Нарушение организацией срока постановки на учет в налоговом органе

Взыскания штрафа за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе

Пункт 1 ст. 83 НК РФ требует, чтобы организации вставали на учет в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений. Рассмотрим понятие «обособленное подразделение», которое в гражданском и налоговом законодательстве расшифровывается по-разному. Статья 55 ГК РФ к обособленным подразделениям относит филиалы и представительства, которые должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Для целей налогового законодательства используется более широкое понимание обособленного подразделения. Подразделение признается обособленным независимо от того, отражено ли его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми оно наделено (например, является филиалом или представительством) (ст. 11 НК РФ).

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytaboutru

Обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Из буквального прочтения этой нормы следует, что по месту обособленного подразделения должно быть более одного стационарного рабочего места.

Но в Письмах Минфина России от 02.06.2005 N 03-02-07/1-132, МНС России от 29.04.2004 N 09-3-02/1912 уточнено, что обособленным подразделением должно признаваться любое территориально обособленное от организации подразделение, обладающее хотя бы одним рабочим стационарным местом. Статья 209 ТК РФ признает рабочим место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Порядок регистрации организации в налоговых органах зависит от того, стоит ли она на учете в налоговом органе на территории муниципального образования, в котором создано обособленное подразделение. Если не стоит, то в течение месяца со дня создания этого подразделения организация должна подать в налоговый орган по месту его нахождения Заявление о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения в РФ (ф. 1-2-Учет <1>).

К заявлению прикладывают нотариально заверенную копию свидетельства о постановке на учет организации в налоговом органе по месту ее нахождения и копии документов, подтверждающих создание обособленного подразделения. Согласно п. 2.1.4 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц <2>

в качестве документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, могут быть представлены учредительные документы юридического лица с указанием в них сведений об обособленном подразделении, либо выписка из ЕГРЮЛ, либо положение об обособленном подразделении, либо распоряжение (приказ) о его создании.

При отсутствии документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, постановка организации на учет в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления о постановке на учет и заверенной в установленном порядке копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения.

Налоговый орган в течение пяти дней со дня представления организацией всех необходимых документов ставит ее на учет по месту нахождения обособленного подразделения и выдает ей уведомление о постановке на учет (ф. 1-3-Учет), в котором указан КПП. Получив уведомление, организация согласно пп. 3 п. 2 ст.

Нарушение организацией срока постановки на учет в налоговом органе

Если организация открыла на территории одного муниципального образования несколько обособленных подразделений, подведомственных разным налоговым инспекциям, то она может встать на учет в налоговом органе по месту одного из этих обособленных подразделений, выбранного ею самостоятельно. В Письме Минфина России от 22.05.

Момент, начиная с которого отсчитывается срок подачи организацией заявления о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения, законодателем точно не установлен, что приводит к спорам. Фискальные ведомства не высказали официальной позиции в отношении такой ситуации. Налоговые инспекции к рассмотрению этого вопроса часто подходят формально, не обращая внимания на буквальную трактовку законодательства.

ФАС ВСО в Постановлении от 06.09.2004 N А19-20716/03-36-Ф02-3541/04-С1 рассмотрел ситуацию, когда приказ организации о создании обособленных подразделений был датирован 26.02.2003, поэтому, по мнению налоговой инспекции, организация до 26.03.2003 должна была представить заявление о постановке на учет, которое было подано только 28.05.2003.

Суд указал, что признание обособленного подразделения организации возможно при наличии стационарных рабочих мест, оборудованных вне места государственной регистрации организации, а также ведении деятельности через это подразделение. Он обратил внимание на то, что налоговая инспекция не представила доказательств, что 26.02.

ФАС ЗСО в Постановлении от 06.02.2007 N Ф04-8807/2006(29891-А45-19) рассмотрел ситуацию, когда, по мнению налоговой инспекции, месячный срок для постановки на налоговый учет должен был исчисляться со дня принятия решения о создании филиала на собрании акционеров (07.12.2005). Но суд обратил внимание на то, что приказом организации от 31.01.2006 N 4 с 01.02.

2006 утверждено штатное расписание филиала, приказом от 01.02.2006 N 12-лс назначен директор филиала и с этой же даты принят на работу в названный филиал первый сотрудник. Поэтому месячный срок для постановки организации на налоговый учет по месту нахождения филиала исчисляется с 01.02.2006, то есть со дня создания стационарных рабочих мест.

Предлагаем ознакомиться:  Договор ссуды безвозмездного пользования - преимущества и описание!

ФАС УО в Постановлении от 10.01.2007 N Ф09-11609/06-С3 отметил, что по смыслу ст. ст. 11, 83 НК РФ основным квалифицирующим признаком создания обособленного подразделения является фактическое его функционирование или способность к такому функционированию. Инспекцией же не были представлены доказательства, подтверждающие функционирование обособленного подразделения.

ФАС ДВО в Постановлении от 11.08.2006 N Ф03-А51/06-2/2108 рассмотрел ситуацию, когда заявление организации от 18.05.2005 о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения подано по истечении 112 дней после принятия общим собранием учредителей решения о создании филиала организации (26.01.2005). Суд отметил:

Нарушение организацией срока постановки на учет в налоговом органе

ФАС СЗО в Постановлении от 02.11.2007 N А26-11293/2005 поддержал налоговую инспекцию, посчитав, что она представила достаточно доказательств, свидетельствующих о создании организацией обособленных подразделений:

  • договоры аренды нежилых помещений, использованных под офисы;
  • свидетельские показания работника организации;
  • протоколы осмотра арендованных помещений с участием работников организации;
  • договоры на абонирование телефонной линии в городе, в котором открыто обособленное подразделение;
  • приказы о приеме на работу в отдел организации специалистов, проживающих в городах, где открыты обособленные подразделения;
  • договоры о полной материальной ответственности за сохранность переданного для осуществления деятельности имущества.

По нашему мнению, которое согласуется с арбитражной практикой, необходимо учесть следующее. Во-первых, из определения обособленного подразделения следует, что оно должно быть оборудовано стационарными рабочими местами. Таким образом, дата приказа о создании обособленного подразделения не может признаваться датой его создания, если на этот момент оно не оборудовано стационарными рабочими местами.

Во-вторых, при осуществлении деятельности через обособленное подразделение организация обязана в течение месяца со дня его создания подать в налоговые органы заявление о постановке на учет по месту нахождения этого подразделения (п. 4 ст. 83 НК РФ). Из этого следует, что факт создания обособленного подразделения не обязывает организацию вставать на учет в налоговых органах, если она не осуществляет через него деятельность.

Первое основание — учет организации ведется по месту ее нахождения и нахождения ее обособленного подразделения, представительства и т.д. Если же регистрировать ИП или физическое лицо, то налоговая служба определяется по месту его жительства.

Вторым основанием является то, что и индивидуальные предприниматели и предприятий и физические лица обязаны пройти регистрацию по месту нахождения их недвижимого имущества и транспортных средств.

Третье основание распространяется только для тех, кто является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых. Им необходимо пройти регистрацию по месту нахождения участка, откуда ведется добыча. Если фирма использует ЕНВД, то зарегистрироваться необходимо по месту ведения бизнеса.

Взыскания штрафа за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе

  • организациям по месту нахождения;
  • предприятиям по месту нахождения филиалов и представительств;
  • ИП и физическим лицам по месту жительства;
  • иностранным некоммерческим неправительственным организациям по месту осуществления ими деятельности в РФ.

Если же организация решила платить ЕНВД, то она должна зарегистрироваться за те же 5 дней.

Иностранная организация, осуществляющая деятельность на территории нашей страны и имеющая обособленное подразделение, обязана в течение 30 дней подать заявление о регистрации по месту нахождения обособленного подразделения.

После чего ей дается месяц для того что бы встать на учет.

По этому вопросу часто возникают недопонимания с налоговиками. Создавая обособленное подразделение необходимо направить сообщение. Если предприятие не направило сообщение, то ему пытаются инкриминировать ст. 116 НК, а точнее п. 1. Но организации с этим не согласны. Ведь п1. ст. 116 НК говорит именно о подаче заявления, а не сообщения. Такие ситуации приводят налогоплательщика в суд и он, как правило, принимает их сторону.

Теперь остается решить только вопрос о том, какой же налоговый орган может привлечь к ответственности — по месту нахождения обособленного подразделение или самой организации.

Предлагаем ознакомиться:  Расторжение договора по истечении срока действия

Обособленное подразделение может не иметь стационарных рабочих мест, следовательно, существовать так, сказать виртуально. Значит, нет места нахождения, поэтому штраф взымает налоговый орган, где территориально располагается само предприятие.

Если будет доказан факт ведения хозяйственной деятельности и получения прибыли без контроля, предприятию придется заплатить штраф.

Настоящая редакция НК не говорит ни слова о том, с какого момента считается, что организация или индивидуальный предприниматель действует без регистрации. Прежняя редакция упоминала о 90 днях с момента регистрации. Раз нет четких сроков, следовательно, налоговики могут злоупотреблять своим положением и приниматься штрафовать безвинных.

Но при этом ошибочно будет думать, что можно избежать ответственности. Ведь все в том же кодексе говориться о том, что организация должна встать на учет так же по месту нахождения каждого обособленного подразделения или представительства. Причем сделать это обязательно за установленные законодательно сроки.

Сделать это необходимо даже при условии, что никакая прибыль не получена, и получаться не будет. В таком случае предприятие просто не станет уплачивать налоги.

Следует отметить, что наказания можно избежать, если предприятие уже состояло на учете в данном отделении, по каким либо другим основаниям. Это правило исключает только постановку на учет в связи с переходом на ЕНВД.

Спорный вопрос может возникнуть и с постановкой на учет индивидуального предпринимателя. Многие предприниматели не встают на учет, но при этом имеют ИНН как физическое лицо. Налоговые органы стремятся их оштрафовать по п. 2 ст. 116 НК РФ. Но в этом случае может помочь суд, он будет на стороне предпринимателя.

Что же касается физических лиц, то их постановка на учет осуществляется согласно заявлению этих лиц. Происходит она за 5 дней с момента подачи заявления. За это же время изготовиться, и будет  выдано свидетельство.

Если заявление не было принесено лично в налоговый орган, а отправлено по почте или по электронной почте. То регистрация происходит за тот же срок, но уже со дня получения заявления. Свидетельство так же выдается за установленный срок.

Стоит отметить, что НК наложит наказание на физическое лицо или фирму, а административный кодекс на должностное лицо.

Если же налоговая проверка выявит, что подразделение вело деятельность без регистрации, то организация будет вынуждена внести штраф в сумме 10% от полученного дохода. Доход будет суммироваться за все время деятельности.

Минимальной суммой штрафа будет считаться 40 тыс. рублей. В данном случае к ответственности так же привлекаются предприятие и индивидуальные предприниматели.

Здесь вновь встает вопрос о том, что если доход не получается, то следовательно и нарушения нет. Единственно правильное решение принимает суд.

В заседании суда приводятся факты того, что за время существования подразделения не было получено дохода. В таком случае, можно избежать штрафа. Он будет взиматься с налоговой — 40 тысяч рублей.

Согласно административному кодексу сумма штрафа будет варьироваться от 2 до 3 тысяч рублей. Взиматься он будет с должностных лиц. Причем не исключено и злоупотребление судов. Ведь их решение так же не регламентируется законодательно.

Если организация уже стоит на учете в налоговом органе на территории муниципального образования, в котором создано обособленное подразделение, то она не обязана подавать заявление о постановке на учет. Согласно п. 4 ст. 83 и пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ она должна в течение месяца со дня создания обособленного подразделения подать в налоговые органы по месту своего нахождения сообщение о создании обособленного подразделения, расположенного на территории РФ.

по месту нахождения (жительства) самого налогоплательщика, по месту нахождения обособленного подразделения налогоплательщика-организации, по месту нахождения принадлежащего налогоплательщику недвижимого имущества и транспортных средств. На налогоплательщика, вставшего на налоговый учет в конкретном налоговом органе по одному из предусмотренных ст.

О необходимости применения данного положения указано в Письме МНС России от 08.08.2001 N ШС-6-14/613@. В Письме Минфина России от 25.08.2004 N 03-01-10/3-105 сказано, что организация, не представившая в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения заявление о постановке на учет, не может быть привлечена к ответственности, установленной ст.

116 НК РФ, если она стоит на учете в этом налоговом органе по иному основанию. Но в этом случае налоговый орган в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.3 КоАП РФ, и на основании ст. 23.1 КоАП РФ в сроки, установленные КоАП РФ, направляет протокол в суд для рассмотрения дела об административном правонарушении.

Предлагаем ознакомиться:  Узнать задолженность по налогам по ИНН или фамилии и дате физического или юридического лица

Одной из обязанностей организации, признаваемой плательщиком ЕНВД, является постановка на учет в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД (п. 2 ст. 346.28 НК РФ). Необходимость в подаче заявления о постановке на учет в данном случае возникает у организации в следующих случаях:

  • создана новая организация, деятельность которой в соответствующем муниципальном образовании подпадает под уплату ЕНВД;
  • организация открыла новое обособленное подразделение, деятельность которого в соответствующем муниципальном образовании подпадает под уплату ЕНВД.

Срок подачи заявления в соответствии с п. 2 ст. 346.28 и ст. 6.1 НК РФ составляет пять рабочих дней с начала осуществления деятельности, облагаемой ЕНВД. Приказом ФНС России от 05.02.2008 N ММ-3-6/45@ утверждены формы заявлений о постановке на учет организаций и индивидуальных предпринимателей — налогоплательщиков единого налога на вмененный доход в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход.

В гл. 26.3 НК РФ не сказано, какие документы нужно представить в налоговый орган при подаче заявления о постановке на учет плательщика ЕНВД. В п. п. 3 и 4 Приказа МНС России от 19.12.2002 N БГ-3-09/722, который признан утратившим силу Приказом ФНС России от 05.02.2008 N ММ-3-6/45@, приведен перечень таких документов.

В настоящее время законодательство по-прежнему не рассматривает вопрос о перечне документов, которые нужно представлять вместе с заявлением о постановке на учет плательщика ЕНВД, а Приказ, которым этот перечень был утвержден, утратил силу. По нашему мнению, налогоплательщику при подаче заявления нужно будет обратить внимание на то, что налоговые органы до утверждения этого перечня документов, возможно, будут продолжать требовать те же самые документы, которые были определены в утратившем силу Приказе. Перечень этих документов представлен в таблице.

             Для организаций            
       Для индивидуальных       
предпринимателей
Заверенная копия Свидетельства о        
постановке на учет российской
организации в налоговом органе по месту
нахождения на территории Российской
Федерации по форме 1-1-Учет<4>
Заверенная копия Свидетельства о
постановке на учет физического
лица в налоговом органе на
территории Российской Федерации
по форме 2-1-Учет<4>
Свидетельство о государственной         
регистрации юридического лица (ф. Р51001
<5>) или Свидетельство о внесении
записи в Единый государственный реестр
юридических лиц о юридическом лице,
зарегистрированном до 1 июля 2002 г.
(ф. Р57001<5>)
Свидетельство о государственной 
регистрации физического лица в
качестве индивидуального
предпринимателя (ф. Р61001<5>)
или Свидетельство о внесении в
Единый государственный реестр
индивидуальных предпринимателей
записи об индивидуальном
предпринимателе,
зарегистрированном до 1 января
2004 г. (ф. Р67001<5>)
Документ, удостоверяющий        
личность (например, паспорт)

Нестандартные ситуации, возникающие при постановке на учет

Если организация осуществляет предпринимательскую деятельность, облагаемую ЕНВД, на территории одного муниципального образования, обслуживаемого разными налоговыми инспекциями, то она может встать на налоговый учет в одном из налоговых органов по месту осуществления деятельности в данном муниципальном образовании (Письмо Минфина России от 24.04.2007 N 03-11-04/3/126).

Согласно Письмам Минфина России от 06.02.2008 N 03-11-05/23, от 24.12.2007 N 03-11-04/3/508, от 16.11.2007 N 03-11-04/3/443, от 01.10.2007 N 03-11-02/249 постановка на учет организации в качестве плательщика ЕНВД:

  • осуществляющего предпринимательскую деятельность на территории нескольких районов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или городских округов, на территории которых действуют разные налоговые инспекции, производится в налоговом органе, на подведомственной территории которого расположено место осуществления предпринимательской деятельности, указанное первым в заявлении о постановке на учет;
  • осуществляющего развозную или разносную торговлю, распространение и (или) размещение наружной рекламы, рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах, оказывающего автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов, производится в налоговом органе по месту нахождения организации.

Повторная постановка на учет. В Письмах Минфина России от 16.02.2006 N 03-11-02/41, от 24.04.2007 N 03-11-04/3/126, УФНС по г. Москве от 18.01.2007 N 18-11/3/03906 сказано, что организации не обязаны вставать на налоговый учет в качестве плательщиков ЕНВД в тех налоговых органах, в которых они стоят на налоговом учете по иным основаниям.

Поэтому если организация стоит на учете в налоговом органе, например, по месту нахождения обособленного подразделения, то при открытии в этом же муниципальном образовании нового обособленного подразделения, осуществляющего подпадающую под уплату ЕНВД деятельность, подавать заявление о постановке организации — плательщика ЕНВД на учет по месту осуществления предпринимательской деятельности не нужно.

О.В.Княжина

Эксперт журнала

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytdevru

«Налоговая проверка»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector