Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)

Ценные бумаги: классификация, виды и функции

3.1
ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

Регулирование
рынка ценных бумаг (р.ц.б.) – это упорядочение деятельности на нём всех его участников и операций
между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

ü  эмитентов;

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytcreatorsru

ü  инвесторов;

ü  профессиональных фондовых
посредников;

ü  организаций инфраструктуры рынка.

Регулирование участников рынка может
быть внешним и внутренним.

Внешнее регулирование – это подчинённость деятельности данной организации
нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.

Внутреннее регулирование – это подчинённость деятельности данной организации её
собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним
нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, её
подразделений и её работников. 

 M1-shop. Amulet от бабы Нины

ü  эмиссионные;

ü  посреднические;

ü  инвестиционные;

ü  спекулятивные;

ü  залоговые;

ü  трастовые и т.п.

ü  государственное регулирование рынка,
осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение
тех или иных функций регулирования;

ü  регулирование со стороны
профессиональных участников р.ц.б., или саморегулирование рынка; процесс этот в
данный момент развивается двояко. С одной стороны, государство может передавать
часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им
организациям профессиональных участников р.ц.б.

ü  общественное регулирование, или
регулирование через общественное мнение;  конечном счёте именно реакция широких
слоёв общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является
первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия
государства или профессионалов рынка.

ü  поддержка порядка на рынке, создание
нормальных условий для работы всех участников рынка;

ü  защита участников рынка от
недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных
организаций;

Ценные бумаги: классификация, виды и функции

ü  обеспечение свободного и открытого
процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

ü  создание эффективного рынка, на
котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, и на
котором каждый риск адекватно вознаграждается;

ü  в определённых случаях создание новых
рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных
начинаний и нововведений и т.п.;

ü  воздействие на рынок с целью
достижения каких-то общественных целей (например, для повышение темпов роста
экономики, снижения уровня безработицы и т.д.).

ü  создание нормативной базы
функционирования рынка, т.е. разработка законов, постановлений, инструкций,
правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят
функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;

ü  отбор профессиональных участников
рынка; современный рынок ценных бумаг, как, пожалуй, и любой другой рынок,
невозможен без профессиональных посредников. Однако не любое лицо или не любая
организация могут занять место такого посредника. Чтобы это сделать, необходимо
удовлетворить определённым требованиям по знаниям, опыту и капиталу, которые
устанавливаются уполномоченными на это регулирующими организациями или
органами;

ü  контроль за соблюдением выполнения
всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; этот контроль
выполняется соответствующими контрольными органами;

ü  систему санкций за отклонение от норм
и правил, установленных на рынке; такими санкциями могут быть: устные и
письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из рядов
участников рынка.

РИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

Принципы регулирования российского
рынка ценных бумаг, во многом зависят от существующих в стране политических и
экономических условий, но одновременно они должны отражать и проверенную
временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг.

1. Разделение подходов в
регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и
отношений с участием профессиональных участников рынка – с другой. В первой
связке регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом по
ней обязанным; во второй – отношения, в которых заключаются и исполняются
сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и
профессиональным участником или между профессиональными участниками;

2. Выделение из всех видов ценных
бумаг, так называемых инвестиционных, т.е. тех, которые выпускаются массово,
сериями (траншами) и могут быстро распространяться и рынок которых может быть
быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании,
поскольку именно такими инструментами злоумышленники могут нанести большой
ущерб участникам рынка;

Предлагаем ознакомиться:  Возврат и обмен детских товаров

3. Максимально широкое использование
процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка – эмитентах, крупных
инвесторах и профессиональных участниках. Этим механизмом достигается
возможность получения участниками рынка информации друг о друге для принятия
деловых решений при операциях на рынке;

4. Необходимость обеспечения
конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их
стоимости. Этот принцип реализуется через неприятие регулятивных документов,
делающих преференции отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования
имеют равные права перед регулирующими органами – в нормах не упоминаются
конкретные имена или фирменные названия;

5. При разделении полномочий между
регулирующими органами следует исходить из того, что нормотворчество и
нормоприменение не должны совмещаться одним лицом;

6. Обеспечение гласности
нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка.
Такой принцип повышает качество нормотворчества и его объективность;

7. Соблюдение принципа
преемственности российской системы регулирования р.ц.б., имеющей определённую
историю и традиции. Нельзя не учитывать и всё растущую интеграцию национального
фондового рынка с международным.  Неэффективно начинать строить новую систему
регулирования рынка «с центра поля», необходимо практически учитывать
опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные
регуляционные решения. Не следует делать из этого опыта догмы, т.к. повторение
чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка;

8. Оптимальное распределение функций
регулирования рынка ценных бумаг между государственными и негосударственными
органами управления (коммерческими организациями, общественными организациями).

3.3. ИСТОЧНИКИ
ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЫПУСКА И ОБРАЩЕНИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ

Фондовый рынок в
России начал свое формирование по существу с начала 90-х годов. Ранее оборот
ценных бумаг был чрезвычайно скуден и ограничивался в основном государственными
ценными бумагами. Динамичное развитие последних лет изменило ситуацию. Сегодня
можно говорить о таких сегментах российского фондового рынка как рынок акций и
облигаций приватизированных предприятий, рынок ценных бумаг, эмитированных
коммерческими банками, рынок муниципальных и региональных облигаций и займов,
рынок ценных бумаг частных эмитентов, созданных вне процесса приватизации.

На
новую ступень начинает выходить рынок государственных  ценных бумаг, постепенно
приобретая необходимые черты и приближаясь к выполнению функций, характерных
для аналогичных секторов развитых фондовых рынков. Параллельно и достаточно
энергично шел процесс накопления законодательного материала в этой новой и
важной для экономики сфере.

На сегодняшний день действует более 500 нормативных
актов. Это Законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ,
инструкции и иные нормативные документы Центрального банка РФ, Министерства
Финансов РФ, Государственной налоговой службы РФ, Государственного комитета РФ
по статистике и других министерств и ведомств РФ.

Нельзя не выделить
ряд важнейших законодательных актов – Гражданский Кодекс РФ, Закон РФ «О рынке
ценных бумаг»[23], Закон  РФ «Об акционерным
обществах»[24]., и др.  В них раскрываются
такие понятия, как эмиссия ценных бумаг, их размещение, подписка на ценные
бумаги, конвертация и т.д., содержатся требования к профессиональным участникам
рынка ценных бумаг (брокерам, дилерам, клиринговым организациям, депозитариям,
регистраторам, номинальным держателям ценных бумаг и т.д.

Основными
правовыми актами, регламентирующими вексельное обращение на территории РФ, в
настоящее время являются постановления ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 г. «О
введении в действие Положения о переводном и простом векселе»[26] и Закон РФ «О переводном и
простом векселе» от 11 марта 1997 г.[27]

Тинькофф. Кредитные системы [credit_cards][status_lead]

Условия выпуска
и обращения сертификатов определяются Правилами по выпуску и оформлению
депозитных и сберегательных сертификатов, утвержденными Центральным банком РФ
10 февраля 1992 г.[28]

Особое место
среди органов, уполномоченных регулировать отношения в рассматриваемой сфере
занимает Федеральная комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при
Правительстве РФ, образованная Указом Президента РФ от 4.11.1994 г. №2063 «О
мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в РФ»[29], на которую возлагается
контроль и регулирование рынка ценных бумаг и деятельности профессиональных
участников рынка ценных бумаг.

Следует
отметить, что развитие рынка ценных бумаг и его нормативного регулирования
зачастую носило не только бурный характер, но и сопровождалось естественными
«болезнями роста», к числу которых можно отнести недостаточную
последовательность и системность. В результате в регулирующей базе существуют
значительные пробелы и далеко не всякая регламентация могла бы быть признана
удовлетворительной.

Предлагаем ознакомиться:  Как проверить право собственности на помещение

Особенностью
источников правового регулирования выпуска и обращения ценных бумаг можно
назвать большое количество содержащихся в них процедурных норм. Рассматриваемые
источники  как правило, не воспроизводят в своих статьях нормы Гражданского
Кодекса РФ, а развивают и детализируют их. В то же время нельзя не обратить
внимание и на присущие им недостатки, многие из которых являются весьма
существенными, что приводит к возникновению правовых коллизий.

Сюда можно
отнести неоправданную сложность подачи правового материала, невысокий уровень
юридической техники. Данный недостаток усугубляется отсутствием понятийного
аппарата, что препятствует использованию правовых источников лицами, которым
они, казалось бы, адресованы. В Законах и иных источниках содержится немало
положений, не являющихся бесспорными,  в связи с чем по ряду вопросов, которые
не могут быть однозначно разрешены путем толкования норм, а также по вопросам,
не нашедшим пока единообразного применения на практике, возникает много споров.

3.4 
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

ü  эмитента при выпуске государственных
ценных бумаг;

ü  инвестора при управлении крупными
портфелями акций промышленных предприятий.

ü  профессионального участника при
торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;

ü  регулятора при написании
законодательства и подзаконных актов;

ü  верховного арбитра в спорах между
участниками рынка через систему судебных органов.

Государственное регулирование рынка
ценных бумаг –
это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.

ü  государственные и иные нормативные
акты;

ü  государственные органы регулирования
и контроля.

Прямое
или

административное
управление

 

Косвенное или
экономическое управление

 

ü  установления обязательны требований
ко всем участника р.ц.б.;

ü  регистрации участников рынка и ценных
бумаг, эмитируемых ими;

ü  лицензирования профессиональной деятельности
на рынке ценных бумаг;

ü  обеспечения гласности и равной
информированности всех участников рынка;

Ценные бумаги: классификация, виды и функции

ü  поддержания правопорядка на рынке.

ü  систему налогообложения (ставки
налогов, льготы и освобождённые от них);

ü  денежную политику (процентные ставки,
минимальный размер заработной платы и др.);

ü  государственные капиталы
(государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);

ü  государственную собственность и
ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).

Структура органов государственного
регулирования российского рынка ценных бумаг в настоящее время ещё не
сложилась.

Государственная Дума издаёт законы, регулирующие рынок
ценных бумаг.

Президент издаёт указы, поскольку законы
принимаются довольно медленно и развитие рынка ценных бумаг в России осуществляется
в основном в соответствии с этими указами; главная их цель – осуществление и
ускорение процесса приватизации и экономической реформы;

Правительство – выпускает постановления, обычно в
развитие указов президента.

1.  
Федеральная
комиссия по р.ц.б. (ФКЦБ);

2.  
Министерство
финансов РФ (Минфин);

3.  
Центральный банк
РФ (ЦБ);

4.  
Государственный
комитет по антимонопольной политике;

5.  
Госстрахнадзор.

ФКЦБ имеет много полномочий в области
координации, разработки стандартов, лицензирования, установления
квалификационных требований и т.д. реально пока занимается только
лицензированием деятельности реестродержателей и регулированием их
деятельности, а также заканчивает разработку системы регулирования паевых инвестиционных
фондов – разновидности фондов коллективного инвестирования. По мере создания
организационной структуры может взять на себя основную нормотворческую и
контрольную работу по регулированию рынка ценных бумаг.

Минфин РФ – министерство в составе Правительства
– регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций (кроме кредитных организаций),
субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые
биржи, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, устанавливает правила
бухгалтерского учёта операций с ценными бумагами, осуществляет выпуск
государственных ценных бумаг и регулирует их обращение.

ЦБ РФ – федеральный орган, действующий на
основании закона, регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций,
осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными
организациями операций на открытом р.ц.б., ломбардного кредитования и переучёта
векселей, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям
на р.ц.б.

Государственный
комитет по антимонопольной политике устанавливает антимонопольные правила и осуществляет
контроль за их исполнением.

Госстрахнадзор регулирует особенности деятельности
на рынке ценных бумаг страховых компаний.

ü  Гражданский кодекс РФ, части I и II (1995 – 1996 гг.);

ü  Закон «О банках и банковской деятельности»
(1990 г.);

ü  Закон «О Центральном банке
Российской Федерации» (1995 г.);

ü  Закон «О приватизации
государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» (1991 г.);

ü  Закон «О товарных биржах и
биржевой торговле» (1992 г.)

ü  Закон «О валютном регулировании
и валютном контроле» (1992 г.);

ü  Закон «О государственном
внутреннем долге Российской Федерации» (1992 г.);

ü  Закон об акционерных обществах (1996
г.);

ü  Закон о рынке ценных бумаг (1996 г.);

ü  Указы Президента по развитию рынка
ценных бумаг; за период с 1992 г. выпущено порядка пятидесяти указов, которыми
в основном и регулируется российский рынок ценных бумаг;

ü  Постановления Правительства
Российской Федерации в основном касаются регулирования и развития рынка
государственных ценных бумаг во всех их разновидностях.

3.5 Регулирование рынка ценных бумаг
саморегулирующими организациями

Саморегулируемые
организации – это
некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными
участниками рынка ценных бумаг на добровольной основе, с целью регулирования
определённых аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки,
выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой
организации.

Количество и направленность
саморегулируемых организаций должны устанавливаться государством, так как один
и тот же предмет саморегулирования не может регулироваться сразу двумя или
более однотипными органами.

ü  разработка обязательных правил и
стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке;

ü  осуществление профессиональной
подготовки кадров, установление требований, обязательных для работы на данном
рынке;

ü  контроль за соблюдением участниками
рынка установленных правил и нормативов;

ü  информационная деятельность на рынке;

ü  обеспечение связи и представительства
(защиты) интересов участников.

До принятия Закона о рынке ценных
бумаг в российской практике отсутствовала юридическая основа для
саморегулируемых организаций, однако, различного рода объединения участников
рынка имелись в виде ассоциаций (союзов) фондовых бирж, регистраторов и
депозитариев, других профессиональных участников фондового рынка России.

Саморегулируемая
организация учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг для
обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных
бумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг,
защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных
участников рынка ценных бумаг, являющимися членами саморегулирующей
организации, установления правил и стандартов проведения операций с ценными
бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг. [30]

На
основании Федерального закона о защите прав и законных интересов инвесторов на
рынке ценных бумаг от 5 марта 1999 г. № 96-ФЗ, а также в соответствии с
настоящим Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» саморегулируемые
организации в соответствии с правилами и стандартами их деятельности
осуществляют контроль за исполнением своими участниками (членами)
законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов
инвесторов на рынке ценных бумаг.

1.  
Саморегулируемая
организация рассматривает жалобы и заявления инвесторов на действия ее участника (члена), его должностных лиц
и специалистов в порядке, предусмотренном учредительными документами, правилами
и стандартами ее деятельности.

ü
применить
к нарушителю санкции, установленные правилами и стандартами деятельности этой
организации;

ü
рекомендовать
своему участнику (члену) возместить инвестору причиненный ущерб во внесудебном
порядке;

ü
исключить
профессионального участника из числа своих участников (членов) и обратиться в
федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг с заявлением о
принятии мер по аннулированию или приостановлению действия лицензии указанного
профессионального участника на осуществление профессиональной деятельности на
рынке ценных бумаг;

ü
направить
материалы по жалобе и заявлению в правоохранительные и иные федеральные органы
исполнительной власти в соответствии с их компетенцией для рассмотрения.

3.  
Саморегулируемая
организация обязана сообщить в федеральный орган исполнительной власти по рынку
ценных бумаг об итогах рассмотрения жалоб и заявлений инвесторов и принятых ею
решениях.

4.  
В
случае непринятия мер по законным и обоснованным жалобам и заявлениям
инвесторов, неисполнения законодательства Российской Федерации о защите прав и
законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг федеральный орган
исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе применить к саморегулируемой
организации санкции, установленные Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» и
нормативными правовыми актами Российской Федерации.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytaboutru

3.6.
Регулирование рынка ценных бумаг общественными
объединениями

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector