Резерв отпусков способы начисления в учетной политике

Резерв под сомнительную дебиторскую задолженность обязателен!

Отказ в учетной политике от создания резерва по сомнительной дебиторской задолженности не соответствует нормам бухгалтерского законодательства.

Это утверждение верно, начиная с бухгалтерской отчетности за 2011 год все организации (включая малые предприятия) обязаны создавать резерв на величину сомнительной дебиторской задолженности. Это следует из пункта 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее – Положение № 34н).

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytpolicyandsafetyru

Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Резервированию подлежит любая сомнительная задолженность, а не только возникшая при реализации товаров (работ, услуг), например, выданные займы и авансы, которые отвечают критериям сомнительных долгов.

Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

Величина данного резерва является оценочным значением (п. 3 ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений»). В основу создания и корректировки резерва должна быть положена экспертная оценка, лиц, контактирующих с контрагентами по вопросам платежей.

Резерв отпусков способы начисления в учетной политике

Каких-то конкретных рекомендаций по порядку формирования резерва, а также его величине в нормативных актах по бухучету вы не найдете. Методика должна быть разработана бухгалтером самостоятельно и закреплена в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Сумму резерва отражают по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет «Прочие расходы») и кредиту счета 63 «Резерв по сомнительным долгам». При формировании резерва сумма долга учитывается с НДС.

При списании безнадежных долгов, ранее признанных организацией сомнительными, делается запись по дебету счета 63 в корреспонденции с соответствующими счетами учета расчетов с дебиторами 60 (62, 76, 66, 67 и пр.).

Суммы по оплате предстоящих отпускных формирует оценочное обязательство

Порядок формирования резерва на оплату отпусков (методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики (п. 302.1 Инструкции № 157н).

Для расчета «отпускного» резерва можно использовать рекомендации Минфина, приведенные в Письме от 20.05.2015 № 02-07-07/28998 (далее – Письмо № 02-07-07/28998). В нем предлагается оценочное обязательство в виде резерва расходов на оплату отпусков за фактически отработанное время определять на последний день расчетного периода (месяца, квартала, года) исходя из представленных кадровой службой сведений о количестве дней неиспользованного отпуска по всем сотрудникам на указанную дату.

При этом формировать резерв следует отдельно по обязательствам:

  • на оплату отпусков работникам за фактически отработанное ими время;

  • на уплату начисленных с отпускных сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование, обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В письме также приведены следующие методики определения резерва на оплату отпусков и страховых взносов.

Методика 1.

Резерв отп. = К x ЗП;

К – количество не использованных сотрудником дней отпуска за период с начала работы на дату расчета (конец каждого месяца, квартала, года);

ЗП – среднедневной заработок сотрудника, исчисленный по правилам расчета среднего заработка для оплаты отпусков на дату вычисления резерва;

С – ставка страховых взносов (здесь и далее).

Методика 2.

Резерв отп. = К x ЗПср;

К – общее количество не использованных всеми сотрудниками дней отпуска за период с начала работы на дату расчета (конец каждого месяца, квартала, года);

Предлагаем ознакомиться:  Бабушка в декретный отпуск вместо мамы

ЗПср – средняя заработная плата по всем сотрудникам учреждения в целом.

Методика 3.

Резерв отп. = К1 x ЗПср1 К2 x ЗПср2 К3 x ЗПср3;

К1, К2, К3 – количество всех дней неиспользованного отпуска каждой категории сотрудников (группы персонала);

ЗПср1, ЗПср2, ЗПср3 – средняя зарплата, рассчитанная по каждой категории сотрудников (группе персонала).

Согласно п. 302.1 Инструкции № 157н информация о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, не определенным по величине и (или) времени исполнения, в частности по выплате отпускных сотрудникам за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование, отражается на счете 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов».

В целях отражения указанных обязательств на счетах санкционирования расходов применяется счет 0 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)» (п. 308, 309 Инструкции № 157н).

Казенные учреждения

Бюджетные и автономные учреждения

Сформирован резерв на оплату отпусков

1 401 20 211 (213)
1 109 60 211 (213)

1 401 60 211 (213)

0 401 20 211 (213)
0 109 60 211 (213)

0 401 60 211 (213)

Отражены отложенные обязательства в сумме сформированного резерва*

1 501 93 211 (213)

1 502 99 211 (213)

0 506 90 211 (213)

0 502 99 211 (213)

* Уточнение ранее сформированного резерва отражается на дату его расчета дополнительной бухгалтерской записью (увеличение ранее сформированного резерва) или записью, оформленной по способу «красное сторно» (уменьшение ранее сформированного резерва) (Письмо № 02-07-07/28998).

Расходы по оплате отпуска признаются в учете за счет суммы созданного резерва, то есть резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых он изначально создавался (п. 302.1 Инструкции № 157н).

Казенные учреждения

Бюджетные и автономные учреждения

Начислена оплата отпуска за счет резерва…

по выплатам работникам

1 401 60 211

1 302 11 737

0 401 60 211

0 302 11 737

по страховым взносам

1 401 60 213

1 303 хх 731

0 401 60 213

0 303 хх 731

Принято обязательство на текущий год по оплате отпусков за счет отложенных обязательств…

по выплатам работникам

1 502 99 211

1 502 11 211

0 502 99 211

0 502 11 211

1 501 13 211

1 501 93 211

0 506 10 211*

0 506 90 211*

по страховым взносам

1 502 99 213

1 502 11 213

0 502 99 213

0 502 11 213

1 501 13 213

1 501 93 213

0 506 10 213*

0 506 90 213*

Уменьшены ранее принятые обязательства текущего года на сумму принятых обязательств за счет отложенных обязательств на оплату отпуска (способом «красное сторно»)**…

по выплатам работникам

1 501 13 211

1 502 11 211

0 506 10 211

0 502 11 211

по страховым взносам

1 501 13 213

1 502 11 312

0 506 10 213

0 502 11 213

* Данные корреспонденции счетов приведены по аналогии с записями, предусмотренными абз. 8 п. 134 Инструкции № 162н, с применением счета 0 506 10 000 «Право на принятие обязательств на текущий финансовый год». Предлагаем закрепить их в учетной политике учреждения.

Резерв отпусков способы начисления в учетной политике

** В начале года казенные учреждения принимают обязательства по заработной плате и начислениям на заработную плату в объеме утвержденных годовых ЛБО, а бюджетные и автономные учреждения – в объеме плановых назначений (Письмо Минфина РФ от 21.01.2013 № 02-06-07/155). Поэтому при принятии обязательств по оплате отпуска за счет резерва на эту сумму необходимо уменьшить ранее принятые обязательства (Письмо № 02-07-07/28998, п. 1.2.3 приложения к Письму Минфина РФ № 02-07-07/21798, Федерального казначейства № 07-04-05/02-308 от 07.04.2017).

Предлагаем ознакомиться:  Отпуск без сохранения зарплаты работающим пенсионерам

Казенные учреждения

Бюджетные и автономные учреждения

Начислена оплата отпуска…

по выплатам работникам

1 401 20 211
1 109 60 211

1 302 11 737

0 401 20 211
0 109 60 211

0 302 11 737

по страховым взносам

1 401 20 213
1 109 60 213

1 303 хх 731

0 401 20 213
0 109 60 213

0 303 хх 731

Принято обязательство на текущий год по оплате отпусков…

по выплатам работникам

1 501 13 211

1 502 11 211

0 506 10 211

0 502 11 211

по страховым взносам

1 501 13 213

1 502 11 213

0 506 10 213

0 502 11 213

Способы определения величины «отпускного» резерва

ПБУ 8/2010 ввело в российский бухучет такое понятие, как оценочное обязательство. Это обязательство организации с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения, которое признается в бухучете при одновременном соблюдении таких условий:

  • у организации существует обязанность, явившаяся следствием прошлых событий ее хозяйственной жизни, исполнения которой организация не может избежать. Например, в случае с отпускными организация согласно нормам трудового права обязана предоставить работникам заработанные ими дни отпуска;

  • вероятно, уменьшение экономических выгод организации, необходимое для исполнения оценочного обязательства. Например, выплата денежных сумм уходящим в отпуск работникам является оттоком денежных средств организации;

  • величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена. Так, количество причитающихся работникам дней отпуска и соответствующую этим дням сумму расходов легко подсчитать.

Исходя из указанной нормы, обязательства организации в связи с возникновением у работников права на оплачиваемые отпуска признаются оценочными и должны быть отражены в бухучете на отчетную дату.

Специального порядка для расчета величины обязательства под отпускные ПБУ 8/2010 не предлагает. В пункте 15 сказано лишь, что величина оценочного обязательства должна отражать наиболее достоверную денежную оценку расходов, необходимых для расчетов по этому обязательству (Письмо Минфина России от 19.02.

2016 N 07-01-09/9317). То есть, если сотрудники в отчетном периоде уходят в отпуск, работодатель должен иметь необходимые денежные средства на выплату полагающихся им сумм с учетом страховых взносов. Величина оценочного обязательства определяется организацией на основе имеющихся фактов ее хозяйственной жизни, опыта в отношении исполнения аналогичных обязательств, а также, при необходимости, мнений экспертов.

Организация должна обеспечить документальное подтверждение обоснованности такой оценки и закрепить порядок расчета суммы обязательства в учетной политике для целей бухучета.

Оценочное обязательство отражается по дебету счетов учета затрат в зависимости от трудовых функций работников и особенностей выполняемой ими работы (20, 23, 25, 26, 28, 44) и кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов». Использование средств резерва при начислении отпускных и страховых взносов отражается по дебету счета 96 и кредиту счетов 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

С отчетности за 2011 год, организации лишены права самостоятельно принимать решение о создании резерва на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание проданной продукции (выполненных работ) в бухгалтерском учете. Соответствующие изменения были внесены в Положение № 34н приказом Минфина России от 24.12.2010 № 186н.

К примеру, выдавая гарантию на реализованные в отчетном периоде заказчику результаты выполненных строительно-монтажных работ, подрядчик возлагает на себя обязанность по устранению недостатков, выявленных в течение срока действия гарантии. То есть появляется вероятность, что в будущем (в течение срока действия гарантии) будут уменьшены экономические выгоды организации на сумму затрат по устранению дефектов.

Предлагаем ознакомиться:  Увольнение по сокращению штатов 2020: выплаты и компенсации

Поэтому в силу пунктов 5, 15 ПБУ 8/2010 подрядной организации необходимо отразить в учете и отчетности оценочное обязательство в размере предполагаемых расходов на устранение недостатков. Если этого не сделать, пользователи отчетности будут дезинформированы о возможных убытках организации и, как и аудиторы, будут вправе говорить о недостоверности бухгалтерской отчетности.

Поэтому в учетной политике необходимо закрепить конкретный порядок определения суммы гарантийного обязательства. Если своей методики расчета гарантийных обязательств у организации нет, то можно воспользоваться примером № 3 определения величины оценочного обязательства по выданным гарантиям, приведенном в Приложении № 2 к ПБУ 8/2010 или применить нормы налогового законодательства по созданию резерва по гарантийным обязательствам, прописанными в ст. 267 НК РФ.

Методика 3.

Резерв под снижение стоимости ТМЦ обязателен

Организации должны создавать в бухучете резерв под снижение стоимости (обесценение) материальных ценностей (МПЗ), если возможная цена продажи МПЗ (сырья, материалов, товаров) стала меньше их балансовой стоимости (п. 20 Методических указаний по учету МПЗ, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 N 119н).

Это бывает, например, если МПЗ морально устарели или потеряли свои первоначальные качества. Резерв под снижение стоимости материальных ценностей образуется за счет финансовых результатов организации на величину разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью материально-производственных запасов, если последняя выше текущей рыночной стоимости. Величина резерва признается оценочным значением (п. п. 2, 3 ПБУ 21/2008).

Выбранный организацией порядок определения и документального подтверждения рыночной стоимости МПЗ, а также периодичность пересмотра суммы созданного резерва закрепляется в ее бухгалтерской учетной политике.

Резерв отпусков способы начисления в учетной политике

Напомним, согласно п. 2 ПБУ 5/01 к МПЗ относятся активы, используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также активы, предназначенные для продажи или используемые для управленческих нужд. Так, товары и готовая продукция — являются частью МПЗ.

На обесценение необходимо проверять все МПЗ, в том числе отраженные по дебету счетов 10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция». Это надо делать как минимум раз в год — перед составлением годовой отчетности (п. 25 ПБУ 5/01 2Учет материально-производственных запасов»). Однако, если рыночная стоимость готовой продукции не снизилась, то сырье, из которого она производится, проверять на обесценение не нужно.

Резерв отражается по дебету счета 91 и кредиту счета 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей.

В бухгалтерском балансе обесцененные МПЗ отражаются по строке 1210 «Запасы» уже за минусом резерва (п. п. 25, 35 ПБУ 4/99).

В налоговом учете резерв под обесценение материальных ценностей не создается.

Таким образом, правильное отражение сумм оценочных значений и обязательств в бухучете потребует не только осмысления всех событий хозяйственной деятельности организации и владения исчерпывающей информацией о них, но и дополнительных трудозатрат. Однако игнорирование бухгалтером положений о создании резервов не позволит пользователям бухгалтерской отчетности сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и об изменениях в ее финансовом положении.

Аудиторы компании «Правовест Аудит» в своей статье уже давали рекомендации по актуализации учетной политики организации на 2016 год.

Около 80 % бухгалтеров, как показывает наша практика, еще не актуализировали в полной мере свои учетные политики в 2016 году. В связи с этим актуально предложение по анализу учетной политики (бесплатно) с выдачей рекомендаций по приведению всех ее положений в соответствие с требованиями законодательства.

Остались вопросы{q}

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytadvertiseru

Получите ответы и рекомендации от аудиторов компании «Правовест Аудит»!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector