Как уменьшить налог на имущество 2019

На видео об уменьшении размера налога на имущество

Уменьшить налог целесообразно только законным способом, чтобы не получить штраф или пени от суммы недоимки. Нужно обратить внимание на сумму налогооблагаемой базы, а также статус плательщика.

Некоторые специалисты рекомендуют гражданам переоформлять имущество на льготные категории плательщиков либо делить имущество на доли. Таким советам целесообразно следовать только при уверенности в надежности близкого родственника. В остальных ситуациях рекомендовано обратить внимание на стоимость имущества, по которой рассчитывается налог.

Инвентаризационная стоимость также определяется исходя из оценки имущества. Возможен расчет налога по рыночной стоимости, которая, после введения поправок в НК РФ, несущественно отличается от кадастровой цены.

Ставки налога утверждаются на региональном и муниципальном уровне. Для физических лиц она составляет 0.1% от кадастровой стоимости жилого помещения. До 2020 года налог будет начисляться с учетом понижающего коэффициента. Для некоммерческих помещений он может доходить до 0.3% от стоимости имущества. Юридические лица оплачивают налог с учетом коэффициента в 1.1. – 2.5% от стоимости движимого и недвижимого имущества.

От чего зависит?

Расчет налога зависит от кадастровой стоимости имущества и его категории. Сумма платежа также рассчитывается с учетом правового статуса плательщика. Юридические лица оплачивают налог по более высокой ставке.

Для физических лиц Налоговый кодекс предусматривает ряд льготный категорий, которые могут дополняться на муниципальном уровне.

Ставка

В 2019 году для физических лиц она составляет:

  • 0,1% для жилых помещений;
  • 0,5% для остальных объектов;
  • 1,1 – 1,5% для другого имущества.

Для юридических лиц ставка составляет 1,1-2,5%. Если налоговая база равна нулю, то, соответственно, имущество не облагается платежами.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Очень часто фискальные органы намеренно увеличивают размер налогообложения на недостроенные объекты недвижимости, то есть те, на которые право собственности еще не оформлено.

Свою позицию они отстаивают очень четко: имущество числится на балансе, следовательно, подлежит налогообложению, независимо от его готовности к прямому использованию. То есть они насильственно понуждают увеличивать базу налогообложения.

Позиция отстаивания своих прав в судебном органе однозначна: чтобы увеличить на законных основаниях размер налога на объект незавершенного строительства, оно должно принадлежать предприятию по праву собственности, то есть быть принято в эксплуатацию компетентными органами. В противном случае нет оснований для взимания сбора в казну.

Ставка

Вопросы уплаты налога на имущество и размеры ставок регулируются главой 30 и главой 32 НК РФ.

Кадастровая оценка недвижимости Стандартные налоговые ставки 2019 год
Стоимостью до 10 млн. руб. 0,1%
От 10 до 20 млн. руб. 0,15 %
От 20 до 50 млн. руб. 0,2 %
Более 50 млн. руб. 0,3 %

Объекты налогообложения

^К началу страницы

Объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.

Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.

Правовое регулирование

Как уменьшить налог на имущество 2019

Налог на имущество юридических и физических лиц регулируется главой 30, главой 32 НК РФ. Порядок оплаты налога регулируется Письмами Минфина РФ и ФНС. Ставки и порядок оплаты устанавливается на региональном и муниципальном уровне.

Налоговое уведомление из ФНС

ФНС России ежегодно рассылает физическим лицам уведомления об исчисленном налоге на имущество. Документ направляется на почтовый адрес плательщика и содержит информацию об объекте налогообложения, налоговой базе, начисленной сумме и сроке уплаты налога.

Как правило, налоговые уведомления приходят в период с апреля по ноябрь, но не позднее чем за 30 дней до срока уплаты. Более подробную информацию о запланированных сроках рассылки налоговых уведомлений можно уточнить в местной ИФНС.

^К началу страницы

  1. «Налоговая база по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случая, когда субъектом Российской Федерации не принят закон об установлении в срок до 1 января 2020 года единой даты начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
  2. Начиная с 1 января 2020 года определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения не производится.

    Уточнить дату начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, а также реквизиты соответствующего закона можно воспользовавшись Перечнем субъектов Российской Федерации, в которых для расчета налога на имущество организаций и (или) налога на имущество физических лиц применяется кадастровая стоимость объектов недвижимости.

    Ознакомиться подробнее с порядком определения налоговой базы по налогу на имущестов физических лиц исходя из кадастровой стоимости можно здесь.

  3. В субъектах Российской Федерации, не перешедших на порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
    Начиная с налогового периода 2019 года в ст. 403 Кодекса будут предусмотрены следующие правила применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу:
  • применяется кадастровая стоимость, внесённая в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода с учётом нижеприведённых особенностей;
  • изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик этого объекта налогообложения учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости;
  • в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости;
  • в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Вышеперечисленные правила, устанавливающие порядок применения с 2019 года измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

Как уменьшить налог на имущество?

Как уменьшить налог на имущество 2019

Необходимо позаботиться об уменьшении кадастровой стоимости объекта. На практике собственники недвижимости сталкиваются с ситуацией, когда стоимость объекта необоснованно завышена и существенно отличается от рыночной.

Возможны случаи неправильного расчета налога специалистами ФНС, в том числе неверное использование коэффициентов. Тогда необходимо обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о перерасчете платежей.

Если комиссия приняла по заявлению отрицательное решение, то придется обращаться с административным исковым заявлением в суд.

Юридических лиц

Согласно гл. 30 НК РФ движимое имущество, которое появилось на балансе у юридического лица до 2013 года, не облагается налогом. Исключение составляют случаи, когда такое имущество перешло после реорганизации компании. В остальных случаях налог придется платить по утвержденной ставке.

Уменьшить платежи можно, только если будет невысокой изначальная балансовая стоимость активов. Аналогичная возможность предусмотрена для недвижимого имущества организаций.

На местном уровне возможны различные льготы для организаций, в том числе их освобождение от оплаты от имущественного налога.

Обычно в такой перечень входят некоммерческие организации, занятые в культурно-просветительской сфере, а также религиозные организации.

Физических лиц

Физическим лицам необходимо добиваться снижения кадастровой стоимости имущества. При невозможности сделать это в заявительном порядке понадобится провести собственную оценочную экспертизу объекта, что также возможно в рамках судебного разбирательства.

Предлагаем ознакомиться:  Что относится к имуществу предприятия

Как уменьшить налог на имущество 2019

Решающее значение имеет выводы экспертизы, но суд не связан с доводами эксперта и исследует доказательства в совокупности.

Ставки налога

^К началу страницы

  1. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

    Налоговые ставки зависят от применяемого в субъекте Российской Федерации порядка определения налоговой базы: исходя из кадастровой стоимости либо исходя из инвентаризационной стоимости налогооблагаемого недвижимого имущества (жилые дома, квартиры, комнаты, гаражи, машино-места, нежилые помещения, объекты незавершённого строительства, иные здания, строения, сооружения, помещения).

    Перечень регионов, применяющих порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой или инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, размещён в разделе «Налогообложение недвижимости исходя из кадастровой стоимости».

  2. В муниципальных образованиях, городах Москва и Санкт-Петербург, применяющих порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих:

    • в отношении:

    • жилых домов, части жилых домов, квартир, части квартир, комнат;
    • объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;
    • единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом;
    • гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса РФ;
    • хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;

    При этом налоговые ставки могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (

    статья 406 НК РФ

    ).

    В отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей

    В отношении прочих объектов налогообложения.

    Если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится по указанным в Налоговом кодексе налоговым ставкам.

    Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от:

    • кадастровой стоимости объекта налогообложения;
    • вида объекта налогообложения;
    • места нахождения объекта налогообложения;
    • видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения.
  3. В муниципальных образованиях, применяющих порядок определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в следующих пределах:

    • Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов)

      Ставка налога

      До 300 000 рублей включительно

      До 0,1 процента включительно

      Свыше 300 000 до 500 000 рублей включительно

      Свыше 0,1 до 0,3 процента включительно

      Свыше 500 000 рублей

      Свыше 0,3 до 2,0 процента включительно

    Если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований налогообложение производится по налоговой ставке:

    • 0,1 процента в отношении объектов с суммарной инвентаризационной стоимостью, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), до 500 000 рублей включительно;
    • 0,3 процента в отношении остальных объектов.

    Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от:

    • суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов);
    • вида объекта налогообложения;
    • места нахождения объекта налогообложения;
    • видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения.
Перейти

Подробную информацию об установленных налоговых ставках можно узнать, воспользовавшись информационным ресурсом:

«Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»

Способы

Уменьшить налог на имущество можно следующими способами:

  • снизить кадастровую стоимость объекта;
  • переоформить его на льготную категорию граждан;
  • снизить налогооблагаемую базу – например, разделить имущество на доли;
  • изменить функциональное назначение объекта;
  • поменять статус организации (в отдельных случаях).

Действовать следует с учетом особенностей местного налогового законодательства, в том числе возможности воспользоваться конкретными льготами.

Способы снижения имущественных налогов могут заключаться в следующем:

  • В передаче части имущественных прав «дочерней» компании, работающей в тандеме с основным предприятием.
  • Переход на упрощенный вид налогообложения. Но воспользоваться этим способом может не каждое предприятие, а только те компании, у которых годовой доход не превышает 15 млн. руб.
  • Сокращение издержек, и как один из способов – приобретение оборудования, автопарка или недвижимости по лизинговой схеме. Здесь просматривается одна особенность: все активы должны числиться на балансе лизингодателя, в противном случае снизить фактическое налогообложение не получиться.

Льготы

Любое льготное налогообложение напрямую связано либо с определенным типом собственности, либо с видом хозяйственной деятельности. Также оно может предоставляться либо по временной схеме, либо на постоянной основе.

К примеру, снизить налогообложение разрешено предприятиям, занимающимся переработкой и сохранением продукции сельскохозяйственной сферы речным или морским отловом рыбы и морским промыслом, но с условием, что доля выручки от этой деятельности превышает 70% от общей прибыли компаний.

Также могут быть освобождены, либо значительно снижено налогообложение у тех предприятий и компаний, у которых в штате более 50% сотрудников имеют статус инвалидов.

Аналогичные послабления имеют общественные организации и кооперативы, в которых задействован труд инвалидов.

На правительственном уровне полностью отменен сбор имущественного налога с компаний, относящихся к определенному виду хозяйственной деятельности:

  • Обслуживающие жилищно-коммунальное хозяйство или культурные центры досуга.
  • Занимающиеся охранной природы и окружающей среды, пожарной безопасностью населения либо вопросами гражданской безопасности.
  • Морские суда с атомным типом двигателей, трубопроводы магистрального типа, пути ЖД сообщения, общественные автомагистрали.
  • Технические средства спутниковой связи.
  • Государственные земли.

Полный перечень организаций и компаний, которые могут использовать льготное налогообложение (читай — нулевое) закрыт для обнародования, и может быть предоставлен только компетентным органам по запросу суда.

Льготы для физических лиц

Изменения законодательства практически не затронули категорию льготников по имущественному налогу. Как и прежде от налога освобождены инвалиды детства, а также граждане с приобретенной инвалидностью I и II групп. Однако право на льготу можно применить только к одному объекту в каждой из групп недвижимого имущества.

Также с 1 января 2015 года от налога на имущество освобождаются:

  • Герои России и Советского Союза, награжденные орденом Славы трех степеней.
  • Участники Великой Отечественной и Гражданской войн, а также иные военнослужащие, пережившие другие военные действия, проводимые в целях защиты Советского Союза. К этой же категории льготников относятся разведчики и другие лица, проходившие службу в военных штабах и прочих учреждениях, входящих в состав армейских частей.
  • Ветераны — участники боевых действий.
  • Наемные военные, служившие в частях Советской Армии и Военно-морского флота, а также штатные сотрудники военных штабов, входящих в состав армии во время Великой Отечественной войны, в том числе служащие органов внутренних дел и госбезопасности.
  • Жители населенных пунктов, участие в защите которых в период 1941-1945 гг. дает право на льготную пенсию.
  • Граждане, пострадавшие вследствие радиационной катастрофы в Семипалатинске.
  • Лица, отдавшие военной службе не менее 20 лет и уволенные в запас по причине достижения максимального возврата.
  • Участники испытаний ядерного оружия, а также ликвидации аварий, связанных с применением ядерных установок на объектах стратегического значения.
  • Лица, потерявшие кормильца в ходе прохождения им военной службы.
  • Граждане, получающие государственное пособие по достижению ими пенсионного возраста: 55-ти лет — для женщин и 60-ти — для мужчин.
  • Военные, служившие в Афганистане и прочих зонах боевых действий с целью регулирования военных конфликтов на территориях других государств.
  • Лица, утратившие здоровье вследствие радиоактивного облучения в местах проведения испытаний или военных учений с применением ядерных установок.
  • Члены семей военнослужащих, погибших во время исполнения служебного долга.
  • Граждане, занятые творческой деятельностью, работающие в специально оборудованных для такого рода занятий помещениях. Например: ателье, студии, картинные галереи, библиотеки, музеи, выставки и др.
  • Собственники строений площадью до 50 кв. метров, возведенные на участках, предоставленных для садоводства, огородничества и прочего подсобного хозяйства, результаты которого используются в личных целях.

При этом нужно учитывать, что предоставление льготы носит заявительный характер. Чтобы реализовать свое право на освобождение от налога, гражданин должен обратиться в территориальный налоговый орган с соответствующим заявлением и приложением подтверждающих право на льготу документов.

Чтобы получить льготу за текущий налоговый период весь пакет документов необходимо предоставить до 1 ноября этого же года. В тот же срок нужно определиться с объектом льготного налогообложения. В противном случае льгота будет применяться к имуществу с максимальной величиной исчисленного налога.

Льготами вправе воспользоваться следующие категории граждан:

  • пенсионеры;
  • инвалиды 1, 2 группы;
  • военные — участники боевых действий;
  • Герои России, СССР, полные кавалеры Ордена Славы;
  • члены семьи погибших военнослужащих;
  • ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС и других техногенных катастроф.
Предлагаем ознакомиться:  Облагается ли премия налогом НДФЛ

Как уменьшить налог на имущество юридических лиц – нужно учитывать статус организации, а также стоимость объекта. Желательно, чтобы она изначально была невысокой. В качестве льготные категорий юридических лиц законодатель на федеральном уровне предусматривает религиозные организации, некоммерческие организации, занятые в культурно-просветительской деятельности.

Несовершеннолетние собственники имущества платят налог в полном объеме. За них это обязаны сделать родители или другие законные представители.

На региональном уровне для несовершеннолетних возможны льготы. Так, в Московской области налог от налога на имущество освобождается несовершеннолетний собственник имущества, если он воспитывается в многодетной семье.

Льготу можно получить только по одной категории объекта. Например, если у инвалида 2 группы две квартиры, то он освобождается от оплаты налога только за одну квартиру и обычно с более высокой кадастровой стоимости.

О своем праве на льготу нужно заявить. Иначе налог будет начисляться в полном объеме. В сложных ситуациях, особенно при необходимости в судебном разбирательстве, целесообразно получить поддержку компетентного юриста.

^К началу страницы

Право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков:

  • Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
  • инвалиды I и II групп инвалидности;
  • инвалиды с детства, дети-инвалиды;
  • участники гражданской войны и Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;
  • лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
  • лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
  • военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
  • лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • члены семей военнослужащих, потерявших кормильца, признаваемые таковыми в соответствии с
    Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;
  • пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;
  • физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года (с 01.01.2019 года);
  • граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;
  • физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
  • родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;
  • физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, — в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых помещений, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, — на период такого их использования;
  • физические лица — в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.

При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.

Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения:

  1. квартира, часть квартиры или комната;
  2. жилой дом или часть жилого дома;
  3. помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса РФ;
  4. хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса РФ;
  5. гараж или машино-место.

Налоговая льгота не предоставляется в отношении объектов налогообложения, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса РФ, за исключением гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 346.1, пунктом 3 статьи 346.11, пунктом 4 статьи 346.26 и пунктом 10 статьи 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации применение индивидуальными предпринимателями системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, патентной системы налогообложения предусматривает их освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень административно-деловых и торговых центров, определяемый в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса.

Физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

В случае, если налогоплательщик, относящийся к одной из категорий лиц, указанных в подпунктах 2, 3, 10, 101, 12, 15 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации, и имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

 

Органы местного самоуправления, соответствующие органы власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя имеют право устанавливать дополнительные налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц, не предусмотренные федеральным законодательством.

С информацией о налоговых льготах (по всем видам имущественных налогов во всех муниципальных образованиях) можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам», либо обратившись в налоговые инспекции или в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 – 222-22-22).

Порядок исчисления и уплаты налога

^К началу страницы

Налог на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ними, если иное непредусмотрено статьей 408 Налогового кодекса Российской Федерации.

1

для субъектов Российской Федерации, в которых введен порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения

Сумма налога за первые три налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется по следующей формуле:

Н=(Н1 — Н2)*К Н2

где Н – сумма налога, подлежащая уплате. В случае прекращения у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на указанный объект налогообложения, возникновения (прекращения) права на налоговую льготу, изменения доли в праве общей собственности на объект налогообложения исчисление суммы налога (Н) производится с учетом положений пунктов 4 — 6 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации;

Н1 – сумма налога, исчисленная в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из налоговой базы, определенной в соответствии со статьей 403 Налогового кодекса Российской Федерации, без учета положений пунктов 4 — 6 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации;

Н2 – сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 — 6 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации) за последний налоговый период определения налоговой базы в соответствии со статьей 404 Налогового кодекса Российской Федерации, либо сумма налога на имущество физических лиц, исчисленная за 2014 год в соответствии с Законом Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» и приходящаяся на указанный объект налогообложения, в случае применения порядка исчисления налога в соответствии со статьей 403 Налогового кодекса Российской Федерации начиная с 1 января 2015 года;

Предлагаем ознакомиться:  Имеют ли право родители выписать совершеннолетнего ребенка из квартиры

К – коэффициент, равный:

  • 0,2 – применительно к первому налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) исходя из кадастровой стоимости;
  • 0,4 – применительно ко второму налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) исходя из кадастровой стоимости;
  • 0,6 – применительно к третьему налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) исходя из кадастровой стоимости.

Перечень регионов, применяющих порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, размещён в разделе «Налогообложение недвижимости исходя из кадастровой стоимости».

В случае, если исчисленное в соответствии с вышеуказанной формулой в отношении объекта налогообложения значение суммы налога Н2 превышает соответствующее значение суммы налога Н1, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Начиная с четвертого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) исходя из кадастровой стоимости, исчисление суммы налога производится как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Вышеуказанная формула не применяется при исчислении налога в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения.

В случае, если сумма налога, исчисленная исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 — 6 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации), превышает сумму налога, исчисленную исходя из кадастровой стоимости в отношении этого объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 — 6 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, сумма налога подлежит уплате исходя из кадастровой стоимости этого объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 — 6 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, а также с учетом положений пунктов 4 — 6 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации, примененных к налоговому периоду, за который исчисляется сумма налога. Указанные положения применяются при исчислении налога начиная с третьего налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) исходя из кадастровой стоимости. Коэффициент 10-ти процентного ограничения роста налога не применяется при исчислении налога в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения.

2

для субъектов Российской Федерации, в которых действует порядок определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения

Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Перечень регионов, применяющих порядок определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, размещён в разделе «Налогообложение недвижимости исходя из кадастровой стоимости».

Для объектов налогообложения находящихся в общей долевой собственности, налог исчисляется для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности, а объектов общей совместной собственности – для каждого участника в равных долях.

1
  1. В случае применения на территории субъекта Российской Федерации порядка исчисления налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости при расчете налога на имущество физических лиц применяются следующие, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, налоговые вычеты:

    • для квартиры, части жилого дома кадастровая стоимость уменьшается на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, части жилого дома;
    • для комнаты, части квартиры кадастровая стоимость уменьшается на величину кадастровой стоимости 10 квадратных метров общей площади этой комнаты, части квартиры;
    • для жилого дома кадастровая стоимость уменьшается на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома (при этом в целях налогообложения дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам);
    • для единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы один жилой дом кадастровая стоимость уменьшается на один миллион рублей;
    • для объектов налогообложения, указанных в пунктах 3 — 5 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации, находящихся в собственности физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 5 квадратных метров общей площади квартиры, площади части квартиры, комнаты и 7 квадратных метров общей площади жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка.
      Данный налоговый вычет предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида (квартира, часть квартиры, комната, жилой дом, часть жилого дома) в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктами 6 и 7 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе в случае непредставления в налоговый орган соответствующего заявления, уведомления.

    При этом представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) вправе увеличивать размеры предусмотренных Кодексом вычетов.

  2. В случае, если при применении налоговых вычетов налоговая база принимает отрицательное значение в целях исчисления налога такая налоговая база принимается равной нулю.

2

Особенности применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы:

а) для целей налогообложения применяется кадастровая стоимость объекта налогообложения, указанная в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН) и подлежащая применению по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, за исключением нижеперечисленных случаев;

б) с 01.01.2019 изменение кадастровой стоимости вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик объекта налогообложения (уточнения площади, назначения, разрешенного использования, категории и т.п.) учитывается со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости;

в) в случае оспаривания кадастровой стоимости и установления начиная с 01.01.2019 рыночной стоимости объекта налогообложения по решению комиссии при управлении Росреестра или по решению суда, сведения о вновь установленной кадастровой стоимости (рыночной стоимости объекта налогообложения), внесенные в ЕГРН, учитываются начиная с даты начала применения оспоренной кадастровой стоимости;

г) в случае изменения кадастровой стоимости вследствие исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН, а также уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при ее определении, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии или суда из-за недостоверности сведений, использованных при ее определении, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

3

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

 Если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.

Если возникновение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента для расчета налога.

4

В отношении объекта налогообложения, прекратившего свое существование в связи с его гибелью или уничтожением, исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта на основании заявления о его гибели или уничтожении, представленного налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору. С указанным заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения.

В случае, если документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, в налоговом органе отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, налоговый орган по информации, указанной в заявлении налогоплательщика о гибели или уничтожении объекта налогообложения, запрашивает сведения, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, у органов и иных лиц, у которых имеются эти сведения.

Орган или иное лицо, получившие запрос налогового органа о представлении сведений, подтверждающих факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, исполняет указанный запрос в течение семи дней со дня его получения или в тот же срок сообщает в налоговый орган о причинах неисполнения запроса.

Налоговый орган в течение трех дней со дня получения указанного сообщения обязан проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, и о необходимости представления налогоплательщиком подтверждающих документов в налоговый орган.

Уплата налога производится не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Перейти

С полным перечнем вопросов и разъяснений можно ознакомиться в рубрике

«Часто задаваемые вопросы»

, выбрав тематику «Налог на имущество».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector