Добросовестная и недобросовестная конкуренция на рынке

Значение конкуренции

Конкуренция — это взаимоотношения между участниками экономики, которые выражены в виде борьбы, соперничества по поводу производства материальных благ и их обмена. Она необходима для эффективного развития и существования предпринимательской деятельности.

Положительными последствиями рассматриваемого явления считаются:

  1. Развитие инициативности хозяйствующих субъектов. Это стимулирует производство, повышение качества продукции (работ, услуг) и подъем экономики в целом.
  2. Распределение товаров, работ, услуг в те места, где в них больше всего нуждаются. При отсутствии конкуренции субъекты экономики насыщали бы только наиболее благоприятные рынки сбыта.
  3. Направление ресурсов на изготовление самых востребованных потребителем продуктов.
  4. Защита предпринимателей от возможной криминализации рынка конкурентами, использования ими недобросовестных методов борьбы за место на нем.

При этом наряду с позитивными результатами конкуренция порождает и отрицательные, которые могут дестабилизировать экономику:

  1. Конкуренция легко может нарушить созданную стабильную ситуацию на рынке.
  2. Каждый участник предпринимательских отношений так или иначе всегда стремится к монополизации своего сегмента, что влечет ограничение возможности новых участников по выходу на рынок сбыта.
  3. Желание увеличить прибыль толкает хозяйствующие субъекты к таким методам конкуренции, которые будут не развивать рынок, а тормозить его (например, промышленному шпионажу, недобросовестной рекламе, распространению ложных сведений).

Таким образом, конкуренция — это явление двоякое, имеющее как позитивные, так и негативные черты.

Глава 1. Различные подходы к определению добросовестной конкуренции

Этот признак тесно связан с таким важным условием конкуренции, как невозможность отдельных субъектов влиять своими действиями на общие правила конкретного рынка. Это проявляется посредством реализации права каждого заинтересованного лица на свободу совершения сделок, прописанного в ст. 421 ГК РФ и включающего в себя не только свободу в выборе и приобретении товаров (работ, услуг), но и возможность формировать договорные условия и устанавливать цены по собственному усмотрению сторон.

Таким способом законодатель противопоставляет конкуренцию в ее добросовестной форме доминирующему положению на товарном рынке. При этом под рынком понимается единая сфера обращения конкретного товара (п. 4 ст. 4 Закона о конкуренции). Для целей контроля над правильным функционированием конкретной рыночной локации соответствующие властные органы должны точно определять рамки данного сегмента. Решается подобная задача посредством проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (утв. приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220).

При добросовестной конкуренции компании используют повышение качества и характеристик реализуемого продукта, маркетинговые стратегии и рекламу, и создание более совершенной группы товаров и услуг. Но самым популярным методом добросовестной конкуренции остается «война цен» — манипулирование уровнями цен для привлечения потребителей, удержания доли рынка и нейтрализации влияния конкурентов.

имеющие соответствующие полномочия и действуют с целью поддержания конкурентной среды, предупреждения и н недопущения негативных проявлений конкуренции и монополизма, наложение на нарушителей предусмотренных законом санкций; 2) лица, что, имея рыночную власть, диктуют другим участникам рынка и потребителям свои у языка доступа на рынок и / или реализации товаров Первая категория лиц (обычно уполномоченные органы государства) действует в интересах общества, вторая — в собственных интересах и нередко в ущерб экономической конк уренции, что к установлению соответствующих огнь.

Конкуренция имеет положительную и отрицательную стороны (проявления) Конкуренция в положительном смысле стимулирует субъектов хозяйствования к эффективной деятельности с целью обеспечения потребителей товарами (услугам мы) высокого качества, в необходимом количестве и ассортименте и по доступным ценам Такая конкуренция называется нормальной, добросовестной и т.д.

Выигрывает только тот предприниматель, который располагает шансами снижения издержек производства. Механизм ценовой конкуренции действует следующим образом. Фирма-производитель устанавливает на свою продукцию цены ниже рыночных. Конкуренты, не имеющие возможности последовать этой инициативе, не могут удержаться на рынке и уходят с него или разоряются. Однако всегда находится конкурент, который выведет фирму из трудного положения, переживет «войну цен» и дождется нового повышения цен на продукцию.

А чем сильней является применение конкуренции, тем сильней и является соблазн получения преимуществ недобросовестными методами.

Сейчас на рынке, где предлагаются юридические услуги, можно найти юриста, который как защищает от недобросовестных способов конкуренции, так и наоборот — помогает «законным путём» конкурентов уничтожить. В законодательстве на сегодня расширена область норм и законов, направленных на защиту от недобросовестных конкурентов.

При добросовестной конкуренции . компании используют повышение качества и характеристик реализуемого продукта, маркетинговые стратегии и рекламу. и создание более совершенной группы товаров и услуг. Но самым популярным методом добросовестной конкуренции остается «война цен» — манипулирование уровнями цен для привлечения потребителей, удержания доли рынка и нейтрализации влияния конкурентов.

Недобросовестная конкуренция может принести существенный вред сопернику. На сегодняшний день изменены понятия в законодательстве о конкуренции. Это позволяет рекламировать свой товар, не выходя за рамки дозволенного. Добросовестная конкуренция всегда приветствуется. Но вот грани между правильным и не совсем законным представлением своей продукции стали очень тонкими. Нужно хорошо знать методики рекламы, для того чтобы не попасться на многомиллионные штрафы.

Суть конкуренции

Общее содержание конкуренции заключается во взаимодействии 4 элементов в рамках конкретной отрасли экономики:

  1. Соперничества участников. Если оно достаточно жесткое, то приводит к росту затрат на повышение конкурентоспособности товара.
  2. Угрозы появления новых субъектов. Новички, перераспределяя существующее неизменное количество потребителей, снижают прибыльность рыночного сегмента.
  3. Наличия в отрасли крупных поставщиков и/или приобретателей. Данный факт также влияет на финансовое состояние фирмы-производителя, так как сильные игроки желают пользоваться большими скидками и преференциями, т. е. способствуют изменению цен в свою пользу.
  4. Утраты компаниями-участниками возможности повышать цены в ситуации, когда на рынке появляются товары-заменители (или аналогичные услуги). Потребители в этом случае явно будут обращаться к более дешевым продуктам.
Предлагаем ознакомиться:  Как заставить жену отчитываться о тратах алиментов

Чтобы сохранять конкурентоспособность в соответствующей сфере, предприниматель должен учитывать все вышеперечисленные факторы.

Понятие и признаки добросовестной конкуренции

Добросовестное поведение выражается в принятии всех законодательно установленных правил и требований, однако само законодательство не может дать четких признаков отличия добросовестной и недобросовестной конкуренции.

Выделяю следующие признаки недобросовестной конкуренции:

  • не предусматривается пассивное отношение к ведению конкуренции;
  • все движения недобросовестного конкурента будут рассматриваться как административное правонарушение;
  • все недобросовестные конкуренты идут лишь к одной цели – быть лидером на рынке;
  • в результате действий недобросовестных конкурентов подвергаются риску деловые отношения других участников рынка.

При добросовестной конкуренции . компании используют повышение качества и характеристик реализуемого продукта, маркетинговые стратегии и рекламу, и создание более совершенной группы товаров и услуг. Но самым популярным методом добросовестной конкуренции остается «война цен» – манипулирование уровнями цен для привлечения потребителей, удержания доли рынка и нейтрализации влияния конкурентов.

Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. Конкурентная борьба — это динамический процесс, который служит лучшему обеспечению рынка товарами. Фирма – это коммерческая организация осуществляющая затраты факторов производства для изготовления товаров и услуг с целью их продажи и получения прибыли. Рыночная конкуренция является одной из важнейших категорий современной экономической теории.

Как такового определения добросовестной конкуренции нет ни в экономических, ни в юридических источниках. Есть понятия «конкуренция», «недобросовестная конкуренция», «совершенная конкуренция», «несовершенная» и др. В связи с этим под добросовестной имеет смысл понимать такую, которая не содержит признаков недобросовестной и, по сути, тождественна определению конкуренции, данному в п. 7 ст. 4 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — Закон о конкуренции).

Таким образом, можно сделать вывод, что добросовестная конкуренция — это отношения соперничества, при которых каждый участник допускаемыми законом средствами ограничивает других в возможности единолично влиять на состояние рынка. Данное законодательное определение исходит из экономического понятия совершенной конкуренции.

Конкурентные действия, ценовая добросовестная конкуренция и неценовые методы

Каждый участник рынка стремится к получению прибыли. Для этого он совершает определенные (конкурентные) действия, которые обеспечивают субъекту предпринимательства правомерное преимущество. Вся эта деятельность делится на ценовую и неценовую конкуренцию.

Механизм первого вида состоит в понижении или повышении цен. В результате предприятие обеспечивает себе больший приток потребителей. Несмотря на то что основная цель конкуренции — это максимизация прибыли, иногда ценовой метод применяется для решения совсем других задач. Например, он может использоваться для выдавливания с рынка менее устойчивых производителей путем установления цен ниже себестоимости продукции. При таких условиях выигрывают только самые мощные в финансовом плане субъекты.

Второй способ заключается в улучшении качества товара (работ, услуг). Сюда же относятся расширение ассортимента, модернизация производства, повышение уровня сервисного обслуживания. Выбор более удобного месторасположения, расширение рекламы также могут способствовать увеличению потребительского спроса.

Таким образом, конкурентные действия воздействуют, с одной стороны, на потребителя, удовлетворяя его потребности; с другой — на конкурентов, отвлекая от их продукции потенциальных приобретателей.

Антитрестовское законодательство появляется в конце XIX века. На уровне отдельного государства впервые оно появилось в 1889 г. в Канаде, где был принят Акт «О предотвращении и подавлении объединений, направленных на ограничение торговли» («Act for the prevention and suppression of combinations formed in restraint of trade»), а годом позже в США был принят Акт Шермана[21].

Инициаторами их утверждения становились такие организации как Альянс фермеров Миссури. Они объединяли производителей, обеспокоенных ростом конкуренции со стороны более крупных и эффективных ферм. Увеличение рыночной доли, занятой крупными хозяйствами, преподносилась как опасная концентрация, ведущая к монополизации рынка.

Аналогичной была и ситуация на федеральном уровне. Сенатор Джон Шерман, добившийся принятия антимонопольного законодательства в США, обвинял тресты в ограничении выпуска для повышения цен. Как показывает его переписка с представителями мелких нефтяных компаний, в реальности Шерман защищал именно интересы тех предпринимателей, которые страдали от падения цен, в частности, от удешевления нефтепродуктов, вызванного применением цистерн при транспортировке нефти. В частности, он лоббировал закон, запрещающий железным дорогам предоставлять скидки на перевозку нефти в цистернах, а не в бочках[22].

Среди отраслей, которые в Конгрессе считались монополизированными, были производство нефти, сахара, рельсов, свинца, цинка, джута, угля и хлопкового масла. Но во всех перечисленных отраслях, о которых доступны соответствующие данные, производство между 1880 и 1890 гг. росло быстрее, чем американское производство в целом.

ВНП США за данный период вырос в реальном выражении на 24 %, а в номинальном на 16 %. Что же касается выпуска в отраслях, где были образованы тресты, то в номинальном измерении он вырос за это время на 62 %, а в реальном — на 175 %. Таким образом, тресты обеспечивали рост производства и снижение цен.

С момента принятия Акта Шермана антимонопольные законы распространились в большинстве стран мира. Этот процесс не был одномоментным: так, в Италии соответствующий закон был принят через 100 лет после Акта Шермана — в 1990 году.

Существуют также и примеры отмены антимонопольного законодательства. Так, принятый при М. Саакашвили в Грузии закон «О свободе торговли и конкуренции» в отличие от прежде действовавшего закона «О монополистической деятельности и конкуренции» содержит исключительно запреты на действия органов власти, но не частных компаний. Тем самым в настоящий момент антимонопольное законодательство в Грузии отсутствует.

Контроль за экономической концентрацией состоит в контроле антимонопольных органов за приобретением активов экономически-значимыми компаниями. Такой контроль в той или иной форме существует в большинстве стран, имеющих антимонопольное законодательство. В частности, из обследованных Министерством юстиции США 80 стран, имеющих антимонопольное законодательство, около 60 осуществляют контроль за слияниями. При этом детали режима контроля могут отличаться в зависимости от страны и типа сделок.

Контроль может быть предварительным (компании подают сведения о сделках в антимонопольные органы до завершения этих сделок) или последующим (после совершения сделок). Кроме этого, подача уведомления может быть обязательной или добровольной. Так, в Австралии, в которой не существует процедуры обязательного уведомления, компания, тем не менее, может предпочесть получить иммунитет от возможного судебного преследования и предварительно подать заявку для формального утверждения.

Таблица 2.1

Предлагаем ознакомиться:  Договор бытового подряда между физическими лицами на установку окон пвх

Процедуры контроля за слияниями в разных странах мира

Обязательное предварительное уведомление

Обязательное предварительное уведомление

Обязательное последующее уведомление

Добровольное уведомление

Австрия

Нидерланды

Аргентина

Австралия

Азербайджан

Польша

Греция

Кот д’Ивуар

Албания

Португалия

Дания

Великобритания

Аргентина

Россия

Индонезия

Венесуэла

Беларусь

Румыния

Испания

Новая Зеландия

Бельгия

Словакия

Македония

Норвегия

Болгария

Словения

Россия

Панама

Бразилия

США

Тунис

Франция

Венгрия

Таиланд

ЮАР

Чили

Германия

Тайвань

Южная Корея

Греция

Тунис

Япония

ЕС

Турция

Израиль

Узбекистан

Ирландия

Украина

Италия

Финляндия

Казахстан

Хорватия

Канада

Чехия

Кения

Швейцария

Кипр

Швеция

Колумбия

Эстония

Латвия

ЮАР

Литва

Югославия

Македония

Южная Корея

Мексика

Япония

Молдавия

По признанию руководителей ФАС И. Артемьева и А. Сушкевича, «антимонопольная политика государства, как никакая другая форма публичного вмешательства власти в частные дела, находится под постоянным огнем критики представителей экономической науки»[23]. Критиками антимонопольного законодательства являются такие известные экономисты, юристы и философы как М. Фридман, Ф. Хайек, А. Гринспен, А. Рэнд, Р.Коуз, Р. Борк, Р. Познер, М. Ротбард. Основными объектами критики являются:

  • экономические последствия антимонопольного регулирования (утверждается, что оно всегда или нередко приводит к уменьшению общественного благосостояния);
  • лежащая в основе антимонопольного регулирования этическая и правовая философия (утверждается, что оно нарушает права собственности и свободу контракта и приводит к неравенству прав граждан).

Некоторые из критиков антимонопольного законодательства являются сторонниками его отмены, некоторые — сторонниками существенных корректировок.

По мнению либертарианских (англ. libertarianism; от англ. liberty — личная свобода) критиков антимонопольного законодательства, оно нарушает права человека, в частности, право собственности и свободу контракта. Подпадающие под действие антимонопольного законодательства компании лишаются возможности свободно пользоваться и распоряжаться принадлежащим им имуществом.

Антимонопольные органы ставят это имущество на службу «обществу в целом» и тем самым фактически присваивают его. Так, по мнению основателя Института конкурентного предпринимательства Фреда Смита, корни антимонопольной политики кроются в этатистском представлении, что бизнес «в принципе не имеет права распределять свою собственность тем способом, который он считает подходящим, а обладает лишь относительной свободой при условии, что он помогает максимизировать функцию определенной общественной полезности.

При этом, антимонопольное законодательство нарушает принцип правового равенства граждан. Оно не признает за влиятельными хозяйствующими субъектами тех прав (свобода ценообразования, свобода продажи компании, свобода производства, свобода продавать товары «в нагрузку» и т. д.), которые признаются за остальными собственниками. Тем самым, антимонопольное законодательство является дискриминационным.

Основой российского антимонопольного законодательства является Федеральный закон (Россия) «О защите конкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших (в смысле объема продаж) компаний.

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства;

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара;

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Наряду с этим федеральный закон «О защите конкуренции» вводит контроль за слияниями организаций, продажей и покупкой крупных пакетов акций компаний, а также запрет на согласование цен между хозяйствующими субъектами, раздел рынка и некоторые другие практики. На сегодняшний день можно уверенно сказать, что монопольный закон в Российской Федерации не реализуется.

Большая Энциклопедия Нефти Газа

Субъекты конкуренции

По смыслу толкования Закона о конкуренции лицами, имеющими право совершать конкурентные действия, являются хозяйствующие субъекты. При этом отдельные физические лица, не имеющие отношения к какому-либо хозяйствующему субъекту, а также государственные и муниципальные органы или их должностные лица не могут выступать в этом качестве.

К хозяйствующим субъектам в широком смысле этого определения относятся:

  1. В силу п. 5 ст. 4 Закона о конкуренции:
  • коммерческие организации;
  • некоммерческие предприятия, занимающиеся доходной деятельностью;
  • индивидуальные предприниматели;
  • физические лица, получающие доход от своего профессионального труда, требующего получения лицензии, проведения государственной регистрации или членства в саморегулируемых организациях (например, нотариусы, оценщики).
  1. Согласно п. 6 ст. 4 Закона о конкуренции, хозяйствующие субъекты, оказывающие финансовые услуги (кредитные и микрофинансовые организации, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды и т. п.).
  2. Отдельно ст. 9 Закона о конкуренции в качестве участников конкуренции выделяются группы лиц, члены которых могут влиять и контролировать друг друга. Возможные основания объединения отдельных лиц в единый экономический субъект для целей соблюдения антимонопольного законодательства изложены в той же статье. Например, такой группой являются организация и ее исполнительный орган (как физическое, так и юридическое лицо) либо гражданин (хозяйствующий субъект) и его родственники (супруги, дети и др.).

Характеристика добросовестной и недобросовестной конкуренции

В конкуренции достаточно важным является знание закона и умение его применять. В России вопрос конкуренции регулируется с помощью закона РФ

Предлагаем ознакомиться:  Треть сотрудников петербургской ФМС потеряют работу

(в ред. Законов РФ от 24.06.1992 N 3119-1, от 15.07.1992 N 3310-1; Федеральных законов от 25.05.1995 N 83-ФЗ, от 06.05.1998 N 70-ФЗ, от 02.01.2000 N 3-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 2 Показать все 1.03.2002 N 31-ФЗ, от 09.10.2002 N 122 -ФЗ).

Регулирование конкуренции

Недобросовестная конкуренция на рынке товаров, работ, услуг – это получение преимущества на рынке с помощью противоправных, незаконных действий, нарушающих права других продавцов на данном рынке, с целью привлечения как можно большего количества покупателей своей продукции, товаров, работ, услуг.

Недобросовестная конкуренция на рынке финансов – это получение преимущества на рынке финансовых услуг с помощью противоправных, незаконных действий, нарушающих права других участников данных рынков.

Недобросовестные конкуренты, в основном, ведут очень активную деятельность, которая противоречит действующему законодательству РФ, сложившимся устоям общества, нормам разумного.

С правовой точки зрения конкуренция, являющаяся недобросовестной может состоять из разных типов правонарушений – ограничения, установленные законодательством РФ, когда конкурент проводит запрещенные сделки, злоупотребляет правами на рынке.

При выявлении ее следует обращать внимание на:

  • все механизмы и способы запутать потребителя при приобретении того или иного товара;
  • распространение недостоверных сведений о конкурентах;
  • распространение информации, которая может ввести в заблуждение потребителей по поводу места производства товара, и его характеристиках.

Недобросовестная конкуренция регулируется как федеральными законами, Конституцией РФ, но и Парижской конвенцией.

В соответствии с Парижской конвенцией запрещаются:

  • всякие действия, направленные вызывать смешанное отношение к другим производителям;
  • распространение недостоверных сведений, которые могут повлиять на деловую репутацию конкурента;
  • сокрытие производителя товара, его свойств, характеристик и так далее.

Поэтому важно вовремя отследить недобросовестного конкурента, и привлечь его к ответственности.

В законодательстве приводится исчерпывающий перечень действий конкурента, относящихся к недобросовестным действиям.

Важно помнить, что в соответствии с законодательством, открывшийся факт недобросовестной конкуренции влечет за собой наложение штрафных санкций от 12 тысяч рублей – для должностного лица и от 100 тысяч рублей – для юридического лица. Если недобросовестное лицо незаконно использует средства интеллектуальной собственности, возможны штрафные санкции для должностного лица – 20 тысяч рублей, для юридического лица – исчисляется 0,01 и до 0,15% от суммы выручки от продажи такого товара, но не меньше, чем 100 тысяч рублей.

Также применяют такое понятие как злоупотребление доминирующим положением. Оно подразумевает нацеленность недобросовестного конкурента на действия против общих устоев и интересов, а не конкретных лиц.

Принцип государственной поддержки конкуренции сформулирован в ч. 1 ст. 8 Конституции РФ. Целью такой поддержки является обеспечение эффективного существования рынка на основе конкурентных отношений с учетом государственного контроля над монополиями.

Поставленная государством задача решается 2 путями:

  1. Издаются соответствующие нормативные акты, которые в своей совокупности составляют законодательство о конкуренции и монополии.
  2. За соблюдением установленных правил следит специальный орган — Федеральная антимонопольная служба, или ФАС РФ (постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» от 30.06.2004 № 331). Помимо контролирующей функции ФАС РФ имеет полномочия по принятию правовых актов, которые развивают, уточняют или разъясняют положения основных законодательных документов.

Законодательство о конкуренции и монополии

Рассматриваемая область законодательства состоит из нескольких частей.

В первую очередь это конкурентное законодательство, которое включает в себя:

  1. Антимонопольное законодательство, призванное ограничивать монополизацию экономики. Это достигается с помощью предусмотренного правовыми актами государственного надзора за доминирующими субъектами, а также предупреждения и преследования монополистических явлений. К антимонопольным источникам, в соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о конкуренции, относятся Конституция РФ (ст.  8, 34), ГК РФ (ст.  10) и пр.
  2. Законодательство о недобросовестной конкуренции, которое способствует выявлению и предупреждению недопустимых методов конкурентной борьбы. В случае нарушения нормативных правил предусмотрены меры ответственности для виновных субъектов. Этот нормативный пласт состоит из Закона о конкуренции, Кодекса РФ об административных правонарушениях (например, ст. 14.33 о недобросовестной конкуренции), Уголовного кодекса РФ (ст.  178 об ограничении конкуренции), а также иных федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, приказов ФАС РФ, международных соглашений.

Вторая часть — это законодательство о естественных и государственных монополиях (например, закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ). Оно регулирует деятельность доминирующих на рынке организаций, которые создаются государством ради соблюдения публичных интересов. Подобные хозяйствующие субъекты не имеют преобладающего значения и носят исключительный характер.

Правовое регулирование недобросовестной конкуренции

Как уже отмечалось выше, ст. 8 Конституции РФ, провозгласив принцип государственной поддержки конкуренции, фактически возвела его в ранг основ конституционного строя РФ. Это означает, что право на конкуренцию (равное и самостоятельное соперничество с другими участниками рынка) считается одним из самых главных элементов предпринимательской деятельности вообще.

Рассматриваемая возможность состоит из следующих правомочий:

  1. Права на собственные действия. Оно выражается в свободном доступе на рынок и в осуществлении таких мероприятий, которые способствуют привлечению потребительского спроса. При этом зачастую добросовестные действия конкурента создают помехи для других субъектов, что не всегда можно признать противоправным.
  2. Права требования. Оно заключается в праве предпринимателя требовать от остальных участников и властных органов, чтобы они не мешали ему совершать конкурентные действия.
  3. Права на защиту. Суть его в возможности защитить свои предпринимательские права либо способом самозащиты, либо путем применения к нарушителю мер государственного воздействия гражданского, административного или уголовного характера.

Лимитировать право субъекта предпринимательской деятельности на конкуренцию в добросовестном виде можно только на основании норм федеральных законов и только для целей удовлетворения общественных нужд. Например, такое ограничение существует в сферах государственных и естественных монополий.

 * * * 

Итак, рассмотренный в статье вид конкуренции определяется как равное соперничество хозяйствующих субъектов. Такая конкуренция является важнейшим элементом эффективного функционирования экономики. Данное явление регулируется большим разделом российского права, которое включает в себя конкурентную часть и законодательство о естественных и государственных монополиях.

Еще больше материалов по теме в рубрике: «Антимонопольное законодательство». 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector