Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-26 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-74-92 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 550-95-86 (бесплатно)

Социальное наследование: биологические предпосылки

Что такое наследуемость психологического признака

Люди отличаются друг от друга рядом психологических характеристик. Эти различия вызваны как неодинаковыми условиями жизни, так и несходными генотипами, поскольку генотипы людей содержат разные формы генов. Соотносительный вклад наследственности и среды в разнообразие людей по психологическим свойствам и поведению изучает психогенетика.

Многие гены существуют в нескольких формах, подобно тому, как есть разные формы гена, определяющего цвет глаз. Некоторые гены имеют десятки форм. Генотип конкретного человека содержит два экземпляра каждого гена, формы которых могут быть разными, а могут быть и одинаковыми. Один унаследован от отца, другой – от матери.

Сочетание форм всех генов уникально для каждого человеческого организма. Эта уникальность лежит в основе генетически обусловленных различий между людьми. Вклад генетических различий в разнообразие людей по психологическим свойствам отражает показатель, называемый “коэффициент наследуемости”. Например, для интеллекта коэффициент наследуемости составляет, по меньшей мере, 50%.

Это не означает, что 50% интеллекта дано человеку от природы, а остальные 50% нужно добавить путем обучения, тогда интеллект будет 100 баллов. Коэффициент наследуемости не имеет отношения к конкретному человеку. Его вычисляют, чтобы понять, в чем причина отличия людей друг от друга: возникают ли различия из-за того, что у людей неодинаковые генотипы, или потому, что их по-разному учили.

Если бы коэффициент наследуемости интеллекта оказался близок к 0%, то можно было бы сделать вывод, что только обучение формирует различия между людьми, и применение одних и тех же воспитательных и образовательных приемов к разным детям будет всегда приводить к одним и тем же результатам. Высокие значения коэффициента наследуемости означают, что даже при одинаковом воспитании дети будут отличаться друг от друга в силу своих наследственных особенностей.

Конечный результат, однако, не предопределен генами. Известно, что дети, усыновленные в благополучные семьи, по уровню интеллектуального развития оказываются близки к своим приемным родителям и могут значительно превосходить биологических. В чем же тогда выражается влияние генов? Поясним это на примере конкретного исследования.*

Ученые обследовали две группы приемных детей. Условия в приемных семьях были у всех одинаково хорошими, а биологические матери детей различались по уровню интеллекта. Биологические матери детей из первой группы имели интеллект выше среднего. Примерно половина детей из этой группы продемонстрировала интеллектуальные способности выше средних, другая половина – средние.

Биологические матери детей второй группы имели несколько сниженный (но в пределах нормы) интеллект. Из этой группы 15% детей имели такие же невысокие оценки интеллекта, у остальных детей уровень интеллектуального развития соответствовал среднему. Таким образом, при одинаковых условиях воспитания в приемных семьях, интеллект детей, в определенной степени, зависел от интеллекта их кровных матерей.

Приведенный пример может служить иллюстрацией существенных различий между понятием наследуемости психологических качеств и наследуемости некоторых физических особенностей человека, таких как цвет глаз, кожи и т.д. Даже при высоком уровне наследуемости психологического признака генотип не предопределяет его конечного значения.

2 Классификация.

1)
Внутренние
факторы
– относится собственная активность
личности, порождаемая противоречиями,
интересами и другими мотивами, реализуемая
в самовоспитании, а также в деятельности
и общении; наследственность.

2)Внешние
факторы -относятся
среда природная
и социальная, воспитание в широком
социальном смысле, а так же в широком и
узком педагогическом
смысле.

Рассмотрим
более подробно сущностную сторону
влияния ведущих факторов на развитие
личности.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

Наследственность
— свойство организмов передавать от
родителей к детям определенные качества
и особенности.

Носители
наследственности — гены (в переводе с
греческого «ген» означает «рождающий»).
Наукой
доказано, что свойства организма
зашифрованы в своеобразном генном коде,
хранящем и передающем всю информацию
о свойствах организма. Генетика
расшифровала наследственную программу
развития человека.

1)видовые
признаки как представителя человеческого
рода (Homo
sapiens):
анатомо-физиологическая структура (
задатки речи, прямохождение, мышление,
трудовая деятельность);

2)физические
особенности: внешние
расовые признаки, особенности телосложения,
конституции, черты лица, цвет волос,
глаз, кожи;

3)физиологические
особенности: обмен
веществ, артериальное давление и группа
крови, резус-фактор, стадии созревания
организма;

4)особенности
нервной системы: строение
коры головного мозга и его периферических
аппаратов (зрительного, слухового,
обонятельного и др.), особенности нервных
процессов, обусловливающие характер и
определенный тип высшей нервной
деятельности;

5)аномалии
в развитии организма: дальтонизм
(цветовая слепота), «зая­чья губа»,
«волчья пасть»;

6)предрасположенность
к некоторым заболеваниям наследственного
характера: гемофилия
(болезнь крови), сахарный диабет,
шизофрения, эндокринные расстройства
(карликовость и др.).

Социальное наследование: биологические предпосылки

Необходимо
отличать врожденные
особенности человека,
связанные с изменением генотипа, от
приобретенных,
которые
явились следствием неблагоприятных
при жизни условий. Например, осложнений
после болезни, физических травм или
недосмотра при развитии ребенка,
нарушения режима питания, труда,
закаливания организма и т. д.

Отклонение
или изменение психики может наступать
в результате субъективных факторов:
испуга, сильных нервных потрясений,
пьянства и аморальных поступков
родителей, других отрицательных явлений.
Приобретенные
изменения не наследуются. Если
не изменен генотип, то не
наследуются также некоторые врожденные
индивидуальные особенности человека,
связанные с его утробным развитием. К
ним относятся многие аномалии, вызываемые
такими причинами, как интоксикация,
облучение, влияние алкоголя, родовые
травмы и пр.

Чрезвычайно
важен вопрос, наследуются ли готовые
способности
к
определенному виду деятельности или
только задатки?

Задатки,
способности. Что наследуется?

Установлено,
что
наследуются только задатки.

Задатки

это
анатомо-физиологические особенности
организма, являющиеся предпосылками
развития способностей.
Задатки
обеспечивают предрасположенность к
той или иной деятельности.

Социальное наследование: биологические предпосылки

Различают
задатки двух видов.

Виды
задатков

1)Общечеловеческие:
строение
мозга, центральной нервной системы,
рецепторов.

2)Индивидуальные:¨типологические
свойства нервной системы, от которых
зависит скорость образования временных
связей, их прочность, сила сосредоточенного
внимания, умственная работоспособность;
индивидуальные особенности строения
анализаторов, отдельных областей коры
головного мозга, органов и др.

Способности
— индивидуальные особенности личности,
являющиеся субъективными условиями
успешного осуществления определенного
рода деятельности

Способности
обнаруживаются в быстроте, глубине и
прочности овладения способами и приемами
деятельности. Высокий
уровень развития способностей — та­лант,
гениальность.Способности
это прижизненные образования, формирующиеся
в процессе деятельности и в результате
воспитания. Наследуются не способности,
а только задатки.

Унаследованные
человеком задатки могут быть или
реализованными, или нет. Будучи
индивидуально-природной основой
способностей, задатки являются важным,
но недостаточным условием их развития.
При
отсутствии соответствующих внешних
условий и адекватной деятельности
способности могут не развиться даже
при наличии благоприятных задатков.

Предлагаем ознакомиться:  Дарение квартиры которая была получена по наследству

Такой,
например, задаток, как подвижная нервная
система, может способствовать развитию
многих способностей в любом виде
деятельности, связанной с необходимостью
адекватно реагировать на смену ситуаций,
быстро перестраиваться на новые действия,
менять темп и ритм работы и др. А,
следовательно, это может специфически
проявляться и в ходе обучения и воспитания,
и, безусловно, должно учитываться
педагогами.

Современная
педагогика акцентирует внимание на
важности
выявления имеющихся у человека, прежде
всего,
специальных
задатков.

Специальными
называются
задатки к определенному виду
деятельности. К специальным задаткам
относятся музыкальные, художественные,
математические, лингвистические,
спортивные и др.

Красивый
певческий голос зависит от наличии
следующих задатков: особенности строения
грудной клетки, носовой полости, языка,
губ, силы дыхательной мускулатуры,
объема легких.

Социальное наследование: биологические предпосылки

Установлено,
что
люди, обладающие специальными задатками,
достигают более высоких результатов,
продвигаются более быстрыми темпами в
соответствующей области деятельности.
Специальные задатки могут проявляться
уже в раннем возрасте, если созданы
необходимые условия.

Итак,
специальные задатки наследуются. В
истории человечества встречалось немало
потомственных дарований. Известно,
например, что у И. С. Баха в пяти поколениях
его предков насчитывалось 18 известных
музыкантов.

СРЕДА

Среда
— это реальная действительность, в
условиях которой происходит развитие
человека.

Природная
среда
оказывает на развитие человека
опосредованное влияние (разрушительное
или социальное) через климат, погоду,
радиационный фон, природные катаклизмы
и др.

Известно,
например, что выросшие на крайнем севере
люди более выдержанны,

более
организованны, умеют ценить время и
правильно относиться к тому, чему их
обучают.

Социальная
среда подразделяется
на макросреду и микросреду.

Под
макросредой понимают все общество в
целом, социальный и государственный
строй, социальные, экономические,
политические, идеологические, морально
– правовые условия жизни.

Микросреда
– непосредственное окружение человека,
семья, коллективы по месту учебы,
внучебной деятельности (клубы, секции
и др.) или работы, группы сверстников.

В
основном на личность непосредственным
образом воздействует микросреда. Именно
в микросреде закладываются важнейшие
нравственные и морально-психологические
характеристики человека, которые, с
одной стороны, необходимо принимать во
внимание, а с другой – совершенствовать
или трансформировать в процессе обучения
и воспитания.

Социальная
среда – важный фактор развития человека.
Так как только в обществе индивид может
сформироваться как личность.

ВОСПИТАНИЕ

Воспитание
реализуется через образовательные
учреждения. Личность ученика и ее
развитие – это цель и результат работы
педагога. Его деятельность направлено
на выявление склонностей и дарований,
развитие в соответствии с индивидуальными
особенностями ученика, его способностями
и возможностями.

Соотношение
воспитания (обучения) и развития.

Отечественный
педагог и психолог Л.С. Выготский
(1896—1934) выдвинул идею о ведущей роли
воспитания и обучения в развитии
личности:
воспитание
(обучение) должно идти впереди развития
личности и вести его за собой.

Л.
С. Выготский выделил два уровня умственного
развития ребенка.

1)
«уровень актуального развития» – это
уровень подготовленности ученика, на
нем он может выполнить задания вполне
самостоятельно.

2)
«зона ближайшего развития», более
высокий, уровень, на этом уровне, ученик
не может выполнить задание самостоятельно,
но может выполнить под руководством и
с помощью взрослого.

То,
что сегодня ученик делает с помощью
взрослого, завтра он будет делать
самостоятельно; то, что входило в зону
ближайшего развития, в процессе обучения
и воспитания переходит на уровень
актуального развития.

Процесс
воспитания и обучения необходимо
осуществлять в зоне
ближайшего развития ребёнка,
где приводятся
в движение внутренние процессы психических
новообразований.
Обучение
и воспитание только тогда хороши, когда
они идут впереди развития т.е. в зоне
ближайшего развития, тогда они ускоряют
развитие личности.

Эта
теория объясняет почему дети, которые
при поступлении в школу умели хорошо
писать и читать, нередко во 2 классе хуже
учатся, чем дети, которые в 1 классе этого
не умели делать.

Влияние наследственности на интеллект и характер в разных возрастах

Социальное наследование: биологические предпосылки

Это данные – для взрослых. Однако степень влияния наследственности зависит от возраста. Результаты психогенетических исследований не подтверждают распространенное мнение, что с возрастом гены все меньше влияют на поведение человека. Генетические различия, как правило, сильнее проявляются в зрелом возрасте, когда характер уже сформировался.

Значения коэффициента наследуемости большинства изученных психологических свойств для взрослых выше, чем для детей. Наиболее точные данные получены по наследственной обусловленности интеллекта. В младенчестве внутрипарное сходство многояйцевых близнецов такое же высокое, как для однояйцевых, но после трех лет оно начинает снижаться, что можно объяснить большим влиянием генетических различий.

Кроме того, в разных возрастах действуют разные генетические факторы. Так среди наследственных факторов, обуславливающих различия по интеллекту, есть как стабильные, т.е. действующие во всех возрастах (это, возможно, гены, связанные с так называемым “общим интеллектом”), так и специфические для каждого периода развития (вероятно, гены, определяющие развитие частных способностей).

Влияние наследственности на асоциальное поведение

Поскольку во всех развитых странах преступность и алкоголизм биологических родителей являются распространенными причинами утраты ребенком кровной семьи и помещения в приемную, мы подробнее рассмотрим данные психогенетики о влиянии наследуемости на эти формы поведения. Семейные и близнецовые исследования криминального поведения проводятся уже более 70 лет.

Они дают очень разные оценки наследуемости, наиболее часто попадающие в диапазон 30-50%. “Верхние” значения наследуемости получают при изучении близнецов. Некоторые исследователи считают, что близнецовый метод может давать завышенные оценки наследуемости, так как он не всегда позволяет отделить генетические влияния от особых условий среды, в которых растут однояйцевые близнецы. Методом изучения приемных детей получают значения коэффициента наследуемости примерно в 2 раза ниже, чем при изучении близнецов.

Очевидно, что у человека гены не запускают конкретное поведение подобно тому, как это происходит с некоторыми инстинктивными действиями животных. Связь между риском преступного поведения и генами опосредствована психологическими особенностями. Причем известно, что на риск криминального поведения могут влиять различные неблагоприятные сочетания психологических свойств, и каждое из этих свойств находится под контролем нескольких или большого количества генов и разных факторов среды.

Первым кандидатом на роль биологического “субстрата” асоциальных наклонностей стала Y-хромосома (хромосома, которая содержится только в генотипе мужчин и определяет мужской пол). Примерно у одного из 1100 мужчин в результате биологических ошибок в сложном процессе создания зародышевой клетки в генотипе оказывается вместо одной две или более Y-хромосом.

поскольку мужчины агрессивнее женщин, чаще совершают преступления и в отличие от женщин имеют Y-хромосому, наличие двух и более Y-хромосом должно приводить к формированию агрессивного “супермужчины”. Но в дальнейшем выяснилось, что преступники с лишней Y-хромосомой не более агрессивны, чем другие заключенные, и в тюрьму они попадают, в основном, совершив кражи.

Предлагаем ознакомиться:  Особенности переуступки права требования долга

Социальное наследование: биологические предпосылки

При этом у мужчин с данной генетической патологией была найдена связь между снижением интеллекта и вероятностью быть осужденным. Не исключено, однако, что сниженный интеллект влиял не на риск совершить преступление, а на риск быть пойманным и посаженным в тюрьму. Например, один из мужчин с лишней Y-хромосомой несколько раз проникал в дома с помощью взлома, когда хозяева находились в помещении.

Исследования мужчин с лишней Y-хромосомой позволяют сделать, по меньшей мере, два важных заключения. Во-первых, связь между генами и преступностью нельзя объяснить генетически обусловленным возрастанием агрессивности или жестокости, как можно было бы предположить, исходя из “здравого смысла”. Этот вывод согласуется и с данными исследований приемных детей, в которых влияние наследственности обнаружилось только для преступлений против собственности.

С середины 90-х годов ученые проводят поиск конкретных генов, которые могли бы влиять на величину риска криминального поведения. Все полученные к настоящему времени данные еще нуждаются в подтверждении и уточнении. Однако заслуживает упоминания исследование, проведенное в Новой Зеландии. В нем было показано, что среди мальчиков, подвергавшихся жестокому обращению в семье, носители формы гена, обеспечивающего более высокую активность фермента МАОА в организме, были менее склонны к асоциальным поступкам, чем носители другой формы гена – низкоактивной.

Среди детей, выросших в благополучных семьях, связи между асоциальными наклонностями и геном МАОА не было. Т.е. лица с определенными генетическими особенностями оказались менее уязвимыми к жестокому обращению с ними родителей. Это исследование заставило ученых задуматься о том, правомерно ли вообще говорить о наследственной предрасположенности (склонности) к асоциальному поведению.

Датское исследование приемных детей

Рисунок 1. Количество проанализированных семей,различающихся по наличию судимости у биологического и приемного отца(датское исследование).

Наиболее систематические исследования наследуемости криминального поведения методом изучения приемных детей были проведены в скандинавских странах – Дании и Швеции. Благодаря сотрудничеству родителей-усыновителей и ряда органов власти, датским ученым удалось проследить судьбу более 14 000 лиц, усыновленных в период с 1924 по 1947 гг.

Рисунок 2. Доля сыновей, имевших судимости, в семьях,различающихся по наличию судимости у биологического и приемного отца(датское исследование).

Социальное наследование: биологические предпосылки

Из рисунка 2 видно, что доля осужденных среди детей, биологические отцы которых были преступниками, несколько повышена по сравнению с теми детьми, биологические родители которых не нарушали закон. Кроме того, оказалось, что чем больше судимостей у биологического отца, тем выше риск для потомка стать преступником.

Было показано также, что братья, усыновленные разными семьями, имели тенденцию к конкордантности (совпадению) по преступному поведению, особенно в тех случаях, когда их биологический отец был преступником. Эти данные свидетельствуют об определенной роли наследственности в повышении риска криминального поведения.

Однако, как и из приведенного выше примера с интеллектом, из данных на рисунке 2 следует, что неблагоприятная наследственность не предопределяет будущее ребенка – из мальчиков, биологические отцы которых были преступниками, впоследствии нарушили закон 14%, остальные 86% не совершили противоправных действий.

Кроме того, оказалось, что на детей с неблагоприятной наследственностью приемная семья оказывает особенно сильное влияние, которое может быть как положительным, так и отрицательным. Из мальчиков, выросших в приемных семьях, 16% впоследствии совершили преступления (против 9% в контрольной группе). Среди биологических отцов этих детей 31% имели проблемы с законом (против 11% в контрольной группе). Т.е.

хотя уровень преступности среди приемных детей был выше, чем в обществе в среднем, он был почти в два раза ниже, чем среди их биологических отцов. По мнению ряда ученых, это свидетельствует о том, что благоприятная обстановка в приемной семье снижает риск криминального поведения у детей с отягощенной наследственностью.

Но в некоторых случаях семейная среда может усиливать риск криминального поведения. Как видно из рисунка 2, дети, у которых и биологический и приемный отец имели судимости, совершали преступления чаще других. (К счастью, таких семей было очень мало (рис.1)). Это значит, что существуют генотипы, обладающие повышенной уязвимостью к неблагоприятным аспектам семейной среды (подобные явления в психогенетике называют генотип-средовым взаимодействием).

Шведское исследование

При исследовании приемных детей в Швеции ученые сначала не нашли даже слабой связи между судимостью детей, воспитанных приемными родителями, и поведением их биологических отцов. Среди шведов преступления были в основном следствием злоупотребления алкоголем. Когда ученые исключили из анализа этот вид преступления, они обнаружили слабую положительную связь между наличием судимости у потомства и их кровных отцов (рис. 3). При этом преступления в обоих поколениях оказались не тяжкими. В основном это были кражи и мошенничество.

Социальное наследование: биологические предпосылки

Рисунок 3. Процент судимых среди усыновленных лицв зависимости от типа семьи(шведское исследование).

Подтвердилась и чувствительность детей с наследственной отягощенностью к особенностям приемной семьи. Среди усыновленных шведов не наблюдалось повышения уровня преступности по сравнению со средним показателем по стране, несмотря на то, что среди их биологических родителей процент осужденных был увеличен.

Среди приемных родителей-шведов не было лиц, имевших судимости. Т.е. максимально благоприятная семейная среда “нейтрализовала” эффект генетического груза. С другой стороны, наиболее высокий риск нарушить закон наблюдался у тех детей с неблагоприятной наследственностью, приемная семья которых имела низкий социально-экономический статус (рис. 3).

Американское исследование

Рисунок 4. Результаты изучения причин, приводящих к формированию асоциальной личности,в американском исследовании приемных детей(стрелки означают статистически значимую связь между характеристиками родителей и формированием асоциальных наклонностей у детей).

Скандинавские исследования включали в себя анализ поведения приемных детей, родившихся в первой половине 20-го века. Сходные результаты были получены и в современной работе американских ученых из штата Айова. Правда, в ней анализировали не судимость, а наличие у приемных детей склонности к асоциальному поведению более широкого спектра.

Оценивали поведение, которое служит основанием для диагноза “асоциальное расстройство личности” и включает в себя частое совершение поступков, за которые могут арестовать, а также такие черты как лживость, импульсивность, раздражительность, пренебрежение безопасностью, безответственность и бессовестность.

Предлагаем ознакомиться:  Как вступить в наследство после смерти жены без завещания

Учитывали также целый ряд характеристик приемной семьи, которые могли бы повлиять на формирование подобных наклонностей. На рисунке 4 перечислены эти характеристики и показаны основные результаты исследования на тот момент, когда усыновленные лица уже достигли взрослого возраста (им было от 18 до 40 лет).

Социальное наследование: биологические предпосылки

Были проанализированы данные только о мужчинах, поскольку количество женщин с “асоциальным поведением” оказалось слишком мало. Из 286 исследованных мужчин сорока четырем был поставлен диагноз “асоциальное расстройство личности”. Результаты свидетельствовали, что в развитие данного расстройства вносят независимый вклад три фактора:

  1. судимость биологического родителя (генетический),
  2. пьянство или асоциальное поведение одного из членов приемной семьи (средовой),
  3. помещение ребенка с неблагоприятной наследственностью в семью с низким социально-экономическим статусом (генотип-средовое взаимодействие).

Влияние наследственности на злоупотребление алкоголем

Давно замечено, что преступность и злоупотребление алкоголем тесно связаны. Более того, психогенетические исследования позволили предположить, что есть общие для этих форм поведения “гены предрасположения”. Выявлены также и некоторые сходные закономерности во влиянии наследственности и среды на преступность и злоупотребление алкоголем.

Например, для обеих форм поведения существенное влияние общей среды** обнаруживается в подростковом возрасте. Влияние общей среды проявляется, в частности, в том, что братья и сестры, растущие в одной семье (даже если они не родные), больше похожи друг на друга по асоциальным проявлениям и привычкам, связанным с употреблением алкоголя, чем на своих родителей.

Однако злоупотребление алкоголем – это довольно сложное с поведенческой и генетической точки зрения явление, поскольку включает в себя и бытовое пьянство и алкоголизм как развившееся постепенно психическое заболевание (главный диагностический признак которого – непреодолимое психологическое влечение к алкоголю).

Очевидно, что в этих двух случаях роль генов различна, но разделить эти две формы злоупотребления алкоголем в психогенетическом исследовании бывает довольно сложно. Возможно, поэтому оценки наследуемости алкоголизма колеблются в довольно широких пределах. Наиболее вероятным интервалом представляется диапазон 20-60%.

Среди сыновей больных алкоголизмом заболевает, по разным данным, в среднем 20-40%, а среди дочерей – от 2 до 25 % (в среднем около 5%). При этом можно считать установленным, что возраст, с которого начали употреблять алкоголь, и интенсивность его потребления на первых этапах полностью определяется действием среды.

Отметим, что употребление алкоголя в раннем возрасте (обычно до 15 лет) является фактором риска развития алкоголизма. Отсутствие генетических влияний на этот признак указывает на важную роль родительского поведения, сдерживающего употребление алкоголя подростками, в предотвращении развития алкогольной зависимости.

Подчеркнем, однако, еще раз, что человек не рождается алкоголиком и не существует какого-либо одного “гена алкоголизма”, так же как не существует “гена преступности”. Алкоголизм является результатом длинной цепи событий, сопровождающих регулярное употребление спиртного. Большое количество генов в определенной степени влияет на эти события.

Так, от характера молодого человека зависит, как часто он будет выпивать и будет ли знать меру, а характер, как уже упоминалось, зависит как от воспитания, так и от генотипа. Кроме того, в силу своих генетических особенностей люди в разной степени чувствительны к токсическим эффектам алкоголя. Например, у части японцев, корейцев и китайцев найдена такая форма гена, влияющего на переработку алкоголя в печени, обладание которой ведет к очень сильному отравлению спиртным.

Человек с такой формой гена, выпив алкоголь, ощущает тошноту, прилив крови к лицу, головокружение и раздражение. Эти неприятные ощущения удерживают человека от дальнейшего употребления спиртного, поэтому среди носителей данной формы гена почти не встречается больных алкоголизмом. Наконец, не у всех людей, регулярно употребляющих алкоголь, развивается непреодолимая тяга к нему.

Существуют гены (сейчас идет их интенсивный поиск), от которых зависит, приведет ли длительное действие алкоголя на мозг к алкогольной зависимости. При этом гены не запускают конкретные формы поведения, не “заставляют” человека пойти и выпить. Если человек знает о том, что предрасположен к алкоголизму, он может избегать ситуаций, в которых поощряется употребление спиртного, и оставаться здоровым.

Детей алкоголиков часто называют группой множественного риска. Примерно у 1/5 из них обнаруживаются различные проблемы, которые требуют особого внимания родителей, педагогов, а иногда и врачей. Преимущественно это неусидчивость и невротические расстройства (тики, страх темноты и пр.). Реже наблюдаются трудности в усвоении школьной программы, еще реже другие – более серьезные – расстройства, например, судорожные состояния.

Эти нарушения не являются проявлениями каких-либо дефектов генетического аппарата и вызваны неблагоприятными условиями, в которых матери вынашивают беременность и растят малышей. Исследования приемных детей показали, что алкоголизм кровных родителей не увеличивает вероятность того, что в будущем ребенок заболеет каким-либо серьезным психическим расстройством.

Суммируя существующие данные о влиянии наследуемости на асоциальное поведение и алкоголизм, можно сделать следующие выводы.

  • Существует положительная, хотя и очень слабая связь между преступностью кровных отцов и их сыновей, выросших в приемных семьях.
  • Эта закономерность обнаруживается только для нетяжких преступлений, поэтому нет оснований считать, что риск стать преступником объясняется у приемных детей генетически обусловленным повышением агрессивности или жестокости.
  • Данные указывают, что благоприятная семейная среда может нейтрализовать врожденные особенности, связанные с повышением риска криминального поведения, а неблагоприятная – усилить их.
  • Развитие асоциальных наклонностей не является неотвратимым даже у носителей серьезных генетических аномалий.
  • Возраст, с которого начали употреблять алкоголь, и интенсивность его потребления на первых этапах полностью определяется действием различных средовых факторов. Генетические эффекты и генотип-средовые взаимодействия обнаруживаются лишь для последующей эскалации потребления спиртного и развития алкоголизма.

*Willerman L. Effects of families on inteelectual development. Цит. по “Психогенетика” И.В. Равич-Щербо и др.

Исследование приемных детей

** Средовые влияния в психогенетике подразделяют на общую и индивидуальную среду. Под общей средой понимают все ненаследственные факторы, которые делают сравниваемых родственников из одной семьи похожими между собой и не похожими на членов других семей (можно предположить, что для психологических свойств это стили воспитания, социально-экономический статус семьи, ее доход и пр.).

К индивидуальной среде относят все ненаследственные факторы, формирующие различия между членами семьи (например, уникальный для каждого ребенка круг друзей, одноклассников или учителей, запомнившиеся ему подарки или поступки взрослых, вынужденная изоляция от сверстников в результате какой-нибудь травмы или другие индивидуальные события).

Алфимова Маргарита Валентиновна,кандидат психологических наук,ведущий научный сотрудник лаборатории клинической генетикиНаучного центра психического здоровья РАМН

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector