Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-26 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-74-92 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 550-95-86 (бесплатно)

Односторонний отказ от исполнения государственного контракта

Что может послужить основанием для отказа от контракта

Рассмотрим процедуру и основания одностороннего отказа от исполнения контракта поподробнее.

Заказчик имеет право принять решение об одностороннем отказе, при наличии двух условий одновременно:

  1. Имеются основания, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации для отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
  2. В контракте предусмотрено право заказчика на односторонний отказ от исполнения контакта.

Заказчик может отказаться от контракта по основаниям, которые предусматривает Гражданский кодекс РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств (ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

При этом право на отказ от договора бывает двух видов:

  • безусловное (немотивированное);
  • условное (мотивированное).

Односторонний отказ от исполнения государственного контракта

В законе нет четкого ответа на вопрос, может ли заказчик отказаться от исполнения контракта без каких-либо причин или для этого необходимо, чтобы наступили определенные условия. На практике сложилось два противоположных подхода.

Позиция 1. Безусловный односторонний отказ от исполнения контракта недопустим.

То есть расторгнуть контракт можно лишь при наступлении условия, с которым закон или договор связали возможность отказа. Например, заказчик вправе отказаться от договора поставки лишь в случае существенного нарушения договора со стороны поставщика (ст. 523 ГК РФ).

Этой позиции придерживается Минэкономразвития России (письмо от 21 сентября 2015 г. № Д28и-2821).

Обоснование: Министерство обосновывает свою позицию следующим образом. Решение заказчика об отказе от контракта вступает в силу через 10 дней с момента, когда поставщика уведомят о принятом решении. При этом заказчик обязан отменить свое решение, если в указанный срок контрагент устранил свои нарушения (ч. 14 ст.

95 Закона № 44-ФЗ). Таким образом, с точки зрения законодателя, отказу от государственного (муниципального) контракта должно предшествовать нарушение или неисполнение его условий. То есть заказчик вправе отказаться от контракта в том случае, когда поставщик (подрядчик, исполнитель) нарушает или не исполняет условия контракта.

Например, заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта на выполнение ремонтных работ в плавательном бассейне. Основанием такого отказа стали следующие обстоятельства. Подрядчик не завез на объект строительные материалы, изделия и оборудование и не приступил к выполнению ремонтных работ (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22 декабря 2015 г. № Ф02-6444/2015 по делу № А58-633/2015).

Кроме того, в пользу вывода о том, что отказ не может быть безусловным, говорит и тот факт, что сведения о поставщике, с которым контракт расторгнут, включают в реестр недобросовестных поставщиков.

Мнение министерства разделяет ФАС России. Причем оба государственных органа рекомендуют продублировать в контракте все те случаи, которые перечислены в Гражданском кодексе РФ в качестве оснований для расторжения данного вида договоров (письмо от 18 февраля 2016 г. Минэкономразвития России № 324-ЕЕ/Д28и, ФАС России № АЦ/9777/16).

Позиция 2. Заказчик может воспользоваться правом на безусловный односторонний отказ от исполнения контракта.

Это означает, что заказчик может расторгнуть договор в любой момент по своему желанию. Например, он вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг, если возместит исполнителю фактически понесенные расходы (п. 1 ст. 782 ГК РФ).

Другой пример – договор подряда. Заказчик вправе в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора подряда, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально выполненным работам, если иное не предусмотрено договором (ст. 717 ГК РФ).

Этой позиции придерживаются суды.

Так, рассматривая спор об одностороннем отказе от исполнения договора оказания услуг, Восьмой арбитражный апелляционный суд пояснил следующее. Заказчик вправе отказаться от контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ. Стороны заключили смешанный договор, который подпадает под регулирование норм о договорах подряда и возмездного оказания услуг.

Такой контракт заказчик вправе расторгнуть в любой момент по своему усмотрению (ст. 717, ч. 1 ст. 782 ГК РФ). Это значит, что право на отказ не зависит от того, надлежащим ли образом подрядчик (исполнитель) исполнил обязательства по договору. Заказчик воспользовался своим правом. Мотивы его решения не имеют правового значения (постановление от 16 июля 2015 г.

Принимая во внимание обе позиции, нужно иметь в виду следующее. Минэкономразвития России и ФАС России не имеют специальной компетенции издавать разъяснения о том, как применять положения Закона № 44-ФЗ. В то же время по многим вопросам их письма учитывают и заказчики, и участники закупок. Однако в данном случае стоит опереться на судебную практику и Гражданский кодекс РФ.

Это значит, что заказчик может отказаться от контракта безусловно, если Гражданский кодекс РФ разрешает такое действие для данного вида договора. Когда Гражданский кодекс РФ подобной возможности не предусматривает (например, для договора поставки), то заказчик вправе отказаться от контракта, если поставщик (подрядчик, исполнитель) существенно нарушил условия договора.

Внимание! В ряде случаев заказчик обязан расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

Заказчик обязан расторгнуть контракт, если в ходе его исполнения выявит, что поставщик:

  • не соответствует требованиям, которые установлены в извещении о проведении запроса котировок или документацией о закупке;
  • предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем.

Такое правило установлено частью 15 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

При этом поставщик не должен соответствовать установленным требованиям изначально. Если же он предоставил достоверную информацию о себе, но перестал отвечать требованиям в момент заключения контракта (например, попал в реестр недобросовестных поставщиков, признан банкротом), то заказчик не может отказаться от исполнения контракта по этому основанию (п.

Поскольку требование части 15 статьи 95 Закона № 44-ФЗ носит императивный характер, не имеет значения, предусмотрели ли стороны в контракте возможность одностороннего отказа или нет.

Если заказчик не выполнит свою обязанность по расторжению контракта, то его могут привлечь к административной ответственности. Основание – непредставление (нарушение сроков представления) информации о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ). Ведь при расторжении контракта у заказчика возникает такая обязанность (ч. 6 ст. 104 Закона № 44-ФЗ). Уполномоченный орган вправе наложить на должностных лиц заказчика административный штраф в размере 20 тыс. руб.

При каких условиях заказчик может принять решение об отказе от контракта

Отказ от контракта со стороны заказчика допустим лишь в том случае, если такое право предусмотрено в контракте (ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Это означает, что еще на этапе размещения заказа заказчик должен решить, хочет ли он иметь возможность после заключения контракта отказаться от него в одностороннем порядке или нет. Если ответ будет положительным, то в проекте контракта нужно это прямо и четко отразить.

Внимание! Заказчик, резервируя за собой право расторгнуть контракт в одностороннем порядке, автоматически наделяет аналогичным правом поставщика (исполнителя, подрядчика).

При этом в контракте не обязательно прямо закреплять право поставщика (исполнителя, подрядчика) на односторонний отказ. Он по умолчанию вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в нем предусмотрено аналогичное право заказчика (ч. 19 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Этап 1. Принятие решения об одностороннем отказе от исполнения контракта

Если заказчик решил отказаться от контракта, то нужно подготовить соответствующее решение. Его необходимо оформить в виде отдельного документа (например, письма) и поставить подпись уполномоченного лица. В решении нужно отразить информацию:

  • о реквизитах расторгаемого контракта;
  • о причинах принятия такого решения.

Перед тем как принять решение о расторжении, заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций (ч. 10 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Проведение экспертизы – это право, а не обязанность заказчика. При этом он по своему усмотрению может провести экспертизу либо своими силами, либо привлечь специалистов.

Однако нужно учитывать, что проведение экспертизы для заказчика – палка о двух концах. С одной стороны, заказчик получает документ, с помощью которого сможет доказывать свою правоту в случае спора. С другой стороны, проведя экспертизу, заказчик ограничивает свое право отказа от контракта – отказаться от него он может только при условии, что результаты экспертизы подтверждают нарушения условий контракта (ч. 11 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Предлагаем ознакомиться:  Можно перевестись при службе по контракту на родину

Пример из практики: суд отказал во взыскании задолженности по муниципальному контракту, поскольку поставленный товар не соответствовал условиям технического задания 

ООО «Ц.» и администрация района заключили муниципальный контракт на поставку текстильной продукции. Приемка товара проходила комиссионно с участием представителей обеих сторон.

Специально созданная комиссия по запросу администрации подготовила заключение, согласно которому рекомендовала отказаться от приемки товара в связи с выявленными недостатками.

Получив это заключение, ООО «Ц.» предложило администрации либо снизить сумму контракта, либо исправить указанные замечания.

Поскольку ответа не последовало, ООО «Ц.» направило претензию с требованием оплатить поставленный товар, после чего обратилось в суд.

При рассмотрении дела суд назначил экспертизу для оценки доводов администрации. Проведенная экспертиза подтвердила, что поставленный товар не отвечает требованиям качества и техническому заданию.

С учетом выводов экспертов суд признал правомерным отказ администрации от приемки товара и от его оплаты (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19 ноября 2015 г. № Ф04-26526/2015 по делу № А75-10330/2014).

Этап 2. Размещение решения в ЕИС

Заказчик в течение трех рабочих дней с момента принятия решения об одностороннем отказе должен разместить его в ЕИС. Если он нарушит этот срок или вообще не разместит решение, то антимонопольный орган может привлечь заказчика к административной ответственности.

Этап 3. Уведомление поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении

Заказчик в течение трех рабочих дней с момента принятия решения об одностороннем отказе уведомляет поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении одновременно двумя следующими способами:

  • по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в контракте;
  • телеграммой, факсимильной связью, по электронной почте либо используя иные средства связи и доставки, которые обеспечат фиксирование такого уведомления и получение подтверждения о его вручении.

При этом основной способ такого уведомления – направление по почте заказного письма с уведомлением о вручении по адресу поставщика (исполнителя, подрядчика). Дополнительно заказчик должен выбрать один из способов доставки, обеспечивающих фиксирование получения соответствующего уведомления исполнителем (см.

, например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11 сентября 2015 г. № Ф04-23404/2015 по делу № А75-1612/2015, определением Верховного суда РФ от 17 декабря 2015 г. № 304-КГ15-16145 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства).

Если заказчик выполнит эти требования, то будет считаться, что поставщик уведомлен надлежащим образом. При этом датой уведомления признается дата, когда заказчик получил:

  • подтверждение о том, что уведомление вручено поставщику, или
  • информацию о том, что поставщик отсутствует по адресу, указанному в контракте.

Такие правила содержатся в части 12 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

Внимание! Если заказчик использует факсимильную связь (электронную почту, иные средства), то доказать факт добросовестного уведомления поставщика может быть затруднительно.

Несмотря на указанную в законе возможность, не стоит использовать факсимильную связь, электронную почту и иные средства связи, при которых невозможно получить доказательство уведомления. Ведь в случае спора доказывать надлежащее исполнение обязательства по уведомлению придется в суде. При этом в большинстве случаев суды не признают допустимым доказательством распечатку страниц электронной почты. Они указывают на то, что невозможно установить:

  • тот факт, что адресат получил документ, а также
  • объем и содержание передаваемого сообщения.

(Постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2015 г. № 20АП-5985/2015 по делу № А54-365/2015, ФАС Московского округа от 29 марта 2011 г. № КА-А40/16305-10 по делу № А40-63445/10-52-513.)

На практике встречаются ситуации, когда заказчик не может получить подтверждение того, что он надлежащим образом уведомил поставщика (например, поставщик отказался получать письмо, почта потеряла письмо или уведомление и др.). В таких случаях поставщик считается уведомленным по истечении 30 дней с момента, когда в ЕИС было размещено решение об одностороннем отказе от контракта (ч. 12 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Правила статьи 165.1 Гражданского кодекса РФ (о юридически значимых сообщениях) к данным правоотношениям не применяются.

Решение вступает в силу по истечении 10 дней с даты, когда заказчик надлежащим образом уведомил поставщика (исполнителя, подрядчика) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). С этого момента контракт считается расторгнутым.

Внимание! Контракт не считается расторгнутым, если заказчик нарушил порядок уведомления поставщика (исполнителя, подрядчика).

Решение об отказе не вступит в силу, если заказчик не исполнил свою обязанность по уведомлению поставщика. Например, заказчик направил решение электронной почтой и посредством грузоотправления через компанию DHL Express. Отправка подтверждается транспортной накладной и информацией с официального сайта компании DHL Express (отслеживание грузов DHL Express).

Услугой «уведомление о доставке» заказчик не воспользовался. При таких обстоятельствах суд счел, что заказчик исполнил свое обязательство ненадлежащим способом, поскольку для расторжения контракта необходимо знать дату получения заказчиком подтверждения о вручении уведомления исполнителю. В представленных документах содержатся только сведения о вручении отправления исполнителю (постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 марта 2015 г. по делу № А05-12408/2014).

Внимание! Есть случаи, когда заказчик обязан отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Такая обязанность наступает, если в течение 10-дневного срока поставщик:

  • устранит нарушения, которые послужили основанием для одностороннего отказа от контракта, а также
  • компенсирует заказчику затраты на проведение экспертизы (если таковая была проведена).

Это правило не применяется, когда поставщик повторно нарушает условия контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Этап 4. Размещение информации о расторжении контракта в ЕИС

Заказчик должен разместить информацию о расторжении контракта (за исключением сведений, составляющих государственную тайну) в ЕИС в течение одного рабочего дня, следующего за датой расторжения контракта (ч. 26 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Если он нарушит этот срок или вообще не разместит эту информацию, то антимонопольный орган может привлечь его к административной ответственности.

Этап 5. Направление сведений о поставщике для включения в реестр недобросовестных поставщиков

Сведения о поставщике, с которым заказчик расторг контракт в одностороннем порядке, попадают в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 16 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Для этого заказчик в течение трех рабочих дней со дня расторжения контракта должен направить в антимонопольный орган следующие документы:

  • информацию о поставщике, предусмотренную пунктами 1 и 2 части 3 статьи 104 Закона № 44-ФЗ;
  • информацию о дате проведения закупки или дате заключения контракта (п. 3 ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ);
  • информацию об объекте закупки, цене контракта и сроках его исполнения (п. 4 ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ);
  • копию решения суда о расторжении контракта или письменное обоснование причин одностороннего отказа от исполнения контракта (ч. 6 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

Если заказчик не предоставит (предоставит заведомо недостоверную информацию) информацию о поставщике, то его могут привлечь к административной ответственности. При этом штраф для должностных лиц составляет от 10 000 до 15 000 руб., а для юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб. (ст. 19.7.2-1 КоАП РФ).

РАСТОРЖЕНИЕ КОНТРАКТА В ОДНОСТОРОННЕМ ПОРЯДКЕ ИСПОЛНИТЕЛЕМ (ПОДРЯДЧИКОМ, ПОСТАВЩИКОМ)

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что это предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

При установлении права на такой отказ заказчику рекомендуется определить, по каким из оснований, предусмотренных Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, допускается отказ от контракта (см. Письмо Минэкономразвития России N 324-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/9777/16 от 18.02.2016).

Выбор оснований, которые следует указать, зависит от вида обязательств по контракту (поставка товара, выполнение работ, оказание услуг).

Может ли заказчик немотивированно отказаться от исполнения контракта?

Ответ: Нет, не может.

Обоснование: По мнению Минэкономразвития России, односторонний отказ заказчика от исполнения государственного контракта возможен, только если другая сторона нарушила его условия. В обоснование ведомство ссылается, в частности, на ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, согласно которой заказчик при определенных условиях обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если устранены нарушения, послужившее основанием для принятия данного решения (см. Письма от 10.04.2017 N Д28и-1555, от 08.04.2016 N Д28и-880, от 31.12.2015 N Д28и-3866).

Предлагаем ознакомиться:  Какие документы проверять при покупке квартиры на вторичном рынке

Аналогичный подход встречается в судебной практике. Так, суд пришел к выводу, что немотивированный отказ от исполнения контракта не может быть произвольным, а возможен только в случае нарушения его условий. Суд также указал: признание права немотивированно отказываться от исполнения государственных контрактов, заключенных по итогам открытых аукционов в электронной форме, открывает возможность для злоупотреблений со стороны недобросовестных заказчиков.

До принятия решения об отказе от контракта в связи с его ненадлежащим исполнением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) заказчик может провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов (ч. 10 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). В такой ситуации отказ заказчика допустим, только если экспертизой подтверждено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения (ч. 11 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

В ряде случаев заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Так, он должен это сделать, если в ходе исполнения контракта выяснится, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) товар не соответствуют требованиям к участникам закупки (к товару), предусмотренным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке, либо поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информацию о соответствии указанным требованиям, что позволило ему стать победителем (п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Например, после заключения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует требованиям об отсутствии конфликта интересов и это позволило ему стать победителем. При данных обстоятельствах отказ заказчика правомерен, понудить его к исполнению контракта нельзя (см. п. 10 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016).

Может ли заказчик отказаться от контракта, если в ходе его исполнения поставщик включен в реестр недобросовестных поставщиков?

Обоснование: По мнению ФАС России, включение поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков в ходе исполнения контракта не влияет на права и обязанности по уже заключенным и исполненным контрактам и не является основанием для одностороннего отказа заказчика (Письмо от 06.08.

Минэкономразвития России разъяснило, что включение поставщика в указанный реестр по результатам исполнения отдельного контракта не является основанием для расторжения иных заключенных с ним контрактов. Данное обстоятельство может лишь ограничить его дальнейшее участие в закупках, если заказчик установил требование об отсутствии информации в реестре недобросовестных поставщиков (Письмо Минэкономразвития России от 18.02.2015 N Д28и-387).

Уведомление об отказе от контракта

— телеграммой;

— по факсу;

— по электронной почте;

— с помощью другого средства связи и доставки, обеспечивающего фиксирование уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении контрагенту.

Выполнение заказчиком данных требований считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Верховный Суд в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) указал, что несовершение заказчиком всех изложенных выше действий не свидетельствует об отсутствии надлежащего уведомления, если доказано, что уведомление об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта доставлено исполнителю.

При этом в приведенном Верховным Судом примере разъяснено, что для возникновения гражданско-правовых последствий в виде расторжения договора достаточно того, чтобы исполнителю было доставлено (с использованием любого средства связи и доставки) сообщение заказчика об отказе от исполнения контракта. В свою очередь, размещение решения об одностороннем отказе в ЕИС необходимо для обеспечения открытости и прозрачности функционирования государственных закупок, такая обязанность заказчика установлена в публичных целях для осуществления надлежащего контроля в сфере закупок.

Датой уведомления будет признаваться не дата получения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) соответствующего документа, а дата получения заказчиком подтверждения о вручении этого документа контрагенту или дата получения информации о его отсутствии по адресу, указанному в контракте. Если использованный для доставки уведомления способ не позволяет получить такое подтверждение или информацию, датой уведомления будет считаться дата по истечении 30 дней с момента размещения решения об отказе в ЕИС (ч. 12 ст.

Срок вступления отказа в силу

Закон предоставляет сторонам возможность сохранить правоотношения по контракту, устанавливая специальный срок для вступления решения об одностороннем отказе заказчика в силу. На это согласно ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ сторонам отведено 10 дней с даты уведомления поставщика (исполнителя, подрядчика).

В течение указанного времени поставщик (исполнитель, подрядчик) может устранить нарушение, которое послужило основанием для отказа от контракта, а также компенсировать заказчику затраты на проведение экспертизы, если она была проведена в соответствии с ч. 10 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. При этом заказчик будет обязан отменить свое не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 14 ст.

95 Закона N 44-ФЗ). Данное правило не применяется, если поставщик (исполнитель, подрядчик) нарушил условия контракта повторно. В этом случае, а также если поставщик (исполнитель, подрядчик) в установленный срок не устранил нарушение контракта, имевшее место в первый раз, контракт считается расторгнутым по истечении 10 дней с даты уведомления об одностороннем отказе (ч. 13 ст.

Включение в контракт условия о возможности отказа заказчика от исполнения контракта в одностороннем порядке автоматически предоставляет такое же право контрагенту (ч. 19 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Порядок расторжения контракта поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в этом случае аналогичен порядку, установленному Законом N 44-ФЗ для заказчика.

После принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта поставщик (исполнитель, подрядчик) в течение трех рабочих дней направляет его по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также любым из иных способов, которые обеспечивают фиксирование уведомления и получение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения того, что решение вручено заказчику (ч. 20 ст.

Поставщику (подрядчику, исполнителю) рекомендуется направить решение об отказе и заказным письмом с уведомлением о вручении, и одним из иных перечисленных в названной норме способов. Аналогичные требования предъявляются при одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта (ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ)..

По выполнении данного требования заказчик считается уведомленным об одностороннем отказе от исполнения контракта. При этом датой уведомления признается не дата получения заказчиком направленного документа, а дата получения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) подтверждения о его вручении заказчику (ч. 20 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

РАСТОРЖЕНИЕ КОНТРАКТА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗАКУПКИ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБОРОННОМУ ЗАКАЗУ.

Когда в процессе исполнения контракта выяснилось, что поставляемый товар, или исполнитель, подрядчик, поставщик не соответствует требованиям к товару или исполнитель не соответствуют требованиям контракта или документации о закупке.

Когда в процессе исполнения контракта выяснилось, что поставщик (подрядчик, исполнитель), предоставил недостоверную информацию, в отношении товара или себе, что позволило ему стать поставщиком.

Более экзотическое основание — это одностороннее расторжение контакта в случае, когда расторгнут «специальный инвестиционный контракт», на основании которого был заключен расторгаемый контракт или контракт с регулируемыми ценами, в соответствии с которым создано, освоено или модернизировано производство товара на территории РФ.

Решение о расторжении контракта в одностороннем порядке происходит в соответствии со следующей процедурой:

  • Экспертиза. Пункт 10 статьи 95 говорит о том, что заказчик вправе провести экспертизу оказанной услуги, выполненной работы, или поставленного товара. Так как с большой долей вероятности поставщик будет оспаривать решение об одностороннем расторжении контракта, в связи с риском попадания в РНП и финансовыми издержками имеет смысл привлечь сторонних, независимых экспертов, экспертные организации с хорошей репутацией. После получения экспертного заключения, оформленного надлежащим образом, со всеми печатями, подшитыми лицензиями, сертификатами, квалификационными удостоверениями и подписями может быть принять решение о одностороннем расторжении контракта, при условии, что в заключении, подтверждаются существенные нарушения условий контракта. Эти существенные основания и будут является основанием для расторжения.
  • Решение, принятое заказчиком, не позднее чем в течении трёх рабочих дней размещается в единой информационной системе.
  • Решение направляется исполнителю, (подрядчику, поставщику) заказным письмом по почте с уведомлением о вручении или телеграммой, или по электронной почте или по факсу, или используя иные средства связи и доставки, которые обеспечивают фиксирование такого уведомления и получением заказчиком подтверждения о его вручении исполнителю (подрядчику, поставщику).

При этом датой уведомления считается дата получения заказчиком подтверждения о вручении исполнителю (подрядчику, поставщику) указанного уведомления или получения заказчиком информации об отсутствии исполнителя (подрядчика, поставщика) по его адресу, указанному в контракте.

В случае невозможности получения, указанного подтверждения или информации датой уведомления, признаётся дата по истечении тридцати дней, с даты размещения решения о одностороннем расторжении контракта, заказчиком в единой информационной системе.

  • Решение об одностороннем расторжении контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты уведомления исполнителя (подрядчика, поставщика). При этом, если в течении этих десяти дней поставщик устранит нарушение условий контракта и компенсирует заказчику затраты на проведение экспертизы, заказчик обязан отменить своё решение. (в случае повторного нарушения исполнителем (поставщиком, подрядчиком) условий контракта данное правило не применяется).
  • Заказчик уведомляет Федеральную антимонопольную службу о расторжении контракта в одностороннем порядке, и ФАС проводит заседание комиссии, с приглашением обеих сторон, на предмет включения исполнителя контракта в реестр недобросовестных поставщиков.
  • После расторжения контракта в одностороннем порядке заказчик имеет право закупить товар с помощью процедуры запроса предложении. Закупка товара, услуги, работы производится в соответствии с положениями пункта 6 части 2 статьи 83, пункта 2 части 2 статьи 83.1 44-ФЗ.
  • В случае, когда до момента контракта исполнитель (подрядчик, поставщик) частично исполнил контракт, заключая новый контракт, заказчик обязан уменьшить количество поставляемого товара, или услуг, работ, с учётом фактически выполненных работ, поставленных товаров, и новый контракт заключается с учётом этих обстоятельств.
  • При расторжении контракта в одностороннем порядке, исполнитель (подрядчик, поставщик), вправе требовать возмещение фактически понесенного ущерба, обусловленного обстоятельствами расторжения контракта.

Расторжение контракта заключенного в рамках закона «О государственном оборонном заказе», регламентируется Федеральным законом №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе.»

Предлагаем ознакомиться:  Как отследить поступление материнского капитала в банк

Каковы последствия расторжения контракта

После того как контракт расторгнут, договорные отношения между заказчиком и участником прекращаются. Заказчик вправе снова провести закупку товара (работы, услуги), поставка (выполнение, оказание) которого была предметом расторгнутого контракта (ч. 24 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Внимание! При расторжении государственного (муниципального) контракта в связи с односторонним отказом нельзя применить общие положения о гражданско-правовой ответственности. Как поставщик, так и заказчик могут потребовать возместить только фактически причиненный ущерб.

Речь идет об ущербе, непосредственно обусловленном обстоятельствами, которые стали основанием для решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 23 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Так, суд отказал поставщику в возмещении расходов на получение банковской гарантии, взыскав только ее стоимость. Поставщик не смог доказать, что не получил бы гарантию без помощи посредника. Поэтому суд счел, что понесенные расходы не соответствуют понятию убытков, который закреплен в пункте 2 статьи 15 Гражданского кодекса РФ (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 октября 2015 г. № 13АП-20494/2015 по делу № А56-33111/2015).

Заказчик отказался от исполнения контракта. Вправе ли он заключить контракт с участником, заявке которого присвоен второй номер, или необходимо провести закупку заново?

Нет, не вправе.

Если заказчик отказывается от исполнения контракта в одностороннем порядке, он должен провести закупку заново. Заключить контракт с участником, заявке которого присвоен второй номер, заказчик может только тогда, когда победитель уклонился от заключения контракта (ч. 4 ст. 54, ч. 14 ст. 70, ч. 12 ст. 78, ч. 17 ст. 83, ч. 3 ст. 91 Закона № 44-ФЗ).

ПРАВЫЕ АКТЫ, СВЯЗАННЫЕ С РАСТОРЖЕНИЕМ КОНТРАКТА.

Письмо Минэкономразвития России от 21.04.2017 № ОГ-Д28-4980 “Об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта при повторном нарушении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта”

Письмо Минэкономразвития России от 21.03.2017 № Д28и-1588 “О возврате обеспечения исполнения контракта при его расторжении по соглашению сторон”

Письмо Минэкономразвития России от 13.04.2017 № Д28и-1577 “Об отказе в приемке товара и расторжении контракта в одностороннем порядке заказчиком в случае отклонения от размеров товаров, указанных в заявке; о разъяснении положений законодательства…”

Письмо Минэкономразвития России от 13.04.2017 № Д28и-1577.

Письмо Минэкономразвития России от 15.03.2017 № ОГ-Д28-2906 “О сроке размещения в ЕИС информации об изменении (расторжении) контракта”

Письмо Минэкономразвития России от 22.02.2017 № Д28и-1229 “Об оплате выполненных досрочно работ при расторжении контракта по соглашению сторон.

Письмо Минфина России от 25.10.2017 № 24-03-08/70001 “Об исчислении сроков вступления в силу решений об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также размещения в ЕИС такого решения заказчика и информации об изменении (расторжении) контракта”

Действует ли правило об изменении цены в пределах 10% при расторжении контракта?

Письмо Минэкономразвития России от 10.02.2017 № ОГ-Д28-1549 “Об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта”

Письмо Минэкономразвития России от 16.02.2017 № Д28и-938 “О расторжении контракта и ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае выполнения не в полном объеме работ, предусмотренных контрактом”

Письмо Минэкономразвития России от 01.02.2017 № Д28и-1156 “О расторжении контракта и направлении информации о его расторжении для включения в реестр контрактов”

Письмо Минэкономразвития России от 07.04.2017 № Д28и-1818 “О заключении, изменении и расторжении контракта в сфере закупок”

Письмо Минфина России от 16.11.2017 № 24-03-07/75960 “О расторжении заказчиком контракта в одностороннем порядке”

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы, рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) в части расторжения заказчиком контракта в одностороннем порядке, сообщает следующее.

Письмо Минфина России от 25.10.2017 № 24-03-08/70136 “О действиях заказчика при выявлении недостоверной информации у участника закупки”

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы (далее – Департамент), рассмотрев обращение ГКУ по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) в части действий заказчика при выявлении недостоверной информации у участника закупки, сообщает следующее.

На примере одностороннего отказа от исполнения контракта Минфин в письме от 25.10.2017 N 24-03-08/70001 напомнил о двух основных правилах из Гражданского кодекса РФ об исчислении сроков.

Письмо ФАС России от 14.03.2018 № РП/16764/18 “О рассмотрении обращения”

Федеральная антимонопольная служба (далее – ФАС России), рассмотрев обращение по вопросу о применении положений статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон о контрактной системе), сообщает следующее.

Письмо Минфина России от 02.11.2017 № 24-03-08/72382 “О взаимозачете по контракту, рассрочке (отсрочке) оплаты по нему, а также о его расторжении, если отпала необходимость в выполнении части работ (услуг)”

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы, рассмотрев обращение по вопросу о разъяснении отдельных положений Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон N 223-ФЗ) в части взаимозачета по контракту, рассрочке оплаты и расторжения, сообщает следующее

Письмо Минфина России от 10.11.2017 № 24-03-07/74487 “О расторжении контракта по соглашению сторон, если у заказчика отпала необходимость в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг”

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы, рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) в части расторжения контракта по соглашению сторон, сообщает следующее.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector