Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-26 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-74-92 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 550-95-86 (бесплатно)

Физические лица уплачивают земельный налог

Сроки

Земельный налог начисляется с учётом кадастровой стоимости участков. Последняя определяется по состоянию на 1 января года, в который производят уплату. Расчёт с оценочной стоимостью проводит для тех, кто впервые занимается уплатой.

У физических лиц не должно возникать проблем, связанных с расчётом налогов. За них всё решают представители налоговых органов.

В форме заказных либо обычных писем присылают квитанции с необходимыми реквизитами, указанием точной суммы. В этом случае не наступает ответственности, если сумма определена неправильно.

А вот предприниматели и руководители организаций должны рассчитывать всё самостоятельно. Но в этом случае и за ошибки следуют штрафные санкции со стороны государства.

Применяются специальные коэффициенты, чтобы вычислить налог. Они бывают разными в зависимости от того, какое назначение имеется у земель:

  1. 0,3%. Для земель сельскохозяйственного назначения и объектов, которые используются владельцами подсобных хозяйств.
  2. 1,5%. Для прочих категорий земель.

В территориальной налоговой службе лучше заранее уточнить индивидуальный размер коэффициента. Ведь в законодательстве для муниципальных служб закреплено право менять его по своему усмотрению. Можно обратиться к официальному сайту организации.

Льготы по налогам пенсионерам - порядок предоставления и образец заявления

Стандартная формула расчёта должна быть всегда под рукой у бухгалтеров. Проблемы могут начаться у тех, кто недавно приступил к работе.

Какие данные необходимо перемножить для нахождения правильной суммы?

  1. Площадь участка.
  2. Установленная ставка по коэффициенту.
  3. Стоимость за один квадратный метр по кадастру.

Можно воспользоваться онлайн-калькуляторами. Они для расчёта требуют введения только данных из кадастрового паспорта. Его выдают после того, как на участке закончат межевание. Этот документ необходим и тем, кто заинтересован в оформлении собственности.

Представительные органы муниципальной власти издают специальные указы, в которых выставляют сроки. За эти сроки налогоплательщики и должны перечислить все причитающиеся суммы. Законы Москвы и Санкт-Петербурга так же нужны для установки правил в этой сфере.

1 ноября, следующее за истекшим налоговым периодом – крайнее время для уплаты физическими лицами налога, у которых нет статуса индивидуальных предпринимателей.

Граждане перечисляют денежные средства согласно налоговым уведомлениям, направленным из ИФНС. Сами направления могут содержать информацию не более чем по трём налоговым периодам, предшествующим их заполнению. Все налогоплательщики получают такие уведомления не позднее, чем за 30 дней до крайнего срока уплаты.

Физические лица уплачивают земельный налог

Главное – помнить о том, что налоги рассчитываются только по кадастровой стоимости участков. Применение других налоговых баз недопустимо. Сведения об этой стоимости обычно хранятся в Росреестре.

Необходимо обратиться в Бюро технической инвентаризации в случае отсутствующей кадастровой стоимости. Там подаётся заявление с просьбой прислать специалиста для проведения оценки. Документы на недвижимость вместе с копией паспорта – обязательные приложения к такой форме заявления.

Специалисты занимаются оформлением планов на недвижимость. Они выдают не только кадастровую схему, но и техническую. Сведения о стоимости необходимы для заключения любых сделок и наложения обременений на конкретный участок. Например, без неё не обойтись тем, кто использует землю в качестве залога при общении с сотрудниками банка.

В соответствии с п. 287.6 ст. 287 Налогового кодекса при переходе права собственности на здание, сооружение (их часть) налог за земельные участки, на которых расположены такие здания, сооружения (их части) с учетом придомовой территории, уплачивается на общих основаниях с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.

Если физическое лицо имеет в собственности земельный участок, который предоставлен для ведения садоводства и такой участок удостоверяется Государственным актом на право собственности, то в этом случае указанное лицо должно самостоятельно уплатить земельный налог. При этом нужно учесть наличие льготы по уплате земельного налога для данной категории лиц в соответствии со ст. 281 Налогового кодекса.

Налоговая служба обязана за месяц до платежных сроков послать уведомление владельцу участка, о том, что необходимо уплатить налог. Делают это письменно, причем, в уведомлении должна содержаться вся необходимая информация и реквизиты для налогоплательщиков.

Платежную дату должны назначить не раньше, чем в начале ноября предстоящего года. Пунктом 2 статьи 297 НК РФ обозначается, что налогоплательщиками обязаны вноситься авансовые платежи. В любом регионе России это производится раз за период. К примеру, каждые 9 месяцев, каждые полгода, или каждый квартал.

В Налоговом кодексе прописаны все основные моменты, касающиеся уплаты налога на землю. Конкретные нюансы, касающиеся размеров отчислений, льгот и сроков перечисления, содержатся в локальных законодательных актах.

Физическими лицами

Уплата земельного налога гражданами происходит в соответствии с уведомлением, рассылаемым им ответственными за сбор налогов органами.

При нахождении участка в совместной долевой собственности каждым собственником уплачивается сумма, пропорциональная его доле в общем имуществе.

Исчисление земельного налога происходит на основе кадастровой стоимости земли, которая ежегодно определяется кадастровой службой. Преимуществом физических лиц является отсутствие необходимости самостоятельно заниматься расчетами, так как за них это делают представители налоговых органов.

Граждане должны перечислять указанную сумму в местный бюджет до 1 декабря года, идущего за отчетным.

Юридическими лицами

Компаниям и организациям, в отличие от физических лиц, в 2019 году приходится производить расчет суммы налога самостоятельно. Для этого они должны следить за тем, какая кадастровая стоимость установлена для находящихся в их собственности земельных участков на начало каждого года.

Для юридических лиц местными властями могут быть установлены авансовые платежи. В таком случае предприятиям придется производить уплату налога ежеквартально в размере ¼ от годовой суммы.

Всеми юрлицами, обязанными производить уплату земельного налога, должна своевременно подаваться заполненная декларация в налоговую службу.

Пенсионерами

В стандартных случаях уплата налога на землю пенсионерами производится на общих для физических лиц основаниях. Федеральное законодательство не предусматривает для вышедших на пенсию граждан каких-либо специальных единых льгот, однако их могут назначать местные власти в отдельных городах и регионах.

Детальную информацию о них можно узнать в отделении ФНС по месту жительства.

Порядок и сроки уплаты земельного налога различаются для физических и юридических лиц. Налоговым кодексом установлено, что срок перечисления организациями данного платежа в бюджет не может быть ранее 1 февраля следующего за отчетным года. При этом местные органы власти вправе устанавливать свои даты, но исключительно более поздние.

То же самое касается физических лиц, однако для них отправной точкой является 1 декабря года, идущего после отчетного.

Таким образом, земельный налог имеет свою специфику расчета и уплаты, которую должны учитывать все налогоплательщики.

В соответствии с п. 287.8 ст. 287 Налогового кодекса собственник нежилого помещения (его части) в многоквартирном жилом доме уплачивает налог за площади под такими помещениями (их частями) с учетом пропорциональной доли придомовой территории с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.

Освобождение от уплаты налога за земельные участки, предусмотренное для соответствующей категории физических лиц п. 281.1 ст. 281 Налогового кодекса, распространяется на один земельный участок по каждому виду использования в границах предельных норм, в частности для ведения садоводства — не более 0,12 га.

Физические лица уплачивают земельный налог

Во всех муниципальных образованиях России: городах, селах, районах и пр., а также в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Причем в каждом из муниципалитетов уплата земельного налога введена своим отдельным нормативным правовым актом (законом, решением или постановлением).

Организации должны самостоятельно рассчитать налог по истечении календарного года (налогового периода). Далее они должны заплатить налог в сроки, установленные местными властями. Причем такой срок не может быть ранее 1 февраля года, следующего за истекшим. Это следует из пункта 1 статьи 397 и пункта 3 статьи 398. Например, по итогам 2016 года срок уплаты не может быть установлен ранее 01.02.2017.

С учетом этого правила муниципальные образования определяют сроки уплаты земельного налога на своих территориях. Например, в Москве организации должны уплатить земельный налог за 2016 год не позднее 01.02.2017. В Санкт-Петербурге налог за 2016 год должен быть уплачен юридическим лицом не позднее 10.02.2017.

Кроме того, местные власти (власти Санкт-Петербурга, Севастополя, Москвы) вправе определять периодичность уплаты аванса по налогу. При этом местные власти могут предусмотреть в своих нормативных актах, что авансовые платежи не осуществляются.

В Москве и Санкт-Петербурге авансовые платежи по налогу должны быть сделаны до 30.04, 31.07, 31.10 включительно. То есть на уплату аванса дается 1 календарный месяц после соответствующего отчетного периода.

Ознакомиться со сроками уплаты налога можно на сайте ФНС. В данном сервисе доступна информация по практически любым региону и муниципальному образованию. Чтобы получить нужную информацию, нужно заполнить интуитивно понятную форму поиска, после чего сервис выведет данные по соответствующей территории.

Физические лица, в том числе предприниматели, не должны исчислять налог самостоятельно, в связи с чем не должны они сдавать и налоговые декларации. Уплата налога на землю осуществляется на основании уведомления, полученного от налоговых органов, которое должно рассылаться не позднее чем за 30 дней (рабочих) до наступления срока уплаты.

Основание и правовые основы

Земельный налог – это местный сбор. Его правовые основы заложены в статье 31 Налогового кодекса РФ, но он должен быть введен на конкретной территории – нормативными актами муниципальных образований, а в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – законами этих городов федерального значения.

На местном уровне устанавливаются ставки земельного налога, порядок и сроки его уплаты, льготы. Если они не установлены соответствующим документом, применяются ставки, порядок, сроки уплаты и льготы, установленные федеральным законодательством.

Как соотносятся общие правила и местные особенности

Правила начисления и уплаты земельного налога закреплены в главе 31 Налогового кодекса. Положения данной главы едины для всех муниципалитетов РФ, но при этом местные власти вправе устанавливать некоторые особенности в рамках общих правил.

Предлагаем ознакомиться:  Договор залога недвижимости между физическими лицами образец

Так, муниципалитет может утвердить свои ставки налога, но эти ставки не должны превышать максимальных значений, закрепленных в Налоговом кодексе. Кроме того, для организаций муниципальное образование имеет право установить собственный срок уплаты налога и авансовых платежей при условии, что последняя дата перевода денег не ранее той, что названа в НК РФ.

Памятка налогоплательщику

Гражданам, осуществляющим проектирование и строительство индивидуального жилого дома взамен сгоревшего (на основании акта о пожаре и документов о проектировании и строительстве) в пределах нормативного срока, — в отношении земельного участка, предоставленного для эксплуатации указанного дома;

Малообеспеченным гражданам (гражданам с доходом ниже прожиточного минимума), которым предоставлены земельные участки для эксплуатации индивидуального жилого дома при условии регистрации по месту жительства в указанном доме, — в отношении земельного участка, предоставленного для эксплуатации жилого дома;

года «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 01.01.01 года

8. Физическим лицам, имеющим право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 01.01.01 года № 000-1), в соответствии с Федеральным законом от 01.01.

Физические лица уплачивают земельный налог

01 года «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 01.01.01 года «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

На основании п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно ст. 387 гл. 31 “Земельный налог” НК РФ (далее — Кодекс) земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно 388-й статье НК в роли плательщиков данного налога выступают граждане и предприятия, имеющие в своем распоряжении землю, входящую в категорию объектов налогообложения.

При этом у данных лиц должно быть одно из следующих прав на участок:

  • право собственности, включая совместную и долевую;
  • право бессрочного пользования;
  • право пожизненного наследуемого владения.

Налогом облагаются все земельные территории, за исключением:

  • изъятых из оборота или тех, оборот которых ограничен;
  • отведенных под лесозаготовку;
  • относящихся к культурному наследию;
  • входящих в водный фонд и пребывающих в госсобственности;
  • используемых для возведения многоквартирных домов.

5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 01.01.01 года № 000-1), в соответствии с Федеральным законом от 01.01.01

2. Малообеспеченным гражданам (гражданам с доходом ниже прожиточного минимума), которым предоставлены земельные участки для эксплуатации индивидуального жилого дома при условии регистрации по месту жительства в указанном доме, — в отношении земельного участка, предоставленного для эксплуатации жилого дома;

Физические лица уплачивают земельный налог

Пунктом 1 ст. 388 Кодекса определено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом ст. 388 Кодекса.

Налогоплательщики земельного налога – это организации и физические лица, имеющие земельные участки:

  • на праве собственности;
  • на праве постоянного (бессрочного) пользования;
  • на праве пожизненного наследуемого владения.

Не являются плательщиками земельного налога организации и физические лица за земельные участки на праве безвозмездного срочного пользования или переданные им по договору аренды.

Организации и физические лица, у которых есть только не признаваемые объектами обложения земельным налогом участки (перечисленные в ст. 389 НК РФ), не являются плательщиками данного налога.

Если земельные участки входят в имущество ПИФ (паевого инвестиционного фонда), то земельный налог по ним уплачивает управляющая компания (за счет имущества, составляющего данный фонд).

Задолжал налоги? Заплатит работодатель

льготы по оплате земельного налога

Земельный налог является местным, поэтому местные власти определяют:

  • ставки налога;
  • сроки уплаты;
  • обязательность авансовых платежей по налогу;
  • налоговые льготы.

Доходы от него идут на пополнение казны муниципальных образований, и платить его нужно в бюджет того муниципалитета, на территории которого находится земельный участок.

Что делать, если участок расположен на земле сразу нескольких муниципалитетов? В таком случае уплату нужно произвести в местные бюджеты всех муниципалитетов, на территории которых он находится. Такие разъяснения были даны Минфином России, в частности, в Письме № 03-06-02-02/59 от 5 мая 2006 г. (пункт 6).

База налогообложения для каждого муниципалитета определяется в этом случае как доля кадастровой стоимости земельного участка пропорционально части участка, приходящейся на соответствующее муниципальное образование. Уплата налога при этом должна производиться в порядке и в сроки, установленные на территории каждого муниципалитета.

Физические лица и организации, владеющие земельными участками на праве собственности, праве бессрочного пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Также налогоплательщиками являются управляющие компании в отношении земельных участков, входящих в состав паевого инвестиционного фонда.

Физические лица и организации, арендующие земельные участки или владеющие ими на праве безвозмездного срочного пользования.

Кроме того, в Налоговом кодексе приведен закрытый перечень налогоплательщиков, освобожденных от земельного налога. В список входят религиозные организации (в отношении участков под церковными и благотворительными строениями); общественные организации инвалидов (в отношении участков, используемых для уставной деятельности);

Помимо этого каждый муниципалитет вправе дополнительно установить собственные льготы.

Практически все граждане являются налогоплательщиками. Часть налогов за работников уплачивают работодатели (в частности, налог на доходы физических лиц с доходов, выплачиваемых этими работодателями). А определенные налоги обязаны уплачивать сами налогоплательщики. К ним относятся:

  • налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Уплачивается с доходов, полученных налогоплательщиком не у работодателя, или при отсутствии у работодателя возможности удержать НДФЛ (например, при продаже имущества, выигрыша в лотерею, сдаче личного имущества в аренду и т. п.);
  • транспортный налог. Уплачивают лица, на которых, в соответствии с законодательством РФ, зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ;
  • налог на имущество физических лиц. Уплачивают физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ;
  • земельный налог. Уплачивают физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объекты налогообложения земельным налогом

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах территории муниципального образования или городов федерального значения, если на этой территории земельный налог введен нормативным актом.

Какие земельные участки не облагаются налогом?

Согласно статье 389 НК РФ это земельные участки:

  • изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;
  • ограниченные в обороте, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, историко-культурными заповедниками, объектами археологического и всемирного наследия;
  • из состава земель лесного фонда;
  • занятые находящимися в госсобственности водными объектами в составе водного фонда;
  • входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Налоговый период

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Каждый муниципалитет утверждает собственные ставки земельного налога с учетом ограничений, установленных Налоговым кодексом. В нем названы максимальные значения для различных категорий земли. Так, для участков сельскохозяйственного назначения, участков, занятых жилищным фондом и участков, предназначенных для личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства  предельно допустимая ставка равна 0,3 процента. Для всех прочих земель максимальная ставка составляет 1,5 процента.

К тому же местные власти вправе дифференцировать ставки в зависимости от категорий земель и разрешенного использования участка. Узнать, какие ставки и льготы введены в вашей местности, можно в своей налоговой инспекции.

Налоговой базой по налогообложению на землю – является кадастровая цена участка земли на начало января каждого года. Информацию о данной сумме налоговая служба получает от органов Федеральной службы по государственной регистрации, картографии и кадастра — Росреестра (НК РФ п. п. 1, 4 ст. 391 ).

Монеты

Кадастровая сумма запрашивается запросу в письменном виде в территориальной службе Росреестра или при обращении в кадастровую палату по месту регистрации участка земли. В запросе указывается, какая дата запроса кадастровой стоимости надела, в ином случае в выписке самостоятельно укажут дату подачи заявления. Выписка о стоимости по кадастру выдается лицу бесплатно согласно Закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ ч. 4 ст. 63.

Изменения стоимости по кадастру

 в 2017 году не учитывают после определения налоговый базы за 2017 и ранние годы. Изменения в кадастровой цене из-за исправлений технических ошибок, допущенных органами, осуществляющими кадастровый учет, учитываются в процессе определения налоговый базы по началу того года, в когда ошибку допустили.

В случае, если кадастровая стоимость изменяется комиссионным решением по рассмотрению споров о результате определения стоимости по кадастру или судебному решению, нововведения учитывать будут с того года, когда было подано это заявление о переоценке кадастровой цены, но не раньше момента записи в Едином государственном реестре по недвижимости (ЕГРН, ЕГРП до 01.01.2017) суммы, ставшей объектом оспаривания согласно НК РФ п. 1 ст. 391 ; Письму ФНС России N БС-4-21/21044@ от 07.11.2016).

Предлагаем ознакомиться:  Налог на садовые постройки

Кроме этого подобных исключений, как изменения стоимости по кадастру надела земли после исправления (кадастровой до 01.01.2017) оплошности за налоговый период, не предусматривается согласно Письму ФНС России N БС-4-21/21654 от 16.11.2016.

Когда земля зарегистрирована как долевая собственность более одного лица, то налоговую базу собственника должны рассчитать пропорционально долям. Когда земля находится во владении физических лиц как общая совместная не долевая собственность, тогда налоговую базу распределяют каждому собственнику в равных частях (НК РФ п. п. 1, 2 ст. 392 ).

Для некоторых физических лиц может быть уменьшена налоговая база (кадастровая стоимость) примерно 10 000 руб. по отношению к одному земельному участку в границах муниципального образования. Сюда относятся I и II группы инвалидности, инвалиды с детства, инвалиды и ветераны боевых действий и др. Чтобы получить подобные льготы налогоплательщику необходимо предоставить подтверждающую документацию (п. п. 5, 6 ст. 391 НК РФ).

Земельный налог принадлежит к категории местных сборов, особенности уплаты которых могут иметь определенные различия в отдельных регионах.

Базовые нюансы, касающиеся данного налога, прописаны в 31-й главе Налогового Кодекса, кроме того, на региональном уровне принимаются законодательные акты локального значения, которые:

  • устанавливают налоговые ставки в пределах, предусмотренных НК;
  • определяют порядок и сроки перечисления налога согласно ограничениям, введенным федеральным законодательством;
  • вводят дополнительные льготы для различных категорий граждан.

Налоговым периодом признаётся один календарный год, согласно п. 1 ст. 393 НК РФ. Для земельных участков установлена общая ставка, равная 0,3%.

При расчёте налогов инспекция может применять льготы к определённым категориям граждан. Например, одному из налогоплательщиков могут предоставить скидку размером в 10 000 рублей и больше. Кому положена льгота?

  1. Тем, кто перенёс лучевую болезнь, либо получил её в результате работ любого вида, связанных с ядерными установками.
  2. Физическим лицам, ставшим участниками испытаний ядерного и термоядерного оружия.
  3. Физические лица, имеющие право на получение дополнительной поддержки от государства.
  4. Ветераны и инвалиды военных действий, ВОВ.
  5. Инвалидам с 1 и 2 группами, дети-инвалиды.
  6. Полные кавалеры Ордена славы.
  7. Герой РФ.
  8. Герои СССР.

На льготы так же могут рассчитывать в ряде организаций. Компании могут изучить статью 395 НК РФ, чтобы узнать о действующих правилах в их отношении.

База по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговая база по земельному участку, образованному в течение налогового периода, определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки участка на кадастровый учет.

Если в течение календарного года кадастровая стоимость участка изменяется, то это изменение не учитывается, и сумма налога не изменяется. Есть только два исключения – если изменение является исправлением технической ошибки, допущенной Росреестром, и если стоимость изменена по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда.

Налоговая база определяется отдельно по каждому земельному участку и по каждой доле в праве общей собственности на земельный участок с учетом категории налогоплательщиков и конкретных налоговых ставок.

Организации-плательщики земельного налога определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Для определения налоговой базы по земельному налогу налогоплательщики прежде всего обязаны установить, являются ли данные земельные участки объектом налогообложения. Напомним, что по ст. 389 НК РФ указанным объектом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Не признаются объектом налогообложения земельные участки, перечень которых приведен в п. 2 ст. 389 НК РФ.

Если земельные участки признаются объектом налогообложения, то их кадастровая стоимость определяется в соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, кроме случаев, указанных п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится согласно законодательству РФ об оценочной деятельности.

Обратите внимание! С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ “О государственной кадастровой оценке”, согласно статье 24 которого установлен переходный период для него с 1 января 2017 до 1 января 2020 года. В этот период государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии как с Законом N 237-ФЗ, так и с Законом N 135-ФЗ с учетом особенностей, предусмотренных Федеральными законами.

При этом указанные органы вправе принять решение о выборе вида объектов недвижимости, категории земель, государственная кадастровая оценка которых в переходный период проводится в соответствии с Законом N 237-ФЗ. Если государственная кадастровая оценка начата до 1 января 2017 года, то она проводится в соответствии с Законом N 135-ФЗ и должна быть завершена до 1 января 2020 года (п. 5 ст. 24 Закона N 237-ФЗ).

Для всех физических лиц – налогоплательщиков налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, полученных из Росреестра. Они получают уведомления из налоговой, на основании которого и уплачивают налог. ИП (индивидуальные предприниматели) также уплачивают налог на основании уведомлений из налоговых органов.

Когда налоговая база может быть уменьшена?

Налоговая база по земельному налогу уменьшается на сумму 10000 руб. на одного налогоплательщика следующих категорий:

  • Герои Советского Союза, Герои РФ, полные кавалеры ордена Славы;
  • инвалиды I и II групп;
  • инвалиды с детства;
  • ветераны и инвалиды ВОВ, а также ветераны и инвалиды боевых действий;
  • физические лица, подвергшиеся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС, объединении “Маяк”, на р. Теча, на Семипалатинском полигоне;
  • физические лица, принимавшие участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, в ликвидации аварий (п. 5 статьи 391 НК РФ);
  • физические лица, получившие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, связанных с ядерными установками, включая оружие и космическую технику.

Чтобы уменьшить налоговую базу, необходимо подтвердить свое право на этот вычет, предоставив подтверждающие документы в налоговые органы по месту нахождения земельных участков не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

На что не начисляется налог

На участки, изъятые из оборота в соответствие с законами РФ. Также от начисления налога освобождены участки, ограниченные в обороте, на которых расположены особо ценные объекты культурного наследия, либо объекты, предназначенные для обеспечения нужд обороны, безопасности и таможни. Наконец, под земельный налог не подпадают земли лесного фонда и участки, занятые государственными водными объектами.

О льготах, налоговых периодах и ставках

От уплаты земельного налога освобождаются:

  1. Организации и учреждения уголовно-исполнительной системы – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций;
  2. Организации – в отношении земельных участков, занятых государственными автодорогами общего пользования;
  3. Религиозные организации – в отношении земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
  4. Общероссийские общественные организации инвалидов с численностью инвалидов (и их законных представителей) не менее 80% – за земли, используемые ими для осуществления уставной деятельности;

    Организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если не менее 50% их сотрудников являются инвалидами, причем их доля в фонде оплаты труда составляет не менее 25% – в отношении земельных участков, используемых ими для производства и/или реализации товаров (за исключением подакцизных и некоторых других), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

    Учреждения, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов – в отношении земельных участков, используемых ими для образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, информационных и иных целей соцзащиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

  5. Организации народных художественных промыслов – в отношении земельных участков, расположенных в местах традиционного бытования указанных промыслов, и используемых для производства и реализации соответствующих изделий;
  6. Физические лица – коренные малочисленные народы Севера, Сибири, и Дальнего Востока РФ, а также общины таких народов – в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
  7. Организации – резиденты особой экономической зоны (ОЭЗ) – в отношении земельных участков, расположенных на территории ОЭЗ (сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок);
  8. Судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, – в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны сроком на десять лет;
  9. Организации – участники свободной экономической зоны – в отношении земельных участков, расположенных на территории свободной экономической зоны и используемых в целях выполнения договора об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне, сроком на три года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок;
  10. Управляющие компании, реализующие инновационный проект “Сколково” – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций.

Дополнительные льготы на территории конкретных муниципальных образований устанавливаются нормативными актами этих муниципальных образований, а также городов федерального значения.

Законодательством предусмотрена льгота, предусматривающая уменьшение налогооблагаемой базы на 10 тысяч рублей для следующих граждан:

  • Героев СССР и России;
  • инвалидов I группы, а также II группы, если она присвоена ранее 2004 года; инвалидов детства;
  • ветеранов боевых действий;
  • подвергшихся радиационному воздействию.

Полное освобождение от уплаты земельного налога предусмотрено исключительно для представителей коренных народов Дальнего Востока, Крайнего Севера и Сибири.

Стопроцентная льгота полагается следующим юридическим лицам:

  • религиозным организациям;
  • учреждениям уголовно-исполнительной системы;
  • автодорожным организациям;
  • объединениям, занимающимся художественными промыслами;
  • общественным организациям, членами которых являются инвалиды;
  • управляющим компаниям в инновационном центре «Сколково»;
  • резидентам открытых и свободных экономических зон.

С 01.01.2018 (действует с 01.01.2017) для пенсионеров установлены:

  • льгота по земельному налогу путем изменения статьи 391 НК;

  • порядок применения этой льготы, согласно которому:

    • Уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет по земельному налогу (форма уведомления утв. Приказом ФНС России от 26.03.2018 № ММВ-7-21/167@). Оно предоставляется в налоговый орган до 1 июля.

    • Налогоплательщик, представивший в налоговый орган уведомление о выбранном земельном участке, не вправе после 1 июля 2018 года представлять уточненное уведомление с изменением земельного участка, в отношении которого в указанном налоговом периоде применяется налоговый вычет.

    • При непредставлении уведомления о выбранном земельном участке налогоплательщиком, имеющим право на применение налогового вычета за налоговый период 2017 года, налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

Предлагаем ознакомиться:  Как Скрыться От Судебных Приставов — Защитим Ваши Интересы

Письмом от 17.01.2018 № БС-4-21/640@ “Об основаниях применения налогового вычета по земельному налогу” ФНС России разъяснила следующее:

  • налогоплательщик вправе, но не обязан направить в налоговый орган уведомление о выбранном земельном участке для получения налогового вычета по земельному налогу;

  • при исчислении земельного налога налоговый вычет в размере кадастровой стоимости 6 соток площади земельного участка применяется в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика, имеющего право на налоговую льготу;

  • уведомление направляется в налоговый орган только по волеизъявлению налогоплательщика;

  • при отсутствии уведомления налоговый вычет будет предоставлен в отношении земельного участка с максимальной исчисленной суммой земельного налога;

  • не требуется дополнительно представлять заявление о предоставлении налоговой льготы, если у налогового органа имеются соответствующие сведения (если, например, ранее применялись налоговые льготы по земельному налогу).

Также с 01.01.2018 изменяется порядок предоставления льгот по налогу на имущество физлиц, а также по транспортному и земельному налогу физических лиц.

Статья 395 НК устанавливает на федеральном уровне перечень лготных категорий налогоплательщиков. Соглалслно этой статье освобождаются от налогообложения:

  1. Организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

  2. Организации – в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

  3. Религиозные организации – в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

  4. Общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, – в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

    организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 %, – в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

    учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, – в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

  5. Организации народных художественных промыслов – в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

  6. Физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов – в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

  7. Организации – резиденты особой экономической зоны, за исключением организаций, указанных в пункте 11 настоящей статьи, – в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок;

  8. Организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом “Об инновационном центре “Сколково”, – в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного центра “Сколково” и предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций в соответствии с указанным Федеральным законом;

  9. Судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, – в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны сроком на десять лет.

Федеральным законом от 30.09.2017 № 286-ФЗ статья 396 Налогового кодекса РФ дополнена пунктом 3, согласно которому с 01.01.2018 подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу по земельному налогу осуществляется в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 НК.

Кто рассчитывает земельный налог самостоятельно

Налогоплательщики-организации вычисляют сумму земельного налога самостоятельно. Как правило, этим занимается бухгалтерия.

До 2015 года по участкам, занятым в производственной деятельности, индивидуальные предприниматели определяли сумму налога самостоятельно. Однако начиная с 1 января 2015 года индивидуальные предприниматели, как и физлица, не являющиеся ИП, уплачивают земельный налог на основании налоговых уведомлений, которые направляет инспекция.

Чтобы налоговая инспекция могла рассчитать налог, информацию об участках налоговикам присылают работники органа, осуществляющего кадастровый учет, ведение кадастра недвижимости и госрегистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Госреестра). Налоговый кодекс обязывает данную структуру ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые инспекции сведения об участках по состоянию на 1 января этого же года.

Получив информацию, налоговики рассчитывают сумму налога и направляют налогоплательщику — физическому лицу уведомление об уплате. При этом работники ИФНС вправе предъявить налог к уплате не более чем за три года, предшествующих году, когда отправлено уведомление. Если же они включат в уведомление земельный налог за более ранние периоды, налогоплательщик вправе не перечислять деньги.

При этом на практике случается, что в налоговую инспекцию своевременно не поступает информация о приобретении физическими лицами объектов обложения земельным налогом (например, земельных участков). В связи с этим налоговые уведомления не направляются и налог из-за этого не уплачивается. Чтобы урегулировать эту проблему с 1 января 2015 года введена новая обязанность физлиц — сообщать в инспекцию об объектах обложения земельным налогом, если за весь период недвижимостью физическое лицо не получало уведомлений и не платило налог.

Помимо сообщения требуется представить также и правоустанавливающие документы. Сделать это нужно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Начиная с 2017 года физлица, не исполнившие указанную обязанность, будут платить штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении «сокрытого» от инспекторов участка земли.

Как рассчитать земельный налог

Нужно определить налоговую базу и умножить ее на ставку налога. База и сумма налога рассчитывается отдельно по каждому участку земли. Если участок расположен на территории нескольких муниципалитетов, то нужно отдельно определить базу для каждой части, приходящейся на каждый из муниципалитетов. Если участок находится в общей собственности у нескольких лиц, то надо отдельно определить базу для каждой доли, принадлежащей каждому лицу.

Налоговая база — это кадастровая стоимость участка (либо его доли) по состоянию на 1 января. Если участок сформирован в середине года, то налоговая база — это кадастровая стоимость на дату постановки на кадастровый учет.

В НК РФ приведен перечень категорий налогоплательщиков, для которых база уменьшается на необлагаемую сумму. Она равна кадастровой стоимости 600 кв. м. площади участка. В число лиц, которые вправе воспользоваться данной льготой, вхдят,  в числе прочих, ветераны Великой отечественной войны, герои Советского Союза и Российской Федерации, инвалиды и пенсионеры. Муниципальные власти могут подкорректировать перечень или изменить величину вычета.

Определять базу и начислять налог следует по итогам налогового периода, который равен одному календарному году. В случае, когда право собственности (бессрочного пользования или пожизненного наследуемого дарения) возникло или прекратилось в середине года, то земельный налог нужно рассчитывать с учетом коэффициента.

Чтобы его найти, надо взять число полных месяцев, в течение которых участок принадлежал налогоплательщику, и разделить на количество календарных месяцев в году. Если право возникло или прекратилось до 15 числа включительно, то за полный месяц принимают месяц возникновения прав. Если же право возникло или прекратилось после 15 числа, то за полный месяц принимают месяц прекращения прав.

Поясним на примере. Допустим, организация приобрела земельный участок 25 февраля, и продала 20 сентября. Получается, что предприятие владело участком на протяжении семи полных месяцев (март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь). Значит, коэффициент равен 0,59 (7 мес.: 12 мес.).

Когда перечислять деньги

Налогоплательщики-организации и предприниматели перечисляют земельный налог не позднее даты, установленной местным законодательством. Согласно нормам главы 31 НК РФ такая дата не может быть более ранней, чем 1 февраля года, следующего за налоговым периодом.

Муниципальные образования могут ввести отчетные периоды по земельному налогу. Это первый, второй и третий кварталы соответственно. В местностях, где введены отчетные периоды, предприятия и ИП должны в течение года делать авансовые платежи. Размер такого платежа — одна четвертая кадастровой стоимости по состоянию на 1 января, умноженной на ставку.

Перечислять авансовые платежи нужно в сроки, установленные муниципалитетом. При уплате итоговой суммы налога необходимо учитывать авансовые платежи, сделанные в течение года. Муниципалитеты, в которых введены отчетные периоды, вправе освободить отдельные категории налогоплательщиков-организаций и предпринимателей от авансовых платежей.

Налогоплательщики — физические лица не делают авансовых платежей по земельному налогу. Они перечисляют только итоговую сумму налога, указанную в уведомлении. Срок уплаты физлицами земельного налога прописан непосредственно в НК РФ — не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим (вне зависимости от субъекта РФ).

Кроме того, физические лица могут добровольно внести так называемый единый налоговый платеж физического лица. Для этого нужно просто перевести некую сумму на соответствующий счет Федерального казначейства. Деньги будут списаны в счет исполнения обязанности по уплате «имущественных» налогов, в том числе земельного налога. Инспекция сама решит, как зачесть средства: в счет предстоящих платежей либо в счет уплаты недоимки.

Как отчитываться по земельному налогу

Налогоплательщики-организации  обязаны сдать декларацию по земельному налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Обратите внимание: в отличие от даты уплаты, дата предоставления декларации едина для всех местностей и не может варьироваться в зависимости от муниципалитета.

Расчеты по авансовым платежам не предусмотрены.

Организации, не владеющие участками земли, не являются налогоплательщиками, и поэтому не должны отчитываться по земельному налогу.

Для налогоплательщиков — физических лиц отчетность по земельному налогу не предусмотрена.

До 2015 года в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, индивидуальные предприниматели были обязаны  не только самостоятельно рассчитать земельный налог, но и представить налоговую декларацию. Однако с 2015 года ИП представлять налоговую декларацию не обязаны.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector