Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)

Субъект права собственности на землю

2. Постоянное (бессрочное) пользование земельным участком (ст.39.9 зк рф)

1. в объективном
смысле титулы владения и пользования
зем. участками — это правовой институт,
а также совокупность правовых норм,
регулирующих данный вид отношений

2. в субъективном
смысле – это совокупность правомочий
субъектов землепользования по владению
и пользованию земельными участками.

Объектами права
пользования являются: зем. участки,
части зем.участков, служебные наделы.

Субъектами: —
государственные и муниципальные
учреждения

  • казенные предприятия

  • органы государственной
    власти и м/с

  • физ. и юридические
    лица

  • работники
    предприятий

  • религиозные
    организации

— ЖСК

— и иные……

Участниками зем.
отношений выступают: землевладельцы,
землепользователи, арендаторы и
обладатели сервитута

С 1 марта 2015 г.
ст. 20 ЗК РФ – утратила силу и данное
право регулируется ст. 39.9 ЗК РФ.

1. государственным
и муниципальным учреждениям,

2. казенным
предприятиям,

3. органам госуд.
власти и органам м/с,

4. центрам
исторического наследия Президентов
РФ, прекративших исполнение своих
полномочий.

Гражданам и иным
юридическим лицам в настоящее время
земельные участки из государственной
и муниципальной собственности в
постоянное (бессрочное) пользование не
предоставляются.

Право постоянного
(бессрочного) пользования, возникшее у
данных лиц до введения в действия ЗК
РФ, сохраняется.

Граждане и
юридические лица, обладающие земельными
участками да данном праве, не вправе
распоряжаться земельными участками.

Граждане, обладающие
земельными участками на праве постоянного
(бессрочного) пользования имеют право
переоформить данные земельные участки
на право частной собственности.
Предоставление в собственность гражданам
земельных участков, ранее предоставленных
им в постоянное (бессрочное) пользование
сроком не ограничивается (п.3 ст.3 ФЗ О
введение в действие ЗК РФ).

Иные юридические
лица обязаны были переоформить право
постоянного (бессрочного) пользования
земельными участками по выбору: на право
аренды или приобрести их в собственность
до 1 июля 2012 года. (п.2 ст.3 ФЗ О введении
в действие ЗК РФ).

Религиозные
организации обязаны были переоформить
данное право на право частной собственности,
аренды либо безвозмездного срочного
пользования по своему желанию до 1 января
2012 г. Религиозным организациям земельные
участки предоставляются в собственность
бесплатно (п.2 ст. 36 ЗК РФ)

Юридические лица
могут переоформить право постоянного
(бессрочного) пользования земельными
участками, на которых расположены линии
электропередачи, линии связи, трубопроводы,
дороги, железнодорожные линии и другие
подобные сооружения (линейные объекты),
на право аренды таких земельных участков
или приобрести такие земельные участки
в собственность в соответствии с
правилами, установленными настоящим
абзацем, до 1 января 2016 года.

С 1января 2013 г. была
введена в действие ст. 7.34 КоАП РФ
«Нарушение сроков и порядка переоформления
права постоянного (бессрочного)
пользования земельных участков на право
аренды или сроков и порядка приобретения
земельных участков в собственность».

садоводческим,
огородническим или дачным некоммерческим
объединениям граждан;

организациям, при
которых до вступления в силу Федерального
закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О
садоводческих, огороднических и дачных
некоммерческих объединениях граждан»
(далее — Федеральный закон «О
садоводческих, огороднических и дачных
некоммерческих объединениях граждан»)
были созданы (организованы) садоводческие,
огороднические или дачные некоммерческие
объединения граждан, пользующиеся
такими земельными участками;

гаражным потребительским
кооперативам.

С 1 марта 2015 года
ст. 20 ЗК РФ утратила силу и вводится в
действие ст.39.9 ЗК РФ

Статья 39.9. Предоставление
земельного участка, находящегося в
государственной или муниципальной
собственности, в постоянное (бессрочное)
пользование

1. Предоставление
земельного участка, находящегося в
государственной или муниципальной
собственности, в постоянное (бессрочное)
пользование осуществляется на основании
решения уполномоченного органа.

Субъект права собственности на землю

1) органам государственной
власти и органам местного самоуправления;

2) государственным и
муниципальным учреждениям (бюджетным,
казенным, автономным);

3) казенным предприятиям;

4) центрам исторического
наследия президентов Российской
Федерации, прекративших исполнение
своих полномочий.

1) наименование
организации, государственный
регистрационный номер записи о
государственной регистрации юридического
лица в едином государственном реестре
юридических лиц в случае предоставления
земельного участка юридическому лицу;

2) наименование органа
местного самоуправления в случае
предоставления ему земельного участка;

3) наименование органа
государственной власти в случае
предоставления ему земельного участка.

4. Не допускается
предоставление земельных участков,
находящихся в государственной или
муниципальной собственности, указанным
в настоящей статье лицам на других
правах, кроме права постоянного
(бессрочного) пользования, если иное не
предусмотрено статьями 39.10 и 39.20 настоящего
Кодекса.

Основания
прекращения — ст. 45 ЗК РФ.

  1. Право пожизненного
    наследуемого владения земельными
    участками

Трехгорная мануфактура

С 1 марта 2015 года
ст. 21 ЗК РФ утратила силу

В ГК РФ праву
пожизненного наследуемого владения
посвящены ст.265, 266, 267 и ст.1181 ГК РФ.

Право пожизненного
наследуемого владения было введено в
действие в 1990 г., когда частная собственность
на землю еще не существовала.

Субъектами данного
права являются только граждане, исходя
из названия. После вступления в действие
ЗК РФ передача земельных участков на
праве пожизненного наследуемого владения
из государственной и муниципальной
собственности не допускается.

Земельные участки,
предоставленные в пожизненное наследуемое
владение, остаются в гос. и муниц.
собственности.

Субъект права собственности на землю

Распоряжение
данными земельными участками не
допускается, помимо передачи земельного
участка по наследству.

Граждане имеют
право на переоформление в собственность
данных земельных участков. Сроком это
не ограничивается (п.3 ст.3 ФЗ О введение
в действие ЗК РФ).

Переход права
пожизненного наследуемого владения
на земельный участок осуществляется в
результате наследования в соответствии
с нормами ГК РФ по закону либо по
завещанию.

Однако здесь могут
возникнуть некоторые осложнения. Так,
в отличие от права общей собственности,
права общего владения законодательством
не предусмотрено. Следовательно, если
наследников несколько (например, при
наследовании по закону), а участок по
каким-либо причинам является неделимым
– приходится искать компромисс – то
есть о переходе права пожизненного
наследуемого владения зем. участком
одному лицу и о выплате компенсаций
другим.

Основания прекращения
права пожизненного наследуемого владения
установлены в ст. 45 ЗК РФ.

Предлагаем ознакомиться:  Образец рапорта на увольнение овд — Ваш юрист

В соответствие с
Конституцией РФ право собственности
на землю граждан относится к основным
неотчуждаемым правам и свободам человека
и гражданина (ст.17), непосредственно
действующими (ст. 18), и не может быть
изменено иначе как в порядке, установленном
Конституцией РФ (ст. 64).

Метро

Понятие права
собственности на землю можно рассматривать
в экономическом и юридическом аспектах.
Главным признаком права собственности
в экономическом смысле является
присвоение. В юридическом смысле правовой
институт земельной собственности
возникает с появлением государства и
права и представляет собой результат
закрепления правовыми нормами
экономических отношений по владению,
пользованию и распоряжению земельными
участками.

Институт права
собственности на землю можно рассматривать
в объективном и субъективном смысле.

В объективном
смысле право собственности это
совокупность правовых норм, регулирующих
отношения собственности на землю.

В субъективном:
это совокупность правомочий лица по
владению пользованию и распоряжению
земельным участком. А также отношение
между собственниками и иными третьими
лицами (не собственниками) земельного
участка. Субъективному праву собственному
противостоит неопределенное число лиц,
которые обязаны воздерживаться от
совершения противоправных действий,
направленных на нарушение прав и законных
интересов собственников.

Тема 3 Право собственности на землю и другие природные ресурсы

Согласно действующему российскому земельному законодательству земля в Российской Федерации находится в государственной, муниципальной и частной собственности.

Множественность форм собственности на землю впервые была законодательно провозглашена в Законе РСФСР 1990 г. «О земельной реформе» и, по сути своей, явилась одним из важнейших достижений проводимой в нашей стране земельной реформы, поскольку советский период характеризовался правом исключительной государственной собственности на землю, физическим и юридическим лицам участки могли быть предоставлены только в пользование, какие-либо сделки в отношении земли и земельных участков были запрещены.

Согласно же действующей Конституции Российской Федерации 1993 г. (ст. 9) земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В соответствии с действующим гражданским законодательством (п. 4 ст. 212 ГК РФ) права всех собственников (независимо от формы собственности) защищаются равным образом.

Таким образом, виды прав на землю определены в отечественном законодательстве «по субъекту», так как основным законом государства определен круг субъектов, обладающих правом собственности на имущество, а также установлено, что в зависимости от субъекта, обладающего правом на землю, устанавливается объем прав и обязанностей, составляющих содержание того или иного вида права собственности на землю.

Под субъектом права собственности на землю следует понимать лицо, осуществляющее владение, пользование и распоряжение земельным участком на законном основании. При этом физические и юридические лица как субъекты права собственности объединены понятием права частной собственности на землю; субъектами права государственной собственности на землю являются соответственно Российская Федерации и ее субъекты;

субъектом права муниципальной собственности на землю – муниципальные образования. Причем именно в зависимости от того, находится земля в собственности физического лица, юридического лица, государства, государственного или муниципального образования, определяются основания приобретения и прекращения права собственности на землю.

Частная собственность на землю представлена в Российской Федерации собственностью физических и юридических лиц. Согласно положений статьи 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может им принадлежать.

Количество и стоимость находящегося в собственности частных лиц имущества законом не ограничивается, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законодательно в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 2 ст. 1 ГК РФ).

В частной собственности – собственности физических и юридических лиц – находятся земельные участки, приобретенные названными субъектами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 15 ЗК РФ).

Согласно действующему земельному законодательству физические и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. В собственность частных лиц могут быть предоставлены практически любые земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением лишь тех, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Однако закон запрещает иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам иметь на праве собственности земельные участки, находящиеся на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Собственниками земельных участков могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации, за исключением унитарных государственных и муниципальных предприятий и финансируемых собственником учреждений, за которыми земельные участки закрепляются на началах ограниченных вещных прав. Отдельные юридические лица, хотя и являются собственниками приобретенных ими земельных участков, могут использовать последние только для целей, предусмотренных их учредительными документами (в частности, общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды).

Право частной собственности на земельный участок возникает по следующим основаниям: 1) из договоров и иных гражданско-правовых сделок (в частности, купли-продажи, мены, дарения, ренты); 2) из соответствующих актов государственных и муниципальных органов; 3) из судебных решений об установлении права собственности на землю;

Гражданин или юридическое лицо – собственник земельного участка обладает полным объемом правомочий собственника. Собственник земельного участка вправе владеть земельным участком, самостоятельно хозяйствовать на нем, использовать участок, а также имеющиеся на нем общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды, с соблюдением требований законодательства возводить на своем земельном участки объекты недвижимости и пр.

Собственник должен использовать земельный участок в соответствии с его назначением, рационально и эффективно. При использовании земельного участка он обязан, во-первых, соблюдать требования действующего законодательства, а во-вторых, не нарушать права и законные интересы других пользователей и иных лиц.

Государственной собственностью являются земли, не находящиеся, соответственно, в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение же государственной собственности на землю на федеральную собственность (собственность Российской Федерации), собственность государственных образований (собственность субъектов Российской Федерации) и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ от 17 июля 2001 г.

Предлагаем ознакомиться:  Может ли быть суд без ответчика

«О разграничении государственной собственности на землю». До разграничения государственной собственности на землю распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если иное не предусмотрено законодательством (п. 10 Федерального закона РФ от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Российская Федерации как государство может участвовать в земельных отношениях, во-первых, в качестве субъекта государственной власти, устанавливающего нормы земельного законодательства, осуществляющего государственный контроль за использованием земель и другие функции, поименованные в статьях 9-10 ЗК РФ, во-вторых, в качестве собственника земельных участков.

Причем выступая в гражданском обороте во втором качестве (собственника земельных участков), государство по своему правовому статусу приравнивается к другим участникам имущественных отношений – физических и юридических лиц, так как обладает теми же правами и несет те же обязанности, что и другие собственники земельных участков (в соответствии со ст. 124 ГК РФ).

Государственная собственность на землю в Российской Федерации подразделяется соответственно на федеральную собственность (собственность Российской Федерации) и на государственную собственность субъектов Российской Федерации (собственность республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения).

При этом от имени Российской Федерации и от имени субъектов Российской Федерации права собственника земельных участков осуществляют соответствующие органы государственной власти (в пределах их компетенции). В частности, от имени Российской Федерации права собственника земельных участков (по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами) осуществляет Министерство имущественных отношений РФ.

Главстрой

Согласно положениям статьи 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся:

  • земельные участки, признанные таковыми федеральными законами;
  • земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • земельные участки, приобретенные Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

При этом в федеральной собственности могут находиться земельные участки, не предоставленные в частную собственность (собственность физических и юридических лиц) по основаниям, предусмотренным вышеназванным законом.

В собственности субъектов Российской Федерации находятся:

  • земельные участки, признанные таковыми федеральными законами;
  • земельные участки, право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • земельные участки, приобретенные субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (ст. 18 ЗК РФ).
  • В собственности субъектов Российской Федерации, при условии, что они не предоставлены в частную собственность физических и юридических лиц, могут находиться:
  • земельные участки, занятые недвижимым имуществом, находящимся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации;
  • земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • земельные участки, отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения, землям лесного фонда, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, землям водного фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, землям фонда перераспределения земель;
  • земельные участки, занятые приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации.

1. Понятие и особенности правового режима земель с/х назначения

В соответствии с
п.1 ст.77 ЗК РФ земли с/х назначения – это
земли расположенные за чертой населенных
пунктов, предоставленные для нужд
сельского хозяйства, а также предназначенные
для данных целей.

1. Основным критерием
для отнесения земель к землям с/х
назначения является предназначение их
для с/х производства.

2. Земли с/х назначения
должны быть расположены за чертой
населенных пунктов.

3. К категории
земель с/х назначения входят лучшие
плодородные земли, которые, прежде
всего, используются как основное средство
производство.

Земли с/х назначения
имеют особенности правового режима,
что определяется их ценностью.

П.8 ст. 1 ЗК РФ
устанавливает принцип строго целевого
использования данной категории земель.

П.6 ст. 1 ЗК РФ
устанавливает принцип приоритета земель
с/х назначения.

В соответствие со
ст. 8 ЗК РФ решение о переводе земель с/х
назначения в иную категорию принимается
только на уровне РФ либо ее субъектов.

В соответствии со
ст.3 ФЗ Об обороте земель с/х назначения
данные земли не предоставляются на
праве частной собственности иностранным
гражданам, лицам без гражданства,
иностранным юр. лицам, а также юр. лицам
в уставном капитале которых доля
иностранных граждан, лиц без гражданства
и иностранных юр. лиц составляет более
50%.

Ст.8 ФЗ Об обороте
земель с/х назначения устанавливает
право преимущественной покупки данной
категории земель субъектов РФ либо с
случаях предусмотренных законодательством
субъектов РФ муниципальных образований,
а также особый порядок их купли-продажи.

Ст. 45-46 ЗК РФ
устанавливает одном из оснований
прекращения права постоянного
(бессрочного) пользования, пожизненного
наследуемого владения, аренды: не
использование зем. участка, предназначенного
для с/х производства в данных целях в
течение 3 лет.

Экологическое
законодательство устанавливает
повышенные требования к охране и
рекультивации земель с/х назначения
при разработке месторождений полезных
ископаемых.

Госнииас

Ст. 79 ЗК РФ
предусматривает особенности использования
с/х угодий, т.е. земель являющихся особо
ценными среди земель с/х назначения.

В соответствии со
ст. 102 ЗК РФ к землям водного фонда
относятся земли:

  • покрытые
    поверхностными водами, сосредоточенными
    в водных объектах;

  • занятые
    гидротехническими и иными сооружениями,
    расположенными на водных объектах

На землях, покрытых
поверхностными водами, не осуществляется
формирование земельных участков.

В целях строительства
водохранилищ и иных искусственных
водных объектов осуществляется
резервирование земель. Порядок
использования и охраны земель водного
фонда определяется земельным и водным
законодательством.

В соответствии с
п.6 ст.6 ВК РФ вдоль береговой линии
водного объекта общего пользования
имеется береговая полоса (полоса земли),
которая составляет 20 метров. Каждый
гражданин праве пользоваться (без
использования механических транспортных
средств) береговой полосой.

Земельные участки,
на которых расположены водные объекты,
находятся в федеральной собственности.
Исключение составляют земельные участки,
на которых расположены пруды и обводненные
карьеры – они могут находиться в
региональной, муниципальной и частной
собственности. Право собственности на
пруд и обводненный карьер прекращается
одновременно с прекращением права
собственности на данный земельный
участок (п.3 ст.8 ВК РФ). Данные земельные
участки являются неделимыми, если в
результате такого раздела требуется
раздел пруда и обводненного карьера
(п.4 ст. 8 ВК РФ).

Предлагаем ознакомиться:  Оформление земли в собственность снт

В целях охраны
водных объектов, водные ресурсы которых
являются природными лечебными ресурсами,
устанавливаются зоны,
округа санитарной охраны
в соответствии с законодательством о
природных лечебных ресурсах, лечебно
оздоровительных местностях и курортах
(ст. 64 ВК РФ).

Водоохранными
зонами являются территории, которые
примыкают к береговой линии различных
водных объектов, на которых устанавливается
специальных режим. В границах водоохранных
зон устанавливаются специальные
прибрежные полосы. Ширина водоохранной
зоны устанавливается от соответствующей
береговой линии.

Авионика

Ширина водоохранной
зоны рек или ручьев устанавливается от
их истока для рек и ручьев протяженностью:

  1. от десяти километров
    – в размере 50 метров

  2. от 10 до 50 километров
    – в размере 100 метров

  3. от 50 километров
    и более – в размере 200 метров.

Ширина водоохранной
зоны озера, водохранилища – 50 метров.

Ширина водоохранной
зоны моря — 500 метров.

Ширина водоохранной
зоны озера Байкал устанавливается в
соответствие в ФЗ Об охране озера Байкал

В границах
водоохранных зон запрещено:

  • использование
    сточных вод;

  • размещение кладбищ,
    скотомогильников, мест захоронения
    отходов производства и потребления,
    радиоактивных, химических, взрывчатых,
    токсичных, отравляющих и ядовитых
    веществ;

  • осуществление
    авиационных мер по борьбе с вредителями
    и болезнями растений;

  • движение стоянка
    транспортных средств.

Для рек и ручьем
протяженностью менее 10 км. От истока до
устья водоохранная зона совпадает с
прибрежной защитной полосой. – 50 метров.

Ширина прибрежной
защитной полосы устанавливается в
зависимости от уклона берега водного
объекта и составляет 30-50 метров (п.11,12
ст.65 ВК РФ).

Ширина прибрежной
защитной полосы озера, водохранилища,
имеющих ценное рыбохозяйственное
значение (места нереста, зимовки рыб и
других водных биологических ресурсов),
устанавливается в размере 200 метров
независимо от уклона прилегающих земель.

В границах прибрежных
защитных полос запрещается:

  • распашка земель;

  • размещение отвалов
    размываемых грунтов

  • выпас с/х животных.

Гознак

В соответствии со
п. 8 ст.27 ЗК РФ: запрещается приватизация
зем.участков в пределах береговой
полосы, установленной в соответствии
с ВК РФ.

1 если земли заняты
водными объектами

2 строительство
водохранилищ и иных искусственных
водных объектов, а также гидротехнических
и иных сооружений, расположенных на
водных объектах

3 изменение русла
рек и иных изменений местоположения
водных объектов.

1. Источники земельного права

Под источникамиземельного права понимаются нормативно-
правовые акты, содержащие нормы,
регулирующие отношения в сфере охраны
и использования земель.

По юридической
силе:источники можно подразделить
назаконы: принимаемые представительными
органами гос.власти иподзаконные
нормативные акты: указы Президента
Постановления Правительства, акты
субъектов Федерации, министерств и
ведомств, органов местного самоуправления.

По предмету
регулирования: на общие (предмет их
регулирования широк и охватывает как
экологические, так и иные общественные
отношения, например, Конституция РФ) и
специальные (целиком посвящены земле,
например, ЗК РФ.

Система источников

  1. Конституция РФ –
    нормы непосредственно регулирующие
    зем. правоотношения (ст.9. 36. 72)

Ст.9 – земля
используется и охраняется в РФ как
основа жизни и деятельности народов,
проживающих на данной территории;

Ст.36 – ч.1 устанавливает
право частной собственности на землю

Ч.2 владение,
пользование и распоряжение землей
осуществляется их собственниками
свободно, если это не наносит ущерба
окружающей среде и не нарушает прав и
законных интересов других лиц;

Ст.72 – земельное,
водное, лесное, законодательства о
недрах, относятся в совместному ведению
РФ и ее субъектов.

Нормы опосредованно
регулирующие зем. правоотношения
(ст.42,58,2,17,18,45)

  1. Международные
    договоры РФ, общепризнанные принципы
    и нормы международного права.

  2. Федеральные законы

  3. Нормативные указы
    и распоряжения Президента РФ.

  4. Нормативные
    постановления и распоряжения
    Правительства РФ

  5. Нормативно-правовые
    акты субъектов РФ

  6. Нормативно-правовые
    акты министерств и ведомств

  7. Нормативно-правовые
    акты органов м/с

  8. Локальные
    нормативные правовые акты

  9. Судебные решения
    (судебный прецедент)

  10. Обычай? Если
    существует пробел в законодательстве
    и обычай при этом не должен противоречить
    законодательству РФ.

2. Земельное законодательство дореволюционной России

В период 17-18 веков
отмечается укрепление власти монарха.

Авилон

При Петре 1
принимается Указ от 23 марта 1714 г. «О
единонаследии»,который расширил
права дворян на земли и установил
правовой режим вотчинного и поместного
землевладения. Были предусмотрены
ограничения распоряжения недвижимым
имуществом: его нельзя было закладывать,
продажа допускалась только в виде
исключения с высокой пошлиной, передача
по наследству допускалась только одному
из сыновей, в случае отсутствия одной
из дочерей, во избежания дробления
земель.

10 декабря 1719 г.
принимается Указ разрешающий дворянам,
купцам и чиновникам искать минералы на
любой земле, а также строить заводы,
рудники по добыче и переработке полезных
ископаемых. Собственник земель получал
преимущество их застройки либо получал
1/32 прибыли от добычи полезных ископаемых
на его земле.

1752 г. императрица
Елизавета издает Манифест о межевании
земель

1754 г. утверждается
Инструкция межевщикам, по которой
образовывается Главная межевая канцелярия

1782 г. Екатерина 2
издает Указ о праве собственника земли
не только на землю, но и на недра.

1835 г. был опубликован
в веден в действие Свод законов
Российской империи,по которому
имущество делилось на движимое и
недвижимое. Недвижимое имущество
делилось на благоприобретенное и
родовое. Было закреплено право
собственности на землю и иные природные
ресурсы, находящиеся на данном зем.

19 февраля 1861 г.
принимается Манифест об освобождении
крестьян от крепостной зависимости, в
котором устанавливается право крестьян
на зем.наделы и порядок осуществления
выкупных платежей. Субъектом зем.отношений
являлась сельская община, а право
пользования землей предоставлялось
крестьянской семье (крестьянскому
двору).

Царский Указ от
9 ноября 1906г. подготовленный Столыпиным,
был направлен на создание кулачества
(на примере Германии) – он устанавливал
право крестьян выйти из общины и
потребовать в свою единоличную
собственность земельный надел. Столыпин
также был инициатором добровольного
переселения крестьян на государственные
земли в восточных районах страны. На
черноземах Сибири возникли эстонские,
латышские, литовские и украинские
деревни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector