Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-26 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-74-92 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 550-95-86 (бесплатно)

Проводим конкурс на замещение вакантной должности

Конкурс на замещение вакантной должности: временное исполнение обязанностей

Обычно мероприятия по поиску кандидатов на вакансии проводятся государственными службами или предприятиями.

Найти подходящего человека из множества соискателей, желающих трудоустроиться на конкретном рабочем месте, позволит конкурс на замещение вакантной должности.

Проведение подобных мероприятий актуально при избрании руководителей организаций, крупных и мелких предприятий, и проводятся они как государственными, так и частными фирмами.

Трудовое соглашение может оформляться на конкурсной основе (ст. 16 ТК РФ), благодаря чему становится возможным поиск лучшего кандидата среди граждан, чей профессионализм соответствует квалификационным требованиям.

Проводим конкурс на замещение вакантной должности

Законом четко установлены категории соискателей, которые могут участвовать в конкурсе. Речь идет о научных сотрудниках высших учебных заведений, представителях государственных и муниципальных органов.

Относительно других организаций допускается проведение конкурса исходя из заключенных внутренних нормативных документов и уставов.

Основные критерии отбора граждан для принятия их на работу регламентирует ст. 21 Федерального закона от 27.07.2004 № 79. Исполнение обязанностей по вакантной должности не допускается нерезидентами РФ (ст. 3 ФЗ от 31.05.2002 № 62).

Человек, исполняющий должностные обязанности, должен быть гражданином России, иначе по закону занимать конкретную государственную должность он не сможет.

Статьей 9 ФЗ № 79 отмечено, что служебные вакансии могут подразделяться на главные, ведущие, высшие, младшие и старшие.

Занимать определенную должность могут только лица, достигшие 18-летнего возраста (именно с этого момента гражданин наделяется некоторыми правами и обязанностями, ст. 21 ГК РФ), и только до исполнения 60 лет.

Вместе с этим полномочия работника, обеспечивающего замещение, из категории «советников», назначенных для осуществления содействия конкретному служащему, находящемуся на государственном посту, продлеваются до завершения его деятельности (ст. 25-1 ФЗ № 79).

Соискатель рабочего места может на него допускаться при условии обладания достаточными знаниями государственного языка. Федеральным законом от 01.06.2005 № 53 обозначено, что таковым является русский.

Кандидат обязать им владеть, в том числе с учетом сохранения права использования государственного языка своей республики, входящей в состав РФ.

Избежать проведения конкурса можно (ст. 22 ФЗ № 79):

  • когда необходимо осуществить временный перевод на вакантную должность человека из разряда «помощник» либо «руководитель»;
  • если предполагается замещение вакансии, назначение и освобождение от которой производится по инициативе Президента либо Правительства РФ;
  • когда заключается срочный контракт по государственной деятельности;
  • если производится назначение служащего, включенного в список кадрового резерва после проведения конкурса;
  • когда соискатель назначается на другую должность исходя из медицинских показаний, сокращения, ликвидации либо реорганизации организации (ч. 2 ст. 28, ч. 1–3 ст. 31 ФЗ № 79).

Проводим конкурс на замещение вакантной должности

К потенциальному сотруднику компании предъявляются конкретные квалификационные требования, предусмотренные законом и внутренними положениями, главным условием принятия на работу является наличие высшего образования по соответствующему профилю. Сотрудникам, принадлежащим к младшей и старшей группе, достаточно иметь средний профессиональный уровень определенного направления деятельности.

Государством предусмотрена возможность создания кадрового резерва на федеральном уровне, и формируется он на основании письменных обращений граждан. Подобная процедура предусматривает максимальную открытость, что позволяет произвести временное или постоянное замещение:

  • вакантной должности по гражданской службе, когда отмечается продвижение кандидата по карьерной лестнице;
  • свободной должности в негосударственной структуре;
  • вакансии по государственной службе, где руководитель назначается или увольняется Указом Правительства или Президента (ст. 64 ФЗ № 79).

Допускается не проводить конкурс на должность, требующую соблюдение особой секретности, при работе с документами, составляющими тайну.

Соответствующая вакансия должна быть включена в перечень, утвержденный нормативным правовым актом конкретного федерального органа. Как пример, можно привести приказ Министерства финансов от 31.10.2000 № 94н.

Кроме этого, конкурс не проводится при рассмотрении вакансии, относящейся к категории младшей должности.

Указом Президента от 01.02.2005 № 112 утвержден порядок замещения вакантных должностей по государственной службе. Регламент проведения конкурсов закрепляется ведомственными нормативными правовыми актами.

В частности, в органах ФМС можно выделить несколько этапов проведения этой процедуры. Изначально выполняется информирование граждан о конкурсе посредством официального сайта государственной инстанции либо публичного обращения.

Соискателей оповещают о предстоящем событии, а также порядке подачи документов.

Кроме этого, представляются:

  • основные критерии отбора кандидатов;
  • полное название вакансии;
  • условия приема документов;
  • особенности, касающиеся прохождения государственной службы;
  • правила и адрес проведения мероприятия;
  • конечная дата приема заявок;
  • прочие сведения согласно пункту 6 Указа № 112.

Обычно информация о каждом конкурсе дублируется в средствах массовой информации. В течение ближайших 3 недель после того как конкурс стартует, претендентам необходимо предъявить требуемый пакет документов (п. 7 Указа № 112), включая:

  • оформленное заявление в адрес работодателя;
  • анкетные данные с фотокарточками по форме, утвержденной распоряжением Правительства от 26.05.2005 № 667-р;
  • документы о получении образования (диплом), подтверждающие трудовой стаж (например, трудовую книжку), квалификационную степень;
  • удостоверение личности, его копии либо любые другие справки, его заменяющие;
  • бумаги и выписки, подтверждающие нормальное состояние здоровья кандидата, позволяющее исполнять конкретные обязанности по гражданской службе;
  • прочие документы, указанные в ФЗ № 79, иных законодательных актах.

Гражданам РФ могут отказать в участии в конкурсе, если будет выявлено несоответствие их квалификационных знаний и навыков предъявленным требованиям.

Кроме этого, принимаются во внимание ограничения, предусмотренные по каждому конкретному случаю.

Несвоевременная подача бумаг, представление неполного пакета документов, нарушение правил их составления влечет за собой отказ в их приеме (п. 10, 11 Указа № 112).

Все данные о соискателе подлежат обязательной проверке. При определенных обстоятельствах гражданин может быть лишен права на несение гражданской службы, о чем работодатель обязан известить его письменно.

Первый вправе обжаловать подобного рода вердикты.

Если по окончании конкурса стало понятно, что достойных претендентов, отвечающих обозначенным требованиям, не выявлено, наниматель вправе провести повторный конкурс.

История вопроса

Еще в 1918 г. в системе высших учебных заведений появилось замещение должностей по конкурсу. Затем конкурс получил распространение и в некоторых иных сферах применения труда, но в современный период вопросы конкурса требуют своего дальнейшего развития, что получило свое отражение в нынешнем трудовом законодательстве.

В отличие от ранее действовавшего КЗоТ РФ, в ТК РФ (ст. 18) возможность для проведения избрания по конкурсу на замещение соответствующих должностей определена с более общих позиций. Статья 16 ТК РФ устанавливает: трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании заключаемого ими в соответствии с ТК РФ трудового договора, а в случаях и порядке,

Предлагаем ознакомиться:  Чем грозит неуплата кредита банку?

Замещение должностей и внутреннее совместительство

Довольно часто при посещении государственного ведомства и сидя в очереди перед дверью чиновника можно увидеть на его двери табличку с аббревиатурами “и.о.” или “врио”.

Эти же буквы порой можно видеть при подписании договора в секции “Подписи”. Эти аббревиатуры означают следующее: “и.о.

” – это исполняющий обязанности, а “врио” – это временно исполняющий обязанности.

Как правило, указанные выше обязанности исполняют работники за тех руководителей или других работников, которые временно отсутствуют по разным причинам, например, руководитель в отпуске, временно нетрудоспособен или должность руководителя является временно вакантной.

При этом действующее законодательство не устанавливает понятий “и.о.” или “врио”. Вместе с тем, несмотря на то что руководитель или другой работник отсутствует, в организации необходимо обеспечивать текущий эффективный ход работы – вот тут и приходят на помощь так называемые и.о.

или врио.

Что касается служащих госорганов, назначение и.о.

Проводим конкурс на замещение вакантной должности

или врио может происходить технически просто и при этом необязательно с дополнительной оплатой замещающему работнику (это зависит от специфичности соответствующего законодательства, а также позиции соответствующих ведомств).

А как же быть обычным, коммерческим (негосударственным) организациям? Могут ли они назначать и.о. или врио без назначения дополнительной оплаты замещающему работнику? Каким образом работодатель может/должен оформить возложение обязанностей отсутствующего работника?

На наш взгляд, помимо прочих, основным критерием для ответов на поставленные вопросы является следующий момент: что указано в должностной инструкции замещающего работника?

Классический и довольно часто встречающийся на практике пример, когда в должностной инструкции, например заместителя начальника отдела, содержится примерно следующая формулировка: “В период временного отсутствия руководителя отдела работник исполняет обязанности отсутствующего руководителя”.

По нашему мнению, такая формулировка должностной инструкции имеет полное право на существование, и при этом исполнение работником обязанности по замещению отсутствующего сотрудника не требует какой-либо дополнительной оплаты.

Во-первых, потому, что исполнение обязанностей отсутствующего сотрудника определено трудовым договором с работником и уже входит в трудовую функцию этого работника.

Замещение должностей научно-педагогических работников в вузах

Во исполнение Федерального закона от 22.08.96 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (далее – Закон о высшем образованиии) и в соответствии со ст. 332 ТК РФ приказом Минобразования России от 26.11.02 № 4114 утверждено Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации (далее – Положение от 26.11.02).

Так, конкурсный отбор объявляется ректором (проректором, руководителем филиала) вуза в периодической печати или в других средствах массовой информации не менее чем за два месяца до его проведения. Срок подачи заявления для участия в конкурсном отборе – один месяц со дня опубликования объявления о конкурсе.

Обсуждение и конкурсный отбор претендентов на преподавательские должности проводятся на ученом совете вуза (ученом совете факультета, филиала). Решение по конкурсному отбору принимается членами ученого совета тайным голосованием. Успешно прошедшим конкурсный отбор считается претендент, получивший наибольшее число голосов членов ученого совета, но не менее половины плюс один голос от числа принявших участие в голосовании при кворуме 2/3 списочного состава ученого совета.

До избрания по конкурсу претендента на преподавательскую должность на заседании ученого совета кафедра выносит рекомендации по каждой кандидатуре и доводит до сведения ученого совета вуза (факультета, филиала) на его заседании (до проведения тайного голосования). Кафедра вправе предложить претендентам прочитать пробные лекции или провести другие учебные занятия и по их итогам принять рекомендации.

При конкурсном отборе в вузе трудовой договор завершает все иные юридические акты данного состава согласно ст. 332 ТК РФ, п. 2 ст. 20 Закона о высшем образовании. С лицом, избранным по конкурсу ученым советом вуза (факультета, филиала), руководитель (ректор, декан) от имени вуза (факультета) заключает трудовой договор при условии, что ранее был издан соответствующий акт управления (приказ) по решению совета о конкурсном избрании лица на соответствующую должность.

Приказ о приеме на работу, издаваемый после заключения трудового договора, не является юридическим актом, а выполняет оформительскую функцию

В данном случае имеет место «сложный юридический состав», поскольку в него включены юридические акты, свойственные разным отраслям права и совершаемые в следующей последовательности: 1) конкурс, завершаемый решением соответствующего органа (ученого совета), т. е. акт избрания; 2) приказ руководителя по решению ученого совета (коллегиального органа), т. е.

Конкурс на замещение вакантной должности: основные требования и этапы

Конкурс на замещение вакантной должности позволяет отобрать среди всех кандидатов, претендующих на рабочее место, самого квалифицированного и эффективного.

Как правило, эта процедура проводится в учреждениях государственной службы, однако ее популярность растет и среди организаций, работающих в бизнесе.

Кроме того, конкурс на замещение вакантной должности – распространенная практика при выборе кандидатов на пост руководителя организации. К ней прибегают как в частных компаниях, так и на государственных предприятиях.

Конкурс на замещение вакантной должности проводят в соответствии с положением, которое утверждается либо в виде нормативного правого акта, либо в качестве документа организации. В нем прописываются все основные моменты, регламентирующие порядок проведения этой процедуры.

Предлагаем ознакомиться:  Образец скользящий график работы

Во-первых, определяются те штатные единицы, для заполнения которых проводят конкурс на замещение вакантных должностей. Это служит определенной защитой от субъективного решения.

Кроме того, тут же желательно выделить те рабочие места, на которые конкурс не проводится, чаще всего это штатные единицы, предусмотренные для молодых специалистов или в рамках квоты для инвалидов.

Также конкурс на замещение должности могут не проводить для конкретных категорий трудящихся, в частности, для персонала, который специально за счет средств организации направлялся для обучения и подготовки на новое рабочее место.

Следующим важным моментом, который нужно учесть, организуя конкурс на замещение вакантной должности, является определение лиц, которые не могут принимать участие в отборе.

Такой фильтр позволит еще на этапе подачи заявлений отсеять кандидатов, которые не смогут выполнять обязанности совсем или на необходимом уровне.

Эти условия желательно определять, основываясь на критериях, предусмотренных в нормативных документах: состояние здоровья, уровень образования, опыт работы, допуск к государственной тайне, ограничения на занятие определенной деятельностью.

О начале конкурса необходимо заявлять публично. Это может быть как корпоративная газета или сайт, так и обычные СМИ. Потенциальные кандидаты должны знать список документов к заявлению на участие, время (период) проведения конкурса, состав комиссии, оценивающей претендентов.

Сама непосредственная оценка кандидатов обычно состоит из четырех ступеней. Первая – анализ информации, поданной претендентами с заявлениями (резюме, характеристики, автобиографии, презентации и т.п.).

Вторая – выступление потенциального работника с докладом о том, как он представляет свою будущую возможную трудовую деятельность, какие задачи он планирует решить, что видит в качестве объекта для совершенствования. Третья – вопросы конкурсной комиссии.

И последняя, завершающая – принятие окончательного решения по итогам конкурса (в порядке, оговоренном в положении).

Следует обратить внимание на одно из существенных различий между избранием по конкурсу на замещение соответствующей должности и выборами (избранием) на должность. Конкурс является самовыдвижением. Согласно его объявлению каждый может для замещения конкурсной должности представить необходимые документы для участия в конкурсе.

Конкурс отличается и другими особенностями: открытым гласным характером – объявление о конкурсе адресовано неопределенному кругу лиц и связано с самовыдвижением лица для участия в конкурсе; избрание по конкурсу осуществляется коллегиальными органами (советом, комиссией); в результате избрания по конкурсу – согласно решению, принятому этим органом и, как правило, утвержденному работодателем (в отношении руководителя организации) или руководителем организации в отношении остальных категорий работников – с ними заключается трудовой договор и возникает трудовое отношение;

Таким образом: а) избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности предусмотрено законом, иным нормативным правовым актом или уставом (положением) организации; б) определен перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу;в) установлен порядок конкурсного избрания на эти должности; г) конкурс носит периодический характер, и соответствующие должности, занятые при избрании по конкурсу, по истечении определенного времени (не реже одного раза в 5 лет) выносятся путем указанных объявлений на конкурс, но это не исключает возможность вынесения на конкурс вакантных (никем не занятых) должностей.

В Положение о порядке конкурсного избрания на замещение соответствующих должностей, разрабатываемое, например, в организации в качестве локального нормативного акта в соответствии с уставом (положением) организации, могут быть включены: цель проведения конкурса, условия конкурсного избрания (отбора) наиболее квалифицированных работников и в результате избрания по конкурсу заключение трудового договора между работодателем (организацией) и работником, избранным по конкурсу.

В указанном Положении обязательно определяется перечень соответствующих должностей, на которые объявляется конкурс: например, руководитель организации, руководители структурных подразделений, специалисты того или иного профиля и другие категории работников, а также указываются требования, предъявляемые к претендентам на замещение конкурсной должности (образование, стаж работы по специальности), и уточняется список документов, представляемых претендентами для участия в конкурсе в устанавливаемый срок.

Целесообразно определить, кто не допускается к участию в конкурсе: например, претендент, который не подтвердил свою подготовку и образование документами, свидетельствующими о его специальности и квалификации, или тот, чей стаж работы по специальности не установлен в связи с отсутствием трудовой книжки либо не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым для замещения соответствующей должности, или документы не представлены в установленный срок и т. д.

Необходимо установить четкую процедуру прохождения конкурса. Прежде всего, это образование конкурсной комиссии, определение ее состава, сроков и порядка действия и вынесения решения (вид голосования: тайное или открытое, порядок подсчета голосов), ознакомление с результатом голосования, наличие кворума (не менее 2/3 списочного состава комиссии); избранным на должность признается участник конкурса, за которого проголосовало более половины присутствующих членов комиссии.

В объявлении указываются реквизиты организации (работодателя), дата и время начала и окончания приема заявлений и документов, а также проведения конкурса, требования, предъявляемые к претенденту на конкурсную должность, перечень документов, подаваемых участниками конкурса.

Цели и задачи конкурсного отбора

Одним из оснований заключения трудового договора, установленных ст. 16 ТК РФ, является избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности.

Такой конкурс проводится в отношении определенных категорий работников с целью оценки их профессионального уровня и их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности.

В данной статье рассмотрим порядок проведения конкурса с государственными и муниципальными служащими и особенности заключения с ними трудовых договоров.

Предлагаем ознакомиться:  Какие необходимо предоставить документы для оформления квоты на рвп

Отметим, что в законодательных нормативных актах названы всего три категории таких работников: государственные гражданские служащие, муниципальные служащие и научно-педагогические работники высших учебных заведений.

Что касается других учреждений, они могут предусмотреть процедуру заключения трудовых договоров на конкурсной основе локальными нормативными актами — уставами или положениями.

К сведению. Порядок проведения конкурса для педагогических работников установлен ст. 332 ТК РФ и Положением о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации, утвержденным Приказом Минобразования РФ от 26.11.2002 N 4114.

В ТК РФ (ч. 2 ст. 275) предусмотрено, что заключению трудового договора с руководителями организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (за исключением случаев, установленных в ч. 2 ст. 273 ТК РФ), могут предшествовать соответствующие процедуры, установленные законом, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации, и к указанным процедурам отнесено проведение конкурса, избрание или назначение на должность и другое.

На конкурсной основе осуществляется назначение на должность руководителей унитарных предприятий в соответствии с Положением о проведении конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия, утв. постановлением Правительства РФ от 16.03.00 № 234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральн (далее – Положение от 16.03.00).

В связи с вступлением в силу ТК РФ и во исполнение постановления Правительства РФ от 04.10.02 № 738 Минэкономразвития России приказом от 02.03.05 № 49 утвердило Примерный трудовой договор с руководителем федерального государственного унитарного предприятия.

В соответствии с Положением от 16.03.00 определяется порядок проведения конкурса на замещение данной должности: образование специальной комиссии и ее состав, сроки и порядок ее действия; опубликование информационного сообщения о проведении конкурса (не позднее чем за 30 дней до объявленной в нем даты проведения конкурса) с указанием требований, предъявляемых к претенденту на замещение должности руководителя предприятия, перечня документов, передаваемых претендентами для участия в конкурсе, оформленных надлежащим образом, и др.

Соответственно претенденты для участия в конкурсе представляют в комиссию в установленный срок копии трудовой книжки и документов об образовании государственного образца, иные документы, предусмотренные информационным сообщением, а также предложения по программе деятельности предприятия.

К участию в конкурсе допускаются физические лица, имеющие высшее образование, опыт работы в сфере деятельности предприятия, опыт работы на руководящей должности, как правило, не менее года и отвечающие требованиям, предъявляемым к кандидатуре руководителя организации.

Федеральный орган исполнительной власти заключает с победителем конкурса трудовой договор не позднее месячного срока со дня определения этого победителя, представляя трудовой договор на согласование Минимуществу России, срок которого не должен превышать 10 дней.

Заключение трудового договора на конкурсной основе с руководителями других, например коммерческих, организаций (генеральным директором, директором и др.) может осуществляться, если учредительными документами этой организации установлено проведение конкурса для избрания ее руководителя (ч. 2 ст. 275 ТК РФ) и установлен порядок проведения данного конкурса.

Таким образом, у руководителя коммерческой организации основанием возникновения трудового отношения может быть сложный юридический состав, в который включаются следующие акты: 1) конкурс и определение комиссией лучшего из его участников для замещения должности руководителя организации; 2) заключение трудового договора с лицом, избранным в результате конкурса.

Вместе с тем в сложный юридический состав может быть включен и такой акт, как утверждение работодателем избрания лица по конкурсу на должность руководителя организации.

Итак, несмотря на первоначальные трудности, с которыми придется столкнуться работодателю при разработке приемов и методов конкурсного испытания, конкурсный отбор персонала на замещение вакантной должности имеет свои преимущества перед простым собеседованием. Проведение конкурса способствует:

  • поднятию престижа должности с целью привлечения наиболее квалифицированного работника;
  • привлечению большего количества кандидатов;
  • карьерному росту сотрудников;
  • объективности оценки кандидатов;
  • четкой организации процесса приема.

Основной целью проведения конкурса является отбор кандидатов, наиболее подходящих для замещения вакантных должностей, соответствующих квалификационным требованиям, установленным Единым тарифно-квалификационным справочником, должностными инструкциями и условиями конкурса.

К основным задачам проведения конкурса можно отнести формирование высокопрофессионального кадрового состава и совершенствование работы по подбору и расстановке кадров. Для достижения поставленных задач при установлении конкурсной процедуры разрабатываются:

  1. Процедура оповещения о проведении конкурса.
  2. Порядок создания и определения полномочий конкурсной комиссии.
  3. Механизм и методы проведения конкурсных испытаний.
  4. Критерии оценки конкурсантов по итогам конкурса.
  5. Порядок информирования о результатах конкурса.

Конкурс на замещение вакантных должностей профессорско-преподавательского состава

Заключению трудового договора на замещение должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, а также переводу на такую должность предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности.

Статья 332. Трудового кодекса РФ

На замещение должностей профессорско-преподавательского состава допускаются лица, удовлетворяющие квалификационным требованиям, установленным квалификационным справочником: «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 января 2011 г. № 1н

«О Регламенте проведения конкурсного отбора на должности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Московского педагогического государственного университета». Приказ № 897 от 02.09.2016 г.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector