Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-26 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-74-92 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 550-95-86 (бесплатно)

Кто имеет право на законодательную инициативу

Общие сведения

Законодательной инициативой обладают правительство и члены парламента. Но в зависимости от норм, принятых в отдельно взятой стране, эта возможность может иметь ограничения. Законодательная инициатива может входить в круг полномочий президента. В некоторых странах ею наделяются самостоятельные объединения граждан.

Вне зависимости от того, кто имеет возможность представлять предложения по изменениям, отмене или принятию нормативных актов, действующая правовая система предъявляет ряд требований к составу группы и непосредственно самой процедуре, в рамках которой обсуждается проект закона. Лица, которые не наделяются такой возможностью прямо, могут предоставлять предложения опосредованно, через тех, кто ее имеет официально.

Кому принадлежит право законодательной инициативы и зачем оно необходимо

Этот процесс – определенная процедура, которая разбивается на несколько этапов, последовательно следующих друг за другом в обязательном порядке. инициатива – это начальный этап в процессе законотворчества, так называемое право подачи законопроекта в орган, которым обладают определенные субъекты, представляющие государственную власть. Суть данного права – в возможности подачи законопроекта в парламент, где он будет в дальнейшем рассмотрен.

Россия

В нашей стране законодательная инициатива принадлежит:

  1. Представительным региональным органам власти.
  2. Совету Федерации.
  3. Президенту.
  4. Депутатам Госдумы.
  5. Членам Правительства.

Конституционный и Верховный Суды России также выступают как субъекты законодательной инициативы в пределах вопросов их ведения. В настоящее время идет дискуссия о предоставлении такой возможности некоторым гражданским объединениям. Эти группы могли бы представлять предложения в общественную палату. Соответствующий проект закона был создан Робертом Шлегелем. Возможность представлять предложения сейчас имеют граждане Томской, Ярославской областей и Алтайского края.

Право законодательной инициативы и формы его реализации

Поступивший законопроект Председатель Государственной Думы направляет в соответствующий комитет по предметам его ведения для определения его соответствия требованиям ст.

104 Конституции РФ. В течение 14 дней комитет обязан рассмотреть законопроект и направить его в Совет Государственной Думы. В Совете Государственной Думы подлежат выяснению следующие обстоятельства: соблюдены ли все требования, которые законодательство предъявляет к законопроекту.

А.М. Мицкевич предлагает разграничение понятий: «создание нормативного акта» и «законодательная деятельность».

Процесс создания акта подразделяется на подготовку проекта, рассмотрение и принятие его правотворческим органом, опубликование нормативного акта. Законодательная деятельность является более узким понятием. Она состоит из законодательной инициативы, обсуждения законопроекта, утверждения или принятия закона, опубликования закона[47].

Право инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения*(23).

Право вносить предложения кандидатур Президенту РФ предоставлено членам Совета Федерации, депутатам ГД, а также органам субъектов РФ, высшим судебным органам и федеральным юридическим ведомствам, всероссийским юридическим сообществам, юридическим научным и учебным заведениям.

Конституция, опираясь на имеющуюся практику, четко определила круг субъектов, которые наделяются законодательной инициативой.

Лишь они могут официально вносить законопроекты на рассмотрение органа. Государственные и общественные органы, не обладающие правом инициативы, а также отдельные граждане имеют возможность вносить свои инициативные законопроекты только через субъектов, наделенных этим правом.

Кто имеет право законодательной инициативы? Этим правом в стране наделены конкретные институты власти. Смысл этого права заключается в том, что создается возможность подачи законопроектов на обсуждение, то есть начала процесса нормотворчества.

Данная процедура может состоять из нескольких логических стадий, которые следуют одна за другой. В ходе процесса проект проходит неоднократное рассмотрение различными учреждениями законодательной власти. В результате этого принимается решение относительно того, принят закон или отклонен.

Основной закон страны позволяет применять право правотворческой инициативы следующих представителям власти:

  • Главе страны;
  • Совету федерации;
  • Государственной Думе;
  • членам Правительства;
  • Конституционному Верховному и Высшему Арбитражному Суду.

Основной закон РФ включает две группы лиц права правотворческой инициативы. В состав первой входят лица, у которых право правотворческой инициативы не имеет связи с компетенционными границами. Вторая группа состоит из лиц, которые применяют право правотворческой инициативы только относительно вопросов их управления. Возможно, вам также будет полезно ознакомиться с экономическими правами человека по Конституции РФ.

Чтобы проект закона был внедрен в Парламент в порядке правотворческой инициативы, необходимо:

  • предъявить текст законопроекта;
  • дать обоснованность надобности его принятии, которая включает развернутую характеристику проекта закона, его цели и суть;
  • предоставить справки, характеризующие состояние законодательства в определенной отрасли правового регламентирования;
  • список законов и прочих законодательных актов, отмены, изменения, которые потребляются в случае принятия данного закона;
  • предоставить предложения о создании нормопроектов, которые стоит принять для исполнения данного закона;
  • дать финансово-экономическое подтверждение в случае внесения законопроекта, исполнение которого предполагает вспомогательные денежные и прочие затраты.
Предлагаем ознакомиться:  Право на государственную поддержку законы о многодетных семьях и их основные положения

В ходе формирования законопроектов можно выделить как положительные, так и отрицательные проявления в нормотворческом процессе. С уверенностью можно обозначить, что выполнение субъектами РФ личного нормотворчества – это яркое выражение тенденции рассредоточения правовой системы РФ.

Право законодательной инициативы реализуется при представлении:

  1. Пояснительной записки. В ней должен указываться предмет регулирования и излагаться концепция предложения.
  2. Текста проекта закона. На титульном листе указывается его автор.
  3. Списка федеральных нормативных актов, которые должны быть признаны утратившими действие, подлежащих изменению или принятию вследствие утверждения предложения.
  4. Финансово-экономического обоснования, если реализация предлагаемого акта требует материальных затрат.

Законодательный процесс

Он представляет собой комплекс действий, сменяющих друг друга в установленной последовательности. В соответствии с установленными правилами осуществляется представительная деятельность ФС. Законодательный процесс включает в себя пять основных стадий. На первом этапе представляется предложение от лиц, наделенных соответствующей возможностью. Дальнейшие стадии предусматривают:

  1. Предварительное рассмотрение.
  2. Обсуждение и принятие Госдумой.
  3. Рассмотрение и одобрение СФ.
  4. Подписание и обнародование Президентом.

Кроме этих основных процедура может включать в себя и факультативные (дополнительные) этапы:

  1. Преодоление разногласий, которые возникли между Госдумой и СФ вследствие отклонения последним принятых актов.
  2. Повторное рассмотрение законов, которые отклонены Президентом.

Вся процедура проводится в соответствии с конституционными положениями (ст. 104-108), а также Регламентами Палат СФ.

Законодательная инициатива в РФ представляет собой стадию нормотворческой процедуры. Она состоит в предоставлении предложения по отмене, принятию либо изменению правового акта.

Круг лиц, наделенных такой возможностью, определяется национальными нормами. Предоставление предложения в уполномоченную структуру налагает обязательство рассмотреть его согласно установленной процедуре.

Рассмотрим далее подробно, что собой представляет законодательная инициатива.

Общие сведения

Законодательной инициативой обладают правительство и члены парламента. Но в зависимости от норм, принятых в отдельно взятой стране, эта возможность может иметь ограничения. Законодательная инициатива может входить в круг полномочий президента. В некоторых странах ею наделяются самостоятельные объединения граждан.

Вне зависимости от того, кто имеет возможность представлять предложения по изменениям, отмене или принятию нормативных актов, действующая правовая система предъявляет ряд требований к составу группы и непосредственно самой процедуре, в рамках которой обсуждается проект закона.

Лица, которые не наделяются такой возможностью прямо, могут предоставлять предложения опосредованно, через тех, кто ее имеет официально.

Россия

Конституционный и Верховный Суды России также выступают как субъекты законодательной инициативы в пределах вопросов их ведения. В настоящее время идет дискуссия о предоставлении такой возможности некоторым гражданским объединениям.

Эти группы могли бы представлять предложения в общественную палату. Соответствующий проект закона был создан Робертом Шлегелем. Возможность представлять предложения сейчас имеют граждане Томской, Ярославской областей и Алтайского края.

Кто имеет право на законодательную инициативу

Заместители Председателя и другие судьи Верховного Суда РФ назначаются в том же порядке, но к нему добавляется представление Председателя Верховного Суда РФ.

Прокурор субъекта Российской Федерации назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектом Российской Федерации Согласно Конституции РФ (ч.

2 статьи 118) И так как все эти отрасли и законодательство и избирательное право очень тесно взаимосвязаны, то и изучать данные отрасли права необходимо параллельно.

возможность избранника народа обратиться к аккредитованным органам для защиты своих нарушенных прав; возможность представителя власти требовать от парламента внедрения законопроекта на рассмотрение; возможность избранника народа внедрять в законодательную власть проект.

Предлагаем ознакомиться:  Как проходит процедура развода через суд

Кто имеет право на законодательную инициативу

Но это не всегда реально, ведь нужна определенная организация, чтобы кто-то ходил и собирал подписи.

В одиночку это сделать невозможно.

Подробно стоит поговорить об этом. Законодательная инициатива представляет собой действия по изменению принятых нормативных актов. Это позволяет реализовывать главную функцию парламента — правотворческую.

Кроме того, каждый проект подлежит тщательной проверке, поэтому еще на стадии принятия отсекается определенная часть.

перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона; г) финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат); д) заключение Правительства РФ (в случаях, определенных ч. 3 ст. 104 Конституции РФ).

Законопредложение же означает идею, концепцию будущего закона, которая может быть воплощена в законопроект уже в самой Думе, если она согласится с законопредложением.

Это, впрочем, не мешает ей отклонить подготовленный по ее поручению законопроект, если она найдет его неудовлетворительным.

Можно попутно отметить, что в некоторых зарубежных странах (например, во Франции) законопроекты вносятся только правительством, а документы, вносимые депутатами, независимо от их внешнего оформления, именуются законопредложениями.

Одним из необходимых условий развития демократического гражданского общества является всестороннее развитие гражданской законодательной инициативы населения.

Гражданская законодательная инициатива — это форма непосредственного осуществления населением государственной власти посредством внесения предложения либо проекта нового закона, проекта закона об отмене или изменении ранее принятых законов с целью последующего принятия такого нормативного акта органом соответствующего уровня.

Кроме того, право законодательной инициативы предоставлено также и самым главным судам страны — Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду . Но тут данное право имеет ограничения, поскольку использовать его названные судебные органы могут только по вопросам своей компетенции.

Интересно, что в сравнении с Конституцией России 1978 г.

перечень субъектов законодательной инициативы сократился.

Законодательная инициатива Государственной Думы

Предложение считается принятым с даты его регистрации Управлением документационного обеспечения. Совет Госдумы направляет его в соответствующий комитет. Он назначается ответственным по нормативному акту. Вместе с этим внесение законодательной инициативы осуществляется в другие комитеты, депутатские объединения, комиссии, Главе страны, Правительству, в Совет Федерации.

Подготовка

Для работы над представленным текстом комитет может сформировать соответствующую группу. В ее состав входят депутаты, представители субъекта, наделенного возможностью выдвигать законы на обсуждение. В рабочей группе также присутствуют эксперты, должностные лица от госорганов власти, специалисты. Обсуждение в комитетах проводится открыто.

Оно может освещаться СМИ. По поручению Совета либо ответственного комитета Управление Аппарата Госдумы проводит юридическую экспертизу законодательного акта. Подготовленный текст отправляется в Совет для предоставления на рассмотрение палатой. Право законодательной инициативы предполагает возможность изменить содержание акта или отозвать его на основании заявления.

Законодательная инициатива на федеральном уровне

Статья 104 Конституции РФ «1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации.

Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения».

Кто имеет право на законодательную инициативу

Право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), представительным органам местного самоуправления.

Рассмотрение на заседании СФ

Оно проводится в трех чтениях. В первом обсуждается концепция законопроекта, оценивается соответствие его основных положений Конституции страны. Кроме этого, определяется практическая значимость и актуальность документа. Обсуждение начинается с доклада лица, которому предоставлена законодательная инициатива.

Оно начинается с оглашения заключения, составленного ответственным комитетом СФ. Решение отклонить или одобрить закон без обсуждения либо рассмотреть его на заседании. По итогам обсуждения Совет Федераций принимает или отклоняет документ. Закон, который не подлежит обязательному рассмотрению, считается одобренным, если не был рассмотрен в двухнедельный срок.

Результаты обсуждения

Госдума по итогам рассмотрения в первом чтении может:

  1. Принять текст.
  2. Отклонить проект.
  3. Принять акт в первом чтении и продолжить его рассмотрение с учетом замечаний и предложений в виде поправок.
Предлагаем ознакомиться:  Возврат денег на через термигал покупателлю

В последнем случае устанавливается срок, в течение которого должны быть поданы поправки. Предложения и замечания по документу, принятому в первом чтении, лицами, которыми реализуется законодательная инициатива, вносятся в ответственный комитет. Этот институт, в свою очередь, исследует и обобщает поправки.

Ответственный комитет формирует отдельные таблицы замечаний и предложений, рекомендуемых к принятию и отклонению, а также тех, по которым решения принято не было. Текст с учетом одобренных поправок и таблицы отправляются в Совет Госдумы для включения в календарь по рассмотрению во втором чтении. Проект вместе с предложениями и замечаниями рассылается также Президенту, Совету Федерации, Правительству, автору, депутатам за 15 дней до начала обсуждения.

Второе чтение

Перед началом рассмотрения выступает член ответственного комитета. Он сообщает о результатах обсуждения, поступивших поправках и итогах их изучения. После этого председательствующий выясняет, есть ли возражения против замечаний и предложений, рекомендуемых для внесения ответственным комитетом. При их отсутствии уполномоченное лицо ставит на голосование вопрос о принятии поправок.

Если возражения есть, то председательствующий ставит на голосование предложения и замечания, которые одобрены всеми, а затем отдельно каждую поправку, вызвавшую несогласие. Далее рассматриваются дополнения, рекомендуемые к отклонению. Принятие решения по ним осуществляется также, как и для одобренных поправок.

После этого обсуждаются оставшиеся дополнения. Поправки, по которым ответственный комитет не принял решения, ставятся на голосование отдельно. Далее вносится предложение обо всем законопроекте в целом. Принятый во втором чтении акт отправляется в ответственный комитет. При участии Правового Управления устраняются вероятные внутренние противоречия, устанавливается правильная взаимосвязь статей.

В ходе него проводится голосование для принятия текста в качестве закона. В третьем чтении запрещены поправки и возвращение к обсуждению документа в целом или его частей, статей, глав. В случае непринятия Госдумой законопроекта, дальнейшее рассмотрение не производится. В исключительных случаях по обращению депутатских объединений, выступающих в большинстве, председательствующий обязан объявить голосование о возвращении текста ко второму чтению.

Закон будет считаться одобренным при согласии не менее чем 2/3 от общего количества депутатов Госдумы. В пятидневный срок акт передается в Совет Федерации. Если закон не подлежит рассмотрению этим органом или не был рассмотрен за две недели, то в течение 5 дней он отправляется Президенту на подписание и для последующего обнародования.

Совет Федераций

Этот орган регистрирует одобренный Госдумой закон в течение 48 часов. Документ и сопровождающие его акты отправляется членам СФ. Председатель формирует комитет палаты. Он будет ответственен за составление заключения по принятому закону. Что касается актов, которые не подлежат обязательному рассмотрению в СФ, то комитет может:

  1. Одобрить норму и не отправлять ее на обсуждение в Совет Федераций.
  2. Рекомендовать закон к рассмотрению в СФ.

Председатель может согласиться с мнением комитета и не включать акт в повестку дня или отклонить решение и внести его на обсуждение.

Важный момент

Председатель СФ не может не включать в повестку дня заседания закон, не подлежащий обязательному рассмотрению, если на этом настаивает Президент, Правительство, два члена СФ, представляющие один регион. Данное положение действует, если не прошел двухнедельный срок для обсуждения в Совете Федерации принятого текста. По тем законам, которые подлежат обязательному рассмотрению, может быть принято решение:

  1. Рекомендовать отклонить акт. При этом должны быть изложены основания, в соответствии с которыми принято такое решение.
  2. Рекомендовать одобрить документ.

Постановление

Закон будет считаться отклоненным, если за него не проголосовало нужное количество членов СФ. Решение об этом должно быть оформлено в виде Постановления. В этом документе может содержаться список статей, разделов, глав, по которым следует преодолеть разногласия между Госдумой и СФ. Кроме этого, в Постановление может включаться предложение о формировании согласительной комиссии.

В случае повторного рассмотрения Госдума принимает закон с учетом замечаний СФ, ответственный комитет подтверждает это в форме заключения. После этого направляется предложение в СФ об одобрении документа без обсуждения. Если Госдума приняла только часть рекомендаций Совета Федераций, рассмотрение в СФ осуществляется как вновь принятого документа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector