Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)

Социальные причины бунта раскольникова

Популярные сегодня темы

  • Главная мысль былины Садко

    Былина «Садко» относится к новгородскому цикоу былин. Ее главный герой — гусляр Садко, который становится купцом.

  • Главные герои сказки Три толстяка Олеши

    В произведении описывается конфликт власти и народа, происходящий в какой-то неизвестной стране. Три толстяка – три правителя, которые готовы воевать против народа. Они разговаривают с народом языком пушек

  • Анализ произведения Судьба человека Шолохова сочинение

    Судьба человека очень сложна и многогранна. Порой всё идет в жизни хорошо и вдруг… происходят события, приносящие огорчения, разочарования, а иногда и того хуже.

  • Жизнеутверждающее начало в лирике Фета о природе

    Афанасий Афанасьевич Фет, живший с 1820 по 1892 годы, является одним из величайших русских поэтов, лириков, переводчиков. Он был человеком тонкой, романтичной душевной организации

  • Зачем Чичиков скупал мертвые души{q}

    Вполне вероятно, что каждый читатель хоть раз задавал себе вполне логичный вопрос: «Зачем понадобились Чичикову «мертвые души»{q}» Чтобы понять это, следует обратиться к истории. Все дело в переписи крестьян

Социальные и философские причины индивидуалистического
бунта Раскольникова

Абельтин Э.А., Литвинова В.И., Хакасский
государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Абакан, 1999

Имя
главного героя романа раскрывает главную идею «Преступления и
наказания» — идею раскола, произошедшего в отдельном человеке. Обратим
внимание на две предметные детали. Автор рисует портрет Раскольникова:
«Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами,
темно-рус, ростом вьше среднего, тонок и строен…

» «А между тем,
когда один пьяный, которого неизвестно почему и куда перевозили в это время по
улице в огромной телеге, запряженной огромной ломовою лошадью, крикнул ему
вдруг, проезжая: «Эй ты, немецкий шляпник!»- и заорал он во все
горло, указывая на него рукой, — молодой человек вдруг остановился и судорожно
схватился за свою шляпу».

Русский человек вынашивает чуждую западную идею
изменения мира, («темно-рус», «немецкий шляпник»). За этими
деталями С.Белов обнаруживает противопоставление души русской нации, ее природы
и характера уму и сознанию, которые опираются на теории, философию, пришедшие
из Германии. Он толкует имя Раскольников Родион Романович как «раскол
родины Романовых».

Деталь
«темно-рус» в контексте «большого времени», русской
культуры, создаваемой и творчеством Л.Толстого («русское, доброе,
круглое»), и творчеством О.Мандельштама («русское, детское,
домашнее»), наполняется огромным смыслом и как бы является отдаленным
предвестием будущего воскресения Раскольникова, перехода от «злобного
презрения» (1гл.) к «бесконечной любви» (последняя глава).

Мы
уже определили, что Достоевский, как и Некрасов, является социальным писателем,
под пристальным вниманием которого находится «мир униженных и
оскорбленных»; что подобно Тютчеву, Достоевский является философским,
писателем, который в каждом произведении ставил вечные вопросы бытия; что, как
и Лермонтов, Достоевский трагический писатель, исследующий в своих «романах-трагедиях»
мучения человеческого духа.

Но
высшим символом и целью Достоевского является стремление преодолеть хаос и
дисгармонию в мире и человеке. Не избегает такого анатомирования и
Раскольников.

Какова
эволюция личности героя{q}

Предлагаем ознакомиться:  Как составить договор: основные правила

Судя
по письму Пульхерии Александровны, детские годы Раскольникова были счастливы:
«Вспомни, милый, как еще в детстве своем, при жизни твоего отца, ты
лепетал молитвы свои у меня на коленях и как мы все тогда были счастливы».
В церковь «раза два в год ходили с отцом и матерью к обедне, когда
служились панихиды по его бабушке…

У
отца и церкви мальчик искал успокоения, защиты, помощи. Автор указывает три
составляющие счастья: отец, мать, Бог. У Раскольникова рядом с Богом стоит
отец. Лишившись отца, он потерял и Бога в душе своей. Будучи студентом, имея
опыт социальных отношений. Раскольников пишет научный трактат, в котором
излагает свой взгляд на преуспевающих и плодящихся людей.

Сердце матери
предчувствует возможный надлом в душе «несостоявшегося» Родиона, она
старается увести от него беду: «Молишься ли ты Богу, Родя, по-прежнему и
веришь ли в благость Творца и Искупителя нашего. Боюсь я, в сердце своем, не
посетило ли и тебя новейшее модное безверие{q} Если так, то я за тебя
молюсь».

Был
ли Раскольников безбожником{q}

Социальные причины бунта раскольникова

На
каторге осужденные чуть не убили его у входа в церковь: «Ты безбожник! Ты
в Бога не веришь! — кричали ему. — Убить тебя надо».

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytcopyrightru

«Да
я в Бога-то, может, и не верую». А на вопрос следователя отвечает твердо:
«Верую». Нерешимость, как основное состояние Раскольникова, связана с
неуверенностью: есть ли Бог, всемогущ ли он{q} Справедлив ли{q}

Письмо
от матери выводит Раскольникова из состояния «нерешительности» и
подталкивает к принятию «ужасного, дикого и фантастического вопроса,
который замучил его сердце и ум». «Теперь уж письмо матери вдруг как
громом в него ударило. Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать
пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно
что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее».

Встреченная
на бульваре пьяная девочка снова пробуждает в нем сомнение: с одной стороны,
ему хочется защитить ее от толстого господина, а с другой — злоба и презрение к
людям: «И чего я ввязался тут помогать! Да пусть их переглотают друг друга
живьем — мне-то чего{q}»

Предлагаем ознакомиться:  Увольнение работника без объяснения причин

«Там всегда была такая толпа, так орали, хохотали, ругались,
так безобразно и сипло пели и так часто дрались; кругом кабака шлялись всегда
такие пьяные и страшные рожи… Встречаясь с ними, он тесно прижимался к отцу и
весь дрожал». Отец не защитил его от пьяной толпы, озверевшего Миколки,
забившего до смерти «бедную лошадку». Тогда он с криком отчаяния
пробивается сквозь толпу и целует ее мертвую. Потом «в исступлении
бросается с кулачками на Миколку».

Потом
так же, в исступлении, но вооружившись топором, не надеясь на Бога,
Раскольников пойдет убивать зло, притаившееся в старухе-процентщице. Он пойдет
устанавливать свою справедливость в мире «всеобщей жестокости», а
подкрепление своим силам будет искать в кабаке» (В. Кожинов).

«Безобразный
сон» вызвал отвращение и ужас перед задуманным убийством, и он, как в
детстве, обращается к Богу: «Боже! — воскликнул он, — да неужели же я в
самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп — буду скользить
в липкой теплой крови, взламывать замок, красть и дрожать, прятаться, весь
залитый кровью-с топором… Господи, неужели{q}»

Социальные и философские истоки бунта Раскольникова

По
мнению К. Мочульского, «сон о детстве воскрешает детскую веру и возвращает
к Богу». В последней надежде Раскольников молится: «Господи! Покажи
мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей».

Случайно
Раскольников слышит речь о том, что старуха в семь останется дома одна, и
воспринимает ее «как предопределение судьбы своей», как указание
свыше: «Он вошел к себе, как приговоренный к смерти. Ни о чем он не
рассуждал и совершенно не мог рассуждать; но всем существом своим вдруг
почувствовал, что нет у него более ни свободы рассудка, ни воли и что все вдруг
решено окончательно».

Каковы
мотивы преступления Раскольникова{q}

Исследователи
этого вопроса объединяются вокруг трех концепций: 1 — идея «многослойности
«(Ю. Борев), когда находят до пяти мотивов преступления; 2 —
двойственность мотивов, основанная на столкновении Наполеона и Мессии (В.
Кирпотин, С. Белов); 3 — однозначная концепция, ставящая в центр внимания идею
власти, идею Наполеона (Г. Поспелов, Ю. Карякин). Чья концепция наиболее
приемлемая{q}

Чтобы
определиться в этой проблеме, рассмотрим эволюцию художественной идеи романа.

Предлагаем ознакомиться:  Для получения социального налогового вычета необходимо

В
каких условиях зародилась идея Раскольникова{q}

Мир,
в котором живет герой, в котором созревает трагический конфликт его,
характеризуется как «безобразный». Мечта его зародилась в каморке,
похожей на гроб. Безобразен Петербург с его «странной летней жарой»,
«духотой», «вонью из распивочных», безобразны пьяные люди,
«поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время», и самая
отвратительная из людей — старуха-процентщица, «с вострыми и злыми
глазками», «с тонкой и длинной шеей, похожей на куриную ногу».

Это безобразие отталкивает от себя гордого и красивого Раскольникова и вызывает
в душе «чувство глубочайшего омерзения» и «злобное
презрение». Из этих чувств рождается «безобразная мечта». Итак:
истоки преступления кроются в безобразном состоянии мира, который вызывает у
Раскольникова разнообразные отвратительные чувства, из разнообразия чувств
рождаются самые разные мысли (концепция «многослойности»);

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytpolicyandsafetyru

Таким
образом, исследователи, о которых речь шла раньше, объективно не спорят друг с
другом, а своими концепциями отражают разные этапы развития художественной идеи
романа.

Каковы
причины преступления Раскольникова{q}

В
первой же главе мы узнаем о времени действия («В начале июля, в
чрезвычайно жаркое время…»), месте действия (Петербург), главном герое
(«один молодой человек») и его состоянии («нерешимость»):
«И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное
и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился».

Это
«болезненное и трусливое ощущение» — подсознательный голос совести:
«он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться».
Достоевский сообщает читателям о том, что проявление бессознательной совести,
свойственной Раскольникову от природы, — это проявление в нем доброго начала.
Но от природы в нем много и гордыни.

Вторая
причина — психологическая. «Он до того углубился в себя и уединился от
всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой».

Третья
— социальная. «Он был задавлен бедностью». Но есть еще одна причина,
главная, — философская. «Любопытно, чего люди больше всего боятся{q} Нового
шага, нового собственного слова они всего больше боятся».

https://www.youtube.com/watch{q}v=https:accounts.google.comServiceLogin

Раскольников
сам по себе человечен и добр, но за мать, за честь сестры, охраняя подростка,
за идеи — убил. Ему нужно, чтобы его поняли, оправдали. Но его собеседники
стоят на разных интеллектуальных уровнях, герою приходится приноравливаться,
опускать идею вниз, отрывать от общих целей. Каждый раз при этом он находит
звено, зацепившись за которое, он снова поднимает свою идею до всеобщих
обоснований.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector