Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-26 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-74-92 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 550-95-86 (бесплатно)

Чем отличаются нормативные акты от правовых

Сравнение правовых и нормативных правовых актов

Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объему и характеру действия; субъектам, их издающим.

По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования.

В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.

Нормативно-правовые акты классифицируются также по содержанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной, отрасли права (например, трудовое, семейное, уголовное законодательство).

— на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории;

— на акты ограниченного действия — распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;

— на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).

По основным субъектам государственного правотворчества нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).

Закон – это главный и преимущественный нормативно-правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Определение закона можно сформулировать следующим образом: это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.

1) законы принимаются высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума;

2) законы принимаются по основным, наиболее существенным вопросам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов личности;

3) законы принимаются в особом законодательном порядке, что не присуще подзаконным нормативно-правовым актам. Принятие закона включает в себя четыре обязательные стадии: внесение законопроекта в законодательный орган; обсуждение законопроекта; принятие закона; его опубликование (обнародование). Принятие закона в результате референдума также осуществляется в законодательном порядке, предусмотренном Законом о референдуме;

4) законы не подлежат контролю или утверждению со стороны какого-либо другого органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью. Конституционный или другой аналогичный суд может признать закон, принятый парламентом, неконституционным, однако отменить его может только законодательный орган;

5) законы представляют собой ядро всей правовой системы государства, они обусловливают структуру всей совокупности нормативно-правовых актов, юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно-правовых актов по отношению друг к другу.

Ведущее и определяющее положение законов в системе нормативно-правовых актов государства выражает одно из основных требований законности — верховенство закона в регулировании общественных отношений. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Он должен быть приведен в соответствие с законом или немедленно отменен.

В свою очередь законы подразделяются на конституционные и обыкновенные. Конституционные законы определяют основные начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организаций. На основе конституционных законов строится и детализируется вся система нормативно-правовых актов.

Подзаконные нормативно-правовые акты – это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Эффективное регулирование общественных отношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами.

По своему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной власти. По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты.

1. Общие подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. По своей юридической силе и значению в системе правового регулирования общие подзаконные акты следуют за законами. Посредством подзаконных актов осуществляется государственное управление обществом, координируются экономические, социальные и другие вопросы общественной жизни.

– нормативные указы президента;

– постановления правительства.

2. Местные подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Их издают местные органы представительной власти и органы местного самоуправления. Действие этих актов ограничено подвластной им территорией. Нормативные предписания местных органов государственной власти и управления обязательны для всех лиц, проживающих на данной территории.

3. Ведомственные нормативно-правовые акты (приказы, инструкции). В ряде стран определенные структурные подразделения правительственных органов (министерства, ведомства) также наделяются право-творческими функциями, которые делегируются законодательной властью, президентом или правительством. Это нормативно-правовые акты общего действия, однако они распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, банковские, транспортные, государственно-кредитные и другие).

4. Внутриорганизапионные подзаконные акты. Это такие нормативно-правовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. В рамках, определенных актами высшей юридической силы, внутриорганизационные нормативные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности государственных учреждений, предприятий, воинских частей и других организаций.

Система нормативно-правовых актов современных государств неоднородна. Это объясняется особенностями форм государственного правления, многовековыми традициями отдельных стран, национальными и другими факторами. Тем не менее подавляющее большинство нормативно-правовых систем строится по признаку степени юридической силы акта..

Степень юридической силы нормативно-правовых актов может быть различна, но степень обязательности содержащихся в них норм абсолютно одинакова для всех тех, к кому относятся их предписания. Это принципиальное положение составляет основу функционирования правового государства.

Акты судебной власти – решения судебных органов приобретают нормативный характер в результате обобщения судебной практики, которая в своей основе носит индивидуальный, правоприменительный характер. Судебная практика выступает источником права в тех случаях, когда в силу неясности, противоречивости или неопределенности нормативных предписаний суд вынужден конкретизировать или уточнять содержание правовых норм или создавать новые нормы вследствие обнаруженных пробелов в праве.

Нормативно-правовые акты создаются различными правотворческими органами государства. Они имеют неодинаковую юридическую силу, несовпадающее временное действие, распространяются на различных субъектов и разное территориальное пространство. Естественно, что с течением времени между ними появляются противоречия.

Систематизация законодательства преследует цель стабилизации правопорядка, приведения нормативно-правового регулирования в инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование общественной жизни, наиболее эффективное управление государственными делами в интересах личности.

Систематизация нормативно-правовых актов (законодательства) — это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм.

2.4. Действие правового акта по предмету

Прежде всего, говоря о пределах действия нормативных правовых актов во времени, в первую очередь следует учесть такие существенные моменты, как вступление в действие нормативного правового акта и прекращение его действия.

Основывая свои законные требования на правовой норме или защищаясь с ее помощью от необоснованных претензий, необходимо точно знать, действовала ли она в момент нарушения права и возникновения спорных отношений.

Действие правового акта во времени по праву считается одним из важнейших пределов действия. В эту характеристику затянуты такие понятия, как сила и действие правового акта, его опубликование, обратная сила и «переживание». Во многом действие во времени имеет отношение к государственно-правовому режиму. По этим причинам данному параметру исследователи уделяют большинство внимания.

Основными характеризующими моментами для действия нормативно-правовых актов во времени являются вступление акта в силу и ее утрата.

лицо может быть подвергнуто наказанию по закону, о котором знает только принявший его орган. Для того, чтобы население успевало ознакомиться с новым законом, дату вступления в силу стараются отдалить, связывая с официальным опубликованием. Именно опубликование позволяет существовать так называемой презумпции знания закона, согласно которой никто не может оправдываться незнанием закона.

Такая презумпция сама по себе значительно облегчает процедуру судопроизводства, поскольку она подразумевает то, что каждый гражданин имеет достаточную правовую культуру, знание законов общества, чтобы отвечать за свои действия. Можно сказать, что этот юридический принцип является одним из древнейших в своем роде.

Нам известен так называемый Законник царя Хаммурапи, выполненный на базальтовой стеле, очевидно для того, чтобы каждый мог прочитать и запомнить нормы права. В Римской республике, к примеру, знание законов было обязательным для признания полноправным гражданином. Известную важность презумпция сохраняет и сейчас.

Но в то же время хотелось бы обратить внимание на следующий аспект. Восприятие любой, в том числе правовой, информации носит избирательный характер. Несмотря на то, что она распространяется одновременно и для каждого, в действительности полный охват не достигается. Социологические исследования показывают существование разнородных групп с различными интересами.

Эти группы в силу своей специфики могут игнорировать определенную информацию, в том числе и правовую. Следовательно, вероятность получения информации о нормах права приближается к нулю1. К таким индивидам становится довольно трудно применять презумпцию знания закона, хотя, следует сказать, это не означает ее оспоримости в данном контексте.

Чем отличаются нормативные акты от правовых

Однако зачастую срока до официального опубликования может не хватать для ознакомления. Это бывает связано с большим объемом либо сложностью нового правового акта. В таком случае применяется следующая тактика: законодатель отдаляет от вступления закона в силу на некоторый промежуток времени введение его в действие.

Предлагаем ознакомиться:  Вопрос 27 Обыск, выемка: понятие, основания и порядок производства. Отличие выемки от обыска.

Таким образом, как население, так и непосредственные правоприменители получают возможность подробнейшим образом ознакомиться с новым законом и привести в соответствии с ним затрагиваемые им отношения. Заодно в более полном варианте реализуется презумпция знания закона. Кроме того, иногда необходимо провести некоторые подготовительные мероприятия к принятию правового акта.

Разделение во времени вступления в силу и введения в действие говорит о неравноценности этих двух понятий. Прежде всего, определимся, что есть обладание акта силой и действие акта. Сославшись на А. А. Белкина, скажем, что «обладание акта силой – это сохранение однажды выраженного в установленном порядке волеизъявления компетентного субъекта правотворчества по поводу изданного им акта», действие же – «поведение адресатов акта в соответствии с установленными в нем нормами»1.

Соответственно, «вступление акта в силу – это официально зарегистрированное волеизъявление на установление (или модификацию) юридических норм, предусмотренных данным актом»; вступление же в действие – «начало возникновения (изменения, прекращения) правоотношений, предусмотренных данным актом»2. То есть при введении в силу происходит не что иное, как декларирование государством своей воли, сообщение о принятии им новых правил, регулирующих определенный круг отношений и, в зависимости как от вида правового акта, так и от принявшего его органа, установление уровня приоритета.

Жизнь закона, то есть воздействие, регуляция отношений, начинается только с введением в действие. Естественно, что этот этап очень сложен и включает в себя несколько подэтапов — «опубликование и информирование, определение срока вступления в силу закона в целом либо его отдельных частей, установление круга субъектов, территории, на которые сразу же или постепенно распространяется его действие, соотношение с другими правовыми актами в данной сфере»3.

Статьей 15 Конституции РФ определены обязательные условия вступления в силу нормативных актов. Все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу.

Установленный Конституцией РФ принцип обнародования нормативных актов послужил основой для принятия актов, определивших порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов.

1) Федеральный закон от 14.06.94 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»;

2) Указ Президента РФ от 23.05.96 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

Чем отличаются нормативные акты от правовых

Рассмотрим подробнее условия, имеющие решающее значение для вступления в силу нормативных правовых актов, — обязательное официальное опубликование всех нормативных актов и обязательную государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер.

Под официальным опубликованием нормативного правового акта следует понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством.

Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента РФ, актов Правительства РФ такими изданиями являются «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации».

Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

Для ведомственных нормативных правовых актов официальным опубликованием считается опубликование в «Российской газете» и «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» издательства «Юридическая литература».

Исключение составляют акты Центрального банка Российской Федерации и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Российской Федерации, официальными источниками опубликования которых являются соответственно «Вестник Банка России» и «Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг».

Государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств, затрагивающих права и интересы граждан и носящих межведомственный характер, производится Министерством юстиции РФ.

Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в определенном законодательством порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.

Общий порядок вступления в силу законов и актов палат Федерального Собрания определен ст. 6 Федерального закона от 14.06.94 N 5-ФЗ. В соответствии с ним федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования.

Этот порядок действует, если самими законами и актами палат Федерального Собрания не установлен другой порядок вступления их в силу.

Существуют, кроме того, следующие варианты вступления в силу законов и актов палат Федерального Собрания.

1. Порядок вступления в силу закона может быть определен в самом законе: называется конкретная дата или, что встречается наиболее часто, дается формулировка «Вступает в силу со дня официального опубликования».

2. Порядок вступления в силу закона нередко определяется отдельным документом — законом о введении его в действие.

Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Иные акты Президента РФ и Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

Данный порядок также является общим и применяется в тех случаях, когда самими актами не установлен другой порядок вступления в силу.

Если порядок вступления в силу не определен в самом акте, то нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования.

Сравнение правовых и нормативных правовых актов

В настоящее время используются три основные формы систематизации нормативно-правовых актов: кодификация, инкорпорация, консолидация.

I. Кодификация — это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного нормативно-правового акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений.

В процессе кодификации в проект создаваемого акта включаются действующие нормы, не утратившие своего значения, и вновь созданные нормы, которые вносят качественные изменения в регулирование определенной области общественных отношений.

Кодификация законодательства характеризуется следующими признаками.

Во-первых, кодификационной деятельностью занимаются только компетентные правотворческие органы на основании конституционных или других законных полномочий.

Во — вторых, в результате кодификации создается новый нормативно-правовой акт, включающий нормы, существенно отличающиеся от ранее действовавших.

В-третьих, кодификационный акт является сводным актом, так как в нем сводятся воедино нормы, находившиеся ранее в различных актах, но регулировавшие одну и ту же область общественных отношений.

В-четвертых, кодификационный акт является основным среди актов, которые действуют в определенной сфере общественной жизни. Такой акт в основных чертах регулирует общественные отношения, являющиеся предметом регулирования данной отрасли права (например, Земельный кодекс). В нем же содержатся общие принципы, имеющие руководящее значение для всех норм этой отрасли права.

В-пятых, нормативно-правовые акты, создаваемые в результате кодификации, рассчитаны на длительное регулирование общественных отношений. Они учитывают возможные изменения в общественной жизни и способны регулировать более совершенные общественные отношения, которые могут возникнуть в будущем.

Кодификация — это наиболее сложная и совершенная форма систематизации законодательства, имеющая право-творческий характер. Посредством ее создается единый, юридически и логически цельный, внутренне согласованный нормативно-правовой акт. Кодификационный акт в своей структуре, как правило, имеет общую часть, в которой и закрепляются отраслевые принципы (общие положения), определяющие характер и содержание данной отрасли права в целом.

Кодификационные акты по своему содержанию и наименованию подразделяются на три основных вида.

1. Основы законодательства — это нормативно-правовой акт, устанавливающий важнейшие положения (основные начала) определенной отрасли права или сферы государственного управления. Такая форма кодификации используется в федеративных (союзных) государствах. Основы законодательства составляют нормативно-правовую базу для кодификационной деятельности членов федерации.

2. Кодекс — наиболее распространенный вид кодификационных актов, действующих в основных сферах общественной жизни, требующих правовой упорядоченности (Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Таможенный кодекс. Кодекс торгового мореплавания и другие).

3. Устав, положение — это кодификационные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (например, президентом или правительством). Кодификационными актами являются общевоинские уставы, действующие в вооруженных силах, Устав железных дорог.

Значительное число кодификационных актов в современных государствах не имеют специального наименования. Это различного рода законы: о собственности, о пенсионном обеспечении, о военной службе, о местном самоуправлении и т. д.

II. Инкорпорация представляет собой объединение в сборники или собрания действующих нормативно-правовых актов в определенном порядке без изменения содержания.

В результате инкорпорации производится внешняя обработка действующего законодательства. Что это означает?

1. При внешней обработке нормативно-правовые акты располагаются в определенном порядке: алфавитном, хронологическом или предметном, то есть достигается их внешняя упорядоченность.

2. Содержание нормативно-правовых актов, включаемых в ин-корпоративные сборники или собрания законодательства, по существу не изменяется. В них не включаются лишь те нормы, которые отменены в законном порядке или признаны утратившими силу.

Инкорпорацию производит систематизирующий орган (например, министерство юстиции), не имеющий полномочий отменять, изменять или устанавливать правовые нормы. Он может лишь отразить в сборнике изменения и дополнения, которые уже сделал правотворческий орган.

Инкорпорация бывает официальной и неофициальной.

Предлагаем ознакомиться:  Образец договора с сиделкой с проживанием — Гармония

Официальная инкорпорация — это упорядочение правовых норм путем издания компетентными органами сборников действующих нормативно-правовых актов. Издаваемые этими органами сборники законодательства имеют официальный характер. Хотя они и не являются источниками права, однако на них можно ссылаться в процессе правотворчества и применения права.

По своей юридической природе акт официальной инкорпорации является формой опубликования действующих нормативно-правовых актов в обработанном и упорядоченном виде.

Отличие официальной инкорпорации от кодификации выражается в уровне систематизации правовых норм. Если кодификация направлена на существенное развитие системы права, изменение содержания правового регулирования, то инкорпорация таких функций не выполняет. Не изменяя содержания правового регулирования, она призвана привести в строгую систему те нормативно-правовые акты, которые уже созданы в процессе кодификации правотворческими органами.

Различают два вида официальной инкорпорации: хронологическую и предметную (систематическую).

Хронологическая инкорпорация — это такая форма систематизации, при которой упорядочение нормативно-правовых актов производится по времени их опубликования и вступления в законную силу. В хронологическом порядке издаются акты законодательной и исполнительной власти в специальных официальных изданиях (например, в «Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации», бюллетенях нормативно-правовых актов ведомственных или местных органов государственной власти).

При хронологической инкорпорации каждый нормативный акт имеет порядковый номер, указывается его наименование, год, месяц и день издания, а также номер статьи. Это в значительной мере облегчает поиск необходимого нормативно-правового акта, возможность оперативного нахождения и применения находящихся в нем правовых норм.

Систематическая инкорпорация представляет собой упорядочение действующих нормативно-правовых актов по предметному признаку, то есть по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности. В систематизированных сборниках или собраниях законодательства нормативный материал распределяется по видам или сферам правового регулирования (государственному строительству, финансам, народному образованию, обороне страны, общественным организациям, уголовной ответственности и т. д.).

Неофициальная инкорпорация — это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами (учебными заведениями, ведомствами, учеными и практиками) без специальных на то полномочий право-творческих органов. Неофициальная инкорпорация обслуживает специфические потребности учреждений, организаций, отдельных категорий специалистов в нормативно-правовом материале.

Это могут быть сборники трудового или жилищного законодательства, справочники по законодательству для военнослужащих, учителей, геологов, работников правоохранительных органов. Официальной формой опубликования они не являются, поэтому на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права.

III. Консолидация — это такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания.

Особенность консолидации состоит в том, что она содержит в себе некоторые черты кодификации и инкорпорации. Консолидационный акт является сводным нормативно-правовым актом — и это формально сближает его с кодификацией; а тот факт, что он по существу не вносит ничего нового в регулирование общественных отношений, роднит его с инкорпорацией.

По форме систематизации нормативно-правовых актов консолидация в большей мере примыкает к систематической инкорпорации. Она используется там, где отсутствует необходимость или возможность кодификации, В этих случаях консолидация выступает как эффективное средство для объединения однородного нормативного материала, сокращения числа актов и улучшения формы правового регулирования.

Система законодательства – это целостное
строение источников действующих правовых
норм, которое выражается в единстве,
согласованности нормативно-правовых
актов и дифференциации их по различным
отраслям. Система законодательства, по
существу, понятие очень близкое к системе
права. Она тоже представляет собой
обусловленное состоянием общественных
отношений целостное строение, но только
не правовых норм, как в системе права,
а их источников.

Правопорядок представляет собой
результат воздействия всего механизма
гос-ва на общественную жизнь с помощью
правовых средств.В условиях функционирования
механизма правового гос-ва вырабатывается
подлинно народный, справедливый правовой
порядок. Он отличается от общественного
порядка и распространяется лишь на
такую сферу общественной жизни, где без
правового вмешательства государства
невозможно организовать оптимальную
общественную жизнь. Т.о.

правопорядок
складывается из многочисленных форм
юр. деятельности граждан, их объединений,
а также госуд.органов.Между тем подлинно
народное гос-во больше внимания должно
обращать не на борьбу с правонарушителями,а
на созидание для своих граждан
соответствующих условий правомерного
поведения.

54.Частное и публичное право

Юридические нормы можно подразделить
на две большие группы: на частное и
публичное право. Частное право – это
упорядоченная совокупность юридических
норм, охраняющих и регулирующих отношения
частных лиц. Публичное право образуют
нормы, закрепляющие порядок деятельности
органов государственной власти и
управления.

Если частное право – область
свободы и частной инициативы, то публичное
– сфера власти и подчинения. Отсюда,
частное право состоит из отраслей
гражданского, предпринимательского,
семейно-брачного, трудового права, а
публичное – из отраслей конституционного,
административного, финансового,
уголовного и иных.

В литературе выделяют
следующие критерии, в зависимости от
которых те или иные нормы права относят
к частному либо публичному праву: 1)
интерес (если частное право призвано
регулировать частные интересы, то
публичное – общественные, государственные);
2) предмет правового регулирования (если
частному праву свойственны нормы,
регулирующие имущественные отношения,
то публичному – неимущественные);

3) метод
правового регулирования (если в частном
праве господствует метод координации,
то в публичном – субординации); 4) субъектный
состав (если частное право регулирует
отношения частных лиц между собой, то
публичное право – частных лиц с государством
либо между государственными органами).

Сравнение правовых и нормативных правовых актов

Необходимо отметить, что действие правового акта по предмету весьма мало рассматривалось в научной литературе. Можно выделить работу С. С. Алексеева «Государство и право. Начальный курс», но, к сожалению, этот труд носит скорее учебный, чем научный, характер. В целом же отдельные положения нащупываются в литературе, но неопределенно и в контексте других вопросов.

Пределы действия правового акта по предмету, по словам С. С. Алексеева, определяются тем, на какой предмет – круг общественных отношений – распространяются нормы, содержащиеся в данном законе, и к какой разновидности они относятся – общим, отраслевым, специальным1. Понимается, что под общими подразумеваются те законы, которые содержат нормы, имеющие наибольший радиус действия. Соответственно, мы должны сказать о различии норм по сфере действия на общие и специальные.

Общими нормами считаются такие предписания, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или бóльшую часть институтов соответствующей отрасли права, и тем самым служат целям правовой регламентации широкого круга общественных отношений определенного рода2. Общие нормы могут быть как специфически отраслевыми, так и межотраслевыми.

В отличие от них специальными считаются «нормы, действующие только в пределах отдельного вида отношений»3. Таким образом, отраслевые правовые акты содержат преимущественно общие, касающиеся данной отрасли, определенного рода отношений, нормы, а специальные регулируют определенные виды отношений внутри отрасли.

Подобные правовые акты не ограничиваются одной отраслью, а стараются развить свое влияние на большинство общественных отношений, хотя и в самой общей форме. Такая специфика свойственна конституциям. Разумеется, что общие нормы не могут детально регулировать отношения, поэтому в рамках отраслях создаются ограниченные в действии отраслевые законы, которые, однако, обладают внутри нее всей полнотой действия.

Однако зачастую и такие нормативные акты не могут регулировать всю полноту общественных отношений, поэтому для каждого из наиболее значимых их видов создается регулирующий его специальный акт, не противоречащий отраслевому, но раскрывающий его. Таким образом, создается своеобразная пирамида, во главе которой – общий закон, под ним – несколько не противоречащих ему отраслевых законов, раскрывающих его общие положения, а основу пирамиды составляют специальные законы, действующие применительно к конкретным видам отношений на основе отраслевого права и общих законов, касающихся регулируемого вопроса.

При этом следует заметить, что индивидуальные правовые акты можно отнести к специальным. В самом деле, такой их подвид, как акты толкования, своим предметом имеет, как правило, нормы некоторого закона, показывая, как эти нормы необходимо применять на практике. В англосаксонской правовой системе развито так называемое прецедентное право, возникшее на основе правоприменительных актов высших судебных инстанций, которое при рассмотрении конкретных (но в какой-то мере общих) случаев позволяет имевшее место правоприменительное (конкретное) решение использовать в качестве нормативного акта, применяя его в ситуациях, аналогичных имевшему место.

Нормы Конституции РФ имеют неограниченное действие по предмету — они прямо распространяются на все правовые отношения, возникающие в государстве.

Действие отраслевых кодексов и законов ограничено рамками предмета данной отрасли законодательства. Так, в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса нормы гражданского законодательства применяются к имущественным и личным неимущественным отношениям между равноправными субъектами и не распространяются на имущественные отношения, основанные на властном подчинении, — налоговые, финансовые, административные.

Из этого правила есть исключения, когда закон предусматривает возможность применения положений одной отрасли законодательства для отношений, урегулированных другой отраслью. Например, согласно ст. 11 Налогового кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в настоящем Кодексе, если им не дано определение в самом Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.

В границах одной и той же отрасли законодательства действует приоритет специальных норм перед общими.

Суть этого правила в следующем. Нормативный акт может содержать общие положения по определенному кругу общественных отношений (например, по отношениям, связанным с заключением и исполнением договора купли — продажи) и одновременно предусматривать особые, специально установленные для конкретных случаев правила (например, по купле — продаже недвижимости).

В ситуациях, касающихся этой конкретной разновидности отношений, в первую очередь будут применяться специальные нормы. Так, согласно ст. 454 Гражданского кодекса к договору купли — продажи недвижимости как к разновидности договоров купли — продажи общие положения о купле — продаже применяются, если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса об этом виде договора.

Итак, по предмету действия законы разделяют на общие, отраслевые и специальные. Общими являются, как правило, конституции и иные основополагающие законы. Отраслевые законы связаны с определенным родом отношений, отраслью права. Наконец, специальными являются законы, регулирующие различные виды отношений, уточняя и конкретизируя отраслевые и общие законы, но не противореча им.

Предлагаем ознакомиться:  Претензия в альфа банк образец

Правоприменительные акты принимают
практически все ор­ганы государства,
в различных сферах общественной жизни,
в связи с урегулированием различных
жизненных ситуаций и т.д., что и
обусловливает их разнообразие.

Субьекты-участники конкретных
правоотношений(люди и их обьединения)
имеющие предусмотренные з-ном права и
обязанности.Выделяют след.виды субъектов
правоотношений: индивидуальные и
коллективные. К индивид.субъектам
(физ.лицам) относятся: 1) граждане РФ 2)
лица с двойным гражданством; 3) лица без
гражданства;

4) иностранцы. Лица без
гражданства и иностранцы могут вступать
в те же правоотношения на терр России,
что и граждане РФ, за рядом ограничений,
установленных законодательством: они
не могут избирать и быть избранными в
представительные органы власти России,
занимать определенные должности в
госэаппарате, служить в Вооруженных
Силах и т.п.

К коллективным субъектам
относятся: 1) гос-во в целом (когда оно,
например, вступает в международно-правовые
отношения с др.гос-вами, в
конституционно-правовые – с субъектами
Федерации, в гражданско-правовые – по
поводу фед.гос.собственности); 2)
гос.орг-ции 3) негос.орг-ции (частные
фирмы, коммерческие банки, общественные
объединения и т.д.).4.

61. Гарантии законности: понятие и виды.

Институт права–это упорядоченная
совокупность юр.норм,регулирующих
определенный вид обществ. отношений.Институт
права характеризуется однородностью
фактического содержания,юр.единством
норм,нормативной обособленностью.Виды
институтов: 1.в зависимости от
хар-ра-институты материальные
(институт подряда) и процессуальные(институт
возбуждения уг.дела).2.

в зависимости от
сферы распространения- отраслевы
(институт наследования) и межотраслевые
(институт частной собственнсти). 3.в
зависимости от функциональной
роли-регулятивные (институт мены)и
охранительные(инст.привлечения к
уг.ответственности).Субинститут права-это
упорядоченная совокупность юр.

Правовые отношения– это возникающая
на основе норм права общественная связь,
участники кот имеют субъективные права
и юр обязанности, обеспеченные
гос-вом.Признаки правоотношений:1)правоотношения-это
всегда идеологические общественные
отношения.2)Правоотношения
возникают,прекращаются или изменяются
на основе правовых норм,нет нормы-нет
правоотношений.

3)участники-субъекты-прав.отнош-ий
связаны между собой взаимными
корреспондирующими субъективными
правами и юр.обязанностями. 4)Правоотнош.это
всегда не безличная связь а конкретное
отношение кого-то с кем то. 5)правов.отнош.носят
сознательно волевой хар-тер-в них
отраж-ся воля гос-ва и воля хотя бы одного
из учасником этих отношений.

6)правоотношения
охраняются законом. В состав любого
правоотношения всегда входят:
субъекты,объект,юр.(субъектив.право и
юр.обязанность) и фактическое(реальное
поведение субъектов)содержание
правоотношений.При совпадении этих
содержаний правоотнош.развиваются
нормально,при не совпадении возникает
конфликтная ситуация,приводящая к
правонарушению.

МПР-с-ма юр.средств
организованных наиболее последовательным
образом в целях упорядочения
общ.отношений,содействия удовлетворению
интересов субьекта права. Структура
МПР:НП,юр.факт или фактич.состав,
правоотношения,акты реализации прав и
обязанностей,охранительный
правоприменительный акт(вспомогат.элемент).

МПР
регулирует общ.отношения с целью их
упорядочения всей с-мой юр.средств,а
правовое воздействие это взятый в
единстве и многообразии весь процесс
влияния права на соц.жизнь,сознание и
поведение людей.Правовое регулирование
это одна из фори воздействия на
общ.отношения и не охватывает все другие
его формы(воспитательную,соц,информац-психологическую).

Категория МПР базируется на понятиях
правовых средств и целей. Прав.ср-ва это
прав.явления выражающиеся в инструментах
и деяниях с пом.которых удовлетворяются
интересы субьектов права,обеспечивается
достижение соц.полезных целей.В кач-ве
юр.средст выступ.договоры,юр.факты,
НП,виды ответственности.Юр.цель
рассматривается как научная
абстракция,область должных,представляемых
отношений.Цель правовое ср-во рез-т.

субьект(праводееспособное
лицо),обьект(обществ.полезное деяние и
рез-т),обьективную сторону(действие/бездействие
не противоречащее праву), субьективную
сторону(позитивные мотивы,цели). Виды
прав.повед.в зависимости от
мотивации:1.соц.активные(целенаправленные
актив.действия в позитивн.мотивировке.

Это
любая акт.деят-ть получающая признание
со стороны гос-ва). 2.Соц.пассивные(в силу
боязни ответств)-мотивация-накажут,осудят.
3.Привычное(основано на соотв.воспитании)
4.Конформистское(ориентация на чье либо
мнение) 5.маргинальное(промежуточное
неустойчивое поведение)-свойственно
для соц-морально-политич.

Право-это ядро и нормат-ая основа
правовой системы.Помимо права, юридической
практики и господствующей правовой
идеологии в нее входят и др.слагаемые:
правотворчество, правоотн-ия, правовые
учреждения, законность и тд.Данное
понятие выражает комплексную оценку
юр.сферы жизни конкретного общ-ва.

65. Юридические коллизии и способы их разрешения.

Под юридическими коллизиями понимаются
расхождения или противоречия между
отдельными нормами права, регулирующими
одни и те же либо смежные общественные
отношения, а также противоречия,
возникающие в процессе правоприменения
и осуществления компетентными органами
и должностными лицами своих
полномочий.

Причины их носят как
объективный, так и субъективный характер.
К объективным относятся: противоречивость,
динамизм и изменчивость самих общественных
отношений, их скачкообразное развитие,
а также «старение» и «консерватизм»
права. К субъективным причинам относятся
те, которые зависят от воли и сознания
людей – политиков, законодателей,
представителей власти.

Это, например,
низкое качество законов, пробелы в
праве, непродуманность или слабая
координация нормотворческой деятельности,
отсутствие должной правовой культуры,
юридический нигилизм, политическая
борьба… Коллизии между законами и
подзаконными актами разрешаются в
пользу законов, т .е в предпочтение по
юридической силе;

коллизии между КРФ и
всеми иными актами, в том числе и законами
разрешаются в пользу КРФ; коллизии между
актами субъектов, их конституциями
(уставами) и общефедеральными актами
разрешаются в пользу последних; в случае
несоответствия КРФ, федеративного
договора действуют положения
общефедеральной Конституции, т.е.

приоритет на стороне основного закона.
В целом способами разрешения коллизий
является: толкование, принятие нового
акта, отмена старого, внесение изменений
или уточнений в действующий акт, судебное
рассмотрение, систематизация
законодательства, создание согласительных
комиссий, конституционное правосудие.

Юр.факты-конкретные жизненные
обстоятельства с кот.НП связывают
возникновение,изменение и прекращение
правоотношений. Признаки юр.фактов:всегда
имеют прямое или косв.отношение к
прав.нормам, обязательно представляются
как значимые условия для возникновения
правоотношений,закрепляются в гипотезе
НП.

По волевому критерию делятся на
события(не зависят от воли людей) и
действия(правомерные/неправ).
Правомерн.делятся на юр.акты и юр.поступки
(единовременные и длящиеся).Неправомерн.делятся
на уг,админ,гражд,дисциплинарные,процессуальные.
Виды юр.фактов в зависимости от
правообразующих последствий:
правоустанавливающие, правоизменяющие,
правопрекращающие.Юр.состав-обязат.совокупность
юр.фактов,необходимых для возникновения
общ.отношений

Правонаруш-это противоправное,виновное
наказуемое,общ-опасное деяние вменяемого
лица причиняющее вред интересам
гос-ва,общ-ва,граждан. Юр.состав-это
совокупность обязательных,качественных
признаков,кот.явл.основанием для
привлечения виновного лица к юр
ответственности: 1обьект-то на что
посягает правонарушитель,чему причиняется
вред.

Обьекты делятся на общие(интересы
гос-ва,общ-ва) и спец(конкретные
блага,ценности,жизнь,здоровье)
2.субьект-праводееспособное лицо
совершившее правонарушение. Ими не
могут выступать малолет.дети и
недееспособные граждане. Ответств.наступает
с 16 лет,а за умышл.уг.преступления с
14.Может выделятся спец.

субьект-должностное
лицо,военнослуж,мед.работник.Субьектами
м.б. орг-ции и предприятия. 3.обьективная
сторона-вкл.в себя само деяние,его
противоправность,вредный рез-т,ущерб,прямую
причинно-следственную связь между
деянием и наступившим вредным рез-том.Для
учета полной картины случившегося
рассм.

место,время,способ и т.п.признаки.Для
некот.составов правонарушений достаточно
только совершения деяния даже если оно
не повлекло последствий(превыш.скорости)
4.субьективная сторона-это психич.отношение
субьекта к своему деянию. Учитываются
цели,мотивы,установки кот.руководствовался
правонарушитель.Устанавливается вина
субьекта,кот.бывает 2-видов-умысел и
неосторожность.

Понятие ответственности означает
необходимость отвечать за свои деяния
своим поведением.Юр.ответств-необходимость
для виновного лица подвергнуться мерам
гос.воздействия,претерпеть
опред.отрицат.последствия.Признаки
юр.отв:1.установлена в НПотраслевого
законодательства 2.опирается на
гос.принуждение(т.е.

исходит от
правоохранит.органов) 3.применяется
спец.уполномоченными органами где
расследование преступл.и осуждение
виновных происходит разл.органами
правоохранит.с-мы 4.выражаетсяв
опред.отрицат.последствиях для лица
5.наступает из предписаний,содержащихся
в санкциях ПН 6.возлагается в процессуальной
ф-ме 7.

наступает за совершенное
правонарушение.Юр.отв.м.б 2-х
видов:негативная(штраф,арест и т.п)и
позитивная(премия,награда).Цель
юр.отв:наказание лица,максим.восстановление
нарушенного права,воспитание лица
соверш.правонарушение и широкого круга
субьектов права.Виды юр.отв:угол,администр,
гражд,дисциплинарная, процессуальная,
материальная, налоговая, финансовая,
конституционная и т.д.

36.Социальные и технические нормы, их особенности и взаимосвязь.

Толк.права-интеллектуально-волевая
деят-ть по уяснению и разьяснению смысла
и содержания НП,с целью их наиболее
правильного применения.Сост.из 2-х
аспектов:толкование-уяснение(норма
толкуется субьектом для себя и внешнего
выражения не имеет), толкование-разьяснение(имеет
внеш.выражение и адресовано другим
заинтересованным лицам). Офиц толк.

(дается
уполномоченными органами и должностными
лицами,оформ-ся в спец.актах толкования
и явл.обязательными для заинтересованных
сторон. С его помощью правореализация
идет по пути однозначного понимания
толкуемой нормы и правильного ее
применения). подвиды:нормативные-носят
х-р общих установок и распр.

на широкий
круг лиц.НП толкуются,но новые не
создаются, казуальное(индивид)-для
прав.разрешения конкретного сложного
случая, аутентичное(авторское)-толкование
со стороны органа издавшего НП,
легальное(делегированное)-разрешено
какому-либо органу со стороны
вышестоящего,судебное(это толкование
со стороны верховного суда РФ,высшего
арбитраж.

суда РФ,конституционного суда
РФ. Акты толкования НП это вид прав.акта
имеющий практич. Значение для уяснения
и разьяснения НП. Особенности: Не
относится к числу НА т.к.не содержит НП.
Не явл.источником и формой права. В
осн.адресуются должностным лицам. В
случае офиц.толкования носят обязат.

73.Предпосылки возникновения правоотношений.

Правоотношения-урегулированные правом
и нах-ся под охраной гос-ва
общ.отношения,участники которых выступают
в кач-ве носителей взаимно-корреспондирующих
друг другу субьективных прав и
юр.обязанностей.Выделяют два вида
предпосылок:материальные(система
соц-экономических,культурных и
др.обстоятельств,обусловливающих
необходимость правового регулирования
общественных отношений)и юридические.

К материальным предпосылкам
относятся:1.жизненные интересы и
потребности людей.2.наличие объекта
правоотношения.3.наличие не менее двух
субъектов для возникновения между ними
отношений по поводу чего либо.4.соответствующее
поведение участников правоотношений.5.ценность
блага. К юр.предпосылкам относятся:1.

норма
права(причем не только норма права
определяющая конкретное правило
поведения,но и всякое нормативное
предписание правотворческого органа
взятое в единстве с иными предписаниями)
2.правосубъектность.3.юрид.факт. только
при наличии этих трех взятых вместе
предпосылок может возникнуть правовое
отношение.

76.Правоспособность.Дееспособность и правосубъектность.

Правоспособность-общая абстракт.возможность
иметь предусмотренные з-ном права и
обязанности,способность быть их
носителем.Ею облад.все граждане без
исключ.с момента рождения до смерти.Реальное
право отсутствует,а сущ.лишь возможность
их иметь.Виды:1.общая принцип.возможность
иметь любые права и обяз.

из предусмотренных
з-ном. 2.Отраслевая(возможность иметь
комплекс прав и обяз,представленной
отраслевым законодат-вом) 3.Спец(способность
обладать опред.комплексом прав и
обяз,требующих доп.условий для выполнения
опред.деят-ти). Дееспособность-это не
только возможность субьекта иметь права
и обязанности,но и способность осуществлять
их своими личными действиями,отвечать
за последствия,быть участником
правоотношений.

Зависит от возраста и
псих.сост. Полная деесп(с 18 лет),частич(с
14).М.Б.ограничена решением суда из-за
употреб.алкоголем/наркотиками.Правосубьектность-это
правоспособность и дееспособность
вместе взятые т.е. праводееспособность.Это
относится к тем случаям когда у взрослого
человека или орг-ции правоспособность
и дееспособность совпадают.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector