Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)

Разрешена ли съемка в общественных местах

Где снимать нельзя

Запрещается вести съемку:

  • на заседаниях Госдумы и Совета Федерации;
  • на засекреченных и стратегических объектах, охраняемых законом о государственной тайне;
  • в зданиях ФСБ, Министерства обороны, Госстроя, Министерства топлива и энергетики, Ространснадзора, Таможенной службы;
  • с борта иностранного судна, если объектом съемки выступает российский военный корабль.

Кроме того, в некоторых случаях для проведения съемки потребуется официальное разрешение руководящего должностного лица государственного учреждения.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytpolicyandsafetyru

Например, без резолюции начальства запрещено снимать:

  • на судебных заседаниях по уголовным делам (п. 5 ст. 241 УПК РФ) и делам об административных правонарушениях (п. 3 ст. 24.3. КоАП РФ);
  • в исправительных учреждениях (п. 5 ст. 24 УИК РФ);
  • в пограничной зоне, на расстоянии менее 5 км от государственной границы РФ (п. «б» ст. 10 приказа ФСБ РФ от 07.08.2017 № 454).

Запретов на это законодательство не содержит. В части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В соответствии с принципом публичности и открытости, установленным статьей 8 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции», деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

Открытость и доступность информации о деятельности государственных органов гарантирует и статья 4 Федерального закона от 9 февраля 2009г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Похожий принцип «публичности и открытости деятельности государственных органов» закреплен и в статье 3 Федерального закона от 25 декабря 2008г.

zapret.jpg

Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 года № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» (п. 3) устанавливает, что деятельность государственных органов осуществляется на принципах информационной открытости, что может выражаться, в частности, «в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан».

Кроме того, если речь идет о сотрудниках ГИБДД, то фиксировать свой разговор с ними разрешено Приказом МВД России от 2 марта 2009 г. № 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения».

Необходимо принимать во внимание, что в каждом конкретном случае при решении вопроса о возможности и порядке проведения фото- и видеосъемки следует исходить из необходимости соблюдения конституционных прав каждого гражданина, с одной стороны, на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом, а с другой – на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (статья 23 Конституции Российской Федерации), на охрану своего изображения (статья 152.

1 Гражданского кодекса Российской Федерации), защиту сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (статья 12 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»), защиту государственной и иной охраняемой законом тайны (статья 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993г. №5485-1 «О государственной тайне»).

В случае существующего запрета на фото- и видеосъёмку сотрудник полиции в соответствии со статьей 5 Федерального закона «О полиции» должен разъяснить причину и основания этого запрета, то есть указать нормативный правовой акт, запрещающий съёмку.

Согласно статье 24 Конституции Российской Федерации граждане могут фотографировать и снимать на видеокамеру:

  • на пресс-конференциях (если организаторы не запрещают видеосъёмку);

  • участников демонстраций, акций протеста, выступающих на этих мероприятиях;

  • участников происшествий и столкновений;

  • любых людей, случайно попавших в кадр при съёмке всего вышеперечисленного (когда съёмка таких людей не является целью), если человек не возражает (не закрывается руками, не протестует иным образом) или прямо соглашается на видеосъёмку.

Следует также обратить внимание, что в зданиях отделов внутренних дел, в соответствии с Инструкцией по обеспечению режима секретности в ОВД РФ, утвержденной приказом МВД России от 11 марта 2012 года №015 (далее – Инструкция), устанавливается пропускной режим, в рамках которого могут быть введены запреты и на съёмку.

Разрешена ли съемка в общественных местах

Таким образом, пропуск посетителей на территорию органа внутренних дел по решению руководителя (заместителя руководителя) органа внутренних дел или уполномоченного им сотрудника возможен. Вместе с тем, осуществление съемки на такой территории (кроме комнат для приема граждан) запрещено.

Не требуется отдельного разрешения для проноса сотовых телефонов, но съёмка ими на режимной территории запрещена все равно. За нарушение такого запрета может быть применена статья 19.3 КоАП Российской Федерации, устанавливающая ответственность за неповиновение законному требованию сотрудника полиции.

О чем должен помнить сотрудник полиции при общении с гражданином:

  • на форменной одежде сотрудника полиции, несущего службу в общественных местах, размещается нагрудный знак, позволяющий идентифицировать сотрудника полиции;

  • при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения.

  • в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

  • сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

Съемка детей без согласия родителей

Не требуется согласия граждан, если съемка производится в общественном месте, и люди попадают в кадр случайным образом, например:

  • фотографирование туристических достопримечательностей;
  • съемка на публичных мероприятиях (концерты, конференции, собрания, съезды, спортивные соревнования и пр.);
  • видеозапись на улице или в помещении, сделанная журналистом для новостного сюжета;
  • съемка правонарушения свидетелем или участником такого происшествия и т. д.
Предлагаем ознакомиться:  Как рассчитать пени за кредит

Кроме того, вести съемку гражданина без его разрешения могут работники спецслужб при проведении оперативно-розыскных мероприятий (ст. 6 закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ) и сотрудники ГИБДД, контролирующие соблюдение правил дорожного движения.

В соответствии со ст. 24 Конституции РФ сбор, использование, распространение и хранение информации о частной жизни лица допускается только с его согласия.

В силу положений ст. 152 ГК РФ опубликовать фото или видео человека также возможно только с его разрешения. После смерти гражданина его изображение может быть использовано исключительно с согласия его наследников.

Таким образом, если объектом съемки является определенный человек, который находится в центре кадра на фотографии (либо его изображение занимает более 60% кадра) или выступает в качестве основного действующего лица на видеозаписи, то использование полученного материала без ведома этого гражданина будет являться нарушением неприкосновенности частной жизни. При этом место проведения съемки значения не имеет.

Исключением является ситуация, когда человек позирует в качестве модели за определенную плату, в таком случае право на полученное изображение переходит к его автору (фотографу, видеооператору и пр.), то есть согласие гражданина на обнародование и распространение материала не требуется.

53113_1000.jpg

Нарушение неприкосновенности частной жизни карается по ст. 137 УК РФ, и наказание может быть достаточно серьезным, в том числе в виде лишения свободы на срок до 2 лет.

При этом следует отметить, что удалить снимок (видеозапись) с памяти устройства и иных носителей автор обязан только по решению суда. В остальных случаях принуждение является неправомерным, поскольку нарушает положения ст. 44 Конституции РФ (о гарантиях свободы творчества).

Как указывалось выше, использование изображения гражданина возможно только с его согласия. В соответствии со ст. 64 СК РФ защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.

Заключение сделки на проведение съемки малолетнего ребенка, в том числе за вознаграждение, также осуществляется его законными представителями (ст. 28 ГК РФ).

Следовательно, снимать ребенка без согласия родителей (усыновителей, опекунов) запрещено.

Но если несовершеннолетний попал в кадр случайно или во время проведения обзорной съемки публичного мероприятия (школьные концерты, утренники в детском саду, спортивные соревнования и т. п.), то разрешение законных представителей на использование полученного материала не требуется.

Также допускается обнародование фото- или видеозаписей без согласия родителей при наступлении экстренных ситуаций (например: ребенок пропал без вести и необходимо срочно проинформировать общественность).

Какую ответственность законодательство устанавливает за препятствия съёмкам{q}

Основная статья, которая применима при незаконных ограничениях съёмки — «Самоуправство». Если оно не причинило существенного вреда, то это — административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.1 КоАП Российской Федерации. Если существенный вред все же причинен — то уже преступление (ст. 330 Уголовного кодекса Российской Федерации).

https://www.youtube.com/watch{q}v=https:accounts.google.comServiceLogin

Если сотрудник полиции незаконно препятствует съёмке, он несет ответственность за превышение должностных полномочий по статье 286 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Эти же нормы могут быть применены и при удалении фотографий с карты памяти фотоаппарата: закон (статья 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации) предусматривает уничтожение экземпляров произведения только в том случае, когда эти экземпляры являются контрафактными, то есть, когда при их создании были нарушены авторские права.

А изъятие самой камеры или флеш-карты — это уже «грабёж», предусмотренный ст. 161 Уголовного кодекса Российской Федерации, то есть, «открытое хищение чужого имущества». Стоимость изъятого значения не имеет, состав преступления будет в любом случае.

Скрытая видеосъемка

На территории РФ использование аппаратуры скрытой видеозаписи (фотосъемки) находится под запретом, причем за покупку, продажу и применение средств, предназначенных для негласного получения информации, предусмотрена уголовная ответственность по ст. 137, 138, 138.1 УК РФ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.07.1996 № 770, положения которого устанавливают правила лицензирования деятельности по реализации устройств для негласного получения информации, использовать такую аппаратуру имеют право только сотрудники органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Предлагаем ознакомиться:  Бланк заявления на квоту РВП: бланк, образец заполнения

Перечень таких органов приведен в ст. 13 закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ. К ним относятся: ОВД, ФСБ, Служба внешней разведки, ФСИН, Федеральная служба охраны, Таможенная служба.

Самое важное – постараться вести себя как можно более естественно.

1. Никогда не смотрите в камеру. Лучше всего о ней вообще забыть. Вы разговариваете со своим собеседником, поэтому и смотреть надо на него, если вы общаетесь с группой людей, обращайтесь к тому, кто задал вопрос.

2. Не опускайте глаза и не отводите взгляд в сторону, а тем более их не закатывайте. Вас можно уличить в неискренности.

3. Держитесь спокойно, с достоинством.

4. Следите за выражением вашего лица. Оно должно гармонизировать с содержанием сказанного. Понятно, что улыбка производит более благоприятное впечатление, чем печальный вид. Разговор о несчастье «с улыбкой на устах» может запомниться надолго.

5. Сохраняйте внутренне спокойствие. Даже если вам кажется, что вопрос поставлен некорректно, а то и вовсе провокационно, не теряйте самообладания. Ваше раздражение по отношению к гражданину вызовет ответный всплеск неприятия вашей персоны у зрителя, а при умелом монтаже и неприязнь.

6. Не складывайте руки на груди. Это говорит о том, что вы не готовы к открытому диалогу, а то и вообще ушли в глухую защиту.

7. Не держите руки в карманах. Это говорит о вашей неопрятности, неуважении к собеседнику и даже может свидетельствовать о недостоверности предоставляемых вами сведений. Кроме того, неизбежно возникнет соблазн поиграть мелочью и позвенеть ключами, а это – ненужное шумовое сопровождение.

8. Не ставьте руки на бедра. Это показатель вашего агрессивного настроения.

9. Не размахивайте руками, подкрепляя жестами сказанное. Но уж если вы обычно помогаете себе жестикуляцией, держитесь в рамках приличия.

10. Не прикрывайте рукою рот. Кроме нарушения артикуляции этот жест может рассматриваться как неуверенность и стыдливость.

11. Не сидите с расставленными широко ногами, положив руки на колени.

12. Не сидите нога на ногу. Не вы смотрите телевизор, а смотрят на вас. Мнимая расслабленность – не лучший для вас союзник. Кроме того, такая поза создает невидимый барьер между вами и корреспондентом. Вполне допустимо скрестить ноги в области лодыжек. При этом надо следить за тем, чтобы носки были темного цвета и покрывали икры.

В практической деятельности органов внутренних дел Российской Федерации особую сложность вызывает предоставление информации о деятельности полиции, когда она непосредственно связана с осуществлением уголовно-процессуальных и иных процессуальных полномочий.

https://www.youtube.com/watch{q}v=upload

Рассмотрим подробнее правовые основания осуществления видеосъемки, видеозаписи, видеофиксации и криминалистической видеозаписи в ходе производства следственных действий.

В статье 29 Конституции Российской Федерации провозглашено, что каждому гарантируется свобода мысли и слова (ч. 1); никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них (ч. 3); каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4);

гарантируется свобода массовой информации, цензура запрещается (ч. 5). На основании ст.ст. 23, 24 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), признается персональными данными. Под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (п. п. 1, 3 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»).

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», в Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» в статье 11 определено, что полиция использует технические средства, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации, при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности.

В статье 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» установлено, что в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

Данные оперативно-розыскные мероприятия не сопряжены с ограничением прав и свобод граждан, вследствие чего не требуют судебной санкции и отражения в процессуальных документах – протоколах.

На основании ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» запрещается использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации не уполномоченными на то данным Федеральным законом физическими и юридическими лицами.

Предлагаем ознакомиться:  Срок лишения спец права

Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 152.1 предусматривает, что обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина допускаются только с согласия этого гражданина. Такого согласия не требуется, когда изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования.

Из содержания данной нормы следует, что согласие гражданина при съемке на публичных мероприятиях, не требуется, когда такое изображение не является основным объектом использования. Изображение гражданина, полученное в местах, свободных для посещения, или на публичных мероприятиях, не может быть обнародовано или использовано, когда такое изображение является основным объектом использования.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», регулируя отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой государственными, муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, предусматривает принятие мер по обеспечению безопасности персональных данных.

По смыслу пункта 1 части 1 статьи 3, части 1 статьи 6, статьи 7, частей 2, 3 статьи 9 названного Федерального закона обработка персональных данных, к которым отнесена любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе их распространение и предоставление, при отсутствии согласия субъекта персональных данных на их обработку допускается только в случаях, предусмотренных законом.

В соответствии с частью 8 статьи 164 и частью 2 статьи 166 УПК РФ в ходе производства следственного действия ведется протокол; протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. При производстве следственного действия могут также применяться стенографирование, фотографирование, киносъемка, аудио- и видеозапись. Стенограмма и стенографическая запись, фотографические негативы и снимки, материалы аудио- и видеозаписи хранятся при уголовном деле.

Данные следственные действия не сопряжены с ограничением прав и свобод граждан, вследствие чего не требуют судебной санкции, но требуют отражения в процессуальных документах – протоколах следственных действий.

Различное по характеру нормативное правовое регулирование вопросов получения и собрания информации, в том числе в свете особенностей доказывания, закрепленное вышеуказанными нормативными правовыми актами, предопределило ряд неясных вопросов, связанных с проведением видеосъемки.

Так, 23.04.2013 на федеральном сайте АПК «Официальный интернет-сайт МВД России»1 размещены видеоматериалы, предоставленные сотрудниками ГУЭБиПК МВД России в качестве сопровождения информационного сообщения о хищении бюджетных денежных средств при участии работников банка АКБ «Б.» (ЗАО).

После размещения видеоматериалов на официальном сайте МВД России стороной защиты в адрес МВД России направлено требование об удалении указанных сведений, как недопустимых (полученных с нарушением закона): в протоколе следственного действия «обыск» следователем указано, что при его производстве технические средства видеофиксации не применялись. Также защитой заявлено о разглашении сотрудниками пресс-службы данных предварительного расследования.

Съемка в магазинах, ресторанах, кафе

В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ собственник имеет право совершать любые действия в отношении своего имущества, не противоречащие закону и не нарушающие права и интересы других лиц.

Торговые залы магазинов, а также залы для обслуживания посетителей общепита, клиентов банка, помещения, предназначенные для приема граждан в государственных учреждениях, являются публичными местами, открытыми для свободного посещения.

Согласно закону от 07.02.1992 № 2300-1 (о правах потребителя) каждый человек имеет право подробно ознакомиться с полной информацией о товаре, в том числе сфотографировать необходимые сведения для дальнейшей проверки.

Зачастую сотрудники службы безопасности препятствуют проведению съемки, ссылаясь на нормы закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ (о коммерческой тайне). Такие действия являются неправомерными.

В соответствии со ст. 3 вышеуказанного закона информация, составляющая коммерческую тайну, представляет собой сведения ограниченного доступа, которые не должны храниться в местах общего пользования.

Согласно ст. 5 № 98-ФЗ не могут составлять коммерческую тайну сведения, обязательность раскрытия которых установлена федеральными законами.

При этом любые внутренние приказы, правила и инструкции, действующие в учреждениях, распространяются исключительно на работников этих учреждений и не могут применяться по отношению к третьим лицам.

Таким образом, каждый посетитель имеет полное право снимать ценники в магазинах, табло курсов валют в банках, меню в ресторанах и т. д.

Если сотрудники службы безопасности учреждения препятствуют гражданину при проведении съемки, то такое нарушение квалифицируется как самоуправство и карается по ст. 19.1 КоАП РФ.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytaboutru

В случае если человеку или его имуществу был нанесен существенный вред (например: была разбита камера), то такие действия считаются преступлением, ответственность за которое регламентируется ст. 330 УК РФ. А незаконное изъятие записывающей аппаратуры (карты памяти устройства) является хищением чужого имущества и карается как грабеж в соответствии со ст. 161 УК РФ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector