Договор между продюсером и исполнителем

Отличия сделок ведущих лейблов с продюсерами от сделок с инди-продюсерами

Для начала необходимо понять, чем отличаются договоры, которые заключают с продюсерами крупные лейблы, от договоров, с которыми продюсер сталкивается в инди-мире. Сделка крупного лейбла с продюсером, как правило, включает в себя вознаграждение, сумма которого колеблется от нескольких тысяч долларов до гораздо больших значений для продюсера с серьезным послужным списком в области создания хитов.

Кроме того, продюсер обычно получает гонорар в размере от 3% до 5%, который рассчитывается таким же образом, как и гонорар артиста. Например, если гонорар артиста рассчитывается как процент от предполагаемой розничной цены записи, гонорар продюсера будет рассчитан так же. Как и гонорар артиста (который обычно колеблется в пределах от 12% до 18%), гонорар продюсера будет подвержен ряду вычетов, таких как затраты на упаковку или уменьшенный гонорар от продаж за рубежом. Гонорар продюсера, как правило, вычитается из гонорара артиста, что по сути заставляет артиста оплачивать гонорар продюсера.

https://www.youtube.com/watch{q}v=d1ibjdBZnig

В отличие от артиста, продюсер обычно получает свой гонорар от первой проданной записи после возмещения расходов на запись. Это означает, что как только общий доход превысит издержки производства, продюсер получит свою долю выплат, прежде чем продадутся все записи, в то время как артист – нет. 

Когда артист или небольшой лейбл нанимают продюсера, предоплата за его услуги, как правило, значительно меньше. Кроме того, поскольку лейбл и артист могут выступать как одно и то же юридическое лицо, зачастую не имеет смысла привязывать гонорар продюсера к гонорару артиста. В этом случае гонорар продюсера, если таковой имеется, может быть основан на чистой выручке или прибыли.

Два объекта копирайта: «записи» (фонограмма) и «музыкальные произведения»

Как известно, авторское право защищает «музыкальные произведения», включая песни и любой сопровождающий их текст, а также оркестровые произведения, либретто и иные музыкальные сочинения. Но авторское право также защищает «фонограмму», то есть, записи музыкальных композиций. Бит, как правило, является одновременно записью и музыкальным сочинением, поскольку запись бита включает в себя отдельно охраняемое авторским правом музыкальное произведение.

Предлагаем ознакомиться:  Кража из машины толкование снов

Договор между продюсером и исполнителем

На протяжении многих лет продюсеры в целом не создавали в музыке ничего нового. Они лишь принимали участие в записи песен, сочиненных музыкантом, и доводили их до ума. Однако ситуация изменилась. Теперь в поп-музыке, ритм-энд-блюзе и особенно в хип-хопе продюсеры заняты именно созданием новой музыки путем предоставления битов или даже целых музыкальных тем, на которые накладывается пение или рэп артиста. В этом случае продюсер создает два объекта авторского права: запись и часть музыкальной композиции.

Именно поэтому продюсеры иногда заключают контракты с музыкальными издательствами (читайте в одной из наших следующих статей о соглашениях с музыкальными издательствами).

«Служебное произведение» и неисключительная лицензия

Если предметом соглашения является продажа, оно, как правило, должно быть структурировано как «договор на служебное произведение***». Согласно этому договору, продюсер теряет все права на бит, в том числе авторское право и право повторного использования бита в любых целях. Если же речь идет о выдачи неисключительной лицензии, продюсер сохраняет за собой и авторское право, и право использовать бит еще раз или проводить с ним иные сделки.

Служебное произведение: продюсер признает, что все результаты и доходы от его услуг рассматриваются как «служебное произведение» для Компании [или Артиста] согласно законодательству США об авторских правах. Соответственно, продюсер также признает и соглашается с тем, что Компания является и должна считаться автором и / или исключительным владельцем бита, включая музыкальную композицию и запись, из которых состоит бит.

Записи и музыкальные композиции, содержащиеся в нем, могут быть использованы владельцем исключительных авторских прав для любых его целей по всему миру; сюда относятся все права любого рода, содержащиеся в авторском праве, любое продление или расширение этих прав, а также любых других соответствующих прав.

Предлагаем ознакомиться:  Соглашение о расторжении договора, образец и пример

Компания имеет право использовать некоторые или все биты в любых средствах массовой информации, известных в настоящее время или открытых в будущем, по всему миру, на бессрочной основе, в любых конфигурациях по решению Компании. В связи с этим продюсер настоящим предоставляет Компании как доверенному лицу право на выполнение, подтверждение, доставку и регистрацию в Бюро регистрации авторских прав США или в другом месте любых или всех документов, относящихся к данному биту, если он не в состоянии выполнить то же самое в течение пяти (5) дней после соответствующего запроса Компании.

Продюсер обычно всегда заинтересован сохранить за собой авторские права. Тем не менее, иногда вопрос о служебном произведении не подлежит обсуждению, и тогда продюсер должен спросить себя: «Может ли аванс компенсировать потерю права на использование бита{q}» Как правило, когда артист или инди-лейбл нанимают продюсера для создания бита и / или полного производства записи одного или нескольких треков, с ним заключают контракт на служебное произведение, но продюсер при этом получает аванс и может вести переговоры о дополнительных гонорарах.

Вознаграждение

Сумма вознаграждения, если таковое имеется, будет зависеть от целого ряда факторов, в том числе от того, является ли предметом соглашения продажа или лицензия. В случае продажи сумма вознаграждения больше, чем если речь идет о неисключительной лицензии, в соответствии с которой продюсер оставляет за собой право повторного использования бита.

Но самым важным фактором при определении суммы вознаграждения является деловая репутация продюсера. Продюсер, создавший ряд успешных треков, может потребовать плату в несколько тысяч долларов или более, а продюсер с опытом создания хитов может запросить гораздо большую сумму. Однако приобретение бита по лицензии или даже покупка бита у талантливого, но малоизвестного продюсера может стоить всего несколько сотен долларов.

Механический гонорар

Даже в случае заключения договора на служебное произведение у продюсера есть возможность сохранить авторские права на размер его вклада в музыкальное произведение (в отличие от записи). В этом случае лейбл или артист должны запросить разрешения продюсера на использование этого его вклада для дальнейшего продвижения записей.

В обмен на это разрешение продюсер обычно получает «механический» гонорар, т.е. гонорар, привязанный к использованию основной музыкальной композиции, содержащейся в записи. Механические гонорары устанавливаются законом. Текущая механическая ставка в США составляет 9,1 цента за песню, за каждый проданный ее экземпляр (а для песен, длительность которых превышает пять минут, — 1,75 центов за минуту или ее часть).

Предлагаем ознакомиться:  Как вести себя в арбитражном суде

В случае если доля производителя составляет 50%, он будет получать 9,1 цент за каждую проданную запись, содержащую песню, в дополнение к его продюсерскому гонорару, который привязан к доходу, полученному от записи, а не песни.

И, наконец, лейбл часто просит продюсера принять ставку, равную 3/4 от ставки, установленной законом (то есть 75% от 9,1 центов). Прописывается это в статье контракта под названием «Контролируемая композиция». Как правило, никаких видимых оснований для этого нет. Тем не менее, все ведущие лейблы вносили этот пункт в контракт в течение многих лет, чтобы уменьшить выплаты артистам, которые сами сочиняют свои песни, и продюсерам, которые также принимают участие в создании песен.

С юридической точки зрения нужно отметить, что продюсерский договор чаще всего – это смешанный договор, включающий в себя несколько видов договоров (агентский, оказания услуг, отчуждения исключительного права или лицензионный). Кроме того, он может содержать положения, которые не относятся ни к одному из предусмотренных законом видов договоров.

* Инди-музыка (англ. Indie music, от англ. independent music — «независимая музыка») включает в себя музыкальные жанры, субкультуры, для которых характерны независимость от коммерческой поп-музыки и мейнстрима.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytcreatorsru

** Далее по тексту бит будет использоваться в качестве наглядного примера объекта авторского права, являющегося одновременно и «записью» и «музыкальным произведением».

https://www.youtube.com/watch{q}v=https:accounts.google.comServiceLogin

*** Служебное произведение – произведение литературы, науки и искусства, созданное автором в рамках своих служебных обязанностей (служебного задания) по трудовому договору.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector