Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-26 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-74-92 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 550-95-86 (бесплатно)

Может ли страховая взыскать убытки если была обоюдка

Какие последствия могут быть, если водители покинули место ДТП по обоюдному согласию?

Для начала следует разобраться с такими понятиями, как «регресс» и «суброгация». Некоторым непосвященным гражданам может показаться, что они означают одно и то же. Но это далеко не так. Отличие этих двух процессов друг от друга серьезно сказывается на политике выплат компенсации.

Итак, суброгация означает право страховой компании взыскать затраты, понесенные на оплату страховки лицу, потерпевшему в аварии, с водителя, которого признали виновником данного ДТП. 

Процедура регресса подразумевает под собой истребование страховой компанией средств, выделенных клиенту компании, являющемуся виновником ДТП. Данная процедура происходит в том случае, если данный клиент допустил нарушения условий договора. 

Нарушениями условий договора считаются действия водителя, которые признаны незаконными и грозят ему гражданской ответственностью. 

Такие действия страхователя перечислены в статье 14 Закона об ОСАГО: 

  • Умышленное нанесение вреда жизни и здоровью граждан (например, сбил пешехода на переходе намеренно);
  • Водитель, находясь за рулем автомобиля в алкогольном, наркотическом или токсическом опьянении, совершил ДТП. Факт наличия в крови водителя алкоголя, наркотиков или токсических веществ должен быть зафиксирован в документах;
  • Водитель-виновник аварии управлял автомобилем, не имея на это никакого права. То есть, у него отсутствовало водительское удостоверение или не было доверенности на управление данным транспортным средством;
  • Совершив аварию, водитель скрылся с места преступления;
  • Когда в договоре страхования, среди всех остальных лиц, имеющих право воспользоваться данным страховым полисом, фамилии водителя – виновника аварии, нет.

Наличие доверенности не является подтверждением того, что виновник аварии имеет право воспользоваться договором ОСАГО.

  • Когда авария произошла в период, который не предусмотрен страховым полисом. Что это означает? Обычно договор страхования заключается на один год. Но есть еще один период, который может быть от трех месяцев до года, в зависимости от того, сколько было заплачено за страховку. Если авария произошла вне данного периода, страховая компания может предъявить водителю требования о регрессе;
  • В том случае, когда срок действия талона технического обслуживания ТС, которое используется для перевозок, завершился. Данное условие не имеет отношения к другим транспортным средствам.

Существует ли возможность избежать регресса?

Избежать материальных потерь можно очень легко – соблюдать правила дорожного движения и условия договора страхования. 

Садясь за руль автомобиля проверьте:

  • Не истек ли срок действия договор автострахования, если вы вносили оплату не за весь период (год);
  • Обратите внимание, есть ли ваше имя среди лиц, которые вписаны в ОСАГО. Позаботьтесь о том, чтобы ваши данные также были занесены в страховой полис;
  • Удостоверьтесь, что у вас есть действующая доверенность на управление данным транспортным средством;
  • Никогда не садитесь за руль в состоянии алкогольного или другого опьянения. Умейте отвечать за совершенные поступки, не покидайте место аварии.

Если вы будете соблюдать все перечисленные выше правила, вам не грозит никакой регресс.

Есть ли возможность у виновника аварии избежать суброгации? 

  • Если вы попали в ДТП, во время его оформления инспекторами ГИБДД, поинтересуйтесь, есть ли у других участников аварии действующие договоры страхования. Дело в том, что сотрудники полиции могут и не вносить эту информацию в справку о ДТП, поэтому подобные сведения следует получить самому. Запишите себе реквизиты полисов, а также названия страховых компаний;
  • Если ситуация, вследствие которой произошло ДТП, неоднозначная, не торопитесь признавать свою вину. Иногда в ситуации, когда повреждение машины незначительно, водитель признает себя виновным в аварии, тем самым, возможно, принимая на себя вину другого участника дорожно-транспортного происшествия;
  • Если вы четко понимаете, что виновными в аварии являются оба участника, добивайтесь от инспектора ГИБДД составления протокола на обоих водителей. Если к вашей просьбе не прислушаются – обжалуйте незаконные действия во всех вышестоящих инстанциях;
  • Когда потерпевшая в аварии сторона имеет страховой полис КАСКО, примите участие в определении ущерба от аварии. В дальнейшем данный ущерб может повлечь процедуру суброгации. Сделать это можно направив заявление в страховую компанию, которая застраховала риск повреждения автомобиля по договору КАСКО. В заявлении укажите, что вы желаете присутствовать при экспертизе транспортного средства, поврежденного в ДТП. Ваше присутствие при осмотре состояния машины не позволит страховщикам подтасовать некоторые выгодные для них факты осмотра;
  • Обязательно сообщите об аварии в свою страховую компанию. Ваш страховщик также выступает субъектом ответственности по требованиям о выплате ущерба в порядке суброгации;
  • Насколько бы грамотными вы ни были в вопросах страхования и выплат материальной компенсации при ДТП, лучше всего будет обратиться за помощью к специалистам.

Особенно важно, если юристы занимаются именно решением спорных вопросов, связанных с договорами автострахования. Страховые компании, как правило, имеют в своем штате квалифицированных юристов, которые с легкостью добьются в процессе судебного разбирательства удовлетворения требований своей страховой компании.

Как действовать виновнику аварии, если он не имеет материальной возможности вернуть средства страховщикам? 

В данной ситуации суд выносит решение, в соответствии с которым у виновника аварии будет удерживаться определенная сумма из его месячного дохода. 

Удерживать из зарплаты виновника аварии могут не более 50 %.

В том случае, если данное лицо уже выплачивает какие-то суммы на алименты или еще какие-то долги, то сумма выплат страховой компании должна быть учтена с учетом данного обстоятельства. То есть, в общем, у человека не могут вычитывать более 50 % от общего месячного дохода.

Если в результате аварии не пострадали люди, а вина одного из водителей не является предметом споров, то водители могут не вызывать сотрудников ГИБДД. В данном случае есть три варианта развития событий, а именно оформление Европротокола (какие выплаты предусмотрены при ДТП по Европротоколу можно узнать здесь), не оформление протокола или его оформление в ближайшем отделении ГИБДД.

В том случае если у вас обоюдка, то оформление протокола вам не подойдет, ведь его оформление производиться лишь в случае если виновником является одна из сторон участвующих в ДТП. В ближайшем ГИБДД вы можете оформить происшествие лишь в случае если у вас нет споров относительно виновного в ДТП.

Если же участники ДТП решили ничего не оформлять и просто разъехаться, то никакого наказания за данное деяние они не получат, главное в данном случае оформить расписки о том, что вы не имеете претензий друг к другу.

Может ли страховая взыскать убытки если была обоюдка

ВНИМАНИЕ! Если вы не оформите такие расписки, то рискуете стать виновным в данном ДТП да еще и прав лишиться за оставление места аварии.

Но и в данном случае есть свои нюансы, если в аварии пострадали люди, тогда вы не имеете права покидать место ДТП, в противном случае вам грозит либо уголовная, либо административная ответственность. Наказание зависит от тяжести вины и тяжести повреждений, которые получил пострадавший.

В данном случае ответственность будут нести оба участника ДТП. А в том случае, если при ДТП погиб человек, то можно и срок за решеткой получить.

Если в результате ДТП пострадал человек, который не является виновником данной аварийной ситуации, к примеру пассажир авто, то за причинение травм или же смерти ответственность понесут все виновники ДТП.

Однако не стоит забывать о том, что наказание грозит лишь в случае если ДТП произошло в результате нарушения ПДД.

Может ли страховая взыскать убытки если была обоюдка

Только в данном случае виновному грозит наказание. Данное положение закреплено в постановлении Пленума Верховного Совета РФ No 25.

Как правило, речь об обоюдной вине возникает в следующих ситуациях:

  • Обстоятельства ДТП таковы, что определить, по чьей конкретно вине оно произошло, не представляется возможным. Как правило, такое бывает при малозначительных ДТП (например, задетая машина на стоянке).
  • Напротив, при административном разборе чётко видно, что именно конкретные действия каждой из сторон стали причиной аварии. Приведённый выше пример с обгоном относится именно к этой ситуации.
  • Обе стороны при оформлении по «Европротоколу» согласились, что виновны в аварии.

Кроме того, надо помнить, что даже в том случае, если есть вина обоих водителей, «обоюдки» может и не быть. Дело в том, что конкретную степень вины может определить лишь суд – и может случиться так, что:

  • Суд не смог разобраться в ситуации и по имеющимся доказательствам установить, по чьей конкретно вине произошло ДТП.
  • Оба водителя сочли ущерб малозначительным и просто не стали обращаться с исковым заявлением.

В обоих случаях получить хоть какие-то средства по ОСАГО вряд ли сможет хоть кто-то из участников ДТП.

Понятие обоюдной вины при совершении ДТП

Но даже в ситуации, когда была установлена вина обоих водителей, обоюдная вина может оказаться разной.

Равная.

Такое возникает в тех случаях, когда оба участника ДТП в равной степени поспособствовали тому, чтобы произошла авария. Для установления такой степени вины необходимо:

  1. Наличие нарушений ПДД со стороны обоих водителей.
  2. Непосредственная связь допущенных нарушений с произошедшей аварией. Здесь классическим является пример с пьяным водителем, в которого врезался трезвый. Нарушил ли тот, кто употребил спиртное за рулём, Правила? Да, нарушил – и будет за это соответствующим образом наказан. Но связано ли его опьянение с произошедшей аварией? Если он двигался с установленной скоростью и не нарушал правил о манёврах – нет, он окажется невиновен в ДТП и получит полную компенсацию за повреждённую машину. В этом случае может не оказаться даже обоюдной вины.
  3. Действия водителей представляют собой нарушения Правил примерно равной тяжести.

Надо отметить, что для последнего пункта немалое значение имеет и количество нарушенных пунктов ПДД, и величина наказания за каждое нарушение, предусмотренная КоАП РФ. Такая методика спорная, однако на практике судами она применяется достаточно часто. В этом случае на основании имеющихся материалов и – прежде всего!

Собственно говоря, именно равная степень вины чаще всего встречается при «обоюдке». Достаточно сложно доказать, что, к примеру, один виновен на 30%, а другой водитель – на 70%.

В каждом судебном процессе доказывание – это индивидуальный процесс, зависящий от конкретных обстоятельств дела. Однако в случае, если речь идёт о ДТП с обоюдной виной, есть несколько рекомендаций, которые пригодятся в любом случае.

Предлагаем ознакомиться:  Если отобрали права за пьянку

Прежде всего, необходимо доказать, что нарушение Правил было совершено обеими участниками. Здесь в качестве доказательств следует использовать протоколы и справки ГИБДД, постановления, вынесенные по результатам дела. Также могут применяться и показания свидетелей, самостоятельно сделанные видеозаписи и фотографии, показывающие положение машин после ДТП, тормозные следы, степень повреждения и т. д.

Кроме того, нужно помнить, что суд принимает во внимание не только действия сторон, но и иные обстоятельства дела. В частности, участник процесса может, обосновывая свою позицию, сослаться на погоду в момент аварии и, как следствие, состояние дорожного полотна. Здесь как доказательство может быть использована справка из местного центра гидрометеорологии.

Наконец, следует помнить, что важны и профессиональные знания – поэтому не следует пренебрегать возможностью получить экспертное заключение: автотехническое, оценочное и т. д. Кроме самого заключения следует вызывать в суд и экспертов – особенно если у второй стороны есть возражения или дополнительные вопросы.

При этом надо учитывать, что никакие доказательства для суда заранее определённой силы не имеют – и суд исследует их все вместе, определяя степень вины по совокупности обстоятельств. В частности, даже документы из ГИБДД могут быть не приняты во внимание, если другие доказательства не подтверждают изложенные в них обстоятельства.

Дадим определение – это происшествие с участием передвигающегося по автотрассе транспорта, в результате которого причинен ущерб здоровью людей, а также их имуществу.

Специального определения описываемой темы в ПДД, которой посвящена статья нет. Она больше имеет практически характер и отражается в различных документах, составляемых при возникновении этого вида правонарушения на трассе или в городских условиях.

Обоюдная вина при совершении ДТП характеризуется тем, что в столкновении автомобилей виноваты оба гражданина. Объем правонарушения совершенного каждым обычно определяют судебные органы и сотрудники ГАИ.

Она возникает, когда виноваты оба. Законодательство объясняет, при каких условиях это может произойти.

Для этого необходимо, чтобы:

  • одним из водителей нарушено требование дорожного знака «уступите дорогу»;
  • другой водитель, в это время двигавшийся по главной дороге, нарушил скоростной режим.

Общая вина устанавливается посредством результатов расследования в суде гражданского дела с учетом выявленных обстоятельств.

Понять степень нарушения каждого можно исходя из составления общей картины произошедшего.

Бывает, что один из водителей указывает, что все произошло из-за действий второго, целенаправленно умалчивает факты, снимая себя ответственность, либо пытаясь разделить ее с другим лицом.

На недобросовестные действия указывает несколько признаков.

  • когда столкновение очевидно, но одно из лиц может настаивать на общей ответственности, чтобы разделить компенсацию вреда с другим гражданином и возместить 50% от объема нанесенных повреждений;
  • если видны явные нарушения только второго автолюбителя, то первый может скрыть свои «косяки» (превышение скорости, проезд перекрестка на «красный», выезд на чужую полосу и т. п.), чтобы возместить все.

Поэтому, нередко одному человеку, попавшему в аварию, приходиться выявлять попытки второго участника правонарушения разделить с ним ответственность или выставить его единственно виноватым.

Первым дело необходимо вызвать инспекторов ГАИ. Они осмотрят место происшествия и составят схематичный план-схему. Затем начнутся процессуальные мероприятия.

Существует несколько вариантов фиксации:

  • заполнение бланков протоколов представителями правоохранительных органов;
  • непосредственно на стационарном посту ГАИ, или в городском, районном отделении МВД РФ;
  • оформление по европротоколу (причинен ущерб только ТС, у обоих автолюбителей есть полисы ОСАГО, размер его не превышает установленного лимита, споров между людьми нет).
Селиванов Вечеслав Андреевич
Юрист, специализация гражданское право.

Задайте вопрос

Факты и доказательства субъектов пришествия должны быть немедленно оформлены и отражены в документах. К ним должны быть приложены фото и видеоматериалы, чтобы максимально воспроизвести события случившегося.

При оформлении столкновения, действия сотрудников ГИБДД должны происходить в соответствии с нормами Административного Кодекса РФ и Приказа МВД России от 23.08.2017 № 664.

Участник ДТП, считающий вину общей, имеет право настаивать на письменном отражении в документах, оформляемых полицией, доказательств, указывающих на нарушение ПДД со стороны второго водителя.

Может ли страховая взыскать убытки если была обоюдка

Это могут быть:

  • объяснительные;
  • схемы;
  • протоколы;
  • определения;
  • постановления.

Действующий Административный регламент, упразднил Справку о дорожном происшествии, которая была длительное время основным документальным доказательством, указывающим на обстоятельства произошедшего. С 20 октября 2017 г. эти справки уже не выдаются.

Непосредственные участники столкновения могут произвести оформление «неприятного случая» на стационарном посту ДПС или в территориальном подразделении МВД.

Перед началом процедуры фиксации, предполагающей сдвиг автомобилей с места, лица, в присутствии сотрудников МВД РФ обязаны зафиксировать посредством фото, видеосъемки все обстоятельства произошедшего, а именно:

  • конкретное положение автомобилей относительно объектов дорожной инфраструктуры;
  • следы, все предметы, возникшие при столкновении (отметины на окружающих объектах, зона разброса обломков, деталей, все следы на покрытии дороги );
  • все видимые, и возможно имеющие скрытые повреждения ТС.

По согласованию с сотрудниками ГАИ составить схему места совершения правонарушения можно самостоятельно.

При заполнении бланков документов уже сотрудниками полиции, в процессе получения объяснений, водитель может сконцентрировать внимание инспектора на нарушении ПДД со стороны другого участника. При этом желательно обосновать свое мнение доказательствами.

Федеральный закон «О страховании гражданской ответственности» (ст. 11) гласит, что на основании Извещений о дорожном происшествии это возможно сделать.

Чтобы заполнить Извещения можно руководствоваться нормативной базой МВД РФ, а именно «Методическими рекомендациями по оформлению соответствующей документации дорожно-транспортном происшествии» при условии, что нет разногласий между сторонами.

Может ли страховая взыскать убытки если была обоюдка

Если один из граждан отказывается подписать Извещение, оформление не допускается без присутствия сотрудников МВД РФ.

Выплачивается ли страховка при обоюдной вине: особенности возмещения ущерба

Поскольку наше законодательство никак не регулирует вопросы, связанные с обоюдной виной в ДТП, страховые компании решают проблему с выплатами по ОСАГО в подобных случаях очень просто:

  • Компенсируют каждому потерпевшему-виновнику по 50% ущерба, поскольку сложившаяся на данный момент судебная практика диктует именно такое развитие ситуации. Суды при этом основываются на закрепленной в ГК РФ норме (ст. 1083), что в случае невозможности установления степени вины, она автоматически признается равной. В то время, как доказать обратное, т.е. «неравность» оказывается порой очень сложно.
  • Отказывают в выплате всем заявителям, объясняя это невозможностью установить степень вины каждого участника ДТП. Зачастую при этом страховщики прекрасно осознают неправомерность своих действий и просто надеются, что клиенты не пойдут доказывать свою правоту в суд.

Между тем, справедливость и п. 2 ст. 1083 ГК РФ требуют, чтобы выплаты каждой стороне производились пропорционально степени вины. Теоретически никто с этим не спорит. Только вот установить меру истинной виновности и убедить в этом суд весьма непросто. Суды, как правило, идут по пути наименьшего сопротивления – присуждают участникам аварии выплаты в равных долях. Впрочем, изредка случается, что при участии «виртуозных» адвокатов страховые компании обязывают произвести выплату в ином, чем 50 на 50 процентном соотношении, например, 90% на 10%, 80% на 20% и т.д. Но в реальности, даже если очевидно, что виновность одной из сторон гораздо меньше, чем другой, и есть шанс добиться большей выплаты, редкие автовладельцы готовы бороться до победного конца. Особенно из-за небольших сумм.

В случаях обоюдной вины большинство водителей с легкостью соглашаются на предложение страховой компании о половинчатой компенсации: «лучше синица в руках, чем журавль в небе». Одним словом, «обоюдка» выгодна страховой компании, поскольку правовая неразбериха оставляет ей немалое пространство для маневра. Что же касается порядка выплаты 50/50, поясним на примере. Водитель А получил ущерб на 50 000 рублей, а водитель В – на 100 000 рублей. В случае признания обоюдной вины, они, соответственно, получат 25 000 и 50 000 рублей.

Впрочем, худший вариант развития событий – это когда суд не может установить виновника или констатировать обоюдную вину: обстоятельства происшествия не позволяют сделать какие-либо однозначные выводы, водители договориться не смогли, а свидетелей не было. В этом случае, участники аварии гарантированно ничего не получат по ОСАГО. И отремонтировать свое ТС можно будет только с помощью КАСКО , если оно, конечно, имеется.

Многие считают, что если вина в совершённом ДТП лежит на обоих водителях, то каждый из них является одновременно и виновником, и потерпевшим – а потому ущерб никто никому не платит: обоюдная вина поглощается. На самом деле это и близко не так. Вот что говорит на этот счёт п. 22 ст. 12  ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (обычно называемого просто «Закон об ОСАГО»):

  • «Если все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред, страховщики осуществляют страховое возмещение в счет возмещения вреда, причиненного в результате такого дорожно-транспортного происшествия, с учетом установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых ими застрахована.
  • Страховщики осуществляют страховое возмещение в счет возмещения вреда, причиненного потерпевшему несколькими лицами, соразмерно установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых ими застрахована. При этом потерпевший вправе предъявить требование о страховом возмещении причиненного ему вреда любому из страховщиков, застраховавших гражданскую ответственность лиц, причинивших вред.
  • Страховщик, возместивший вред, совместно причиненный несколькими лицами, имеет право регресса, предусмотренное гражданским законодательством.
  • В случае, если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена, застраховавшие их гражданскую ответственность страховщики несут установленную настоящим Федеральным законом обязанность по возмещению вреда, причиненного в результате такого дорожно-транспортного происшествия, в равных долях».

Схожую норму содержит и п. 2 ст. 1083 ГК РФ. Согласно её требованиям, возмещение уменьшается в том случае, если вред отчасти возник по причине грубой неосторожности самого потерпевшего. А при обоюдной вине, как уже можно было заметить, оба участника являются одновременно и потерпевшими, и виновниками причинённого вреда.

Таким образом, можно увидеть следующее:

  • Степень вины каждого из участников учитывается при расчете выплат.
  • Возмещение выплачивается только после решения суда.
  • Если судебного решения нет или если суд не смог определить степень вины, возмещение делится в соотношении 1:1 (или 1:1:1, если участвовало трое и т. д.).

А теперь посмотрим, как это выглядит практически.

Давайте разберем ситуацию когда оба водителя виноваты в ДТП в равной степени. В данном случае оба участника ДТП подают заявления на выплату в свои страховые компании (каковы правила обращения в СК после ДТП?). А уже далее начинаются «юридические нюансы».

Каждый из участников ДТП в данном случае имеет право лишь на 50% от суммы ущерба.

Предлагаем ознакомиться:  Материальная помощь 4000 рублей в 2019 году: как облагать НДФЛ и взносами

Таким образом получается, что если ремонт вашего авто стоит 50000 рублей, то СК заплатит вам всего лишь 25000 рублей. Бытует мнение о том, что оставшуюся часть денег на ремонт вы имеете право потребовать с другого участника аварии, но данное мнение неверно.

Ведь как мы уже знаем при обоюдке вы имеете право только на половину компенсационной выплаты и не более. Бывают и более сложные случаи, например, если при обоюдке пострадали две машины, но ремонт первого обойдется в 200 тыс.руб., а второго в 1 200 тыс.руб. В данном случае водители могут рассчитывать на выплату компенсации первый на 100 тыс.руб., а второй на 600 тыс.руб. Однако на сегодняшний день сумма компенсации не может быть выше 500 тыс.руб.

Все подробности о том, от чего зависит сумма компенсаций, вы найдете в этой статье.

После того как водители получат выплату по полису автогражданской ответственности они имеют право подать в суд на другого участника ДТП, затем чтобы получить оставшуюся сумму ущерба. Но в этом случае возмещение получит лишь второй водитель и сумма подлежащая возмещению в данном случае будет равна 50% за минусом той выплаты, которую участник ДТП получил от СК, т.е. 1200000*50%-500000=100000.

Как показывает практика чаще всего данные дела решаются в досудебном порядке, но иногда водители вынуждены судиться.

При обоюдном ДТП кому выплачивают страховая компания? Каждая ситуация, в результате которой гражданину или ему имуществу нанесен ущерб регулируется соответствующими правовыми нормами.

Рассматриваемое правоотношение не исключение. Условия компенсации регламентируются п. 3 ст. 1079 ГК РФ.

Их можно разделить по двум категориям:

  1. Возмещается третьим лицам владельцами столкнувшихся автомобилей.
  2. Непосредственным участникам происшествия возмещается на общих основаниях.

Если при столкновении автотранспорта вина признана общей, все выплаты должны осуществлять оба гражданина. При обоюдной вине по ОСАГО страховая выплата выплачивается пропорционально степени застрахованного лица (обычно 50%).

Лица, оформляющие ДТП по европротоколу должны согласиться с тем, что они оба виновны в столкновении, и указать нарушения ПДД в Извещении, которое составляется в 2-х экземплярах.

Каждое лицо, причастное к сложившейся ситуации должно направить принадлежащий ему экземпляр в течение 5 (пяти) рабочих дней в страховые компании, с момента возникновения дорожного происшествия. К нему следует приложить заявление о необходимости возмещения понесенных убытков.

При таком раскладе производится выплата на основании имеющейся вины обоих лиц в объеме 50% от величины ущерба, но не больше предусмотренного лимита по европротоколу.

При обоюдной вине по ОСАГО, страховщики возместят ущерб, с учетом обстоятельств:

  1. Каждый из водителей признан виновным в произошедшей ситуации и нанес вред другой стороне. Тогда ущерб возмещается с учетом установленной степени ответственности каждого из автолюбителей (напр., 35% на 65%).
  2. Когда объем вины граждан не ясен, то ущерб возмещается по 50%.

Заключаемым соглашением со страховой компанией страхуется только риск гражданской ответственности водителя за возможный нанесенный вред иным участникам движения. Причинение ущерба собственному автомобилю не покрывается ОСАГО.

Выплаты КАСКО

У всех автолюбителей есть этот полис. КАСКО при обоюдной вине нанесенный ущерб может возместить полностью.

Однако он может и не предоставлять защиту в комплексе при ряде обстоятельств:

  • полис оформлен по ограниченной программе страхования, под которую попадают не все возможные риски;
  • при заключении установлена франшиза, исключающая возмещение ущерба в конкретном размере.

Существуют условия, по которым страхование КАСКО может быть не осуществлено. Это когда лицо, допущенное к управлению ТС или непосредственно сам страхователь, находились в следующей ситуации:

  • в состоянии алкогольного или наркотического опьянения (одурманивания);
  • лишено права управления ТС;
  • умышленно повредило автомобиль;
  • причинило застрахованной машине вред по неосторожности в результате нарушения ПДД.

Перед тем как заключить договор КАСКО, рекомендуем предварительно проанализировать все возможные риски, учесть их, и только потом выбрать наилучший пакет услуг.

Обоюдная вина при ДТП с пострадавшими по-разному будет учитываться. Здесь влияет зависимость от того, кто будет признан потерпевшим.

Если нанесенный ущерб исходил не от пострадавшего, а он вообще являлся  – пассажиром столкнувшегося ТС, водителем автомобиля, не попавшего в аварию, вред его здоровью будет возмещаться виновниками ДТП, страховыми компаниями либо солидарно.

Пострадавший гражданин может потребовать возмещение нанесенного ущерба, от всех совместно, так как от каждого должника отдельно. Объем возмещения может быть полным так и частичным.

Пострадавший является водителем виновным в столкновении, то ущерб его здоровью возмещается в соответствии со ст. 1064 ГК РФ. Здесь учитывается степень его вины и объем вреда.

Когда страховая компания может взыскать деньги с виновника ДТП

Вы получили иск от вашей страховой компании – не переживайте, не начинайте надумывать себе различные варианты решения проблемы. Сразу же обращайтесь к адвокату.

В большинстве случаев регресс или суброгация осуществляются страховщиками через некоторое время, а не сразу же после аварии. Это можно назвать специальным тактическим ходом, который не позволяет клиенту собраться с мыслями от неожиданного известия.

Если вы получили подобное извещение, не паникуйте, а постарайтесь внимательно изучить документы, которые были присланы вам страховой компанией вместе с иском.

Обязательно сравните их с теми бумагами, которые должны были остаться у вас после ДТП. Скорее всего, в них обязательно найдутся какие-либо различия.

Если вам повезло, и нечестный маневр страховщиков разгадан, подавайте через своего адвоката апелляционной иск в арбитражный суд по ДТП со страховой компанией.

Если факт различия сведений в документах подтвердиться, результат предпринятых вами действий будет положительным. В крайнем случае, вы сможете добиться снижения суммы компенсации.

Как страховые компании пытаются обмануть своих клиентов?

Может ли страховая взыскать убытки если была обоюдка

Материальное благополучие страховщиков зависит от того, насколько честно они будут вести себя со своими клиентами. В делах о регрессе и суброгации компании стараются сделать все возможное, чтобы получить максимальную прибыль.

Иногда они идут даже в разрез с моралью, подделывая документы, необоснованно завышая суммы компенсации, запугивая своих клиентов тем, что им кроме выплат придется оплачивать судебные издержки.

Чтобы не попасться в расставленные страховщиками сети, следует правильно вести себя при наступлении страхового случая, и обязательно консультироваться в таких вопросах с адвокатом.

Так, если вы попали в ДТП, будьте в курсе всех событий и расследований, которые проводятся, присутствуйте на экспертизе, а еще лучше, возьмите с собой на процедуру осмотра автомобиля своего эксперта.

Что говорит по данному вопросу судебная практика? 

Сумму компенсации, которую требует страховая компания, можно уменьшить, хотя, как показывает судебная практика, сделать это будет не очень легко.

Полис КАСКО имеет одну особенность, которая позволяет выплачивать пострадавшим сумму, большую, чем того требует ситуация. Дело в том, что в соответствии с данной страховкой, возмещается полный ущерб без учета износа запчастей автомобиля, поврежденного при ДТП.

Например, если в результате аварии в машине пострадавшего была разбита фара, виновнику придется заплатить за абсолютно новую фару, хотя на момент аварии она была уже довольно изношена.

Если говорить о страховании по ОСАГО, то там картина совсем другая. Часто в суде возникают спорные моменты именно по этому поводу.

В данном случае все зависит от того, насколько высок профессиональный уровень вашего адвоката. Если он действительно хороший специалист, то, скорее всего, его действия помогут вам снизить сумму компенсации. В судебной практике таки ситуации встречаются довольно часто.

Если посмотреть в «Закон об ОСАГО», то можно увидеть, что там есть позиция, которая призвана регламентировать данные случаи (ст.12 п.22). В данной статье говориться о том, что компенсационные выплаты при обоюдной вине водителей производятся с учетом степени вины лиц установленной судом.

Казалось бы все понятно, но в данной же статье говориться и о том, что если степень вины участников не установлена, то выплату СК выплачивают в равных долях.

ВНИМАНИЕ! Данная формулировка очень часто вызывает разночтение.

Ведь степень виновности каждого из участников дорожного происшествия может быть не установлена судебными органами при различных обстоятельствах, например:

  1. Если в процессе разбирательства суд не смог по каким-либо причинам определить какая степень виновности у каждой из сторон в данном ДТП.
  2. Водители не стали обращаться в суд и поэтому степень их вины не установлена.

Казалось бы обе данные позиции подходят под отраженную в «Законе об ОСАГО» фразу, но у каждой из них есть свои сторонники. Некоторые утверждают, что не обращение в судебные инстанции в этом контексте предполагают слова «судом не устанавливалась».

А вот формулировка «судом не установлена», говорит о том, что судебные органы пытались установить степень виновности. При обоюдной виновности сторон, законом предусмотрены судебные разбирательства, так как в законе иные варианты не рассматриваются.

Но многие автолюбители, трактуют данную статью по своему и говорят о том, что данная статья говорит о том, что СК обязаны возместить 50% ущерба каждой из сторон и для этого вовсе не обязательно обращаться в судебные органы. Свою позицию автолюбители аргументируют, в том числе и перечнем необходимых для выплаты компенсации документов.

Данный перечень установлен Правилами и СК не имеют права требовать с автолюбителя какие-либо дополнительные документы.

В перечне документов, требуемых для выплаты компенсации, не фигурирует судебное решение, а следовательно и предоставлять его водитель не обязан.

Выплата 50 на 50.

Это самый распространённый вариант. Он используется как в случаях, когда до суда дело не дошло, так и тогда, когда суд приравнял друг другу степень вины обоих участников. В этом случае каждый из виновных получит лишь половину от той суммы, в которую вылился причинённый ему ущерб.

Пояснить это можно следующим примером. Допустим, в ДТП пострадали два автомобиля. Эксперт-оценщик сделал заключение, что ремонт одной машины обойдётся в 50 тысяч рублей, а другой – в 40 тысяч. Суд признал, что обоюдная вина обоих водителей равна. В этой ситуации страховые компании, с которыми были заключены договора по ОСАГО, заплатят:

  1. Первому водителю – 25 тысяч рублей.
  2. Второму – 20 тысяч.

Недостающие суммы на ремонт автовладельцам придётся изыскивать самостоятельно. Взыскать их со второй стороны не получится.

Но, предположим, разбит настолько дорогой автомобиль, что даже половина стоимости превышает размер выплат по ОСАГО. Как быть в этом случае? Здесь как раз можно обратиться в суд и взыскать недостающий размер со второго участника. Однако взыскивать можно будет лишь половину от общей стоимости ущерба – вина обоюдна и действует п. 2 ст. 1083 ГК РФ.

Отдельно нужно сказать, как платится КАСКО в том случае, если вина обоюдна. Здесь надо учитывать условия, на которых заключался страховой договор.

Предлагаем ознакомиться:  Основания для депортации из России иностранных граждан

В том случае, если ДТП подпадает под условия страхового случая и нет оснований для отказа (например, состояния опьянения и т. д.), КАСКО будет выплачено полностью: при таком виде договора страховщик не интересуется степенью вины, он возмещает ущерб. Единственным последствием будет то, что следующее страхование станет дороже – не будет скидки за безаварийную езду.

Но если вина водителя такова, что делает случай не страховым – он теряет право на возмещение по КАСКО. Однако это условие должно быть чётко прописано в договоре – и при необходимости его можно оспорить через суд.

Примеры судебной практики

Лучшим примером при осмыслении любого вопроса, для человека – это уже вынесенные судебные акты по той или иной проблеме. Рассматриваемая ситуация не исключение.

Чтобы читателю было ясно, что изложено в статье, предлагаем ознакомиться с наиболее часто встречающимися ситуациями в судебной практике. Это даст представление о том, как действовать в сложившихся обстоятельствах.

Ведь именно в судах апелляционной и кассационной инстанции дела рассматриваются очень скрупулезно. Выявляются все тонкости споров о вине в ДТП.

Как выглядят результаты рассмотрения дела в суде, лучше посмотреть на конкретных примерах. В частности, в начале 2017 года Ленинским районным судом в Санкт-Петербурге было рассмотрено дело о возмещении ущерба в ДТП с обоюдной виной: один из участников нарушил скоростной режим, а второй – правила пересечения перекрёстков.

Истец, не согласившись с распределением вины 50:50, подал в суд иск. В нём он пытался доказать, что его вина меньше, и возмещение должно распределяться по пропорции 25:75. Однако в суде ответчик привлёк эксперта и смог доказать, что истец имел возможность предотвратить аварию. В результате распределение было оставлено прежним. Рассмотрение дела в апелляционной инстанции оставило решение в силе.

Вторым примером является случай, рассмотренный в г. Орёл в 2015 году. Обстоятельства дела таковы: в ДТП виновным был признан только один водитель, нарушивший правила поворота на перекрёстке. Тот факт, что водитель, считавшийся потерпевшим, превысил скорость, ГИБДД во внимание не принял. Виновник не оспаривал решение, поскольку его автомобиль был застрахован по КАСКО, и свою компенсацию он уже получил.

Однако через полгода владелец второй машины, не удовлетворённый размером выплат по ОСАГО, подал в суд иск. В суде владелец первой машины смог доказать, что ДТП произошло по вине обоих водителей (несмотря на справку, протокол и постановление ГИБДД) – и в результате взысканная с него сумма была судом уменьшена в два раза.

Как оформляется ДТП с обоюдной виной

В том случае, если вина в ДТП обоюдна, водителям нужно предпринять следующие действия:

  • Остановить машины и не трогать их с места до прибытия на место аварийных комиссаров от страховщика или сотрудников ГИБДД.
  • Самостоятельно зафиксировать как можно больше доказательств вины другой стороны. Для этого нужно сделать фотографии, найти свидетелей и записать их контактные данные, сохранить запись видеорегистратора, если он имеется и был включен, и т.д.
  • Вызвать ГИБДД и уведомить страховую компанию.
  • После прибытия на место инспектора нужно проследить, что он отражает в протоколе. Категорически не следует сразу же брать вину на себя: в итоге по результатам разбора на комиссии может получиться, что вся вина будет возложена на вас, а вторая сторона будет признана только пострадавшей. Необходимо при оформлении протокола как можно чётче проговаривать свою позицию, давать объяснения и добиваться их включения в протокол, обращать внимание инспектора на те обстоятельства, которые подтверждают вину другой стороны. При известном везении и незначительности вашего нарушения можно добиться того, что вас виновным в ДТП вообще не признают.
  • На административном разборе нужно придерживаться той же линии и подтверждать лишь то, что виноват второй водитель.
  • Если вы уверены, что вина второй стороны больше, чем ваша – нужно непременно обращаться в суд и добиваться там определения степени вины. Иначе, как было уже сказано, страховые компании выплатят обеим сторонам лишь половину суммы.

В том случае, если повреждения незначительны, люди не пострадали и спора о вине нет, можно воспользоваться «Европротоколом» и заполнить документы для страховой, вызвав лишь аварийного комиссара. Многие считают, что при таком способе оформления нельзя получить возмещение. Однако на самом деле ничего такого в законе не сказано.

○ Действия сотрудников ГИБДД.

В тех случаях, когда ДТП оформляет инспектор ГИБДД, необходимо проследить за следующими моментами:

  • Должна быть составлена справка о ДТП. Она выдаётся на руки каждому участнику.
  • Должен быть составлен протокол.
  • Должно быть подготовлено постановление о правонарушении, предусмотренном КоАП РФ. Поскольку при обоюдной вине всегда нарушаются Правила, то это означает, что имелось и административное правонарушение.

В свою очередь в протокол заносятся данные:

  • О расположении машин после ДТП, включая схему расположения.
  • О результатах замеров от контрольных точек на местности до машин.
  • О видимых повреждениях на автомобилях.
  • О объяснениях участников аварии.

На практике часто возникает вопрос о том, допустимо ли оформление ДТП по Европротоколу, если обе стороны виновны в ДТП. Здесь нужно учитывать следующее:

  1. П. 22 ст. 12 Закона об ОСАГО требуют, чтобы при обоюдной вине выплаты были равными, если суд не установил конкретную меру виновности каждого участника.
  2. П.21 постановления Пленума ВС РФ от 29.01.2015 №2, подтверждает эту позицию и прямо указывает, что право на выплаты сохраняется даже в случаях, когда нет документов от полиции.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: оформление Европротокола допустимо и при обоюдной вине. Однако надо помнить: согласно нормам о самом Европротоколе, он используется лишь в случаях, когда оба участника ДТП не имеют споров о том, кто из них виновен. Если кто-то из них оспаривает сам факт своей вины или её степень – следует действовать уже в обычном, а не упрощённом порядке.

Когда страховая компания может взыскать деньги с виновника ДТП

Чаще всего ДТП происходит по вине одного из участников дорожного движения. Но бывают и такие ситуации, когда виновником аварии признается не одно лицо, а несколько. То есть в отношении нескольких лиц выноситься постановление об административном правонарушении. Именно такая ситуация называется «обоюдкой», т.е. вина у водителей попавших в ДТП в данном случае обоюдная.

ВАЖНО! В законодательстве РФ определения понятия «обоюдной вины водителей» нет.

Также бывает, что сотрудники ГИБДД в силу противоречивых показаний участников аварии не могут определить виновность кого-то конкретно (чаще всего это происходит при мелких авариях во дворах).В такой ситуации считается, что виновника ДТП нет, следовательно, и обоюдной вины нет.

Сотрудники ГИБДД не могут установить того, кто виновен в аварии. Автоинспекторы в данном случае могут только зафиксировать нарушение ПДД. Виновного же в ДТП будет устанавливать суд. Если же виновен в ДТП был один водитель, то соответственно его и признают виновным, но и в этом случае свою виновность данный гражданин может оспорить через суд.

В том случае если ПДД нарушили оба водителя, то соответственно считается, что они виновны в данной ситуации в равной мере. Однако, для того чтобы определить конкретную степень виновности каждого из участников дорожного движения им придется обратиться в суд.

Ведь например, один из водителей может быть виновным в нарушении ПДД, но не виноват в самом ДТП.

Яркий пример такой ситуации – это когда машина, шофер которой был пьян или же у него не было действующего полиса автогражданской ответственности, но при этом данный водитель не нарушал другие пункты ПДД, и, к примеру, он стоял на светофоре, а в него врезалась другая машина из-за несоблюдения дистанции.

Казалось бы оба водителя нарушили правила, однако первый не был виновен в аварии, так как его машина стояла. В данном примере говорить об обоюдной вине нельзя, ведь в самом ДТП виновен второй водитель, который не соблюдал дистанцию и врезался в стоящее авто.

Именно поэтому очень важно установить причинно-следственную связь с конкретным ДТП, а не только сам факт нарушения ПДД. Только если оба водителя из-за нарушения ПДД виновны в ДТП можно говорить об обоюдной виновности.

От чего зависит их решение?

Страховая организация решает вопрос о выплате компенсации опираясь на достаточно большое количество факторов. Во избежание различных неприятных инцидентов, участнижм ДТП следует заранее узнать по какой причине СК может отказать в выплате компенсации.

Чаще всего СК отказывает в выплате компенсации в следующих случаях:

  • один из водителей, который был участником ДТП не вписан в полис автогражданской ответственности;
  • один из водителей в момент ДТП находился в наркотическом или же алкогольном опьянении;
  • страховая организация оппонента или же один из участников ДТП подал заявление об обжаловании решения суда;
  • виновный в ДТП скрылся с того места где произошло ДТП (как получить при этом денежную выплату, читайте здесь).

К примеру, если в вашу машину въехала дочка собственника другого авто, при этом девушка не была вписана в полис автогражданской ответственности, СК возможно попытается отказать вам в принятии от вас документов на выплату.

В данной статье говориться о том, что право требования переходят к гражданину причинившему вред потерпевшему, т.е. к непосредственному виновнику ДТП. Поэтому согласно данной статьи СК обязана произвести выплату компенсации ущерба пострадавшей стороне.

Аналогичное правило действует и в случае, если СК отказывает в выплате потому, что виновник ДТП в момент аварии находился в алкогольном или же наркотическом опьянении (а что делать если у виновника ДТП поддельный полис ОСАГО?). В том случае, если участник ДТП обжаловал решение судебных органов, СК может приостановить процедуру оплаты ущерба, но отказать в ее осуществлении не имеет права.

Данное правило действует и в том случае, если лицо виновное в ДТП покинуло место аварии (может страховая компания взыскать деньги с виновника ДТП?). Вы не сможете получить возмещение ущерба лишь в том случае, если личность виновного в ДТП не установлена. В случае же ДТП в котором виновными являются оба водителя, они оба имеют право на получение компенсации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector