Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-26 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-74-92 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 550-95-86 (бесплатно)

Изъятие земель для государственных и муниципальных нужд

Основания изъятия могут быть установлены только федеральным законом

Ввиду большой социальной значимости и необходимости защиты прав собственников и прочих правообладателей земельных участков, а также защиты интересов государства и предупреждения коррупционных схем в конце 2014 г. Советом Федерации был одобрен закон № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2]. Президент РФ подписал закон 31.12.2014 г. Закон вступил в силу с 1 апреля 2015 г.

Согласно данному закону, основные изменения вносились в Земельный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, Закон о государственной регистрации прав, Закон об оценочной деятельности, Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, Закон о недрах и в прочие законодательные акты. В целом все изменения касаются порядка изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

В частности в Земельном кодексе [1] был изменен текст статьи 49 «Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд». Также кодекс был дополнен новой главой VII.1 «Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд».

В связи с принятием Закона № 499-ФЗ основания изъятия земельных участков существенно не изменились, внесенная правка носит в основном редакционный характер.

По существу изменение внесено в п. 3 ст. 49 ЗК РФ. Так, если ранее основания для изъя­тия, не предусмотренные этой статьей, могли быть установлены законами субъектов РФ, то теперь Закон № 499-ФЗ позволяет делать это только на основании федерального закона.

В качестве примера можно привести п. 10 ст. 32 ЖК РФ, которым установлено не предусмотренное в ст. 49 ЗК РФ основание для изъятия: признание многоквартирного жилого дома аварийным и невыполнение собственниками помещений требования о его сносе либо реконструкции.

После принятия решения об изъятии земельного участка уполномоченный орган либо подавшая ходатайство организация вне зависимости от согласия правообладателя принимают определенные меры в отношении изымаемой недвижимости, главные из них: кадастровый учет подлежащего изъятию земельного участка, в том числе внесение в Государственный кадастр недвижимости сведений о границах; проведение оценки изымаемых объектов и размера убытков для целей возмещения.

Право уполномоченного органа на осуществление необходимых действий по кадастровому учету в отношении земельного участка от имени правообладателей теперь прямо преду­смотрено в подп. 4 п. 1 ст. 56.7 ЗК РФ, а также в ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Правообладатель вправе обжаловать законность проводимых кадастровых процедур в отношении земельного участка, в то же время надо учитывать, что согласно п. 4 ст. 56.7 ЗК РФ наличие спора о границах земельных участков, об образовании земельных участков не является препятствием для дальнейшей процедуры изъятия.

Порядок изъятия земель

Изъятие земель для государственных и муниципальных нужд

1)  необходимостью выполнения международных договоров РФ;

2)  строительством или реконструкцией следующих объектов федерального, регионального или местного значения:а.  автомобильных дорог всех уровней;б.  объектов транспорта и связи федерального и регионального значения;в.  объектов инфраструктуры ж/д транспорта общего пользования;г.  объектов систем электро-, газоснабжения, систем теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и/или водоотведения всех уровней;д.

линейных объектов федерального и регионального значения, которые обеспечивают деятельность субъектов естественных монополий;е.  объектов энергетических систем федерального и регионального значения;ж.  объектов обороны и безопасности государства, в т.ч. инженерно-технических сооружений, линий связи и коммуникации, возводимых в интересах защиты и охраны Государственной границы;з.  объектов использования атомной энергии;и.  объектов, обеспечивающих космическую деятельность.

В законе предусмотрено, что изъятие земель для этих нужд осуществляется только в случае отсутствия других возможных вариантов строительства или реконструкции этих объектов. В то же время в статье 49 ЗК РФ добавлен пункт, что федеральными законами могут быть установлены и другие основания для изъятия земельных участков.

а.  запрашивает сведения об имеющихся правах в архивах, органах государственной власти, органах местного самоуправления, а также у предполагаемых правообладателей;

Изъятие земель для государственных и муниципальных нужд

б.  обеспечивает опубликование сообщения о планируемом изъятии земли в СМИ, на своем сайте, на досках объявлений (информационных щитах) и в прочих местах согласно установленному порядку для оповещения граждан о принятых решениях органов госвласти соответствующего уровня.

Физические и юридические лица, а также госорганы и учреждения, получившие запросы о принадлежности земельных участков и недвижимого имущества, в срок 5 дней обязаны представить в уполномоченный орган сведения об имеющихся правах, а также копии документов, подтверждающих данные права.

Если права на земельные участки и/или расположенные на них объекты недвижимости не зарегистрированы в ЕГРП, правообладатели земельных участков и объектов недвижимости, подлежащих изъятию, в течение 60 дней с момента опубликования сообщения должны подать в уполномоченный орган заявления об учете их прав (обременений прав) с приложением копий документов, подтверждающих эти права (обременения прав).

Для проведения данного этапа – выявления лиц, которым принадлежат изымаемые земельные участки – предусмотрен срок не менее 60 дней с момента опубликования сообщения о планируемом изъятии земли. Решение об изъятии земель не может быть принято до окончания этого срока.

В случае если правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган соответствующего уровня обращается в суд с заявлением о признании права собственности на такую недвижимость за Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В будущем, после изъятия земельных участков и недвижимости, если правообладатели будут выявлены и смогут доказать свое право на имущество, они смогут требовать возмещения за изъятое имущество у лиц, которым оно было предоставлено, либо при отсутствии указанных лиц возмещение должно быть выплачено за счет бюджетных средств соответствующего уровня.

IV.  Принятие уполномоченным органом решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

а.  размещает его на своем официальном сайте;

б.  обеспечивают его опубликование в порядке, установленном для опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов;

в.  направляет копию решения правообладателям недвижимости. Копия решения направляется заказным письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав, в ЕГРП или в государственном кадастре недвижимости. Правообладатель может также указать для направления ему официальных документов адрес электронной почты.

Предлагаем ознакомиться:  Как заключить договор на вывоз и утилизацию мусора, бытовых отходов, люминесцентных ламп и автомобиля, образец

г.  направляет копию решения об изъятии в орган госрегистрации прав на недвижимое имущество;

д.  копия решения об изъятии, сведения о лицах, подавших заявления об учете их прав, и способах связи с ними, о лицах, являющихся правообладателями земельных участков и/или расположенных на них объектов недвижимости, а также копии документов, подтверждающих права указанных лиц, направляет организации, подавшей ходатайство об изъятии.

Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения или со дня возврата отправителю заказного письма. В случае отправки правообладателю копии решения об изъятии на адрес электронной почты он считается уведомленным в день отправления письма. В случае отсутствия сведений о почтовом адресе правообладатель считается уведомленным со дня опубликования решения об изъятии.

После уведомления правообладателя изымаемой недвижимости он вправе направить в орган, принявший решение об изъятии, сведения о почтовом адресе для направления ему проекта соглашения об изъятии земельного участка и/или расположенного на нем объекта недвижимого имущества.

Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня принятия и может быть обжаловано в судебном порядке.

V.  Подготовка и заключение соглашения об изъятии земельных участков.

а.  обеспечивает проведение кадастровых работ по образованию или уточнению границ земельных участков, подлежащих изъятию;

б.  подает заявление о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, предоставляемых взамен изъятым, или земельных участков, границы которых подлежат уточнению;

в.  заказывает проведение оценочных работ для установления рыночной стоимости изымаемых земельных участков и объектов недвижимости, заказывает оценку размера убытков, причиняемых правообладателям при изъятии, а также оценку недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого;

г.  осуществляет переговоры с правообладателями;

д.  осуществляет подготовку соглашения об изъятии;

е.  направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.

Правообладатели изымаемой недвижимости обязаны обеспечить доступ к земельным участкам и/или расположенным на них объектам недвижимого имущества для проведения кадастровых работ и определения рыночной стоимости.

1) наименования лиц, являющихся сторонами соглашения;

2) кадастровые номера земельных участков и/или расположенных на них объектов недвижимости, которые подлежат изъятию;

3) цель изъятия;

4) реквизиты решения об изъятии;

5) права на земельные участки и/или расположенные на них объекты недвижимого имущества, которые прекращаются и/или возникают на основании соглашения об изъятии;

Изъятие земель для государственных и муниципальных нужд

6) срок передачи земельных участков и/или расположенных на них объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию. При этом срок указанной передачи не может превышать шесть месяцев со дня прекращения прав прежнего правообладателя;

7) размер и порядок выплаты возмещения;

8) указание на сооружения (в том числе объекты незавершенного строительства), изъятие которых не осуществляется;

9) указание на сервитуты, которые установлены и подлежат сохранению.

Соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и/или расположенного на нем объекта недвижимого имущества в письменной форме. Другими сторонами соглашения выступают орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организация, подавшая такое ходатайство.

При наличии согласия лиц, у которых изымаются земельные участки и/или расположенные на них объекты, в соглашении об изъятии может быть предусмотрено предоставление им земельных участков и/или иных объектов недвижимого имущества взамен изымаемых. Также соглашением об изъятии может быть предусмотрена обязанность организации, подавшей ходатайство об изъятии, передать в собственность лицу, чьи земельные участки и/или расположенные на них объекты недвижимого имущества изымаются, иные объекты недвижимого имущества взамен изымаемых.

30 Зонирование земель населенных пунктов.

Зонирование –
деление территории на зоны при
градостроительном планировании развития
территорий с определением видов
градостроительного использования
установленных зон и ограничений на их
использование. Зонирование направлено
на создание благоприятной среды обитания,
защиты от воздействия техногенных и
природных факторов, предотвращение
чрезмерной концентрации населения и
производства, загрязнения окружающей
среды и др.

жилым;

общественно-деловым;

производственным;

инженерных и
транспортных инфраструктур;

рекреационным;

сельскохозяйственного
использования;

специального
назначения;

военных объектов;

иным территориальным
зонам.

Правилами
землепользования и застройки
устанавливается градостроительный
регламент каждой территориальной зоны
индивидуально, с учетом особенностей
ее расположения и развития, а также
возможности территориального сочетания
различных видов использования земельных
участков (жилого, общественно-делового,
производственного, рекреационного и
иных видов использования земельных
участков).

1) Земельные
участки в составе жилых зон
предназначены для застройки жилыми
зданиями, а также объектами культурно-бытового
и иного назначения.

2) Земельные
участки в составе общественно-деловых
зон предназначены
для застройки административными
зданиями, объектами образовательного,
культурно-бытового, социального
назначения и иными предназначенными
для общественного использования
объектами согласно градостроительным
регламентам.

3) Земельные
участки в составе производственных зон
предназначены для застройки промышленными
и иными предназначенными для этих целей
производственными объектами согласно
градостроительным регламентам.

4) Земельные
участки в составе зон инженерной и
транспортной инфраструктур
предназначены для застройки объектами
железнодорожного, автомобильного,
речного транспорта, а также объектами
иного назначения согласно градостроительным
регламентам.

5) Земельные
участки в составе рекреационных зон,
в том числе земельные участки, занятые
городскими лесами, скверами, парками,
городскими садами, прудами, озерами,
водохранилищами, используются для
отдыха граждан и туризма.

В пределах границ
населенных пунктов могут выделяться
зоны особо охраняемых территорий, в
которые включаются земельные участки,
имеющие особое природоохранное, научное,
эстетическое и иное особо ценное
значение.

Участки, на которых
находятся объекты, не являющиеся
памятниками истории и культуры, но
расположенные в границах зон охраны
памятников истории и культуры, используются
с учетом требований охраны памятников
истории и культуры.

Участки в составе
зон сельскохозяйственного использования
в населенных пунктах –
земельные участки, занятые пашнями,
многолетними насаждениями, а также
зданиями, строениями, сооружениями
сельскохозяйственного назначения.

Участки общего
пользования,
занятые площадями, улицами, проездами,
автомобильными дорогами, набережными,
скверами, бульварами, водными объектами,
пляжами и другими объектами, могут
включаться в состав различных
территориальных зон и не подлежат
приватизации.

Пригородные
зоны. В
состав таких зон могут включаться земли,
находящиеся за пределами черты городских
поселений, составляющие с городом единую
социальную, природную и хозяйственную
территорию и не входящие в состав земель
иных поселений. В пригородных зонах
выделяются территории сельскохозяйственного
производства, зоны отдыха населения,
резервные земли для развития города.

Кроме
того, размещение каждой зоны производится
с учетом специфических требований,
которые включают соответствующие нормы:
санитарные, градостроительные,
экологические, технические и т. д.

Территориальные
планы использования земельных угодий
населенных пунктов и территориальные
зоны подлежат обязательному использованию
при проведении проектных работ,
земельно-оценочного районирования,
разработке кадастровых документов, а
также осуществлении контроля за целевым
использованием городских земель с
учетом градостроительных норм и правил.

Уполномоченные органы и организации

1)  для размещения объектов федерального значения – уполномоченные федеральные органы исполнительной власти;

Предлагаем ознакомиться:  Незаконный оборот специальных технических средств предназначенных для негласного получения информации

2)  для размещения объектов регионального значения – исполнительные органы власти субъектов РФ;

3)  для размещения объектов местного значения – органы местного самоуправления.

1)  субъектов естественных монополий (для размещения объектов федерального и регионального значения);

2)  организаций, уполномоченных федеральными законами, законами субъектов РФ, договорами или соглашениями с органами госвласти, лицензиями;

3)  недропользователей;

4)  государственных унитарных предприятий (при изъятии земли для строительства или реконструкции объектов федерального или регионального значения в случае, если работы планируется вести полностью или частично за счет бюджетных средств);

5)  государственных учреждений (при изъятии земель с целью размещения объектов федерального или регионального значения, которые предусмотрены адресной инвестиционной программой).

Правительство РФ должно установить исчерпывающий перечень таких организаций.

Решение об изъятии и основания его оспаривания

  • Строительство сооружений стратегического использования.
  • Постройка энерго- и коммуникационных узлов.
  • Конструирование объектов атомной промышленности.
  • Воздвижение инженерных сооружений и узлов связи.
  • Реконструкция военных объектов.
  • Строительство транспортных узлов. Например, железнодорожных вокзалов, станций и аэропортов.
  • Воздвижение космодромов.
  • Модернизация и оснащение линейных структур естественных монополий.
  • Строительство коммуникационных систем электро-, газо- и термоснабжения.
  • Прокладка автомагистралей для государственных нужд.

Существуют и другие основания для изъятия недвижимости. Они регламентированы отдельными нормативными актами и договорами между сторонами.

Изъятие земельных участков для государственных нужд происходит на компенсационной основе путем установки их выкупной стоимости, которая будет передана новым фактическим собственникам. Процедура отчуждения частных земель предусматривает обязательное уведомление собственников.

Законодательством также установлено понятие реквизиции, как лишение преимущественного владения участком в пользу государства или общества, которое устанавливается на ограниченный период или на постоянной основе. Такое действие допускается при чрезвычайных и экстренных ситуациях, катастрофах и иных обстоятельствах, при которых отчуждение территории требуется для исполнения срочных государственных задач.

Постановление об отчуждении земельного участка в пользу государства составляется после утверждения акта о выборе конкретной территории под необходимые нужды. В течение двух месяцев после принятия этого документа компетентная комиссия согласовывает и направляет постановление фактическому владельцу участка. В период 5 суток после утверждения решения, информация о смене собственника направляется в Росреестр по месту расположения рассматриваемого надела.

Постановление об изъятии земельного участка выглядит как официальное распоряжение, утвержденное печатью государственного органа и подписью его руководителя. Оно должно содержать следующую информацию:

  1. Данные о рассматриваемом объекте. Его месторасположение, размер и кадастровый номер.
  2. Основания для изъятия.
  3. Период, на который изымается участок. Изъятие также может производиться на постоянной основе.
  4. Информация о собственнике, у которого изымается недвижимость.
  5. Поручительские обязательства конкретного государственного органа о необходимости извещения собственника земли об ее отчуждении, а также об обязательной регистрации перехода вещного права на имущество.
  6. Информация о компенсациях бывшему собственнику недвижимости.

Согласно гражданскому и земельному законодательству определено трехкратное информирование собственника недвижимости, подлежащей изъятию:

  • До согласования об изъятии. Возможно информирование через СМИ.
  • После принятия соответствующего решения. До последней редакции ЗК РФ срок оповещения собственника составлял не менее одного года до момента отчуждения. В настоящий момент это положение было отменено и точные сроки предварительного оповещения не установлены.
  • После государственной регистрации перехода вещного права на имущество.

На сегодняшний день трехкратное оповещение собственника земли носит необязательный характер.

Порядок изъятия земельного участка для муниципальных нужд:

  1. Рассмотрение вопроса о необходимости отчуждения частной собственности в государственное ведение.
  2. Составление соответствующего постановления компетентной комиссией, назначаемой органами федерального или местного значения.
  3. Уведомление собственника об изъятии конкретного участка полностью или его части.
  4. Составление соглашения с включением пункта о компенсации.
  5. Отчуждение собственности и регистрация перехода вещного права в Росреестре.

После того как земельный участок будет изъят, на индивидуальный лицевой счет бывшего собственника поступит денежная компенсация, определенная соглашением между сторонами правоотношения. Отчужденный надел переходит в собственность заинтересованного государственного или муниципального органа, который регистрирует переход вещного права в Росреестре.

В судебной практике известны случаи, когда отчужденная собственность была возвращена ее законному владельцу по причине несоблюдения законных прав. Это возможно после подачи соответствующего искового заявления. Например, о признании недействительным факта передачи земельного участка в государственную или муниципальную собственность.

Заключение

Отчуждение частной собственности в пользу государства происходит для строительства важных объектов инфраструктуры, а также для их реконструкции и ремонта. Данная процедура включает следующие этапы:

  1. Поиск федеральным или муниципальным органом подходящей земли.
  2. Принятие решения и составление соответствующего постановления.
  3. Уведомление собственника и оформление обоюдного соглашения.
  4. Выплата компенсации за землю.
  5. Регистрация перехода вещного права в Росреестре.

Список законов

Остались вопросы? Задайте их практикующим юристам по земельным вопросам прямо сейчас:

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос – это быстро и бесплатно!

Решение об изъятии земельного участка принимается по инициативе органа, уполномоченного на принятие такого решения, а также по ходатайству: ГУП; государственных учреждений, если изъятие осуществляется для размещения объекта, предусмотренного адресной инвестиционной программой; организаций (субъектов естественных монополий, организаций, уполномоченных органами власти на осуществ­ление деятельности, для нужд которой изымается недвижимость, недропользователей) об изъятии земельных участков, если для этого предполагается привлекать средства этих организаций.

Земельный кодекс РФ в новой редакции содержит подробные требования к такому ходатайству и порядок его рассмотрения (ст. 56.4 ЗК РФ).

Несоблюдение инициативы изъятия может быть использовано в суде при защите прав собственника изымаемого земельного участка.

Решение об изъятии земельного участка принимается уполномоченным органом соответствующего уровня влас­ти в соответствии со ст. 56.2 ЗК РФ. Требование к оформлению решения об изъятии установлены в п. 4, 5 ст. 56.6 ЗК РФ.

Важно отметить, что из ст. 279 ГК РФ исключена формулировка о том, что нужно регистрировать именно само решение об изъятии. То есть законодатель подтвердил, что государственной регистрации подлежит не акт органа местного самоуправления, а ограничение (обременение) прав собственника соответствующего объекта недвижимости, возникающее на основании решения об его изъятии (Определение ВАС РФ от 01.07.2011 № ВАС-8192/11 по делу № А41-8980/10).

Ранее в Земельном и Гражданском кодексах была предусмотрена только обязанность уведомить правообладателя. На практике часто возникал вопрос, с какого момента правообладатель считается уведомленным.

В новой редакции ЗК РФ данный вопрос получил решение. Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю заказного письма в соответствии с Федеральным законом от 17.07.99 № 176-ФЗ «О почтовой связи».

Предлагаем ознакомиться:  Налоговая ставка на землю сельхозназначения

В случае отсутствия сведений о почтовом адресе правообладателя изымаемой недвижимости он считается уведомленным в день отправления ему электронного письма. В случае отсутствия сведений о почтовом адресе и об адресе электронной почты правообладатель считается уведомленным со дня опубликования решения (п. 11 ст. 56.6 ЗК РФ).

Условия изъятия земельных участков

Переход прав на изымаемый объект происходит только пос­ле получения правообладателем предварительного возмещения в денежной форме.

Федеральный закон от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» дополнен ст. 25.7 о порядке регистрации прав на объект недвижимости на основании изъятия для государственных и муниципальных нужд. Согласно ей:

  • для регистрации перехода прав достаточно заявления уполномоченного органа, то есть правообладатель недвижимости для этого не нужен;
  • до регистрации перехода прав регистрирующему органу должны быть представлены доказательства предоставления возмещения за изъятый объект, чем обеспечивается принцип предварительности возмещения;
  • зарегистрированные обременения снимаются автоматичес­ки, то есть без специальных заявлений;
  • в отличие от общего порядка регистрации нет необходимос­ти предварительно регистрировать объект на имя правообладателя перед регистрацией возникновения прав нового собственника на изымаемый объект.

Как указанный выше новый, достаточно регламентированный порядок изъятия земельных участков будет применяться на практике, покажут время и судебная практика, которая наверняка вызовет новые вопросы по порядку правоприменения новой процедуры.

1)  строительство или реконструкция объектов федерального, регионального или местного значения предусмотрены документами территориального планирования и проектами планировки территории, но не позднее 3 лет с даты утверждения таких документов;

2)  земельные участки изымаются для создания или расширения ООПТ (особо охраняемой природной территории);

3)  земельные участки изымаются для выполнения международного договора;

4)  земельные участки изымаются для выполнения работ, связанных с пользованием недрами;

5)  земельные участки изымаются после признания многоквартирного дома аварийным.

При этом единственной категорией земель, которая не может быть изъята для госнужд, являются земли ООПТ, предоставленные федеральным госбюджетным учреждениям, осуществляющим управление такими природными территориями. И то с оговоркой «за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами».

Компенсация (возмещение убытков) при изъятии земли

Особенности расчета размера компенсации (возмещения убытков) при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд определены в ст. 56.8 Земельного кодекса РФ.

Размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. Оценку размера возмещения проводят профессиональные оценщики или оценочные компании, с которыми органы госвласти заключили соответствующий договор.

а.  в случае прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным юридическому лицу, рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость права аренды земельного участка на установленный законом предельный (максимальный) срок, а в случае отсутствия установленного законом предельного срока – на сорок девять лет;

б.  в случае прекращения правапостоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения земельным участком, предоставленным гражданину или организации имеющей право на бесплатное предоставление в собственность изымаемого земельного участка, рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость земельного участка;

в.  в случае досрочного прекращения договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость права аренды земельного участка до истечения срока действия указанных договоров.

2)  рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, размещенных на изымаемом земельном участке и принадлежащих лицу на праве собственности, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества;

3)  убытки, причиненные изъятием земельных участков (в т. ч. убытки в связи с невозможностью выполнения обязательств перед третьими лицами, которые подтверждены заключенными договорами). В этом случае правообладатели изымаемой недвижимости обязаны представить лицу, выполняющему работы по оценке, документы, подтверждающие возникновение убытков.

4)  упущенная выгода (подлежит оценке на общих основаниях).

1) объекты недвижимости и неотделимые улучшения данных объектов, произведенные вопреки виду разрешенного использования земли, а также вопреки условиям договора аренды земельного участка;

2) неотделимые улучшения земельного участка и/или расположенных на нем объектов, произведенные после уведомления правообладателя о принятом решении об изъятии земельного участка;

3) объекты недвижимого имущества, строительство которых осуществлено после уведомления правообладателя о принятом решении об изъятии земельного участка (за исключением случаев, если это строительство осуществлялось на основании ранее выданного разрешения на строительство);

4) объекты недвижимого имущества, для строительства которых не требуется выдача разрешения на строительство и строительство которых начато после уведомления правообладателя;

5) сделки, заключенные правообладателем изымаемой недвижимости после его уведомления о принятом решении об изъятии.

Если изъятию подлежит только часть земельного участка или за лицом, у которого он изымается, сохраняются какие-либо другие права на него, то размер возмещения уменьшается на сумму рыночной стоимости неизымаемой части участка или рыночной стоимости сохраняющихся прав.

Оценка рыночной стоимости всех видов прав на изымаемые земельные участи определяется исходя из вида разрешенного использования, установленного на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии. Это связано с тем, что при планируемом изъятии земельного участка его реальная стоимость на рынке резко уменьшается, что было бы несправедливо по отношению к правообладателям.

Размер возмещения определяется не позднее чем за шестьдесят дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости.

Ограничения для зарезервированных земель.

1)  на зарезервированном земельном участке нельзя строить производственные, жилые и иные здания, даже если они соответствуют целевому назначению использования участка;

2)  на таких земельных участках запрещено проводить осушительные, оросительные, культуртехнические и прочие мелиоративные работы, строить пруды или другие обводненные объекты.

2) договоры аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключаются на срок, продолжительность которого не может превышать срок резервирования таких земель;

3) срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка не может превышать срок резервирования таких земель.

Для прочих целей зарезервированные земельные участки до момента их изъятия использовать можно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector