Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-26 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-74-92 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 550-95-86 (бесплатно)

Когда нужна досудебная претензия

Юридический аспект досудебной претензии

С целью регламентации процесса досудебного спора введены требования по направлению контрагенту (стороне дела, исполнителю, продавцу) претензии, которую последний будет обязан рассмотреть и либо удовлетворить требования претензии, либо отказать в них. При любом решении обязательным является письменный ответ на претензию.

Если все требования будут удовлетворены, то претензия не перейдет в ранг процессуальных документов, необходимых для гражданского судопроизводства.

Досудебным разбирательством претензия становится только в случае неудовлетворения ее требований. Тогда копия претензии и ответ на нее ложатся в основу судебного иска.

Сроки ответа на досудебную претензию

Столкнуться с получением письменной жалобы или претензии может любая организация и частный предприниматель, предоставляющие населению определённые услуги либо реализующие какой-либо товар.

Какой бы статус ни имело лицо (юридический или физический), ответ на поступившее обращение должен быть оформлен в установленные законодательством сроки.

Претензии могут быть различных видов:

  • обоснованными и необоснованными;
  • аргументированными и неаргументированными;
  • оформленными по установленным законодательством РФ правилам и откровенно агрессивными.

Требования, содержащиеся в обоснованной и аргументированной претензии, подлежат обязательному удовлетворению. К необоснованным относятся несправедливые жалобы в сторону продавца или исполнителя услуги (как правило, они являются неаргументированными).

Письмо составляется в той же форме, что и сама претензия, кроме ситуаций, когда заявитель запросил предоставление ответа иным способом (например, отправкой на e-mail).

Документ обязательно подписывается предпринимателем или руководителем организации (при необходимости подпись ставится доверенным лицом).

Сроки направления ответного письма заявителю во многом зависят от содержания данного обращения (сути жалобы, выдвинутых требований).

Так, если потребитель приобрёл бракованный товар и желает вернуть ранее оплаченные за него деньги, вторая сторона сделки обязана предоставить ему письменный ответ в течение 10 дней со дня получения запроса, согласно 22 статье Закона «О защите прав потребителей».

Срок ответа на досудебную претензию по закону не может превышать 30 дней, в соответствии с пятой частью 4 статьи АПК РФ, если речь идёт о гражданско-правовом споре о взыскании денежных средств.

При этом заявитель вправе установить иные сроки, указав их в тексте обращения (например, в течение 15 или 17 дней).

Ответ оформляется в письменном виде на листе формата A4 либо на фирменном бланке организации или ИП (при его наличии). Цель данного письма – сообщение потребителю позиции по заявленным им требованиям.

Предлагаем ознакомиться:  Когда следующая налоговая амнистия

Соблюдение претензионного порядка урегулирования конфликта является обязательным, потому как продавец или исполнитель услуг, проигнорировавший поступившую жалобу, может быть привлечён к ответственности в случае направления дела в суд.

Когда нужна досудебная претензия

Типовой ответ на досудебную претензию, с образцом которого возможно ознакомиться на сайте, должен содержать перечисленные ниже данные:

  • реквизиты отправителя (наименование организации и её юридический адрес либо ФИО ИП и место расположения его офиса/магазина);
  • ФИО автора претензии и его адрес проживания, указанный в тексте обращения;
  • разъяснение точки зрения отправителя на ситуацию, описанную в претензии;
  • предложение вариантов разрешения конфликта;
  • дату составления ответного письма;
  • ссылки на пункты договора и/или нормы законодательства;
  • список документов, подтверждающих обоснованность ответа отправителя;
  • подпись должностного лица (ИП либо руководства организации);
  • оттиск печати (при её наличии).

При необходимости ответное письмо должно быть дополнено копиями документов, подтверждающих необоснованность предъявленных требований.

Например, если речь идёт о возврате денег за купленный товар с браком, ответчик приобщает копию результатов независимой экспертизы, удостоверяющей факт появления изъяна по вине пользователя.

Самый простой способ предоставления ответа заявителю – отправление заказного письма с описью вложения и уведомлением о получении. При необходимости допустимо обращаться к услугам курьерской службы.

При личном предъявлении ответного письма заявителю необходимо подготовить два экземпляра документов. На одном из них недовольный потребитель должен поставить дату фактического получения бумаг и свою персональную подпись.

Юристы рекомендуют в такой ситуации заручаться поддержкой свидетелей, чтобы в случае отказа заявителя принять ответ они смогли удостоверить данный факт.

Общий срок рассмотрения заявлений определен законодательством в 30 дней. Если по истечении этого срока ответ не будет получен или не будут исполнены ваши требования, то можно обращаться в суд. Вовсе не обязательно добиваться ответа от контрагента. Суд интересует не его ответ, а то, что вы вовремя подали претензию.

Важно! Поскольку именно факт своевременной подачи претензии имеет для суда решающее значение, следуйте нескольким простым правилам:

  1. Храните доказательства того, что вы вовремя подали претензию.
  2. Если вы лично относите претензию своему контрагенту, то относите ее в двух экземплярах. Пусть на втором экземпляре контрагент поставит штамп о приеме и распишется, что получил претензию.
  3. Если вы отправляете досудебную претензию по почте, то храните квитанцию об отправке и обязательно приложите к конверту перечень прилагаемых документов. Почта заверит тот факт, что вы отправили контрагенту не пустой конверт или не приглашение на свадьбу. Обязательно отправляйте претензию заказным письмом с уведомлением о вручении.
  4. Если вы отправляете претензию в электронной форме, то не удалите случайно письмо из почтового ящика.
Предлагаем ознакомиться:  Возмещение ндс с аванса выданного

Когда нужна досудебная претензия

Помните, что юридически подкованный контрагент ухватится за любую возможность доказать, что никаких претензий от вас не поступало.

Многие Интернет-пособия советуют указывать в претензии срок, в который контрагент обязан дать ответ. Не усложняйте себе жизнь. Вовремя ответить – это его проблемы, а не ваши. Тем более что сроки рассмотрения варьируются в зависимости от того, кому вы направляете претензию.

Что закон требует от претензии

Форма, стиль, структура претензии не имеют правовой регламентации. Поскольку юристам свойственно все усложнять, они обычно составляют претензию, руководствуясь требованиями закона к договорам. Испуганные неюристы, ознакомившись с образцами претензий в Интернете, бегут к адвокатам, поняв, что с таким текстом им самостоятельно не справиться.

В итоге неюристы платят адвокатам большие деньги и получают тексты претензий, оформленные на уровне международных договоров.

Это совершенно пустая трата денег. Претензия должна содержать в обязательном порядке лишь минимум реквизитов, который свойственен, например, заявлениям в ЖЭК. К ним относятся «шапка», то есть реквизиты автора претензии и того, кому она направлена, причина направления претензии, дата ее составления, подпись, перечень прилагаемых документов и упоминание о том, что претензия является досудебной.

В остальном претензия может быть как печатной, так и написанной от руки, грамотной или содержащей грамматические ошибки, написанной безэмоционально или со смайликами.

Структура претензии

Досудебная претензия, как и любой документ, имеет обязательные реквизиты. К ним относятся:

  1. «Шапка», или данные сторон, которые вписываются в верхний правый угол листа. Кому – наименование лица или органа, которому направляется претензия, его юридический или физический адрес. От кого – наименование (или ФИО) претенциониста, его адрес и номер телефона.
  2. Под «шапкой» по центру листа большими буквами пишется наименование документа. В нашем случае это «П Р Е Т Е Н З И Я».
  3. Досудебная претензия. Часть 1

  4. Описательная часть начинается после «претензии». В нее входят все данные, свидетельствующие о нарушении прав автора претензии. То есть описательная часть должна включать в себя все, что связано с приобретением товара или услуги – дату приобретения, номер и дату договора, стороны договора, историю поломок, историю ремонтов и т.д.
  5. Описательная часть должна содержать перечень обязательств контрагента, которые он не исполнил. Например, «Ваша компания по контракту обязана поставлять мне тепло в объеме 1000 гкал, однако замеры показали, что вы поставляете только 500 гкал, о чем имеется акт экспертизы».
  6. Резолютивная часть, то есть перечисление того, что требует автор претензии. Резолютивная часть располагается после описательной и начинается со слов «п р о ш у» или «т р е б у ю», расположенных по центру листа. Вы можете просить расторжения договора, возврата некачественного товара, возмещения причиненных убытков или исполнения обязательств по поставке нужного объема тепла.
  7. Досудебная претензия. Часть 2

  8. Дата – очень важный компонент претензии, фиксирующий момент вашего обращения и приостанавливающий все сроки давности.
  9. Подпись.
  10. Перечень прилагаемых документов. Если вы подкрепляете претензию документальными подтверждениями вашего нарушенного права, то обязательно перечислите их в списке в нижнем левом углу листа. К документам могут относиться акты экспертиз, акты дефектовок, фотографии, ксерокопии договора и т.д. Никаких ограничений по количеству предоставляемых документов не имеется.
Предлагаем ознакомиться:  Права работника при ликвидации предприятия

Важно! Обязательно последними словами претензии, перед датой и подписью, должны быть «Данная претензия носит характер досудебной, то есть является способом досудебного рассмотрения спора».

Основания для отказа от удовлетворения выдвинутых требований

Предприниматели или организации, получившие жалобы, могут ответить отказом на предъявляемые к ним требования лишь при наличии для этого законных оснований:

  • при отсутствии аргументированной позиции заявителя;
  • при неисполнении обязательств в связи с наличием форс-мажорных обстоятельств, оговорённых сторонами в заключённом договоре;
  • при предъявлении жалобы не к тому лицу (например, в другой магазин);
  • при неисполнении обязательств по вине самого потребителя.

Кроме этого, текст ответа на претензию всегда должен оформляться в официально-деловом стиле, без употребления некорректных или грубых высказываний.

7 (499) 350-80-69 (Москва) 7 (812) 309-75-13 (СПб)

Это быстро и бесплатно !

Претензия претензии рознь?

Все претензии по своему юридическому значению одинаковы. Различаются они лишь «шапкой» и тем, что вы укажете в описательной части.

Разумеется, имеются сферы правоотношений, в которых претензии особенно распространены, а именно:

  1. Банковские и коллекторские претензии клиентам с требованиями возврата задолженностей в добровольном порядке.
  2. Клиентские претензии банкам и коллекторам по неправомерным начислениям.
  3. Претензии арендаторам.
  4. Претензии арендодателям.
  5. Претензии ОСАГО по невыплате страховых случаев и т.д.

Природа претензий очень разнообразна.

Совет напоследок

Претензии являются очень действенным методом защиты нарушенных прав. Иногда одного факта подачи претензии достаточно, чтобы контрагент выполнил ваши требования. Если ваши требования обоснованы, то выполнить их добровольно обойдется контрагенту дешевле, чем выполнить их по судебному решению.

Поэтому не надо стесняться претензий. Смело пишите их по любому поводу.

Бланк досудебной претензииОбразец досудебной претензии

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector