Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)

Защита детей от сексуального насилия и профилактика

Понятие оскорбления

Оскорбление несовершеннолетнего – это унижение чести и достоинства ребенка со стороны обидчиков (взрослых или других детей). В отличие от обычного разговора на повышенных тонах, оскорбление предполагает наличие неприличной формы, нарушение этикета и общественных устоев. Зачастую такая форма выражается в использовании нецензурной брани, от которой, увы, не застрахован ни один современный человек. Иногда в нападках присутствует сравнение ребенка с животным или предметом – что само по себе является нарушением конституционных норм.

Итак, особенности оскорбления несовершеннолетнего выглядят следующим образом:

  1. Использование ругательных выражений;
  2. Подавление психологического состояния ребёнка;
  3. Физическое воздействие;
  4. Присутствие в речи прямых или косвенных угроз;
  5. Иные проявления грубости.

Нередко можно встретить споры о том, что можно считать оскорблением, а что нельзя? Вопрос, действительно, достаточно неоднозначный: с одной стороны, обидчик может проявлять несогласие с действиями своего оппонента, указывать на его ошибки, выражать собственное мнение, пусть и эмоционально. С другой стороны, даже в ходе общения на повышенных тонах нельзя переходить грань личностной неприязни к человеку.

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого: особенности

К сожалению, нередко в качестве подозреваемых и обвиняемых к уголовному делу привлекаются несовершеннолетние. Законодательство отдельно регламентирует вопросы, касающиеся их допроса. Общие правила установлены в ст. 425 УПК РФ. Рассмотрим особенности ее применения.

В соответствии с 425 статьей УПК, допрос несовершеннолетнего подозреваемого не может продолжаться более 2-х часов без перерыва. В общей сложности его продолжительность не должна превышать 4-х часов. Аналогичные ограничения установлены и для допроса несовершеннолетнего обвиняемого.

При взятии показаний у субъекта может участвовать его защитник. Адвокат вправе задавать допрашиваемому вопросы. По завершении процедуры защитник вправе ознакомиться с протоколом допроса, сделать замечания о полноте и правильности записей в нем. Следователь обязан их зафиксировать письменно.

Участие педагога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого либо обвиняемого, не достигшего 16 л., обязательно. Вместо педагога может присутствовать психолог.

Участие педагога или психолога также обязательно в случае, если проводится допрос несовершеннолетнего подозреваемого/обвиняемого, достигшего 16 л., но страдающего психическими расстройствами или отстающего в развитии.

Следователь/дознаватель обязан обеспечить их привлечение по ходатайству защитника или по своей инициативе.

Подготовка

При подготовке к процедуре взятия показаний следователь/дознаватель обязан учитывать процессуальный статус гражданина, информацию, характеризующую его личность. Эти сведения имеют значение при определении круга лиц, допускаемых к участию в процессуальном действии, времени, месте допроса, а также наиболее подходящих тактических приемах и способах вызова.

Уполномоченный служащий должен собрать хотя бы минимальные данные о подростке. Для этого опрашиваются законные представители несовершеннолетнего подозреваемого – родители, усыновители, опекуны. Важные сведения могут предоставить соседи, педагоги. В некоторых случаях опрашивается участковый уполномоченный.

Как правило, на допрос несовершеннолетний подозреваемый вызывается через законных представителей. Однако при наличии у следователя достаточных оснований полагать, что они могут быть причастны к преступлению или могут склонить подростка к противоправному поведению, используются другие варианты извещения.

Уполномоченный служащий может приехать на место учебы/работы и допросить несовершеннолетнего непосредственно там. Нежелательно использовать привод, поскольку это может травмировать подростка и осложнить установление контакта.

Подростки достаточно тяжело переживают процедуру взятия показаний. При выборе тактики и момента допроса несовершеннолетнего особенности его эмоционального состояния имеют огромное значение.

Подростки, как правило, эмоционально возбуждены, но вместе с тем на них угнетающе действует незнакомая обстановка (если беседа проводится в кабинете следователя/дознавателя).

При допросе несовершеннолетнего подозреваемого важно побудить его к пониманию серьезности и необходимости сотрудничества с правоохранительными органами. Для этого нужно попытаться снять нервное напряжение, успокоить подростка, принять меры для установления психологического контакта.

Первая беседа

Она может стать основной и решающей, если служащему удастся получить полные и объективные сведения о происшествии.

Начинать допрос несовершеннолетнего подозреваемого целесообразно с вопросов об условиях жизни, особенностях учебы или работы, круге интересов, увлечениях. Подросток, думая, что эта информация не относится к делу, может охотно отвечать на них.

После выяснения биографических данных следователь должен подробно и понятно объяснить несовершеннолетнему, в каком преступлении он подозревается.

Необходимо правильно формулировать каждый вопрос. В них не должно быть фактических сведений, которые могут что-то подсказать несовершеннолетнему. Вопросы должны быть простыми и конкретными.

Если в ходе следствия несовершеннолетний признается в деянии и готов рассказать о нем подробно, следователь должен выяснить каждое обстоятельство и проанализировать всю информацию, которую получает от подростка. Необходимо максимально детализировать факты. По возможности их следует дословно зафиксировать в протоколе допроса.

Сведения, полученные в ходе беседы, должны быть проверены. Следователь/дознаватель должен однозначно определить, действительно ли виновен подросток в преступлении или он придумал сведения. Если показания окажутся достоверными, они позволят установить новые данные, отыскать имущество, похищенное при преступлении, соучастников, орудия и пр.

Элемент внезапности

Немалое значение при допросе имеет демонстрация следователем осведомленности об обстоятельствах происшествия. Но сведения, которые он озвучит, должны быть достоверными. Их источниками могут быть протокол осмотра места преступления, показания свидетелей и пр.

Применение элемента внезапности при предъявлении допрашиваемому даже незначительного, однако убедительного доказательства позволит склонить его к необходимости сказать правду.

Вместе с тем нужно помнить, что подросток, в силу своего развития и возраста, не всегда способен оценить информацию адекватно. В связи с этим целесообразно разъяснить ему действительное значение фактических сведений.

При ссылке на него нужно учесть, что подростки заранее не подготавливают объяснения. Следовательно, конкретизирующие вопросы и ответы на них о времени, месте, совместных действиях, свидетелях и прочие данные, отраженные в протоколе, помогут впоследствии установить несостоятельность ссылки на алиби.

При допросе несовершеннолетнего преподаватель или психолог выступает в качестве специалиста. По закону, если гражданину не исполнилось 16 лет или исполнилось, но он имеет некоторые расстройства психики или отставание в развитии, привлечение этих лиц обязательно.

При решении вопроса об участии педагога/психолога в допросе необходимо учитывать несколько факторов:

  • Роль подростка в совершенном деянии.
  • Характер преступления.
  • Индивидуальные особенности несовершеннолетнего и пр.

Зачастую педагог, которого подросток знает и уважает, может помочь успокоить его, снять напряжение. В отдельных случаях участие преподавателя нецелесообразно (к примеру, при совершении посягательств на половую неприкосновенность). В таких ситуациях лучше пригласить педагога из другого образовательного учреждения или психолога.

Присутствие родителей при допросе также нежелательно. Дело в том, что несовершеннолетний начинает теряться, замыкаться, потому что чувствует стыд, страх перед наказанием.

Защита детей от сексуального насилия и профилактика

На момент предъявления обвинения у следователя должна быть вся необходимая информация о несовершеннолетнем. Как выше говорилось, сведения можно получить от учителей, соседей, родителей, работодателя.

Перед допросом, таким образом, у следователя в распоряжении будет нравственно-психологическая и социально-демографическая характеристика подростка.

С ней служащий может ознакомить самого несовершеннолетнего и его защитника.

Допуск родителей к допросу, как и в предыдущем случае, нецелесообразен.

Перед допросом следователь должен огласить постановление о привлечении подростка к делу в статусе обвиняемого. Затем в доступной для понимания форме ему разъясняется суть обвинения, содержание норм, указанных в постановлении, обоснованность квалификации деяния, права, значение обстоятельств, отягчающих или смягчающих наказание.

В начале допроса выясняется, признает ли несовершеннолетний себя виновным. Если ответ отрицательный, то фиксировать его в протоколе сразу нецелесообразно. Дело в том, что в ходе беседы несовершеннолетний может изменить позицию под воздействием предъявленных доказательств.

Если же допрашиваемый признал вину, то допрос на этом завешать не следует. Необходимо выяснить детали, обстоятельства происшествия.

Особенности тактики

Одним из тактических приемов является максимальная конкретизация обстоятельств деяния и соучастников. Для этого следователь выясняет обстоятельства, имевшие место до совершения посягательства, действия участников, особенности их взаимоотношений. Важно установить момент возникновения умысла, определить инициатора.

Если несовершеннолетний признал вину, однако путается в деталях, нужно разобраться, почему это происходит. Причиной могут быть особенности психофизиологических свойств. Часто подростки путаются в показаниях в силу сильного эмоционального возбуждения, отсталости в развитии и пр. В некоторых случаях несовершеннолетний сообщает информацию, ставшую ему известной из других источников.

В ходе допроса необходимо определить роль взрослых либо других соучастников. Для этого следователю надлежит акцентировать внимание подростка на разных обстоятельствах, задавать вопросы, подготовленные заблаговременно и формулируемые в течение беседы, связанные с взаимоотношениями со взрослыми.

Другие приемы

Защита детей от сексуального насилия и профилактика

Если несовершеннолетний вину не признает, кроме тактических методов используются и другие способы выяснения информации. Следователь должен доходчиво разъяснить подростку опасность его действий для общества, охарактеризовать отношение к нему окружающих. Немалое значение имеет описание ущерба, который несовершеннолетний причинил не только потерпевшему, но и своим близким.

Следователь должен показать, к чему может привести отрицание вины, важность правильной оценки подростком своего поведения, последствий, необходимость сотрудничества со следствием. Следует объяснить несовершеннолетнему, что чистосердечное признание является фактором, смягчающим наказание.

До начала допроса подростку разъясняется необходимость говорить правду. Несовершеннолетние до 16 лет не предупреждаются об ответственности за ложные показания.

Предлагаем ознакомиться:  Жалоба на врача стоматолога

На стадии возбуждения дела и предварительного следствия предусмотрены следующие права несовершеннолетнего:

  • Знать, в чем он подозревается/обвиняется.
  • Воспользоваться помощью защитника.
  • Знакомиться с протоколами процессуальных действий, осуществленных с его участием.
  • Заявлять ходатайства или отводы, приносить жалобы на решения, действия/бездействия сотрудников правоохранительных структур, прокурора.
  • Давать показания на родном языке, при необходимости пользоваться услугами переводчика.

Ответственность за оскорбление ребенка

Приступая к рассмотрению мер взыскания к лицам, оскорбившим несовершеннолетних, отметим, что в законе нет отдельной статьи для этих случаев. Правонарушения квалифицируются по общей ст. 5.61 КоАП РФ.

Унижение чести и достоинства без отягчающих обстоятельств:

  1. Штраф обычным гражданами – до 3 тысяч рублей;
  2. Должностные лица (например, школьный учитель) – до 30 тысяч рублей;
  3. Юридические лица – до 100 тысяч рублей.

Наличие отягчающих обстоятельств, к примеру, публичная кляуза или размещение порочащей информации в СМИ наказывается:

  1. Наложением штрафа на граждан от 3 до 50 тысяч рублей;
  2. Должностные лица должны будут выплатить от 30 до 50 тысяч рублей;
  3. Грубые нападки со стороны организаций обойдутся им в размер от 100 до 500 тысяч рублей штрафа.

Таким образом, прекрасно видно, что обида несовершеннолетнего наказывается денежным штрафом. Как показывает судебная практика, процент таких дел в общей массе разбирательств не очень высок. Связано это с тем, что суды неохотно рассматривают иски по ст. 5.61 КоАП РФ.

Допрос несовершеннолетнего свидетеля в суде

Аннотация: Статья посвящена изучению проблем проведения допроса несовершеннолетних участников уголовного процесса. Автор уделяет внимание как процессуальным и тактическим, так и психологическим особенностям проведения указанных допросов.

Допрос является одним из самых распространенных следственных действий для получения доказательств по уголовному делу. В ходе проведения этого следственного действия уполномоченное должностное лицо получает и фиксирует информацию, устно полученную от лица, владеющего этой информацией.

Допрос несовершеннолетнего

Общие правила допроса регламентированы ст. 187 — 190 УПК РФ, а отдельной статьей Уголовно-процессуального кодекса (ст.

191 УПК РФ) устанавливаются особенности производства допроса лица, не достигшего 18-летнего возраста и являющегося по уголовному делу потерпевшим или свидетелем.

Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает не только особенности допроса несовершеннолетнего, но и особенности вызова его на допрос, что урегулировано в ст. 188 УПК РФ.

На практике несовершеннолетние, особенно в возрасте до 14 лет вызываются и допрашиваются в качестве свидетелей лишь в крайних случаях, когда кроме показаний несовершеннолетних, другими способами истину по уголовному делу установить невозможно. Исключение составляют несовершеннолетние потерпевшие.

Следователи, дознаватели, судьи понимают, что вызов и допрос несовершеннолетних может отрицательно повлиять на их психику, именно по этой причине против допросов несовершеннолетних свидетелей часто возражают их родители (законные представители). Поэтому несовершеннолетних и стараются допрашивать только тогда, когда без допроса несовершеннолетнего свидетеля обойтись нельзя.

Закон не предусматривает минимальный возраст, с которого можно допрашивать несовершеннолетнего в качестве потерпевшего или свидетеля.

Все зависит от «обстоятельств совершенного преступления, от уровня психического развития несовершеннолетнего, также при решении вопроса о возможности допроса несовершеннолетнего нужно учитывать способность несовершеннолетнего правильно воспринимать события, имеющие значение для расследования и рассмотрения уголовного дела, давать соответствующие действительности показания по делу, объективно и правдиво описывать произошедшие события» [7].

1) обязательное участие педагога или психолога при допросе потерпевшего, свидетеля, не достигшего возраста 16 лет, либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии (ч. 1 ст. 191 УПК РФ);

2) обязательное участие педагога или психолога при допросе потерпевшего, свидетеля, не достигшего возраста 16 лет, либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии по делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетних участие психолога обязательно (ч.4 ст. 191 УПК РФ);

5) возможность удаления из зала судебного заседания на время допроса несовершеннолетнего того или иного лица, участвующего в деле, или кого-либо из граждан, присутствующих в зале судебного заседания, на основании определения суда.

6) Для участия в допросе приглашается педагог, который не заинтересован в результатах расследования и рассмотрения дела в суде.

«Применение видеозаписи или киносъемки обязательно в ходе следственных действий с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, за исключением случаев, если несовершеннолетний потерпевший или свидетель либо его законный представитель против этого возражает (ст. 191 УПК РФ)» [1, с. 570].

Свидетелем может быть любое лицо, которое может правильно воспринимать, хранить в памяти и воспроизводить информацию о тех или иных обстоятельств.

В связи с этим в качестве свидетеля можно привлекать и ребенка (лица до 18 лет) при условии, что она достигла уровня развития, который дает ему возможность правильно воспринимать информацию и донести ее до других лиц.

Свидетели, потерпевшие, не достигшие возраста 16 лет, об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и дачу ложных показаний не предупреждаются.

Защита детей от сексуального насилия и профилактика

Как правило, обычно следователи, дознаватели и суд для участия в допросе несовершеннолетнего приглашают педагогов из учебного заведения, где обучается этот несовершеннолетний.

Однако при решении вопроса о привлечении к участию в допросе педагога необходимо учитывать обстоятельства, по которым будет допрошен несовершеннолетний, так как может возникнуть такая ситуация, что в присутствии знакомого педагога несовершеннолетний может «замкнуться», или не дать правдивые показания об известных ему обстоятельствах по уголовному делу. Это бывает, когда потерпевший или свидетель спровоцировали преступление или повели себя не самым лучшим образом.

Во время допроса в присутствии педагога несовершеннолетний потерпевший, пояснил, что на него напали четверо парней, избили и похитили куртку, сотовый телефон и деньги в сумме 150 рублей.

Однако, впоследствии в ходе предварительного расследования было достоверно установлено, что на потерпевшего напал один подросток, подкараулив его в подъезде, ударил несколько раз кулаком по лицу и похитил куртку, сотовый телефон и деньги в сумме 150 рублей.

Так как в показаниях потерпевшего и обвиняемого были существенные противоречия, то следователь, с целью их устранения, провел между ними очную ставку. В ходе очной ставки потерпевший изменил свои показания, подтвердил показания обвиняемого, пояснив, что преступление совершил один подросток.

Когда несовершеннолетнему потерпевшему задали вопрос, почему он в ходе первоначального допроса давал ложные показания, потерпевший объяснил, что ему стыдно было перед педагогом, обучавшему его приемам борьбы за то, что он не смог «постоять» за себя и позволил одному преступнику избить его и завладеть вещами.

К допросу несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля необходимо готовиться очень тщательно. Эта подготовка заключается не только в формулировке вопросов, ответы на которые имеют важное значение по делу.

Необходимо тщательно изучить личность допрашиваемого: выяснить условия его жизни, воспитания, состояние психики, умение и способность правильно оценивать ситуацию, излагать сведения об увиденном и услышанном, взаимоотношениях со сверстниками и лицом, заподозренном в совершении преступления. С этой целью необходимо побеседовать, а лучше всего допросить лиц, которые хорошо знают несовершеннолетнего (законных представителей, соседей, педагога и др.

Для того, чтобы несовершеннолетний свидетель мог быстрее освоиться в новой для него обстановке, привыкнуть к незнакомым людям, разговор лучше начинать с сопровождающим его лицом, с педагогом, постепенно вовлекая в процесс общения и ребенка, как бы уточняя у него то, что говорится о нем. «Чтобы проверить, насколько ребенок освоился с обстановкой, можно спросить его о том, понятно ли ему, где он находится, зачем его сюда привели, что может интересовать следователя (суд)» [2, с. 263].

В ходе допроса это надо пресекать и напомнить, что устные сообщения несовершеннолетнего будут занесены в протокол допроса.

В то же время, чувствуя, что несовершеннолетний ведет себя скованно, долго думает или вообще не отвечает на поставленные вопросы, или же сильно взволнован, его надо успокоить, поговорить на отвлеченные темы.

Например, выяснить, чем увлекается подросток, поговорить с ним на тему его увлечения. При этом следователь, дознаватель, судья могут шутить, допускать шутливые, меткие определения, которые употребляются среди подростков определенного возраста, давая тем самым возможность подростку быстрее освоиться.

Перед началом допроса следователь, дознаватель, судья должны представиться, объяснить цель допроса, объяснить важность допроса, объяснить несовершеннолетнему, что от правдивости его показаний зависят результаты расследования и рассмотрения дела в суде. Подросток должен понять, что его показания действительно имеют большое значение для расследования и рассмотрения уголовного дела.

Предлагаем ознакомиться:  Закон о защите прав потребителей возват автомобиля

В ходе допроса необходимо тщательно формулировать вопросы, они должны быть понятными и недвусмысленными, нельзя во время допроса подсказывать несовершеннолетнему или делать внушения, например: «Это ты должен помнить… Надо вспомнить… Ты не мог забыть о том, что…». Естественно, нельзя задавать наводящие вопросы (ч. 2 ст. 189 УК РФ).

«Задавая вопросы. следователь, дознаватель, судья должны убедиться в том, что несовершеннолетний правильно их понимает. Если станет очевидным, что несовершеннолетний не понял вопроса, его необходимо повторить, но в другой постановке. Иногда имеет смысл разделить вопрос на части. При этом необходимо уточнить, понятны ли вопросы».

Что делать в случае оскорбления несовершеннолетнего?

Если вы стали свидетелем оскорбления ребенка взрослым или другими детьми, не нужно откладывать дело в долгий ящик. Жалобу следует подавать в том случае, если словесные гадости серьезно пошатнули психическое состояние несовершеннолетнего или сказались на его общественном положении.

Обратиться с заявлением можно в ближайшее отделение полиции, прокуратуру или непосредственно в суд. К жалобе прикладываются доказательства. Они могут иметь следующий характер:

  1. Свидетельские показания (одноклассники, родители, соседи, иные очевидцы);
  2. Вещественные доказательства (фото–, аудио–, видеосъемка);
  3. Письменные улики (записки, письма с угрозами);
  4. Иные материалы (порванная одежда, увечья).

Помимо собранных доказательств потребуется убедить суд в том, что несовершеннолетний понёс серьезный моральный вред, потерял репутацию в обществе и долгое время пребывал в стрессе. В случае выигрыша дела в мировом суде, истец может также взыскать с обидчика моральную компенсацию и судебные издержки.

Как помочь ребенку, пострадавшему от сексуального насилия
(в помощь работникам образования)

Сексуальное насилие в отношении детей – это очень скрытое, малоизученное (в нашей стране) явление, поэтому даже специалисты, работающие с детьми, порой испытывают неуверенность и неприятные эмоции, когда ребенок рассказывает о том, что с ним произошло, и просит помощи. Реакция взрослого в такой ситуации сходна с реакцией ребенка, ставшего жертвой насилия: «Ну почему это случилось со мной (в нашей школе)?»

Опыт показывает, что часто учителя и администрация школ обвиняют самого ребенка в том, что он стал жертвой сексуального насилия, и стараются избавиться от такого ученика, чтобы он «не оказывал дурного влияния на других детей», переводят на домашнее обучение, настойчиво рекомендуют родителям перевести его в другую школу, словом, «спасают честь школы».

Представьте себе, что ваша ученица обратилась к вам за помощью в связи с тем, что она подверглась сексуальному насилию со стороны неизвестного мужчины по дороге из школы домой. Родителям говорить об этом она не решается, потому что они часто бьют ее за плохие отметки и поведение и, скорее всего, обвинят в случившемся саму девочку.

Такое обращение к вам может произойти в любое время, и чтобы правильно реагировать на раскрытие случая насилия над ребенком и обеспечить ему необходимую поддержку, работник образовательного учреждения (учитель, психолог, социальный педагог, воспитатель) должен быть уверен в правильности своих действий.

Для этого необходимо знать, какой вред насилие приносит физическому и психическому здоровью ребенка; уметь распознавать изменения в эмоциональном состоянии ребенка и его поведении, которые могут указывать на то, что ребенок попал в сложную ситуацию; иметь представление, куда и к каким специалистам обратиться.

В каждой школе приняты свои правила действий при особых обстоятельствах. Мы предлагаем вам алгоритм действий, который был выработан на одном из семинаров, проходивших в Центре «ОЗОН» совместно со слушателями — учителями, психологами, социальными педагогами школ.

  1. Сообщите директору о том, что ребенок рассказал вам о насилии. Если директора нет на месте, сообщите о случившемся другим членам администрации или сотрудникам школы. Ребенка оставьте на попечение социального педагога, психолога или классного руководителя, только не оставляйте его одного.
  2. Если сексуальное насилие происходило в семье (можно рассматривать, как злоупотребление родительскими правами), обратитесь в орган опеки и попечительства (ОПП) при Управе района или к заместителю главы Управы по вопросам социальной защиты населения.
  3. Если ребенок подвергся насилию вне дома, обратитесь в территориальный отдел внутренних дел (в милицию) к ответственному дежурному.
  4. Сообщите представителям органа опеки и попечительства и/или милиции всю информацию, касающуюся ребенка и его семьи, которая может помочь при планировании дальнейших действий.
  5. Планируйте дальнейшие действия вместе с сотрудниками ОПП и милиции. Выясните, собираются ли они приехать в школу или домой к ребенку, когда, или они ограничатся только консультированием? В целях обеспечения безопасности ребенка, обсудите, когда и какую информацию давать родителям ребенка, если сексуальное насилие имело место в семье?
  6. Не забывайте о ребенке, оставайтесь вместе с ним, пока не приедет сотрудник милиции или родители, оказывайте ему поддержку.
  7. При беседе сотрудника милиции с ребенком должен присутствовать психолог или лицо, которому ребенок раскрылся.

Не забывайте о том, что в любом случае ребенок, подвергшийся сексуальному насилию, нуждается в специализированной медицинской и психологической помощи

Что такое сексуальное насилие и почему дети могут стать жертвой?

Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка или подростка в сексуальную активность со взрослым для получения последним сексуального удовлетворения. Принуждать ребенка или подростка совершать сексуальные действия могут и другие подростки.

  • половое сношение (вагинальным, анальным способом);
  • оральный секс;
  • мастурбацию (одностороннюю или взаимную);
  • стимуляцию половых органов рукой или предметами;
  • введение во влагалище или анус различных предметов;
  • обнажение интимных частей тела перед ребенком или совершение полового акта в его присутствии;
  • демонстрацию ребенку порнографических материалов;
  • вовлечение ребенка в изготовление порнографических материалов или в проституцию.

Как показывает наш опыт, сексуальное насилие над детьми характеризуется прогрессирующим развитием: начав с наблюдения за тем, как ребенок моется, раздевается, или с разговоров на запретные для ребенка сексуальные темы, с поцелуев, насильник вовлекает его в прямые половые контакты. Однако и первые, «невинные», этапы развития отношений могут вызвать у ребенка чувство вины, стыда, беспокойства и др. последствия и являются не менее травматичными для психики ребенка, как и непосредственно половое сношение.

Широко распространено мнение, что виновником сексуального насилия над ребенком является незнакомый для него человек. Отчасти это так: примерно в половине случаев нападения на детей и подростков вне дома насильник является чужим для ребенка или подростка человеком. 75-80% всех случаев сексуального насилия в отношении детей совершает знакомый, близкий им человек или родственник.

Жертвой сексуального насилия может стать и мальчик, и девочка. Наиболее уязвимый возраст — 8-12 лет, но даже грудные дети могут подвергаться сексуальному насилию.

После того как насилие раскрыто, может создаться впечатление, что все было так очевидно: и насильник вел себя подозрительно, и ребенок мог бы рассказать об этом раньше, и близкие ему люди могли бы давно обратить внимание на появившиеся изменения в его поведении. Однако особенность сексуального насилия такова, что секретность является важным условием его существования. Насильник, чтобы избежать уголовного преследования, различными способами требует от жертвы молчания с помощью угроз, шантажа, подкупа.

Прежде чем рассказать, что может сделать работник образования, предлагаем вам подумать и прояснить для себя вопросы, связанные с проблемой сексуального насилия над ребенком. Ответы на эти вопросы содержатся в брошюре.

  • Могу ли я верить ребенку, когда он рассказывает о том, что кто-то из близких ему людей совершает с ним сексуальные действия?
  • Что плохого в сексуальных отношениях взрослого с ребенком?
  • Одинаково ли я реагирую на проблему сексуального насилия над детьми как профессионал и как человек?
  • Считаю ли я, что сексуальное насилие над детьми совершают лишь психически больные и принадлежащие к маргинальным слоям населения люди?
  • Верю ли я, что жертвы сексуального насилия могут продолжать жить нормальной жизнью?
  • Верю ли я, что дети — жертвы насилия могут продолжать любить своих обидчиков, желая при этом, чтобы насилие прекратилось?
  • несоответствующая возрасту ребенка осведомленность о сексуальных отношениях (особенно у детей младшего школьного возраста), сексуально провоцирующее поведение;
  • вовлечение в сексуально окрашенные разговоры и игры других детей;
  • развязное или сексуально агрессивное поведение;
  • необычная или несвойственная ранее боязнь мужчин или, напротив, соблазняющее поведение;
  • физическая агрессия (для мальчиков), замкнутость, стремление к уединению (у девочек);
  • резкое снижение школьной успеваемости, внимания, активности;
  • пропуски уроков физкультуры (из-за боязни раздеваться);
  • плач без видимых причин;
  • нежелание идти домой после школы;
  • уходы из дома, пропуски школьных занятий;
  • энурез (недержание мочи), появление специфических симптомов, связанных с заболеваниями, передающимися половым путем; беременность.
Предлагаем ознакомиться:  Рост разводов в россии

Последнюю группу симптомов помогут выявить медицинские работники школы.

После раскрытия

Можно выделить три основных задачи, стоящие перед учителем (психологом, воспитателем, социальным работником) в случае раскрытия сексуального насилия над учеником.

  1. Помочь ребенку, оказать ему поддержку.
  2. Сообщить в соответствующие органы и учреждения, поскольку это уголовное преступление.
  3. Предупредить повторение насилия, для чего создать в школе теплую творческую атмосферу, характеризующуюся предсказуемостью, надежностью, доверительностью отношений.

Рассказ ребенка о сексуальном насилии, которое совершали с ним, — это тяжкое испытание для тех, кому приходится это выслушивать. Шок, неверие, отрицание, гнев, жалость и отвращение — все это нормальные реакции на такое признание.

Часто первым побуждением учителя или другого лица становится желание отделаться от ребенка, сказать себе, что все это он выдумал, и поскорее забыть. Со всем этим нужно и можно справиться, чтобы оказать необходимую поддержку и помощь ребенку. При этом необходимо учитывать следующее:

  • Насколько можно доверять ребенку, ведь он может фантазировать или находиться под влиянием других взрослых. В любом случае ребенок нуждается в вашей помощи, т.к. должны быть причины для возникновения подробных фантазий или для того, чтобы ребенок решился на обман.
  • Соблюдение конфиденциальности. Ребенок может попросить вас никому не рассказывать о случившемся с ним, но сексуальное злоупотребление — это тяжкое уголовное преступление. Оставив все как есть, вы не можете быть уверены в безопасности для жизни и здоровья ребенка. Кроме того, статья 122 Семейного кодекса указывает, что администрация образовательных, лечебных, социозащитных учреждений, а также граждане, которым стало известно о детях, родители которых уклоняются от исполнения своих обязанностей, злоупотребляют родительскими правами или жестоко обращаются со своими детьми, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического проживания детей.
  • Контроль ситуации. Дети, подвергшиеся сексуальному насилию (особенно в семье), часто воспринимают себя беспомощными, неспособными контролировать ситуацию. Необходимо это учесть при раскрытии насилия и дать ребенку почувствовать, что он может управлять ситуацией, например, с ним обсуждается план дальнейших действий.
  • Принятие ребенка. Когда сексуальное злоупотребление длится годами, это не может не наложить отпечаток на личностные особенности ребенка. Поэтому учителю, социальному педагогу, психологу и другому специалисту следует быть готовым к встрече с детьми со странностями или даже с неприятными.

Причины, по которым ребенок молчит о совершаемом над ним сексуальном насилии, в значительной степени внушены насильником:

  • страх, так как ребенок верит всему, что обещает сделать насильник (прогонит их с мамой из дома, убьет любимую собаку и т.д.);
  • низкая самооценка (если со мной это происходит, а с другими детьми — нет, значит, я это заслужил);
  • чувство вины (я недостаточно сопротивлялся);
  • отчаяние (никто мне не поверит и не сможет помочь, будет только хуже);
  • стыд (если я расскажу, все отвернутся от меня);
  • отрицание (на самом деле мне не причинили большого вреда);
  • любовь (я люблю этого человека и приношу себя в жертву).

Маленькие дети считают взрослых могущественными, всезнающими людьми. В случае с сексуальным насилием они часто полагают, что близкие им люди знают о происходящем. Так, 6-летний мальчик на вопрос тети, почему он так долго молчал об ужасном насилии, которому подвергался со стороны отца, ответил: «А я думал, ты знаешь».

Любая форма жестокого обращения с ребенком – это прежде всего психологическая травма, которая затрагивает все сферы функционирования ребенка — физиологический, интеллектуальный, личностный, межличностных взаимоотношений и социальной компетентности. Следствием этих нарушений является формирование в семье, где произошло насилие над ребенком, специфических отношений, особых жизненных сценариев, которые могут существенно повлиять на всю его дальнейшую жизнь.

Специалисты, работающие в интернатных учреждениях, приютах, из личного опыта знают, что дети из асоциальных семей, подвергавшиеся различного рода насилию, отстают в физическом и психическом развитии. У многих детей развиваются т.н. психосоматические болезни — неврозы, аллергические заболевания, а также гастриты, колиты, язвы желудочно-кишечного тракта.

Самым важным является то, что под влиянием пережитого в
детском возрасте насилия формируется травмированная личность,
характеризующаяся целым комплексом психологических особенностей. И эти особенности легко узнаваемы: низкая самооценка, неспособность добиваться успеха и строить продуктивные взаимоотношения.

Такие дети часто становятся козлами отпущения в школе, дома, позднее — в собственной семье, на работе. У одних жертв последствия насилия проявляются в виде агрессивности, жестокости, склонности к саморазрушению, у других — беспомощности, неуверенности в себе, своих силах, страхах. Практически все дети и подростки, пережившие насилие, являются группой риска по девиантному и делинквентному поведению, они сами могут стать насильниками, совершать правонарушения, вовлекаться в употребление наркотиков, проституцию.

  1. Оказание помощи ребенку, пострадавшему от сексуального насилия, — это новый опыт и всегда тяжело переживается. Вам тоже нужна поддержка. Поэтому поговорите с коллегой или с кем-нибудь, кому вы доверяете, о своих чувствах.
  2. Узнайте, сможете ли вы получить информацию о состоянии расследования или других шагах, предпринятых для защиты ребенка.
  3. Поддерживайте связь с ребенком, которому необходима постоянная поддержка. Например, вы можете сказать ребенку, что если он хочет поговорить о том, что с ним происходит, то вы готовы это сделать. Вы также можете посоветовать его родителям, куда можно обратиться за психологической помощью.
  4. Уважайте право ребенка на конфиденциальность. Не обсуждайте происшедшее с ребенком с другими школьными работниками и учениками.

Помните: если вы подозреваете, что ребенок подвергся любому насилию, вы должны сообщить об этом соответствующим органам. Согласно Семейному кодексу, должностные лица организаций или другие граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

Как вести себя, если ребенок рассказывает вам о насилии

  • Отнеситесь к тому, что рассказал вам ребенок, серьезно.
  • Реагируйте спокойно на его признание и не показывайте, что вас это шокирует или вам это неприятно. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить вас от болезненных переживаний.
  • Успокойте и поддержите ребенка: «Ты правильно сделал, что мне рассказал», «Ты в этом не виноват», «Не ты один попадаешь в такую ситуацию, это случается и с другими детьми».
  • Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, так как для него это может быть единственным способом описать случившееся.
  • Повторите ребенку еще раз, что вы верите тому, что он рассказал.
  • Объясните ему, что вы собираетесь делать дальше. Обещайте ребенку свою поддержку.
  • Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги.
  • После окончания разговора сделайте подробную запись.
  • Не давайте ребенку опрометчивых обещаний типа: «Это останется между нами», «Мама не будет сердиться» и «Все будет хорошо». Насильник уже заставил ребенка держать их отношения в секрете, а собственный жизненный опыт говорит ему, что мама будет сердиться и ругать его (что чаще всего и происходит).
  • Не советуйте ребенку забыть все и жить так, как будто ничего не было, потому что последствия такого травматического события, как сексуальное насилие, таковы, что навязчивые воспоминания и мысли о пережитом вызывают тревогу, беспокойство, неуверенность в будущем. Лучше обратиться к психологу, имеющему опыт работы с детьми, подвергшимися насилию.

Чтобы оказать помощь ребенку, вам нужно знать, кто совершал насилие над ребенком и где это происходило; как относится ребенок к насильнику, если это близкий для него человек; боится ли он сообщить родителям; жалуется ли ребенок на физическое недомогание, боли.

Например, если ученица вам рассказывает, что насилие совершал отчим, а мать не верит и не поддерживает ее, значит, существует реальная угроза, что насилие будет повторяться вновь и вновь. В этом случае вам надо подумать о том, какие меры следует принять для обеспечения безопасности девочки.

Другой пример: ребенок подвергся нападению незнакомого мужчины по дороге из школы домой, но боится сказать родителям, потому что они наказывают его за малейшую провинность. В этом случае вы можете пойти вместе с ребенком к нему домой и объяснить родителям, что в происшедшем нет вины ребенка и продумать вместе с ними, как помочь ребенку справиться с травмой.

Таким образом, учителя могут оказать значительное влияние на эмоциональное и психологическое состояние ребенка, подвергшегося насилию. Важно помнить, что роль учителя заключается только в том, чтобы внимательно выслушать ребенка, а не добиваться от него подробностей и не проводить расследование самому. Это дело сотрудников милиции.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector