Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)

Как приватизировать земельный участок около многоквартирного дома

Обсудить статью и задать вопросы можно здесь

«…Предусмотрев в части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», что в случае если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не был сформирован до 1 марта 2005 года, любое уполномоченное общим собранием собственников помещений в этом доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании такого земельного участка, федеральный законодатель преследовал цель обеспечить предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на общее имущество в этом доме, включая земельный участок, предусмотренного частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Между тем в силу различий в статусе жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и обусловленных этим различий интересов собственников соответствующих помещений, при том, что все они фактически пользуются земельным участком, на котором расположен такой дом, принятие общим собранием решения становится практически невозможным.

https://www.youtube.com/watch{q}v=zzMgNLyRFB0

В рамках действующего правового регулирования это означает, сохранение на неопределенное время различного правового режима земельных участков под такими домами и нарушение одного из основных принципов земельного законодательства, единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Кроме того, собственники помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, не несут связанное с использованием земельного участка налоговое бремя, хотя, как показывает правоприменительная практика, в некоторых случаях собственники нежилых помещений вынуждены уплачивать арендную плату за пользование этим земельным участком.

Следовательно, вытекающая из части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» зависимость формирования земельного участка под многоквартирным домом (и, следовательно, перехода его в общую долевую собственность) от решения, принимаемого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, ведет к нарушению защищаемых статьями 35 и 36 Конституции Российской Федерации прав собственников, а также к искажению принципа всеобщности и равенства налогообложения (статьи 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации, статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации)».

По мнению Конституционного суда, «… Признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления».

С момента выхода указанного постановления КС РФ до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков.

Такие заявления будут являться основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. «…Обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция».

Ну, а федеральному законодателю рекомендовано Конституционным судом РФ следующее: «…с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, — внести в жилищное законодательство изменения, направленные, как на уточнение порядка рассмотрения заявления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае если с таким заявлением обращается собственник жилого или нежилого помещения в этом доме, не уполномоченный на то решением общего собрания, так и на регулирование соответствующих действий органов публичной власти, в том числе в части определения предельных сроков их совершения».

С вопросом о законности ст.36 ЖК РФ и ст.16 ФЗ 189 внесена ясность рассмотренным Постановлением КС РФ. Но сам порядок оформления и согласования границ придомовой территории при МКД, конкретно не прописан в жилищном законодательстве, что не всегда позволяет определить ее размер и оформить право собственности на земельный участок придомовой территории собственникам МКД.

Закон разрешает собственникам квартир проводить приватизацию земли под многоквартирными домами. Становясь полноправными землевладельцами, жильцы могут более не беспокоиться о том, что эта территория когда-либо потребуется городским властям, например, для строительства торгового центра или прокладки новой дороги.

С момента получения документов, подтверждающих право собственности на землю, жильцы многоквартирного дома вправе благоустраивать придомовую территорию по своему желанию. Например, можно построить зону отдыха, детскую площадку, установить спортивные снаряды и т.д. Более того, собственники вправе получать прибыль от использования приватизированного участка.

Точные сведения о размерах и границах участка под домом  содержатся в кадастровом паспорте. Если такового паспорта нет, то смотрят технический план. Наименьшей считается площадь, ограниченная внешними стенами здания. На практике земля вокруг дома, закрепленная за ним, может быть достаточно большой по площади. Это позволяет благоустраивать территорию, создавая для жильцов благоприятную обстановку.

Часто задают вопрос: можно ли оградить придомовую территорию. Этот вопрос решается отдельно с властями города. В общем случае установить ограду можно, но только в том случае, если она не препятствует жителям города пользоваться общими территориями (парками, скверами, дорогами и т.д.). Например, когда проход через двор многоквартирного дома – это единственный путь к скверу для жителей других домов, то администрация не даст разрешение на установку ограды, разве только частичной.

Допускаются следующие варианты применения приватизированной земли под домом:

  • Строительство спортивных и детских площадок, зон отдыха;
  • Строительство гаражей для инвалидов и ветеранов;
  • Озеленение;
  • Создание парковки;
  • Сдача имеющейся автостоянки в аренду.

Порядок оформления в собственность земельного участка под многоквартирным домом

Как только люди в выпусках новостей или от своих знакомых слышат о ситуациях, в которых у жильцов для строительства каких-либо объектов или для иных нужд «отжимают» придомовую территорию, они начинают задумываться над вопросом, как приватизировать землю под многоквартирным домом, дабы обезопасить себя от подобного рода неприятностей.

Другая категория людей задумывается о практической пользе данного мероприятия. Чего после приватизации будет больше – плюсов или минусов{q}

Для ответа на эти вопросы следует разобрать все аспекты, связанные с приватизацией участков под жилыми домами, а также провести сравнение положительных и отрицательных последствий данной процедуры.

Перед тем, как приступить к разбору вопроса, можно ли проводить приватизацию участков под многоквартирными домами, следует разобраться с дефинициями, которые неоднократно будут использованы далее.

Многоквартирный дом (далее – также «МКД») – строение, предназначенное для проживания людей, в нём должно быть как минимум две квартиры, а у квартир – обособленные выходы в помещения общего использования (например, подъезды), либо на придомовой участок.

Если дом вышеуказанными признаками не обладает, то он не многоквартирный.

В частном доме на одного хозяина, когда последний является лицом, которое и владеет всем само, и отвечает за весь дом само, то у МКД совершенно иное правовое положение. Это связано с тем, что у МКД есть квартиры, которыми владеют отдельные лица, и есть имущество общее, которое принадлежит «всем сразу», и которым пользуются все проживающие в таком доме.

К такому имуществу относятся:

  1. Все помещения, которые не являются составными частями площади квартир (лестничные клетки, чердачные и подвальные помещения и все иные подобные).
  2. Крыша и все её технологические элементы (трубы, вытяжки, стропила, шифер и т. д.).
  3. Несущие конструкции (это стены и перекрытия, без которых дом просто развалится).
  4. Ограждающие конструкции общего назначения (двери в подъезде, например), иное общее имущество, которым пользуются все жильцы (перила, крыльцо и т. д.).
  5. Электротехническое оборудование, которое необходимо для общего обслуживания дома (проводка до квартир, распределительные щитки, лифты со всеми механизмами и прочее);
  6. Измерительные общедомовые приборы для учета поступающих в дом коммунальных ресурсов;
  7. Земельный участок (далее по тексту – «ЗУ»).

То есть, существуют две грани имущества, имеющегося в МКД – личное (квартиры и всё, что в них, включая и проводку и водопроводные трубы) и общее (согласно описанию выше).

https://www.youtube.com/watch{q}v=3pBwkKxyHmQ

Земельный участок, в числе прочего, также относится к общему имуществу дома. У такого имущества особенное правовое положение – оно принадлежит сразу всем хозяевам квартир и не делится на отдельные кусочки для каждого.

Что данные нормы значат для жильцов{q} Согласно им, такой участок является единым и неделимым. Ошибочно предполагать, что приватизация ЗУ под МКД сделает кого-либо из квартировладельцев полноправным хозяином какого-то клочка земли под окнами дома, на котором сможет делать всё, что душе угодно. Это совершенно не так.

Все ЗУ под домами – это исключительно общая собственность всех хозяев помещений дома. Они едины и неделимы, и из них нельзя выделить некую часть, которая принадлежала бы отдельным её жильцам. Закон таких исключений не устанавливает.

Предлагаем ознакомиться:  Арест счетов в банке судебными приставами

Казалось бы, всё просто, но что такое земельный участок с точки зрения закона{q} Это участок, где расположен сам дом, а также элементы его благоустройства (скамейки, сушилки для белья, детская карусель, место под стоянку средств передвижения и прочие объекты, созданные для нужд жильцов такого дома) и озеленения (деревья, насаждения кустарников, клумбы с цветами и т.д.).

Площадь, которая занята самим домом – это минимальный размер такого участка. Меньше он быть не может.

Следует обратить внимание, что в вышеназванных статьях ФЗ закона чёрным по белому написано, что земельный участок и так принадлежит всем хозяевам помещений. Это может вызвать определенные затруднения у людей, которые не является юристами, и не разбираются в правовых тонкостях. Если жильцы и так собственники, то что тогда приватизировать{q}

Приватизация – это возмездная либо безвозмездная передача собственности государственной в частные руки.

Как можно приватизировать то, что и так уже по закону принадлежит владельцам квартир{q}

Чтобы разобраться в сущности вопроса, необходимо обратиться к нормам ЖК РФ.

Согласно нормам ранее уже упоминавшейся ст.16 Закона о введении ЖК РФ, если участок под МКД не был размежёван (т. е. создан, выделен из всей остальной окружающей его земли) до 01 марта 2005 года (это дата введения ЖК РФ), тогда никакого права собственности у владельцев квартир на него нет.

Но такого права нет только лишь по одной простой причине: потому что нет самого участка – его не создали.

Понятия «земля» и «земельный участок» – совершенно не идентичные с точки зрения юриспруденции. Владеть на праве собственности можно только «земельным участком». Земля – это вообще вся земля, что есть, не имеющая никаких границ. Чтобы часть земли стала именно «ЗУ», она должна быть размежёвана (у неё появятся границы) и поставлена на кадастровый учет в Росреестре (у неё появятся идентифицирующие признаки) – то есть, участок станет объектом недвижимости, на который могут приобретаться соответствующие права.

Итак, если ЗУ под МКД до обозначенной в законе даты образован был, то он перешел в общую собственность всех квартировладельцев дома на безвозмездной основе.

Никаких дополнительных приватизационных мероприятий жильцы производить не должны.

Новые собственники, которые приобретают квартиры, становится и владельцами участка.

Если же до обозначенной выше даты участок образован не был, и как следствие, право общей собственности у жильцов не возникло, следует руководствоваться положениями ст.16 Закон о введении ЖК РФ.

Согласно им, чтобы создать ЗУ под домом, необходимо произвести ряд последовательных действий:

  1. Созвать и провести общее собрание жильцов.
  2. Принять решение о выделении участка (решение будет считаться принятым, если за него отдадут голоса 50% жильцов 1 голос, т. е., будет принято простым большинством );
  3. Уполномочить лицо, которое обратится с соответствующим заявлением во властные органы (при этом стоит заметить, что Конституционный Суд признал норму «об уполномоченном лице» частично не соответствующей Конституции и указал, что обратиться с заявлением может абсолютно любое лицо их числа жителей – по мнению суда, норма об «управомоченном» лице ущемляет законные права и интересы иных владельцев помещений).

Когда участок сформируют и поставят на кадастровый учет (т. е., после того, как участок станет объектом недвижимости), он станет собственностью всех домовладельцев.

Вот именно этот переход собственности и будет называться «приватизацией земельного участка».

Согласно нормам уже многократно упомянутой ст.16 Закона о введении ЖК РФ, вопросами создания и постановки участка на учёт занимаются органы госвласти или власти муниципальной (далее – также «Органы МСУ»). Т. е., для того, чтобы запустить процедуру по выделению ЗУ под МКД, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в местную мэрию (по месту нахождения МКД).

Администрация должна провести все расходы по межеванию за свой счёт.

Отказаться от выполнения данной обязанности органы МСУ не могут, т. к. обязанности эти установлены прямым указанием закона.

Однако процедура может оказаться небыстрой. Мало того, что сроки для осуществления процедуры закон не устанавливает, так еще и бюджета у органов МСУ может просто на данные цели не хватить.

Бюджет местной администрации в расходной и доходной частях формируется заблаговременно, и если квартировладельцы принимают решение о приватизации, когда бюджет полностью сформирован, то есть риск того, что денег на все требуемые мероприятия на самом деле может не быть, и придётся ждать следующего года, когда будет формироваться новый бюджет, уже с учётом данных расходов. Ведь кадастровые работы требуют заключения договора со специализированной организацией, а их услуги дешёвыми не назовёшь.

Кроме того, когда муниципалитет будет заключать договоры на межевание, ему придётся проводить конкурс, который обязателен для всех заключаемых муниципальных контрактов, а это также занимает определённое время. Им нельзя просто взять и заключить контракт с первым понравившемся кадастровым инженером – необходимо объявлять конкурс и выбирать лучшее по цене предложение.

Границы участка будут определяться по естественным границам смежных с ним участков, с учетом элементов озеленения и благоустройства МКД, транспортных, инженерных систем. Но, как уже отмечалось выше, земельный участок никак не может быть меньше той площади, которую занимает сам дом.

Как приватизировать земельный участок около многоквартирного дома

Если деньги в бюджете нашлись, то это просто замечательно. Значит, муниципалитет проведёт все необходимые работы по межеванию и постановке участка на государственный кадастровый учет.

Итак, органы МСУ всё требующееся от них исполнили – ЗУ выделен и состоит  на кадастровом учёте. Нужно ли проводить какие-либо мероприятия жильцам, чтобы зарегистрировать своё право на него{q}

Нет, никаких подобных мероприятий не требуется. Согласно закону, право на общее долевое имущество следует за «основным» правом собственности на помещение в доме.

Другими словами, общая собственность на ЗУ вытекает из права собственности на квартиру или иное помещение в доме. Права хозяев квартир на участок возникают одновременно с появлением прав на квартиру, и утрачиваются, когда квартира переходит в собственность иных лиц.

Порядок оформления в собственность земельного участка под многоквартирным домом

Во всех случаях, когда речь идет о приватизации земли, выполняется стандартная процедура, оговоренная в Жилищном кодексе. Ее основными этапами являются:

  1. Созывается общее собрание жильцов многоквартирного дома для принятия коллективного решения о приватизации. На собрании также избирается представитель для выполнения последующих этапов.
  2. В местный орган самоуправления подается заявление, на основании которого будет выполнена передача земли в собственность. К заявлению прилагаются план дома, решение собрания жильцов, справка о выполненном межевании, техпаспорт многоквартирного дома и некоторые другие. Полный перечень уточняется в муниципалитете.
  3. После получения заявления, муниципалитет выполняет формирование участка в соответствии с градостроительными нормами, уточняет его границы. Выбранный на общем собрании представитель получает акт на право собственности.
  4. Участок регистрируется в Росреестре, в подтверждение выдается выписка.
  5. Регистрируется право собственности на участок, каждый из жильцов становится равноправным собственником. Размер долей, согласно п. 1 ст. 37 ЖК РФ, пропорционален площади квартир.

Последствиями завершения процесса приватизации являются не только права, но и обязанности жильцов дома. Им придется не только оплачивать налог на землю, но и нести расходы на ремонт дома и содержание придомовой территории, следить за порядком и чистотой. Если вовремя этого не делать, то есть риск получить соответствующий штраф.

Вот почему на общих собраниях нередко находятся и те, кто категорически против приватизации земли. Однако, закон позволяет проводить приватизацию единолично без оглядки на остальных жильцов. По ее итогам владелец квартиры получает в собственность долю от участка под домом. Это и позволяет провести приватизацию без тех жильцов, которые не хотят этого делать.

Несмотря на то, что все жильцы стали собственниками земли, никто из них не сможет продать свою долю. Помимо земли, общей собственностью являются чердак, крыша, подвал, подъезды, которые могут быть использованы как-либо только на основании решения общего собрания жильцов.

Суть оформления земли под домом в собственность

Аналогичная норма закреплена также в подпункте «е» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.

2006 года (далее по тексту – Правила 491): к общему имуществу собственников помещений МКД относится, в том числе, и земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Такая размытая формулировка в законе понятия земельного участка, составляющего придомовую территорию, на практике часто приводит к спорам между управляющими организациями, обслуживающими соседние МКД, и муниципалитетами, также ответственными за содержание территории муниципального образования. Если сюда добавить многолетнюю анархию и неразбериху в вопросах оформления и межевания земли, длительную законодательную неурегулированность и непрозрачность всего механизма ее оформления, реформирование (не всегда в лучшую сторону) и многочисленные изменения в законы, ну, и, чего скрывать, коррупцию в органах нашей власти на всех ее уровнях, о которой трубят во всех СМИ, так как земля, особенно в крупных городах, всегда является лакомым объектом собственности, то неудивительно, что сейчас практически нереально осуществить собственникам МКД свое законное право на оформление и регистрацию земельного участка придомовой территории. В силу вышеназванных причин в судах нашей страны земельные споры в рейтинге самых популярных.

https://www.youtube.com/watch{q}v=PGh4k7DRjcQ

Предлагаем ознакомиться:  Как оформить земли лесного фонда в собственность?

Проверка соответствия положений ст. 36 ЖК РФ и ФЗ № 189 от 29.12.2004 года «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 года «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» (далее по тексту — ФЗ 189) Конституции РФ отражена в Постановлении Конституционного суда РФ от 28.05.2010 № 12-п «По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 федерального закона «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации», частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного Кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова» (далее по тексту – Постановление КС РФ № 12-п).

КС РФ признал положения частей 2 и 5 статьи 16 ФЗ 189 во взаимосвязи с частями 1 и 2 статьи 36 ЖК РФ, пунктом 3 статьи 3 и пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ, как предусматривающие переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка под данным домом без принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления решения о предоставлении им этого земельного участка в собственность и без государственной регистрации перехода права собственности на него, не противоречащими Конституции РФ.

«…Таким образом, реализовав в Жилищном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предписания статьи 36 Конституции Российской Федерации с учетом правовой природы общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, федеральный законодатель включил правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под этим домом, как элемента такого общего имущества в сферу именно жилищного законодательства.

Это означает, что, в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется».

В своем постановлении КС РФ указал на роль муниципальных органов в решении вопросов формирования земельных участков: «…Реализуя свои дискреционные полномочия в этой сфере, федеральный законодатель возложил на органы местного самоуправления осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (часть 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации), а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (статья 10 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Как приватизировать земельный участок около многоквартирного дома

В существующей застройке поселений переход к собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на земельный участок, на котором он расположен, учитывая, что такой земельный участок, как и другое общее имущество в многоквартирном доме, не имеет самостоятельной потребительской ценности и иного назначения, кроме обслуживания жилых и нежилых помещений в этом доме, не может расцениваться как ущемление прав соответствующего публичного образования, которое фактически не имеет возможности использовать земельный участок под многоквартирным домом иначе, как путем распоряжения правом на него (например, с помощью заключения договоров аренды)».

Таким образом, как сказано выше, границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Статьями 39, 40 Закона о кадастре предусмотрен порядок согласования границ земельных участков, статей 42.8 установлен порядок уточнения их границ. Градостроительным кодексом РФ установлены основные начала территориального планирования и зонирования территорий поселений, а также вопросы правил землепользования.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» предусмотрено:«…П. 68. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности, решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т. д.

В случае если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.

При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти.

Резюмируя ранее сказанное, можно отметить, что для оформления права собственности на земельный участок, составляющий придомовую территорию, необходимо решение общего собрания собственников помещений, но, в порядке подготовки к такому собранию провести работу по уточнению и согласованию границ указанной придомовой территории, согласно положениям земельного и градостроительного законодательства РФ, определению их фактического положения и иные обстоятельства, в том числе и интересы третьих лиц и муниципальные нормативные акты, которые могут в дальнейшем повлиять на его регистрацию.

В любом случае, дело это непростое и решение в каждом конкретном случае нужно принимать, учитывая все обстоятельства фактического положения дел и дав правовую оценку всем имеющимся документам, а также сроки исковой давности по процессуальному законодательству.

Налог на землю

Как приватизировать земельный участок около многоквартирного дома

Налог за приватизированный земельный участок собственники оплачивают 1 раз в год. Расчет суммы налога выполняется на основании ст. 388 НК РФ и других нормативных актов. Основа для расчета – кадастровая стоимость земли, установленная по результатам последней оценки. Стоимость земли сегодня определяется по рыночным расценкам.

В одно и то же время жильцы дома будут получать налоговые уведомления, которые можно оплачивать во всех банках. Если же приватизация была выполнена не жильцами, а юридическим лицом, то именно оно и будет оплачивать налог. Для льготных категорий граждан (пенсионеров) расчет ведется по сниженной кадастровой стоимости, поэтому для них сумма налога будет снижена.

Кому принадлежит участок после сделки{q} Условия его использования

  • возможность защититься от нежелательной застройки – возведения новых домов, магазинов и другой коммерческой недвижимости.
  • Возможность получения прибыли за счёт арендной платы.
  • Уточнение территории и корректировка затрат на её содержание.
  • Повышение стоимости квартир.
  • Можно благоустраивать участок по собственному желанию (по общему согласию жильцов).

Важно! Полученную таким образом прибыль можно тратить только не ремонт и благоустройство дома или участка перед ним.

Но есть и минусы:

  1. Содержание и ремонт территории (в том числе дорог) придётся оплачивать жильцам.
  2. Также придётся платить налог на землю.

Размер налога рассчитывается пропорционально доле в общей собственности, то есть размеру квартиры.

Нужно не забывать оформлять протоколы и результаты голосования.

Что же можно сделать с этой землёй{q} Есть несколько вариантов:

  1. благоустроить её, то есть озеленить, разместить детские и спортивные площадки, скамейки, беседки и т. д.
  2. Как приватизировать земельный участок около многоквартирного домаОтдельные части можно продать или сдать в аренду. Здесь можно разместить магазины или другие объекты, приносящие доход.
  3. Владельцы квартир, устроенных на первом этаже, могут устроить отдельный вход в своё жильё. Для этого земля под крыльцо выкупается или арендуется. В дальнейшем такую недвижимость можно будет перевести в нежилую. И в ней возможно будет разместить коммерческий объект или продать.
  4. Этот вариант больше актуален для жарких регионов. Часть участка может использовать в качестве приусадебного хозяйства. Но согласие даётся только конкретному человеку. То есть после продажи квартиры эта доля земли не переходит к новому владельцу.
  5. Можно ограничить проход по территории, если есть другая дорога. Для этого ставятся заборы, шлагбаумы и т. п.
  6. Также можно не дать согласие на прокладку коммуникаций по участку.

Итак, приватизация участка перед малоэтажным или высотным домом даёт больше возможностей им распоряжаться. Но одновременно увеличиваются и затраты на его содержания. А вот сама процедура приватизации бесплатна.

Приватизировать можно только 1 раз

Согласно закону о приватизации, граждане только 1 раз в жизни могут воспользоваться правом на бесплатную приватизацию. Если кто-либо из жильцов ранее уже принимал участие в приватизации, то повторно сделать это бесплатно он уже не сможет.

Предлагаем ознакомиться:  Как восстановить свидетельство об отцовстве

Бесплатно приватизируются земли:

  1. Застроенные до 01.01.2001 г.
  2. Садоводческие товарищества.
  3. Под многоквартирными домами, построенными до 01.01.2001 г.
  4. Придомовые территории.
  5. Унаследованные.

Если дом был построен после 01.01.2001 г., то за приватизацию необходимо будет заплатить налог, сумма которого зависит от результатов оценки участка и построек на нем.

Несмотря на то, что с оформлением права собственности придомовой территории много сложностей в силу пробелов и несовершенства действующего законодательства, то вопросы уборки и содержания придомовой территории судами решаются в большинстве своем единообразно и практику по таким делам можно считать более-менее сформированной в настоящее время.

Согласно ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений МКД  принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке.

очистка крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см; сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см; очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова);

очистка придомовой территории от наледи и льда; очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывка, уборка контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории общего имущества многоквартирного дома; уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд, подметание и уборка придомовой территории, прочистка ливневой канализации.

Как приватизировать придомовую территорию{q}

Согласно подпункту «е» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Подпунктом «г» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества.

Исходя из системного толкования правовых позиций Конституционного Суда РФ, данных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010г. № 12-П, и п. 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ от 29 апреля 2010г. № 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» собственники помещений многоквартирного дома являются законными владельцами земельного участка под многоквартирным домом, независимо от проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом».

Апелляционное определение Ульяновского областного суда по делу № 33-3428/2013 от 01 октября 2013 года: «…Анализируя нормы ст. 36, 39 ЖК РФ, а также положения заключенного договора управления многоквартирным домом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок не может свидетельствовать об отсутствии в составе общего имущества многоквартирного дома земельного участка, на котором расположен дом.

В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме и переходит к ним бесплатно на праве общей долевой собственности.

Собственники помещений в многоквартирном доме приобретают право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен данный дом, с момента государственной регистрации права собственности на помещения.

В том случае, если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично – правового образования.

По смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

Такое разъяснение правовых норм дано в пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав». 

Суд первой инстанции правильно указал, что собственники помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, фактически осуществляют владение и пользование несформированным земельным участком наравне с собственниками помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым сформирован.

Сам по себе факт расположения дома на земельном участке уже предполагает, что собственники пользуются данным участком и, соответственно, должны содержать его в надлежащем состоянии. Отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок не свидетельствует об отсутствии в составе общего имущества многоквартирного дома земельного участка, на котором дом расположен, и о невыполнении ответчиком работ по уборке придомовой территории.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствие сформированного и прошедшего государственный кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом, в котором проживает истица, не влияет на определение её доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме и не позволяет ей не оплачивать уборку придомовой территории.

https://www.youtube.com/watch{q}v=WT9Kk4NcpVw

Учитывая указанные обстоятельства, а также отсутствие доказательств невыполнения ответчиком работ по уборке территории, суд первой инстанции правомерно отказал истице в удовлетворении заявленных ею требований о возврате денежных средств, оплаченных за работы по уборке придомовой территории».

С уважением, Ильмира Носик

Процесс оформления зависит от некоторых нюансов. Может быть три типа ситуаций относительно этой территории:

  1. дом введён в эксплуатацию до принятия Жилищного Кодекса, и при этом участок вокруг него сформирован.
  2. Дом принят до этого времени, но участок не сформирован.
  3. Здание построено после 2005 года.

Как приватизировать земельный участок около многоквартирного дома

Жилищный Кодекс вступил в силу с 1 марта 2005 года.

В первом случае процедура достаточно простая. Нужно провести собрание собственников, посвящённое этому вопросу.

Созвать его имеет право любой владелец квартиры в этом доме.

Чтобы решение имело законную силу, надо, чтобы участвовало такое количество собственников, у которого более половины голосов.

Голоса считаются пропорционально доле в общей собственности, т. е. площади квартир.

Собрание проводит председатель. Решение принимается большинством голосов.

В процессе оформляются такие документы, как:

  • лист регистрации собственников (или их представителей);
  • протокол общего собрания;
  • и т. п.

Если большинство согласно, выбирается представитель. Им в органы местного самоуправления или исполнительной власти направляется заявление с просьбой о приватизации.

В нём необходимо указать:

  1. куда оно подаётся (название органа).
  2. От кого (ФИО, адрес проживания, можно указать и контактный телефон).
  3. Адрес и кадастровый номер квартиры.
  4. Просьбу предоставить в собственность участок, на котором располагается здание.
  5. Список приложений.
  6. Дату.

Заявления составляется в двух экземплярах. Один из них остаётся у собственников (их представителе), на нём нужно поставить отметку о приёме. При отказе в приватизации с ним можно будет обращаться в суд.

Потребуется приложить такие документы:

  • Как приватизировать земельный участок около многоквартирного домапаспорт;
  • технический план участка (можно получить в БТИ);
  • кадастровый план участка;
  • решение общего собрания;
  • план многоквартирного дома.

В течение двух недель после этого должно быть принято решение. О нём письменно извещается заявитель.

Во второй ситуации предварительно придётся определить границы территории. Для этого проводится процедура межевания. Для её проведение придётся пригласить кадастрового инженера.

Эта услуга платная, обойдётся примерно в 15 – 35 тысяч рублей (стоимость зависит от размера и «изломанности» территории, а также от региона и расценок конкретной компании). Затем участок ставится на кадастровый учёт в «Росреестре». И только после этого можно заниматься оформлением в собственность.

Внимание! Во всех случаях приватизация территории бесплатна.

https://www.youtube.com/watch{q}v=bSGdWXOV7f8

При строительстве новостроек оформлением придомового участка занимается компания-застройщик. Покупающие квартиры приобретают и долю собственности в нём. Это удобнее, но увеличивает стоимость недвижимости.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector