. К иным опасным химическим и биологическим веществам относятся те, которые подлежат обязательной государственной регистрации на основании Постановления Правительства РФ от 12 ноября 1992 г. № 869 «О государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ».

Общественно опасным последствием является причинение вреда:

  1. a) здоровью человека;
  2. b) окружающей среде.

Если эти деяния совершаются в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, ответственность наступает в соответствии с ч. 2 ст. 254 УК РФ, а ч. 3 данной статьи в качестве последствия предусматривает смерть человека по неосторожности.

  1. Нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255 УК РФ). Предусматривает ответственность за нарушение правил охраны и использования недр при:
  • проектировании;
  • размещении;
  • строительстве;
  • вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Земельные правонарушения классифицируются по

Ответственность также влечёт самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых. Общественно опасным последствием этих деяний выступает причинение значительного ущерба. Субъектом преступления признаётся лицо, ответственное за проектирование, размещение, застройку, эксплуатацию объекта.

  1. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК РФ). К непосредственным объектам относятся заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы и другие особо охраняемые государством природные территории. Последствием является причинение значительного ущерба.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие), физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законы субъектов Федерации об административных правонарушениях устанавливают административную ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ). Административное наказание – это мера ответственности, установленная государством за совершение административного правонарушения, целью его применения является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Меры административной ответственности за нарушение земельного законодательства установлены статьей 74 ЗК РФ и КоАП РФ.

Нарушение норм земельного законодательства в рамках административной ответственности предусматривает наказание в виде:

  • предупреждения (официальное порицание физического или юридического лица, выносимое в письменном виде на основании ст. 3.4. КоАП РФ;
  • штрафа (денежное взыскание, установленное в размере до 5 000 руб. для граждан, до 50 000 руб. для должностных лиц, до 1 000 000 руб. для юридических лиц).

КоАП РФ закрепляет следующие составы земельных правонарушений:

  1. В гл. 7 КоАП РФ охраняет права собственности. Так, ст. 7.1 КоАП РФ «Самовольное занятие земельного участка», в соответствии с которой наказывается самовольное занятие земельного участка либо его части, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок. В примечаниях к данной статье отмечено, что:
  • за совершение указанных действий лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица (п. 1);
  • при самовольном занятии части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка (п.2).
  1. Уничтожение или повреждение специальных знаков регулируется ст. 7.2 КоАП РФ. В соответствии с ч. 2 данной статьи ответственность наступает за уничтожение или повреждение:
  • скважин государственной опорной наблюдательной сети;
  • наблюдательных режимных створов на водных объектах;
  • маркшейдерских знаков;
  • специальных информационных знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов (в том числе прибрежных полос внутренних морских вод и территориального моря РФ);
  • знаков, информирующих граждан об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования;
  • знаков, обозначающих границы санитарно-защитных зон и иных зон с особыми условиями использования территорий;
  • специальных знаков, обозначающих границы рыбопромысловых участков, указывающих на их принадлежность пользователю;
  • знаков санитарных (горно-санитарных) зон и округов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных или лесохозяйственных знаков;
  • знаков, устанавливаемых пользователями животным миром, уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, государственными органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам.
Предлагаем ознакомиться:  Освобождаются ли пенсионеры от уплаты земельного налога

Часть 3 этой статьи в качестве оснований наложения на виновное лицо санкций предусматривает уничтожение, повреждение или снос:

  • пунктов государственных геодезических сетей;
  • пунктов геодезических сетей специального назначения либо стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнением, входящих в государственную наблюдательную сеть;

Земельные правонарушения классифицируются по

либо нарушение режима охранной зоны стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнением.

Часть 4 устанавливает ответственность за неуведомление собственником  (владельцем, пользователем) земельного участка (здания, сооружения), на которых размещены пункты, перечисленные в части 3 статьи 7.2 КоАП РФ, федерального органа исполнительной власти по геодезии и картографии, гидрометеорологии и смежным с ней областям или его территориального (регионального) органа об уничтожении, о повреждении или о сносе этих пунктов, а равно отказ в предоставлении возможности подъезда (подхода) к этим пунктам для проведения на них наблюдений и иных работ.

  1. Статья 7.9 КоАП РФ устанавливает санкции за самовольное занятие лесных участков или использование их для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков. Самовольная переуступка права пользования землей, участком лесного фонда, участком леса, не входящим в лесной фонд, а также самовольный обмен земельными или указанными выше участками являются согласно ст. 7.10 КоАП РФ административными правонарушениями. Статья 7.16 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения.
  2. В главе 8 КоАП РФ ответственность устанавливается за:
  • порчу земель (ст. 8.6);
  • невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.7);
  • Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.8);
  • нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах (ст. 8.12).
  1. В соответствии с главой 10 КоАП РФ нарушением земельного законодательства являются правонарушения в области сельского хозяйства, ветеринарии и мелиорации земель:
  • проведение мелиоративных работ с нарушением проекта (ст. 10.9);
  • нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений. Повреждение мелиоративных систем (ст. 10.10).
  1. Глава 19 КоАП РФ, посвященная административным правонарушениям против порядка управления, устанавливает административную ответственность за:
  • нарушение порядка предоставления земельных или лесных участков либо водных объектов (ст. 19.9);
  • несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним (в том числе и на земельные участки) (ст. 19.21).

Признаки и виды земельных правонарушений

В области охраны собственности: самовольное занятие земельного участка; уничтожение межевых знаков;  пользование недрами без разрешения (лицензии), либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией); порча земель (загрязнения, снятие плодородного слоя почвы, уничтожение плодородного слоя почвы);

самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых; самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения и занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд; самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд;

В области охраны окружающей среды и природопользования: несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов;  нарушение законодательства об экологической экспертизе;

неправомерный отказ в выдаче, сокрытие, искажение информации о состоянии окружающей природной среды и земельных участков, непосредственно затрагивающих земельные права и интересы гражданина; нарушение правил охраны водных объектов, водопользования, эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств;

нарушение правил охраны атмосферного воздуха, выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума; нарушение правил лесопользования, побочного лесопользования, незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев и кустарников, нарушение требований к охране лесов;

порча сельскохозяйственных и иных земель, несвоевременный возврат временно занимаемых земель или неприведение их в состояние, пригодное для использования их по назначению; нарушение утвержденной градостроительной документации при отводе земель и противоправные действия должностных и юридических лиц, повлекшие за собой самовольное занятие земель;

нарушение установленного режима использования земель с особыми условиями их использования; нерациональное использование сельскохозяйственных земель, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от водной, ветровой эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв, использование земельных участков не по целевому назначению, а также способами, приводящими к порче земель;

Земельные правонарушения могут классифицироваться как:- гражданско-правовые правонарушения, к которым относятся: порча земель, самовольное занятие территорий, уничтожение знаков и указателей, застройка вблизи залегания полезных ископаемых, использование не по целевому назначению и т.д.;- уголовные правонарушения, то есть совершение сделок с искаженными учетными данными или в форме, несоответствующей нормам законодательства, занижение размеров земельных платежей, нарушение правил и режимов особо охраняемых зон, производство работ без соблюдения мер защиты и охраны окружающей среды, несоблюдение ветеринарных, санитарно-эпидемиологических и иных требований;

Виды и особенности ответственности за земельные правонарушения

Административная ответственность. Субъектами этого вида ответственности могут быть граждане, должностные лица, юридические лица. Ответственность выражается в конкретно определенных составах административных проступков. Перечень земельных правонарушений, за совершение которых предусмотрена административная ответственность, приводится в нормативно-правовых актах административного и земельного права.

По общему правилу, к  этому виду ответственности виновные привлекаются независимо от того, в рабочее или нерабочее время они совершили правонарушение. Административные взыскания применяются только теми должностными лицами и государственными органами, которые оговорены в законе (в пределах их компетенции).

Сроки наложения штрафов: два месяца со дня обнаружения правонарушения (в отдельных случаях – не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения). Административная ответственность применяется в соответствии с определенным законом процессуальным порядком. Этот вид ответственности за нарушение земельного законодательства наступает:

Земельные правонарушения классифицируются по

за экономические правонарушения (ст.7.1. Кодекса об  административных правонарушениях – КоАП РФ); за экологические правонарушения (ст.8.6. КоАП РФ); за нарушения, возникшие вследствие мелиорации земель и ветеринарии (ст.10.9 КоАП РФ).  Дисциплинарная ответственность может быть применена только к работнику, в чьи трудовые обязанности входит соблюдение земельно-правовых норм.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства представляет собой юридическую норму, включающую имущественное содержание, а значит, меры, применяемые к правонарушителю, носят исключительно имущественный (материальный) характер. Соответственно, применение ответственности имущественного характера предполагает наличие причиненного ущерба (утрата ценностей, упущенная выгода, вынужденные затраты на устранение негативных последствий, возникших вследствие причиненного вреда).

Предлагаем ознакомиться:  Является ли существенным недостатком автомобиля некачественная покраска

Гражданско-правовая ответственность предполагает материальную ответственность правонарушителя только перед лицом, чьи права были нарушены, включая имущественные санкции, возложенные на потерпевшую сторону. Ответственность наступает за нарушения земельного законодательства, связанного с причинением вреда землям, правам и интересам собственников.

Дисциплинарная ответственность за нарушение земельного законодательства возникает на основании ст.75 ЗК РФ. Субъектом дисциплинарной ответственности может выступать только работник (рабочий или служащий), в чьи трудовые функции входит соблюдение земельно-правовых норм. В данном случае нормы трудовой дисциплины одновременно являются и нормами трудового законодательства.

Она может представлять собой применение дисциплинарных взысканий: а) к работнику, не исполнившему, либо выполнившему ненадлежащим образом свои должностные обязанности (ст.192 Трудового кодекса – ТК РФ); б) к должностному лицу (в случае несоблюдения трудовых и иных норм, повлекшие за собой ущерб земле и ее недрам). Имущественная ответственность возникает вследствие совершения действий, не относящихся к категории сделок с землей.

Дисциплинарные взыскания применяются только за те нарушения, которые произошли в период рабочего времени. При применении дисциплинарной ответственности за земельные правонарушения закон не требует жесткой процессуальной процедуры, руководителю достаточно истребовать объяснение от нарушителя. Приказ о взыскании выносится администрацией предприятия, где работает данное лицо.

Дисциплинарная ответственность может быть применена одновременно с административной и материальной. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения правонарушения и шести месяцев со дня его совершения. В тех случаях, когда дисциплинарный проступок сопряжен с нанесением материального ущерба, к работнику одновременно может быть применена и материальная ответственность.

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства наступает за экологические правонарушения, представляющие собой посягательство на землю, как на элемент, входящий в состав экосистемы (ст.254, 246 УК РФ); экономические правонарушения, являющие собой посягательство на землю, как на объект хозяйственного назначения (ст.167 УК РФ); производственные правонарушения, являющие собой посягательство на объекты, произрастающие из земли (ст.231, 260 УК РФ).

Также УК РФ предусмотрены санкции за: нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст.249); нарушение правил охраны и использования недр (ст.255); незаконная порубка деревьев (ст. 260); уничтожение или повреждение лесов (ст.261); нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.

Порядок осуществления уголовной ответственности на нарушение земельного законодательства регламентирован наиболее детально и определяется уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством. Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ.

Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уго­ловной ответственности независимо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного положения, а также других обстоятельств. Уголовная ответственность наступает только за те общественно опасные действия (бездействия) лица и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина.

Объективное вменение (невиновное причинение вреда) не допускается. Ряд принципов уголовной ответственности закреплен в международных пактах и конституционном законодательстве (принцип законности, справедливости, гуманизма). Субъектом уголовной ответственности не может выступать юридическое лицо. В случае привлечения к уголовной ответственности группы лиц они признаются соучастниками преступления, и ответственность для каждого из них назначается с учетом степени и характера участия в преступлении.

Привлечению определенного лица к уголовной ответственности в качестве обвиняемого предшествуют: возбуждение уголовного дела по факту преступления; сбор и исследование относящихся к этому делу доказательств. Решающей стадией уголовной ответственности является рассмотрение дела в судебном заседании. Отношения уголовной ответственности завершаются отбытием наказания, назначенному осужденному, либо освобождением от наказания.

Согласно ранее действующему Уголовному кодексу (УК РФ) основным общественно опасным деянием признавался самовольный захват земли (ст. 199 УК РФ). Ныне это действие относится к административным правонарушениям. В новом УК РФ выделена отдельная глава (Гл.26 «Экологические преступления», которая включает в себя 17 статей.

Основная из них – ст. 254 («Порча земли»), предусматривающая  за данное деяние: штраф от 200 до 500 размеров минимальной оплаты труда; наказание в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

исправительные работы на срок до двух лет. Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, – ограничение свободы на срок до трех лет или лишения свободы на тот же срок. Деяния, предусмотренные в первом или во втором случае, повлекшие за собой по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Земельные правонарушения классифицируются по

Земельно-правовая ответственность за нарушения земельного законодательства представляет собой принудительное изъятие земельных участков у граждан в связи с совершением неправомерных действий. Порядок и содержание этого вида ответственности установлены ст. 44-48, 50, 51, 54 ЗК РФ, а также ст. 235 Гражданского кодекса (ГК РФ).

Законодательство разграничивает основание и порядок принудительного изъятия земли у собственников земельных участков и землепользователей, поскольку они существенно различаются как по содержанию, так и по процедуре. Общим является только то, что принудительное изъятие земельных участков возможно только по решению суда.

При обнаружении правонарушения, достаточного для возбуждения дела об изъятии земельного участка, орган (или лицо), осуществляющий государственный земельный контроль, налагает на правонарушителя административное взыскание в виде штрафа в установленном порядке. Одновременно с наложением взыскания выносится предупреждение правонарушителю о допущенных земельных правонарушениях с указанием срока, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено. Правонарушитель должен быть предупрежден о возможном принудительном изъятии земельного участка в случае неустранения земельного правонарушения.

О предупреждении правонарушителя и содержании правонарушения должен быть уведомлен орган, обладающий компетенцией по предоставлению и изъятию земель. Лицо, виновное в правонарушении, должно получить необходимые разъяснения относительно своих прав в случае возбуждения процедуры прекращения прав на земельный участок.

В случае неустранения правонарушения в указанный срок, орган, вынесший предупреждение, направляет материалы о прекращении права на земельный участок в орган, обладающий компетенцией по предоставлению и изъятию земельных участков, который принимает решение о направлении материалов в суд. Решение суда о прекращении права на земельный участок может быть обжаловано в вышестоящие судебные инстанции в десятидневный срок, по истечении которого исполнительный ор­ган государственной власти или орган местного самоуправления направляет в орган государственной регистрации на недвижимое имущество и сделок с ним заявление о государственной регистрации прекращения права на земельный участок.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector