Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-26 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-74-92 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 550-95-86 (бесплатно)

Этапы производства по делам об адменистративных правонарушениях

2. Акты субъектов федерации

Законы субъектов Российской Федерации:

  1. Конституции, уставы субъектов РФ.

  2. Акты представительных органов субъектов
    РФ:

а) законы;

б) положения, постановления и др.

Подзаконные акты субъектов федерации.

  1. Акты глав субъектов федерации.

  2. Акты правительств, администраций
    субъектов РФ.

  3. Ведомственные акты органов исполнительной
    власти субъектов РФ.

  4. Приказы, инструкции руководителей
    государственных унитарных предприятий,
    учреждений субъектов федерации.

Вопрос 1. Понятие производства по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных
правонарушениях является одним из видов
административных производств, составляющих
административный процесс.

КоАП РФ не содержит нормативного
определения понятия “производство
по делам об административных
правонарушениях”, ограничиваясь лишь
указанием на общие положения. Однако,
исходя из признаков, которыми оно
обладает, а также тех задач, которые
решаются в ходе его осуществления можно
дать следующее определение6.

Производство по делам об административных
правонарушениях—это основанная
на законе и облеченная в форму правовых
отношений деятельность судей, органов,
должностных лиц по возбуждению и
рассмотрению дел об административных
правонарушениях, а также назначению
виновным мер административного наказания,
осуществляемая в особом
административно-процессуальном порядке
и производимая в целях всестороннего,
полного, объективного и своевременного
выяснения обстоятельств каждого дела,
разрешения его в соответствии с законом,
обеспечения исполнения вынесенного
постановления, а также выявления причин
и условий, способствовавших совершению
административных правонарушений.

Данное определение носит универсальный
характер, поскольку оно определяет круг
лиц, осуществляющих производство,
обозначает его содержание и раскрывает
задачи производства.

В самом общем виде производство по делам
об административных правонарушениях
можно представить как разбирательство
по факту противоправного поведения,
осуществляемое уполномоченными на то
субъектами — судьями, органами
исполнительной власти, должностными
лицами.

Проанализируем содержание понятия
производства и обратимся в первую
очередь к его задачам, поскольку через
них можно определить существо данной
деятельности.

Законодательно задачи производства
объединены в ст. 24.1 КоАП РФ и сводятся
к следующим положениям:

  • всестороннему, полному, объективному
    и своевременному выяснению всех
    обстоятельств каждого дела;

  • разрешению дела в соответствии с
    законом;

  • обеспечению исполнения вынесенного
    по делу постановления;

  • выявлению причин и условий, способствовавших
    совершению административного
    правонарушения.

Проанализируем каждую из обозначенных
задач более подробно.

Характеризуя первую задачу производства,
подчеркнем, что выяснение обстоятельств
каждого деладолжно быть всесторонним,
полным, объективным и своевременным.

а) выяснены все обстоятельства,
которые требуется установить по данному
делу;

б) собраны и процессуально закреплены
все необходимые доказательства,
подтверждающие наличие или отсутствие
события административного правонарушения,
а также виновность лица, привлекаемого
к административной ответственности.

Кроме того, судьи, органы и должностные
лица, уполномоченные рассматривать
дела об административных правонарушениях,
должны выяснить сведения о лице, в
отношении которого ведется производство
по делу об административном правонарушении,
а также наличие обстоятельств, смягчающих
и отягчающих административную
ответственность.

Объективность— это соответствие
реальной действительности, беспристрастность,
непредвзятость при осуществлении
производства по делам об административных
правонарушениях. Требование объективности
при выяснении обстоятельств дела
направлено на недопущение одностороннего
подхода к оценке факта правонарушения.

Этапы производства по делам об адменистративных правонарушениях

— административную ответственность
за заведомо ложные показания свидетеля,
пояснение специалиста, заключение
эксперта или заведомо неправильный
перевод при производстве по делу об
административном правонарушении
(ст. 17.9 КоАП);

— надзор прокуратуры за соблюдением
Конституции РФ, исполнением законодательства
органами и должностными лицами при
производстве по делам об административных
правонарушениях (ст. 24.6 КоАП);

— самоотвод или отвод судьи, члена
коллегиального органа или должностного
лица, если в деле о правонарушении
присутствуют их интересы (прямые или
косвенные), а также в иных ситуациях,
где их участие могло бы поставить под
сомнение объективность рассмотрения
дела (ст. 29.2, 29.3 КоАП);

— отмену постановления и возвращение
дела на новое рассмотрение в случаях
существенного нарушения процессуальных
требований, если это не позволило
всесторонне, полно и объективно
рассмотреть дело (п. 4 ч. 1 ст. 30.7
КоАП).

Своевременноевыяснение
обстоятельств каждого дела означает
соблюдение сроков рассмотрения дел об
административных правонарушениях,
установленных ст. 29.6 КоАП. Сроки
рассмотрения дел призваны способствовать
вынесению постановления по делу в
кратчайшее время, максимально приближенное
к моменту совершения противоправного
деяния.

Осуществление этих требований является
обязанностью судей, органов и должностных
лиц на всех стадиях производства по
делу об административном правонарушении.

Важной задачей производства по делам
об административных правонарушениях
является разрешение дела в соответствии
с законом. Соблюдение закона при
осуществлении производства рассматривается
в качестве обязательного условия
обеспечения правопорядка, охраны
общественных интересов, прав граждан
и организаций.

Особо следует подчеркнуть, что в
соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 1.3 КоАП
установление порядка производства по
делам об административных правонарушениях
отнесено к ведению Российской Федерации.

Задача по обеспечению исполнения
вынесенного постановлениятесно
связана с неотвратимостью воздействия
государства к правонарушителю. Ее
игнорирование на практике может привести
к невозможности осуществления эффективной
борьбы с правонарушениями.

— учет судьей, органом или должностным
лицом, выносящими постановление о
назначении административного наказания,
имущественной и финансовой возможности
правонарушителя исполнить назначенное
наказание (ч. 2, 3 ст. 4.1 КоАП);

— наличие специальных органов, на
которые возложена обязанность исполнения
конкретных видов наказания (ч.7 ст. 32.1,
ч. 1 ст. 32.4, ст. 32.5, ч. 1 ст. 32.8,
ст. 32.9 КоАП);

— установление административной
ответственности за уклонение от
исполнения наказания (ст. 17.8, 20.25
КоАП).

Осуществление производства по делам
об административных правонарушениях,
не может ограничиваться лишь борьбой
с уже совершенными правонарушениями.
Большое значение должно придаваться
их предупреждению. Поэтому при
рассмотрении дел судьи, органы и
должностные лица обязаны принимать
необходимые меры к выявлению причин и
условий, способствовавших совершению
правонарушений.

Деятельность участников административного процесса развивается во времени как последовательный ряд связанных между собой процессуальных действий по реализации прав и взаимных обязанностей. Процесс проходит несколько сменяющих друг друга фаз развития или стадий.

Этапы производства по делам об адменистративных правонарушениях

Под стадией следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть производства, которая, наряду с его общими задачами, имеет свойственные только ей задачи, документы и другие особенности.

На каждой стадии совершаются определенные действия, которые являются частными по отношению к общей цели производства. Решение задач каждой стадии оформляется специальным процессуальным документом, который как бы подводит итог деятельности. После принятия такого акта начинается новая стадия.

Стадии органично связаны между собой: последующая, как правило, начинается лишь после того, как закончена предыдущая, на новой стадии проверяется то, что было сделано раньше.

а) административное расследование;

б) рассмотрение дела;

в) пересмотр постановления;

г) исполнение постановления.

На первой стадии выявляются факт и обстоятельства совершения проступка, данные о виновном и составляется протокол. На второй – компетентный орган рассматривает дело и принимает постановление. На третьей -факультативной – стадии постановление пересматривается по

жалобе гражданина, протесту прокурора, она заканчивается принятием решения об отмене, изменении или оставлении постановления в силе. На четвертой – реализуется принятое постановление.

а) возбуждение дела;

б) установление фактических обстоятельств;

в) процессуальное оформление результатов расследования;

г) направление материалов для рассмотрения по подведомственности.

а) подготовка дела к рассмотрению и слушанию;

б) анализ собранных материалов, обстоятельств дела;

Предлагаем ознакомиться:  Как подать иск на моральный ущерб

в) принятие постановления;

г) доведение постановления до сведения.

3. Пересмотр постановления:-

а) обжалование, опротестование постановления;

б) проверка законности постановления;

в) вынесение решения;

г) реализация решения.

а) обращение постановления к исполнению;

б) фактическое исполнение;

в) окончание исполнения (дела).

Административное расследование

Расследование дела, являясь начальной стадией производства по делам об административных правонарушениях, представляет собой комплекс процессуальных действий, направленных на установление обстоятельств нарушения, их фиксирование и квалификацию деликта.

Основанием возбуждения административного дела и производства расследования является совершение лицом деяния, содержащего признаки административного нарушения.

Началу административного расследования предшествует получение информации о деянии, имеющем признаки нарушения, то есть наличие повода.

непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта совершения административного правонарушения;

материалы, поступающие из правоохранительных органов, а также от других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений; сообщения и заявления физических и юридических лиц; сообщения в средствах массовой информации.

В процессе расследования должны быть установлены фактические обстоятельства совершенного проступка, которые можно разделить на три группы. Первую составляют обстоятельства, имеющие непосредственное значение для решения вопроса о наличии или отсутствии состава проступка. В другую группу входят обстоятельства, находящиеся за рамками состава нарушения, но имеющие значение для определения вида и размера взыскания.

Выяснение фактических обстоятельств дела осуществляется различными способами. Основным является опрос. Для опроса и получения объяснений могут быть вызваны любые лица, располагающие сведениями, которые имеют значение для дела.

Исследование фактических обстоятельств может осуществляться и с помощью материальных носителей информации (вещественных доказательств и документов), получаемых в результате задержания деликвента, личного досмотра и досмотра вещей, изъятия предметов.

Основанием для возбуждения дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола о его совершении или вынесении прокурором постановления о возбуждении административного производства.

Протокол об административном правонарушении -процессуальный документ, свидетельствующий о совершении данного противоправного деяния (конечно, предположительно). Его составляют уполномоченные должностные лица – представители тех органов, которые правомочны рассматривать дела об административных правонарушениях (например, должностные лица милиции, контрольно-надзорных органов и т. п.).

В протоколе (постановлении) об административном правонарушении указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; сведения о личности нарушителя; место, время совершения и существо административного правонарушения;

нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются; объяснение нарушителя;

иные сведения, необходимые для разрешения дел (КоАП ст. 235) .

Протокол (постановление) подписывается лицом, его составившим и лицом, совершившим административное правонарушение; при наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан также и этими лицами.

В случае отказа лица, совершившего административное правонарушение, от подписания протокола в нем делается запись об этом. Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.

При составлении протокола нарушителю разъясняются его права и обязанности (КоАП ст. 235).

Протокол составляется сразу же после выявления факта административного правонарушения. Если же требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, в том числе данных о личности или сведений о юридическом лице, протокол составляется в течение суток с момента выявления правонарушения.

Протокол об административном правонарушении составляется не во всех случаях. Так при совершении административных правонарушений, предусмотренных статьей 76 (Нарушение требований пожарной безопасности в лесах) (если размер штрафа не превышает 1/10 МРОТ), статьей 128 (Безбилетный проезд) и некоторыми другими статьями КоАП, статьями 383-386 ТК РФ протокол не составляется, если лицо не оспаривает допущенное нарушение и налагаемое на него административное взыскание.

Протокол не составляется также в случаях, если производство по делу об административном правонарушении возбуждено постановлением прокурора (КоАП ст. 237).

Завершающим этапом первой стадии производства по делам об административных правонарушениях является направление материалов расследования на рассмотрение.

а) органу или должностному лицу, уполномоченному рассматривать соответствующую категорию административных нарушений;

б) в орган внутренних дел, прокуратуру, если будут выявлены признаки преступления;

в) на рассмотрение общественной организации или трудового коллектива;

г) командиру воинской части, ректору ВУЗа, соответствующему органу для решения вопроса о привлечении лица, совершившего административный проступок, к дисциплинарной ответственности.

Законодательством в порядке исключения предусматривается упрощенное производство по делам об административных нарушениях.

а) если совершено оно из правонарушений, которое считается малозначительным;

б) если за данное деяние на виновного может быть наложено такое взыскание, как предупреждение или штраф до 1/5 МРОТ;

в) если гражданин не оспаривает налагаемое на него взыскание.

4. Международные акты.

В соответствии со статьей 15 Конституции
РФ общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные
договоры Российской Федерации являются
составной частью ее правовой системы.

Выводы по второму вопросу:1.
Административное право, так же как и
другие отрасли права, представляет
собой систему, которая состоит из
отдельных административно-правовых
норм и институтов, тесно связанных между
собой. Их взаимосвязь обуславливается
общим предметом, методом, принципами,
целями регулирования.

2. Нормы административного права
содержатся в различных по своему
характеру и значению юридических актах.
Такие акты, если они включают в себя
правовые нормы, регулирующие общественные
отношения в сфере государственного
управления, являются источниками
административного права, конкретными
формами его выражения.

Вопрос 3. Механизм административно-правового регулирования

Под механизмом административно-правового
регулирования понимается система
административно-правовых средств,
которые, воздействуя на общественные
отношения, организуют их в соответствии
с задачами управления.

1. Система государственных (и
муниципальных) органов как управляющих
звеньев. Возьмем, например, Государственную
Думу, Правительство и МВД России.

Министерство внутренних дел считало
необходимым установить административную
ответственность за незаконное потребление
наркотических средств в общественных
местах. Оно обратилось в Правительство,
обладающее правом законодательной
инициативы. Правительство вносит на
рассмотрение Государственной Думы
законопроект, в котором содержится
соответствующая норма.

2. Нормы административного права.

Под нормой права понимается правило
поведения общего характера, установленное
или санкционируемое государством,
имеющее общеобязательную силу, наделяющее
субъектов юридическими правами и
обязанностями, регулирующее общественные
отношения и предусматривающее в случае
нарушения ответственность.

В нашем случае норма будет такой:
“потребление наркотических средств
без назначения врача в общественных
местах”.

Но правоприменителю обязательно нужно
знать, что такое “наркотическое
средство”и что такое”общественные
места”.Необходимоофициальное
толкование этих понятий.

3. Акты толкования норм административного
права.

Такими актами могут быть законы, указы
Президента, Постановления Пленума
Верховного Суда, Постановления
Правительства и другие официальные
документы.

Но к правонарушителю данную норму
необходимо применять. Сотрудник милиции
должен составить протокол, а судья (как
правило) – рассмотреть дело и вынести
постановление о наложении административного
взысканияв отношении конкретного
лица. Это постановление является актом
применения нормы административного
права.

4.
Акты применения норм административного
права.

Между сотрудником милиции, ведущим
производство по делу, судьей, рассматривающим
дело, лицом, привлекаемым к административной
ответственности, а также другими
субъектами производства возникают
административные правоотношения,которыеконкретно выражаются во
взаимных обязанностях и правах.

5. Административно-правовые отношения.

Они являются последним элементом
механизма, по существу, результатом
административно-правового воздействия
на общественные отношения.

Предлагаем ознакомиться:  Образец заявления о включении в реестр кредиторов на стадии конкурсного производства

Понятие
и виды административно-правовых норм.

Административно-правовая норма это
установленное государством правило
поведения в целях регулирования
общественных отношений в сфере
государственного управления.

Особенности административно-правовых
норм.

Поскольку
административно-правовые нормы действуют
в сфере государственного управления,
то первой
их особенностью является
сам предмет регулирования или специфика
нормируемых общественных отношений,
складывающихся в сфере государственного
управления.

Вторая особенностьадминистративно-правовых
норм заключается в том, чтоони содержат
в себе юридически обязательные правила
поведения, адресованные различными
субъектами, действующими в сфере
государственного управления, но главным
образом – органам управления (органам
исполнительной власти и местного
самоуправления), так как они регулируют,
прежде всего, деятельность аппарата
управления.

Виды административно-правовых норм.

а) обязывающие,т.е. предписывающие
обязательное совершение определенных
действий, о которых идет речь в данной
норме (множество таких норм содержится
в правилах дорожного движения, пожарной
безопасности, правилах оборота
гражданского и служебного оружия и
патронов к нему на территории Российской
Федерации и других актах);

б) запрещающие, т.е. предусматривающие
запрет на совершение определенных
действий, указанных в данной норме
(например, ст. 20.1 КоАП РФ запрещает
нецензурную брань в общественных местах,
оскорбительное приставание к гражданам
и другие действия, демонстративно
нарушающие общественный порядок и
спокойствие граждан);

в) уполномочивающие, т.е. предусматривающие
возможность действовать по своему
усмотрению в пределах требований данной
нормы, т.е. предоставляют возможность
участникам управленческой деятельности
совершить определенные действия или
воздержаться от них (например, гражданин
может в установленном порядке получить
право управления автотранспортом или
пользования гражданским оружием, а
может и нет).

а) нормы, регулирующие правовое положение
органов исполнительной власти и местного
самоуправления, формы и методы их
деятельности, организацию работы;

б) нормы, закрепляющие административно-правовой
статус служащих государственного и
муниципального аппарата;

в) нормы, закрепляющие административно-правовое
положение общественных объединений
(негосударственных организаций);

г) нормы, закрепляющие административную
правосубъектность граждан Российской
Федерации, иностранных граждан и лиц
без гражданства.

По
своей служебной роли нормы административного
права подразделяются на материальные
и процессуальные.

Нормы материального административного
права определяют содержание прав и
обязанностей сторон общественных
отношений.

Нормы процессуального права
определяют порядок реализации этих
обязанностей и прав (например, процедуру
рассмотрения жалобы, заявления).

По действию во времени административно-правовые
нормы делятся насрочные, т.е. с
заранее определенным сроком действия
ибессрочные, не имеющие заранее
установленного срока действия. Последние
действуют до их отмены.

По кругу лиц, на которых распространяется
их действие, -общие (относятся ко
всем лицам на данной территории);специальные (действуют лишь в
отношении конкретных субъектов –
военнослужащих, сотрудников милиции,
работников торговли, лиц, ответственных
за соблюдение правил пожарной безопасности
и других).

а) общероссийские (федеральные);

б) действующие в пределах субъектов
Российской Федерации;

в) распространяющие свое действие на
определенную часть территориальной
единицы (например, при объявлении
карантина);

г) межтерриториальные (или специальные),
действующие в пределах нескольких
административно-территориальных единиц
(районов, округов, краев, областей и
др.).

По объему регулирования(по
классификации Ю.М. Козлова)
административно-правовые нормы могут
быть общими, межотраслевыми, отраслевыми
и местными. В соответствии с данным
критерием административно-правовые
нормы могут иметьвнутрисистемный
(их юридическая сила распространяется
на нижестоящие звенья исполнительной
власти) либообщеобязательныйхарактер.

Структура
административно-правовых норм.

С точки зрения внутренней структуры
административно-правовая норма, как
любая другая норма права, состоит из
гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза – это та часть нормы, которая
содержит указание на фактические
условия, при наличии которых надо
руководствоваться данной нормой,
исполнять или применять ее. Гипотеза
административно-правовой нормы может
бытьабсолютно определенной, т.е.
точно указывающей факты, наличие которых
дает основание руководствоваться данной
нормой.

Гипотеза административно-правовой
нормы может быть и относительно
определенной, т.е. дающей лишь общую
характеристику фактов, позволяющих
руководствоваться данной нормой.
Например, военнообязанный без уважительной
причины не явившийся по вызову в
военкомат, может быть привлечен к
ответственности в виде штрафа, налагаемого
властью военкома. В данном случае вопрос
о признании причины неуважительной
решает должностное лицо органа управления
– военный комиссар.

Диспозиция
– главная часть административно-правовой
нормы, определяющая само правило
поведения, предписываемое нормой права
(в запрещающей норме – то, что запрещено).

1. Меры дисциплинарной ответственности.
К ним относятся: замечание, выговор,
строгий выговор, предупреждение о
неполном служебном соответствии,
понижение в должности и т.д.

2. Меры материально-финансового характера
(например, запрещение выдавать деньги
с расчетного или текущего счета при
невыполнении основных показателей
производственного плана.

3. Меры административного наказания.
Согласно ст. 3.1. КоАП РФ к ним относятся:
1) предупреждение; 2) административный
штраф; 3) возмездное изъятие орудия
совершения или предмета административного
правонарушения; 4) конфискация орудия
совершения или предмета административного
правонарушения; 5) лишение специального
права, предоставленного физическому
лицу;

Понятие
и виды административно-правовых
отношений.

Под административным правоотношением
понимается общественное отношение,
урегулированное административно-правовой
нормой.

Могут ли подобные отношения возникнут
между гражданами? Г.И. Петров обосновал
возможность этого, хотя данная точка
зрения не получила в научной литературе
широкого распространения.

В то же время профессор Ю.П. Соловей
утверждает, что между гражданами возможны
полицейско-правовые отношения, которые
являются разновидностью
административно-правовых. Например,
фермер, применяющий огнестрельное
оружие для защиты своей собственности,
или охранник – для защиты охраняемого
имущества.

Любой гражданин вправе в
рамках необходимой обороны применить
силу в целях пресечения преступления.
А западному законодательству известно
право “останови и обыщи”, которым
наделен любой гражданин, пресекающий
преступление. Оно дополняется правом
доставления подозреваемого в полицию.
Это явно административно-правовые (и
даже полицейско-правовые) отношения
между гражданами, характеризуемые
неравенством сторон.

Введение

В структуре государственного управления
важное место принадлежит мерам
административного принуждения, состоящим
в понуждении к исполнению соответствующими
субъектами юридических обязанностей
в целях недопущения или прекращения
противоправных действий, привлечения
правонарушителей к ответственности за
административные проступки, обеспечения
общественной безопасности.

Меры административного принуждения
подразделяются на четыре группы:

  • административно-предупредительные
    меры;

  • меры административного пресечения;

  • меры процессуального обеспечения

  • административные наказания.

Сегодня остановимся на мерах
административного наказания.

Вопрос 1. Понятие производства по делам об административных правонарушениях

Законодательное определение
административного наказания дано в
ч. 1 ст. 3.1 КоАП. Использованием
термина “наказание” вместо “взыскание”
законодатель стремится подчеркнуть
общественную опасность административных
правонарушений. Вероятно, по этой причине
в КоАП уже не встречается термин
“административный проступок”, служивший
в КоАП РСФСР синонимом административному
правонарушению.

По поводу целей применения административного
наказания) в юридической литературе
давно велась оживленная дискуссия, в
ходе которой в качестве целей назывались
непосредственно само наказание, кара,
исправление и перевоспитание наказанных,
предупреждение новых правонарушений
со стороны виновных и иных лиц, и др.
Законодатель подвел черту под этим
спором, впервые определив эти цели на
уровне закона.

В ст. 3.1 КоАП РФ указывается: “Административное
наказание является установленной
государством мерой ответственности за
совершение административного
правонарушения и применяется в целях
предупреждения совершения новых
правонарушений как самим правонарушителем,
так и другими лицами”.

Государство, в лице юрисдикционных
органов, осуществляя борьбу с
правонарушителями, исходит не из цели
подавления, а напротив, из задачи
нравственного восстановления личности.
Административное наказание не может
иметь своей целью унижение человеческого
достоинства физического лица, совершившего
административное правонарушение, или
причинение ему физических страданий,
а также нанесение вреда деловой репутации
юридического лица (ч.2 ст. 3.1 КоАП РФ).

Предлагаем ознакомиться:  Возбуждение исполнительного производства по взысканию алиментов

Под унижением человеческого достоинства
понимаются оскорбления, клевета,
издевательство и иные подобные действия.

Под деловой репутацией юридического
лица понимается сложившееся мнение о
деловых качествах юридического лица.
Деловая репутация юридического лица
является неимущественным правом, которое
принадлежит юридическому лицу с момента
его образования и составляет неотъемлемую
часть его правоспособности.

Указанными положениями законодатель
закрепляет принцип гуманизма, т.е.
нравственную позицию, выражающую
признание ценности человека как личности,
уважение его достоинства, стремление
к его благу как цели общественного
процесса. Принцип гуманизма вытекает
из Конституции Российской Федерации,
в которой человек, его права и свободы
являются высшей ценностью, признание,
соблюдение и защита прав и свобод
человека и гражданина – обязанность
государства.

Основная задача воспитательного
воздействия — посредством административного
наказания привить навыки, стимулирующие
добровольное, сознательное выполнение
лицом своих обязанностей. Лишения и
ограничения, обусловленные применением
административных наказаний, безусловно,
оказывают воспитательное воздействие
на правонарушителей, заставляют
задумываться над своим поведением и
добросовестно выполнять требования
законов.

Воспитание правонарушителей тесно
связано с другой целью административного
наказания — предупреждением правонарушений
не только со стороны нарушителей,
наказанных в административном порядке,
но в отношении и других лиц, что в
юридической литературе принято называть
частным и общим предупреждением (иногда
встречается термин “превенция
правонарушений”).

Частное предупреждение выносится в
отношении лиц, подвергнутых административному
наказанию за совершение административного
правонарушения с тем, чтобы исключить
рецидив нарушения ими правил поведения.
Цель предупреждения достигается не
только путем устрашения виновного
наказанием, но и разнообразными формами
лишения виновного возможности совершить
новое правонарушение (например, изъятие
с последующим уничтожением у лиц,
занимающихся самогоноварением, самогонных
аппаратов, ограничивает возможности в
продолжении изготовления крепких
спиртных напитков домашней выработки).

Цель частного предупреждения правонарушений
обеспечивается и исполнением
административных наказаний. Именно
реальность такого исполнения позволяет
в определенной мере оценивать эффективность
деятельности юрисдикционного органа.
Неисполнение наказания создает у
нарушителей чувство безнаказанности,
нередко способствует формированию
более стойких антиобщественных установок.

Заметим, что значение административных
наказаний не сводится к предупреждению
только административных правонарушений.
Предупредительные их возможности более
широки, ведь многие административные
правонарушения могут перерасти в
преступления. По-видимому, с учетом
этого положения и следует рассматривать
административные наказания как средство
профилактики не только административных
правонарушений, но и уголовных
преступлений.

Основания для применения административного
наказания можно подразделить на две
группы: материальные и процессуальные.

В качестве материального основания для
применения административного наказания
выступает факт административно
наказуемого противоправного поведения
субъекта (факт совершения правонарушения).

Процессуальным основанием является
надлежащим образом составленный документ
о факте противоправного поведения —
протокол об административном
правонарушении.

Таким образом, административное наказание
применяется, в отличие от других мер
административного принуждения, только
после окончания совершения правонарушения
и его процессуального оформления.

Порядок применения мер административного
наказания отличается от порядка
применения других мер административного
принуждения.

1) административные наказания, в отличие
от других административно-принудительных
мер, применяются только в отношении
лиц, совершивших правонарушения, и
только после того, как правонарушение
окончено;

2) административные наказания и порядок
их применения строго регламентируется
законом (гл. 3,4 КоАП РФ), в то время как
порядок применения некоторых других
административно-принудительных мер
регламентируется подзаконными актами;

3) законом установлен строго ограниченный
круг субъектов, обладающих правом
налагать административные наказания,
применять же иные административно-принудительные
меры может гораздо более широкий круг
субъектов;

4) даже те субъекты, которые наделены
правом налагать административные
наказания, могут применять их не во всем
диапазоне, установленном в ст.3.2 КоАП
РФ, а лишь в той части, которая входит в
их компетенцию;

5) применение административных наказаний
находится в рамках определенных
процедурных и процессуальных правил и
норм и в обязательном порядке оформляется
административно-процессуальным
документом — постановление по делу об
административном правонарушении.

Административные наказания отличаются
по своей сути не только от других мер
административного принуждения, но и от
других государственно-правовых санкций.
Например, от уголовного наказания,
применяемого за совершение преступления,
административные наказания, как уже
отмечалось, отличается меньшей степенью
репрессивности (хотя нельзя не отметить
и известного сближения их, например, в
размере штрафа, который на сегодняшний
день имеет даже больший размер, чем
штраф как уголовно-правовая санкция).

Административные наказания не влекут
за собой судимости, налагаются в ином
порядке, чем уголовные наказания, имеют
другой порядок исчисления сроком
давности. Административные наказания
отличаются и от мер дисциплинарного
воздействия, прежде всего, кругом самих
мер наказания, кругом лиц и органов,
применяющих их, процессуальными правилами
наложения наказания, исчислением сроков
давности и др.

Таким
образом, подводя итоги можно отметить
следующее:

  1. Административное наказание — это
    установленная государством мера
    ответственности за совершение
    административного правонарушения

  2. Целями административного
    наказания являются: предупреждения
    совершения новых правонарушений как
    самим правонарушителем, так и другими
    лицами. Административное наказание не
    может иметь своей целью унижение
    человеческого достоинства физического
    лица, совершившего административное
    правонарушение, или причинение ему
    физических страданий, а также нанесение
    вреда деловой репутации юридического
    лица.

  3. Основаниями административного наказания
    выступают два момента: материальный —
    факт совершения административного
    правонарушения и процессуальный —
    наличие надлежаще оформленных
    процессуальных документов. При отсутствии
    хотя бы одного из них ни один из
    перечисленных в законе видов
    административных наказаний не может
    быть назначен юрисдикционным органом
    и соответственно применен к лицам
    виновным в совершении административного
    правонарушения.

Литература

  1. Кодекс Российской Федерации об
    административных правонарушениях. –
    Разделы IV-V.

  2. Агеев А. Районная комиссия по делам
    несовершеннолетних как орган
    административной юрисдикции // Законность.
    – 2006. – № 6.

  3. Административное право. Практикум:
    Учебно-методическое пособие / Под ред.
    Б.В. Россинского. – М., 2006.

  4. Постановление Пленума Верховного Суда
    Российской Федерации от 24.03.2005 г. № 5
    “О некоторых вопросах, возникающих у
    судов при применении Кодекса Российской
    Федерации об административных
    правонарушениях” // Бюллетень Верховного
    Суда Российской Федерации. – 2005. – № 6.

  5. Бахрах Д.Н. Подведомственность
    юридических дел и ее уровни // Журнал
    российского права. – 2005. – № 4.

  6. Бахрах Д.Н. Практикум по административному
    праву: учеб. пособие. – М., 2005.

  7. Гайдов В.Б. Производство по делам об
    административных правонарушениях:
    соотношение задач и стадий // Международные
    юридические чтения: Материалы
    научно-практической конференции. –
    Омск, 2003. Ч. 3.

  8. Головко В.В. Понятие и признаки
    юрисдикции // Полицейское право. –
    2005. № 4.

  9. Головко В.В., Парыгин Н.П.
    Исполнение постановлений по делам об
    административных правонарушениях:
    Монография. – Омск, 2005.

  10. Колоколов Н.А.
    Порядок рассмотрения дел об административных
    правонарушениях в судах // Мировой
    судья. – 2005. – №№ 11, 12; 2006. – № 1.

  11. Кузякин Ю.П. Формы применения
    специальных знаний в производстве по
    делам об административных правонарушениях //
    Административное право и процесс. –
    2005. – № 4.

  12. Ламонов Е.В. Деятельность судьи
    районного (городского) суда в производстве
    по делам об административных
    правонарушениях: Монография. – Воронеж,
    2002.

  13. Цуканов Н.Н. Общая характеристика
    производства по делам об административных
    правонарушениях в деятельности милиции:
    учебное пособие. – Красноярск, 2005.

  14. Якимов А.Ю. О применении судьями
    судов общей юрисдикции некоторых
    положений Кодекса Российской Федерации
    об административных правонарушениях
    // Административное право и процесс. –
    2005. – № 3.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector