Налог на альтернативные источники энергии

Европейские страны, применяющие сокращение НДС

----------T----------------T-------T--------------------------------------¬
¦ ¦ Кредит или ¦Ставка,¦ Технологии, на которые ¦
¦ Страна ¦сокращение суммы¦ % ¦ распространяется действие ¦
¦ ¦ налога ¦ ¦ кредита/скидки ¦
--------- ---------------- ------- --------------------------------------
¦Бельгия ¦Сокращение суммы¦ 13,5¦Все ¦
--------- ---------------- ------- --------------------------------------
¦Голландия¦Сокращение суммы¦ 13 ¦Все ¦
--------- ---------------- ------- --------------------------------------
¦Испания ¦Сокращение суммы¦ 10 ¦Солнечная энергия, биомасса ¦
--------- ---------------- ------- --------------------------------------
¦Ирландия ¦Сокращение суммы¦ 18 ¦Ветряная, солнечная, гидроэнергия, ¦
¦ ¦ ¦ ¦энергия биомассы ¦
--------- ---------------- ------- --------------------------------------
¦Чехия ¦Сокращение суммы¦ 100 ¦Все (гидростанции до 1 МВт) ¦
--------- ---------------- ------- --------------------------------------
¦Корея ¦Кредит ¦ 5 ¦Энергоэффективные технологии ¦
--------- ---------------- ------- --------------------------------------
¦США ¦Сокращение суммы¦ 30 ¦Солнечная, ветряная, топливные ¦
¦ ¦ ¦ ¦элементы. ¦
¦ ¦ ¦ 10 ¦Геотермальная, микротурбины, ¦
¦ ¦ ¦ ¦когенерационные установки ¦
L--------- ---------------- ------- ---------------------------------------

Налоговые кредиты для производителей (производственный налоговый кредит, PTC) электроэнергии из альтернативных источников также являются достаточно популярной за рубежом мерой налогового стимулирования. Следует отметить, что в российской практике данное понятие не встречается. Производственный налоговый кредит предоставляется либо в форме вычета из налогооблагаемой базы, либо в форме кредита по фиксированной ставке за киловатт-час произведенной возобновляемой энергии.

Впервые данный механизм налогового стимулирования был введен в США. Производственный налоговый кредит (PTC) и инвестиционный налоговый кредит (ITC) различаются тем, что PTC сокращает платежи по федеральному налогу на основе объема электроэнергии, полученной на выходе (измеряемой в кВт-ч), а ITC — на основе объема капитальных инвестиций (измеряемых в денежных единицах). Причем получить льготу по ITC можно только тогда, когда оборудование уже введено в эксплуатацию [4].

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytpressru

По оценкам экспертов организации Oak Ridge National Laboratory (США), федеральный десятилетний производственный налоговый кредит в размере 1,5 цента на кВт-ч может снизить среднюю по жизненному циклу стоимость ветровой энергии примерно на 25%. Этот тип стимулирования получил более широкую поддержку специалистов в области крупномасштабных возобновляемых энергетических объектов в силу того, что он стимулирует более эффективное производство возобновляемой энергии, а не просто крупные инвестиции капитала. Европейские страны, использующие в настоящее время данный вид налоговых стимулов, представлены в табл. 2.

Таблица 2

  Страна 
  Размер кредита  
                 Технологии                 
Финляндия
0,69 евро         
Энергия ветра, гидроэнергия, пеллеты, биогаз
Швеция   
0,181 шведской    
кроны
Ветряная энергия                            

В отдельных странах Европы для стимулирования развития альтернативной энергетики используется снижение налога на собственность, которое может элиминировать до 100% от суммы налога на имущество, землю и основные средства, используемые для производства возобновляемой энергии. Снижение налога на собственность может быть особенно важным стимулом для капиталоемких технологий, таких как ветрогенерация и преобразование солнечной энергии в электроэнергию.

Налог на альтернативные источники энергии

Ведь налоги на собственность зачастую приводят к более высокому налоговому бремени на кВт-ч произведенной энергии для капиталоемких технологий производства энергии из альтернативных источников, чем для менее капиталоемких обычных энергетических технологий. Поэтому сокращение налога на имущество может помочь в создании налогового паритета между альтернативной энергетикой и традиционными технологиями. Страны, использующие в настоящее время данный вид налоговых стимулов, представлены в табл. 3.

Таблица 3

 Страна 
Объем льгот,
%
Максимальный
срок
            Вид технологии            
Италия  
      36    
  До 5 лет  
Солнечная, ветряная, гидроэнергия,    
геотермальная, биомасса
Норвегия
     100    
      -     
Малая гидроэнергетика                 
Чехия   
     100    
      -     
Солнечная, ветряная, гидроэнергия,    
геотермальная, биомасса

Многие страны, использующие в основном не корпоративный налог на прибыль, а налог на добавленную стоимость (НДС), задействуют его сокращение для стимулирования производства энергии из возобновляемых источников. Необходимо отметить, что данный вид налога может особенно болезненно сказываться на производителях энергии из альтернативных источников, если он начисляется на капитальные вложения в производственный процесс, а не на выработанную энергию. Страны, практикующие сокращение НДС, представлены в табл. 4.

Таблица 4

    Страна    
  Сокращение НДС, %  
             Технологии             
Великобритания
17,5 сокращается до 5
Солнечные панели                    
Германия      
19 сокращается до 7  
Пеллетные системы                   
Италия        
20 сокращается до 10 
Солнечная, ветровая, гидроэнергия,  
биомасса
Чехия         
22 сокращается до 5  
Солнечная, ветровая, гидроэнергия,  
биомасса

Инвестиционные налоговые стимулы также часто применяются к небольшим, клиентоориентированным или сервисным компаниям, которые являются не производителями, а потребителями энергии и энергосберегающих технологий. Такие стимулы, как правило, ориентированы на активизацию практики установки определенных видов генерационного или когенерационного оборудования для обогрева, освещения и вентиляции жилых и коммерческих зданий.

Зачастую налоговые вычеты распространяются не только на сумму самого оборудования, но и на сумму его инсталляции, так как установка системы когенерации может в некоторых случаях быть соизмерима со стоимостью оборудования. Такие меры стимулируют индивидуальных собственников жилья и компании покупать когенерационное оборудование.

Следует отметить, что некоторые европейские страны отменили практику предоставления производственных налоговых кредитов в силу того, что она требует постоянного мониторинга производственной деятельности компаний и ведет к высоким административным издержкам. Налоговые вычеты на приобретение и инсталляцию когенерационного и энергосберегающего оборудования достигают той же цели, что и производственный налоговый кредит, а административные расходы на их реализацию существенно меньше.

Предлагаем ознакомиться:  Госдума приравняла ЛПХ к индивидуальному предпринимательству: покупайте патенты.

Налоговые льготы для потребителей энергоэффективных и когенерационных технологий, используемые в странах Европы, приведены в табл. 5.

Таблица 5

  Страна  
   Сектор   
  Вид налогового  
стимула
Ставка,
%
Технологии, на которые
распространяется
действие стимула
Австрия   
Жилой       
Сокращение налога 
До 25  
Солнечная энергия,    
энергия биомассы
Греция    
Жилой,      
коммерческий
Кредит            
До 75  
Солнечная энергия     
Испания   
Жилой,      
коммерческий
Кредит            
10     
Солнечная энергия,    
энергия биомассы
Португалия
Жилой       
Кредит            
До 30  
Все                   
Франция   
Жилой       
Кредит            
15     
Все                   
Чехия     
Жилой,      
коммерческий
Сокращение налога 
До 100 
Все                   

Сокращения акцизных сборов позволяют потребителям не платить до 100% налога с продаж при покупке энергии из возобновляемых источников, соответствующего оборудования или топлива. Таким образом, сокращение акцизных сборов стимулирует спрос на «зеленую» энергию. Некоторые европейские страны устанавливают налог на продажи обычной электроэнергии, но не облагают налогом продажи энергии, произведенной из альтернативных источников. Другие снижают акцизные сборы на продажи оборудования для производства альтернативной энергии.

Более редким случаем является возврат части акцизного сбора. Потребитель может оставить заявку на возврат всего или части уплачиваемого налога в момент покупки оборудования. Так же как инвестиционный налоговый кредит, сокращения акцизных сборов наиболее эффективно стимулируют спрос в сочетании с введением соответствующих стандартов энергопотребления. В настоящее время данный вид налогового стимулирования применяется в Италии и Чехии (табл. 6).

Таблица 6

  Страна 
     Размер сокращений, %     
           Технологии           
Италия   
               28             
Биотопливо                      
Чехия    
              100             
Биотопливо                      

Обычный срок амортизации энергетических объектов составляет от 20 до 30 лет. Режимы ускоренной амортизации энергетических объектов, генерирующих энергию от альтернативных источников, введенные в некоторых странах, позволяют снизить этот срок до 15 лет и менее. Тем самым существенно уменьшается налогооблагаемая база.

Эффективность ускоренной амортизации для целей стимулирования развития альтернативной энергетики является гораздо более высокой, чем эффективность других налоговых мер. Это объясняется тем, что чистая приведенная стоимость (NPV) долгосрочных инвестиционных проектов чувствительна к параметру времени.

Доходы первых пяти лет суммируются с большим весом, чем доходы последующих. Так как ускоренная амортизация позволяет увеличить доход в первые годы реализации проекта, следовательно, она дает возможность значительно увеличить NPV проекта. Особенно важна данная мера налогового стимулирования в случае капиталоемких проектов, какими и являются планы по строительству и запуску альтернативных электрогенераторов.

Ускоренная амортизация энергетических объектов в некоторых странах Европы

  Страна  
  Объем, % 
           Срок          
       Технология       
Бельгия   
10 в год   
Половина жизненного цикла
Все альтернативные      
технологии
Люксембург
До 60 в год
Различные                
Все альтернативные      
технологии
Португалия
25 в год   
4 года                   
Солнечная энергетика    

Двойственными к мерам налогового стимулирования альтернативной энергетики являются меры налогового дестимулирования использования ископаемых видов топлива. Страны Европейского союза стали лидерами в принятии законов, повышающих налоги на использование ископаемых видов топлива. На первых порах эти меры вызывали много споров из-за опасений, что увеличение налогового бремени негативно скажется на конкурентоспособности стран — членов ЕС на мировых рынках.

Начиная с 1997 г. (времени вступления в силу Киотского протокола) такие страны, как Великобритания, Венгрия, Германия, Испания, Норвегия, Финляндия, Чехия и Швеция, увеличили налоги на нефть и нефтепродукты (табл. 8). Дания ввела налог на выбросы двуокиси углерода еще до 1997 г. Однако, как ни парадоксально, в некоторых европейских странах в соответствии с требованиями Киотского протокола налоги на нефть и нефтепродукты значительно выросли, а налоги на уголь (значительно более «грязный» источник энергии) не увеличились вовсе.

Таблица 8

Меры налогового стимулирования инвестиций в альтернативную энергетику в европейских странах, Корее и США [3, 4]

Таблица 2

Таблица 3

Таблица 4

Таблица 6

    Страна    
          Сумма налога         
   Топливо или выбросы,   
облагаемые налогом
Австрия       
0,21 евро до 1,42/кг           
Светлая нефть             
Великобритания
0,34 фунт. стерл. за 1 кВт-ч   
(электроэнергия), 0,15 фунт.
стерл. за кВт-ч (газ),
1,17 фунт. стерл. за кг (уголь)
Промышленное использование
электричества, газа, угля,
нефтепродуктов
Венгрия       
16 евро за 1 т, 25% VAT        
Жидкое топливо,           
электричество
Германия      
0,06125 евро/литр нефти,       
газ - 0,55 евро/kWh
Жидкое топливо,           
электричество
Голландия     
0,0639 евро/кВт-ч              
Электричество (кроме      
энергии от альтернативных
источников)
Дания         
6,8 евро/ГДж                   
Диоксид углерода          
Испания       
0,029 евро/кВт-ч               
Электричество (кроме      
энергии от альтернативных
источников)
Италия        
Уголь - 5,084 евро/т,          
нефть - 1,286/т
Диоксид углерода          
Люксембург    
18,59 евро/килолитр            
Светлая нефть             
Норвегия      
104 NOK/т                      
Диоксид углерода          
Финляндия     
16,54 до 56,80 евро/т          
Углерод                   
Франция       
42,52 до 80,54 евро/килолитр   
Тяжелая и легкая нефть    
Чехия         
CZK 472/т                      
Светлая нефть             
Швеция        
36,5 цre/кг                    
Диоксид углерода          
Швейцария     
210 CHF/т максимум             
Диоксид углерода          

Несмотря на то что налоговые меры стимулирования альтернативной энергетики дали весьма существенные результате в ряде стран, другие государства предпочитают использовать иные меры стимулирования. Так, в Германии основным инструментом государственной поддержки альтернативной энергетики являются гарантированные тарифы на поставку электроэнергии от альтернативных источников в сеть.

В зависимости от местоположения и некоторых технических условий правительственная программа Renewable Energy Sources Act гарантирует 20-летний спонсорский тариф от 9,20 до 5,02 евроцентов за кВт-ч для генераторов, установленных ранее 01.01.2010. Также программа предоставляет бонусы в 0,5 евроцентов за кВт-ч за улучшение сетевой интеграции ветровых систем.

Предлагаем ознакомиться:  Если ИП переплатил налог по УСН?

В будущем бонусы будут уменьшаться на 1% в год. Однако офшорные ветровые установки получат более высокие тарифы для компенсации риска и высоких издержек на инсталляцию. Для них изначальный тариф равен 15 евроцентам за кВт-ч на первые 12 лет, а затем 3,5 евроцентам. Чем глубже и дальше от берега расположена турбина, тем больше изначальная компенсация.

В результате комплексного использования мер налогового стимулирования альтернативной энергетики, налогового дестимулирования энергоемких и грязных производств, а также ряда других мер государственной поддержки (гарантированные тарифы на поставку энергии в сеть) европейские страны достигли весьма впечатляющих результатов в развитии ветроэнергетики, солнечной энергетики, технологий генерации энергии из биомассы и энергоэффективных технологий [2].

Суммарная мощность ветровых установок в мире [5]

                                                                  48%
----------¬
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
25% ¦ ¦
24% ----------¬ ¦ ¦
----------¬ ¦\\¦ ¦ ¦
¦/////////¦ ¦\\¦ ¦ ¦
¦/////////¦ ¦\\¦ ¦ ¦
¦/////////¦ ¦\\¦ ¦ ¦
¦/////////¦ ¦\\¦ ¦ ¦
¦/////////¦ ¦\\¦ ¦ ¦
1% 1% 1% ¦/////////¦ ¦\\¦ ¦ ¦
----------¬ ----------¬ ----------¬ ¦/////////¦ ¦\\¦ ¦ ¦
¦#########¦ ¦@@@@@@@@@¦ ¦*********¦ ¦/////////¦ ¦\\¦ ¦ ¦
-- --------- - --------- - --------- - --------- - --------- - --------- -¬
Латинская Австралия Африка Северная Азия Европа
Америка и Океания Америка

Рис. 1

При этом наиболее динамично развивающимся сектором альтернативной энергетики в Европе является офшорная ветровая энергетика (рис. 2).

7000 T---------------------------------------------------------------------
¦
¦
¦
¦
¦
6000 ---5969--------------------------------------------------------------
¦ -----¬
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ 5369
¦ ¦ ¦ -----¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
5000 -- - ------------------------------------------------------
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
4000 -- - ------------------------------------------------------
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
3000 -- - ------------------------------------------------------
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
2000 -- - ------------------------------------------------------
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1354
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----¬ 1279
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----¬
1000 -- - - - ---946----------------------------------
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----¬ 770
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----¬ 700
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----¬ 300
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----¬ 105
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----¬
0 -- ---- T ---- T ---- T ---- T ---- T ---- T ---- T ---- T ---- ----¬
Великобритания Швеция Бельгия Норвегия Франция
Германия Нидерланды Ирландия Дания

Рис. 2

По статистическим данным в 2009 г. в Германии 85 000 чел. работали в сфере ветровой энергетики, что составляет более четверти всех рабочих мест в данной отрасли по всей Европе. Согласно прогнозам количество занятых в ветровой энергетике будет постоянно и быстро расти (рис. 3).

Меры налогового стимулирования инвестиций в альтернативную энергетику в европейских странах, Корее и США [3, 4]

Таблица 2

Предлагаем ознакомиться:  Как исчисляется земельный налог для физических лиц

Таблица 6

400,000 -                                                          377,244
368,244 --------¬
--------¬ ¦ ¦
328,690 ¦ ¦ ¦ ¦
--------¬ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
300,000 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
212,448 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
--------¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
200,000 - 170,667 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
--------¬ ¦ ¦ ------- ------- ¦ ¦
154,106 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦///////¦ ¦///////¦ ¦ ¦
--------¬ ¦ ¦ ------- ¦///////¦ ¦///////¦ -------
------- ¦ ¦ ¦///////¦ ¦///////¦ ¦///////¦ ¦///////¦
¦///////¦ ------- ¦///////¦ ¦///////¦ ¦///////¦ ¦///////¦
100,000 - ¦///////¦ ¦///////¦ ¦///////¦ ¦///////¦ ¦///////¦ ¦///////¦
¦///////¦ ¦///////¦ ¦///////¦ ¦///////¦ ¦///////¦ ¦///////¦
¦///////¦ ¦///////¦ ¦///////¦ ¦///////¦ ¦///////¦ ¦///////¦
¦///////¦ ¦///////¦ ¦///////¦ ¦///////¦ ¦///////¦ ¦///////¦
¦///////¦ ¦///////¦ ¦///////¦ ¦///////¦ ¦///////¦ ¦///////¦
¦///////¦ ¦///////¦ ¦///////¦ ¦///////¦ ¦///////¦ ¦///////¦
0 - L-------- L-------- L-------- L-------- L-------- L--------
2007 2010 2015 2020 2025 2030
--------¬ --------¬
¦///////¦ Наземный сектор ¦ ¦ Офшорный сектор
L-------- L--------

Рис. 3

Тем не менее налоговые и иные меры стимулирования альтернативной энергетики не могут рассматриваться как замена основных требований коммерческой эффективности профильного бизнеса и его технологической основы. Например, в случае биоэтанола разработка биотоплива нового поколения связывается скорее с федеральной поддержкой профильных исследований и разработок, нежели с бизнесом компаний по выработке биоэтанола, так как технологическая безопасность и коммерческая эффективность самой технологии еще не доказаны.

Если говорить об объемах вложений в профильные исследования и разработки (ИиР), то, к сожалению, однозначно оценить, насколько меры налогового регулирования влияют на корпоративные ИиР, не представляется возможным в силу отсутствия необходимых статистических данных. Однако можно однозначно утверждать, что стимулирование потребительского или корпоративного спроса на высокотехнологичные продукты и услуги закономерно приводит к росту актуальности инвестиций в ИиР для поставщиков соответствующих товаров и услуг.

Кроме того, следует принимать во внимание специфику действия различных инструментов налогового стимулирования для разных секторов. Налоговое поощрение приобретения гибридов и иных энергоэффективных автомобилей напрямую влияет на рост корпоративных ИиР в данной сфере (рис. 4). Это справедливо и для производства энергоэффективной бытовой техники, строительных материалов и других секторов.

Схема действия налогового стимулирования производства энергоэффективных товаров


--------------------- ---------------------
--------- --------¬ Спрос ------- ------¬ Спрос ----------¬
¦Налоговые стимулы¦ на конечный ¦Производитель¦ на технологии ¦ ИиР ¦
L--------T--------- продукт / L------T------- / L----------
L-------------------¬/ L-------------------¬/
/ /

Рис. 4

В энергетике подобные меры лишь косвенно влияют на рост объемов инвестиций в ИиР. Дело в том, что компании — поставщики электричества и сервисные компании сами не являются создателями профильных технологий и не производят инвестиции в ИиР, а являются площадкой для внедрения инноваций. То же самое можно сказать и о компаниях — производителях новых видов топлива.

Основные технологические инновации в энергетике осуществляются производителями энергетического и энергомашиностроительного оборудования. Поэтому меры налогового стимулирования энергоэффективности сначала должны стимулировать спрос электрогенерирующих компаний на энергоэффективное оборудование, а затем — спрос на новые технологии в энергомашиностроении (рис. 5).

Схема действия налогового стимулирования в энергетике


---------------- ---------------- -----------
----- ----¬ Спрос ------- ------¬ ------ -----¬ ----¬
¦Налоговые¦ на новое ¦Производитель¦ Спрос на ¦Разработчик¦ Спрос¦ИиР¦
¦ стимулы ¦оборудование/¦ оборудования¦технологии/¦ технологий¦на ИиР/¦ ¦
L----T----- / L------T------- / L-----T------ / L----
L--------------¬/ L--------------¬/ L---------¬/
/ / /

Рис. 5

https://www.youtube.com/watch{q}v=https:accounts.google.comServiceLogin

Поэтому в данном случае промышленные инвестиции в науку стимулируются:

  • динамичными рынками;
  • здоровой конкурентной средой;
  • стремлением компаний не потерять завоеванные рыночные позиции и лишь затем получить налоговые льготы.

К сожалению, развитию альтернативной энергетики и энергоэффективного машиностроения в России уделяется пока недостаточное внимание. Это создает риски консервации технологической отсталости и еще большей утраты позиций страны на мировых рынках наукоемкой продукции и услуг. Механизмы налогового стимулирования в данной сфере практически отсутствуют, если не учитывать налоговые льготы для предприятий — резидентов кластера энергоэффективности «Сколково».

По мнению автора, разработку механизма налогового стимулирования внедрения инновационных технологий в области энергетики, учитывая текущее состояние отрасли, целесообразно начать с введения комплекса мер, направленных на стимулирование спроса на энергоэффективные технологии в секторе массового потребления:

  • технологии обогрева и охлаждения жилья;
  • гибридные автомобили;
  • биогазовые станции;
  • пеллетные отопительные системы.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytpolicyandsafetyru

Они присутствуют в спектре инновационной продукции отечественных производителей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector