Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)

Как списать автомобиль на предприятии

Пример №1: об отсутствии определенных данных в ПЛ

Организация решила продать микроавтобус, восстановительная стоимость которого составляет 600 000 руб.

По данным предыдущего примера предположим, что сумма начисленной амортизации по микроавтобусу, и в бухгалтерском, и в налоговом учете совпадают.

60 000 руб. / (600 000 руб. – 60 000 руб.) х 100 % = 11 %.

Доходы от реализации составят 30 000 руб., а расходы будут равны нулю.

Дебет счета 99 «Прибыли и убытки»,

Кредит субсчета 68-1 «Расчеты по налогу на прибыль» – 7200 руб. (30 000 руб. x 24 %) – начислен налог на прибыль.

Как списать автомобиль на предприятии

В том случае, если выручка от реализации окажется меньше остаточной стоимости автомобиля и расходов по его реализации, то полученная разница – убыток – будет учитываться в целях налогообложения, в следующем порядке.

Полученный убыток отражается в качестве расходов будущих периодов (п. 3 ст. 268 НК РФ). Затем он включается в состав прочих расходов равными долями в течение периода, который рассчитывается как разница между сроком полезного использования и фактическим сроком эксплуатации до момента реализации, включая месяц реализации (ст. 323 НК РФ).

В результате продажи прицепа организацией был получен убыток в размере 3 000 руб. Срок полезного использования прицепа установлен в размере 37 месяцев. Срок фактической эксплуатации, включая месяц реализации, составил 31 месяц.

Сумма полученного убытка нужно отнести к расходам будущих периодов, а затем ежемесячно в течение 6 месяцев (37 мес. – 31 мес.) включать в прочие расходы от реализации по 500 руб. (3 000 руб. / 6 мес).

Расхождения между бухгалтерской и налоговой стоимостью транспортных средств возникают по следующим причинам.

Если в бухгалтерском учете первоначальная стоимость транспортного средства больше, чем в налоговом, то на сумму разницы между бухгалтерской и налоговой стоимостью автомобиля в соответствии с ПБУ 18/02 в бухгалтерском учете формируется отложенное налоговое обязательство (ОНО). Которое затем погашается в процессе начисления амортизации в течение всего срока использования автомобиля, а в случае продажи оставшаяся сумма ОНО списывается.

Если по автомобилю были установлены различные сроки полезного использования.

Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»,

Кредит счета 77 «.Отложенные налоговые обязательства».

При продаже автомобиля его налоговая остаточная стоимость окажется меньше бухгалтерской остаточной стоимости, и прибыль в целях налогообложения будет меньше, чем в целях бухгалтерского учета.

Дебет счета 77 «.Отложенные налоговые обязательства»,

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Дебет счета 09 «Отложенные налоговые активы»,

После того, как в бухгалтерском учете сумма начисленной амортизации будет равна первоначальной стоимости автомобиля, начислять амортизацию организация будет только в налоговом учете. Одновременно сформированный ОНА будет погашаться на сумму «налоговой» амортизации, умноженной на 24 %.

При продаже автомобиля его налоговая остаточная стоимость окажется больше бухгалтерской остаточной стоимости. Следовательно, прибыль в целях налогообложения будет больше, чем в целях бухгалтерского учета.

Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»

Кредит счета 09 «Отложенные налоговые активы».

Если по автомобилю организация может применять разные способы начисления амортизации и сумма амортизации больше в бухгалтерском учете, то формируется ОНА. Если же больше окажется сумма амортизации, начисленная в целях налогообложения, то формируется ОНО. В случае продажи транспортного средства ОНА или ОНО полностью погашаются обратными проводками.

Остаточная стоимость автомобиля может быть разной в бухгалтерском и налоговом учете, если в целях налогообложения организация применяет понижающий или повышающий коэффициенты. В зависимости от того, в каком учете сумма амортизации больше, организация формирует ОНА или ОНО. При продаже транспортного средства ОНА или ОНО, сформированные в процессе использования автомобиля, списываются обратными проводками.

На практике случаются курьезные случаи, когда данные бухгалтерского учета полностью не совпадают с данными налогового учета. Это может быть, когда первоначальная стоимость автомобиля в бухгалтерском учете больше, чем в налоговом, а сумма амортизационных отчислений, наоборот, больше в налоговом учете. Бывает, что на момент продажи организация сформировала по автотранспорту одновременно ОНА и ОНО.

Чтобы окончательно не запутаться в создавшейся ситуации, советуем поступить следующим образом.

Дебет счета 77 «Отложенные налоговые обязательства»,

Кредит счета 99 «Прибыли и убытки» – списана сумма ОНО;

Кредит счета 09 «Отложенные налоговые активы» – списана сумма ОНА.

На следующем шаге нужно определить остаточную стоимость автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете и сравнить их.

Кредит субсчета 68-1 «Расчеты по налогу на прибыль» – сформировано постоянное налоговое обязательство

Дебет субсчета 68-1 «Расчеты по налогу на прибыль»,

Кредит счета 99 «Прибыли и убытки» – сформирован постоянный налоговый актив.

Для читателя может быть интересным одно из решений ФАС СЗО, принятое в пользу предприятия. Дело заключается в следующем.

Налоговая инспекция указывала на то, что в ПЛ и отчетах по расходам горюче-смазочных материалов, которые предприятие составляло каждый месяц, нет данных о маршруте следования служебных легковых машин, а также о числе рейсов и номеров удостоверений водителей. Ничего не говорилось и о периоде выезда и возвращения авто в гараж, данных спидометра, остатков бензина и его расходе за каждый день.

В обоснование затрат компанией были представлены следующие документы: инструкции по эксплуатации служебных авто, приказы о порядке их использования, ведомости о талонах на бензин, регистры бухучета, ПЛ. Рассмотрев материалы дела и представленные доказательства, суд вынес решение о том, что для определения основы налога на прибыль принимаются любые доказательства, включая косвенные.

Аналогичное решение было принято ФАС МО, когда налоговики хотели доказать, что если в ПЛ не содержалась информация о маршруте следования, то документ не подтверждает расходы на покупку ГСМ. Обстоятельства дела были следующими.

При обосновании расходов предприятие предоставило изначальные документы о том, что топливо получено от поставщиков, об объемах заправок авто. Кроме того, были представлены платежные поручения, а также нормы расходов, которые утверждены приказом начальства, ПЛ, в которых содержались все необходимые реквизиты (подтверждающие пробег), сведения о расходе топлива, документы на списание бензина, оформленные должным образом.

Рассмотрев материалы дела, суд пришел к выводу о том, что налоговики не доказали необоснованность расходов. Отсутствие сведений о маршруте следования не служит основанием для отказа в подтверждении расходов.

Таким образом, компании вполне могут включать расходы на бензин в состав налоговых затрат на основании бумаг, которые подтверждают факт покупки бензина, а также разработанной самостоятельно формой ПЛ, даже если в ней отсутствует маршрут следования. Кроме того, ПЛ может быть оформлен на любой период – от 1 дня до 1 месяца.

Как списать автомобиль на предприятии

Если из других документов не следует, что поездка имела непроизводственный характер (к примеру, на основании поручения директора, сделанного в письменном виде), то предприятие может учесть данные расходы при исчислении налога на прибыль, даже если поездки осуществлялись в личных целях.

Личный автомобиль директора

В действующем законодательстве не содержится отдельных положений о том, как регулируется использование личного автомобиля в служебных целях. Но возможность эта закреплена в ст. 188 ТК РФ. В настоящее время есть несколько способов, позволяющих списать бензин на личный автомобиль директора. К таковым относятся следующие:

  • Компенсации. Использование автотранспорта в этом случае фиксируется в локальных актах. Также это может быть указано в трудовом договоре или коллективном соглашении. При этом процессуальные процедуры доводятся до минимума, и работодатель может гибко регулировать трудовой процесс. Однако выплата компенсации директору за использование личного автомобиля делает его менее защищенным.
  • Аренда. Для понижения фактических расходов, а также оптимизации учета всех расходов может быть использована аренда. При этом компания, по сути, арендует транспортное средство без водителя, и работник уже ездит на служебной машине, то есть находящейся на балансе компании. В договоре может быть предусмотрена полная схема возмещения расходов на автомобиль. Но у этого способа есть и недостатки.
  • Ссуда. При безвозмездной ссуде также возможно использовать личный автомобиль в служебных целях. В этом случае сотрудник не получает вознаграждение за предоставление ТС напрямую, но общая налоговая нагрузка, а также отчисления с аренды будут понижены. При этом автомобиль оформляется на баланс компании.
  • Договор ГПХ. Иногда целесообразно заключать с водителем договор ГПХ на оказание услуг по перевозке товаров или пассажиров. Этот способ имеет целый ряд как преимуществ, так и недостатков.

Могут применяться и иные способы, позволяющие списать бензин на личный автомобиль директора. Он не освобождается от обязанности выписывать ПЛ, а также оформлять командировки и иные служебные поездки должным образом. Но на практике это требование исполняется не всегда.

При возникновении тех или иных проблем директор всегда может объяснить поездки личными целями, а не рабочими. Тогда, чтобы обвинить его в нарушении закона, следственным органам придется доказывать, что в поездке исполнялись непосредственно рабочие функции.

Директор ООО, являясь одновременно учредителем, вправе использовать для оформления автомобиля все те способы, которые прописаны выше. Это возможно за счет того, что он также выступает и в качестве физлица – то есть является и директором, и работником, и представителем юрлица.

Рассмотрим подробно, как списать бензин на личный автомобиль директора. При этом будем считать, что он находится на балансе предприятия.

Списание с баланса неиспользуемых основных средств

Стоимость объекта основных средств, который не будет приносить предприятию доход в будущем, подлежит списанию с учета. Документом, который подтверждает списание основных средств, может быть, например, акт о списании (ликвидации) объекта основных.

Допускается использовать в деятельности или взять как образец для заполнения собственного шаблона такого первичного документа типовую форму акта: для списания основных средств применяется форма ОС-4.

Оформление акта о списании автотранспортных средств происходит тогда, когда на предприятии возникает необходимость списать автомобили и другие средства передвижения. Обычно причинами списания является либо физический, либо моральный износ техники.

В числе прочего, обстоятельствами, обосновывающими снятие транспортного средства с учета, могут быть неустранимые поломки, дефекты, не подлежащие ремонту, похищение автомобиля и т.д.

Оформлением данного документа занимается специалист бухгалтерского отдела.

Исключение п. 84 из Методических указаний по учету основных средств можно расценивать и как его неактуальность ввиду дублирования норм бухгалтерских стандартов, имеющих большую силу.

Как списать автомобиль на предприятии

В таком случае корреспонденция счетов при выбытии ТС в связи с его реализацией будет выглядеть следующим образом: В примере итоговый результат отражен последней записью, причем показаны не доходы, а именно итоговая прибыль, полученная от реализации авто.

Если какой-то объект автотранспорта не может эксплуатироваться из-за полного износа, руководство организации может принять решение о его ликвидации.

77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных, возможности и эффективности его восстановления, а также для оформления документации при выбытии вышеуказанных объектов в организации приказом руководителя создается комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств.

При списании автомобиля с баланса, многие организации сталкиваются с проблемой списания, ввиду не полной амортизации имущества. В этом случае для списания автомобиля необходим отчет об остаточной стоимости АМТС.

Эксперты ООО «Бюро экспертиз и оценки «ПРОФЭКСПЕРТ» производят оценку рыночной стоимости во Владивостоке и Приморском крае автомобилей, мотоциклов и специализированного подвижного состава для целей списания с баланса организаций и их последующей реализации.

Департамент экономической политики и развития города Москвы опубликовал предварительный Перечень объектов коммерческой недвижимости, по которым налог на имущество рассчитывается от кадастровой стоимости, на 2018 г. В Ростовской области зарегистрировано более 177 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса, сообщила накануне врио руководителя Ростовстата Марина Самойлова.

Таким образом, донской регион занял второе место в России по числу индивидуальных предпринимателей и шестое — по общему числу малых субъектов предпринимательства (МСП).

В соответствии с п.77 Методических указаний по учету ОС для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования основных средств, а также для оформления документации при выбытии указанных объектов в организации приказом руководителя создается комиссия.

В состав комиссии входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств.

Порядок списания автотранспортного средства приведен ниже. Он зависит от того, к какой категории отнесено данное транспортное средство (ОЦДИ или иное движимое).

Списание ОЦДИ обязательно нужно согласовывать с учредителем. Положение о комиссии и ее состав утверждает руководитель учреждения. В состав комиссии включите сотрудников, обладающих специальными знаниями.

При отсутствии в учреждении таких сотрудников председатель комиссии может пригласить экспертов.

Списание автомобиля

Как списать автомобиль на предприятии

На момент реализации сумма начисленной амортизации составляет 330 000 руб. Сумма дооценки микроавтобуса, которая образовалась в результате переоценки по состоянию на 1 января 2007 г., составляет 60 000 руб.

В соответствии с договором продажная стоимость микроавтобуса составила 300 000 руб.

Дебет субсчета 01-3 «Выбытие основных средств»,

Кредит субсчета 01-4 «Собственные основные средства» – 600 000 руб. – списана первоначальная стоимость микроавтобуса;

Дебет счета 02 «Амортизация основных средств»,

Кредит субсчета 01-3 «Выбытие основных средств» – 330 000 руб. – списана сумма начисленной амортизации;

Как списать автомобиль на предприятии

Дебет субсчета 91-2 «Прочие расходы»,

Кредит субсчета 01-3 «Выбытие основных средств» – 270 000 руб. (600 000 руб. – 330 000 руб.) – списана остаточная стоимость микроавтобуса;

Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,

Предлагаем ознакомиться:  Штраф за неуплату налога на автомобиль

Кредит субсчета 91-1»Прочие доходы» – 300 000 руб. – отражен доход от продажи микроавтобуса;

Кредит счета 99 «Прибыли и убытки» – 30 000 руб. (300 000 руб. – 270 000 руб.) – отражен финансовый результат от продажи основного средства;

Дебет счета 83 «Добавочный капитал»,

Кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» – 60 000 руб. – списана сумма дооценки по проданному микроавтобусу.

В налоговом учете порядок учета доходов и расходов от продажи транспортных средств учитывается как доходы и расходы от реализации (ст. 249, 268 НК РФ). Доход от реализации автомобиля определяется как разница между его продажной ценой и остаточной стоимостью плюс затратами по его реализации.

В налоговом учете цена продажи автомобиля (автобуса), согласованная между покупателем и продавцом, является рыночной ценой (ст. 40 НК РФ), а остаточная стоимость автомобиля определяется на основании п. 1 ст. 257 НК РФ, и равна разнице между восстановительной (первоначальной стоимостью) и суммой амортизации, начисленной за период эксплуатации.

При определении нужно учесть проведенные переоценки. Для автотранспортных средств, которые введены в эксплуатацию до 1 января 2002 г., следует использовать восстановительную стоимость (первоначальную стоимость с учетом проведенных ранее переоценок). И последняя переоценка (по состоянию на 1 января 2002 г.

) не должна увеличивать предыдущую восстановительную стоимость автомобиля более чем на 30 %. Последующие переоценки не учитываются в составе расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль. К прочим расходам по реализации автомобилей (автобусов) относятся расходы по обслуживанию и транспортировке реализованного имущества. Суммы НДС в состав расходов не входят.

Дата получения дохода от реализации автотранспортного средства определяется в зависимости от выбранного метода учета доходов и расходов. Если это метод начисления, то датой получения дохода считается день передачи основного средства (день перехода права собственности). Если же организация использует кассовый метод, то доходы от продажи основного средства определяется на день получения денежных средств от покупателя (п. 3 ст. 271, п. 2 ст. 273 НК РФ).

Прибыль, полученная в результате выбытия автомобиля, включается в тот налоговый период, в котором была произведена продажа.

Инвентаризация, исправление выявленных ошибок и искажений, подтверждение актуальности положений учетной политики и ее корректировка — во время этих мероприятий бухгалтер выполняет множество операций, мы же рассмотрим только одну: списание с баланса объектов основных средств, которые постоянно не используются и по которым отсутствует возможность извлечения экономических выгод.

Действующим ПБУ 6/01 предусмотрено списание с бухгалтерского учета стоимости объектов основных средств, которые не только выбывают из организации, но и не способны приносить ей экономические выгоды (доход) в будущем. Это очень важное требование, поскольку в современной учетной практике на балансе организации допускается учитывать не просто имущество, находящееся в ее собственности, а в обязательном порядке только ее активы.

Как правило, выделяются два основных условия признания активов:

  • организация способна контролировать данное имущество, т.е. иметь не только право на использование этого имущества, но и возможность ограничить его использование иными лицами;
  • данное имущество должно быть способно в настоящий момент или в будущем приносить организации экономические выгоды.

Наличие первого условия чаще всего подтверждается правом собственности на рассматриваемое имущество. Действительно, в силу п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Поэтому организация-собственник может не только владеть и пользоваться имуществом, но и распоряжаться им, в том числе путем запрета на его использование иными лицами.

Использование директором личного автомобиля в служебных целях

Что касается второго условия, то согласно п. 7.2.1 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России будущие экономические выгоды — это потенциальная возможность имущества прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств или их эквивалентов в организацию.

Считается, что объект имущества принесет в будущем экономические выгоды организации при условии, если он может быть:

  • использован обособленно или в сочетании с другим объектом в процессе производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи;
  • обменен на другой объект имущества;
  • использован для погашения кредиторской задолженности;
  • распределен между собственниками организации.

При этом имущество признается в бухгалтерском балансе, когда в будущем вероятно получение от него организацией экономических выгод и стоимость его может быть измерена с достаточной степенью надежности. Имущество не признается в бухгалтерском балансе, если нет вероятности того, что понесенные организацией расходы принесут ей экономические выгоды в периоды, следующие за отчетным.

Таким образом:

  • для признания имущества в балансе недостаточно только соблюдения первого условия — наличия права собственности на объект, необходимо еще соблюдение условия о способности объекта приносить организации экономические выгоды;
  • способность приносить экономические выгоды контролируется не только в периоде признания актива, т.е. в момент его принятия к бухгалтерскому учету, но и постоянно (периодически), причем, как только появится уверенность в отсутствии возможности извлечения дохода, в том же отчетном периоде (году) объект подлежит списанию с баланса — иначе будет нарушено требование осмотрительности.

Аренда автомобиля

Сдача личного авто в аренду для того, чтобы впоследствии пользоваться им в служебных целях, является распространенной практикой. Данный способ обеспечивает сотруднику высокий уровень гарантии сохранности своего автомобиля, предоставляет дополнительное вознаграждение и ставит ТС на баланс компании, что существенно упрощает ведение отчетности.

Но в использовании аренды личного автомобиля директора отмечают и недостатки. К таковым относятся следующие:

  • Придется платить НДФЛ с платы за аренду.
  • Необходимо снова оформлять страховой договор.
  • Дополнительно нужно заключить договор аренды.

Подробно данный вопрос раскрывается в ст. 643 Гражданского кодекса.

Понятие путевого листа

К нему (коротко — ПЛ) относится первичный документ, где фиксируется пробег. На его основании определяется расход топлива. Компании, для которых применение транспорта главный вид деятельности, используют форму путевого листа с реквизитами, указанными во 2 разделе приказа Минтранса № 152. Если же автомобиль нужен компании для исполнения функции управления и производства, то лист может быть разработан в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ.

Компании нередко применяют ПЛ, утвержденный Постановлением Госкомстата РФ № 78 еще в 1997 г. В нем содержатся разные формы ПЛ исходя из вида автомобиля, к примеру, форма 3 предназначена для легкового авто, а форма 4 – для грузовика.

ПЛ регистрируются в специальном журнале. Их учет взаимосвязан с учетом горюче-смазочных материалов. Если компания не автотранспортная, то листы составляются тогда, когда следует подтвердить обоснованность расходов, к примеру, 1 раз в неделю или 1 раз в месяц. Об этом можно судить, основываясь на письме Министерства финансов РФ № 03-03-04/1/327 или Постановлении ФАС ВВО № А38-4082/2008-17-282-17-282.

Если имеет место использование директором личного автомобиля в служебных целях или, наоборот, служебного авто – в личных целях, то особенно важно правильно оформить ПЛ. От этого зависит, будет ли осуществляться учет расходов на горюче-смазочные материалы при расчете налога на прибыль. Чтобы подстраховаться на случай проведения проверок и не допустить ошибок, нужно учитывать разные нюансы.

Удобный вариант документа

Списание бензина на предприятии осуществляется в налоговом учете не сразу. Стоимость купленного топлива не включается в расходы ни при оплате аванса, ни во время заправки бензином и соответствующего списания денег с топливной карты. Дело в том, что заправка по чеку терминала АЗС лишь подтверждает его покупку, но никак не служит доказательством целевого пользования.

В нем должна содержаться следующая информация:

  • Название и номер.
  • Данные о периоде действия.
  • Данные о собственнике ТС.
  • Данные об автомобиле.
  • Данные о водителе.

Унифицированные формы документов, которые утверждены Госкомстатом России, должны использовать только компании, главная деятельность которых связана с автотранспортом. На других предприятиях можно применять форму, разработанную самостоятельно. В этом случае бланк утверждается посредством его приложения к учетной политике компании и включает в себя все реквизиты, которые указаны выше.

Как списывать бензин по путевым листам? В них необязательно вписывать маршрут следования транспортного средства. Это особенно важно в случаях использования автомобиля как для служебных, так и для личных целей. Данные выводы подтверждаются практикой в суде.

Бухгалтерский учет

Безусловно, такие объекты могут быть выявлены единовременно, например, если техническая служба организации проводит обследование какой-либо совокупности основных средств. Однако такие разовые мероприятия отнюдь не гарантируют, что все неиспользуемые объекты проанализированы на предмет их необходимости.

Подобная гарантия может быть получена лишь при условии, что в ходе сплошной инвентаризации основных средств инвентаризационная комиссия не только подтвердила их наличие в организации, но и рассмотрела условия их использования, выявила перечень постоянно не используемых объектов.

Зачастую на практике приходится сталкиваться с наличием объектов, которые находятся на консервации не только годами, но даже десятилетиями.

Можно ли говорить о какой-либо доходности таких основных средств, если они давно утратили не только свою актуальность (полезность), но даже саму возможность как-то работать, превратились в груду металлолома?

Однако это лишь самые очевидные примеры — инвентаризационная комиссия должна своевременно выявлять объекты, которые пока не утратили возможности эксплуатироваться, но уже не нужны данной организации (морально устарели).

Комиссия должна рассмотреть каждый такой объект и дать рекомендации по его дальнейшему использованию: продать как объект основных средств, продать или использовать в организации как комплекс комплектующих и запасных частей, продать как вторичное сырье (металлолом) или, наконец, просто утилизировать, т.е. вывезти на свалку. К сожалению, долгое бездействие приводит именно к последнему варианту.

Возможностей распорядиться данным объектом несколько. При этом все они свидетельствуют, что выявленный постоянно не используемый объект уже не удовлетворяет практически ни одному из критериев признания основных средств.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета предусматривает следующее:

  1. если объект предназначается для продажи, то его перевод в состав товаров или иной составляющей материально-производственных запасов не предусмотрен, поэтому организации, производящие так называемую реклассификацию активов, делают это на свой страх и риск.

Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета для таких объектов предусмотрена лишь возможность списания на субсчет «Выбытие основных средств», но не вывод из состава основных средств вообще. Причем получается, что в балансе организации обязаны показывать эти объекты в составе внеоборотных активов, что уже не соответствует намерениям их использования.

Добавим, что в составе внеоборотных активов на практике такие объекты, как правило, отражаются по стр. 120 «Основные средства» бухгалтерского баланса, однако более правильно их отразить по стр. 150 «Прочие внеоборотные активы» с обязательным раскрытием в пояснительной записке к отчетности (пример 1).

Пример 1. При рассмотрении внутреннего баланса филиала в г. Самаре балансовая комиссия проанализировала состав основных средств, находящихся на консервации. При этом было заслушано сообщение главного инженера филиала, согласно которому все объекты находятся на консервации с 1 июля 2009 г. в связи с тем, что из головного офиса поступило распоряжение о сокращении во втором полугодии 2009 г.

объемов выпуска продукции на 50%. Кроме того, на консервации с 1 января 2008 г. находится грузовой автомобиль в связи с тем, что филиал перестал доставлять продукцию покупателям собственным автотранспортом, изменив схему работы на «самовывоз». По результатам балансовой комиссии было принято решение запросить головной офис о возможности продажи данного автомобиля;

  1. если объект предназначается для продажи или использования в качестве комплекса запасных частей или вторичного сырья (металлолома), то он должен быть исключен из состава внеоборотных активов.

В этих случаях, как правило, осуществляется демонтаж и разборка частей объекта, т.е. он утрачивает свою конструктивную целостность и должен быть списан с учета на основании формы N ОС-4 (ОС-4а), которую следует незамедлительно составить в периоде принятия соответствующего решения о выбытии объекта.

Основная проблема возникает с основными средствами, входящими в состав так называемого мобилизационного резерва.

Например, когда в составе основных средств у организации числилась установка по производству определенного химического вещества, которая по официальному заключению технических специалистов уже вообще не могла производить что-либо. С другой стороны, у организации было официальное заключение о том, что и вещество, которое должно было бы производиться на данной установке, в настоящее время уже не востребовано, поскольку замещено иным, более современным. Тем не менее организация не списывала данный объект, мотивируя это именно его включением в состав мобилизационного резерва.

Поэтому важно установить, почему объекты, включенные в мобилизационный резерв, постоянно не используются. Причин, как правило, две: объекты невозможно или запрещено использовать в ходе обычной деятельности организации в силу их специфичности (например, линии спецсвязи, особые убежища и пр.) либо в силу их морального устаревания или даже физического обветшания.

В первом случае они не подлежат списанию с учета вообще и в обязательном порядке должны учитываться за балансом, что означает сохранение для них всех требований ведения бухгалтерского учета (эти средства подлежат инвентаризации, закреплению за материально ответственным лицом и т.п.).

Во втором случае они подлежат замене в соответствии с пп. 14 п. 3 ст. 2 Федерального закона N 31-ФЗ: создание, накопление, сохранение и обновление запасов материальных ценностей мобилизационного и государственного резервов, неснижаемых запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов является одним из основных принципов мобилизационной подготовки и мобилизации.

Таким образом, организация обязана в установленном порядке оформить замену устаревших объектов, отразить их списание с баланса и при необходимости приобретение новых объектов взамен списанных.

А.А.Ефремова

Заместитель генерального директора

ЗАО «АКГ «РБС»

Списание бензина на личный автомобиль директора

Автомобильные шины, которые приобретаются отдельно от автомобиля, в бухучете отражаются на сч.10 «Материалы». Основанием является План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и Инструкция по его применению, принятая Минфином России.

Предлагаем ознакомиться:  Образец ответа работнику на запрос по сокращению

Передавая автошины для использования, их списывают на счета учета затрат.

Основанием для этого являются Методические указания по бухучету, утвержденные Минфином России.

Стоимость самих автошин списывается со сч.10 «Материалы», субсчет «Запчасти» в дебиторские счета учета затрат. Контроль движения автомобильных шин осуществляется учетом на забалансовом счете Д-т сч.012.

В случае выбывания автошин из эксплуатации, основанием которого является акт на списание, их (автошины) оприходуют на склад по стоимости отходов. Движение списанных автошин, их наличие, а также утильная резина учитываются на счетах «Материалы» и «Прочие материалы» в качестве утильсырья.

Отходы, которые образуются в подразделениях предприятий, установленным образом собирают, в сдаточных накладных указывают их наименование и количество и передают с накладными на склад для отходов. Предприятие, ориентируясь на сложившиеся цены на лом, утиль и ветошь определяет стоимость отходов. Цена должна соответствовать той, которая может быть использована при продаже.

К сведению! Автошины, непригодные к восстановлению, могут утилизироваться специализированной организацией на основании заключенного договора.

Материальные ценности, которые остаются в организации после списания предметов, непригодных для восстановления и дальнейшего использования, приходуются по стоимости рынка на данный момент. Соответствующие суммы зачисляют как финансовые результаты у коммерческого предприятия, то есть в бухучете отходы, которые остаются после списания утильсырья, относят в кредит сч.91: Д-т сч.

В бухучете сдача непригодных для употребления шин на баланс специализированной организации оформляется как обычная реализация. А доход, полученный при продаже материально-производственных запасов, учитывается вместе с прочими доходами. При этом шины, подлежащие утилизации, отражаются в бухгалтерской документации как прочие расходы.

Затраты, которые произвел налогоплательщик на ремонт основных средств, учитываются как прочие расходы. Они признаются тем отчетным (налоговым) периодом, когда они были осуществлены в размере затрат по факту.

На основании Налогового кодекса РФ возвратные отходы – это остатки сырья или материалов, образованных при производстве товаров, утративших свои качества (химических или физических свойств), использующихся с завышенными расходами или не по прямому назначению.

Как списывать бензин по путевым листам?

Если остатки, относящиеся к материально-производственным запасам, были переданы как полноценное сырье в другие подразделения, чтобы произвести другие виды товаров, то они (остатки) не являются возвратными отходами.

Важно! Остатки признаются возвратными отходами с целью налогообложения прибыли в том случае, если их не используют по назначению и они относятся к остаткам, которые утратили свои потребительские качества.

В нормах Налогового кодекса России сказано, что автошины, которые подлежат утилизации, не пригодные к дальнейшей эксплуатации, не относятся к возвратным отходам и не признаются ими.

Подводя итоги, можно сказать, что для списания отработанных автошин нужно выполнить следующие действия:

  1. Создать экспертную комиссию по списанию непригодных для дальнейшей эксплуатации автомобильных шин.
  2. Составить акт на списание с обязательным обоснованием причин списания.
  3. Создать распоряжение (приказ) о списании автошин и их утилизации.
  4. Оформить списание в бухгалтерских документах.
  5. Организовать утилизацию автошин у компании, имеющей лицензию на эту деятельность.

1, : 3.3) 25.03.2016 Для того, чтобы юридически грамотно выбраковать транспортное средство необходимо учесть множество нюансов списания авто с баланса предприятия. Важно учесть все нормы и правила при выполнении подобных операций, так как автомобильная техника является одной из составляющих основных ресурсов организации. Нюансы списания транспортных средств:

  • В случае продажи автомобиля или рабочих агрегатов из утилизируемых машин, это будет «чистым» доходом транспортной компании. Продажную стоимость для предприятия выгодно максимально уменьшить, благодаря списанию продажных издержек и амортизации транспортного средства. Стоимость машины может оказаться ниже, чем расходы при продаже. В таких случаях, в соответствии с НК РФ, необходимо лишь сохранить для отчётности договор купли-продажи по форме № ОС-1.

Аренда автомобиля

Для того, чтобы начать процесс утилизации, необходимо выполнить несколько условий:

  • Утилизировать автомобиль может только собственник, подтвердив документами право владения ТС;
  • Перед утилизацией требуется снять машину с учёта в ГИБДД.

Порядок действий при утилизации (списании) легкового автомобиля

  • Необходимо обратиться в МРЭО по месту регистрации вашего автомобиля;
  • Предъявить свой паспорт и документы, имеющиеся на машину;
  • При утере или краже документов – написать соответствующее заявление;
  • При соблюдении всех требований, вам выдадут справку, разрешающую сдать транспортное средство на утилизацию.

После того, как автомобиль будет передан в утиль, вам останется всего лишь заплатить налог, за тот период, когда транспорт ещё считался вашей собственностью.

Из статьи Вы узнаете: 1. Какие расходы на содержание и эксплуатацию служебного автомобиля принимаются в целях налогообложения, а какие – нет. 2.

В каком порядке учитываются расходы на ГСМ, ТО, страхование служебного автомобиля и другие для расчета налога на прибыль и при УСН. 3. Как документально подтвердить расходы на содержание служебного автомобиля.

Большинство организаций и предпринимателей в своей деятельности не обходятся без транспортных расходов на доставку товара, на служебные поездки сотрудников и т. д.

При этом каждый руководитель решает «транспортный вопрос» по-своему, исходя из потребностей и возможностей бизнеса. В этой статье предлагаю рассмотреть вариант использования служебного автомобиля, принадлежащего организации или ИП и используемого в хозяйственной деятельности.

18.12.2015

По своей заявленной сути списание автомобиля на предприятии – процесс, который не должен обходиться ни в одну копейку. Однако услуга переработки перечеркивает эту добродетель, заставляя платить как минимум по нескольким статьям. Например:

  • За вызов эвакуатора, если вы хотите отдельно перевезти авто – в нашей компании услуга эвакуации входит в саму переработку;
  • За утилизацию машины – в кассу 3000 рублей, даже если после списания авто на предприятии вы привозите его напрямую в дилерский центр, чтобы сдать и получить скидку на новое;
  • Налог при обналичивании сертификата на скидку 13%.

Сверх этого следует уплатить транспортный налог или экологический сбор за текущий период пользования машиной (обычно уплачивается в марте месяце раз в год). Как видите, списание машины на предприятии несет свои траты.

Речь в частности о том, когда есть желание воспользоваться государственной программой утилизации.

Если владелец желает оприходовать его как металлолом, а не получить скидку на покупку новой машины, то выходит намного выгоднее.

Для принятия решения о снятии имущества с баланса, которым автомобиль является, собирается специальная комиссия. Либо решение принимается учредителями или управляющей компанией.

Списание автомобиля на предприятии оформляется по бухгалтерской форме ОС-04н, которая заполняется как акт снятия учета.

В ней указываются марка авто, модель, номера кузова и двигателя, остаточная стоимость и другие детали, которые следует учесть при снятии имущества с баланса.

Чтобы обосновать необходимость списания машины, предприятие может заказать услугу оценщика. Обычно это платный сервис, но обращаясь в компанию «Автоутиль» с намерением сотрудничества вплоть до ликвидации машины, вы получаете эту услугу абсолютно бесплатно.

Конечная стоимость на момент выбраковки вычитается из амортизационной, получают остаточную. Она по идее должна быть настолько минимальной, чтобы подтвердить то, что ремонт не принесет выгоды, продажа тоже ввиду очевидных факторов.

После того, как была доказана целесообразность списания – моральный или физический износ, и эти данные будут запротоколированы и внесены в карточку имущества, а также в бланк акта, тогда можно оформлять списание авто на предприятии через бухгалтерию.

Параллельно же вызывать эвакуатор для вывоза автомобиля на переработку.

Увы, правда такова, что их на всех не хватает. В Нидерландах, к примеру, стране, которая похожа на один из 20 лоскутков, из которых «сшит» тот же Хабаровский край, так там их работает около 200 точек. По всей России работает примерно столько же.

Особенно жителям Москвы приходится искать – как это ни парадоксально, в Подмосковье их много, но у большинства нет своих мощностей.

В итоге посредник на посреднике, ситуация приводит только к росту наценок и тормозит списание автомобиля на предприятии, вернее, избавление от него. выходя на готовую линию по переработке металла, как например, наша, компания понимает уровень ответственности.

И может быть уверена в том, что авто-хлам заберут на следующий же день после звонка и 100% превратят во вторичное сырье.

То же касается и физических лиц, решивших избавиться от старого транспорта. Иногда нам сдают только кузова в переработку, иногда полностью автомобили. Возможности наших конвейерных линий позволяют своевременно разбирать, сортировать детали и перерабатывать их строго по регламенту. Списание машины на предприятии или просто отказ физического лица от старого авто в пользу нового – мы готовы ко всему.

По причине более выгодных условий сбыта, многих автолюбителей занимает вопрос, как происходит продажа списанных автомобилей с организаций и как оформить покупку такого ТС. Процедура практически ничем не отличается от стандартного процесса приобретения средства передвижения. Потребуется подготовить документы, подписать договор и зарегистрировать машину на нового владельца.

Автомобили, списанные с госпредприятия либо организации, попадают под такую программу по двум причинам:

  1. Износ деталей и элементов, составляющих конструкцию транспортного средства, вследствие длительного периода работы авто. При этом отправка на утилизацию происходит по причине отсутствия возможности восстановить машину до рабочего состояния. В этом случае выкуп средства передвижения будет оптимален для граждан, занимающихся приобретением деталей и других комплектующих. Популярностью пользуется скупка редких моделей автомобилей.
  2. Отсутствие необходимости использования автотранспортного средства и техники в дальнейшем. В таких ситуациях машина чаще всего находится на ходу и вполне может прослужить еще долгие годы при условии грамотного и полноценного устранения дефектов. После реконструкции авто потребуется зарегистрировать на имя нового собственника, посетив офис ГИБДД.

Еще один вариант – снятие авто с учета в ГИБДД либо отправка на утилизацию по причине нежелания владельца его ремонтировать. Подобное возможно по различным мотивам, начиная с отсутствия свободного времени и заканчивая неготовностью понести материальные расходы на восстановление и покупку новых автодеталей.

ВАЖНО! Независимо от причины списания, приобрести автотранспортное средство подобной категории может любой желающий.

Для того чтобы купить авто, списанное с баланса фирмы или организации, прежде всего потребуется собрать информацию об имеющихся предложениях.

Что касается того, где найти сведения, варианты могут быть следующими:

  1. Специализированные площадки в интернете.
  2. Сайт конкретного предприятия. Чаще всего организации размещают материалы о транспорте, который предназначен к списанию, именно таким образом.
  3. Сбор информации через третьих лиц – работников предприятия, являющихся родственниками, соседями, знакомыми. Сотрудники организации первыми узнают о шансах приобретения списанного ТС и, получив от них актуальные сведения, вполне реально оформить покупку, обойдя официальные переговоры, торги и прочие нюансы.

ВАЖНО! Списанная техника может быть выставлена на аукцион. Участие в торгах требует регистрации. Приобрести авто можно лишь в случае предоставления варианта сделки с наибольшей ценой за покупку.

Если имеется точная информация о том, что предприятие списывает определенную модель машины, стоит обратиться напрямую к руководству. Заранее проведенные переговоры помогут стать первым в очереди на покупку, и сделка пройдет без изматывающих затрат энергии и времени.

Порядок покупки ТС

После переговоров с юридическим лицом, относительно покупки списанной машины, либо после выигрыша на торгах, автовладельцу потребуется лишь подготовить необходимую сумму средств.

Независимо от того, как именно был пройден предпродажный этап, дальнейший алгоритм действий будет таким:

  • составление соглашения покупки-продажи ТС в стандартном виде, при этом в документе не обозначаются сведения из паспорта средства передвижения;
  • подписание договора обеими сторонами;
  • вручение денежных средств продавцу;
  • передача автотранспортного средства покупателю.

Если машина восстановлению не подлежит, из ее конструкции изымаются целые части, детали и прочие элементы, пригодные к эксплуатации. В ином случае авто подвергается реконструкции и, если хозяин желает использовать его по назначению, потребуется пройти процедуру регистрации в ГИББДД.

На видео об оформлении покупки

Списание ТС происходит при условии снятия с учета автомобиля, который впоследствии выставляется на продажу. Пройти повторную регистрацию не получится, если авто списано на основании износа. Для осуществления учета потребуется заручиться помощью должностного лица той компании, которой машина принадлежала ранее. Если последует отказ, постановка на учет не состоится.

В остальных ситуациях с оформлением машины в ГИБДД проблем возникнуть не должно.

Купить транспортное средство, ранее принадлежавшее государственному предприятию либо иной организации и списанное по различным причинам, вполне реально. Процедура аналогична стандартному процессу приобретения ТС. Единственное, на что могут быть потрачены усилия, это момент поиска сведений о сбыте списанных машин. Здесь в первую очередь поможет интернет и сарафанное радио.

Ситуации, в которых предприятие должно списать транспортное средство с баланса встречаются довольно часто. Причин тому может быть множество, от банального физического износа автомобиля до непредвиденных обстоятельств.

Процедура списания имеет свои подводные камни, поэтому чтобы сделать ее правильно и без нюансов необходимо заранее провести оценку состояния авто. Во многих ситуациях данная процедура затрагивает  именно госучреждения и бюджетные организации.

Чтобы избежать проблем и ошибок в столь ответственном процессе, предлагаем более подробно остановиться на этом вопросе.

Важные моменты

(Голосов: 2, Рейтинг: 3.44)

(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)

Недостатки унифицированного ПЛ

При использовании унифицированной формы ПЛ должен заполняться пункт «Место отправления и назначения», а также остальные реквизиты этой формы, так как удалять какие-либо реквизиты нельзя. Поэтому придется дополнительно проверять, чтобы среди мест назначения и отправления не указывались адреса, которые позволят налоговикам считать, что использование директором служебного автомобиля осуществлялось в личных целях.

Если данные о маршруте не даны или места отправления либо назначения говорят о непроизводственном характере поездки, компания не сможет принять расходы на бензин. При этом в данной ситуации у работника появляется доход в натуральной форме (стоимости бензина), с которого предприятие должно исчислять и перечислять НДФЛ в бюджет, а также платить страховые взносы. Принятый НДС также может признаваться налоговиками необоснованным.

Предлагаем ознакомиться:  Согласие возврат страховой суммы при продаже автомобиля

Способность приносить экономические выгоды

Иногда аудитор предъявляет претензии о завышении стоимости основных средств в отчетности в связи с отражением в их составе постоянно не используемых объектов, а организация объясняет несписание таких объектов тем, что их можно использовать на запчасти или сдать в металлолом, что принесет определенный доход. Это ошибочная трактовка.

Выше уже отмечалось, что объект способен приносить экономические выгоды, если его можно использовать в производстве, продать либо обменять (в данном случае только как объект основных средств). Если же предполагается продажа полезных элементов данного объекта, то это уже экономические выгоды не от данного объекта, а именно от каких-либо его элементов (так называемых полезных возвратов).

Списание топлива по норме

Важно учитывать и то, что затраты на топливо – нормируемые. Несмотря на то что НК РФ не предусмотрены ограничения по учету затрат на бензин при исчислении налога, соответствующие нормы указываются в Методических рекомендациях «Нормы расхода ГСМ на автотранспорте». Их должны использовать не только автотранспортные компании, но и те, которые эксплуатируют ТС. Их учитывают при налогообложении.

Поэтому, чтобы не было претензий по поводу количества израсходованного топлива, при списании бензина без путевых листов нужно учитывать фактические расходы с установленными нормами и стараться не превышать их. Для тех машин, в отношении которых соответствующие затраты не утверждены, компания должна руководствоваться техническими документами или сведениями, представленными производителем автотранспорта.

Путевой лист

В то же время компания вправе установить свои нормы расхода на бензин, учитывая сезонные надбавки. Период и величина начисления надбавок осуществляется на основании соответствующего распоряжения местных властей, а при его отсутствии – личным приказом руководителя. В последнем случае делается ссылка на распоряжение Министерства транспорта, прописываются марки машин и делается расчет ограничений. При этом учитываются транспортные условия, техническое состояние автомобиля, а также степень его загруженности.

Такой перечень неисправностей определен Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090. В этот перечень входят следующие повреждения, предусмотренные для автомобильных шин, при наличии которых автошины эксплуатировать нельзя:

  • Стерт протектор шины, т.е. рисунок протектора имеет высоту ниже нормы: для легковых автомобилей предусмотрена норма, равная 1,6 мм, для грузовых высота протектора не должна быть ниже 1 мм, для автобусов – 2 мм.
  • Покрышка имеет существенные повреждения в виде пробоин, разрезов, разрывов, которые обнажают корд. К таким неисправностям относятся и расслоенный каркас шины, и отслоенный протектор или боковина покрышки.
  • Недостаток креплений (болтов, гаек), нарушенная форма крепежных отверстий или изменение размера.
  • Присутствие на диске и ободьев колес различных трещин.
  • Пробег автошин превысил нормативное количество километров или закончился срок использования шин, установленный законом.

Наличие вышеуказанных повреждений является основанием для списания автомобильных шин, поскольку с такими повреждениями их использовать нельзя. Следовательно, на автомобили необходимо устанавливать новые шины.

Списание непригодных для эксплуатации шин должно отражаться в бухгалтерских документах учета. Законодательство, которое бы регламентировало вывод автошин из эксплуатации, на сегодняшний день отсутствует. В результате чего организациям приходится либо руководствоваться рекомендациями завода-изготовителя по использованию покрышек, либо самим устанавливать срок службы шин по их состоянию и пригодности к эксплуатации.

Важно! Использование автопокрышек, пришедших в негодность из-за повреждений, опасно! Это может привести к дорожно-транспортному происшествию. Истертая поверхность протектора ведет к ухудшению управления автомобилем, а обнаженный корд может спровоцировать разрыв резины, что приводит к полной потере управления автомобилем и аварии.

Шины, подлежащие списанию, должны утилизироваться. Для этого заключается определенной формы договор с той организацией, которая принимает автошины на утилизацию и затем переправляет списанную резину на шиноремонтный завод для ее переработки.

Нормы, определяющие эксплуатационный пробег автомобильных шин, устанавливаются заводом-изготовителем на основании письма Минтранса России. В связи с этим каждый руководитель коммерческой организации имеет право самостоятельно устанавливать нормы пробега, опираясь на рекомендации завода-изготовителя, и закреплять эти нормы своим приказом по организации.

В случае отсутствия информации от завода-изготовителя по рекомендациям эксплуатации автомобильных шин используется собственный опыт предприятия по эксплуатации либо рекомендации от других заводов-изготовителей по выпуску таких же автошин.

Разрабатывая и утверждая нормы эксплуатационного пробега автошин, руководитель организации обязан учитывать, что утверждаемые им нормы соответствуют критериям, установленным Налоговым кодексом РФ. Эти нормы он должен обосновать, экономически оправдать и документально подтвердить.

Автомобильные шины, подлежащие списанию, должны быть оценены и утверждены специально созданной экспертной комиссией. Главным документом является акт на списание. Он подтверждает, что шины не пригодны к дальнейшей эксплуатации и вместо них необходимо установить на транспортное средство новые автопокрышки.

Списание бензина при командировках

В соответствии со ст. 166 Трудового кодекса, под служебной командировкой понимается поездка работника по распоряжению руководства на необходимый период с целью выполнения служебного поручения вне постоянной работы. Разъездная работа не признается командировками. Так, командировками не являются поездки водителей, которые выполняют грузовые перевозки.

При командировке, в том числе при использовании директором личного автомобиля в служебных целях, ему компенсируются расходы по проезду, найму жилья и дополнительные траты (суточные и другие расходы, которые осуществляются с разрешения работодателя). Об этом говорится в ст. 168 ТК РФ. Возмещения производятся на основании Инструкции СССР, Госкомтруда и ВЦСПС № 62 «О служебных командировках в пределах СССР». Однако этим документом не предусматривается оплата топлива. Но его стоимость можно включить в командировочные расходы за проезд.

Подтверждением приобретения бензина во время командировки директора на личном автомобиле является ПЛ. На основании его данных определяется стоимость и количество бензина, которое было израсходовано во время служебной поездки. После своего возвращения работнику следует представить документы о покупке топлива вместе с отчетом аванса.

Как правильно списать автомобиль компании, попавший в ДТП?

Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.01 г. № 26н, установлено, что стоимость объекта основных средств, который не способен приносить экономические выгоды организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Соответственно автомобиль, который попал в ДТП и непригоден к эксплуатации, подлежит списанию с бухгалтерского баланса.

Целесообразность (пригодность) дальнейшего использования объекта основных средств, возможность и эффективность его восстановления находится в компетенции комиссии, которая создается на основании приказа руководителя. Решение комиссии оформляется актом на списание объекта основных средств, который утверждается руководителем организации (п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.03 г. № 91н).

По общим правилам выбытие основных средств в бухгалтерском учете оформляется актом о списании автотранспортных средств по форме № ОС-4а, утвержденным постановлением Госкомстата России от 21.01.03 г. № 7.

сведения о техническом состоянии автотранспортного средства на дату списания (год выпуска, дату принятия к бухучету, дату ввода в эксплуатацию, пробег и пр.);

сведения о стоимости автотранспортного средства на дату списания с бухгалтерского учета (первоначальная стоимость, сумма начисленной амортизации, остаточная стоимость);

краткая характеристика объекта основных средств (автомобиля);

сведения о принятии к бухгалтерскому учету демонтированных основных деталей и узлов.

Также в акте указывается причина списания основного средства.

Одновременно с этим в соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.94 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» юридические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять их с учета в подразделениях ГИБДД, в которых они зарегистрированы, в случае в том числе утилизации (списания) транспортных средств.

В письме Федеральной службы государственной статистики от 31.03.05 г. № 01-02-09/205 разъясняется, что в случае списания автотранспортного средства в бухгалтерию вместе с актом также передается документ, подтверждающий снятие его с учета в ГИБДД. Полагаем, что в рассматриваемой ситуации акт о списании автотранспортных средств по форме № ОС-4а целесообразно оформить после снятия автомобиля с учета в ГИБДД, поскольку именно этот документ будет основанием для списания автомобиля, так как в нем содержится отметка о невозможности дальнейшего использования машины.

Транспортный налог

В соответствии со ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. При этом необходимо учитывать положения п. 3 ст. 362 НК РФ, в соответствии с которым исчисление налоговой базы по транспортному налогу осуществляется исходя из количества месяцев, в течение которых транспортное средство является зарегистрированным на конкретного налогоплательщика.

Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога прекращается только после снятия транспортного средства с регистрационного учета. Аналогичный вывод содержится в письме Минфина России от 31.08.11 г. № 03-05-06-04/269. Следует заметить, что списание транспортного средства с баланса организации без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, на которого зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога, поскольку в силу императивных положений ст.

357, 358, 362 НК РФ признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы (постановление Президиума ВАС РФ от 15.12.11 г. № 12223/10).

В рассматриваемой ситуации автомобиль снят с учета в органах ГИБДД в силу отсутствия возможности его дальнейшей эксплуатации. Поэтому обязанность по уплате транспортного налога по нему отсутствует.

Бухгалтерские и налоговые последствия

Ранее было отмечено, что полученные при демонтаже основного средства детали, узлы и агрегаты, пригодные для дальнейшего использования, подлежат принятию к бухгалтерскому учету. Они приходуются по текущей рыночной стоимости в соответствии с п. 79 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств и п. 9 положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01.

Оприходование на склад материальных ценностей, полученных в результате списания объекта основных средств, оформляется приходным ордером по форме № М-4, утвержденной постановлением Госкомстата России от 30.10.97 г. № 71а.

Дебет 01, субсчет «Выбытие основного средства», Кредит 01 — списана первоначальная стоимость основного средства;

Дебет 02, Кредит 01, субсчет «Выбытие основного средства» — списана сумма начисленной амортизации;

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы», Кредит 01, субсчет «Выбытие основного средства» — списана остаточная стоимость основного средства.

Дебет 10, Кредит 91, субсчет «Прочие доходы» — приняты к учету материально-производственные запасы, полученные в результате списания объекта основных средств.

Аналогичным образом детали и узлы принимаются к налоговому учету и учитываются в составе внереализационных доходов (п. 13 ст. 250; пп. 5 и 6 ст. 274 НК РФ).

При выбытии (списании в производство, реализации) материально-производственных запасов, полученных в результате демонтажа основного средства, их стоимость определяется как сумма налога на прибыль, исчисленная с дохода, предусмотренного в п. 13 ст. 250 (п.2 ст. 254 НК РФ).

При списании (ликвидации) не полностью самортизированного имущества остаточная стоимость учитывается в составе внереализационных расходов, которые учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций единовременно на дату подписания ликвидационной комиссией акта о выполнении работ по ликвидации основного средства (письмо УФНС России по г. Москве от 30.09.10 г. № 16-15/).

Компенсация директору за использование личного автомобиля

Относительно сумм «входного» НДС: НК РФ не содержит положений, обязывающих восстанавливать НДС при выбытии основных средств до истечения срока их полезного использования.

Однако контролирующие органы считают, что НДС при списании не полностью самортизированного объекта основных средств нужно восстановить. Аргументируют они такую позицию тем, что основные средства более не будут использоваться в деятельности, облагаемой НДС, и выбытие имущества не является операцией, облагаемой данным налогом.

При этом суммы налога, подлежащие восстановлению, определяются исходя из остаточной стоимости основного средства без учета переоценки. Восстановить НДС нужно в том периоде, в котором имущество списано с баланса организации (письма Минфина России от 29.01.09 г. № 03-7-11/22, от 7.02.08 г. № 03-03-06/1/86, от 7.12.07 г. № 03-07-11/617).

Полагаем, что восстанавливать НДС при списании автомобиля нет оснований, так как п. 3 ст. 170 НК РФ содержит закрытый перечень случаев, когда ранее принятые к вычету суммы НДС подлежат восстановлению.

Восстановление НДС при списании имущества в случаях его утраты, хищения, порчи или недостачи законодательством о налогах и сборах не предусмотрено. Такой вывод подтверждается и судебной практикой (например, решения ВАС РФ от 19.05.11 г. № 3943/11 и от 23.10.06 г. № 10652/06, постановления ФАС Московского округа от 23.03.12 г. по делу № А40-51601/11-129-222 и ФАС Дальневосточного округа от 2.11.11 г. № Ф03-4834/2011 по делу № А73-13976/2010).

Заключение

Во многих компаниях ГСМ является существенной статьей расходов. При этом бухгалтерам приходится вести учет ГСМ и обосновывать данные затраты. Применение ПЛ является одним из способов определения числа использованных ГСМ. С помощью ПЛ возможно не только подтвердить производственную необходимость затрат, но и указывать пройденное расстояние, а также определять параметры для расчета ГСМ.

Списание бензина на личный автомобиль директора может осуществляться разными способами. К наиболее распространенному относится компенсация и аренда. Каждый из способов имеет свои преимущества и недостатки. Поэтому в конкретных случаях делают выбор в пользу того или иного способа с учетом имеющихся обстоятельств.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector