Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)

Дополнительные мероприятия налогового контроля — сроки проведения, решение и материалы

Камеральное налоговое расследование

Этот вид контроля распространяется на тех налогоплательщиков, налоговых агентов и других лиц, которые обязаны представлять в соответствующие органы декларацию. Особенность камеральной проверки заключается в том, что для её осуществления не нужно подтверждение руководителя налогового учреждения. Основанием для неё служит представленная налоговая декларация. Проверка осуществляется по месту расположения контролирующего органа в течение трёх месяцев со дня подачи документов.

Каждый налогоплательщик должен подавать налоговую декларацию в соответствующие учреждения, если иное не предусмотрено законом. Такое положение зафиксировано в ст. 80 НК РФ. Эта обязанность обусловлена не суммой платежа, а условием закона, что плательщик по конкретному виду налога должен представлять декларацию. Отсутствие суммы платежа не освобождает от этой повинности.

https://www.youtube.com/watch{q}v=s1Vg5_Tf8Po

Налоговые декларации, а также другие документы, которые представлены налогоплательщиком или имеющиеся у соответствующего органа, являются основанием для осуществления такого типа расследования, как камеральная проверка. Мероприятия налогового контроля здесь представлены истребованием документов, являющимся основной процедурой, а также допросом свидетеля или проведением экспертизы.

Цель налогового контроля

Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.

Цели налогового контроля реализуются путем решения определенных задач:

  • обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;

  • обеспечения надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;

  • улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;

  • проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;

  • проверки целевого использования налоговых льгот;

  • пресечения и профилактики правонарушения в налоговой сфере.

Выездная проверка

Это более конкретный вид контроля, который проводится в отношении одного налогоплательщика по определённому налогу. Основанием для такой проверки может послужить сомнение в правильности вычисления и своевременной уплаты обязательных платежей. Выездной контроль осуществляется на территории плательщика.

Мероприятия налогового контроля при проведении налоговых проверок, в том числе выездных, могут проводиться следующие:

  • Истребование необходимых документов. Налогоплательщик должен ознакомить инспекторов с подлинниками бумаг и деклараций, связанных с начислением и уплатой налогов. Данная процедура проводится на территории плательщика.
  • Проведение инвентаризации.
  • Осуществление осмотра необходимых помещений и территории, используемых для получения дохода.
  • Привлечение эксперта, если требуется дополнительная информация.
  • Допрос свидетеля, который обладает сведениями, имеющими значение при выездной налоговой проверке.
  • Привлечение переводчика или специалиста.

Зачем назначаются дополнительные мероприятия{q}

В настоящее время нередко встречается ситуация, когда контролирующий орган в процессе проверки не смог добыть необходимую информацию для вынесения решения. Но это не означает, что инспекторы больше не могут получать сведения о данном предприятии, и после расследования все закончится. Для этих целей применяют дополнительные мероприятия налогового контроля.

Основной задачей этих процедур является подтверждение или опровержение совершения правонарушения. Недостающую информацию инспекторы могут собирать только в рамках той деятельности налогоплательщика, которая была рассмотрена при основной проверке. Важно отметить, что данные мероприятия направлены не на обнаружение новых нарушений, а на тщательное расследование уже выявленных.

Дополнительные мероприятия налогового контроля - сроки проведения, решение и материалы

Плательщик узнаёт о назначении таких мероприятий во время рассмотрения результатов проверки или через несколько дней после них. Осуществление дополнительных процедур является промежуточным итогом расследования, в ходе которого необходимо выяснить, было ли совершено правонарушение.

Предлагаем ознакомиться:  Квитанция для оплаты госпошлины на РВП в 2019 году: реквизиты, где и как ее можно оплатить

Дополнительные мероприятия проведения налогового контроля делятся на три вида: истребование документов, допрос свидетеля и проведение экспертизы. Первый из них является самым распространённым и обсуждаемым. Существует множество примеров внедрения такой процедуры. В большинстве случаев суд становится на сторону налоговых органов. Лишь изредка дело выигрывает плательщик, и для этого ему нужно сильно постараться.

Рассмотрим простой пример. Предприятие предоставило контролирующему органу налоговую декларацию, в результате чего была назначена камеральная проверка. В ходе расследования решение не было принято, поэтому объявили дополнительные мероприятия. У предприятия попросили первичные документы, но руководство организации отказалось их предоставлять. Суд постановил, что дело необходимо пересмотреть.

Но почему принято такое решение{q} Дело в том, что в случаях, когда контролирующий орган при проведении камеральной проверки не выявил каких-либо ошибок и несоответствий, оснований для истребования документов у него нет. Хотя на практике, инспекторы даже в этом случае требуют предоставить отчёт. Организация мероприятий налогового контроля не всегда осуществляется по всем правилам, и во избежание несправедливого решения, налогоплательщику нужно знать свои права.

Независимо от принятого решения, налогоплательщик имеет право ознакомиться с результатами осуществления мероприятий в письменном виде. Но для этого проверяемому лицу необходимо подать в налоговый орган заявление с этой просьбой в произвольном виде.

Контролирующее учреждение обязано в течение двух дней со дня подачи заявления предоставить налогоплательщику возможность ознакомиться с решением. Результаты дополнительных мероприятий налогового контроля могут быть самыми разнообразными: от закрытия предприятия до признания ошибки. В любом случае рекомендуется каждому плательщику запрашивать окончательное решение в письменном виде.

Дополнительные мероприятия налогового контроля - сроки проведения, решение и материалы

После данной процедуры составляется протокол, который включает:

  • наименование документа;
  • дата, время и место совершения определённого действия;
  • личные данные человека, составляющего документ;
  • фамилия, имя и отчество всех людей, которые принимали участие в каких-либо действиях;
  • результаты проведения мероприятий.

Далее каждая сторона должна подписать этот протокол, выражая своё согласие. Перед этим необходимо внимательно изучить каждую строку, и при наличии замечаний, внести поправки.

Налоговый орган обязан уведомлять плательщика о каждом шаге проверки, и стадия после дополнительных мероприятий не является исключением. Поэтому проверяемое лицо должно знать о месте и дате рассмотрения дела, а также получить информацию о допконтроле. В процессе проведения дополнительных мероприятий, предусмотрено два этапа рассмотрения материалов:

  • 1 этап, где изучают материалы проверки и возражения по ней;
  • 2 этап, где рассматриваются все полученные материалы, включая информацию о дополнительных мероприятиях и возражений по ним.

Если на какой-либо стадии налогоплательщик не был оповещён о ходе расследования, то вышестоящий суд вправе признать итоговое решение инспекции недействительным. В этом случае соответствующий орган совершит серьёзное нарушение процедуры рассмотрения материалов дела.

Мероприятия налогового контроля должны проводиться абсолютно прозрачно. В этом случае будет возникать меньше вопросов к инспекции, и плательщик будет знать о каждом этапе расследования.

Предлагаем ознакомиться:  Как оспорить увольнение по сокращению штата

Информация о дате и месте изучения материалов

Дополнительные мероприятия налогового контроля - сроки проведения, решение и материалы

Налоговый контроль реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные конкретные приемы, средства и способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.

Форма налогового контроля — это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

При этом, при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, Налогового Кодекса РФ, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Права налоговых органов при осуществлении налогового контроля

Формы налогового контроля складываются из установленных НК РФ прав налоговых органов:

  • требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

  • производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

  • вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

  • осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

  • контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

  • привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

  • вызывать в качестве свидетелей и лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

  • создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ.

Допрос свидетелей

В ст. 90 НК РФ сказано, что одним из дополнительных мероприятий налогового контроля является допрос свидетелей. Нужно отметить, что для дачи показаний может быть вызван любой человек, который обладает сведениями, имеющими значение в этом деле. Есть некоторые ограничения по вызову свидетелей, ими не могут выступать:

  • лица, которые в силу возраста или физических и умственных отклонений не способны корректно воспринимать информацию;
  • лица, которые получили нужные сведения в процессе профессиональной деятельности, например, адвокат.

Человек имеет право отказаться от дачи показаний только на основаниях, предусмотренных законодательством РФ. Самым распространённым предлогом для отказа служит ст. 51 Конституции: никто не должен свидетельствовать против себя, супруга или близких родственников.

У налогоплательщиков часто возникает вопрос: могут ли вызываться люди для дачи показаний во время приостановления выездной проверки{q} Причём большинство из них считают, что налоговые органы не имеют на это право. Однако они ошибаются.

Предлагаем ознакомиться:  Получение выписки из единого государственного реестра недвижимости об объекте

Дополнительные мероприятия налогового контроля - сроки проведения, решение и материалы

В ходе мероприятий налогового контроля существует огромное количество оснований для того, чтобы приостановить проверку. Но в законодательстве РФ нет пункта, который запрещает в это время допрашивать свидетелей. Контролирующие органы вправе вызывать для дачи показаний людей, которые обладают информацией, необходимой для принятия решения по конкретному делу. Таким образом, даже в период приостановки проверки, может проводиться допрос свидетелей.

Экспертиза

Привлечение эксперта является последним из трёх возможных дополнительных мероприятий. Она назначается в том случае, если для выявления нарушения требуются специальные знания в какой-либо области. Эксперта выбирают в каждом конкретном случае, и он принимается за работу на договорной основе. Инспектор, который осуществляет выездную проверку, имеет право привлечь специалиста.

Для этого создаётся постановление о назначении экспертизы, где указываются фамилия профессионала и наименование предприятия, где она будет проводиться, а также вопросы, которые он должен разрешить и материалы, ему предоставляемые. С этим положением должностное лицо должно ознакомить плательщика.

В некоторых случаях может быть назначена повторная экспертиза. Если не было выявлено достаточное количество обстоятельств, или первый эксперт оказался некомпетентным. Чаще всего экспертиза проводится по настоянию налогового органа. Однако налогоплательщик имеет право осуществить самостоятельное расследование, и предоставить результаты суду.

Проведение мероприятий налогового контроля направлены на обнаружение правонарушений, связанных с несвоевременной уплатой налогов или неверным их исчислением. Дополнительные мероприятия в виде истребования документов, допроса свидетелей и экспертизы призваны прояснить ситуацию и помочь контролирующему органу принять окончательное решение.

Возражения

До 2016 года в законодательстве РФ был значительный пробел, связанный с налоговыми проверками – не установлен срок обжалования результатов проведения мероприятий. Но 01.05.2016 вышел новый Федеральный закон, согласно которому плательщик может представить возражения по результатам дополнительных мероприятий в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в решении соответствующего органа о назначении допконтроля.

Но здесь есть один нюанс. Дело в том, что контролирующий орган не обязан представлять плательщику какой-либо документ, свидетельствующий об их решении. Тогда возникает вопрос: что обжаловать, если нет письменных подтверждений{q} Возражения по дополнительным мероприятиям налогового контроля приходится представлять, основываясь на копиях документах, которые не содержат чётких выводов соответствующих учреждений. Получается, что плательщик должен сам определить возможные доводы и претензии со стороны налоговых органов.

https://www.youtube.com/watch{q}v=5uyaxt44bA0

Проверяемым лицам остаётся одно: надеяться, что вскоре в НК РФ внесут поправку, согласно которой инспекции обязаны предоставлять в письменном виде своё решение. Мероприятия налогового контроля при проведении налоговых проверок должны быть зафиксированы, чтобы плательщики в случае несогласия могли на что-то опираться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector