Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-26 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-74-92 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 550-95-86 (бесплатно)

Защита прав потребителей лекарственных средств

144 Пояснительная записка

Многоаспектный кризис современной
цивилизации обусловил воз­никновение
и обострение противоречий между
фактическим использова­нием достижений
мирового Знания и интересами отдельных
людей и их сообществ.

В последние годы внимание широких кругов
специалистов, обществен­ных,
профессиональных и др. организаций всё
более привлекают пробле­мы защиты
человека, его физического и психического
здоровья, достоин­ства и неприкосновенности
личности от возможных негативных
воздей­ствий агентов и технологий,
открытых современной биологией, медициной
и фармацией; обеспечения доступности
этих достижений для поддержа­ния
здоровья каждого индивида и общества.

В ответ на возникшую ситуацию сформировалось
новое направление в науке — биоэтика.
Биоэтика изучает противоречия между
интересами людей, а так же их сообществ,
в области здоровья — и достижениями
биологии, медицины и фармации, которые
прямо или опосредованно могут нанести
ущерб здоровью и качеству жизни, с целью
выработки мораль­но-нравственных
норм, требований, принципов и иных
механизмов, обес­печивающих использование
таких достижений только во благо человека
и природы.

В 90-х годах XX
века началось становление фармацевтической
био­этики как одного из направлений,
тесно связанного с биомедицинской
этикой.

Опубликован ряд материалов по проблемам
фармацевтической био­этики; в 1997 г.
состоялась международная конференция
«Фармацевти­ческая биоэтика»,
организованная ММА им. И.М. Сеченова;
разработан и внедрен в учебный процесс
Этический кодекс фармацевтического
ра­ботника России.

Биоэтика для специальности 040500 —
Фармация изучает мораль­ные, правовые,
социальные, экологические и юридические
проблемы, возникающие при создании,
клинических испытаниях, регистрации,
контроле качества, производстве,
доведении до потребителя и исполь­зовании
лекарственных препаратов, других
аптечных товаров, а также при оказании
фармацевтических научно-консультативных
услуг с це­лью защиты здоровья населения
и отдельных лиц, качества их жизни,
физической и психической неприкосновенности
личности, защиты че­ловеческого
достоинства.

Знание студентами морально-нравственных
норм, требований, прин­ципов этики
общения с пациентами, врачами, с коллегами
по работе; понимание своей роли в обществе
является непременным условием вос­питания
будущего провизора как гражданина и
специалиста, служащего благу сограждан,
общества и государства.

Раздел 4: Материалы международных и национальных профессиональных организаций: этические кодексы, заявления и меморандумы

Предмет дисциплины составляют
этические нормы и морально-нрав­ственные
принципы (ЭНиМНП) деятельности и поведения
фармацевти­ческого работника при
оказании квалифицированной, доступной
и свое­временной фармацевтической
помощи, которая включает обеспечение
населения и каждого гражданина всеми
товарами аптечного ассортимен­та, в
первую очередь — лекарственными
средствами и оказание научно-консультативных
услуг по их выбору, приобретению, хранению
и исполь­зованию в различных клинических
ситуациях, а также другой профессио­нальной
деятельности.

Цель преподавания дисциплины —
формирование у студентов знаний в
области фармацевтической биоэтики;
ознакомление с основами биоэти­ки и
биомедицинской этики; воспитание
глубокой убежденности в необ­ходимости
неукоснительного соблюдения этических
и морально-нрав­ственных норм, правил
и принципов в своей практической
деятельности.

• биоэтической концепции провизора в
системе «фармацевтический работник—
общество»;

• биоэтических отношений фармацевтического
работника и пациента;

• основ взаимодействия фармацевтических,
медицинских и ветери­нарных работников
в области лекарственной терапии и
профилак­тики заболеваний;

• деонтологических и этических основ
отношений с коллегами.

2. В обеспечении знаний студентами
основных международных и на­циональных
документов, связанных с фармацевтической
биоэтикой.

3. В ознакомлении студентов с проблемой
формирования прав потре­бителей
фармацевтической помощи и их защиты.

Методы дисциплины: системный анализ,
декомпозиция, компонирование, моделирование
систем, построение «дерева цели»;
социологиче­ские, исторические,
маркетинговые, экономико-статистические.

Место в учебном процессе

Биоэтика для специальности 040500 —
Фармация является ядром фор­мирования
морально-нравственной и этической
позиции студентов при изу­чении
профильных дисциплин и дальнейшей
профессиональной деятельно­сти в
сфере обращения аптечных товаров, в
первую очередь — лекарств.

Знание и осознанное принятие студентами
морально-нравственных и этических норм
и правил позволит им целенаправленно
изучать профиль­ные дисциплины и
сохранять достоинство профессионала,
знания и уме­ния которого должны
обеспечивать использование современных
дости­жений биологии, медицины,
фармации и всего здравоохранения только

для блага человека и общества, его
физического и психического здоро­вья,
но никак не во вред им.

Рекомендации по организации лекций,
практических занятий пред­ставлены
в соответствующих учебно-методических
указаниях.

Сотрудники Кафедры управления
и экономики фармации Москов­ской
медицинской академии им. И.М. Сеченова
(зав. кафедрой — д.ф.н., проф. В.Л.
Багирова), д.ф.н., проф.,
академик МАИ П.В.Лопатин
и к.ф.н., ст. преп. О.В.
Карташова.

Председатель Этического
комитета МЗ РФ, представитель РФ в
Сове­те этических комитетов Совета
Европы, директор НИИ физико-хими­ческой
медицины МЗ РФ, академик РАМН, проф.
Ю.М.Лопухин.

Зав. Кафедрой биомедицинской
этики и медицинского права с кур­сом
истории медицины Казанского государственного
медицинского уни­верситета проф. В.Ю.
Альбицкий.

Программа утверждена Координационным
учебно-методическим советом по фармации
Минздрава России (22.03.2002 г.)

ПРИЛОЖЕНИЕ
4

СОВЕТ ЕВРОПЫ

ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ
О ЗАЩИТЕ ПОЗВОНОЧНЫХ

Защита прав потребителей лекарственных средств

ЖИВОТНЫХ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ
ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

ИЛИ В
ИНЫХ НАУЧНЫХ ЦЕЛЯХ (ETS
N 123)

(Страсбург, 18
марта 1986 года)

Преамбула

Государства-члены Совета Европы,
подписавшие настоящее Согла­шение,

напоминая, что целью Совета Европы
является достижение большего единства
между его членами, и что он стремится к
сотрудничеству с дру­гими государствами
в деле защиты животных, используемых
для экспе­риментов или в иных научных
целях;

признавая, что человек несет моральную
обязанность уважать всех животных и
принимать должным образом во внимание
их способность страдать и помнить;

признавая при этом, что человек в
стремлении к приобретению зна­ний,
обеспечению здоровья и безопасности
нуждается в использовании животных,
когда имеются обоснованные ожидания,
что это будет спо­собствовать прогрессу
знаний или иметь полезные результаты
в целом для человека или животных, равно
как он использует животных для про­питания,
изготовления одежды или как вьючный
скот;

исполненные решимости ограничить
использование животных для экспериментов
или иных научных целей, стремясь к замене
такого ис­пользования всегда, когда
это возможно, в частности путем
исследова­ния замещающих методов и
поощряя использование таких замещающих
методов;

желая принять общие положения с целью
защиты животных, исполь­зуемых в ходе
процедур, способных привести к
долговременным повреж­дениям, боли,
страданиям или тревоге, а также обеспечить,
чтобы такие последствия в случае их
неизбежности были сведены к минимуму;

1. Клятва советского
врача.

2. Этический кодекс
фармацевтического работника России.

3. Меморандум
Первой международной конференции
«Фарма­цевтическая биоэтика», Москва,
1997 г.

4. Меморандум
Второй международной конференции
«Фарма­цевтическая биоэтика», Москва,
2003 г.

О всеобщих нормах в области биоэтики

Статья 1

1. Настоящая Конвенция применяется ко
всякому животному, исполь­зованному
или предназначенному для использования
в любом экспери­менте или иной научной
процедуре, способной привести к
долговремен­ным повреждениям, боли,
страданиям или тревоге. Она не применяется
к неэкспериментальным действиям
сельскохозяйственного или клинического
ветеринарного назначения.

a) термин «животное» без иного
определения означает любое позво­ночное
живое существо, не имеющее человеческого
происхождения, вклю­чая личиночные
автономные и/или способные к воспроизводству
фор­мы, но за исключением других
зародышевых или эмбриональных форм;

b) термин «предназначенное для
использования» означает выращен­ное
или отловленное для продажи, передачи
или использования в экспе­рименте
или иной научной процедуре;

c) термин «процедура» означает любой
вид экспериментального или иного
научного использования животного,
способного привести к долговремен­ным
повреждениям, боли, страданиям или
тревоге, включая любое вмеша­тельство,
приводящее или способное привести к
рождению животного в таких условиях,
при этом из него исключаются наименее
болезненные ме­тоды, принятые в
современной практике (то есть «гуманные»
методы) умерщ­вления животного или
его маркировки.

Процедура начинается
с того мо­мента, когда животное в
первый раз подготовлено для использования,
и завершается тогда, когда в отношении
данной процедуры завершены все необходимые
наблюдения. Исключение долговременных
повреждений, боли, страданий или тревоги
в результате эффективного применения
к животному анестезии, анальгиезии или
иных методов не ставит использование
живот­ного вне поля применения данного
определения;

d)
термин «компетентное
лицо» означает всякое лицо, рассматривае­мое
одной из Сторон как компетентное на ее
территории для выполне­ния соответствующей
задачи, упомянутой в настоящей Конвенции;

e) термин «ответственная инстанция»
означает на территории данной Стороны
любую власть, любой орган или любое
лицо, назначенные для рассматриваемой
цели;

f)
термин «учреждение»
означает любое постоянное или передвижное
сооружение, любое строение, группу
строений или любые иные помещения, а
также не полностью крытое или закрытое
помещение;

g)
термин «учреждение-питомник»
означает всякое учреждение, в ко­тором
животные выращиваются с целью их
использования в процедурах;

И) термин «учреждение-поставщик»
означает всякое учреждение иное, чем
учреждение-питомник, поставляющее
животных с целью их исполь­зования в
процедурах;

/) термин «учреждение-пользователь»
означает всякое учреждение, в котором
животные используются в процедурах;

J)
термин «гуманный
метод умерщвления» означает умерщвление
жи­вотного с минимальными физическими
и психическими страданиями с учетом
особенностей конкретных видов.

Статья 2

a)
(i)
предотвращение болезней, слабого
здоровья, других аномалий или их
последствий для человека, позвоночных
и беспозвоночных животных или растений,
включая проверку качества, эффективности
и безвредности медикаментов, веществ
и продуктов, а также процессов их
производства;

(ii)
диагностика и лечение болезней и других
аномалий или их по­следствий у человека,
позвоночных и беспозвоночных живот­ных
или растений;

b) выявление, оценка, контроль или
изменение физиологии человека, позвоночных
и беспозвоночных животных или растений;

c) защита окружающей среды;

d)
научные исследования;

ё) образование и профессиональная
подготовка;

f)
судебно-медицинские
расследования.

Статья 3

Каждая Сторона обязуется принять, как
только будет возможно и в любом случае
в течение пяти лет со дня вступления
для нее настоящей Конвенции в силу все
необходимые меры для осуществления
положений настоящей Кон­венции и
обеспечения эффективной системы контроля
и наблюдения.

Статья 4

Ни одно из положений настоящей Конвенции
не препятствует приня­тию Сторонами
более строгих правил с целью обеспечения
защиты жи­вотных, используемых в
процедурах, а также контроля и ограничения
использования животных в таких процедурах.

На своей внеочередной
сессии 28 января 2005 г. Международ­ный
комитет по биоэтике (МКБ) завершил работу
над предвари­тельным проектом
декларации о всеобщих нормах в области
био­этики, руководствуясь итогами
шести совещаний своей Редакци­онной
группы, состоявшихся в апреле-декабре
2004 г., трех сессий МКБ (апрель 2004 г.

, август
2004 г., январь 2005 г.), двух консуль­таций
в письменной форме (январь-март и
октябрь-декабрь 2004 г.), целого ряда
консультаций на международном,
региональном и национальном уровнях
(в том числе в рамках Межучрежденческо­го
комитета ООН по биоэтике), сессии
Межправительственного комитета по
биоэтике (МПКБ) и совместной сессии МКБ
и МПКБ (январь 2005 г.).

Генеральная
конференция,

учитывая,
что
стремительный научно-технический
прогресс оказывает все более глубокое
влияние на наше понимание жизни и саму
жизнь и настоятельно требует принятия
глобальных мер в связи с этическими
последствиями такого прогресса;

сознавая,
что
человек обладает уникальной способностью
ана­лизировать свое бытие и окружающую
его действительность, ощу­щать
несправедливость, избегать опасности,
брать на себя ответ­ственность,
стремиться к сотрудничеству и давать
нравственную оценку происходящему, на
основе которой формируются этичес­кие
принципы;

признавая,
что
этические проблемы, порождаемые
стремитель­ным научным прогрессом и
соответствующими технологическими

разработками,
следует рассматривать при обеспечении
должного учета достоинства, присущего
человеческой личности, и всеобще­го
уважения и соблюдения прав человека и
основных свобод;

будучи
твердо убеждена в
необходимости и своевременности
провозглашения международным сообществом
всеобщих принци­пов, призванных стать
фундаментом для принятия человечеством
мер в связи с нарастающими проблемами
и противоречиями, с которыми сталкиваются
человек и биосфера в результате
научно-технического прогресса;

ссылаясь
на
Всеобщую декларацию прав человека от
10 декабря 1948 г., Всеобщую декларацию о
геноме человека и правах челове­ка,
принятую Генеральной конференцией 11
ноября 1997 г., и Международную декларацию
о генетических данных человека, принятую
Генеральной конференцией ЮНЕСКО 16
октября 2003 г.;

Предлагаем ознакомиться:  Защита прав и интересов несовершеннолетних детей: законодательное регулирование вопроса

ссылаясь
также на
два международных пакта Организации
Объединенных Наций об экономических,
социальных и культур­ных правах и о
гражданских и политических правах от
16 декабря 1966 г., Международную конвенцию
Организации Объединенных Наций о
ликвидации всех форм расовой дискриминации
от 21 де­кабря 1965 г.

, Конвенцию Организации
Объединенных Наций о ликвидации всех
форм дискриминации в отношении женщин
от 18 декабря 1979 г., Конвенцию Организации
Объединенных На­ций о правах ребенка
от 20 ноября 1989 г., Конвенцию Организа­ции
Объединенных Наций о биологическом
разнообразии от 5 июня 1992 г., Стандартные
правила Организации Объединен­ных
Наций в отношении обеспечения равенства
возможностей для инвалидов, принятые
Генеральной Ассамблеей Организации
Объединенных Наций в 1993 г.

, Конвенцию
МОТ № 169 о ко­ренных и племенных народах
в независимых странах от 27 июня 1989 г.,
Международный договор о генетических
ресурсах расте­ний для производства
продуктов питания и ведения сельского
хозяйства, принятый Конференцией ФАО
3 ноября 2001 г. и всту­пивший в силу 29
июня 2004 г.

, Рекомендацию ЮНЕСКО о ста­тусе
научно-исследовательских работников
от 20 ноября 1974 г., Декларацию ЮНЕСКО о
расе и расовых предрассудках от 27 но­ября
1978 г., Декларацию ЮНЕСКО об ответственности
нынеш­них поколений перед будущими
поколениями от 12 ноября 1997 г., Всеобщую
декларацию ЮНЕСКО о культурном
разнообразии от 2 ноября 2001 г., Соглашение
о связанных с торговлей аспектах

прав интеллектуальной
собственности (ТРИПС), содержащееся в
приложении к Соглашению о создании
Всемирной торговой организации, которое
вступило в силу 1 января 1995 г., Декла­рацию
о Соглашении по ТРИПС и общественном
здравоохра­нении, принятую в Дохе 14
ноября 2001 г., и другие соответ­ствующие
международные документы, принятые
Организацией Объединенных Наций и
специализированными учреждениями
системы Организации Объединенных Наций,
в частности, Про­довольственной и
сельскохозяйственной организацией
Объеди­ненных Наций (ФАО) и Всемирной
организацией здравоохра­нения (ВОЗ);

принимая
во внимание международные
и региональные доку­менты в области
биоэтики, включая Конвенцию о защите
прав и достоинства человека в связи с
применением достижений био­логии и
медицины; Конвенцию о правах человека
и биомеди­цине, принятую Советом
Европы в 1997 г. и вступившую в силу в 1999
г.

, а также национальные законодательные
нормы и пра­вила в области биоэтики,
международные и региональные ко­дексы
поведения и руководящие принципы и
другие документы в области биоэтики,
такие как Хельсинкская декларация
Все­мирной Медицинской Ассоциации
об этических принципах про­ведения
медицинских исследований, объектом
которых являет­ся человек, принятая
в 1964 г.

учитывая,
что
в соответствии со своим Уставом, ЮНЕСКО
при­звана содействовать соблюдению
демократических принципов до­стоинства,
равенства и уважения человека и отвергать
любые док­трины, проповедующие
неравенство, и что эту обязанность в
духе взаимопомощи должны выполнять все
страны;

учитывая
также роль
ЮНЕСКО в разработке всеобщих прин­ципов
на основе общих этических ценностей,
призванных регу­лировать научно-технический
прогресс и социальные преобразо­вания,
в целях выявления новых проблем в сфере
науки и техно­логий, принимая во
внимание ответственность нынешних
поколений перед будущими поколениями,
и тот факт, что вопро­сы биоэтики,
неизбежно имеющие международный аспект,
следует

Глава V. Учреждения-питомники и учреждения-поставщики

Статья 14

Учреждения-питомники и учреждения-поставщики
подлежат регист­рации в ответственной
инстанции, если они не освобождены от
регист­рации в соответствии со Статьями
21 или 22. Такие зарегистрированные
учреждения должны удовлетворять
условиям, изложенным в Статье 5.

Статья 15

Регистрация, предусмотренная в Статье
14, содержит данные о лице, ответственном
за данное учреждение, которое компетентно
обеспечить или организовать обеспечение
ухода за животными, относящимися к
ви­дам, выращиваемым или содержащимся
в данном учреждении.

Статья 16

1. В зарегистрированных учреждениях-питомниках
должны быть приня­ты меры для ведения
реестра, в который записываются выращенные
в нем животные, а также указываются
количество и виды животных, покидающих
учреждение, дата вывоза и адрес получателя.

2. В зарегистрированных учреждениях-поставщиках
должны быть при­няты меры для ведения
реестра, в который записываются количество
и виды животных, поступающих в данное
учреждение и вывозимых из него, даты
произведенных перемещений, поставщик
рассматриваемых живот­ных, а также
адрес их получателя.

3. Ответственная инстанция предписывает
форму реестров, которые должны вестись
и предоставляться в ее распоряжение
ответственными лицами учреждений,
упомянутых в пунктах 1 и 2 данной статьи.
Такие реестры должны храниться в течение,
как минимум, трехлетнего перио­да,
начиная со дня последней записи.

Статья 17

1. В любом из учреждений каждой собаке
и кошке до отделения от выводка должна
быть сделана индивидуальная постоянная
маркировка, произведенная наименее
болезненным способом.

2. В случае если немаркированная собака
или кошка впервые попада­ет в учреждение
после отделения от выводка, ей как можно
быстрее дела­ется такая маркировка.

3. В случае, если собака или кошка до
отделения от выводка и предва­рительно
немаркированная переводится из одного
учреждения в другое, до проведения
соответствующей маркировки животное
сопровождается регистрационным
документом, содержащим полную информацию,
в час­тности сведения о его матери.

4. Реестры учреждений должны содержать
информацию о происхож­дении и об
особенностях вида каждой собаки или
кошки.

Глава VI. Учреждения-пользователи

Статья 18

Учреждения-пользователи регистрируются
в ответственной инстанции или утверждаются
ею иным способом и должны соответствовать
условиям, упомянутым в Статье 5.

Статья 19

Должны быть приняты меры к тому, чтобы
учреждения-пользователи располагали
помещениями и оборудованием, соответствующим
видам жи­вотных и используемым
процедурам, и чтобы их проектная
разработка, строи­тельство и организация
деятельности позволяли наиболее
эффективное про­ведение процедур с
тем, чтобы получать соответствующие
результаты при наименьшем количестве
использованных животных и с причинением
им наименьших долговременных повреждений,
боли, страданий или тревоги.

Статья 20

a) должны быть выделены лица (лицо),
несущие административ­ную ответственность
за уход за животными и функционирование
обо­рудования;

b) должен иметься в достаточном
количестве квалифицированный и готовый
к работе персонал;

c) должны быть предусмотрены
соответствующие меры, позволяющие
организовать ветеринарные консультации
или лечение;

d)
ветеринару или иному
компетентному лицу должно быть поручено
проведение консультаций об оценке
состояния животных.

Статья 21

Мышь
Mus
musculus

Крыса
Rattus
norvegicus

Морская
свинка
Cavia porcellus

Золотой
хомяк
Mesocricetus
auratus

Кролик
Oryctolagus cuniculus

Собака
Canis familiaris

Кошка
Felis catus

Перепел
Coturnix coturnix

2. Стороны обязуются распространить
положения пункта 1 настоящей статьи на
другие виды, прежде всего относящиеся
к отряду приматов, по мере появления
оправданной перспективы обеспечения
поставки доста­точного количества
животных, принадлежащих к определенным
видам и выращенных для этих целей.

3. Бродячие домашние животные в процедурах
не используются. Об­щее или специальное
освобождение, предусмотренное в пункте
1 настоя­щей статьи, не может быть
распространено на бродячих собак и
кошек.

Статья 22

В учреждениях-пользователях могут быть
использованы только живот­ные,
происходящие из зарегистрированных
учреждений-питомников или
уч­реждений-поставщиков, если на
основании положений, принимаемых од­ной
из Сторон, не предоставляется общее или
специальное освобождение.

Статья 23

По разрешению ответственной инстанции
процедуры могут осуще­ствляться за
пределами учреждений-пользователей.

Статья 24

Должны быть приняты меры к тому, чтобы
в учреждениях-пользова­телях велись
и предоставлялись по первому требованию
компетентной инстанции соответствующие
реестры. Такие реестры должны, в
частно­сти, отвечать требованиям,
изложенным в Статье 27, а также содержать
в отношении всех приобретаемых животных
данные об их количестве, ви­дах,
поставщиках и о датах их поставки.

Глава VIII. Статистическая информация

Статья 27

1. Каждая Сторона ведет сбор статистических
данных об использова­нии животных в
процедурах; в случае, если распространение
таких дан­ных разрешено, они публикуются.

a) о количестве и видах животных,
использованных в процедурах;

b) о количестве животных определенных
категорий, использованных в процедурах
непосредственно с медицинскими целями,
а также в целях образования и
профессиональной подготовки;

c) о количестве животных определенных
категорий, использованных в процедурах
с целью защиты человека и окружающей
его среды;

d)
о количестве животных
определенных категорий, использованных
в процедурах, проведенных в соответствии
с требованиями законодательства.

Статья 28

1. При соблюдении положений национального
законодательства в об­ласти тайны и
конфиденциальности Стороны будут
передавать Генераль­ному Секретарю
Совета Европы данные в отношении
подпунктов, упо­мянутых в пункте 2
Статьи 27, представленные в форме,
предусмотрен­ной в Приложении В к
Конвенции.

2. Генеральный Секретарь Совета Европы
публикует статистическую информацию,
полученную от Сторон, в отношении
подпунктов, упомя­нутых в пункте 2
Статьи 27.

3. Каждой Стороне предлагается сообщить
Генеральному секретарю Совета Европы
адрес своей национальной инстанции, в
которой по запро­су может быть получена
информация о наиболее полной национальной
статистике. Такие адреса будут помещаться
в публикациях статистических данных,
подготовленных Генеральным Секретарем
Совета Европы.

Глава IX. Признание процедур, проведенных на территории другой стороны

Статья 29

1. С целью избежания ненужных повторений
процедур, требуемых законодательством
в области здравоохранения и безопасности,
каждая Сторона признает в случае, если
это возможно, результаты процедур
проведенных на территории другой
Стороны.

2. С этой целью Стороны обязуются, если
это возможно и разрешено законом,
оказывать взаимную помощь, в частности
путем предоставления информации о
правовых нормах и об административной
практике, касаю­щихся требований в
отношении процедур, необходимых для
подачи заявок на регистрацию товаров,
а также фактической информации о
проведенных на их территории процедурах,
о предоставленных разрешениях или о
любых других административных аспектах,
относящихся к таким процедурам.

Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека

сознавая,
что
люди являются неотъемлемой частью
биосферы и несут ответственность и
имеют обязанности по отношению к друг
другу и по отношению к другим формам
жизни;

учитывая,
что
научно-технический прогресс приносит
и может приносить человечеству
значительные блага, в частности,
увели­чивая продолжительность и
улучшая качество жизни, и подчерки­вая,
что
такой прогресс всегда должен способствовать
повышению благосостояния отдельных
лиц, семей, групп или общин и челове­чества
в целом и базироваться на признании
достоинства, прису­щего человеческой
личности, и всеобщем уважении и соблюдении
прав человека и основных свобод;

учитывая,
что
биоэтические проблемы могут оказывать
воздей­ствие на отдельных лиц, семьи,
группы или общины и на челове­чество
в целом;

памятуя
о
том, что культурное разнообразие,
выступающее в качестве источника
обменов, новых подходов и творчества,
необ­ходимо человечеству и в этом
смысле представляет собой общее наследие
человечества, но при этом подчеркивая,
что культурное разнообразие не может
использоваться в качестве предлога для
ущемления основных прав и свобод
человека;

будучи
убеждена в
том, что анализ этических проблем должен
являться неотъемлемой частью
научно-технического прогресса и что
сегодня биоэтика должна играть
главенствующую роль в вы­боре
необходимых решений по вопросам,
возникающим в связи с таким прогрессом;

учитывая
необходимость
формирования нового подхода к воп­росам
социальной ответственности для того,
чтобы, научно-техни­ческий прогресс
по возможности содействовал обеспечению
спра­ведливости, равноправия и
интересов человечества;

подчеркивая
необходимость
активизации международного сотруд­ничества
в области биоэтики с учетом, в частности,
особых по­требностей развивающихся
стран;

провозглашает
нижеследующие
принципы и принимает
настоя­щую
Декларацию.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1 —
Определения

(i)
термин «биоэтика» касается систематического,
плюралисти­ческого и междисциплинарного
изучения и урегулирования эти­ческих
проблем, возникающих в области медицины,
наук о жизни исоциальных
наук и имеющих отношение к человеку и
его взаи­мосвязям с биосферой, в том
числе проблем, обусловленных на­личием
и доступностью научно-технических
достижений и соот­ветствующих
прикладных разработок;

(и)
термин «биоэтические проблемы» касается
проблем, упо­минаемых в пункте (i)
статьи I;

(Ш) термин «решения
или виды практики» касается решений
или видов практики, относящихся к сфере
действия настоящей Декларации и связанных
с биоэтическими проблемами.

Статья 2 — Сфера применения

(i)
решений или видов практики, принимаемых
или осуществ­ляемых в связи с
использованием достижений медицины,
наук о жизни и социальных наук применительно
к отдельным лицам, се­мьям, группам и
общинам;

Предлагаем ознакомиться:  Закон о защите прав потребителей возват автомобиля

(и) тех, кто принимает
такие решения или осуществляет такие
виды практики, независимо от того,
являются ли они отдельными лицами,
профессиональными группами, государственными
или частными учреждениями, акционерными
компаниями или госу­дарствами.

Статья 3 — Цели

Настоящая
Декларация преследует следующие цели:
(i)
обеспечение универсального комплекса
основополагающих принципов и процедур,
которым могут руководствоваться
государ­ства при выработке их
законодательных норм и политики в
области биоэтики, и создание основ для
разработки руководящих положе­ний в
отношении биоэтических проблем для
использования соот­ветствующими
отдельными лицами, группами и учреждениями;

(и) обеспечение
уважения человеческого достоинства и
защиты и поощрения прав человека и
основных свобод в связи с любыми

решениями или
видами практики, затрагивающими
биоэтические проблемы, в соответствии
с международными нормами в области прав
человека;

(ш) признание
важного значения свободы научных
исследова­ний и благ, создаваемых
научно-техническим прогрессом, при
одновременном обеспечении того, чтобы
такой прогресс не выхо­дил за рамки
этических принципов, предусматривающих
уваже­ние человеческого достоинства
и защиту прав человека и1080 и основных
свобод;

(iv)
развитие многодисциплинарного и
плюралистического ди­алога по
биоэтическим проблемам между научными,
медицински­ми работниками, правоведами,
философами, специалистами по вопросам
этики, теологами и всеми иными
заинтересованными интеллектуальными,
религиозными и профессиональными
груп­пами, директивными органами,
неправительственными организа­циями,
представителями гражданского общества,
заинтересован­ными лицами и обществом
в целом;

(v)
содействие обеспечению справедливого
доступа к медицин­ским, научным и
техническим достижениям, максимально
широ­кому распространению знаний о
таких достижениях и быстрому обмену
этими знаниями, а также совместному
использованию благ, с уделением особого
внимания потребностям развивающихся
стран;

(vi)
признание важного значения биоразнообразия
и ответствен­ности человека по
отношению к другим формам жизни в
биосфере;

(vii)
обеспечение защиты и содействие
реализации интересов нынешних и будущих
поколений.

ПРИНЦИПЫ

Статья 4 —
Человеческое
достоинство и права человека

a) Все
решения или виды практики должны
приниматься или осуществляться
при полном уважении достоинства,
присущего человеческой личности, прав
человека и основных свобод.

b)
Во
всех решениях или видах практики должен
соблюдаться принцип, согласно которому
интересы и благосостояние человека
главенствуют над интересами собственно
науки или общества.

Статья 5 —
Равенство,
справедливость и равноправие

Все решения или
виды практики должны обеспечивать
соблю­дение основополагающего принципа
равенства всех людей в том,

что
касается их достоинства и
прав, а также справедливое
и равноправное обращение с ними.

Статья 6 — Благо и вред

Во всех решениях
или видах практики следует заботиться
о благе соответствующего лица и сводить
к минимуму возможный вред от таких
решений или видов практики.

Статья 7—
Уважение культурного
разнообразия и плюрализма

Во всех решениях
или видах практики следует учитывать
куль­турную среду, мировоззрение,
системы ценностей, традиции, ре­лигиозные
и духовные верования и другие
соответствующие осо­бенности общества.
Вместе с тем эти соображения не должны
ис­пользоваться в качестве предлога
для ущемления человеческого достоинства,
прав человека и основных свобод, а также
в ущерб принципам, изложенным в настоящей
Декларации, и не должны ограничивать
сферу их применения.

Статья 8 — Недопущение дискриминации
и общественного осуждения

Во всех решениях
или видах практики никто не должен
подвер­гаться дискриминации по любым
основаниям, ставящим целью ущемить
человеческое достоинство, права человека
или основные свободы того или иного
лица или приводящим к их ущемлению, и
такие основания не должны использоваться
для общественного осуждения того или
иного лица, семьи, группы или общины.

Статья 9 —
Самостоятельность
и индивидуальная ответственность

Во
всех
решениях или видах практики должна
обеспечиваться самостоятельность лиц
в принятии решений и в принятии на себя
ответственности за эти решения при
уважении самостоятельности других лиц.

Статья 10 —
Информированное
согласие

а)
Все
решения или виды практики в области
научных иссле­дований должны приниматься
или осуществляться только с
пред­варительного, свободного,
информированного и явно выраженно­го
согласия соответствующих лиц.
Заинтересованное лицо может в любое
время и по любой причине отозвать такое
согласие, не будучи поставленным при
этом в невыгодное положение и не
под­вергаясь никаким наказаниям.

b)
Все
решения или виды практики, касающиеся
постановки медицинского диагноза и
лечения того или иного лица, принима­ются
или осуществляются только с согласия
соответствующего лица на основе
надлежащей информации для принятия
этого решения и при постоянном участии
этого лица.

c)
Все
решения или виды практики, которые
затрагивают лиц, не обладающих
правомочностью для дачи согласия, должны
пре­дусматривать принятие особых мер
по защите таких лиц. Такие меры защиты
должны базироваться на этических и
правовых нор­мах, принятых государствами
в соответствии с принципами, кото­рые
изложены в настоящей Декларации.

Статья
11 — Неприкосновенность частной жизни
и
конфиденциальность

Все
решения или виды практики должны
приниматься или осу­ществляться при
соблюдении неприкосновенности частной
жиз­ни соответствующих лиц и
конфиденциальности касающейся их лично
информации. До тех пор, пока не будет
необратимо утраче­на связь такой
информации с человеком, чья личность
может быть установлена, эта информация
не должна использоваться или обнародоваться
для иных целей, чем те, для которых она
собиралась.

Статья
12 —
Солидарность
и
сотрудничество

Во всех решениях
или видах практики необходимо должным
образом обеспечивать солидарность
между людьми и стимулиро­вать
международное сотрудничество с этой
целью.

Статья
13 —
Социальная
ответственность

(i)
обеспечение доступа к качественному
медицинскому обслу­живанию и важнейшим
лекарствам, в том числе в области охраны
репродуктивного здоровья и здоровья
детей;

(ii)
обеспечение доступа к надлежащему
снабжению продукта­ми питания и водой;

(щ)
улучшение условий жизни и состояния
окружающей среды; (iv)
недопущение маргинализации и отчуждения
лиц по каким бы то ни было основаниям;

(v)
сокращение масштабов нищеты и
неграмотности.

Статья
14 —
Совместное
использование благ

Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 3 — Цели

ПРИНЦИПЫ

(и) доступ к
качественной медицинской помощи;

(ш) обеспечение
новых диагностических средств,
возможнос­тей применения новых методов
лечения или лекарственных пре­паратов,
разработанных в результате исследований;

(iv)
поддержка служб здравоохранения;

(v)
доступ к научно-техническим знаниям;

(vi)
создание потенциала в области проведения
исследований;

(vii)
любые другие блага, не противоречащие
принципам, ко­торые изложены в настоящей
Декларации.

b)
Это
положение может быть реализовано
посредством при­нятия законодательных
норм, заключения международных согла­шений
или использования других надлежащих
средств, которые во всех случаях не
должны противоречить международным
нор­мам в области прав человека.

Статья 15 —
Ответственность за состояние биосферы

Во всех решениях
или видах практики следует учитывать
их воздействие на все формы жизни и их
взаимосвязи, а также осо­бую
ответственность человека за охрану
окружающей среды, био­разнообразие
и биосферы.

УСЛОВИЯ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Статья 16—
Принятие решений

(i)
приниматься или осуществляться после
всестороннего и свободного обсуждения
и в соответствии со справедливыми
про­цедурами;

(ii)
приниматься или осуществляться с
использованием наибо­лее.прогрессивных
научных знаний и методологий;

(iii)
надлежащим образом учитывать любую
различную инфор­мацию по соответствующему
вопросу, которая реально доступна
директивным органам;

(iv)
анализироваться тщательно и с учетом
принципов, изло­женных в настоящей
Декларации;

(v)
обеспечивать в соответствующих случаях
соблюдение надле­жащих процедур
оценки, регулирования и предотвращения
рисков;

(vi)
рассматриваться по отдельности с учетом
обстоятельств, в которых находятся
соответствующие лица, группы и общины.

Статья 17 —
Честность и добросовестность

(i)
обеспечение профессионализма, честности
и добросовестности;

(ii)
предоставление сведений обо всех
конфликтах интересов;

(iii)
надлежащий учет необходимости обмена
знаниями о таких решениях и видах
практики с лицами, интересы которых они
зат­рагивают, научным сообществом,
соответствующими органами и гражданским
обществом.

Статья
18 —
Прозрачность

(i)
приниматься или осуществляться в
условиях прозрачности и открытости;

(ii)
предусматривать возможность их
надлежащего анализа за­интересованными
лицами и гражданским обществом;

(iii)
допускать проведение информированного,
широкого и плю­ралистического
общественного обсуждения.

Статья
19 —
Периодический
обзор

(i)
лицами, интересы которых затрагиваются
любыми такими решениями или видами
практики;

(ii)
лицами, работающими в соответствующих
отраслях знания-(iii)
соответствующими органами; (iv)
гражданским обществом.

Статья
20 —
Комитеты
по этике

(i)
оценки этических, правовых и социальных
проблем, касаю­щихся проектов научных
исследований, объектом которых явля­ется
человек;

(и) выработки
рекомендаций и содействия подготовке
руково­дящих положений по вопросам,
относящимся к сфере примене­ния
настоящей Декларации, в соответствии
с изложенными в ней принципами;

(iii)
стимулирования дискуссий и образования
в области био­этики.

Статья
21 —
Содействие
общественному обсуждению

Государствам
следует создавать возможности для
информиро­ванного и плюралистичного
общественного обсуждения, обеспе­чивая
участие всех заинтересованных лиц и
органов, в том числе соответствующих и
1082 комитетов по этике и неправительствен­ных
организаций, а также для выражения
различных социально-культурных,
религиозных, мировоззренческих и других
соответ­ствующих мнений.

Статья 22 —
Оценка, регулирование и предотвращение
рисков

a)
Необходимо
своевременно принимать надлежащие меры
в тех случаях, когда имеются данные,
свидетельствующие о причи­нении
серьезного или необратимого ущерба
здоровью или благо­состоянию населения.

b) В
тех случаях, когда существует угроза
причинения серьез­ного или необратимого
ущерба здоровью или благосостоянию
на­селения и отсутствует основанная
на имеющихся научных данных уверенность
в характере такой угрозы, необходимо
своевременно принимать предварительные
адекватные и пропорциональные меры.
Такие меры должны основываться на
имеющихся новейших науч­ных знаниях
и процедурах, специально разработанных
для оценки

возникающих
этических проблем. Эти меры следует
осуществлять в соответствии с принципами,
изложенными в настоящей Декла­рации,
и при уважении человеческого достоинства,
прав человека и основных свобод.

Статья 23 — Транснациональные виды
практики

a) Государствам
следует принимать надлежащие меры для
обес­печения
того, чтобы любая деятельность, которая
связана с биоэти­ческими последствиями
и осуществляется полностью или частично
на территории различных государств, не
нарушала принципов на­стоящей
Декларации. Государственным и частным
учреждениям и специалистам, связанным
с той или иной транснациональной
дея­тельностью, следует также принимать
все надлежащие меры для достижения этой
же цели.

b) В
тех случаях, когда исследования проводятся
на территории одной страны и частично
или полностью финансируются из
ис­точников, находящихся на территории
другой страны или не­скольких других
стран, такие исследования должны
подвергаться анализу на предмет
соблюдения этических аспектов во всех
соот­ветствующих странах.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ
И СОДЕЙСТВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕКЛАРАЦИИ

Статья 24 —
Роль государств

a) Государствам
следует принимать все надлежащие меры,
за­конодательного,
административного или иного характера
с целью реализации принципов, изложенных
в настоящей Декларации, всоответствии
с международными нормами в области прав
челове­ка. Для поддержки таких мер
необходимо осуществлять соответ­ствующую
деятельность в сферах образования,
профессиональной подготовки и общественной
информации. Государствам следует также
принимать надлежащие меры по привлечению
молодежи к осуществлению этой деятельности.

b)
Государствам
следует стимулировать создание
независимых многодисциплинарных и
плюралистических комитетов по этике в
соответствии со Статьей 20.

с)
Государствам
следует разработать процедуры оценки,
регу­лирования и предотвращения
рисков. Такие процедуры должны включать
выявление проблем, характеристику
рисков и благ, раз­работку возможных
вариантов действий, осуществление
принима­емых решений и мониторинг
результатов.

Статья 25 —
Образование,
профессиональная подготовка и информация
в сфере биоэтики

a) В
целях
осуществления и содействия реализации
принци­пов, изложенных в настоящей
Декларации, а также обеспечения более
глубокого понимания этических последствий
научно-техни­ческого прогресса,
государствам следует стремиться
стимулиро­вать все виды образования
и профессиональной подготовки в об­ласти
биоэтики на всех уровнях, а также
способствовать осуще­ствлению программ
по распространению информации и знаний
о биоэтике.

b)
Государствам
следует содействовать участию в этой
работе международных и региональных
межправительственных органи­заций,
а также международных, региональных и
национальных неправительственных
организаций.

Статья 26 — Международное сотрудничество

a)
Государствам
следует поддерживать международное
распро­странение научной информации
и содействовать беспрепятствен­ному
обмену научно-техническими знаниями и
их совместному использованию.

b) В
рамках международного сотрудничества
государствам сле­дует развивать
взаимодействие в сфере культуры и науки
и заклю­чать двусторонние и многосторонние
соглашения, обеспечиваю­щие развивающимся
странам возможность создания собственного
потенциала для участия в производстве
и совместном использова­нии научных
знаний, соответствующего «ноу-хау» и
связанных с ними благ.

Предлагаем ознакомиться:  Доверенность директору на получение денежных средств

c)
Государствам
следует поддерживать и развивать
отношения солидарности между государствами,
а также лицами, семьями, груп­пами и
общинами при уделении особого внимания
интересам тех, кто оказался в уязвимом
положении в результате заболевания или
инвалидности или условий, связанных с
личностными, обществен­ными или
экологическими факторами, а также лицам
с наиболее ограниченными ресурсами.

Статья 27 — Роль Международного
комитета по биоэтике и Межправительственного
комитета по биоэтике

a)
Международный
комитет по биоэтике (МКБ) и
Межправи­тельственный комитет по
биоэтике (МПКБ) содействуют осуще­ствлению
настоящей Декларации и широкому
применению изло­женных в ней принципов.
В рамках совместных усилий эти два
комитета должны отвечать за мониторинг
и оценку осуществле­ния Декларации,
в частности на основе докладов,
представляемых государствами.

Эти два
комитета должны, в частности, отвечать
за формулирование любых мнений и
предложений, которые могут способствовать
повышению эффективности настоящей
Деклара­ции. Комитетам следует выносить
рекомендации в соответствии с нормативными
процедурами ЮНЕСКО для их рассмотрения
Ге­неральной конференцией.

b)
Каждые
пять лет государства должны готовить
и направлять Генеральному директору
ЮНЕСКО доклады о принимаемых ими мерах
законодательного, административного
или иного характера по реализации
настоящей Декларации.

Принято 41-й Всемирной Медицинской Ассамблеей, Гонконг, сентябрь 1989 г.

Определение

Генерической
заменой называют отпуск лекарства,
коммерчес­кое название которого
отличается от выписанного врачом, а
хи­мический состав и дозировка
действующего начала — идентична.

Преамбула

Если препараты
неэквивалентны в биологическом смысле
из-за различной технологии изготовления
и/или наличия неодинако­вых инертных
ингредиентов и наполнителей, возможна
и неоди­наковость лечебного эффекта.
Поэтому при отпуске препаратов, не
полностью идентичных по химическому
составу, биологичес­кому действию
или терапевтической эффективности,
пациент мо­жет столкнуться с неадекватным
эффектом, т.е.

с побочными ре­акциями
или с недостаточной лечебной эффективностью.
Поэто­му государственные службы
контроля должны информировать врачей
о степени химической, биологической и
терапевтической идентичности препаратов,
выпускаемых одним или разными
про­изводителями. Службы контроля
качества, существующие на
пред­приятиях-производителях лекарств,
обязаны следить за неуклон­ным
соответствием выпускаемых препаратов
стандартам химичес­ких, биологических
и терапевтических свойств.

Выписке рецепта
должен предшествовать выбор лекарства,
учи­тывающий индивидуальные особенности
данного пациента. Затем врачу следует
сравнить цены сходных препаратов, чтобы
наилуч­шим способом удовлетворить
потребности пациента. Врач вправе и
обязан провести этот выбор от имени
пациента, определив тип

препарата и его
количество, с учетом экономических
возможнос­тей пациента. Если пациент
согласился на определенное лекар­ство,
то препарат нельзя заменить без разрешения
пациента и его врача. Даже если поставщик
предлагает аналогичный препарат,
необходимо предпринять все меры, чтобы
последнее слово оста­лось за врачом.

Рекомендации

1. Врачи обязаны
знать законодательство и/или правила
гене­рической замены лекарственных
препаратов, действующие там, где они
практикуют.

2. Перед началом
лечения врач должен внимательно
опреде­лить дозу каждого из прописываемых
лекарств с целью макси­мальной
эффективности и безопасности, особенно
для пациен­тов-хроников, нуждающихся
в длительной терапии, а также у па­циентов,
относительно которых нельзя быть
уверенным в обычной реакции на препарат.

3. Если лекарство
выписано для лечения хронического
заболе­вания и терапия начата, никакая
замена (ни генерическая, ни, тем более,
на близкое вещество) не может быть
осуществлена без раз­решения врача.
Санкционируя замену, врач должен исходить
из четких знаний фармакокинетики и
фармакодинамики лекарствен­ных форм
и скорректировать сигнатуру с целью
обеспечения эк­вивалентного
терапевтического эффекта.

4. Врач
обязан сообщать о побочных реакциях
или недостаточ­ной эффективности
лечения, которые могут иметь связь с
заменой препаратов. Эти данные должны
быть соответственно документированны
и сообщены компетентным органам
управления, вклю­чая национальную
медицинскую ассоциацию.

5. Национальная
медицинская ассоциация должна постоянно
держать под контролем проблему
генерической замены лекарствен­ных
препаратов и информировать своих членов
о достижениях в этой области. О значительных
изменениях медицинские ассоциа­ции
должны выпускать информационные
сообщения и доводить их до сведения
врачей.

6. С целью обеспечения
безопасности и эффективности лече­ния
национальные медицинские ассоциации
в сотрудничестве с государственными
органами фармацевтического контроля
долж­ны убедиться в том, что все
однотипные лекарственные препара­ты,
выпускаемые как под генерическими, так
и под коммерчески­ми наименованиями,
химически, биологически и терапевтически
соответствуют стандартам.

7. Национальные
медицинские ассоциации должны
препятство­вать любым попыткам
ограничения права и обязанности врача
на выписку наилучшего, с точки зрения
медицинских показаний и экономических
возможностей пациента, препарата.

Фармацевтического работника россии (провизора и фармацевта)

Этический кодекс
фармацевтического работника России
(далее Этический Кодекс) является
совокупностью этических норм и
мо­рально-нравственных принципов
поведения фармацевтического работника
при оказании квалифицированной, доступной
и свое­временной фармацевтической
помощи, которая включает обеспе­чение
населения и конкретно каждого гражданина
всеми товарами аптечного ассортимента,
в первую очередь лекарственными
сред­ствами, а также оказание
научно-консультативных услуг по всем
вопросам, связанным с лекарственными
средствами.

Этический Кодекс
имеет целью обеспечить переход России
к правовому государству и рынку
потребителя в сфере фармацевти­ческой
помощи. Он определяет отношения между
фармацевтичес­ким работником и
обществом — пациентом — медицинским
ра­ботником и направлен в первую
очередь на обеспечение прав, до­стоинств
и здоровья личности и общества в целом,
а также прав и моральной ответственности
специалистов фармацевтических
орга­низаций и предприятий.

Основой Этического
Кодекса является Законодательство
Рос­сийской Федерации о здравоохранении,
Законодательство о за­щите прав
потребителей и пациентов, Законодательство
о рекла­ме, Гражданский кодекс РФ и
другие законодательные акты РФ, а также
документы Организации Объединенных
Наций, Всемирной Организации Здравоохранения
и другие документы, относящиеся к
этическим аспектам фармацевтического
бизнеса.

На
конференции «Фармацевтическая биоэтика»
были заслуша­ны и обсуждены проблемы
морально-нравственных основ фило­софии
фармацевтической деятельности XXI
века, этических ас­пектов клинических
исследований ЛС, доказательной
фармакоте­рапии и фармакогеномики,
самолечения и безрецептурного отпуска
лекарств, конкурентной борьбы на
фармацевтическом рынке, воп­росы
этики и деонтологии в фармацевтическом
бизнесе, продви­жения аптечных товаров
на рынок, защиты интеллектуальной
соб­ственности на фармацевтическом
рынке, этико-правовые аспекты защиты
населения от некачественных и
фальсифицированных ле­карственных
средств, управления качеством и другие
вопросы.

Участники конференции
выражают серьезную озабоченность
появившимися на российском фармацевтическом
рынке негатив­ными тенденциями:
появлением контрафактной (фальсифициро­ванной)
продукции; недостоверной характеристикой
эффективнос­ти и безопасности ЛП,
утаиванием информации о возможных
по­бочных эффектах;

снижением уровня
контроля за безопасностью аптечных
товаров; нарастающим давлением на
институциональных, промежуточных и
конечных потребителей, манипулированием
их психикой, восприятием и потребительским
поведением; использо­ванием опион-лидеров
среди врачей, тенденциозно продвигающих
по заданию фирм ЛС и др.

этим — уменьшением
ценовой доступности фармацевтических
то­варов для потребителей; лишением
розничных товаров аптечных организаций
здравоохранения и другими проблемами,
подняты­ми на конференции.

Наблюдающееся в
настоящее время частое нарушение норм
и правил объясняется снижением
воспитательной работы во всех зве­ньях
образования, пропагандой вещизма,
насилия со стороны средств массовой
информации, телевидения, дельцов от
культуры, погоней за деньгами, недостаточной
активностью специалистов, в том числе
в области фармации.

Следует отметить
положительный вклад в решение
морально-нравственных проблем
фармацевтического бизнеса кафедры
орга­низации и экономики фармации
ММА им. И.М. Сеченова, кафед­ры философии
и политологии ММА им. И.М. Сеченова,
кафедры медицинской биоэтики Российского
государственного медицинс­кого
университета, аналитической газеты
«Фармацевтический вест­ник», газеты
«Московские аптеки», ряда общественных
объедине­ний фармацевтов.

В настоящее время
делаются попытки сформировать этические
нормы и правила на некоторых этапах
обращения аптечных товаров. Одной из
успешных попыток явился Этический
Кодекс фармацев­тического работника
России, предложенный кафедрой организации
и экономики фармации ММА им. И.М. Сеченова,
одобренный ря­дом научных конференций
и внедренный в учебно-воспитательный
процесс. Однако целостная система
этических кодексов еще не сло­жилась,
и ее надо формировать.

Участники конференции
считают, что современная ситуация
требует значительного усиления активности
прогрессивных уче­ных и практиков по
выработке, закреплению в общественном
со­знании и профессиональной
деятельности морально-нравственных
норм, принципов и иных механизмов,
обеспечивающих нужды сограждан, общества
и государства.

Участники
конференции считают, что основой
философии фар­мацевтической деятельности
в XXI
в. должна стать доктрина фар­мацевтической
помощи, основанная на принципах
здравоохране­ния, принятых в 1978 г. на
Алма-Атинской конференции по пер­вичной
медицинской помощи, основных принципах
биоэтики и фармацевтической биоэтики
и системе защиты прав потребителей
фармацевтической помощи.

Участники конференции
призывают средства профессиональ­ной
и массовой информации чаще публиковать
материалы по мо­рально-этическим
проблемам фармацевтического бизнеса.

Участники конференции
поддерживают введение изучения био­этики
в систему непрерывного фармацевтического
образования и считают необходимым
усиление морально-этической подготовки
школьников.

Участники конференции
обращаются к деятелям культуры, кино,
телевидения, писателям, журналистам с
призывом в своем творче­стве развивать
гуманистические аспекты русской
культуры, про­пагандировать здоровый
образ жизни, высокие морально-нрав­ственные
принципы, не заниматься смакованием
насилия, пре­ступлений, катастроф,
сексуальной разнузданности и т.п.

Деятели
культуры, помните, что вы являетесь
«инженерами человеческих душ». Вы несете
значительную часть ответственности заморально-этический
облик молодого поколения. Помните, что
морально неустойчивый фармацевтический
работник может вам дать вместо эффективного
лекарства снадобье, которое не вылечит,
но может привести к отравлению и даже
к смерти.

Участники
конференции благодарят организаторов
настоящего форума и считают необходимым
периодически обсуждать приоритетные
этические проблемы, возникающие в
фармации.

Приложение
12

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ
МАТЕРИАЛЫ

ДЛЯ
УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ КУРСА БИОЭТИКИ,

ВЫПОЛНЕНИЯ
КУРСОВЫХ РАБОТ

И
ПРОВЕДЕНИЯ ЭЛЕКТИВОВ

Раздел 1: Публикации

1. Астахова А.В.,
Лепахин В.К. Неблагоприятные побочные
ре­акции и контроль безопасности
лекарств: Руководство по фарма-конадзору.
— М.: «Когито-Центр», 2004. — 200 с.

2. БарткоА.Н.,
Михайловска-Карлова Е.П. Биомедицинская
этика. Теория, принципы и проблемы. —
М.: Изд-во ММСИ, 1999.

3. Биомедицинская
этика. Выпуск 2 / Под ред. В.И. Покровс­кого,
Ю.М.Лопухина. М.: Медицина, 1999.

4. Биомедицинская
этика / Под. ред. Т.В. Мишаткиной. —
Минск: ТетраСистемс, 2003. — 318 с.

5. Биомедицинская
этика / Под. ред. В.И. Покровского. — М.:
Медицина, 1997. — 224 с.

6. Вольская Е.А.
Этические аспекты продвижения
лекарствен­ных средств и других
товаров аптечного ассортимента //
Материа­лы второй международной
конференции «Фармацевтическая био­этика».
— М.: 2003. — С. 29-30.

7. Гиппократ.
Избранные книги. М.: 1994. — С. 87-88. (Клятва

Гиппократа).

8. Денисов И.Н.,
Косарев И.И. Высшее медицинское
образова­ние: эволюция, проблемы,
перспективы. — М.: ММСИ, 1998.

9.
Здравоохранение России. XX
век / Под ред. Ю.Л. Шевченко, Б.И. Покровского,
О.П. Щепина. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. — С.
219-233.

10.
Егоренков А.И. Формирование навыков
системного анализа биоэтических проблем
в процессе обучения учащихся и студентов
Киев: Науковий свит,

медико-биологических
факультетов. 2003. – 98 с.

11. Иванюшкин А.Я.
Профессиональная этика в медицине. —
М.: Медицина, 1990.

12. Карташова О.В.
Основные вопросы преподавания Биоэти­ки
на вузовской ступени профессионального
фармацевтического образования //
Материалы второй международной
конференции «Фармацевтическая биоэтика».
— М., 2003. — С. 46-47.

13. Карташова О.В.,
Лопатин П.В. Системный анализ защиты
прав потребителей лекарств // Материалы
первой международной конференции
«Фармацевтическая биоэтика». — М.:
Фармацевти­ческий мир, 1997. — С. 29-30.

14. Карташова О.В.,
Лопатин П.В. Современный подход к
фор­мированию поля нормативных актов,
затрагивающих права, сво­боды и
законные интересы граждан в сфере
фармацевтической помощи // Материалы
первой международной конференции
«Фар­мацевтическая биоэтика». — М.:
Фармацевтический мир, 1997. — С. 31-33.

15. Лопатин. П. В.,
Карташова О.В. Фармацевтические аспек­ты
биоэтики // Фармация. — 1997. — № 2. — С.
39-40.

16. Клинические
рекомендации фармакологический
справоч­ник / Под ред. И.Н.Денисова,
Ю.Л. Шевченко. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. — 1184
с. — (Серия «Доказательная медицина»).

17. Клинико-экономический
анализ (оценка, выбор медицин­ских
технологий и управление качеством
медицинской помощи). П.А. Воробьев, М.В.
Авксентьева, А.С. Юрьев, М.В. Сура. — М.:
Изд-во «Ньюдиамед», 2004. — 404 с.

18. Комаров Ф.И.,
Чувильская Л.М. Этические аспекты
клини­ческих исследований лекарственных
средств // Материалы второй международной
конференции «Фармацевтическая биоэтика».
— М.: 2003. – С. 18-20.

19. Котельников
Г.П., Шпицель А.С. Доказательная медицина.
На­учно-обоснованная медицинская
практика. — Самара: СамГМУ, 2000.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector