Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)

Вызвали в налоговую на допрос: что говорить и о чем молчать

Общие положения о допросе

Допрос — это достаточно быстрый и легкий способ сбора доказательств, особенно, когда ставка делается на эффект неожиданности (имеется в виду допрос без повестки, прямо при первой и неожиданной встрече инспектора и свидетеля, например, если инспектор пришел домой к свидетелю).

Цели налоговой инспекции и налогоплательщика кардинально противоположны.

https://www.youtube.com/watch{q}v=upload

Одни ищут нарушения и стараются как можно больше дополнительно начислить налогов, пеней и штрафов. Другие – напротив, тщательно скрывают особенно крупные нестыковки и всеми путями минимизируют возможные финансовые потери.

Допрос и его результаты дают много информации проверяющим, и чем больше её собирают в ходе проверки, тем больше вероятность того, что нарушения (если, конечно, они есть) будут обнаружены.

Как правило, допрос производит сотрудник налогового органа.

Проверка, особенно выездная, проводится конкретными сотрудниками, которые назначаются на проверку определенного налогоплательщика отдельным решением.

В составе проверяющих может быть включен сотрудник полиции, о чем налоговой инспекцией принимается соответствующее решение, в связи с чем допрос по налоговой проверке может провести и полицейский.

Вызвали в налоговую на допрос: что говорить и о чем молчать

Кроме того, если свидетель живет в одном населенном пункте, а налоговая инспекция, которая проводит проверку, — в другом, то на допрос в порядке исполнения поручения может вызвать местная для свидетеля налоговая. То есть допрашивать будет инспектор, не включенный в состав проверяющих.

Никто иной не может провести допрос (применительно к налоговым отношениям).

Допрашивать могут любое лицо, кому известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

Допросить могут кого угодно: от директора до технички, если им известны или могут быть известны любые обстоятельства, имеющие значения для налоговых отношений.

Например, идет выездная налоговая проверка строительной организации, которая при возведении здания привлекала субподрядчиков для кладки кирпича, установки окон, монтажа вентиляции. При этом, в проверяемой строительной организации имеются свои рабочие, которые непосредственно присутствовали на объекте и выполняли отдельные виды работ.

Вызвали в налоговую на допрос: что говорить и о чем молчать

Очевидно, что такие рабочие должны знать о присутствии на объекте других строителей, которые не являются работниками их компании (могли видеть работников в спецодежде с логотипом другой компании, могли с ними взаимодействовать и согласовывать производство строительных работ и т.п.). Либо, напротив, рабочие проверяемой строительной организации скажут, что те виды работ, которые якобы выполняли субподрядчики, фактически осуществлялись самими рабочими.

Не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

  1. лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

  2. лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

Допрос в налоговой директора, главного бухгалтера и других руководителей компании

«Записать в фирмы однодневки» могут в следующих случаях.

У руководителя и главного бухгалтера компании разные функции и полномочия. Директор исполняет решения акционеров, организует и управляет хозяйственной деятельностью компании, взаимодействует с контрагентами и т.д. Главный бухгалтер – организует и обеспечивает непрерывное ведение бухгалтерского и налогового учета в компании.

Каждый из них выполняет конкретные должностные обязанности, и осведомлен деятельности компании по разному, видит хозяйственную жизнь компании по разному. По нашему многолетнему опыту сопровождения налоговых проверок, часто представления руководителя, главного бухгалтера, их заместителей о хозяйственной жизни компании существенно разнятся.

Что бы не вводить контролеров в заблуждение, получив вызов на допрос в налоговой целесообразно заблаговременно «вспомнить» деятельность компании в проверяемый период (или обстоятельства конкретной сделке, или взаимодействия с конкретным контрагентом). Для конкретных налоговых проверок пояснения директора, главного бухгалтера, других руководителей компании всегда имеют значение, допрос этих лиц в налоговой всегда проводится с конкретными целями, и вопросы будут заданы не случайные. Вам не удастся «Исправить» неточные ответы в протоколе допроса. Лучшее решение — до допроса посоветоваться с квалифицированным налоговым юристом.

Является грубым нарушением, но по прежнему встречается даже на проверках в Москве — допрос директора и допрос главного бухгалтера в качестве свидетелей по проверке организации в которой директор и главный бухгалтер работают. Допрос директора (главного бухгалтера)  в качестве свидетелей об их собственных действиях (действиях организации где они работаю), суть — свидетельствование против самих себя!

Рекомендация:

  • 1) Если решили отвечать на вопросы, отвечайте на вопросы конкретно то, что вам достоверно известно в силу ваших должностных обязанностей.
  • 2) По завершении допроса внимательно прочтите протокол.
  • 3) Получите копию протокола.

Причина вызова на допрос в налоговой — Это всегда две причины: 1) По мнению налоговиков вызываемое лицо располагает необходимой для налогового контроля информацией. 2) Налоговая проводит налоговый контроль. Причем совсем не обязательно, что налоговая проверка проводится в отношении компании, в которой работает свидетель или владеет этой компанией.

Основная масса налоговых проверок 2017-2019гг. — проверка обоснованности вычетов по НДС и расходов по налогу на прибыль. Инспекторов всегда интересуют доказательства нарушения налогового законодательства. В зависимости от проверяемого периода на допросе в налоговой инспектор будет выяснять обстоятельства (признаки), установленные или в Постановлении пленума 2016г. ВАС РФ №53 (о необоснованной налоговой выгоде), или (после августа 2017г.)- признаки, установленные в статье 54.1 НК РФ.

Поскольку свидетель — это носитель информации, имеющей значение для налогового контроля, вызвать на допрос в налоговой могут любого: и сотрудников самого проверяемого налогоплательщика и сотрудников его контрагентов. Автоматизированные системы выявляют «разрывы» по уплате НДС, и уже несколько лет проверки «по цепочкам» затрагивают контрагентов и первого и последующих уровней.

Соответственно, помимо руководителя контрагента и главного бухгалтера контрагента, на допрос в налоговой вызывают рядовых сотрудников контрагентов проверяемого налогоплательщика. Цель допросов свидетелей из компаний-контрагентов — опровержение фактически совершенных хозяйственных операций в рамках взаимодействия с проверяемым контрагентом.

1) События для бывшего работника давно минувшие, и часто основательно забытые,

2) По большому счету бывшему работнику все равно, что и как запишут в протокол допроса свидетеля, если это не касается его лично,

3) Бывший работник может вовсе не прийти, и не дать важные для компании показания.

4) Некоторые дают показания не соответствующие действительности.

1)  Налоговая инспекция проводит мероприятия налогового контроля (налоговую проверку),

2) По мнению налоговиков, Вам, как очевидцу, известны какие-то обстоятельства, имеющие значения для конкретного налогового контроля.

В «переводе на русский» — если вас вызывают в налоговую, то вас считают свидетелем.

Неудобное время для допроса

103.jpg

Понятие неудобного времени в Налоговом законодательстве не сформулировано. То есть Вас могут вызвать на допрос, если даже свидетель находится в отпуске, учится или болеет. Налоговый орган не должен ни с кем согласовывать возможность допроса свидетеля, не должен заранее объявлять список интересующих его вопросов.

Свидетель не имеет права не прийти на допрос, мотивируя это тем, что ему ничего не известно об интересующих инспектора фактах. В любом случае, даже если человек ничего не знает по интересующим инспектора вопросам, то он все равно является свидетелем и должен прийти на допрос, ответить на вопросы так, как может (то есть сказать, что не знает ничего, поскольку, например, это не входит в круг его обязанностей, этим занимается другой специалист, либо он был в отпуске).

Если работник не может прийти на допрос, то целесообразно представить соответствующие документы:

  • листок нетрудоспособности;

  • документы, свидетельствующие о нахождении в командировке, например, билеты, документы о бронировании и оплате гостиницы.

Если вызывают на допрос в налоговую, что делать {q}

Сейчас налоговиками практикуется две формы вызова налогоплательщиков (их сотрудников) в налоговую инспекцию.

Первая форма – вызов в ИФНС в качестве свидетеля. Данная процедура урегулирована ст. 90 НК РФ. Согласно этой норме, ИФНС вправе вызвать для допроса любое физлицо, которому могут быть известны какие-либо значимые для налогового контроля обстоятельства.

Свидетель вызывается для дачи показаний по месту нахождения налогового органа строго повесткой (письмо ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837). В повестке не может быть написано «пришлите кого-нибудь». В ней указывается конкретное должностное лицо организации/ИП. Телефонный звонок или устное предложение инспектора явиться в ИФНС в качестве свидетеля не считаются официальным вызовом для дачи показаний. В этих случаях свидетель имеет полное право не посещать инспекцию.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Организации и ИП приглашают для бесед в ИФНС регулярно, не надо пугаться.

2. Налоговики практикуют две формы вызова налогоплательщиков (их сотрудников) в налоговую инспекцию: вызов в ИФНС в качестве свидетеля и для дачи пояснений по вопросам уплаты налогов

3. Налоговики вправе вызывать для дачи пояснений всех без исключения налогоплательщиков, плательщиков сборов, а также налоговых агентов. Пояснения могут касаться любого вопроса, так или иначе связанного с уплатой налогов.

4. Явка в инспекцию по законному требованию налоговиков строго обязательна. Причем даже в тех случаях, когда физлицо не располагает необходимыми сведениями в качестве свидетеля.

5. В НК РФ прописана ответственность за неявку в ИФНС для дачи свидетельских показаний. Если вас вызвали в инспекцию в качестве свидетеля, а вы не явились или отказались давать показания, вас могут оштрафовать.

6. Законодательство не содержит норм, которые позволяли бы налоговикам принудительно доставлять граждан для дачи показаний. Поэтому заставить гражданина давать показания против его воли налоговики не могут.

7. Административная и уголовная ответственность свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрены.

8. Что касается вызова в налоговую на комиссию/для дачи пояснений, то НК РФ не устанавливает ответственности за неявку. Но это не значит, что неявка не повлечет никакого штрафа. Штраф будет по ст. 19.4 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).

Второй повод для вызова в ИФНС – дача пояснений по вопросам уплаты налогов. Предприниматели эту процедуру называют налоговый допрос. Частный случай дачи таких пояснений – прохождение налоговой комиссии. Правовым основанием для вызова в ИФНС здесь служит пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ.

Налоговики вправе вызывать для дачи пояснений всех без исключения налогоплательщиков, плательщиков сборов, а также налоговых агентов. Причем пояснения могут касаться любого вопроса, так или иначе связанного с уплатой налогов. В основном это – занижение облагаемой базы, низкие показатели налоговой нагрузки, несвоевременное перечисление налогов, фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности. Если ИФНС выявит любое из этих обстоятельств, требование ИФНС объясниться вы получите обязательно.

Ранее налоговые комиссии проводились, в том числе, по вопросам уплаты НДС, налога на прибыль, на имущество, НДФЛ и других налогов. Общее название для всех подобных комиссий – комиссия по легализации налоговой базы. Год назад в соответствии с письмом ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@ комиссии были фактически отменены.

Предлагаем ознакомиться:  В каких случаях дети должны платить алименты родителям и как оформить содержание по исковому заявлению нетрудоспособному родителю

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytpressru

Сейчас налоговики проводят лишь два типа комиссий:

  • по НДФЛ;
  • по страховым взносам.

Однако это не мешает ИФНС запрашивать пояснения и относительно всех прочих налогов.

Сам вызов на комиссию оформляется уведомлением по форме, утвержденной приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Причем в отличие от вызова для дачи показаний на комиссию можно направить любого сотрудника, уполномоченного представлять интересы юрлица/ИП. Для этого сотруднику необходимо оформить доверенность.

Согласно письму ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@, обязательному вызову на комиссию подлежат следующие плательщики/налоговые агенты по НДФЛ:

  • ИП, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДФЛ, уплачиваемому «за себя»;
  • налоговые агенты, имеющие задолженность по перечислению НДФЛ;
  • налоговые агенты, снизившие поступления НДФЛ относительно предыдущего отчетного (налогового) периода более чем на 10%;
  • налоговые агенты, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе;
  • ИП, заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы полученного за налоговый период дохода;
  • физические лица (не ИП), не задекларировавшие полученные доходы.

В перечень плательщиков страховых взносов, которых вызовут на комиссию в первую очередь, входят:

  • страхователи, имеющие задолженность по перечислению страховых взносов;
  • плательщики, снизившие поступления взносов относительно предыдущего отчетного (расчетного) периода при постоянном количестве работников;
  • страхователи, снизившие численность работников в течение отчетного периода более чем на 30% по сравнению с предыдущим периодом;
  • плательщики, исчислявшие в предыдущих периодах взносы по дополнительным тарифам 9% либо 6%, но в текущем периоде применившие иные ставки тарифов.

Получив приглашение явиться на допрос свидетеля в налоговой, свидетель, или его работодатель, начинают искать повод, почему можно не идти, прежде всего оправдывая себя, что не смогут ничем помочь налоговой. Это ошибка, за которую придется платить штраф (ст.128 НК РФ).Налоговый кодекс РФ не предоставляет свидетелю прав определять, является ли он свидетелем, или нет, располагает свидетель «ценной» информацией для налоговой проверки, или нет.

38.jpg

Существенная деталь:  Налоговая должна располагать документальными доказательствами, что свидетель ДОЛЖЕН знать сведения, имеющие значения для конкретной налоговой проверки, о которых ему задают вопросы.Это проблемный вопрос для проведения допроса, и который адвокаты советуют использовать «свидетелям» для обоснования отказа от дачи показаний.

Такие ошибки налоговиков можно успешно использовать оспаривая обвинения в получении необоснованной налоговой выгоды и иных налоговых нарушениях. Суды часто такие свидетельские показания считают домыслами.

Порядок проведения допроса

Этот вопрос в Налоговом кодексе РФ четко не урегулирован. В статье 90 НК РФ указано лишь то, что показания свидетеля могут быть получены по месту пребывания (месту жительства, например).

Кончено, если свидетель не может явиться на допрос в налоговый орган самостоятельно по причинам болезни, старости, инвалидности, то инспектор сам должен к нему прийти. В практике можно встретить случаи, когда свидетели дают показания и заверяют их нотариально.

На практике, как правило, инспектор вызывает повесткой свидетеля непосредственно в налоговый орган. Это экономит время инспектора. Свидетель приходит к назначенному времени по повестке и сообщает в кабинете инспектора какую-либо информацию.

Но, не редки случаи, когда инспектор пытается использовать эффект неожиданности и самостоятельно выезжает на место жительства или работы свидетеля, чтобы тут же его опросить. Такие допросы для налогоплательщика могут быть нежелательны, так как свидетель не успевает подготовиться к процедуре.

Если вопрос для налогового инспектора важный, либо свидетель по вызову инспектора не является, либо надо навести страху на свидетеля, допрос могут назначить в кабинете у полицейского, когда в состав проверяющих включен сотрудник полиции. При этом, участие в допросе полицейского вовсе необязательно. Допрос проведет налоговый инспектор в отсутствие сотрудника полиции.

Психологически среднестатистическому свидетелю тяжелее давать показания в кабинете полицейского. Атмосфера там немного другая, да и орган это тоже иной.

Возможен допрос на территории проверяемого предприятия. Это допускается.

Даже на улице проведение допроса допускается, о чем в свое время высказался Верховный Суд РФ (определение от 03.02.2015 № А07-4879/2013).

Однако, по телефону допрос не возможен ни с точки зрения Закона, ни с точки зрения логики (перед допросом необходимо установить личность свидетеля, а затем свидетель подписывает протокол допроса, подтверждая, что изложенная в нем информация соответствует его показаниям, чего никак нельзя сделать по телефону).

Налоговый кодекс РФ этот вопрос не регулирует, указывая лишь на то, что показания свидетеля заносятся в протокол.

Практика показывает, что допрос происходит по следующей схеме:

  • перед началом допроса инспектор должен установить личность свидетеля. Очевидно, что для этого нужен паспорт либо заменяющий его документ;

  • затем заполняется протокол допроса в части сведений о свидетеле. Это ФИО, дата рождения, место регистрации, место работы, телефон, знание русского языка и т.п.;

  • в протоколе до начала допроса также должны быть указаны данные о том, кто производит допрос, кто присутствует при допросе (например, адвокат, иное лицо), место проведения допроса, дата, время начала допроса. Кроме этого, указываются сведения о ведении аудио, видео записи, если таковая ведется;

  • до момента постановки вопросов свидетелю должны быть разъяснены положения: статьи 51 Конституции РФ о возможности не свидетельствовать против самого себя, своего супруга, своих родственников; статьи 128 Налогового кодекса РФ об ответственности за дачу заведомо ложных показания либо за отказ от дачи показаний;

  • после этого приступают уже непосредственно к допросу, который состоит в том, что инспектор устно задает вопрос, записывает его в протокол, выслушивает ответ свидетеля и фиксирует его в протоколе.

Встречаются ситуации, когда в протоколе уже имеются заранее поставленные вопросы и в момент допроса в протокол вносятся только ответы в отведенные пустые строки.

Редко, но бывает, когда инспектор не пишет вопросы в протоколе допроса, а лишь отражает ответы свидетеля единым текстом;

  • ведет протокол сам инспектор (то есть инспектор заполняет его, а свидетель его читает и подписывает). Но встречаются случаи, когда инспектор передает свидетелю протокол допроса, в котором уже имеются подготовленные вопросы, и свидетель самостоятельно вписывает свои ответы на них;

  • после окончания опросной части свидетель самостоятельно должен прочитать протокол допроса и либо подписать его без замечаний, либо указать на такие замечания. Например, если инспектор неправильно отразил ответ свидетеля, написал то, чего свидетель не указывал или, напротив, не написал необходимую информацию.

Протокол не обязательно должен быть заполнен шариковой ручкой. Можно его изготовить машинописным способом (на компьютере).

Инспектор может предложить свидетелю дать образцы своего почерка (подписи). Но, это дело добровольное, обязать никто не может. Хотя за отказ от дачи условных образцов почерка свидетель подписывается отдельно (можно расценивать как образец, не говоря уже о том, что в протоколе еще несколько подписей отдельно проставляются — на каждой странице под текстом, в местах ознакомления со статьями 51 Конституции РФ и 128 Налогового кодекса РФ, после сведений об идентифицирующих личность данных).

Время, в течение которого возможен допрос ничем не регламентируется. Период времени суток, в рамках которого возможно проведение допроса, также не ограничен во времени.

В этой части можно считать возможным применить аналогию права и обратиться к статьям Уголовно-процессуального кодекса РФ, в котором этот вопрос отрегулирован четко: допрос не может длиться непрерывно более 4 часов, после чего можно смело требовать перерыв для отдыха и принятия пищи. Общая продолжительность допроса в течение дня не может превышать 8 часов (статья 187 УПК РФ). Допрашивать в ночное время (с 23.00 до 6.00 часов) разрешено только в исключительных случаях.

При этом, у инспектора нет никакого права задержать свидетеля либо принудительно заставить его отвечать на вопросы. Не может инспектор осуществить принудительный привод. Такое право есть только у сотрудников полиции и дано оно им в строго определенных случаях.

Допрос в налоговой «по телефону»

Допрос свидетеля в налоговой по телефону – совсем не редкое событие в ходе налоговых проверок. Для свидетеля такая форма допроса — скорее благо, можно не тратить время на поход в налоговую. Не редко после «допроса по телефону» свидетелю сообщают, что на допрос в налоговую можно не приходить. Для проверяемого налогоплательщика – допрос свидетеля по телефону, в 99 % случаев —  зло.

Налоговый кодекс РФ не содержит такой формы допроса, как «допрос по телефону», или с использованием телефона и т.п.Информация, полученная налоговым инспектором по телефону – это информация, полученная в нарушение Налогового кодекса РФ и 100% не задокументированная. Информация, полученная в рамках «допроса по телефону» не приобщается к материалам налоговой проверки, поскольку материалы налоговой проверки – суть, доказательства, и получают их в установленном порядке.

Риторический вопрос: Если показания свидетеля не попали в материалы проверки, для кого они были важны {q}

С другой стороны, явка свидетеля – обязательна. После «допроса по телефону» доказательств явки на допрос у свидетеля не остается. В материалах налоговой проверки может остаться утверждение инспектора: «Свидетелю направлено уведомление о явке на допрос. Уведомление получено. Свидетель не явился.».

Часто, именно показания свидетеля или нескольких свидетелей могут полностью подорвать выводы налоговой проверки о свершении налогового правонарушения.

Порядок вызова на допрос

Налоговый кодекс РФ этот вопрос не регулирует.

В письме ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837 (пункт 5.1) даны рекомендации о вызове свидетеля для дачи показаний повесткой.

В повестку о вызове на допрос свидетеля рекомендовано (то есть не обязательно) включать сведения:

  1. о мотивах (причине, основаниях) направления повестки о допросе свидетеля: необходимость выяснения обстоятельств, имеющих значение для осуществления налогового контроля путем допроса лица, которому они могут быть известны, в качестве свидетеля, с указанием основания для проведения допроса по месту пребывания свидетеля;

  2. о времени (дата, час, минуты) начала проведения допроса;

  3. о месте проведения допроса.

На практике, в случае проведения допроса по месту нахождения свидетеля, повестка не оформляется (зачем ее оформлять, если уже допрос идет).

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytaboutru

Следует отметить, что вызов по телефону «к делу не пришьешь».

Нередко сами налоговики не сильно разбираются, как правильно вызывать на допрос и оформляют вместо повестки «уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)», форма которого, в отличие от повестки, утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.

Уведомление оформляется о вызове для дачи пояснений, а не допроса, что не одно и то же.

Однако, если из «уведомления» четко следует, что вызывают конкретное физическое лицо, то явиться это лицо обязано.

Вызвать на допрос могут и по телефону. Хотя данный способ ничем не предусмотрен, его активно используют инспекторы, чтобы сэкономить время либо отыскать нерадивого свидетеля, который не получает повестки по каким-либо причинам.

Правовые последствия вызова по телефону такие же, как отсутствие телефонного звонка. То есть, в таком случае явка будет добровольной, а неявка не повлечет штрафа.

Обязательной является только явка по повестке.

Налоговый допрос свидетеля

Ответственность свидетеля установлена статьей 128 Налогового кодекса РФ и предусматривает два случая:

  • неявка или уклонение от явки для дачи показаний – штраф 1000 руб.

  • неправомерный отказ от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний – 3000 руб.

Следует помнить, что неявка или уклонение от явки возможно только на основании врученной свидетелю повестки.

Нет повестки – нет уклонения. В том числе, если свидетеля пытаются здесь и сейчас опросить либо по телефону просят прийти в инспекцию, то здесь нет никакого уклонения, поскольку нет факта вызова на допрос.

Предлагаем ознакомиться:  Кто признается налоговым агентом по НДС (обязанности, нюансы)

В этой части необходимо учитывать, что налоговое законодательство предусматривает правило, согласно которому любое отправленное налоговым органом почтовое сообщение считается полученным на 6-ой день, независимо от факта его получения (пункт 4 статьи 31 Налогового кодекса РФ).

Однако, привлечение к ответственности подразумевает установление вины правонарушителя (статья 109 Налогового кодекса РФ), которая в данном случае конечно же отсутствует, поскольку лицо не знало и не могло знать о том, что в его адрес направлена повестка.

В части неправомерного отказа от дачи показаний тоже есть интересные особенности.

Отказ от дачи показаний должен быть именно неправомерным.

Правомерный отказ предусмотрен статьей 51 Конституции РФ, о которой выше уже имеется упоминание (право не свидетельствовать против самого себя, супруга, родственников).

Широкая трактовка данного основания может привести до абсурда: например, налоговики проверяют работодателя и вызывают одного из работников, который отказывается от дачи показания, мотивируя это тем, что претензии налоговиков могут негативно сказаться на проверяемом налогоплательщике, его платежеспособности и, в конечном счете, на зарплате свидетеля.

Протокол допроса – это доказательство по делу. Как любое доказательство, протокол должен отвечать признаку законности (соответствия закону).

Незаконным протокол может признать:

  • суд в соответствующем решении;

  • сам налоговый орган, рассматривающий материалы проверки по делу о налоговом правонарушении. В случае, если должностное лицо налоговой инспекции посчитает, что протокол является незаконным, то должно быть принято решение о повторном допросе (например, в ходе мероприятий налогового контроля);

  • вышестоящий налоговый орган в ходе рассмотрения жалобы налогоплательщика может установить признаки незаконности протокола и исключить этот документ из числа доказательств. При этом, самостоятельно вышестоящий налоговый орган сбором доказательств не занимается, за исключением случаев перепроверки, которая случается крайне и крайне редко.

Свидетель или налогоплательщик не могут «признать» незаконным протокол. Для признания протокола незаконным целесообразно подготовить нотариально заверенные показателя свидетеля и приложить их в дело.

В заключение необходимо отметить, что конечно допрос в налоговой является неприятной процедурой. Но важно к нему подготовиться, и использовать все механизмы обжалования результатов налоговой проверки на основе допросов.

Явка в инспекцию по законному требованию налоговиков строго обязательна. Причем даже в тех случаях, когда физлицо не располагает необходимыми сведениями в качестве свидетеля. При этом законодательство не содержит норм, которые позволяли бы налоговикам принудительно доставлять граждан для дачи показаний.

Одновременно свидетелям предоставляется и ряд правовых гарантий. Физлицу, вызванному в инспекцию в качестве свидетеля, необходимо помнить о своих правах, закрепленных в Конституции и НК РФ. Так, в определенных случаях можно попросту отказаться от дачи показаний. По закону никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (ст. 51 Конституции РФ). Отказ от дачи показаний в таких случаях не повлечет никаких санкций.

Наряду с этим каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ). Поэтому, если понимаете, что допрос может обернуться против вас, лучше воспользоваться конституционными гарантиями и прийти в инспекцию вместе с юристом.

При этом ст. 90 НК РФ закрепляет перечень лиц, которые вообще не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

  • лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
  • лица, которые получили информацию в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне (в частности, это адвокаты и аудиторы, хотя с 2019 года аудиторской тайны больше не будет).

Также следует помнить, что ст. 128 НК РФ устанавливает ответственность только за неявку свидетеля в ИФНС без уважительных причин. При наличии же таких причин свидетеля, не явившегося для дачи показаний, не оштрафуют. Законодательство не содержит перечня уважительных причин для неявки в инспекцию. Поэтому ими могут признаваться, например, болезнь или служебная командировка. В любом случае о наличии уважительных причин следует заблаговременно сообщить в ИФНС.

Показания свидетеля, в рамках налоговых проверок, это одно из доказательств налоговых нарушений. Используется налоговиками очень широко.Налоговый допрос свидетеля, как и допрос при производстве по уголовному делу, регламентирован законом – Налоговым кодексом РФ. Доказательства, полученные с нарушением закона, не могут быть использованы.

В отличие от уголовного процесса, налоговый допрос свидетеля, как процессуальное действие административного характера, прописан кратко и не детально, из-за чего свидетелю бывает сложно мотивированно ограничить напор налогового инспектора, направленный на получение «нужной» для проверки информации и закрепления ее в протоколе.

Типичные «ошибки» свидетелей на налоговом допросе: — В 99,99% случаев свидетель не удостоверяет по документу (удостоверению) личность налогового инспектора, который проводит допрос. Совсем не редкость, особенно по выездным проверкам, что допрос ведет вообще постороннее (не полномочное) лицо — оперативный сотрудник полиции.

— В 99% случаев свидетель не выясняет полномочен ли данный налоговый орган и сотрудник проводить допрос. Допрос возможен только при проведении налоговой проверки, а конкретный сотрудник должен быть включен в состав проверяющих (по выездной налоговой проверке).— Свидетель, показания которого к пользе налогоплательщика не является на допрос, или его допрашивают «по телефону».

Результат – показаний нет в материалах проверки.— Свидетель «додумывает» обстоятельства. (Заблуждаясь по собственной инициативе, или под давлением инспектора). Результат – неверные (не соответствующие действительности) показания в материалах налоговой проверки.Например, по одному из налоговых споров, в рамках выездной налоговой проверки налоговая посчитала установленным, что услуги по организации выступлений музыкантов организовывала сама организация, а не сторонний организатор.

Сняты расходы и НДС.В суде установлено – вывод налоговики сделали на основании показаний сотрудников (билетеры, дежурные), в должностные обязанности которых НЕ ВХОДЯТ (ни как) организация привлечения музыкантов и связанные с этим действия. До этих работников не доводится (ни как) информация о порядке привлечения музыкантов, и в силу должностных обязанностей такая информация к ним не попадает.

— Свидетель не сообщает о фактах, а делает выводы на основании имеющихся фактов. Типичные ситуации – Ошибочные выводы бухгалтеров и сотрудников финансовых служб организаций об обстоятельствах хозяйственных операциях. Например, допрос бухгалтеров о перемещении товаров на складе, о возможности разместить на складе товары, о заключении договора и т.д.

Налоговики не разъясняют свидетелю его права и обязанности.

Свидетелю дают подписать лист, на котором написан текст статьи 51 Конституции РФ о праве не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки).

А так же, об ответственности за отказ от дачи показаний или за уклонение от дачи показаний.Очевидно, прочитать и разъяснить – это разные вещи. Например, если свидетель не помнит точно обстоятельств, на вопрос он вправе сказать – «Не помню», «Затрудняюсь ответить, нужно посмотреть документы» и т.п. Такие ответы не являются уклонением от дачи показаний, или отказом от дачи показаний.

Налоговый кодекс содержит только общую норму: показания свидетеля заносятся в протокол (ч.1 ст.90 НК РФ). Кто, как заполняет протокол, сколько на это отводится времени, Налоговый кодекс не устанавливает.

Внимание! В 2019г. свидетелю обязаны вручить копию протокола непосредственно по окончании допроса.

В 2019г. применяется новая форма протокола допроса свидетеля, утвержденная Приказом ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@ «Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами ….» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 20.12.2018 N 53094).

Во время допроса свидетелю задают одни вопросы, а в протоколе формулировки вопросов — иные. Неоднократно детали имели существенное значение для налоговой проверки. Слова – значат.Аналогично – неточно печатаются показания свидетеля (заменяются слова свидетеля на иные, изменяются фразы и т.д.). Протокол отражает «показания на тему», но не буквальные показания свидетеля.

Юридическое значение и бытовое значение терминов не совпадают, и изложение показаний в протоколе в «версии» налогового инспектора может иметь нежелательный характер.Устранить нарушения можно только по аудиозаписи или по стенограмме допроса, если они ведутся.ПО окончании допроса свидетелю необходимо внимательно прочитать протокол допроса, обратить внимание на несоответствия, и потребовать их устранить.

Типичные нарушения на допросе в налоговой

Налоговый допрос в качестве свидетеля директора проверяемого юридического лица или главного бухгалтера. Налоговики, не редко, мотивируют такие допросы правом, предоставленным п.12.ч.1 ст.31 НК РФ, и проводят допросы по правилам именно ст. 90. (Что является неверным).Налоговый допрос свидетеля, как и свидетеля в любом ином процессе (гражданском, уголовном, административном), предполагает, свидетель – лицо не заинтересованное в исходе дела, и дает объективную правдивую информацию. За воспрепятствование производству – установлена ответственность.

При допросе директора проверяемой организации, в рамках проверки этой организации, правило «незаинтересованности свидетеля» заведомо не выполняется.Любое юридическое лицо, это юридическая фикция — то, чего в объективной реальности не существует. Существует закон, документы (Протоколы о создании юр лица, устав), печать.

Действия от имени организации совершают конкретные люди. Директор организации – лицо, осуществляющее деятельность от имени организации, и ответственное за деятельность организации, и заведомо заинтересованное в исходе налоговой проверки. Конечно, директору известны (должны быть известны) большинство деталей финансово-хозяйственной деятельности организации и он является носителем ценных для налоговой проверки информации.

Когда налоговый допрос свидетеля-директора проводят по правилам ст.90 НК РФ, автоматически создают противоречивую ситуацию. Система статей 90 и 128 Налогового кодекса РФ предполагает ОБЯЗАННОСТЬ свидетеля дать показания, устанавливая за отказ от дачи показаний и за уклонение от дачи показаний ответственность.

Вместе с тем, эта же статья 90 НК РФ предоставляет свидетелю возможность отказаться от дачи показаний согласно ст.51 Конституции РФ, не свидетельствуя против себя. По результатам налоговой проверки и организация, и директор организации могут быть привлечены к ответственности, в том числе к уголовной.

Налоговый допрос свидетеля директора по деятельности его организации, фактически, это допрос свидетеля о его собственных действиях – допрос подозреваемого (обвиняемого), результатом которых может стать ответственность самого свидетеля. Любое показание директора может быть использовано против него, и против его организации.

Повсеместное нарушение:Налоговики неправильно оформляют протокол допроса свидетеля.

Наиболее частые вопросы на допросе

Методические рекомендации ФНС РФ от 13 июля 2017 г. N ЕД-4-2/13650@ содержат перечень вопросов, подлежащих обязательному выяснению у руководителя по выбору контрагентов, процедуре подписания договоров, учету товарно-материальных ценностей. Данные вопросы подлежат выяснению по всем подозрительным контрагентам.

1. Кем, в какой должности Вы работаете в ООО «1»{q}

2. Когда вы приступили к исполнению обязанностей в Вашей должности{q}

3. Кто назначил Вас на эту должность{q}

4. Где и кем Вы работали до ООО «1»{q}

5. Вы исполняли аналогичные обязанности ранее или работа в ООО «1» — это новые профессиональные навыки{q}

6. Вмешиваются ли учредители непосредственно в финансово-хозяйственную деятельность ООО «1»{q}

7. Если учредители вмешиваются в финансово-хозяйственную деятельность ООО «1», то каким образом это происходит{q}

8. Вы представляете отчеты о результатах финансово-хозяйственной деятельности ООО «1» учредителям{q}

9. Вы согласовываете выбор контрагентов или расходы, которые необходимо произвести, с учредителями{q}

Предлагаем ознакомиться:  Оформить Налоговый Вычет На Лечение Зубов

10. Кто в вашей организации отвечает за подготовку договоров к подписанию сторонами{q}

11. Кто занимается подбором поставщиков, субподрядчиков для ООО «1»{q}

12. Как происходит поиск контрагентов{q}

13. Какими источниками информации Вы пользуетесь при выборе контрагентов{q}

14. Сколько человек в Вашем отделе занимается поиском поставщиков{q}

15. Как обычно происходит общение с поставщиком, по почте, лично, через посредника{q}

16. Опишите процесс подготовки договора внутри организации при установлении поставщика.

17. Одобрение того или иного контрагента — это решение единоличное или коллегиальное{q}

18. Если решение коллегиальное, назовите лиц, принимающих решение.

19. Если решение принимается единолично, Вы выступаете инициатором заключения договора именно с этим поставщиком{q}

20. Есть в организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор того или иного контрагента{q} Укажите их.

21. Какая ответственность предусмотрена в вашей организации при установлении поставщика{q}

22. Кто определяет, кого из поставщиков выбрать{q}

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytadvertiseru

23. Кто дает указание для подготовки проектов договоров{q}

24. Кто выступает инициатором заключения договора с поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком{q}

Для установления личности руководителя-контрагента и деловой репутации организации-контрагента.

25. Знаком ли Вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда Вы познакомились{q}

26. Какие взаимоотношения (дружеские, деловые) Вас объединяют{q}

27. Какие работы (услуги) выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла{q}

28. Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары{q}

29. Какие действия Вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента{q}

Подписание договора и учет товаров (работ, услуг).

30. В организации существуют какие либо регламентирующие документы по документообороту{q}

31. Кто несет ответственность за количество и качество поставляемых ТМЦ (ГСМ, запчасти и др.), услуг (транспортных и др.), работ (субподряд){q}

32. Кто принимает первичные документы от поставщика (ТН, ТН, ТОРГ-12, Акты), кто подписывается в документе, где происходит принятие товаров (работ, услуг) по документу{q}

33. Кто должен присутствовать при принятии товаров (работ, услуг) в обязательном порядке{q}

34. У вас попадались недобросовестные поставщики товаров (работ, услуг), какие действия Вы предпринимали в подобных случаях{q}

35. Кто в ООО «1» отвечает за сохранность ТМЦ, кто ведет учет{q}

36. Есть ли склад и где он находится, кто является кладовщиком{q}

37. Если при принятии работ от субподрядчика присутствуют представители Заказчика, кто именно присутствует, какие документы подписывает{q}

38. В случае брака или нарушения технологии по работам, выполненным субподрядчиком, кто несет ответственность за допущенные нарушения перед Заказчиком, перед ООО «1»{q}

39. Кто составляет претензии от ООО «1» в адрес субподрядчика в случае выявления брака или нарушения технологии, кто подписывает такие документы{q}

40. Есть ли в ООО «1» служба безопасности или сотрудник, который занимается экономической безопасностью организации{q}

41. На компьютере какого должностного лица установлены базы 1С-Бухгалтерия, 1С-Торговля, 1С-Склад{q}

42. Кто имеет доступ к базам 1С-Бухгалтерия, 1С-Торговля, 1С-Склад{q}

Советы в отношении участи в допросе

Целесообразно заранее подготовиться к проверке.

Но если компания не уверена в своих силах, знает о существенных рисках, то целесообразно пригласить представителя. Лучше, если это будет не адвокат, а эксперт по налогам.

Налоговый адвокат может защитить интересы доверителей, подав соответствующую жалобу через налоговый орган, который вынес такое решение. Апелляционную жалобу необходимо подать до дня вступления в силу обжалуемого решения, в иных случаях предусмотрен срок в один календарный год со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, либо со дня вынесения обжалуемого решения.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytpolicyandsafetyru

При подаче жалобы налоговый адвокат должен соблюсти требования, предъявляемые к форме и содержанию жалобы ( ст. 139.2 НК РФ). Жалобу необходимо подписать и в обязательном порядке приложить: доверенность, подтверждающую полномочия; документы, обосновывающие правомерность действий доверителя; при необходимости также ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы. Указанные условия необходимо соблюсти во избежание оставления вышестоящим налоговым органом жалобы без рассмотрения ( ст. 139.3 НК РФ).

Некоторые стандартные претензии не говорят об уклонении компании от уплаты налогов: смена юридического адреса, открытие множества расчетных счетов или аутсорсинг услуг.

Привлечение компании на аутсорсинг не говорит, что компания является фирмой-однодневкой. Одним из широко используемых видов аутсорсинга в мире является аутсорсинг учетных функций (бухгалтерского, налогового и кадрового учета) — это частный случай аутсорсинга бизнес-процессов и один из способов бухгалтерского обеспечения деятельности предприятия.

Он подразумевает вынесение функций, связанных с организацией, ведением кадрового, бухгалтерского и налогового учета и составлением отчетности на предприятии, за пределы компании, передачу их для исполнения аутсорсеру. В отличие от бухгалтерских услуг, оказываемых внешними исполнителями, бухгалтерский аутсорсинг является формой взаимодействия, при которой внешняя компания включается в рабочие бизнес-процессы компании-заказчика как целостное функциональное подразделение, оставаясь при этом организационно и юридически самостоятельной.

Возможность заключения договора аутсорсинга подтверждается законом 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

перемещение компаний (более 2 раз в год) может свидетельствовать о признаках нестабильной работы и фирме-однодневке.

Изменение места нахождения организации является основанием для снятия ее с учета налоговым органом, в котором организация состояла на учете. На это налоговикам согласно п. 4 ст. 84 НК РФ дается пять рабочих дней со дня внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ. Постановка на учет организации в налоговом органе по новому месту ее нахождения производится на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения.

Компания может открывать большое количество счетов, что связано:

  • с наличием обособленных структурных подразделений в разных регионах;

  • наличие достаточно больших проектов, по каждому из которых важно собрать расходы.

Однозначных пунктов, которые говорят, что фирма является однодневкой, нет, однако с 19 августа 2017 вступила в силу новая статья НК – 54.1, регламентирующая пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и сумм налогов и взносов. Она введена в действие Федеральным законом от 18.07.2017 N 163-ФЗ.

Пунктом 1 ст. 54.1 НК РФ предусмотрен запрет уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

По мнению ФНС, признаки такого искажения следующие:

  • создание схемы «дробления бизнеса», направленной на неправомерное применение спецрежимов;

  • совершение действий, направленных на искусственное создание условий по использованию пониженных налоговых ставок, налоговых льгот, освобождения от налогообложения;

  • создание схемы, направленной на неправомерное применение норм международных соглашений об избежании двойного налогообложения;

  • нереальность исполнения сделки (операции) сторонами (отсутствие факта ее совершения).

Налогоплательщики используют:

  • неотражение налогоплательщиком дохода (выручки) от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), в том числе в связи с вовлечением в предпринимательскую деятельность подконтрольных лиц;

  • отражение налогоплательщиком в регистрах БУ и НУ заведомо недостоверной информации об объектах налогообложения.

Однако важно помнить, что от результатов допроса может зависеть очень многое. Здесь масса нюансов.

Во-первых, нельзя игнорировать допрос в налоговой. И речь вовсе не о штрафе за неявку.

Особенно в последнее время неявка на допрос трактуется не в пользу налогоплательщика, тем более, если рассматриваются его связи с фирмами однодневками.

Например, в ходе проверки исследуются отношения налогоплательщика и его сомнительных контрагентов. Руководителей таких контрагентов вызывают на допросы. Неявка на допрос в этом случае трактуется как подтверждение предположений отсутствия фактических отношений (проще говоря, нет подтверждения факта поставки, факта выполнения работ и т.п.).

Конечно, это не единственное доказательство в пользу подобных выводов. Здесь формируется целая группа косвенных доказательств, среди которых отсутствие у контрагента работников, имущества, офиса, отсутствие отчетности, особенности движения денежных средств по счету в банке и т.п.

Другой пример: неявка генерального директора или главного бухгалтера по вопросам возмещения НДС может стать причиной отказа в возврате или зачете налога.

После окончания налоговой проверки в суде крайне сложно допросить того или иного свидетеля. Судьи очень неохотно идут на вызов свидетеля. Здесь нужна сильная мотивировка и обоснование причин, по которым такое доказательство, как протокол допроса свидетеля, невозможно было получить на досудебной стадии.

С другой стороны, многие не без причины полагают, что лучше заплатить штраф, чем пойти на допрос в качестве свидетеля и сказать лишнего. Здесь нужна предварительная консультация специалиста.

Во-вторых, нельзя на допрос идти не подготовленным. Это ко всем относится, будь то директор или водитель. И не обязательно врать либо придумывать.

Не всегда удается предугадать интересующие инспектора вопросы.

Но, в те моменты, когда свидетель примерно знает (подразумевает), о чем его будут спрашивать, лучше как следует подготовиться: посмотреть документы, навести справки у иных лиц, проанализировать возможные негативные последствия ответов на предполагаемые вопросы.

Случается, что свидетель, отвечая на вопрос, из-за давности событий путает информацию, либо, не понимая важность вопроса, дает неточные ответы. Не редки случаи, когда свидетель по ошибке считает, что ответ на вопрос повлечет для него лично проблемы (например, отрицает какие-либо факты или говорит, что не помнит).

В этих случаях предварительная консультация налоговых юристов обережет от неправильных действий и негативных последствий;

В-третьих, поведение во время допроса должно быть выработанным.

Свидетелю не надо показывать свое беспокойство. Это придает дополнительную мотивацию инспектору считать, что свидетель скрывает интересные факты. В результате во время допроса прозвучит гораздо больше уточняющих вопросов, а продолжительность допроса – существенно увеличится.

Также свидетель должен давать ответы на поставленные вопросы четко и коротко. Чем больше свидетель говорит, тем больше инспектор может задать уточнений, попросить пояснить те или иные вещи.

Хорошо, если свидетель знает, о чем говорит, и он действительно является свидетелем тех обстоятельств, о которых свидетельствует. В этом случае инспектор получит дополнительные доказательства действительности тех или иных отношений, а налогоплательщик – подтверждение своей правоты. А если нет{q}

На неудобные вопросы не надо размышлять вслух, это может привести инспектора в состояние необходимости уточнить какие-либо обстоятельства.

В-четвертых, всегда после окончания процедуры допроса свидетелю необходимо прочитать допрос на предмет достоверного в нем отражения сообщенной свидетелем информации.

В практике имеют место быть случаи, когда инспектор умышленно изменяет суть ответов свидетеля и в нужном для себя ключе отражает это в протоколе.

Также в практике бывают случаи, когда в составленный рукописным способом и подписанный свидетелем протокол позднее вносились дополнения в свободные строки. Дело в том, что инспектор не перечеркнул пустые строки (имеется в виду росчерк в виде буквы «Z») и дописал совсем не то, что услышал от свидетеля.

Для исключения возможности подлога необходимо подписывать каждый лист протокола допроса.

В-пятых, права свидетеля и гарантию законного проведения процедуры допроса поможет обеспечить юрист.

Это не обязательно должен быть адвокат. Хотя именно его налоговики беспрепятственно допускают на допрос.

На допрос может пойти обычный юрист. Доверенность ему на это никакая не нужна.

Инспектор при виде сопровождающего свидетеля юриста либо вообще никоим образом не препятствует (сидите, мол, и слушайте, только не мешайте), либо, напротив, «насмерть» стоят, лишь бы не допустить «простого юриста».

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytcreatorsru

Во втором случае начинаются придумывания (иначе не назвать) необходимости наличия доверенности, причем нотариальной. Хуже когда инспектор вместе с представителем юридического отдела своей инспекции доказывают, что никакой юрист, кроме адвоката, вообще не может присутствовать при допросе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector