Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)

Подача иска в суд на страховую компанию по ОСАГО

Страховщик не может диктовать условия осмотра

Первое из этих пяти дел касается ситуаций, когда владелец имеет право не доставлять поврежденную машину в страховую компанию и заказать оценку ущерба самостоятельно.

Это актуальная проблема, считают эксперты. Мошенники зачастую приглашают представителя страховщика на осмотр в населенный пункт, расположенный в сотнях километрах от областного центра, заведомо зная, что никто туда не поедет, сказал «Интерфаксу» заместитель гендиректора СК «МАКС» Виктор Алексеев.

В случае, который рассмотрел ВС, хозяин автомобиля Mitsubishi Pajero, у которого в результате аварии разбилось в том числе и стекло, не поехал в офис страховой компании, несмотря на два вызова, проигнорировал и приглашение приехать для согласования осмотра, высланное уже после отправки претензии и проведения экспертизы. «Росгосстрах» на этом основании платить не стал.

Это неправомерно, решили судьи ВС. Если машина повреждена настолько, что эксплуатировать ее нельзя (даже если просто разбито стекло), то страховщик должен организовать осмотр на территории пострадавшего в течение пяти дней. Не должна страховая компания требовать и доставки аварийной машины на эвакуаторе, вводя ее владельца в дополнительный расход.

В противном случае потерпевший при любых повреждениях машины признавался бы способным транспортировать его к страховщику, что противоречит закону об ОСАГО, отметил ВС в своем определении. А раз компания не удосужилась организовать осмотр, то потерпевший вправе самостоятельно обратиться за экспертизой, и страховщик должен будет признать ее результаты, резюмировали судьи.

Представители страховой индустрии опасаются, что это решение создаст им серьезные сложности. «Потерпевшего дважды приглашали на осмотр, после чего ему предложили приехать для согласования даты, времени и места осмотра — это вполне разумные действия», — сказал «Интерфаксу» начальник управления методологии урегулирования убытков Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Маклецов.

В четвертом деле виновник ДТП был застрахован в страховой компании «Оранта», у которой отозвали лицензию 29 апреля 2015 года. Потерпевший обратился к своему страховщику — «СК Мегарусс-Д» — за компенсацией, но получил отказ.

Так делать нельзя, указал ВС. Страховая компания потерпевшего в подобных случаях должна заплатить, а потом может обратиться за компенсацией в профессиональное объединение страховщиков, следует из кассационного определения.

Это уже устоявшаяся практика. Если виновник ДТП был застрахован у страховщика, у которого затем отозвали лицензию, мы направляем заявку на акцепт, а затем выставляем требование на оплату в РСА, говорит Алексеев. По его словам, не было случая, чтобы РСА отказал в компенсации.

По закону об ОСАГО, в этом случае потерпевший обращается за прямым возмещением убытков, а страховщик затем обращается в РСА. Такая практика существует с 2014 года, когда вступили в силу соответствующие поправки, отмечают в союзе страховщиков: «Таким образом выплачивается около двух третей всех компенсационных выплат — безо всяких судов, просто по закону».

Предлагаем ознакомиться:  Договор имущественного страхования пример

В каких случаях не обойтись без судебного разбирательства

Распространенная тактика «Авось, прокатит» в суде неуместна. Обращаться с исковым требованием стоит только в том случае, если пострадавший на сто процентов уверен в своей правоте. Дело в том, что судебные тяжбы – это крайне длительные и затратные мероприятия, тратить время на которые попусту совершенно не стоит.

Уверенность в правоте должна быть обоснованной. Нельзя прийти и сказать: «Я знаю, что я прав». Нужно суду предоставить документальные подтверждения, то есть составить доказательную базу. Рассмотрев эти документы и приняв все детали во внимание, судья вынесет свой вердикт.

Ущерб можно обосновать непосредственно в суде

В центре третьего спора оказался отказ страховой компании «ВСК» платить из-за неполного пакета документов, который направил автовладелец. В последовавшем затем судебном процессе размер ущерба был установлен, страховщик его не оспаривал. А раз так, то лишать права на страховое возмещение нельзя, решил ВС. Можно отклонять только дополнительные требования: компенсацию морального вреда, неустойку штраф и пр., следует из кассационного определения.

«Верховный суд принял обоснованное решение», — считает Полина-Сташевская. Не согласен с ней Алексеев из СК «МАКС», у которого решение Верховного суда вызывает серьезные опасения. По его мнению, суд должен установить не только ущерб, но и документально подтвердить сам факт аварии, иначе все «пьяные» наезды на препятствия могут превратиться в ДТП.

«Злоупотребления по таким ситуациям были и раньше, а на фоне отмены с 20 октября справки о ДТП (так называемая форма №154 — ИФ) можно получить всплеск сфальсифицированных ДТП», — предупреждает он. «Действия недобросовестных страхователей могут быть весьма неприятны», — опасаются в РСА. Представители РСА видят в этом почву для конфликтов и роста числа обращений в суд.

Процедура обращения в суд

Обязательным требованием подачи документов в судебные органы является попытка разрешения конфликта на стадии досудебных претензий. Страхователь в письменном виде излагает обстоятельства страхового случая, детали и свои требования к страховщику. Страховая компания обязана дать официальный ответ на такой документ в течение 10 дней. В случае повторного отказа можно уже обращаться в суд.

Для этого требуется составить исковое требование. Чтобы избежать негативных последствий, связанных с ошибками составления документов, стоит обратиться к юристу, специализирующемуся в сфере автострахования. К тому же помощь эксперта повышает вероятность успешного разрешения спора.

Услуги юриста, в случае решения в пользу истца, оплачиваются ответчиком, то есть страховой компанией. Вместе с исковым требованием необходимо предоставить результаты независимой оценки состояния автомобиля. Цены на ремонт во многих сервисах технического обслуживания отличаются. Возможно, что страховая компания рассчитывала размер компенсации для определенного автосервиса, в котором выплаченной суммы хватит для ремонта. В таком случае иск не требуется.

Подача иска в суд на страховую компанию по ОСАГО

Если претензия на досудебном этапе может быть составлена абсолютно произвольно, то вот для исковых требований установлен особый стандарт согласно процессуальному кодексу Российской Федерации.

В исковом заявлении не допускается наличия исправлений, помарок и прочих ошибок. Все пишется либо на компьютере в печатном виде, либо одной ручкой одного цвета и одним почерком. Документ направляется в две организации: в суд и в страховую компанию. Обязательно на иске должна стоять дата регистрации.

Предлагаем ознакомиться:  Хищение государственного имущества

Перечень документов

Как уже говорилось, исковое заявление должно быть подкреплено доказательной базой.

Необходимо в суд для рассмотрения предоставить:

  • Копию иска. Она нужна лишь в случае, если ответчик один. Их может быть двое, когда претензия имеется и к виновнику дорожно-транспортного происшествия.
  • Извещение о дорожно-транспортном происшествии. Бланк заполняется обеими сторонами, участвующими в ДТП, прямо на месте столкновения.
  • Справка о дорожно-транспортном происшествии из ГИБДД.
  • Страховой полис ОСАГО, данные страхового полиса ОСАГО водителя-виновника.
  • Заявление, предоставленное в страховую компанию, о выплате компенсации ввиду нанесенного ущерба транспортному средству. На нем должна стоять дата принятия страховщиком.
  • Отказ страховой компании в выплате.
  • Результат независимой экспертизы состояния автомобиля.
  • Платежные документы, квитанции, которые подтверждают выплату компенсации в каком-либо объеме.
  • Документ об объеме нанесенного ущерба.
  • Справка расчета суммы искового заявления.

Стоит приложить все имеющиеся у водителя документы, которые свидетельствуют о его сделке со страховой компанией, а также об их взаимоотношениях.

Госпошлина

Некоторое время назад за подачу искового заявления предусматривалась государственная пошлина. Затем рассмотрение случаев, касающихся страхования, отнесли к категории защиты прав потребителей. Это привело к тому, что государственную пошлину платить более не нужно, а сам иск можно подать в судебный орган по месту регистрации истца.

Платить придется госпошлину только в одном случае: если сумма иска превышает размер в один миллион рублей.

Дату заседания назначает суд. Первое рассмотрение дела, как правило, начинается через месяц от даты подачи искового требования. Первое заседание является ознакомительным. Стороны высказывают свои претензии друг другу, а также предоставляют судье доказательства и обоснования своих слов.

Верховный суд встал на сторону владельцев ОСАГО. Обзор пяти дел

Страховые компании, понимая свою неправоту, могут согласиться на мировое соглашение. Оно заключается еще до вынесения вердикта по рассматриваемому делу. Страховщик выплачивает страхователю полную сумму компенсации, а также штраф. Как правило, этот штраф составляет половину суммы от недоплаченной им суммы ранее.

Знают ли страховые компании, что не правы заранее{q} Конечно, да. Но не каждый водитель спохватится, заметит недоплаченную сумму и тем более не каждый пойдет в суд.

Если мировое соглашение отклонено либо страховая компания вообще не собирается идти на попятную, то продолжается судебное разбирательство. Ответчик может сделать запрос в суде на повторную экспертизу транспортного средства. Тут кроется нюанс, так как страховая компания предложит организацию, с которой она сотрудничает.

Отказаться возможно в случае нарушения повышения квалификации сотрудниками этой фирмы. Затем юрист или сам водитель может предложить автосервис. Лучше в этом случае довериться юристу, так как в силу опыта он знает о надежных компаниях. Если стороны не сумеют решить вопрос выбора сервиса, то за них это сделает суд.

Рассмотрение страхового дела может затянуться на срок до трех месяцев, в целом это от четырех до шести заседаний. Экспертиза станет решающим доводом в пользу одной из сторон. Если результат в пользу истца, то он получит свою полагающуюся компенсацию, а страховая компания вынуждена будет оплатить все расходы на судебные тяжбы, услуги юриста и еще пеню и штраф.

Предлагаем ознакомиться:  Банк Отказывает В Реструктуризации Что Делать

Судебная практика

Судья в каждом процессе внимательно изучает детали и обстоятельства произошедшего дорожно-транспортного происшествия. Это можно сделать со слов участников, но, как показывает практика, верить можно не всему. Поэтому истец и ответчик должны предоставить в суд доказательства своих слов. От них будет зависеть исход дела.

Самостоятельно затевать судебные тяжбы лучше не стоит, особенно если нет познаний в юриспруденции и в автостраховании. Спокойней будет обратиться к юристу, специализирующемуся в сфере автострахования. Всю работу будет делать эксперт, вероятность ошибок будет снижена.

После вынесенного решения можно обжаловать его в 30-дневный срок, после чего вердикт вступил в силу. В случае выигрыша суд выдаст исполнительный лист, который направляется страховщику, судебным приставам и в банк, который заключил соглашение со страховой компанией. Это ускорит процесс выплаты компенсации для возмещения расходов на ремонт и восстановление транспортного средства.

Доверенность — это тоже владение

Пятое дело возникло из-за отказа страховой компании «Гелиос» компенсировать автовладельцу ущерб от аварии, в которую попали два его автомобиля. Автомобиль Toyota, где хозяин был за рулем сам, ударил Mercedes, которым управляли по доверенности.

Суды двух инстанций поддержали страховщика на том основании, что кредитор и должник в случае такой аварии едины в одном лице, но ВС направил дело на новое рассмотрение. Он указал, что водитель Mercedes владел машиной в момент ДТП и, значит, на него распространяются все связанные с владением обязанности.

Работа над ошибками

Эту серию дел объединяет то, что страховые компании допустили явные злоупотребления, а нижестоящие суды не смогли их распознать, отмечают эксперты. «Верховный суд в целом остается на позиции защиты прав страхователя, как слабой стороны», — сказал «Интерфаксу» адвокат Алексей Михальчик.

В последнее время под давлением лоббистов страховой отрасли происходит дрейф законодательства не в пользу пострадавших, отметил он. «Требования к страхователям ужесточаются под предлогом борьбы с мошенниками, но в результате мы получаем формулировки закона, de facto устанавливающие презумпцию недобросовестности лица, обратившегося за получением страховой выплаты», — сказал Михальчик.

Но практика ВС, по его словам, отчасти нивелирует эту тенденцию. «В указанных судебных актах совершенно правильно разъясняется, что основополагающим обстоятельством для страховщика является факт ущерба, а не сопутствующие формальные обстоятельства», — отметил Михальчик.

https://www.youtube.com/watch{q}v=mcgwIOAZhME

«Эти решения Верховного суда пресекают злоупотребления, допущенные страховыми компаниями», — отметила руководитель юридического отдела юридического бюро «Падва и Эпштейн» Татьяна Манакова. При этом, по ее словам, они почти полностью основаны на разъяснениях, которые ВС дал в постановлении от 29 января 2015 года №2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Значит, резюмирует Манакова, ожидать изменения судебной практики не стоит.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector