Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)

Расцвет цивилизации — моногамный брак в современном понимании. Счастливая семья – это моногамные отношения

Политическая сфера

Одна
из важнейших сфер социального пространства
– политика. Она оказывает огромное
влияние на все сферы жизни общества.
Поэтому можно не интересоваться
политикой, не читать газет и не ходить
на выборы, но это не выводит человека
за пределы политического пространства.
Оно имеет признаки силового поля,
оказывающего мощное влияние на всех,
оказавшихся в его пределах.

Политика
– это сфера отношений между большими
социальными общностями по поводу
завоевания и использования государственной
власти. Это явление определяется, с
одной стороны, через социальные группы,
а с другой – через государство.
Политическое поле организовано
иерархически. Политическое
неравенство
– это различие возможностей социальных
групп и слоев использовать государство
в своих целях. При этом речь идет о
возможностях не индивидов, а их социальных
позиций, с которых выход на политические
ресурсы либо открыт, либо заблокирован.

1. Система образования как социальный институт

В
гражданской цивилизации государство
является инструментом, конструируемым
обществом для защиты своих интересов,
среди которых основным является интерес
в поддержании социального порядка.
Общество неоднородно, оно состоит из
множества социальных общностей и слоев,
имеющих, во-первых, разные интересы,
во-вторых, разные ресурсы для защиты
своих интересов посредством использования
государственной машины.

В
силу этого государство – это машина,
являющая предметом конкурентной борьбы.
Чем сильнее группа, тем больше ее
возможности использовать государство
в своих целях, чем слабее – тем ограниченнее
эти возможности. Это неравное влияние
на государство может быть как
формализованным через разного рода
фильтры (например, имущественный ценз,
избирательные законы), так и
неформализованным.

В истории довольно
четко прослеживается тенденция
свертывания масштабов формализованных
фильтров15[15]
и перехода к неформализованным типам
господства16[16].
Поскольку ресурсы общества могут
распределяться с разной степенью
непропорциональности, то государства
различаются структурой субъектов,
определяющих характер и формы его
использования.

История знает государства,
являющиеся инструментом одной группы17[17],
и государства, опирающиеся на волю
разных групп, что придает им компромиссный
характер18[18].
Но и самые демократические государства
характеризуются неравным доступом
разных групп к государственной власти
и исключением некоторых из них из
политического процесса.

В
целом в истории человечества четко
прослеживается тенденция эволюции
государства одной социальной группы в
государство, в той или иной мере
учитывающее интересы целого ряда
социальных общностей. В политической
сфере это проявляется в более равномерном
распределении политического контроля
в результате перехода от абсолютных
монархий, диктаторских режимов к
демократическим режимам, основывающимся
на всеобщем избирательном праве,
политическом плюрализме и политических
свободах.

Однако и в самом демократическом
государстве существует ярко выраженная
политическая стратификация: власть
распределяется очень неравномерно.
Одни группы имеют возможность оказывать
повседневное влияние на государственную
власть, добиваясь учета своих интересов
(политическая элита, финансовая олигархия
и т.д.

Расширение
социальной базы государства все более
превращает его в аппарат, стремящийся
примирить разные интересы противоборствующих
социальных общностей или обеспечить
господство одной из них19[19].
Это в свою очередь придает ему относительную
самостоятельность по отношению ко всем
социальным субъектам, позволяет
балансировать между ними, стоять над
ними20[20].

Расцвет цивилизации — моногамный брак в современном понимании. Счастливая семья – это моногамные отношения

Социальное
пространство любого общества рассекается
разными типами структур: классовой,
гендерной, этнической, территориальной,
профессиональной и т.д. Соответственно,
государство находится в зоне действия
самых разных силовых социальных полей.
Часто ключевую роль среди них занимает
классовое поле, структура власти которого
отражается и в государственной машине.

Однако не везде и не всегда соотношение
классовых сил определяет характер и
направленность использования
государственного аппарата. Нередко он
оказывается в зоне влияния и иных силовых
полей. Классический марксизм явно
переоценивал роль классовой структуры
в формировании государства и его
политики.

Распределение
государственной власти является
следствием распределения иных ресурсов
общества. Но в то же время государственная
машина используется для поддержания
существующего механизма распределения
общественных ресурсов или для его
изменения в пользу группы, оказавшейся
близко к государственному рулю. Возникает
замкнутый круг: капитал порождает
государственную власть, а последняя
порождает капитал.

Государство
приводится в действие людьми, которые
следуют его нормам. Особую роль играет
чиновничество. Государство, как и любая
иная машина, само по себе молчаливо, его
интересы формулируются и озвучиваются
политиками, чиновниками. Эти люди
осознают свои потребности и интересы
как часть потребностей и интересов
государственной машины.

В результате
интересы государства имеют тенденцию
к приобретению самодовлеющего характера:
машина по обслуживанию интересов
определенных социальных групп превращается
в самоцель. Чиновничество как особая
социальная группа стремится быть не
«слугой народа», а его хозяином и вместе
с другими социальными общностями
конкурирует в борьбе за право использовать
государственную машину в своих
интересах21[21].
Это проявление бюрократизации, имеющее
место во всех государствах, но особенно
впечатляющие масштабы приобретшее в
обществах советского типа.

Государство
– это не только аппарат по конструированию
социальной структуры общества, оно само
является иерархически упорядоченным
социальным полем. Здесь разные этажи
(слои) различаются объемом имеющейся у
них государственной власти. В этакратической
цивилизации это поле покрывает все
социальное пространство данного
общества, превращая его в слепок с
государственной пирамиды.

3.1. Авторитаризм

Авторитаризм
– это режим
поддержания политической иерархии, в
основе которого лежит концентрация
государственной власти в узком круге
должностных позиций, фактически не
контролируемых обществом. Этот режим
является одним из древнейших. К идеальному
типу авторитарного режима приближались
деспотии Древнего Востока, российское
самодержавие, многие современные
государства.

Характерная
черта авторитарного режима – отделение
государственной власти от общества.
Правительство живет своей жизнью, а
народ – своей. Политическая иерархия
опирается не на поддержку народа, а на
его пассивность. Здесь имеет место
исторический компромисс: народ
безмолвствует и позволяет правителям
править, а последние закрывают глаза
на «мелкие шалости» народа.

Именно так
жил Советский Союз в 1950-80-ее годы. Аппарат
Коммунистической партии правил, опираясь
на отсутствие попыток граждан вмешиваться
в его дела, но позволяя в обмен за это
«простым людям» понемногу воровать с
государственных предприятий, получать
зарплату за имитацию работы, рассказывать
в курилках и на кухнях анекдоты про
вождей. Аналогичным образом живет и
постсоветская Россия.

3.2. Тоталитаризм

Расцвет цивилизации — моногамный брак в современном понимании. Счастливая семья – это моногамные отношения

Тоталитаризм
– это авторитаризм, контролирующий всю
общественную жизнь. Он становится
возможным лишь в индустриальном обществе,
когда появляются массовые газеты,
журналы, радио, система образования,
охватывающая большую часть населения.
Ближе всего к идеальному типу тоталитарного
режима политическая система нацистской
Германии (1933 – 1945), сталинского СССР
(1930-е – начало 1950-х гг.

), маоистского
Китая (1949 – 1970-е гг.). Правда, надо иметь
в виду, что ни одно реальное общество в
полном объеме не было тоталитарным, так
как государство нигде не было в состоянии
реализовать все свои претензии. О выше
упомянутых обществах можно сказать,
что они были преимущественно тоталитарными.

К.
Фридрих и З. Бжезинский выделили 6
характерных признаков тоталитарного
режима (Friedrich
& Brzezinski
1965):

  1. 1.        
    Всеохватывающая
    идеология.
    Эта
    идеология дает полное и детальное
    описание всех основных сторон человеческой
    жизни. Все граждане принуждаются к ее
    признанию и изучению в школах, вузах в
    сети политического просвещения на
    предприятиях. Тот, кто открыто сомневается
    в каких-то ее выводах, рассматривается
    как враг государства.

  2. 2.        
    Однопартийная
    система.
    Разрешена
    только одна легальная партия, аппарат
    которой срастается с государством.

  3. 3.        
    Организованный
    террор.
    Он
    вырастает из атмосферы «осажденной
    крепости»: граждан убеждают, что враг
    хочет их уничтожить, что страна в
    опасности, что шпионы, диверсанты и
    предатели наводнили страну, поэтому
    единственный выход – в укреплении
    бдительности населения и мощи органов
    государственной безопасности. Наличие
    угрозы реальной войны делает такие
    аргументы убедительными и доходчивыми.
    Граждане «стучат» друг на друга, видя
    повсюду шпионов и пытаясь отвести
    подозрения от себя, а бдительные органы
    карают предателей, опираясь на понимание
    значительной части народа. Г.Попов
    назвал это «подсистемой страха». В
    таком обществе страх работает на
    укрепление политической иерархии.

  4. 4.        
    Монополизация
    средств массовой информации.

    В таком обществе только государство
    может издавать газеты и журналы,
    содержать радио- и телевизионные
    станции. Вся информация о событиях в
    стране и мире получается гражданами
    только из рук государства.

  5. 5.        
    Монополия
    государства на владение оружием.

    Правда, такая монополия характерна не
    только для тоталитарных, но и для
    большинства демократических стран.

  6. 6.        
    Государственный
    контроль всей хозяйственной жизни.

    Это делает всех граждан экономически
    зависимыми от государства, только оно
    может дать работу и обеспечить средства
    существования. Такая система – основа
    мифа, о государстве, которое «кормит
    народ».

Советский
Союз послесталинской эпохи имел все
формальные признаки тоталитарной
системы, однако в реальности общество
уже не было тоталитарным. Власть играла
в тоталитаризм, а народ, усмехаясь, не
мешал ей в ее наивных претензиях.

Система образования

Система
образования – это обязательный элемент
современного более или менее развитого
общества. Как социальный институт она
включает в себя целый ряд компонентов.

  1. 1.        
    Совокупность
    учебных заведений разного уровня (от
    начальной школы до университета).

  2. 2.        
    Система подготовки
    преподавателей (педагогические
    факультеты вузов и специализированные
    учебные заведения, аспирантура, институты
    и курсы переподготовки преподавателей
    и т.д.).

  3. 3.        
    Учебные программы,
    образовательные стандарты.

  4. 4.        
    Учебная литература
    (учебники, пособия, справочники,
    методические разработки и т.д.).

  5. 5.        
    Система
    государственного и муниципального
    управления образованием (министерства,
    управления, отделы).

  6. 6.        
    Профессиональные
    организации преподавателей (ассоциации
    социологов, философов, математиков и
    т.д.).

  7. 7.        
    Периодические
    издания, освещающие проблемы образования
    вообще и преподавания отдельных
    дисциплин. Многие научные журналы по
    совместительству выполняют и эту
    функцию.

Система
образования выступает как особый
институт-субъект общества, обеспечивающий
конструирование и воспроизводство его
социальной структуры. Данный институт
тесно связан с государством. Степень
его автономии может быть различной. В
этакратическом обществе советского
типа система образования, во-первых,
целиком была в руках партийного
государства и жестко управлялась им
через чиновников, во-вторых, представляла
собой централизованную иерархию.

Untitled20121128134811

В
постсоветском обществе произошли
существенные сдвиги в организации
системы образования. Во-первых, появились
негосударственные средние и высшие
учебные заведения; во-вторых, государственные
учебные заведения получили значительную
автономию в определении структуры
учебного процесса, методах преподавания,
в экономической деятельности.

Правда,
это не означает, что учебные заведения
свободны от государственного руководства.
Последнее контролирует расходование
бюджетных средств, качество образования,
выдает лицензии на право подготовки
специалистов того или иного профиля,
утверждает образовательные стандарты,
которые должны выдерживаться во всех
учебных заведениях и т.д.

Важную
роль (особенно в демократически
организованных странах) играют
профессиональные сообщества. Именно в
них решается, что нужно преподавать по
данной учебной дисциплине (определяется
минимальный стандарт), кто имеет право
это делать, осуществляется классификация
преподавателей через присвоение им
званий и степеней.

2.1. Обеспечение социализации членов общества

Система
образования – один из важнейших агентов
социализации. Она готовит людей к жизни
на разных этажах социальных иерархий
и к ее воспроизводству. В детских садах,
школах и вузах члены общества осваивают
многие элементы культуры данной страны,
приобретают общеобразовательные и
специальные научные знания, получают
профессию.

Предлагаем ознакомиться:  Расторжение брака в узбекистане

Иначе говоря, в учебных
заведениях люди учатся быть членами
своего общества, своей группы. Здесь
учатся читать и писать на государственном
языке (а часто и на родном негосударственном),
осваивают правила поведения в общественных
заведениях, привыкают подчиняться
руководителям и взаимодействовать с
равными по статусу, получают основы
научных знаний, необходимых для освоения
разных профессий, нередко обучаются
основам трудовой деятельности (шитью,
приготовлению пищи, изготовлению
предметов из дерева и железа и т.д.).

В
средних и высших специальных учебных
заведениях люди получают профессии,
позволяющие вписаться не вообще в
общество, а в конкретные отрасли
общественного производства, найти
рабочие места на предприятиях и в
организациях. Именно благодаря
профессиональной социализации индивиды
оказываются в состоянии занимать многие
статусные позиции, вдыхая в них жизнь.

Ключевой
момент социализации – обучение в
условиях разных иерархий. В школе ученика
всеми средствами учат уважать учителя
и его слова, даже если преподаватель
слабее своего ученика. Именно в школе
усваивается фундаментальный принцип
бюрократической системы: уважай не
человека, а его кресло. Здесь учат
принимать на веру официально
санкционированное знание, закрепленное
в учебниках и транслируемое учителем.
Человек, успешно прошедший школьную
социализацию, готов к прохождению
социализации в университетах и на
предприятиях.

Консерватизм
системы образования (не только российской)
заключается в ориентации на наполнение
голов учащихся информацией, которой
придается статус истины. Сомнения, поиск
альтернативных путей на стадии ученичества
обычно не приветствуется. Поэтому встает
вопрос: в какой мере существующая система
образования способствует развитию
личности, а в какой ее калечит?

Однозначного
ответа, видимо, нет. Существующие методы
обучения строятся на стимулировании
готовности следовать воле преподавателей.
Соответственно, творческие преподаватели
формируют, опираясь на данную им власть,
творческие способности, а нетворческие
преподаватели, опираясь на ту же власть,
искореняют стремление к творчеству.

2.2. Воспроизводство существующей общественной системы

Система
образования играет огромную роль в
воспроизводстве социальной иерархии
во всех современных обществах. Через
нее происходит неравное распределение
культурных ресурсов, что обеспечивает
поддержание существующего социального
неравенства, которое в современных
обществах в значительной мере связано
с неравенством в обладании культурными
ресурсами.

Иерархия
учебных заведений

Учебные
заведения имеют разные экономические
и культурные ресурсы (оснащенность
техникой, качество помещений, уровень
квалификации преподавателей, количество
и набор книг в библиотеках, доступ в
Интернет и т.д.). Таким образом, сами
учебные заведения выстраиваются в
иерархию по объему имеющегося у них
культурного капитала.

Неравномерно
распределен и символический капитал.
Одни учебные заведения имеют высокий
престиж, хорошую репутацию. Это привлекает
к ним преподавателей, обладающих большим
культурным капиталом. В результате
одинаковом уровне материального
вознаграждения такие учебные заведения
имеют возможность иметь лучший
преподавательский состав.

Это, в свою
очередь, выступает как фактор, привлекающий
сюда наиболее способных и подготовленных
учеников и студентов. Кроме того, сюда
стремятся попасть дети из состоятельных
семей, что ведет к притоку денежного
капитала (через систему платного обучения
и пожертвований). Таким образом, в
престижных учебных заведениях происходит
аккумуляция культурного капитала и его
быстрый рост.

Расцвет цивилизации — моногамный брак в современном понимании. Счастливая семья – это моногамные отношения

Неравенство
учебных заведений – это основа неравенства
жизненных шансов их выпускников на
рынке труда30[30].
Разные институты, университеты отправляют
своих выпускников на разные этажи
социальной иерархии.

Механизм
сортировки

Важным
элементом системы образования является
механизм сортировки населения между
разными этажами социальной иерархии.
Он представляет собой некий сепаратор,
отделяющий «образованных» от
«необразованных», «способных» от
«неспособных». В основе
лежит идеальная модель выпускника школы
или специалиста.

Этим
моделям стремятся придать статус «само
собой разумеющихся», «очевидных»,
«обусловленных потребностями общества».
Однако элементарная операция
социологического сравнения показывает,
что в них нет ничего очевидного, что это
социальные конструкции, отражающие
интересы и представления о мире тех,
кто имеет власть формировать образовательные
стандарты и программы.

В
Средние века ядром модели образованного
человека было знание теологии. Поскольку
в разных странах господствовали разные
религии, то ученый человек терял свой
статус после пересечения государственной
границы, за пределами которой он часто
оказывался «неучем», не знающим
«элементарных вещей».

В
современном мире, несмотря на быстрый
процесс глобализации, модель «образованного
человека» по-прежнему остается
относительной и более или менее жестко
привязанной к социальному пространству
определенного государства. Например,
в СССР для получения диплома о высшем
образовании необходимо было сдать
экзамены по весьма объемным курсам
истории КПСС, научного атеизма и научного
коммунизма, политической экономии,
марксистско-ленинской философии,
ежегодно получать «ленинские зачеты».

Без знания марксистско-ленинской
философии нельзя было защитить
кандидатскую диссертацию по любому
предмету. В результате самый блестящий
выпускник Оксфорда или Кембриджа не
соответствовал советским стандартам
и, попав в СССР, оказывался «необразованным
человеком», который не знает таких
«элементарных вещей», как список членов
Политбюро ЦК КПСС, не помнит дат проведения
съездов партии, не читал мемуаров
Л.И.Брежнева и т.д.

Расцвет цивилизации — моногамный брак в современном понимании. Счастливая семья – это моногамные отношения

В постсоветское время
различия российской и зарубежных моделей
«образованного человека» существенно
уменьшились, но нет оснований говорить
о появлении универсальной модели.
Российский диплом, как правило, не
признается в большинстве стран мира, а
зарубежный диплом не считается в России
официальным документом о высшем
образовании.

Даже
в пределах одного университета легко
обнаруживается, что образование – это
явно субъективная социальная конструкция.
При наличии университетской свободы
преподавания профессора читают один и
тот же курс нередко столь разным образом,
что студент, получивший «отлично» у
одного из них, не сможет повторить этот
результат у другого.

Степень
относительности содержания курсов и
учебных планов по разным специальностям
существенно варьируется. У математиков,
естественников и инженеров уровень
универсализма довольно высок, у
гуманитариев он предельно низок
(образованный российский гуманитарий
может показаться дилетантом рядом со
средним школьником в любой иной стране,
поскольку он не прошел фундаментального
курса по «родной литературе»).

С
помощью модели «образованного человека»
обеспечивается воспроизводство
существующей иерархии. На верхние этажи
пропускаются лишь те, кто успешно прошел
социализацию по установленным стандартам.
Только они получают доступ к ответственным
и хорошо оплачиваемым должностям.
Остальные как «необразованные» вынуждены
занимать менее ответственные позиции
с низким вознаграждением.

В
переломные революционные эпохи фильтры
в сепараторе меняются. Так, после
Октябрьской революции 1917 г. государство,
занявшее монопольное положение почти
во всех сферах общественной жизни,
перестало признавать образованием
знания, полученные в религиозных учебных
заведениях. С точки зрения Советского
государства, самые образованные теологи
– носители «опасных заблуждений».

В
конце XIX
в. после демократических революций во
многих странах Восточной Европы
государство перестало признавать
образованием знания, полученные в
области коммунистической идеологии,
также получившей статус опасного
заблуждения. Обладатели дипломов и
ученых степеней по истории соответствующей
коммунистической партии, научному
коммунизму или научному атеизму потеряли
свой ученый статус.

Расцвет цивилизации — моногамный брак в современном понимании. Счастливая семья – это моногамные отношения

В России пошли
эволюционным путем: преподаватели
идеологических дисциплин прошли
краткосрочные курсы переподготовки и
стали социологами, политологами,
специалистами по истории России и т.д.
Это позволило им сохранить статус при
полном обесценении информационного
багажа, бывшего основанием для получения
соответствующих дипломов.

Таким
образом, «образованность» –
это социальная конструкция, создаваемая
субъектами, обладающими социальной
властью (на одном полюсе – высшие
государственные чиновники, конструирующие
общие контуры модели, на другом – рядовые
преподаватели, сортирующие с помощью
оценок учащихся и студентов).
«Образованность» выступает как фильтр
в социальном сепараторе системы
образования.

Фильтры
(экзамены, зачеты, защиты) выполняют
функцию консервации существующей
системы власти и знания. Через них
успешно проходят те, кто без лишних
сомнений и вопросов принимает предлагаемые
знания и ценности. Студент, который
начнет доказывать профессору, что его
представления устарели, имеет шанс
остаться без положительной оценки.

Формирование
символических ресурсов и символического
капитала

Система
образования включает развитый механизм
конвертирования знаний в символические
ресурсы. Знания сами по себе слабо
формализованы, плохо поддаются сравнению
даже в пределах одной дисциплины, а за
ее пределами сравнение становится
вообще невозможным. С помощью процедуры
экзаменов и зачетов хаос мира знаний
формализуется и превращается в стройную
систему.

«Пятерка» по математике
оказывается сопоставимой с «пятеркой»
по истории города Х. Различия в содержании
и объеме знаний, даваемых разными
преподавателями, нивелируются с помощью
тех же оценок: «отлично» от строгого и
талантливого педагога формально ничем
не отличается от такой же оценки,
полученной от преподавателя, не сумевшего
дать нужные знания и не пытавшегося
заставить учиться самостоятельно. На
выходе новый виток уравнивающей
формализации: текущие оценки конвертируются
в разные аттестаты, медали, дипломы.

Аттестаты
и дипломы – это символы, обозначающие
наличие того или иного уровня образования.
Гарантом качества выступает государство.
На рынке труда работодатели обычно не
в состоянии проверить реальные знания
и просто доверяют символам. Правда, на
последующих этапах карьеры этих символов
уже недостаточно, продвижение
осуществляется по иным критериям.

Имя
вуза также является символом, обозначающим
определенное качество образования. По
названию университета, обозначенному
в дипломе, судят об образованности
человека. Таким образом, имена превращаются
в символические ресурсы, которые
обеспечивают ускорение движения по
ступеням социальной иерархии или создают
для него препятствия.

История возникновения института брака и семьи

Семья представляет собой древнейшую для разных целей. Она начала формироваться еще в 7-3 тысячелетии до н.э. после того, как люди стали постепенно переходить на земледелие, собирательство от охоты и рыбалки.

Неоднородное образование семей привело к тому, что на разных территориях стали появляться различные ее формы. Этому поспособствовало также расслоение общества и разделение его на разные социальные группы. Именно в этот период образовывается семья, как единица общества.

Однако отношение к ее составу и ролям отличалось, так как в одних случаях она была моногамной, в других полигамной. В большинстве своем, семьи имели патриархальную систему, когда главенствующую позицию занимал старший мужчина. Женщины же в большинстве случаев выполняли функцию воспитания детей и поддержания быта.

В дальнейшем институт брака претерпевал многочисленные модификации. В том числе изменялось отношение к браку в зависимости от событий, происходивших в конкретный момент.

В 20 веке состоялось существенное преобразование мнения о семье особенно в развитых странах. Из союза, где главенствующую и подавляющую роль играл мужчина, ячейка общества стала превращаться единение двух равных людей.

Расцвет цивилизации — моногамный брак в современном понимании. Счастливая семья – это моногамные отношения

Некоторые историки считают, что моногамия как модель отношений между противоположными полами возникла до появления человека разумного
. Уже в те далёкие времена самец выбирал одну самку. С ней он имел сексуальные отношения, и только ей он помогал вскармливать и растить потомство.

Но всё же моногамия не была единственной формой взаимодействия между полами. В истории немало примеров наличия у одного из супругов сразу нескольких партнёров, причём нередко моногамная модель была не только нормальной с точки зрения морали, но и узаконенной.

Формирование и распространение моногамии

Моногамные отношения зародились в древности примерно в один период с формированием института брака. Именно такой его вид считается древнейшим и наиболее рациональным для человека.

Ученые до сих пор спорят о причинах появления таких отношениях. Однозначного ответа нет, но есть версия, что необходимость моногамных отношений продиктована природой человека, потребностью сохранения потомства и другими факторами.

Предлагаем ознакомиться:  Чем отличается гражданский брак от официального: что такое сожительство и брак, в чем разница

Однако с тех пор моногамия как понятие претерпела серьезные изменения.

Изначально подразумевалось, что при вступлении в брак автоматически становятся невозможными отношения как во время союза «на стороне», так и после его расторжения. Длительное время развод означал автоматическое одиночество бывших супругов, а в основном женщины.

Сегодня подразумевая моногамный брак, имеется в виду соответствующее поведение исключительно в период союза. После его расторжения возможны новые отношения и т.д.

Однозначно определить склонность человека к полигамии или моногамии нельзя.

Это обусловлено множеством критериев, которые можно учитывать в качестве оказывающих влияние на отношение к семье и браку:

  • среда воспитания, опыт родителей. Молодые люди подсознательно копируют поведение родителей и частично переносят его в собственную жизнь. Отсюда, если воспитание происходило в семье с устоявшимися ценностями, то ребенок их усвоит;
  • круг общения. Сегодня во многом отношение к семье формируется под воздействием моды, авторитетов и т.д..

27.06.2016 17:22

Некоторые ситуации, происходящие в современных семейных и личных отношениях, и вызывающие споры и возмущения некоторых из нас, станут яснее и понятнее, если мы внимательно рассмотрим и узнаем процесс формирования семьи в историческом аспекте. На изучение истории семьи меня подтолкнул случай с одним из моих пациентов, который, ничего не стесняясь, завел вторую жену и поселил её вместе с первой, ссылаясь на то, что его поступок соответствует положениям в книге Ф. Энгельса и «Манифесту Коммунистической партии».

История — очень важна для нас, без нее трудно понимать процессы, которые происходят в настоящем. Для человечества уже много веков считается нормой — моногамный брак, но в древние времена всё было иначе.

Расцвет цивилизации — моногамный брак в современном понимании. Счастливая семья – это моногамные отношения

Развитие человечества имеет несколько этапов.

Первый этап — это дикость, которая в свою очередь делится на несколько ступеней. На низшей ступени, длящейся несколько тысячелетий, люди ещё не готовили пищу и жили естественно, на природе, собирали съедобные растения, орехи. Возможно, в это время начинает формироваться речь. Во время средней ступени люди открывают огонь, создают первые орудия труда, начинают употреблять в пищу рыбу.

Второй этап — варварство. Он делится также на ступени. На низшей ступени люди приручают животных, выращивают растения, а также начинают заниматься гончарным делом. Средняя ступень отличается тем, что люди начинают строить дома с применением камня и кирпича. Выращивают растения для пропитания и создают систему орошения для ухода за ними.

Третий этап — это цивилизация, во время которого все уже приобретенные навыки развиваются, расширяется производство, распространяется искусство.

Но что же о семье? Известен факт, что стадо образуется только там, где есть полигамия. Там же, где существует крепкая семья — возникновение стада крайне редко. Семью ограничивает ревность самца, и она же отделяет семью от стада. Ревность в стаде отсутствует, там все самцы терпимы друг к другу, поэтому существование крупной группы возможно.

В таких стадах и происходил переход от животных к человекоподобным, а потом к человеку. Поэтому благодаря полигамии мы стали людьми и существуем до сих пор. Можно сказать, что полигамия — это часть нашей природы и она естественно присутствует в нас, поэтому бороться с ней бессмысленно. Намного полезнее попробовать вписать ее в существующие рамки принятой в обществе полигамии.

Расцвет цивилизации — моногамный брак в современном понимании. Счастливая семья – это моногамные отношения

До того, как создать моногамный брак, человечество прошло целый путь развития и образования следующих типов семей.

Групповой брак

Сначала существовал групповой брак, в котором участвовали множество мужчин и женщин, принадлежащих друг другу. Такая форма отношений практически исключала ревность, и именно она способствовала формированию человеческого общества. Такой период полигамии существовал достаточно долго. По мнению Ф. Энгельса ревность появилась намного позже и больше была социальной, нежели биологической.

Биологическая ревность больше присуща мужчинам, ведь потомство несет гены, а значит, продолжает тебя и твой род, поэтому очень важно быть уверенным в верности женщины. Но в древние времена ещё не было понимания чистоты потомства, ничего не знали о кровосмешении. Никого не смущали половые отношение между родственниками, братьями и сестрами и даже между родителями и детьми.

От таких союзов рождались болезненные дети, которые долго не жили. И только позже, с открытием кровосмешения и запретом на кровнородственные связи, перестали тратить время и средства на выхаживание нежизнеспособных детей. Но даже при таких свободных нравах иногда образовывались пары, которые неосознанно для себя какое-то время были моногамными, жили вместе, трудились.

Кровнородственная семья

Первой ступенью семьи стала кровнородственная семья, в которой отношения между детьми и родителями отсутствовали, но половая связь между братьями и сестрами принималась как само собой разумеющееся. Такой вид семьи давно исчез, но ее некоторые элементы можно встретить у племен аборигенов Гавайских островов.

Расцвет цивилизации — моногамный брак в современном понимании. Счастливая семья – это моногамные отношения

Всё это свидетельство того, что людям не удалось реализоваться профессионально, и свою энергию они пускают на отношения с родственниками. Если супруги действительно увлечены друг другом, то необходимость посещения подобных мероприятий у них практически отсутствует.

Пунуальная семья

Следующий вид семьи — пуналуальная, в ней брак между братьями и сестрами запрещен. Такие группы становились развитее и сильнее, нежели племена с кровосмешением. В пуналуальных семьях женщина может быть общей женой нескольких мужчин, но среди которых нет ее родных братьев. И наоборот, мужчина может быть общим мужем ряда женщин, и среди них нет его сестер.

В наше время такая форма тоже может проявляться в так называемых «шведских» семьях, поэтому опять же — не осуждайте никого, у всех нас одна история. В групповых семьях не всегда известно кто отец ребенка, так как мужей несколько, но мать всегда известна — поэтому род в те времена начинался вестись по материнской линии — так возник институт рода. Все родные сестры с братьями и детьми, имеющие одну мать-основательницу составили первый род.

Парная семья

Внутри групповых семей могли образовываться пары, которые длительное время жили вместе, привыкали друг к другу и обосабливались. Так формировались парные семьи. Те семьи, в которых не было кровосмешения, давали более здоровое потомство и соответственно в дальнейшем такие семьи и племена становились сильнее кровнородственных групп. Но в какой-то момент количество женщин уменьшилось и им приходилось платить какой-либо выкуп, чтобы жить только с одним мужчиной.

Расцвет цивилизации — моногамный брак в современном понимании. Счастливая семья – это моногамные отношения

Парная семья появилась в переходный период от дикости к варварству, у нее ещё нет своего хозяйства и имущества. Также важный момент — теперь в семье появился один отец, все дети были от одного мужчины, который обеспечивал быт и добывал еду. В случае разлада в семье и развода — мальчики оставались с отцом и в роду, а девочки вместе с матерью исключались из него. Так появилась патриархальная семья, в которой права женщины стали ущемляться, она вместе с детьми стала собственностью мужа.

Моногамная семья

Возникновение моногамной семьи из парной — начало эпохи цивилизации. Глава моногамной семьи — мужчина, который является отцом детей, и изменять ему жена не имеет права. При этом муж может изменять, иметь рабынь, но жена принижена и занимается домашним хозяйством, не участвуя в общественных делах. В это время получает широкое распространение проституция.

Свобода в половых связях с введением моногамного брака не исчезла — развитие получила проституция. Женщины, в свою очередь, заводили любовников, а установление отцовства детей, рожденных в браке, основывалось только на нравственных аспектах.

Несмотря на форму брака, люди не меняются, в браке они остаются такими же, какими они было до него, поэтому со временем любой брак становится похож на спокойное сожительство, называемое тихим семейным счастьем.Когда брак заключается по расчету, он так или иначе принимает вид проституции, намного чаще с женской стороны, единственное отличие в том, что женщина продает свое тело один раз и навсегда, попадая при этом в рабство. В современное время очень часто в “приличных” семьях дочерей настраивают на то, что нужно искать богатого жениха, который будет ее обеспечивать.

Отношения между мужчиной и женщиной – это невероятно сложное взаимодействие. И далеко не всегда, выбрав одного партнёра, человек готов провести с ним всю оставшуюся жизнь, не обращая внимания на других представителей противоположного пола.

С точки зрения норм морали и общепризнанных жизненных принципов правильными являются моногамные отношения
.

Да, не все люди моногамны. Чаще всего полигамными являются именно мужчины, и это связано с эволюцией.

Представители сильного пола во все времена погибали во время охоты или кровавых сражений, а также из-за нелучших погодных или климатических условий. И это значило, что численность населения могла сократиться. Полигамия же позволяла этого избежать.

Преимущества и недостатки моногамных браков

Союзы, подразумевающие только двоих партнеров, имеют плюсы и минусы в зависимости от подхода и конкретных условий. Однако они больше субъективны, так как оказывают значительное влияние отношений к форме семьи.

Среди главных преимуществ можно назвать:

  • привычная форма, не осуждаемая большинством обществ в мире;
  • концентрация партнеров друг на друге, исключающая и участия третьих лиц;
  • сосредоточение экономических ресурсов в семье и распределение их между потомками. Здесь подразумевается, что от полигамного брака возможно появление множества наследников, которые претендуют на свою часть имущества;
  • необходимость поддерживать только одного супруга(у) и т.д.

Кроме отношения общества и прямого запрета на регистрацию полигамных браков в РФ есть некоторые сторонники таких отношений.
В частности, выделяются некоторые негативные моменты моногамии, поддерживающие сторонников противоположной формы брака:

  • вероятность появления многочисленного потомства;
  • возможность решения проблемы большого количества незамужних женщин. Здесь часто приводится аргумент, что женщин больше, чем мужчин и для обеспечения семейной жизни необходимо по нескольку жен на одного мужчину;
  • разнообразие в отношениях и т.д.

В целом, плюсы и минусы формируются индивидуально в зависимости от позиции конкретного человека и общества, в котором он проживает.

Что значит «моногамные отношения»?

Моногамными называются такие отношения, в которых ни один партнёр не допускает вероятности измены или «двойной» жизни, то есть постоянных или мимолётных связей «на стороне». Полигамия же, напротив, предполагает наличие у супруга одного пола двух и более супругов или партнёров другого пола.

Но издавна именно моногамная модель используется для построения полноценной семьи, а многие считают её синонимом брака. И для многих брак является сюзом двух людей без вмешательств третьих лиц. Поэтому жене не приходится задумываться, к чему снится измена мужа .

А как у животных?

Так как жизнь животных основана на инстинктах, то моногамия является, скорее, редкостью. Это связано с тем, что основополагающим является инстинкт продолжения рода.

И чем больше самок оплодотворит самец, тем более многочисленным будет вид, тем больше шансов у него будет на выживание и распространение.

Но всё же есть животные, среди которых основной моделью взаимодействия между представителями противоположных полов является моногамия. Она предполагает, что самец в течение довольно продолжительного периода времени спаривается только с одной самкой и помогает ей обустраивать место обитания, а также растить детёнышей.

Предлагаем ознакомиться:  Что делать если наложили арест на автомобиль и регистрационные действия

Расцвет цивилизации — моногамный брак в современном понимании. Счастливая семья – это моногамные отношения

Моногамия наблюдается у многих птиц, а некоторые из них выбирают партнёра на всю жизнь. Это, как считают зоологи, связано с тем, что если млекопитающие самки в состоянии выносить и самостоятельно выкормить потомство, то самки птиц такой возможности не имеют.

Им нужно одновременно защищать от хищников и обогревать яйца и при этом обеспечивать собственное пропитание, что без посторонней помощи почти невозможно. Поэтому самец заботится о своей партнёрше и всячески ей помогает.

Одни пары существуют лишь один сезон (то есть до обретения потомством относительной самостоятельности), другие – несколько лет, а третьи – всю жизнь.

В разных странах

В России и большинстве других стран моногамия является не только основной и главенствующей, но и общепризнанной моделью отношений
. Брак – это союз двух людей, а измены часто становятся причинами разводов.

Моногамия считается правильной и с религиозной точки зрения. Кроме того, она основывается на устоявшихся нормах морали. Изменников осуждают, а иногда и наказывают.

Но в некоторых мусульманских и восточных странах допустима и даже разрешена на законодательном уровне полигамия. Один мужчина может иметь сразу несколько жён, что вполне устраивает женщин.

Признаки таких отношений

Основные признаки моногамных отношений:

  • Союз узаконен и официально зарегистрирован, а оба партнёра постоянно носят обручальные кольца. Если один из супругов допускает и считает нормальной возможность наличия других партнёров, то вряд ли он пойдёт на брак или будет афишировать его;
  • Планы на будущее. Если партнёр полигамен, то он не будет стремиться связывать свою жизнь с одним конкретным человеком и, значит, не будет думать о совместном будущем;
  • Партнёр часто использует слово «мы» для обозначения пары. Это значит, что он отождествляет себя со своей второй половиной, считая её частью себя;
  • Стремление наладить и улучшить отношения или изменить партнёра. Моногамный человек не будет тратить на это время, ведь можно просто найти нового партнёра;
  • Обустройство совместного быта и стремление сделать его лучше.

Есть некоторые ошибочные признаки.
Первый – это ревность. Даже полигамный мужчина может быть ревнивым. Второй признак – это, казалось бы, высокие чувства. Полигамные люди вполне могут быть влюбчивыми или же принимать за любовь простую симпатию.

Должны ли отношения быть моногамными?

Вымирание человеческого вида почти невозможно, а это значит, что полигамия перестала быть необходимой. Только моногамный брак позволит создать полноценную семью
. И только в такой семье можно правильно воспитать детей.

А так как будущее зависит именно от подрастающего поколения, то моногамия позволит сделать его светлым.

Запомните: cерьезные отношения должны быть моногамными!

И пускай каждая девушка задумывается над тем, к чему снится собственная свадьба , а не над очередным опозданием своего мужчины!

Видео для счастливых пар

В следующем, довольно продолжительном сюжете будет рассказано о полигамии и моногамии. Посмотрите, очень интересно и познавательно.

А в этом видео-ролике рассмотрен вопрос моногамии у животных.

Слово «моногамия» состоит из двух частей. Слово «моно» в переводе с греческого означает «единый». А вот слово «гамия» с того же греческого можно перевести как брак. То есть моногамия – это единобрачие, такая форма брака и семьи, при котором в брачный союз вступают два представителя противоположного пола.

В противоположность моногамии можно поставить полигамию, то есть когда представитель одного пола имеет в браке несколько представителей другого пола. Классический пример полигамии – это гарем.

Ну, раз уж мы коснулись полигамии, то стоит дать определение и такому термину, как автогамия, что можно представить как самооплодотворение, что у человека просто невозможно.

Само слово моногамия можно связать с такими словами, как моноандрия или «одномужество» и моногиния или «одножёнство».

Но моногамия характерна не только для людей, но и для животных. Правда здесь понятие моногамии относительно, именно поэтому моногамия у животных – это такие отношения между двумя полами, когда самец в течение относительно длительного времени спаривается только с одной самкой и даже принимает участие в воспитании потомства.

Некоторые птицы образуют «семью» только на один сезон, которые расстаются после выведения и выкармливания птенцов. К таким парам относятся гуси.

А вот утки – это птицы, которые расстаются ещё даже до устройства гнезда и до появления потомства.

К моногамным животным также относятся песцы, лисы, горностаи, бобры и некоторые другие животные.

О моногамии у человека можно говорить долго. И спорить здесь тоже можно долго. Однако именно моногамная семья – это та семья, которая считается классической во всех государствах. И такие семьи существовали во все времена. И даже тогда, когда люди на земле жили в первобытном строе, уже были моногамные семьи.

Правда там мужчины и женщины жили друг с другом по принципу того, что мужчина приносит женщине еду, а она взамен этого даёт ему секс. А вот забота о потомстве в первобытном обществе лежала полностью на плечах женщины. Мужчина ничего не хотел знать о своих детях. И это было нормой.

Таких мужчин можно встретить и сегодня…

В моногамии нет места третьему. Это союз только двух любящих людей, которые вдвоём готовы воспитывать своих детей. Именно в моногамной семье есть все предпосылки для воспитания детей в нормальных условиях. К тому же моногамная семья никогда не будет осуждена обществом.

Некоторые считают, что моногамия – это пережиток прошлого. Что сегодня жить в семье, где есть только муж и жена, и нет любовника или любовницы или ещё пары жён или пары мужей – это полная глупость. Но так ли это на самом деле? И стоит ли обманывать природу? Стоит ли идти наперекор тому, что было проверено и испытано веками?

Непосредственным
следствием перехода от материнс­кого
рода к отцовскому было разложение
дуально-родовой брачной системы, переход
от группового брака к индиви­дуальному.
В обществе стали накапливаться богатства.
Ин­дивидуальна семья была более
приспособленной группой для обладания
собственностью.

Если
в стадный период основным противоречием
была борьба биологического и социального
начал, то на этапе зрелой родовой
организации стали противостоять друг
другу родовые и семейные интересы.
Победа семейных отноше­ний привела
к возникновению отцовского рода, который
в отличие от материнского без
индивидуальной семьи суще­ствовать
не может.

Парная семья становилась
впервые в истории социально-экономическим
союзом. На первых по­рах брак оставался
союзом двух равных в экономическом и
социальном отношении сторон. Как
свидетельствуют этно­графические
данные, парный брак был еще тесно связан
с групповыми формами брачных отношений.

Последние
исследования установили, что переходная
семья между родовой и соседской была
гетерогенной. Гете­рогенная община
состояла из нескольких семейных, или
до­мовых, общин. Каждая домовая община
жила в отдельном длинном доме, вела
свое обособленное хозяйство. Домовая
община — большая патриархальная семья,
возглавляемая старшим мужчиной.

В
составе домовой общины были три-четыре
поколения родственников и рабы.
Численность до­мовой общины составляла
до 200-300 человек. Гетероген­ность
выражалась в наличии двух форм
собственности — общественной и
обособленной. Домовая община состояла
из малых семей, которые стремились
выделиться и владеть собственностью.
Противоречие между домовой общиной и
малой семьей окончательно расшатало
общинные порядки. Это привело к распаду
патриархальной семьи.

В
борьбе общественных и частнособственнических
на­чал победа оказалась за малой
индивидуальной семьей. По­явилась
общественная потребность в социальном
отце.

Мужчина
почувствовал необходимость знать своих
де­тей, чтобы передать собственность
по наследству. С введе­нием института
наследования собственности детьми
впер­вые появилась возможность строго
моногамной семьи. Мо­ногамия —
единобрачие.

С
точки зрения материалистического,
понимания исто­рии основной предпосылкой
появления моногамной семьи было
появление частной собственности.
Моногамия явилась первой формой семьи,
в основе которой лежали экономи­ческие
условия, а именно победа частной
собственности над первоначальной общей
собственностью.

Признавая прогрес­сивную
сущность смены первобытного коммунизма
классо­вым обществом, ее историческую
неизбежность, марксист­ская социология
вскрывает антигуманную направленность
нарождающихся классовых антагонистических
отношений. Ф. Энгельс увидел наряду с
возникновением классовых ан­тагонизмов
антагонизм между полами.

Появившаяся
в исто­рии противоположность классов
совпадает с развитием ан­тагонизма
между мужем и женой при единобрачии, и
пер­вое классовое угнетение совпадает
с порабощением женс­кого пола мужским.
Единобрачие было великим историчес­ким
прогрессом, но вместе с тем оно открывает
наряду с рабством и частным богатством
ту продолжающуюся до сих пор эпоху,
когда всякий прогресс в то же время
означает и относительный регресс, когда
благосостояние и развитие одних
осуществляется ценой страданий и
подавления дру­гих 67 .

Помимо
экономической предпосылки возникновения
моногамии значительную роль сыграл
исторический уровень развития самой
человеческой личности, которая начала
под­ниматься над родом.

Расцвет цивилизации — моногамный брак в современном понимании. Счастливая семья – это моногамные отношения

Роль
субъективного фактора в становлении
моногамии рассматривает Ф. Энгельс,
считая, что переход к едино­брачию
совершился главным образом благодаря
женщинам. Ф. Энгельсу принадлежит очень
тонкое наблюдение, касаю­щееся
нравственного прогресса: с развитием
новых эконо­мических отношений, с
разложением древнего коммунизма
унаследованные издревле отношения
между полами утра­чивали свой наивный
первобытный характер и должны были
казаться женщинам унизительными и
тягостными.

Поэтому женщины должны
были добиваться как избавления права
на целомудрие, на временный или постоянный
брак лишь с одним мужчиной 68 .
С возникновением моногамной индивиду­альной
семьи ведение домашнего хозяйства
утратило свой общественный характер.
Оно перестало касаться общества, стало
частным занятием.

Процесс
перехода от группового брака к моногамии
по­лучил своеобразное отражение в
религиозных, мифологи­ческих
воззрениях.

Первой
религиозной формой мышления был
тотемизм, который являлся фантастическим
отражением в сознании людей складывающихся
родовых отношений. Тотемизм до­вольно
точно отражает социальную картину
жизни мате­ринского рода. Показательно,
что древнейшие легенды, восходящие к
матриархату, изображают демиургом
жен­щину. Эти мифы донесли до нас
отражение реальной влас­ти
матерей-родоначальниц.

У
всех народов земли древние сказания
возвеличивают всесильных матерей —
владычиц земельных кладовых (Хо­зяйка
Медной горы), богинь плодородия,
хранительниц воды и, наконец, правительниц
мира. Не случайно в этих древ­нейших
мифах духи мужского пола отсутствуют.

Некоторые
народы, которые до наших дней остались
на уровне первобытного развития, до
сих пор сохраняют в своих верованиях
культ женщины. Например, индейцы пу­эбло
утверждают, что вначале везде была
вода, а потом мать камня создала зверей,
а затем девушку, от которой пошел
человеческий род.

Полинезийцы верят,
что Великая Матерь Вселенной породила
небо и все существующее. Ту­земцы
острова Борнео уверены, что первоначально
суще­ствовал хаос, из которого вышла
богиня, создавшая небо и землю. Народ
йоруба в Нигерии и сейчас верит, что
богиня Одудаа сотворила мир. Религиозная
фольклористика Китая, Индии, Египта
доносит представление о женщине —
со­здательнице Вселенной.

Б
образной форме фольклорные сказания
изображают ги­бель матриархата. Духи
приобретают мужские черты. Из­вестны
мифы, рассказывающие о расправе бога
с богиней и создании из ее тела неба и
земли. Например, ирокезский бог Ениторио
(добрый разум) сделал солнце из головы
сво­ей матери, а месяц — из ее туловища.
Согласно ацтекско­му мифу, двое богов
схватили богиню земли и, разорвав ее
на две части, создали небо и землю 69 .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector