- Какими правами обладает коммерческий директор
- Должностная инструкция коммерческого директора: структура и основные положения
- Что должен уметь претендент на должность
- Как найти работу
- Специальные знания коммерческого директора
- Полномочия коммерческого директора
- Условия труда
- Несоблюдение правил и невыполнение обязанностей
Какими правами обладает коммерческий директор
Человек, занимающий должность коммерческого директора, обладает не только обязанностями, но также и рядом прав в организации:
- принятие самостоятельных решений касательно эффективного сбыта продукции в рамках компетенции;
- возможность выдвигать генеральному директору предложения по совершенствованию работы предприятия;
- право премировать подчиненных за особые заслуги (или же подавать подобные ходатайства управляющему);
- возможность принимать участие в коллективных органах предприятия, когда дело касается совершенствования производственного процесса, расширения каналов сбыта, а также вопросов маркетинговой политики.
Коммерческий директор несет достаточно серьезную ответственность за деятельность организации. Она подразумевает следующие моменты:
- организацию процессов по сбыту продукции и доставку ее до промежуточного или конечного потребителя;
- соблюдение не только собственной трудовой дисциплины, но также и контроль данных процессов касательно подчиненных;
- обеспечение полной конфиденциальности всей информации касательно организации производства, технологических особенностей, финансовых операций, маркетинговых методов и так далее;
- обеспечение надлежащих условий труда своих подчиненных;
- ответственность за безопасность, в том числе и пожарную, в тех помещениях, где находятся подконтрольные коммерческому директору подразделения.
Коммерческий директор имеет множество обязанностей, для выполнения которых ему нужны соответствующие права. Как правило, все специалисты, согласно должностным инструкциям, наделяются определенными правами.
- представление интересов организации в рамках имеющейся компетенции в госструктурах, сторонних компаниях и учреждениях;
- определение должностных обязанностей подчиненных, внесение предложений по повышению эффективности их работы;
- участие в разработке документации (инструкций, приказов, договоров), напрямую касающейся сферы деятельности коммерческого директора;
- требование от руководства организации создания необходимых условий для эффективного выполнения подчиненными коммерческого директора возложенных на них функциональных обязанностей.
- нарушения выполнения должностных обязанностей (недобросовестное отношение к работе, несвоевременное выполнение задач и т. д.);
- разглашения конфиденциальных сведений или информации, которая относится к коммерческой тайне;
- невыполнения приказов, инструкций и требований локальных нормативных актов организации;
- нарушения трудового законодательства;
- невыполнения требований техники безопасности и т. д.
Должностная инструкция коммерческого директора: структура и основные положения
- наличие высшего образования (экономического, финансового или технического);
- знание современного отечественного гражданского, коммерческого и финансового законодательства;
- понимание принципов разработки бизнес-планов, наличие соответствующих навыков;
- наличие навыков эффективного ведения переговоров, заключения финансово-хозяйственных соглашений;
- понимание основных принципов ведения рекламных и маркетинговых компаний;
- наличие сильных лидерских и коммуникативных качеств.
Кроме того, часто к кандидатам на должность коммерческого директора предъявляются требования, касающиеся знания иностранных языков и наличия успешного опыта работы на аналогичных должностях. Приветствуется и опыт автоматизации бизнес-процессов.
В каждой компании функции и задачи коммерческого директора могут отличаться.
- организация долгосрочного и краткосрочного планирования получения прибыли;
- управление материально-техническим снабжением компании;
- организация выпуска, хранения и реализации продукции (выполнения работ, предоставления услуг);
- разработка планов продаж, контроль работы соответствующего отдела;
- контроль своевременной подготовки внутренней отчетности по выполнению планов по областям деятельности (продажи, снабжение и прочее);
- анализ финансово-экономических показателей работы организации;
- контроль расходования финансовых ресурсов организации;
- контроль выполнения договорных условий по сделкам, связанным с предпринимательской деятельностью организации;
- проведение переговоров от лица организации с представителями поставщиков, подрядчиков, с покупателями и другими лицами;
- представление интересов организации на профильных мероприятиях, выставках и форумах.
Также он принимает участие в формирование ценовой политики компании и ее финансовой деятельности, расширении деловых связей, мониторинге рыночной ситуации и выполняет многие другие функции.
Должностная инструкция коммерческого директора, как и большинство других документов аналогичного назначения, может состоять из следующих основных блоков:
- Общих положений.
Здесь могут присутствовать формулировки:
- о принадлежности должности коммерческого директора к группе руководителей фирмы;
- устанавливающие порядок назначения, подчиненность коммерческого директора;
- о порядке перехода полномочий коммерческого директора иным лицам в соответствии с локальными нормативными актами;
- о квалификационных требованиях к кандидатам на должность коммерческого директора;
- о нормативной базе, на которую человек, занимающий соответствующую должность, обязан опираться в своей трудовой деятельности.
- Блок, регламентирующий должностные обязанности коммерческого директора в ООО или хозяйственном обществе иного типа.
К числу типичных обязанностей коммерческого директора, которые отражаются в должностных инструкциях, можно отнести:
- руководство процессами материального и технического снабжения фирмы;
- руководство сбытом, хранением, транспортировкой продукции (либо работой подразделений, которые отвечают за оказание услуг);
- организацию составления и оптимизации производственных и финансовых планов, постановки целей и задач в области ведения продаж;
- организацию разработки внутрикорпоративных нормативов и положений в области снабжения производства и сбытовых подразделений;
- организацию разработки внутрикорпоративных стандартов качества товаров и услуг;
- консультативную и практическую помощь подчиненным сотрудникам и специалистам сторонних подразделений в вопросах продаж (и иных, что находятся в компетенции коммерческого директора);
- контроль над работой подчиненных, стимулирование подчиненных к достижению поставленных целей, содействие успешного решения ими текущих задач;
- контроль над своевременным составлением отчетности, планов, справок и разъяснений, в том числе предоставляемых по требованию тех или иных уполномоченных лиц;
- контроль над выполнением планов в части достижения установленных финансовых показателей деятельности предприятия;
- участие в проведении переговоров с партнерами фирмы, клиентами, инвесторами, кредиторами, заключение сделок от имени фирмы в пределах своей компетенции;
- взаимодействие с государственными, муниципальными, международными организациями в пределах своей компетенции;
- представительскую работу — в рамках участия в семинарах, конференциях, выставка;
- работу со СМИ — в пределах своей компетенции.
- Блок, в котором отражаются права коммерческого директора.
Чаще всего коммерческий директор хозяйственного общества имеет следующие права:
- на представление интересов фирмы в правоотношениях со сторонними организациями — частными, государственными, муниципальными, международными;
- на постановку задач перед подчиненными и применение в установленном порядке дисциплинарных мер в случае их невыполнения;
- на участие в реализации кадровой политики в рамках подчиненных подразделений фирмы;
- на получение от других сотрудников необходимых ресурсов и информационной поддержки в целях, предусмотренных должностной инструкцией;
- на участие в заседаниях руководящих органов предприятия в случаях, которые предусмотрены локальными нормативными актами;
- на участие в разработке локальных нормативных актов;
- на внесение на рассмотрение руководством фирмы различных вопросов по оптимизации работы подразделений фирмы, ответственных за ведение политики продаж;
- на получение доступа к необходимым организационно-техническим ресурсам и документам в целях решения задач, возникающих в ходе работы.
Безусловно, приведенный нами перечень прав и обязанностей коммерческого директора нельзя считать закрытым. Отмеченные нами выше факторы — размер бизнеса, специфика целевой аудитории, особенности сегмента ведения бизнеса — могут предопределять дополнение или расширение приведенных прав и обязанностей сотрудника.
- Блок, в котором отражается ответственность сотрудника.
Формулировки, которые обычно присутствуют в данной части инструкции, довольно стандартны: они отражают тот факт, что коммерческий директор несет ответственность за невыполнение своих обязанностей, нарушения положений локальных нормативных актов, законов — регулирующих гражданские или трудовые правоотношения.
Инструкции должностные коммерческого директора позволяют выделить ряд обязательных функций, выполнение которых подразумевает данная должность:
- определение и расширение каналов сбыта товаров и услуг;
- составление перспективных стратегических планов;
- ведение переговоров с поставщиками и покупателями;
- руководство деятельностью касательно продаж;
- контроль исполнения бюджета;
- разработка и выполнение маркетинговой политики;
- разработка мероприятий по сокращению расходной части.
Что должен уметь претендент на должность
Это непростая работа. Коммерческий директор должен уметь выполнять достаточно широкий спектр обязанностей. В связи с этим претендент на эту ответственную должность должен обладать целым рядом знаний и навыков:
- уметь регулировать движение готовой продукции как внутри предприятия, так и за его пределами;
- знать тонкости составления бюджета;
- обладать умением поиска каналов сбыта;
- иметь базовые знание касательно управления кадрами предприятия;
- обладать навыками ведения переговоров;
- быть хорошо знакомым с разработкой рекламных проектов.
Как найти работу
Чтобы определить качество работы коммерческого директора и добросовестность выполнения обязанностей, периодически проводятся проверки. Этим могут заниматься следующие лица или органы:
- ежедневным контролем занимается непосредственно генеральный директор организации, который достаточно тесно взаимодействует с коммерческим директором практически по всем вопросам, связанным с управлением;
- не реже, чем раз в два года специальная аттестационная комиссия проводит проверку всей документации, а также результатов деятельности коммерческого директора.
И в первом, и во втором случае работа данного специалист оценивается по определенным показателям: качество выполнения задач, а также полнота и точность составления отчетности.
Безусловно, для многих соискателей довольно желанной является такая должность, как коммерческий директор. Вакансии в данной сфере имеются постоянно, так как фирмы стремятся найти наиболее профессиональных и ценных сотрудников. Но далеко не всех примут на такую должность.
Обязательным условием при трудоустройстве будет наличие высшего образования в сфере экономики или маркетинга. Кроме того, совокупный стаж на руководящих должностях должен составлять не менее 5 лет. Таким образом, если вы только что закончили ВУЗ или ранее не имели опыта управления, то вам вряд ли удастся сразу стать коммерческим директором.
Если вы хотите попасть в престижную организацию, предоставляющую достойную оплату труда и условия работы, то не стоит искать вакансии в интернете или в газетах. Самый лучший вариант — это напрямую отправить свое резюме в те фирмы, где вы хотели бы работать.
В 80% случаев крупные организации предпочитают назначать на должность коммерческого директора своих же сотрудников, которые имеют достаточный опыт работы и хорошо знакомы со структурой и спецификой работы предприятия. Поэтому если вам сразу не удастся заполучить высокий пост, это еще не повод опускать руки.
Интересным фактом можно считать то, что ряд предприятий не видит нужды в коммерческом директоре. Речь идет в основном об организациях-монополистах, для которых сбыт продукции не представляет собой особой проблемы. Также данная должность не является необходимой в том случае, когда обязанности по организации поставок и продаж уже распределены между отдельными лицами или подразделениями.
Каждая сфера деятельности формирует специфику работы коммерческого директора.
- знать правила приемки, хранения и сертификации продукции;
- ориентироваться в конъюнктуре профильных товаров и в конкурентной среде;
- уметь применять основные методики анализа и прогнозирования торговли (SWOT, маржинальный анализ и другие методики);
- понимать специфику организации сбыта продукции.
Обязанности коммерческого директора, работающего в сфере общественного питания, немного шире: это организация полного цикла работы, от оснащения предприятий общепита до сбыта готовой продукции; умение просчитывать открытие новых объектов и расширение каналов реализации продукции и услуг.
- хорошо ориентироваться в строительных и инжиниринговых услугах;
- понимать принципы развития строительного рынка, уметь анализировать его текущее состояние;
- разбираться в особенностях подготовки документации для участия в конкурсах и тендерах, а также для заключения договоров.
- знать основы технологии производства и сертификации товаров;
- владеть информаций о производственных мощностях и экономике производства.
Специальные знания коммерческого директора
Коммерческий директор компании должен досконально ознакомиться со следующей информацией о работе организации:
- нормами закона, регулирующими деятельность коммерческих предприятий;
- организационной структурой компании;
- исчерпывающей информацией об ассортименте продукции и технологии ее изготовления;
- методами исследования и анализа существующих рынков, а также способами поиска новых;
- имеющимися, а также перспективными или резервными каналы сбыта;
- общей информацией о состоянии дел в отрасли, в которой работает организация;
- правилами и порядком заключения договоров с поставщиками и покупателями;
- теоретическими аспектами маркетинга;
- зарубежными передовыми практиками по управлению маркетинговой и сбытовой деятельностью;
- нормами обеспечения безопасности труда рабочих.
Полномочия коммерческого директора
Конечно же, главным лицом, которое руководит всеми процессами в организации, является генеральный директор. Коммерческий директор же имеет под своим контролем и в своем подчинении следующие подразделения предприятия:
- отделы рекламы и маркетинга, которые создают имидж организации во внешней среде;
- отдел по связям с общественностью, который обеспечивает узнаваемость предприятия;
- отдел сбыта, который определяет каналы продаж, а также отдел логистики, который определяет наиболее выгодные пути доставки товара от производителя к потребителю;
- складская служба, куда поступает сырье и материалы, а также неотгруженная продукция.
Условия труда
Работа коммерческого директора имеет ряд характеристик и особенностей:
- режим труда и распорядок рабочего дня определяется внутренним трудовым распорядком (тем не менее, ввиду высокой ответственности иногда необходимо задерживаться сверхурочно);
- одной из обязанностей коммерческого директора является выезд в командировки, связанные с необходимостью деловых переговоров с поставщиками или покупателями продукции;
- в некоторых случаях коммерческому директору предоставляется служебный транспорт ли же покрывается стоимость топлива, израсходованного в ходе деловых поездок;
- коммерческий директор имеет право подписи ряда документов, которые входят в зону его ответственности и должностных обязанностей.
Несоблюдение правил и невыполнение обязанностей
К коммерческому директору могут быть применены санкции и взыскания в следующих случаях:
- ненадлежащее выполнение своих обязанностей или уклонение от них;
- неисполнение распоряжений и указаний вышестоящего руководства;
- превышение служебных полномочий или же использование должностного положения для достижения материальных или прочих личных целей;
- предоставление недостоверной информации и отчетности руководству или государственным органам;
- халатное отношение к пожарной безопасности и прочим обстоятельствам, которые представляют угрозу жизни и здоровью сотрудников;
- личное несоблюдение трудовой дисциплины, а также непринятие мер по обеспечению ее среди работников;
- уголовные, административные или гражданские правонарушения;
- нанесение материального ущерба организации, который возник как в результате неправомерных действий, так и в итоге халатного бездействия.