Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)

Статья 41. Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при образовании объекта недвижимости

Глава 3. Порядок кадастрового учета

Логично, что единый земельный кадастр России нуждается в администрировании и управлении. Эти функции призвана исполнять Федеральная кадастровая палата (ФКП) – структурное подразделение Росреестра, на которое возложен ряд основных функций службы:

  • ведение госреестра недвижимости (ЕГРН);
  • осуществление госрегистрации объектов недвижимости и сделок с ней;
  • кадастровый учет и утверждение кадастровой оценки;
  • предоставление актуальных сведений из ЕГРН;
  • прием заявлений от граждан и организаций о кадастровом учете, регистрации;
  • определение кадастровой стоимости.

ФКП взаимодействует с кадастровыми инженерами, оказывая им практическую и методическую помощь.

https://www.youtube.com/watch{q}v=aGr5mWkJpac

В настоящее время палата имеет 81 филиал и осуществляет деятельность как в отдельных регионах РФ, так и по межрегиональному принципу.

Важной задачей, поставленной перед палатой, является обеспечение работы информационных систем и схем взаимодействия с другими государственными органами.

На протяжении последнего десятилетия в России активно формируется единая система кадастрового учета, в которой:

  • интегрированы все существующие информационные системы;
  • объединены все данные об объектах недвижимости;
  • унифицированы регистрационные процедуры.

Этот процесс проходит под началом Росреестра, в рамках которого объединены все кадастровые органы РФ.

Результатом такой работы стало создание ЕГРН и формирование общедоступной публичной кадастровой карты, которую многие воспринимают как официальный сайт земельного кадастра.

Эти электронные сервисы объединяют кадастровую информацию об объектах недвижимости, независимо от ее вида.

В последние годы само понятие о земельном кадастре претерпело значительные изменения, которые стоит обсудить подробнее.

(Утратила силу с 1 января 2017 года — Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ)

(Утратила силу с 1 октября 2013 года — Федеральный закон от 23 июля 2013 года N 250-ФЗ)

(статья утратила силу с 1 марта 2010 года — Федеральный закон от 21 декабря 2009 года N 334-ФЗ)

1. Решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (в случаях, если Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» допускает возможность осуществления кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета (далее — решение о приостановлении), могут быть обжалованы в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в апелляционную комиссию, созданную при федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органах (далее — орган регистрации прав) в установленном настоящей статьей порядке (далее — апелляционная комиссия). При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.

2. Для обжалования решения о приостановлении лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, в апелляционную комиссию в течение тридцати дней с даты принятия решения о приостановлении представляется заявление об обжаловании решения о приостановлении. Соответствующее заявление представляется в апелляционную комиссию по месту нахождения органа регистрации прав, принявшего решение о приостановлении, в письменной форме при личном обращении, посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении либо в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (далее — орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений).

3. Апелляционная комиссия формируется органом регистрации прав в каждом субъекте Российской Федерации. В состав апелляционной комиссии включаются по три представителя соответственно от органа регистрации прав и национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (далее — национальное объединение), которые подлежат ротации один раз в два года.

Предлагаем ознакомиться:  Имеет ли право пристав арестовывать кредитный счет

Статья 41. Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при образовании объекта недвижимости

Положение о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, перечень и формы документов, необходимых для обращения в апелляционную комиссию, а также документов, подготавливаемых в результате ее работы, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Председатель апелляционной комиссии и его заместитель должны иметь усиленную квалифицированную электронную подпись.

4. Заявление об обжаловании решения о приостановлении, представленное с нарушением требований, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи, не принимается к рассмотрению апелляционной комиссией, о чем в течение трех рабочих дней информируется лицо, представившее такое заявление.

5. При рассмотрении заявления об обжаловании решения о приостановлении апелляционной комиссией оценивается обоснованность принятия органом регистрации прав решения о приостановлении (наличие оснований для принятия такого решения, установленных статьей 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

6. При необходимости апелляционная комиссия запрашивает в органах государственной власти, в том числе в органе регистрации прав, а также в органах местного самоуправления, организациях и у физических лиц (кадастровых инженеров) необходимые для принятия решения по результатам рассмотрения заявления об обжаловании решения о приостановлении документы, материалы и информацию.

Саморегулируемая организация кадастровых инженеров, членом которой является выполнивший кадастровые работы кадастровый инженер, по запросу апелляционной комиссии бесплатно в срок не более чем десять рабочих дней со дня получения соответствующего запроса обеспечивает проведение экспертизы документов, которые представлены в орган регистрации прав и по результатам рассмотрения которых органом регистрации прав было принято решение о приостановлении, и подготовку по ее результатам заключения.

В рамках экспертизы проводится проверка на предмет наличия допущенных кадастровым инженером в документах, подготовленных таким кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ, ошибок либо их отсутствия, а также на предмет наличия допущенных кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ нарушений требований настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений либо отсутствия таких нарушений.

Заключение, подготовленное по результатам проведения указанной экспертизы, должно содержать подробное описание проведенной проверки и включать обоснованные выводы в отношении предмета проведения экспертизы, в том числе ссылки на соответствующие положения настоящего Федерального закона, Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

7. Апелляционная комиссия уведомляет заинтересованных лиц о поступлении заявления об обжаловании решения о приостановлении, времени и месте его рассмотрения по адресам их электронной почты в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, предусмотренными пунктом 7 части 3 статьи 9 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (при наличии таких сведений), в случаях и в порядке, которые установлены положением о порядке формирования и работы апелляционной комиссии. Указанные заинтересованные лица вправе присутствовать на соответствующем заседании апелляционной комиссии.

8. Положение о проведении саморегулируемой организацией кадастровых инженеров экспертизы документов, которые представлены в орган регистрации прав и по результатам рассмотрения которых органом регистрации прав было принято решение о приостановлении, и подготовке по ее результатам заключения утверждается национальным объединением по согласованию с органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

9. В случае, если принятие решения о приостановлении признано апелляционной комиссией обоснованным (соответствующим основаниям, предусмотренным статьей 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в том числе не отраженным в решении о приостановлении), ею принимается решение об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении.

10. В решении об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении должны быть указаны обстоятельства, послужившие основанием для принятия этого решения, с обязательной ссылкой на соответствующие положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений.

Что такое кадастровая ошибка

Основным источником кадастровой информации, администрирование которого осуществляет ФКП, является реестр недвижимости. ЕГРН содержит в себе сведения обо всех недвижимых объектах, существующих в РФ:

  • строениях;
  • объектах незавершенного строительства;
  • земельных участках.

Как гласит ст. 7 ФЗ № 218 от 13.07.2015 (далее ФЗ № 218), реестр представляет собой свод актуальной информации из следующих баз данных:

  • кадастра недвижимости;
  • реестра прав и ограничений по ним;
  • кадастровых карт;
  • реестра границ особо охраняемых зон.

Основная же его роль – фиксация результатов кадастрового учета, возникновения и перехода прав на объекты.

Регистрация в ЕГРН – единственное, что может подтвердить наличие права собственности на землю. Подтверждается такая регистрация выпиской, которая заменяет ранее выдаваемые свидетельства госрегистрации прав на недвижимость.

Предлагаем ознакомиться:  Как исполнить обязанности налогового агента по ндс

Сведения в ЕГРН открыты и доступны для любого гражданина. Получить их можно даже онлайн при помощи справочного сервиса Росреестра и прочих электронных ресурсов.

Реформа системы кадастрового учета затронула и государственный земельный кадастр (ГЗК). В результате унификации систем государственного учета он был преобразован в государственный кадастр недвижимости (ГКН), хотя его сущность и принципы создания особо не изменились.

Согласно прежним нормативам, кадастр земельных участков – это информационная система, содержащая сведения, полученные в результате кадастрового учета участков земли:

  • расположение;
  • назначение;
  • зарегистрированные виды прав;
  • территориальные зоны, в которых они расположены;
  • прочие данные, позволяющие индивидуализировать конкретный участок.

Однако с 2008 года эта система была упразднена в связи с образованием государственного кадастра недвижимости. Сегодня сложно объяснить, что такое земельный кадастр, ведь он не существует.

Пришедший ему на смену кадастр недвижимости – идентичная база данных, но содержащая сведения обо всех объектах, а не только о земле. Да и объем информации в нынешней системе значительно шире, чем в земельном кадастре.

В соответствии со ст. 8 ФЗ № 218, в нынешнем виде государственный земельный кадастр содержит информацию о:

  • виде объекта, его кадастровом номере и описании расположения;
  • площади и прочих основных характеристиках;
  • кадастровом инженере, осуществившем учет;
  • возведенных на его территории объектах строительства и их номерах;
  • кадастровом квартале и кадастровой стоимости;
  • категории земель, видах пользования и природных объектах, размещенных в пределах участка;
  • отнесении участка к особым категориям;
  • результатах земельного надзора;
  • обременениях и ограничениях на использование;
  • истории образования и межевания участка и так далее.

Таким образом, несмотря на разные термины и преобразование ГЗК в ГКН, уполномоченным службам удалось сохранить сущность информационной системы. Она по-прежнему систематизирует данные о недвижимости, но теперь спектр объектов кадастрового учета выходит далеко за пределы земельных участков.

Законодатель позволяет выделить 4 главных принципа, лежащих в основе ведения ГКН:

  1. Принцип единства используемых систем и ведения кадастра по всей России.
  2. Принцип непрерывности ведения кадастра и внесения в него изменений для обеспечения актуальных данных.
  3. Принцип открытости информации ГКН: общедоступность сведений.
  4. Принцип совместимости сведений кадастра недвижимости с иными информационными системами: формирование единого ЕГРН.

Можно утверждать, что государственный земельный кадастр ведется в целях систематизации работы по управлению, охране и регистрации прав на землю, деятельности по землепользованию, землеустройству, владением и распоряжением землей.

Сведениями из кадастра могут воспользоваться не только представители власти, но и любые другие лица, ведь информация о недвижимости находится в публичном доступе.

Если рассматривать кадастровое дело как научную дисциплину, можно выделить предмет и методы земельного кадастра. Предметом кадастра можно считать закономерности, используемые при создании и ведении ГКН как единой информационной базы, обеспечивающей граждан актуальными данными о недвижимости.

В деятельности кадастра используются методы математического моделирования и экономической оценки. Это позволяет ГКН исследовать, изучать и обрабатывать поступающую информацию, а также систематизировать ее для выполнения главной задачи.

До 2017 года кадастровая деятельность осуществлялось в соответствии с ФЗ № 221 от 24.07.2007. Им же вводился в действие государственный кадастр недвижимости, его содержание, правила и условия ведения.

С 01.01.2017 деятельность по кадастровому учету регулируется исключительно ФЗ № 218. Этот закон:

  • регулирует основания для проведения учета;
  • определяет ответственных должностных лиц;
  • устанавливает сроки проведения учета;
  • определяет пакет необходимых документов и прочие особенности в зависимости от вида недвижимости.

Земельный учет

По ранее действующим правилам кадастровой деятельности деление информационных систем кадастра производилось не только по видам недвижимости, но и по территории.

Прежде существовал городской кадастр, включавший в себя объекты в пределах населенного пункта, а также региональный и государственный.

После объединения информационных систем в единую базу данных городские базы были ликвидированы, а под этим понятием следует подразумевать городское подразделение Росреестра.

После объединения информационных систем, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 8 ФЗ № 218, общественный кадастр земельных участков и прочей недвижимости ведется в отношении:

  • земельных участков сельскохозяйственного, лесного, дачно-садового и прочего назначения, участков для жилищной застройки;
  • зданий и сооружений, независимо от их целевого назначения, объектов незавершенного строительства;
  • помещений в зданиях, единых имущественных комплексов, в том числе предприятий;
  • парко-мест и иных видов недвижимости.

Несмотря на внедрение электронных систем, кадастровый учет сопровождается составлением множества документов. Вся земельно-кадастровая документация делится на текстовую и планово-картографическую.

Предлагаем ознакомиться:  Когда следующая налоговая амнистия

Текстовая документация обычно отображает действующее правовое положение объектов учета и составляется на основе картографической информации, которая включает в себя:

  • кадастровые планы и кадастровую карту;
  • карты и схемы землевладения;
  • почвенную карту;
  • карту земель с обременениями;
  • картограмму оценки;
  • экспликацию земель или поконтурную ведомость;
  • земельный баланс района и так далее.

Составление и использование этих документов – задача органов учета, для граждан они особого значения не имеют.

Реестр недвижимости

После проведения кадастрового учета или регистрации права на землю собственник получает на руки только кадастровый паспорт на участок с его планом, межевой план и выписка из ЕГРН о праве собственности.

Пожалуй, наиболее простой и общедоступной электронной системой, составленной на основе данных ГКН, является публичная кадастровая карта (ПКК). Этот информационный ресурс Росреестра предназначен для просмотра актуальных сведений, содержащихся в госкадастре недвижимости.

ПКК представляет собой интерактивную топографическую карту, разделенную на кадастровые округа, районы, кварталы и конкретные участки – наиболее мелкие единицы деления территории, принадлежащие собственникам.

Для получения актуальной информации из ГКН достаточно найти нужный участок на публичной карте и кликнуть по нему мышью, после чего система предоставит актуальную информацию о:

  • типе недвижимости и ее кадастровом номере;
  • категории земель и форме собственности;
  • кадастровой стоимости и присвоенном участку адресе;
  • площади участка и видах разрешенного использования;
  • дате постановки на учет, внесения изменений, их публикации и прочей актуальной информации об объекте.

Во вкладке “Услуги” можно запросить официальную информацию, в частности, подать в Росреестр запрос на получение сведений из ЕГРН и ГКН на официальном бланке.

ГКН должен содержать актуальную информацию об объектах учета. Несоответствие сведений фактическому положению дел (не совпадает площадь, адрес, вид использования, стоимость и прочее) считается кадастровой ошибкой.

Неточность может появиться в результате оплошности кадастрового инженера, местных органов власти, готовивших документы о расположении, либо технической ошибки, допущенной сотрудником органа кадастрового учета, например, опечатки.

Порядок исправления ошибки зависит от ее характера. Такими полномочиями наделен исключительно Росреестр. В случае обнаружения неточности он обязан уведомить собственника объекта и о необходимости внесения исправлений в подлинники кадастровых документов.

Земельный надзор – это деятельность должностных лиц по выявлению и предупреждению нарушений земельного законодательства. Данная функция возложена на сотрудников Росреестра.

При службе была создана специальная профессия и учреждена должность государственного инспектора по использованию и охране земель. Он проверяет деятельность собственников и владельцев земли на предмет:

  • соблюдения целевого назначения земель и использования в соответствии с разрешенными видами деятельности;
  • соблюдения требований об обязательном использовании участков;
  • самовольного использования земельных участков;
  • выполнения обязанностей по приведению земель в надлежащий вид;
  • нанесения вреда и загрязнения земель;
  • исполнения предписаний по устранению нарушений законодательства и так далее.

Надзор осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок либо систематического наблюдения.

По результатам составляется акт проверки. Если в нем зафиксированы нарушения, инспектор выносит предписание об их устранении.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

(с изменениями на 2 августа 2019 года)(редакция, действующая с 16 сентября 2019 года)

ПринятГосударственной Думой4 июля 2007 года

ОдобренСоветом Федерации11 июля 2007 года

Земельный участок

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (далее — кадастровые отношения).

Задачи ГКН

Учитывая принципы ведения и цели создания, можно понять, для чего нужен земельный кадастр. Главная его задача – обеспечение доступности сведений о конкретных участках, а также систематизация данных кадастрового учета.

С его помощью не только формируется база данных о недвижимости, но и обеспечивается открытый доступ к ней заинтересованных лиц:

  • органов государственного управления;
  • кадастровых инженеров;
  • организаций или частных лиц, осуществляющих сделки с недвижимостью.

Более глубокой задачей ГКН является обеспечение корректной деятельности по зонированию, кадастровому учету, межеванию, регистрации, оценке земель и прочей профессиональной деятельности.

Перечисленные задачи, пожалуй, представляют интерес лишь для выпускника специальности «земельный кадастр и землеустройство», обывателей они, как правило, не касаются.

Заключение

https://www.youtube.com/watch{q}v=TTgxrds2JBo

Подытоживая сказанное, обращаем внимание на изменение принципов и подходов кадастрового учета земель. Прежний земельный кадастр был преобразован в кадастр недвижимости, в котором содержатся сведения обо всех объектах, а не только о земельных участках. Получить сведения из него можно при помощи публичной кадастровой карты либо запроса в ЕГРН. Эти данные всегда актуальны и общедоступны. Функции по ведению кадастра возложены на Росреестр и его территориальные подразделения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector