Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-26 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-74-92 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 550-95-86 (бесплатно)

Следователь права и обязанности упк

Орган дознания. Понятие органа дознания.

1) принять, проверить сообщение о любом
совершенном или готовящемся преступлении
и в пределах компетенции, установленной
УПК РФ, принять по нему решение (ч.
1 ст. 144УПК РФ);

2) в каждом случае обнаружения уголовно
и процессуально значимых признаков
объективной стороны состава преступления
принимать предусмотренные УПК РФ меры
по установлению события преступления,
изобличению лица или лиц, виновных в
совершении преступления (ч.
2 ст. 21УПК РФ);

3) выявлять обстоятельства, способствовавшие
совершению преступления (ч.
2 ст. 73УПК РФ);

4) выносить постановление о прекращении
уголовного преследования, после получения
предварительно на то согласия руководителя
следственного органа или, если закон
этого не требует, без такового, принимать
некоторые иные процессуальные решения
при наличии в его распоряжении
соответствующих фактических оснований.

Указанный перечень обязанностей
следователя не исчерпывающий.

Орган дознания- это учреждение
либо должностное лицо, на которого
законом возложена обязанность
(предоставлено право) производить
направленную на обеспечение расследования
уголовно-процессуальную и иную
деятельность в связи с наличием у него
информации о возможном совершении
преступления.

Виды органов дознания и пределы их
подведомственности определены ст.
ст. 40,157УПК РФ. Закон наделил полномочиями
органа дознания в одном случае учреждение
(органы внутренних дел и входящие в их
состав территориальные, в том числе
линейные, управления (отделы, отделения)
полиции, органы по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных
веществ, в том числе территориальные и
входящие в их структуру межрайонные,
городские (районные) органы по контролю
за оборотом наркотических средств и
психотропных веществ, а также иные
органы исполнительной власти, наделенные
в соответствии с федеральным законом
полномочиями по осуществлению
оперативно-розыскной деятельности,
органы Федеральной службы судебных
приставов, органы Государственного
пожарного надзора федеральной
противопожарной службы), а в другом
случае руководителя учреждения –
должностное лицо (командира воинской
части, соединения, начальника военного
учреждения или гарнизона и др.).

1) органы внутренних дел Российской
Федерации и входящие в их состав
территориальные, в том числе линейные,
управления (отделы, отделения) полиции;

2) органы по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных
веществ, в том числе территориальные и
входящие в их структуру межрайонные,
городские (районные) органы по контролю
за оборотом наркотических средств и
психотропных веществ;

Следователь права и обязанности упк

3) органы Федеральной службы безопасности;

4) федеральные органы исполнительной
власти в области государственной охраны;

5) таможенные органы Российской Федерации;

6) органы Службы внешней разведки
Российской Федерации;

7) органы Федеральной службы исполнения
наказаний;

8) органы Федеральной службы судебных
приставов;

9) органы Государственного пожарного
надзора федеральной противопожарной
службы;

10) органы внешней разведки Министерства
обороны РФ.

1) командиры воинских частей, соединений;

2) начальники военных учреждений или
гарнизонов;

3) капитаны морских и речных судов;

4) руководители геологоразведочных
партий и зимовок;

5) начальники российских антарктических
станций и сезонных полевых баз;

6) главы дипломатических представительств
и консульских учреждений Российской
Федерации.

Полномочия конкретного сотрудника,
реализующего уголовно-процессуальные
права и обязанности органа дознания,
разнятся в зависимости от того, является
ли он сотрудником учреждения, наделенного
правами органа дознания, или всего-навсего
подчинен по службе должностному лицу,
которое является органом дознания.

Основная часть уголовно-процессуальной
деятельности органов внутренних дел
как органов дознания осуществляется
сотрудниками полиции. Причем полиция
в РФ – это система государственных
органов исполнительной власти, призванных
защищать жизнь, здоровье, права и свободы
граждан, иностранных граждан, лиц без
гражданства, противодействовать
преступности, охранять общественный
порядок, собственность, обеспечивать
общественную безопасность и наделенных
правом применения мер принуждения в
пределах, установленных законами.
Полиция входит в систему Министерства
внутренних дел РФ (ст.
1Федерального закона от 7 февраля
2011 г. N 3-ФЗ “О полиции” <18>).

——————————–

Следователь права и обязанности упк

Дознавателями органов внутренних дел
Российской Федерации производится
дознание в полном объеме по всем делам,
по которым предварительное следствие
не обязательно, за исключением тех,
дознание по которым вправе производить
другие органы дознания (дознаватели)
(п.
1 ч. 3 ст. 151УПК РФ).

– федеральный орган исполнительной
власти в области обеспечения безопасности;

– управления (отделы) федерального органа
исполнительной власти в области
обеспечения безопасности по отдельным
регионам и субъектам Российской Федерации
(территориальные органы безопасности);

– управления (отделы) федерального органа
исполнительной власти в области
обеспечения безопасности в Вооруженных
Силах Российской Федерации, других
войсках и воинских формированиях, а
также в их органах управления (органы
безопасности в войсках);

– управления (отделы, отряды) федерального
органа исполнительной власти в области
обеспечения безопасности по пограничной
службе (пограничные органы);

– другие управления (отделы) федерального
органа исполнительной власти в области
обеспечения безопасности, осуществляющие
отдельные полномочия данного органа
или обеспечивающие деятельность органов
Федеральной службы безопасности (другие
органы безопасности);

– авиационные подразделения, центры
специальной подготовки, подразделения
специального назначения, предприятия,
образовательные учреждения,
научно-исследовательские, экспертные,
судебно-экспертные, военно-медицинские
и военно-строительные подразделения и
иные учреждения и подразделения,
предназначенные для обеспечения
деятельности Федеральной службы
безопасности (ст.
2Федерального закона от 3 апреля 1995
г. N 40-ФЗ “О Федеральной службе
безопасности” <19>).

– Федеральная служба РФ по контролю за
оборотом наркотиков;

– региональные управления ФСКН России;

– управления (отделы) ФСКН России по
субъектам Российской Федерации.

Компетенция органов по контролю за
оборотом наркотических средств и
психотропных веществ ограничена
происшествиями, содержащими признаки
контрабанды сильнодействующих, ядовитых
веществ; незаконных приобретения,
хранения, перевозки, изготовления,
переработки наркотических средств,
психотропных веществ или их аналогов,
а также незаконных приобретения,
хранения, перевозки растений, содержащих
наркотические средства или психотропные
вещества, либо их частей, содержащих
наркотические средства или психотропные
вещества;

нарушения правил оборота
наркотических средств или психотропных
веществ; незаконного приобретения,
хранения или перевозки прекурсоров
наркотических средств или психотропных
веществ, а также незаконного приобретения,
хранения или перевозки растений,
содержащих прекурсоры наркотических
средств или психотропных веществ, либо
их частей, содержащих прекурсоры
наркотических средств или психотропных
веществ;

хищения либо вымогательства
наркотических средств или психотропных
веществ, а также растений, содержащих
наркотические средства или психотропные
вещества, либо их частей, содержащих
наркотические средства или психотропные
вещества; склонения к потреблению
наркотических средств или психотропных
веществ;

организации либо содержания
притонов для потребления наркотических
средств или психотропных веществ;
незаконных выдачи либо подделки рецептов
или иных документов, дающих право на
получение наркотических средств или
психотропных веществ; незаконных
изготовления, переработки, приобретения,
хранения, перевозки или пересылки в
целях сбыта, а равно незаконного сбыта
сильнодействующих или ядовитых веществ,
не являющихся наркотическими средствами
или психотропными веществами, либо
оборудования для их изготовления или
переработки;

нарушения правил производства,
приобретения, хранения, учета, отпуска,
перевозки или пересылки сильнодействующих
или ядовитых веществ, если это повлекло
по неосторожности их хищение либо
причинение иного существенного вреда;
подделки удостоверения или иного
официального документа, предоставляющего
права или освобождающего от обязанностей,
в целях его использования либо сбыт
такого документа, а равно изготовления
в тех же целях или сбыта поддельных
государственных наград Российской
Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей,
бланков; использования заведомо
подложного документа.

1) федеральный орган исполнительной
власти, уполномоченный в области
таможенного дела;

2) региональные таможенные управления;

3) таможни;

4) таможенные посты (ч.
1 ст. 10Федерального закона от 27 ноября
2010 г. N 311-ФЗ “О таможенном регулировании
в Российской Федерации” <20>).

Уголовно-процессуальной деятельностью
также занимаются сотрудники (обычно
начальники и оперуполномоченные) органов
Федеральной службы исполнения наказаний
– исправительных учреждений и следственных
изоляторов.

Они возбуждают уголовные дела и производят
неотложные следственные действия по
делам о преступлениях против установленного
порядка несения службы, совершенных
сотрудниками учреждений и органов
уголовно-исполнительной системы, а
равно о преступлениях, совершенных в
расположении указанных учреждений и
органов иными лицами.

Статус следователя

Правовой статус следователя в уголовном процессе определяется Уголовно-процессуальным кодексом. Согласно этому правовому документу, он относится к категории должностных лиц, осуществляющих предварительное следствие и другие функции в рамках уголовного дела. Специалисты данного профиля состоят на службе в Следственном комитете, Федеральной службе безопасности, правоохранительных органах, прокуратуре, а также службе по контролю за оборотом наркотиков.

Данный статус позволяет осуществлять свою деятельность, руководствуясь законодательством Российской Федерации, от имени и в интересах государства и его граждан. Также статус следователя в уголовном процессе регламентируется Конституцией РФ, нормативно-правовыми актами, международными договорами, которые прошли процесс ратификации в установленном порядке.

Самостоятельность в процессуальной деятельности

Статус следователя отличается от
правового положения дознавателя (органа
дознания). С одной стороны, ни один из
следователей не обладает правом на
принятие оперативно-розыскных мер (ст.
40УПК РФ), хотя такие полномочия имеются
у некоторых органов дознания. С другой
– следователь обладает процессуальной
самостоятельностью, которой нет у
дознавателя .

Процессуальная самостоятельность
следователя заключается в следующем.
Прокурор согласно п.
3 ч. 2 ст. 37УПК РФ уполномочен требовать
от органов дознания и следственных
органов устранения нарушений федерального
законодательства, допущенных в ходе
дознания или предварительного следствия.
Однако когда следователь не согласен
с направленными в его адрес требованиями
прокурора, следователь обязан представить
свои письменные возражения руководителю
следственного органа.

Последний
информирует прокурора об обжаловании
следователем его требований и приступает
к рассмотрению требований прокурора,
а также письменных возражений следователя
на указанные требования. По результатам
такого рассмотрения руководитель
следственного органа дает следователю
письменные указания об устранении
допущенных нарушений либо выносит
мотивированное постановление о несогласии
с требованиями прокурора.

Предлагаем ознакомиться:  Когда составляется протокол разногласий к договору

Таким образом, прокурор имеет возможность
(в случае согласия с его позицией
руководителя следственного органа)
влиять на принимаемые следователем
процессуальные решения. Еще большими
полномочиями наделен сам руководитель
следственного органа. Он вправе давать
подчиненному ему по службе следователю
обязательные для исполнения письменные
указания (ч.
ч. 1и3
ст. 39УПК РФ).

В то же время у следователя имеются
возможности отстоять свое мнение по
наиболее важным вопросам расследования.
Законодатель предоставил ему право
обжаловать данные указания руководителю
вышестоящего следственного органа.
Обжаловать указания надзирающего либо
контролирующего органа вправе и
дознаватель.

Но куда бы он ни жаловался
и какое бы указание ни обжаловал, он все
равно обязан его исполнить. В отличие
от дознавателя следователь не исполняет
указание (несмотря на то что оно в законе
именуется письменным и обязательным
для исполнения) руководителя следственного
органа, касающееся изъятия уголовного
дела и передачи его другому следователю,
привлечения лица в качестве обвиняемого,
квалификации преступления, объема
обвинения, избрания меры пресечения,
производства следственных действий,
которые допускаются только по судебному
решению, а также направления дела в суд
или его прекращения.

Правда, не исполнять
таковое он вправе, только если обжаловал
его вышестоящему руководителю
следственного органа. А вот направление
последнему материалов уголовного дела
и своих письменных возражений на
обжалуемое указание – это уже право
следователя, отказ от реализации которого
не возлагает на следователя обязанности
исполнить обжалованное им указание.

функция доказывания

Что же в этой ситуации может сделать
руководитель вышестоящего следственного
органа, которому поступила жалоба
следователя? Если ему поступила жалоба
на указание, касающееся изъятия уголовного
дела и передачи его другому следователю,
привлечения лица в качестве обвиняемого,
квалификации преступления, объема
обвинения, избрания меры пресечения,
производства следственных действий,
которые допускаются только по судебному
решению, направления дела в суд или его
прекращения, вышестоящий руководитель
следственного органа вправе отменить
указание нижестоящего руководителя
следственного органа или же отстранить
следователя от дальнейшего производства
расследования по делу, когда последним
допущено нарушение требований УПК РФ.
Данные возможности вышестоящего
руководителя следственного органа
следуют из перечня общих прав всех
руководителей следственных органов.

Однако вынуждены заметить, до создания
Следственного комитета РФ (на момент
создания он именовался Следственным
комитетом при прокуратуре РФ) никто (ни
прокурор, ни вышестоящий прокурор, ни
начальник следственного отдела, ни
руководитель другого следственного
органа) не имел возможности заставить
следователя привлечь по его внутреннему
убеждению невиновного в качестве
обвиняемого;

квалифицировать совершенное
преступление не по той статье (части,
пункту), по которой он считает необходимым
это сделать; вменить в вину обвиняемому
те эпизоды преступной деятельности,
вина в совершении которых, по мнению
следователя, не доказана или, того хуже,
доказана невиновность обвиняемого в
совершении данных преступлений;

избрать
меру пресечения либо отменить или
изменить меру пресечения, когда
следователь убежден в отсутствии
фактических оснований принятия такого
решения; отказаться от обращения в суд
с ходатайством об избрании меры пресечения
или о производстве иных процессуальных
действий, решение о производстве
(избрании) которых может принять только
суд;

прекратить уголовное дело, когда
вина обвиняемого в совершении тяжкого
(иного) преступления безусловна, и даже
направить уголовное дело в суд с
обвинительным заключением (постановлением
о направлении дела в суд для применения
принудительных мер медицинского
характера), когда следователь убежден
в том, что “обвиняемый” не принимал
участия в совершении общественно
опасного деяния, которое от следователя
потребовали вменить ему в вину.

Сейчас ситуация изменилась. Сама идея,
заложенная ранее в институт процессуальной
самостоятельности следователя, в
действующей правовой формулировке
несколько “перегнута” в противоположную
от собственно процессуальной
самостоятельности следователя сторону.
В отличие от ранее действовавшего
правила, в настоящее время в законе
ничего не сказано о том, что при несогласии
с позицией следователя вышестоящий
руководитель следственного органа
может лишь забрать у следователя
уголовное дело и передать его другому
следователю.

А если данное правовое
положение из УПКРФ убрано, позволим себе предположить,
что сейчас вышестоящий руководитель
следственного органа вправе “заставить”
следователя, обжаловавшего указание
своего непосредственного начальника,
выполнить любое его письменное
уголовно-процессуальное требование, в
том числе и незаконное.

Итак, настоящий статус следователя
отличается от процессуального положения
дознавателя, традиционно не наделенного
процессуальной самостоятельностью.
Отличие это состоит в том, что обжалование
следователем указаний руководителя
следственного органа, касающихся изъятия
уголовного дела и передачи его другому
следователю, привлечения лица в качестве
обвиняемого, квалификации преступления,
объема обвинения, избрания меры
пресечения, производства следственных
действий, которые допускаются только
по судебному решению, а также направления
дела в суд или его прекращения,
приостанавливает их исполнение.
Обжалование аналогичных указаний
дознавателем не приостанавливает их
исполнения.

Полномочия органа дознания по данным
делам аналогичны правам и обязанностям
следователя лишь с теми отличиями,
которые обусловлены спецификой этого
вида деятельности.

Следователь права и обязанности упк

– момент начала и окончания;

– и та и другая форма предварительного
расследования начинается после
возбуждения уголовного дела, которое
оформляется одинаково;

– перечень, основания и порядок производства
следственных действий;

– перечень, основания, процедура избрания,
изменения и отмены основных мер пресечения
и применения иных мер процессуального
принуждения;

– при производстве дознания, так же как
и во время предварительного следствия,
участвует защитник;

– требования к составляемым в ходе
предварительного расследования
процессуальным документам и др.

1. Срок дознания меньше, чем срок
предварительного следствия. Он составляет
30 суток, а у предварительного следствия
первоначальный срок – 2 месяца.

2. Срок дознания не может быть продлен
более чем на 12 месяцев, пределов же
продления срока предварительного
следствия нет.

3. Срок дознания, осуществляемого органом
дознания, продляет прокурор, а срок
предварительного следствия – руководитель
следственного органа. Имеются отличия
и в основаниях продления такового.

4. Эту форму предварительного расследования
обычно осуществляет дознаватель, статус
которого отличается от правового
положения следователя. Дознавателю
прокурором могут быть даны обязательные
для исполнения письменные указания.
Дознаватель вправе обжаловать любое
указание прокурора, но и в этом случае
обязан немедленно приступить к его
исполнению.

Обжалование дознавателем
письменного указания прокурора ни при
каких обстоятельствах не приостанавливает
его исполнения. Следователю указания
может дать руководитель следственного
органа. Указания прокурора могут быть
адресованы следователю только после
рассмотрения последним обвинительного
заключения (п.
15 ч. 2 ст. 37УПК РФ).

Обжалование
следователем руководителю вышестоящего
следственного органа указания, касающегося
изъятия уголовного дела и передачи его
другому следователю, привлечения лица
в качестве обвиняемого, квалификации
преступления, объема обвинения, избрания
меры пресечения, производства следственных
действий, которые допускаются только
по судебному решению, а также направления
дела в суд или его прекращения,
приостанавливает исполнение указаний
нижестоящего руководителя следственного
органа до момента рассмотрения таковых.

5. При производстве дознания лицо может
быть уведомлено о подозрении в совершении
преступления в порядке, установленном
ст.
223.1УПК РФ, после чего оно становится
подозреваемым.

6. Если при производстве дознания
подозреваемый заключен под стражу, то
предварительное расследование должно
быть закончено (или подозреваемому
предъявлено обвинение) не позднее 10
суток со дня избрания указанной меры
пресечения. При невозможности составить
обвинительный акт в этот срок,
подозреваемому предъявляется обвинение
в общем порядке, после чего производство
дознания продолжается либо данная мера
пресечения отменяется.

Полномочия

В уголовном процессе следователь уполномочен выполнять действия, которые определены российским законодательством. Они заключаются в возбуждении уголовного дела, его предварительном расследовании, а также возобновлении процессуальных действий по вновь открывшимся обстоятельствам дела либо при появлении в нем новых доказательств или фактов.

Независимо от того, к какой структуре органов власти относится следователь, он должен четко следовать букве закона. Для вынесения постановления ему отводится не так много времени. Необходимо в короткие сроки выявить круг виновных лиц, определить процессуальные меры для пресечения ими попыток укрыться от наказания, определить степень вины каждого участника (если их несколько). Поэтому роль следователя в уголовном процессе чрезвычайно важна.

Основное его полномочие – привлечь к ответственности именно виновное лицо, которое действительно совершило противоправное действие. По этой причине расследование любого уголовного материала должно осуществляться не только с позиции обвинения, но и с позиции защиты прав и интересов лиц, которые пострадали от совершенного преступления, а также защиты прав подозреваемого.

На практике довольно сложно определить все полномочия следователя, поскольку они распространяются на разные аспекты УПК. Однозначно то, что их круг может быть гораздо шире.

Процессуальное положение следователя в уголовном процессе определяется ст.5 п.41 УПК Российской Федерации, где значится, что этот сотрудник является должностным лицом, которое правомочно осуществлять мероприятия по предварительному следствию. Однако необходимо помнить о требованиях к соблюдению следователями и дознавателями в уголовном процессе своих обязанностей.

В рамках имеющегося уголовного дела сотрудник данной категории должности выступает как самостоятельное лицо, наделенное определенными функциями и правами, закрепленными на законодательном уровне. Подобная свобода действий не остается без соответствующего контроля. Речь идет не только о непосредственном начальнике, но и о прокуроре, судье.

Данные меры необходимы, чтобы исключить риск предвзятости следователя и для недопущения отклонения им от процессуальных норм.

Орган дознания. Понятие органа дознания.

3) таможни;

Согласно п.
1Положения о Федеральной службе
судебных приставов ФССП – это федеральный
орган исполнительной власти, осуществляющий
функции по обеспечению установленного
порядка деятельности судов, исполнению
судебных актов, актов других органов и
должностных лиц, а также правоприменительные
функции и функции по контролю и надзору
в установленной сфере деятельности
<21>. Данное определение позволяет
нам говорить о том, что сам центральный
аппарат ФССП России в целом наделен
статусом органа дознания.

Территориальных органов Федеральной
службы судебных приставов восемьдесят
три <22>. Это управления (отделы)
Федеральной службы судебных приставов,
действующие на территории субъектов
Российской Федерации. Соответственно,
в каждом субъекте Российской Федерации
есть один орган Федеральной службы
судебных приставов.

Предлагаем ознакомиться:  Защита прав и интересов несовершеннолетних детей: законодательное регулирование вопроса

Хотя некоторые из
них размещены на территории обслуживания
другого органа. Так, к примеру, в Москве
находится три таких органа. Там, помимо
Управления Федеральной службы судебных
приставов по Москве, территориально
расположено Управление Федеральной
службы судебных приставов по Московской
области и центральный аппарат ФССП
России.

Следователь права и обязанности упк

В системе Федеральной службы судебных
приставов имеются также районные,
межрайонные и специализированные
отделы. Между тем в Положениио территориальном органе Федеральной
службы судебных приставов они именуются
не органами Федеральной службы судебных
приставов, а структурными подразделениями
территориального органа ФССП России.

Начальники органов дознания системы
Федеральной службы судебных приставов
сейчас – это директор Федеральной службы
судебных приставов РФ и главные судебные
приставы субъектов Российской Федерации.
Дознавателями, наделенными полной
совокупностью прав и обязанностей,
составляющих уголовно-процессуальный
статус дознавателя (ст.

41УПК РФ) в уголовном процессе (органа
дознания), являются, прежде всего,
работники отделов организации дознания
и административной практики территориальных
органов Федеральной службы судебных
приставов <23>. Руководители таких
отделов в уголовном процессе обладают
правовым положением начальника
подразделения дознания (ст.
40.1УПК РФ).

Всем остальным должностным лицам,
подчиненным по должности названным
сотрудникам Федеральной службы судебных
приставов, отдельные уголовно-процессуальные
полномочия органа дознания могут лишь
делегироваться. Однако их подпись на
основных процессуальных документах и
после этого не приобретет юридического
значения.

Именно поэтому в настоящее время
уголовно-процессуальный статус, прежде
всего, старших судебных приставов, а
также старших судебных приставов
Конституционного Суда РФ, Верховного
Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ
небезупречен. Его наличие вполне может
быть оспорено, а составленные и подписанные
ими документы признаны не имеющими
юридической силы.

Следователь права и обязанности упк

Органы Государственного пожарного
надзора федеральной противопожарной
службы – это соответствующие подразделения
Министерства РФ по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных
бедствий (п.
1Указа Президента РФ “О совершенствовании
государственного управления в области
пожарной безопасности” <24>).

1) структурное подразделение центрального
аппарата Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий, в сферу
ведения которого входят вопросы
организации и осуществления государственного
пожарного надзора;

2) структурные подразделения территориальных
органов Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий –
региональных центров по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных
бедствий, в сферу ведения которых входят
вопросы организации и осуществления
государственного пожарного надзора;

3) структурные подразделения территориальных
органов Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий – органов,
специально уполномоченных решать задачи
гражданской обороны и задачи по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций по субъектам Российской
Федерации, в сферу ведения которых
входят вопросы организации и осуществления
государственного пожарного надзора, и
их территориальные отделы (отделения,
инспекции);

4) структурные подразделения специальных
и воинских подразделений федеральной
противопожарной службы, в сферу ведения
которых входят вопросы организации и
осуществления федерального государственного
пожарного надзора, созданных в целях
организации профилактики и тушения
пожаров в закрытых административно-территориальных
образованиях, особо важных и режимных
организациях (п.
2Положения о федеральном государственном
пожарном надзоре <25>).

Согласно п.
6 ч. 3 ст. 151УПК РФ дознаватели органов
Государственного пожарного надзора
федеральной противопожарной службы
осуществляют дознание по уголовным
делам о преступлениях, предусмотренныхст.
168,ч.
1 ст. 219,ч.
ч. 1и2
ст. 261УК РФ.

Понятие “командиры воинских частей,
соединений, начальники военных учреждений
или гарнизонов” подлежит расширительному
толкованию. К таковым также относятся
командиры кораблей, начальники
военно-учебных заведений, предприятий
и организаций.

Подведомственность указанных должностных
лиц ограничена содержащими признаки
преступления происшествиями, совершенными
подчиненными им военнослужащими,
гражданами, проходящими военные сборы,
а также лицами гражданского персонала
Вооруженных Сил Российской Федерации,
других войск, воинских формирований и
органов в связи с исполнением ими своих
служебных обязанностей или в расположении
части, соединения, учреждения, гарнизона
и т.п.

Исходя из положений ст.
24Устава гарнизонной и караульной
служб Вооруженных Сил РФ, содержащие
признаки объективной стороны состава
преступления происшествия, имевшие
место на территории гарнизона, но
совершенные военнослужащими, не
проходящими службу в частях гарнизона,
подведомственны начальникам гарнизона,
где имело место искомое деяние, как
органам дознания.

Дознавателями органов Федеральной
службы судебных приставов производится
дознание в полном объеме по уголовным
делам о злостном уклонении от уплаты
средств на содержание детей или
нетрудоспособных родителей (ст.
157УК РФ); злостном уклонении от
погашения кредиторской задолженности
(ст.
177УК РФ);

вмешательстве в какой бы то
ни было форме в деятельность суда в
целях воспрепятствования осуществлению
правосудия (ч.
1 ст. 294УК РФ), неуважении к суду (ст.
297УК РФ), разглашении сведений о мерах
безопасности, применяемых в отношении
судьи, присяжного заседателя или иного
лица, участвующего в отправлении
правосудия, судебного пристава, судебного
исполнителя, потерпевшего, свидетеля,
других участников уголовного процесса,
а равно в отношении их близких, если это
деяние совершено лицом, которому эти
сведения были доверены или стали известны
в связи с его служебной деятельностью
(ч.
1 ст.

Возбуждать уголовные дела в порядке,
установленном ст.
146УПК РФ, и производить неотложные
следственные действия капитаны морских
и речных судов, находящиеся в дальнем
плавании, вправе только по уголовным
делам о преступлениях, совершенных на
данных судах; руководители геологоразведочных
партий и зимовок, начальники российских
антарктических станций и сезонных
полевых баз, удаленных от мест расположения
органов дознания – учреждений, а также
воинских частей, соединений, военных
учреждений и гарнизонов – по уголовным
делам о преступлениях, совершенных по
месту нахождения данных партий, зимовок,
станций, сезонных полевых баз;

– принимать, рассматривать и разрешать
все подведомственные ему заявления
(сообщения) о преступлении;

Следователь права и обязанности упк

– выдавать заявителю документ о принятии
сообщения о преступлении, с указанием
данных о лице, его принявшем, а также
даты и времени его принятия;

– регистрировать заявления (сообщения)
о преступлении;

Виды функций, выполняемых следователем

Согласно статье 15 УПК РФ, следователь выполняет функции защиты, обвинения и разрешения уголовного дела. Теоретически их исполняют разные участники процесса. В ходе доказывания положение следователя в уголовном процессе обязывает его также определить обстоятельства, указывающие на смягчение наказания, исключающие наказуемость и преступность деяния обвиняемого. Основываясь на своем личном опыте и внутренних убеждениях, следователь должен руководствоваться не только совестью, но и действующим законом.

Вышеописанные функции призваны обеспечить правовое движение и рассмотрение уголовного дела. В процессе защиты устанавливается факт невиновности или возможность смягчения вины обвиняемого. Это необходимо, чтобы к ответственности были привлечены только виновные лица. Функция обвинения заключается в предъявлении обоснованных и доказанных фактов, которые прямо указывают на причастность обвиняемого к совершенному преступлению. Если говорить о разрешении уголовного дела, то тут речь идет не о правосудии, а лишь о возможности прекратить следственные действия.

Стоит отдельно рассмотреть данную функцию, так как ее значение и вес в рамках уголовного расследования на данный момент значительно возросли и окрепли. Следователь как участник уголовного процесса должен помнить о том, что он руководствуется не только правом выдвигать обвинение, но и необходимостью определить, является ли обвиняемый причастным к рассматриваемому преступлению.

Статьи российской Конституции содержат нормы, указывающие на то, что обвиняемый имеет право на защиту своих интересов. Полномочия следователя обязывают его всесторонне изучить материалы дела и определить степень вины обвиняемого, выяснить наличие обстоятельств, которые можно квалифицировать как смягчающие или отягчающие.

Бывают случаи, когда люди сознательно берут на себя вину за преступление, которого не совершали. Мотивы таких действий могут быть разные – обещанное настоящим преступником вознаграждение, угрозы, желание избавить от наказания какое-либо лицо (например, мать старается спасти от тюрьмы сына). Задача следователя состоит не в том, чтобы предавать суду оговаривающего себя человека, а выявить факты, разоблачающие настоящего виновника.

Часто такому сотруднику, исследуя обстоятельства дела, приходится выполнять роль и следователя, и дознавателя. В уголовном процессе большая часть их функций похожа. Они вместе участвуют в процессе выявления обстоятельств совершенного преступления. Разница заключается в том, что дознаватель не участвует в процессе привлечения к ответственности подозреваемого и не выносит обвинительное заключение по окончании расследования.

Основная функция следователя в уголовном процессе – собрать все доказательства, которые могли бы указать на виновность субъекта. Существует определенный порядок, который регламентирует сбор и фиксацию полученной информации. Если этого не сделать, то доказательства, не закрепленные либо оформленные с нарушением процессуальных норм, не смогут быть приняты ко вниманию в судебном процессе.

Следователь не должен скрывать обстоятельства дела, которые указывают на невиновность подозреваемого или обвиняемого лица. При открытии обстоятельств, указывающих на невиновность подозреваемого, он должен предпринять все меры по прекращению уголовного преследования в отношении данного гражданина или группы лиц.

В процессе выполнения доказательной функции следователю необходимо определить:

  • События совершенного преступления (например, выяснить способ, место и время).
  • Определить виновное лицо, его личность, мотивы и форму вины.
  • Уточнить обстоятельства, указывающие на возможность смягчения вины или факты, которые ее исключают.
  • Выяснить, имеются ли отягчающие обстоятельства.

Фактически следователь, как и дознаватель, в течение всего процесса расследования уголовного дела активно участвует в собирании доказательств. Для этого он может привлекать экспертов с целью получения независимых и квалифицированных заключений. Также к сбору доказательств относится допрос свидетелей, потерпевшего, обвиняемого, поиск улик.

Обвинение и разрешение уголовного дела

2) давать показания (объяснения), делать
заявления, заявлять ходатайства,
приносить жалобы, знакомиться с
материалами уголовного дела, выступать
в суде на родном языке или языке, которым
он владеет (ч.
2 ст. 18,п.
6 ч. 2 ст. 42УПК РФ);

Предлагаем ознакомиться:  Как из пожизненного наследуемого владения перевести в собственность

3) пользоваться помощью переводчика
бесплатно (п.
7 ч. 2 ст. 42УПК РФ);

4) представлять письменные документы и
(или) предметы для приобщения их к
уголовному делу в качестве доказательств
(п.
4 ч. 2 ст. 42,ч.
2 ст. 86УПК РФ);

Следователь права и обязанности упк

5) заявлять ходатайства (п.
5 ч. 2 ст. 42УПК РФ);

6) заявлять отводы (п.
5 ч. 2 ст. 42УПК РФ);

7) не подвергаться унижению чести,
человеческого достоинства и (или)
опасности для жизни, а также здоровья
(ч.
1 ст. 9УПК РФ);

8) не подвергаться насилию, пыткам,
другому жестокому или унижающему
человеческое достоинство обращению
(ч.
2 ст. 9УПК РФ);

9) приносить жалобы на действия
(бездействие, решения) следователя
(дознавателя и др.), прокурора, суда
(судьи) (п.
18 ч. 2 ст. 42УПК РФ).

1) знать цель и порядок производства
следственного действия, в котором он
участвует;

2) быть уведомленным о применении при
производстве следственного действия
технических средств (ч.
5 ст. 166УПК РФ);

3) с разрешения следователя (дознавателя
и др.) задавать вопросы участнику
следственного действия, в котором он
принимает участие;

4) знакомиться с протоколом следственного
действия, произведенного с его участием
(п.
10 ч. 2 ст. 42УПК РФ);

5) подавать замечания на протокол
произведенного с его участием следственного
действия (п.
10 ч. 2 ст. 42УПК РФ);

6) требовать дополнения протокола
следственного действия, произведенного
с его участием (ст.
166УПК РФ);

https://www.youtube.com/watch?v=DSffGdR42pA

7) требовать внесения уточнений в протокол
произведенного с его участием следственного
действия (ст.
166УПК РФ);

8) удостоверять правильность записи
показаний и всего содержания протокола
следственного действия, в котором он
принимал участие;

9) отказаться подписать протокол
следственного действия (ч.
1 ст. 167УПК РФ);

10) дать объяснение причин отказа подписать
протокол следственного действия, которое
заносится в данный протокол (ч.
2 ст. 167УПК РФ).

1) явиться на допрос с адвокатом в
соответствии с ч.
5 ст. 189УПК РФ (ч.
1 ст. 78УПК РФ);

2) отказаться свидетельствовать против
самого себя, своего супруга (своей
супруги) и других близких родственников,
круг которых определен п.
4 ст. 5УПК РФ. При согласии потерпевшего
дать показания он должен быть предупрежден
о том, что его показания могут быть
использованы в качестве доказательств
в уголовном процессе, в том числе и в
случае его последующего отказа от этих
показаний;

3) пользоваться письменными заметками
(документами, записями), которые имеются
у него и (или) его представителей (законных
представителей) (ч.
1 ст. 279УПК РФ);

4) читать документы, относящиеся к его
показаниям (ч.
2 ст. 279УПК РФ);

5) изготовлять в ходе допроса схемы,
чертежи, рисунки, диаграммы, которые
приобщаются к протоколу (ч.
5 ст. 190УПК РФ);

6) отдыхать один час после допроса
продолжительностью четыре часа (ч.
2 ст. 187УПК РФ);

7) не подвергаться допросу в течение дня
общей продолжительностью более 8 часов
(ч.
3 ст. 187УПК РФ);

8) подписать каждую страницу протокола
допроса (очной ставки).

2) иметь представителя, а в ряде случаев
и законного представителя (п.
8 ч. 2 ст. 42УПК РФ);

3) знакомиться с постановлением о
назначении судебной экспертизы, заявлять
отвод эксперту или ходатайствовать о
производстве судебной экспертизы в
другом экспертном учреждении (ст.
198УПК РФ);

4) знакомиться с заключением эксперта,
когда в отношении него производилась
судебная экспертиза или же судебная
экспертиза произведена по его ходатайству
(ч.
2 ст. 198,ч.
2 ст. 206УПК РФ);

5) ходатайствовать о применении мер
безопасности в соответствии с ч.
3 ст. 11УПК РФ (п.
21 ч. 2 ст. 42УПК РФ);

6) получать копии постановлений о
возбуждении уголовного дела, признании
его потерпевшим, о прекращении уголовного
дела, приостановлении производства по
уголовному делу, а также копии решений
судов первой, апелляционной, кассационной,
а также надзорной инстанций (п.
13 ч. 2 ст. 42УПК РФ);

7) выступать в судебных прениях сторон
(п.
15 ч. 2 ст. 42УПК РФ);

8) поддерживать обвинение (п.
16 ч. 2 ст. 42УПК РФ);

Следователь права и обязанности упк

9) на возмещение имущественного вреда,
причиненного преступлением, а также
расходов, понесенных в связи с его
участием в ходе предварительного
расследования и в суде, включая расходы
на представителя (ч.
3 ст. 42УПК РФ);

10) для поддержания своих имущественных
требований заявить по делу гражданский
иск и пользоваться правами гражданского
истца, в том числе выступая в качестве
такового в судебных прениях сторон
<40>;

11) примириться с подозреваемым (обвиняемым)
в порядке и при соблюдении условий,
которые предусмотрены ст.
25УПК РФ;

12) реализовывать иные, предоставленные
законодательством потерпевшему
возможности.

1) явиться по вызову лица или органа, в
производстве которого находится
возбужденное уголовное дело или же
которому поручено проведение
процессуального действия с участием
потерпевшего;

2) заранее уведомить следователя
(дознавателя и др.), суд (судью) о причинах
неявки;

3) не давать заведомо ложные показания;

4) не отказываться от дачи показаний;

Следователь права и обязанности упк

5) если ему уже исполнилось шестнадцать
лет, нести ответственность за отказ от
дачи показаний, когда показания не
касаются его самого или его близких
родственников, а равно за дачу заведомо
ложных показаний;

6) не разглашать данные предварительного
расследования, если он был об этом
заранее предупрежден в порядке,
установленном ст.
161УПК РФ;

7) предъявлять по требованию суда
используемые им во время дачи показаний
письменные заметки и (или) документы
(ст.
279УПК РФ);

– об освидетельствовании (ч.
2 ст. 179УПК РФ);

– о назначении в отношении него судебной
экспертизы, если необходимо установить:
характер и степень вреда, причиненного
здоровью; психическое и (или) физическое
состояние потерпевшего, когда возникает
сомнение в его способности правильно
воспринимать обстоятельства, имеющие
значение для уголовного дела, и давать
показания;

– о получении образцов для сравнительного
исследования (ч.
3 ст. 202УПК РФ);

9) в случае обращения к нему с соответствующим
требованием дать обязательство о явке
и соблюдать обусловленные таковым
требования (ст.
112УПК РФ);

10) соблюдать порядок в судебном заседании;

11) подчиняться распоряжениям
председательствующего (ст.
258УПК РФ);

12) поддерживать обвинение по делам
частного обвинения (ч.
3 ст. 246УПК РФ);

13) соблюдать все иные требования
уголовно-процессуального закона,
касающиеся правового положения
потерпевшего.

1) быть уведомленным о применении при
производстве следственного действия
технических средств (ч.
5 ст. 166УПК РФ);

2) знакомиться с протоколами следственных
действий, произведенных с его участием
(п.
9 ч. 4 ст. 44УПК РФ);

3) требовать дополнения протоколов
следственных действий, произведенных
с его участием (ст.
166УПК РФ);

4) требовать внесения в протокол такого
следственного действия уточнений (ст.
166УПК РФ);

5) удостоверять правильность записи
показаний и всего содержания протокола
следственного действия, в котором он
принимал участие.

1) явиться на допрос с адвокатом в
соответствии с ч.
5 ст. 189УПК РФ;

2) отказаться свидетельствовать против
самого себя, своего супруга (своей
супруги) и кого-либо из других близких
родственников, круг которых определен
п.
4 ст. 5УПК РФ. При согласии гражданского
истца дать показания он должен быть
предупрежден о том, что его показания
могут быть использованы в качестве
доказательств по уголовному делу, в том
числе и в случае его последующего отказа
от этих показаний (п.
7 ч. 4 ст. 44УПК РФ);

3) пользоваться письменными заметками
(ч.
1 ст. 279УПК РФ);

5) подписать каждую страницу протокола
допроса (очной ставки).

1) Осуществлять уголовное преследование
(п.
п. 47и55
ст. 5УПК РФ);

2) собирать письменные документы и (или)
предметы для приобщения их к уголовному
делу в качестве доказательств (ч.
2 ст. 86УПК РФ);

3) участвовать с разрешения следователя
(дознавателя и др.) в следственных
действиях, производимых по его ходатайству
и (или) ходатайству его представителя
(законного представителя) (п.
10 ч. 4 ст. 44УПК РФ);

4) участвовать в предварительном слушании
(ст.
234УПК РФ);

5) получить извещение о месте, дате и
времени судебного заседания не менее
чем за пять суток до его начала (ч.
4 ст. 231УПК РФ);

6) участвовать в судебном разбирательстве
уголовного дела в суде первой инстанции
(п.
14 ч. 4 ст. 44УПК РФ);

7) принимать участие в исследовании
доказательств во время судебного
следствия;

8) представить суду в письменном виде
предлагаемую им формулировку решения
по вопросам, указанным в п.
п. 1-6
ч. 1 ст. 299УПК РФ (ч.
7 ст. 292УПК РФ);

9) знакомиться с протоколом судебного
заседания, а также подавать на него
замечания (п.
16 ч. 4 ст. 44УПК РФ);

10) обжаловать приговор, определение,
постановление суда в части, касающейся
гражданского иска (п.
18 ч. 4 ст. 44УПК РФ);

11) знать о принесенных по уголовному
делу жалобах (представлениях), а также
подавать на них возражения (п.
19 ч. 4 ст. 44УПК РФ);

12) требовать получения и получать копии
принесенных по делу апелляционных жалоб
(представлений), когда таковые затрагивают
его законные интересы в части, касающейся
гражданского иска, а также возражений
на них (ст.
389.7УПК РФ);

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector